Машинист проехал на красный свет

Машинист не мог проехать на красный свет

Как только была озвучена версия о том, что причиной железнодорожной катастрофы, скорее всего, стала ошибка машиниста, «Телеграф» решил поинтересоваться уровнем профессиональной подготовки железнодорожников.

Как рассказала в беседе с «Телеграфом» директор Рижской школы железнодорожников Дзинтра Аустриня, сейчас здесь учатся более 450 человек. «Каждый год мы проводим опрос, почему эти люди пришли именно к нам, — рассказывает она. — Вывод такой: половина приходит по совету друзей, которые учились или учатся у нас, а также по рекомендациям своих родственников. Таких, кто продолжает семейную династию, со временем становится все меньше. Я в этой школе работаю с 1986 года и могу сказать следующее: поскольку у нас все общество больно, то и наши подопечные имеют низкое чувство ответственности, и с годами ситуация не улучшается».

Оценивая материальный стимул молодых людей, которые выбирают себе железнодорожную специальность, Аустриня признает, что «сегодня никаких льгот для студентов-железнодорожников не существует». «Государство лишь платит стипендию, — рассказывает директор школы. — Раньше Latvijas dzelzcels предоставляло бесплатный проезд, но лет пять назад его отменили. Профессиональное образование и возможность претендовать на должность помощника машиниста можно приобрести за три года, но чтобы получить еще и среднее образование, необходимо проучиться четыре года. Однако этого недостаточно, чтобы поступить на работу в LDz: предварительно необходимо сдать экзамен по соответствующей специальности и получить удостоверение. Для того чтобы стать машинистом, человек должен иметь среднее специальное образование и проработать лет пять помощником. Тогда он может сдать экзамен по предмету «Условия технической эксплуатации» и получить сертификат машиниста. Обычно, прежде чем стать машинистом, человек работает помощником лет 10 или даже дольше. Кроме того, любой железнодорожник должен пройти медицинскую комиссию».

Как отмечает Дзинтра Аустриня, во время учебы особе место уделяется «условиям технической безопасности». «Студенты сдают теоретический тест. В него включены все относящиеся к специальности предметы и практическая часть квалификационного экзамена, это происходит в депо. При приеме на работу вся процедура повторяется», — рассказывает она.

«Телеграф» не мог не поинтересоваться у директора школы ее мнением о причине недавней трагедии на железной дороге. «Управляли той электричкой наши ученики, — говорит Аустриня. — Помощник машиниста закончил нашу школу в прошлом году. Я его помню, нормальный парень. Машинист закончил школу в 1994-м и сразу начал работать помощником. Его лично я не помню, но могу сказать: то поколение было гораздо серьезнее и ответственнее. Проработал он долго, стал машинистом, что говорит о его серьезном отношении к делу. Поэтому я не согласна с версией, озвученной комиссией по расследованию причин катастрофы, что якобы он просто проигнорировал красный сигнал светофора. Что-то должно было случиться или должны были совпасть многие факторы.

Ведь у человека с таким стажем уже есть навыки, а внимание и реакция доведены до автоматизма. В любом случае, до тех пор пока не выяснены все обстоятельства, нельзя человека обвинять в безответственности. Я считаю, что в этом деле должна разбираться абсолютно независимая комиссия, людям нужно быть объективными и непредвзятыми. Чтобы машинист осознанно проехал на красный свет — такого просто не может быть».

Красный свет с кровавыми последствиями

Сотни бельгийцев, купивших билеты на поезд до Парижа, вынуждены сдавать их обратно, потому что железнодорожное сообщение в окрестностях Брюсселя остановлено минимум на сутки. Причина — трагедия, случившаяся утром в городке Халле, что располагается в 15 километрах от столицы.

В час пик там лоб в лоб столкнулись две электрички, по неясной причине оказавшиеся на одном пути. Погибли, по последним данным, 25 человек, более ста ранены. Это одна из крупнейших катастроф в бельгийской истории. Спасательные работы на месте крушения продолжаются до сих пор.

Корреспондент НТВ Вадим Глускер передает.

Это два основных направления брюссельской железной дороги. В поездах, которые столкнулись сегодня утром, на работу в бельгийскую столицу из пригородов ехали около 500 пассажиров. Что именно произошло на железнодорожном перегоне в час пик, еще предстоит определить специальной следственной комиссии.

Кто-то объясняет произошедшее сбоем в системе управления поездов. Иначе бы два состава просто не оказались бы на одном пути. Кто-то полагает, что причина в плохой видимости и обледенении железнодорожного полотна. То есть машинисты, обнаружив, что их составы движутся навстречу друг другу, просто не смогли вовремя затормозить.

Очевидец: «Поезд только отошел от Халле и начал набирать скорость. К счастью, он шел не слишком быстро, и вдруг произошел мощный удар».

Пассажирка: «Я ехала в первом вагоне. Раздался мощный взрыв, все посыпалось. Дальше я ничего не помню».

Пассажир: «Поезд сошел с рельсов, мы все попадали. Было больно и страшно, я даже подумал, что умру».

Внятную версию изложил лишь губернатор провинции. По его словам, машинист поезда, который двигался из Лёвена, проехал на красный сигнал светофора, а бригада второго поезда, которая теоретически соблюдала все правила, по непонятным причинам вела состав с 10 минутным опозданием.

Абсолютно такая же история произошла ровно 10 лет назад в Норвегии, тогда при столкновении двух поездов погибли 19 человек. С тех пор подобных инцидентов, то есть лобовых ударов, европейские железные дороги не знали.

Ив Летерм, премьер-министр Бельгии: «Приношу свои соболезнования родственникам жертв этой трагедии. Спасатели постоянно информируют меня о ходе работ. В ближайшие часы я намерен лично побывать на месте катастрофы».

В настоящее время на месте столкновения работают медики и представители экстренных служб. Спасатели продолжают работы по извлечению пострадавших, оказавшихся заблокированными в искореженных вагонах. Отмечается, что сила фронтального удара была настолько велика, что вздыбившиеся вагоны повредили даже линию электропередачи.

Врач «скорой помощи»: «На данный момент можем сообщить, что десятки человек госпитализированы. Остальным пассажирам злополучных поездов помощь не понадобилась, они сумели самостоятельно добраться домой».

Бельