Как оформить землю под многоквартирным домом в собственность

Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Примечание. Получить информацию о факте формирования участка под многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет можно на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра.

Для оформления в собственность земельного участка под многоквартирным домом рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Проведите общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка

При проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия (проведении общего собрания посредством очного голосования) потребуются следующие документы (ст. 44.1 ЖК РФ; п. 1 Состава документов, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 N 569-ПП):

1. Схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

2. Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

3. Лист регистрации собственников помещений или их представителей, принявших участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

4. Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном законом порядке.

5. Письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

6. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

Примечание. При проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования потребуется иной перечень документов ( п. 2 Состава документов, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 N 569-ПП).

Шаг 2. Обратитесь в уполномоченные органы с заявлением о формировании земельного участка

Формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления (ч. 3, 4 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 05.10.2017 N Д23и-5777).

В г. Москве функции по формированию земельных участков возложены на Департамент городского имущества.

Департамент городского имущества г. Москвы проверяет наличие проекта межевания квартала, на котором расположен земельный участок. При его наличии он выдает распоряжение об утверждении границ участка на кадастровой карте территории. Если земельный участок находится на неразмежеванной территории, то квартал вносится в соответствующий план межевания.

Шаг 3. Обратитесь к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана

Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В целях постановки земельного участка на кадастровый учет обратитесь к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана (ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Межевой план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.

В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению в электронное хранилище подготовленного им межевого плана (ч. 3, 5 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 4. Подготовьте документы для кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности на земельный участок

Для кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на земельный участок под многоквартирным домом могут потребоваться следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ст. 18, ч. 1 ст. 42 Закона N 218-ФЗ; п. 157 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943):

1. Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (при представлении заявления посредством личного обращения).

3. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

4. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

5. Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

6. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31.01.1998 (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников).

7. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством РФ.

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об ее уплате вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ст. 17, ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Размер госпошлины за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме составляет 200 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с учетом коэффициента 0,7 ( пп. 23 п. 1 ст. 333.33 , п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

В случае помещения межевого плана в электронное хранилище в заявлении можно указать его идентифицирующий номер. В таком случае представление межевого плана не потребуется (ч. 4 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 5. Обратитесь в Росреестр для кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883):

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017; п. 3 Приложения 5 к Положению о платежной системе Банка России, утв. Банком России 29.06.2012 N 384-П).

О ходе оказания услуги (например, поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) заявитель может быть уведомлен посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Проведенные кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).

С 2015 г. не облагаются земельным налогом земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД ( пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).

Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме? >>>

Как оформить право на землю под многоквартирным домом в Украине в 2018 году: пошаговая инструкция

Жильцам многоквартирных домов предоставляется возможность оформить земельный участок возле многоквартирного дома в собственность или постоянное пользование.

В Украине в 2015 году были внесены изменения в Земельный кодекс Украины (ЗКУ) относительно передачи земельных участков в собственность и постоянное использование совладельцами многоквартирных домов. Портал Domik.ua выяснил, как украинцам оформить право собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Право жильцов дома на земельный участок предусмотрено в Законе Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» №417-VIII от 14.05.2015. Данным законом были внесены изменения в ст. 42 ЗКУ.

В статье 42 ЗКУ значится, что земельные участки многоквартирных домов передаются бесплатно в собственность или постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома. В Законе Украины №417-VIII предусмотрено, что все владельцы жилых и нежилых помещений многоквартирного дома выступают совладельцами общего имущества жилого здания. Так, собственники квартир и коммерческих помещений наделены правом оформить земельный участок в постоянное пользование. При этом запрещено выделения части земли для каждого совладельца.

Совладельцы многоквартирного дома, оформившие право на землю, могут ограждать придомовую территорию

Какая территория относится к земельному участку многоквартирного дома

Размеры и конфигурация земельного участка, на котором размещен многоквартирный дом, определяются на основании соответствующей землеустроительной документации.

К земельному участку многоквартирного дома относится:

  • земля, на которой размещено жилое здание;
  • земля, на которой находятся относящиеся к такому дому здания и сооружения;
  • придомовая территория.

В Законе №417-VIII прописано, что земельный участок передается в собственность или пользование совладельцев многоквартирного дома в порядке, утвержденном кабинетом министров Украины. Предусматривалось, что правительство упростит процедуру передачи земельных участков до 1 февраля 2016 года. В 2017 году столичные чиновники обратились к правительству Украины с требованием разработать проект бесплатной передачи земельных участков в пользование ОСМД и ЖСК. Но по состоянию на март 2018 года утвержденного документа нет.

В такой ситуации, право собственности на землю можно зарегистрировать на общих основаниях, которые прописаны в ст. 123 ЗКУ.

Кому разрешено оформлять права на земельный участок многоквартирного дома

Украинским законодательством определяется право жильцов многоквартирных домов взять земельный участок в постоянное пользование не зависимо от создания ОСМД. Такая норма значится в ст. 116 ЗКУ. Если в доме нет ОСМД, то регистрировать землю возможно только при 100% согласии владельцев жилых и нежилых помещений дома.

На практике воспользоваться предоставленным правом на земельный участок можно тем жильцам, которые зарегистрировали объединение совладельцев многоквартирных домов. Решение об оформлении земельного участка необходимо принять на собрании совладельцев и составить соответствующий протокол собрания.

На собрании также следует определить представителя от ОСМД, который будет действовать от имени объединения:

  • оформлять документы;
  • подписывать договоры;
  • подавать ходатайство.

Полномочия представителя ОСМД должны быть указаны в протоколе собрания совладельцев. Также функции представителя объединения вправе выполнять члены правления ОСМД.

Установить шлагбаум при въезде во двор могут совладельцы многоквартирного дома, оформившие право собственности на земельный участок

Пошаговая инструкция оформления земельного участка

Чтобы оформить право собственности на земельный участок многоквартирного дома, необходимо прийти следующую процедуру (описано ниже).

Шаг 1. Представитель ОСМД направляет в местный совет ходатайство о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. К документу прикрепляются графические материалы, на которых указан размер земельного участка. Чтобы получить такие документы, следует обратиться в районное или городское управление земельных ресурсов.

В украинском законодательстве не прописаны четкие требования к графическим материалам. Так, целесообразно использовать:

  • кадастровый план;
  • выкопировку из детального плана территории;
  • выкопировку из генерального плана населенного пункта;
  • распечатку из государственного земельного или градостроительного кадастра.

После получения документов, органы местной власти в месячный срок рассматривают ходатайство и принимают решение о дальнейшей регистрации прав совладельцев на земельный участок. Орган местной власти вправе разрешить или запретить разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка. Отказ должен быть обоснован. В ЗКУ значится, что причинами запрета на разработку проекта землеустройства выступает несоответствие места расположения объекта требованиям:

  • законов и нормативно-правовых актов;
  • генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации;
  • схем землеустройства;
  • проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов.

Если указанные требования соблюдены, местная власть своим решением разрешает разработку проекта землеустройства.

Шаг 2. Уполномоченный от ОСМД обращается в землеустроительную компанию для разработки проекта землеустройства. Нужно обратить внимание, что исполнителем должен быть специалист, который получил сертификат инженера-землеустроителя. Проверить эту информацию можно в Государственном реестре сертифицированных инженеров-землеустроителей на сайте Госгеокадастра.

Чтобы найти контакты землеустроительных организаций, которые разрабатывают проекты землеустройства, следует обратиться в органы местной власти или воспользоваться данными из Госреестра сертифицированных инженеров-землеустроителей.

Срок разработки проекта землеустройства оговаривается индивидуально, но не должен превышать 6 месяцев от даты подписания договора на выполнение работ.

Шаг 3. Делегат от ОСМД согласовывает проект в территориальном органе Госгеокадастра и местном органе градостроительства и архитектуры. Эта процедура длится 10 рабочих дней от даты получения документов.

Шаг 4. Представитель ОСМД регистрирует земельный участок в государственном земельном кадастре. Для этого следует обратиться в территориальный орган Госземагентства Украины. Регистрация осуществляется в течение 14-ти дней от даты получения заявления. В результате регистрации земельному участку присвоят кадастровый номер. Далее необходимо получить выписку из Государственного земельного кадастра, которая необходима для дальнейшего оформления прав на землю.

Возможно, совладельцам многоквартирного дома придется провести государственную экспертизу проекта землеустройства. Эта процедура в законодательстве не определена как обязательная. При этом проект отведения земли может попасть под выборочную экспертизу.

Шаг 5. Уполномоченный от ОСМД утверждает проект землеустройства в местном совете. В законодательстве предусмотрены сроки утверждения в течение 2-х недель со дня получения проекта. Но на практике эти сроки увеличиваются в зависимости от графика проведения сессий местных советов. Органы власти вправе отказать в утверждении проекта из-за его несоответствия требованиям законов и нормативно-правовых актов.

Шаг 6. Представитель ОСМД регистрирует права постоянного пользования в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и их обременений. Процедура регистрации занимает от 5-ти рабочих дней до 2-х часов в зависимости от ее стоимости. По результатам будет получена выписка из Государственного реестра, что подтверждает наличие права постоянного пользования земельным участком.

Ознакомиться со стоимостью регистрации прав и получения выписки из Госреестра в Украине в 2018 году можно по ссылке.

Сроки оформления прав на земельный участок многоквартирного дома зависят от периода подготовки документов и их согласования в органах местной власти. Минимальный срок прохождения процедуры — 3,5 месяца, а максимальный — около года.

Подводные камни процедуры регистрации прав на землю

Если земельный участок уже зарегистрирован в Государственном земельном кадастре, а права на него — в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, то для оформления земли документацию по землеустройству составлять не надо. Это упростит процедуру регистрации прав на землю.

При оформлении земельного участка необходимо учитывать нормативно-правовые акты по отведению земельных участков, принятые органами местных советов. Утвержденные документы содержат уточнения и дополнительные требования для оформления прав на землю. Так, в столице действует Порядок приобретения прав на землю из земель коммунальной собственности в Киеве, утвержденный решением Киевсовета от 20.04.2017 № 241/2463.

Перед началом процедуры оформления земли представителям ОСМД необходимо обратиться в орган местной власти и проконсультироваться относительно дополнительных условий, которые действуют в процедуре оформления земельного участка в собственность или пользование.

Обсудить правила передачи земельного участка многоквартирного дома совладельцам жилого здания и поделиться мнением о данном вопросе можно на форуме все о ЖКХ в Украине .

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Порядок оформления жителями многоквартирных жилых домов земельных участков, занимаемых этими домами, в общую долевую собственность

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), определяет специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, согласно части 2 статьи 16 Вводного закона, в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.

В силу части 3 указанной статьи, в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение землей, с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П данная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно указанному Постановлению это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

В силу пункта 4 статьи 16 Вводного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В городе Владивостоке услуги по формированию земельного участка под многоквартирным домом оказывает управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ул. Западная, 15). Процедура предоставления указанной услуги установлена Регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 28.06.2011 № 1718, ознакомиться к которым можно на сайте: www.vlc.ru.

Согласно регламенту к заявлению необходимо приложить документ, удостоверяющий право собственности на помещение в данном доме, и копию документа, удостоверяющего личность заявителя.

Результатом предоставления данной муниципальной услуги является организация постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет с обязательным оформлением межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка с выдачей заявителю кадастрового паспорта земельного участка.

Услуга предоставляется бесплатно. Формирование земельного участка осуществляется за счет средств местного бюджета. Предоставление услуги осуществляется в течение финансового года, которым предусмотрено финансирование организации постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет.

Вместе с тем, в силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вправе обеспечить за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Приморская, 2) об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Несмотря на то, что государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права общей долевой собственности домовладельцев на участок под многоквартирным домом не является условием возникновения и существования этого права, это право может быть внесено в Реестр по инициативе правообладателей.

Регистрацию права общей долевой собственности на недвижимое имущество осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Посъетская, 48).

Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 № 29, внесение в Реестр размера долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на основании сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию решении (протоколе) общего собрания собственников, ином соглашении участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (статья 15 Закона о введении в действие Жилищного кодекса, статья 245 Гражданского кодекса, пункт 39 Правил ведения ЕГРП). В названном документе также указываются сведения о собственниках конкретных помещений.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

При этом необходимо помнить, что в силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Размер земельного налога определяется пропорционально доле плательщика налога в праве общей собственности на соответствующий земельный участок.

Главными мотивами для оформления земли жителями многоквартирных жилых домов могут стать, во-первых, необходимость исключить вероятность застройки земли под окнами, появления гаражей, торговых павильонов, незаконных автостоянок, во-вторых, на законных основаниях использовать придомовую территорию для обустройства детских площадок, парковок, палисадников, других необходимых жителям объектов, в-третьих, исполнять обязанность по уплате земельного налога.

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Стоит ли оформлять права на землю?

Бытует мнение, что если не оформлять права на землю, то на налогообложении можно сэкономить. По нашему мнению, такой вывод преждевременный.

Во-первых, экономия не такая уж и большая.

  • При оценке земель под многоквартирными домами используется коэффициент функционального назначения 1. Это немного. Скажем, под коммерческой застройкой данный коэффициент (и, соответственно, размер земельного налога) в 2,5 раза выше.
  • Кроме того, земельные участки под многоквартирными домами передаются не в аренду, а в собственность или постоянное пользование. А это значит, что собственник (землепользователь) будет уплачивать земельный налог, а не арендную плату, которая, как правило, существенно выше.
  • Земельные участки под многоквартирными домами передаются в собственность или предоставляются в пользование без проведения земельных торгов, что исключает дополнительные разовые (на проведение торгов, приобретение участка в собственность) или периодические (повышенная арендная плата) расходы.
  • Наконец, уже есть примеры уменьшения ставок земельного налога за земельные участки под многоквартирными домами (в Киеве в 2017 году ставка налога установлена на уровне 0,03% от нормативной денежной оценки земельного участка в год, то есть в 100 (!) раз меньше обычной ставки).

Во-вторых, наличие прав на землю предоставляет определенные преимущества:

  • Надежное закрепление придомовой территории (никто не сможет «отрезать» кусочек вашей земли, в т.ч. и для новой застройки).
  • Самостоятельное определение способа использования придомовой территории (определение площади и мест для детской площадки, паркинга и т.д.).
  • Возможность использования земельного участка для получения дополнительных доходов (например, путем размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности).
  • Отсутствие земельной проблемы при проведении реконструкции дома (в т.ч. пристройки). Обязательным условием для этого (кроме случаев реконструкции без изменения внешних размеров) является наличие оформленных прав на земельный участок. Данная реконструкция чаще всего необходима при устройстве отдельных входных групп для нежилых помещений цокольного, первого и второго этажей.

В-третьих, в стране наблюдается возрастание давления (со стороны фискальных органов и органов местного самоуправления) на владельцев недвижимости относительно необходимости оформления прав на землю. Пока что такое давление в основном касается объектов промышленного и коммерческого назначения. Существуют даже примеры взыскания с владельцев таких объектов убытков за использование земельного участка без уплаты налогов в судебном порядке.

Таким образом, надежнее и спокойнее будет все же оформить права на землю.

Выбор права и право выбора

Согласно ч. 2 ст. 42 ЗКУ:

«Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, которые пребывают в общей совместной собственности собственников квартир и нежилых помещений в доме, передаются безвозмездно в собственность или в постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины».

По нашему мнению, важно пояснить разницу между собственностью и постоянным пользованием, ведь получаем земельный участок — как один, так и второй — бесплатно, но если земельным участком, находящимся в собственности, мы можем владеть, пользоваться и распоряжаться, то право распоряжения земельным участком в постоянном пользовании не предоставляется.

То есть ни осуществить отчуждение (продать) земельный участок или его часть, ни передать в пользование (аренду) другому лицу постоянный землепользователь не сможет.

Исходя из этого и учитывая определенные налоговые аспекты (об этом — далее), необходимо остановиться на собственности, а не на постоянном пользовании. Кроме того, если рассмотреть фантастический вариант возврата земельного участка территориальной общине (для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости 1 ) в собственность (в отличие от постоянного пользования), это позволит получить компенсацию стоимости земельного участка.

Открытым остается вопрос передачи субъекту права на земельный участок под многоквартирным домом. Передача участка в собственность (постоянное пользование) непосредственно совладельцам проблематична. Для такой передачи требуется заявление всех совладельцев, среди которых наверняка найдется хотя бы один, кто не согласен или физически недоступен (например, если совладелец выехал за рубеж или в другую местность, не оставив адреса, если совладелец умер, а наследники не оформили право на наследство). И при дальнейшем осуществлении совместной собственности (пользовании) также необходимо будет согласие, единогласие всех совладельцев.

ОСМД, которое создается «собственниками квартир и/или нежилых помещений многоквартирного дома для содействия использованию их собственного имущества и управления, содержания и использования общего имущества» (ст. 1 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома»), якобы может выступать от имени совладельцев в данном вопросе (если землю рассматривать как общее имущество), но прямо это в законе на записано.

Точку в данном вопросе могло бы поставить Правительство в порядке, утверждение которого предусмотрено ч. 2 ст. 42 ЗКУ. Этот порядок Кабинет Министров Украины должен утвердить до 1 февраля 2016 года (см. п. 6 ст. 13 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме»), но, к сожалению, не сделал этого до сих пор. Поэтому и реализовать право на получение земельного участка сейчас проблематично. Особенно там, где местные чиновники не готовы идти навстречу, поскольку занимают бюрократически осторожную позицию.

Но если вы хотите стать пионерами в данном вопросе, к вашим услугам общие нормы ст.ст. 118 2 и 123 ЗКУ. Единственный нюанс, на которых стоит обратить внимание в данной статье, — если земельный участок уже сформирован (предоставлялся в пользование застройщику или формировался при инвентаризации земель населенного пункта) и имеет кадастровый номер, потребности в разработке, согласовании и утверждении проекта землеустройства касательно его отвода не будет, и вся процедура станет существенно проще (подача ходатайства, получение решения местного совета, регистрация права). Впрочем, на местах ее любят усложнять и даже (как в столице) утверждают собственные нормативно-правовые акты, зачастую противоречащие требованиям ЗКУ.

Так кому же и сколько платить?

Сначала ответим на вторую часть вопроса. И право собственности, и право постоянного пользования на земельный участок способствуют возникновению обязанности уплачивать земельный налог. Его размер устанавливают местные (сельские, поселковые, городские) советы на каждый год, но не более 3% от нормативной денежной оценки земельных участков. Соответствующее решение совета должно быть обнародовано до 15 июля, иначе с 1 января соответствующего года будут продолжать действовать старые ставки налога (см. пп.пп.12.3.4–12.3.5 НКУ).

Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель (ст. 20 Закона Украины «Об оценке земель») и предоставляются собственникам земли и землепользователям местными органами Госгеокадастра. Заказать соответствующее извлечение можно через Интернет (например, через публичную кадастровую карту), а получить — в соответствующем центре предоставления административных услуг.

Теперь о налогоплательщиках в зависимости от ситуации с правами на землю.

И еще одна ситуация, которая не вписывается в стандартные схемы. Владельцы квартир (жилых помещений) в многоквартирных жилых домах не являются плательщиками земельного налога за земельные участки под такими домами (кроме первой из рассмотренных ситуаций).

Исключение из этого общего правила содержит пп. 287.8 НКУ:

«Владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество».

Но поскольку при этом могут отсутствовать объект (сформированный земельный участок) и база (определенная нормативная денежная оценка) налогообложения, сколько платить за землю, не понятно. И в данном вопросе налоговая не имеет полномочий ни касательно формирования земельного участка (в частности, определение ее площади, необходимой для расчета), ни относительно ее нормативной денежной оценки (это лицензируемый вид деятельности).

Поэтому в данной ситуации владельцам нежилых помещений советуем обращаться в фискальные органы за получением индивидуальной налоговой консультации или же готовиться к спорам с налоговиками. В последнем можем предоставить помощь.

Виктор КОБЫЛЯНСКИЙ, адвокат,

Ольга НИКОДИМОВА, юрист

Как оформить землю под многоквартирным домом

Так ли просто оформить землю под многоквартирным домом в Украине? И какие сложности встречаются на пути к этому? Рассказывает юрист Адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Татьяна Журавель

Кто и зачем может оформить право на землю под домом?

Оформленное право собственности или пользования землей под многоквартирным домом дает его жителям ряд преимуществ. Если вы заинтересовались этим вопросом, то, наверное, знаете, что благодаря оформлению такого права, вы сможете построить во дворе детскую площадку, сдавать часть земли в аренду, получать от этого прибыль и многое другое.

Но главное – сначала оформить землю под домом и уже после этого начать строительство, а не решать бюрократические моменты постфактум. Тем более, что узаконивание самовольного строительства в Украине – это очень сложная процедура.

Преимущества оформления права собственности или пользования землей под многоэтажкой очевидны для украинцев. Но в то же время без соблюдения требований законодательства и установленных правил получить это право непросто.

Во-первых, Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» определяет, что все собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома являются совладельцами общего имущества. То есть все они могут совместно оформить земельный участок в постоянное пользование.

В то же время в Законе указано, что выделить часть земли для каждого совладельца невозможно.

Жители таких домов получили право на оформление права собственности на землю еще в 2015-ом году. Тогда в 42-ю статью Земельного Кодекса Украины внесли уточнение, что земельный участок многоквартирного дома передается безвозмездно в собственность или постоянное пользование совладельцам дома. При этом совладельцы, которые оформили право на землю, сами определяют, как будут использовать участок, – объясняет юрист Адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Татьяна Журавель

Но порядок, который бы объяснял, как именно получить землю именно в собственность, Кабинет Министров так и не разработал. Поэтому сделать это почти невозможно. Можно лишь оформить земельный участок в постоянное пользование.

Статья 42 Земельного кодекса Украины

По словам юриста, к земельному участку многоквартирного дома относят землю, на которой размещен жилой дом, землю, на которой расположены здания и сооружения, относящиеся к этому дому, а также придомовую территорию.

А вот размеры и конфигурации земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяют на основании соответствующей землеустроительной документации.

Мне нужно оформить право пользования земельным участком. Что дальше?

Право пользования землей в Украине регистрируют на общих основаниях. Они прописаны в статье 123 Земельного кодекса Украины.

Так, чтобы оформить право на земельный участок многоквартирного дома, представитель ОСМД должен направить в местный совет ходатайство о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка. А к документу приложить графические материалы, на которых указан размер земельного участка. Получить такие материалы можно через районное или городское управление земельных ресурсов.

После того как органы местной власти получают документы от заявителя, они в течение месяца рассматривают ходатайство и решают, можно ли регистрировать право совладельцев на земельный участок.

Действительно, органы местной власти имеют право разрешить или запретить разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка. Если они отказывают, то должны обязательно предоставить письменное обоснование своего решения.

Почему в регистрации могут отказать?

Земельный кодекс Украины определяет, что причиной запрета на разработку проекта землеустройства может быть несоответствие места расположения объекта требованиям законов и нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов, схем землеустройства и тому подобное, – объясняет юрист

Если же вы соблюли все требования, местная власть позволит разработку проекта землеустройства.

Тогда уполномоченный от ОСМД обращается к землеустроительной компании, которая не более чем за 6 месяцев от даты подписания договора на выполнение работ должна разработать соответствующий проект.

Где и как зарегистрировать земельный участок?

Далее земельный участок следует зарегистрировать в Государственном земельном кадастре. После этого участок получает кадастровый номер, а заказчик – соответствующий документ.

Проект землеустройства нужно обязательно согласовать с территориальным органом Держгеокадастра, а также с местным органом градостроительства и архитектуры.

Когда вы получите согласованный проект, орган местного самоуправления принимает решение о его утверждении и предоставлении земельного участка в собственность или постоянное пользование, – рассказывает Татьяна Журавель

За регистрацией обратитесь в центр административных услуг или орган местного самоуправления со следующими документами:

  • выписка из Государственного земельного кадастра
  • решение соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность или постоянное пользование
  • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, и документ, удостоверяющий личность представителя
  • документ об уплате административного сбора

Обычно государственную регистрацию прав осуществляют в течение пяти рабочих дней. А по результатам регистрации вы получаете выписку из государственного реестра прав, который и подтверждает приобретение права на землю и управлять ею, – заключает юрист

Смотрите еще:

  • Делится ли при разводе квартира полученная по завещанию Делится ли квартира родителей и бабушки при разводе? Здравствуйте. Я хочу жениться на девушке. У моих родителей есть 4-х комнатная квартира где я прописан и родители прописаны. И бабушка на меня написала завещание однокомнатную квартиру. Скажите пожалуйста при разводе […]
  • Сроки выплаты пенсии по случаю потери кормильца Пенсии в связи с потерей кормильца Кто и в каком размере имеет право на пенсию в связи с утратой кормильца, как начисляется и до скольки лет она выплачивается выяснял Prostopravo.com.ua. Еще одним видом пенсий, которые выплачиваются в солидарной системе пенсионного […]
  • Канцелярия по уголовным делам спб Ленинский районный суд Санкт-Петербурга (СПб). Ленинский суд СПб. Общая канцелярия (прием исковых заявлений, жалоб и иной корреспонденции от граждан, юридических лиц и их представителей по гражданским и уголовным делам) Канцелярия по уголовным делам Канцелярия […]
  • Статья 158 часть 3 ук рф амнистия Амнистия 158 часть 3 Мужа осудили на 3.6.мес статья 158. часть 1 когда можно подать на удо. или будет ли амнистия в 2018 г. Здравствуйте. Про амнистию - ничего неизвестно. А на УДО Согласно ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ относится к […]
  • Статья набранная на компьютере содержит 24 страницы Статья набранная на компьютере содержит 24 страницы, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 60 символов. Определите информационный объём статьи в кодировке Windosw 1251, в которой каждой символ кодируется 8 битами 1)360 байт 2) 45 Кбайт 3) 720 байт 4) 36 […]
  • Раздел имущества семейный кодекс рф Имущественные правоотношения супругов: проблемные положения Семейного кодекса РФ Семейный кодекс является одним из самых стабильных российских кодексов. Более чем за 21 год (кодекс действует с 1 марта 1996 года) в него было внесено всего 27 поправок, связанных, в […]
  • Написал заявление на увольнение по соглашению сторон Увольнение по соглашению сторон Увольнение по соглашению сторон, согласно п. 1 ст.36 КЗоТ Украины, производится как с инициативы работника, так и работодателя, а точнее по их взаимному согласию. Как показывает практика, увольнение по соглашению сторон – один из […]
  • Молодая семья улучшение жилищных условий алтайский край Молодая семья улучшение жилищных условий алтайский край Что такое Государственная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае»? В целях оказания государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям в Алтайском крае действует […]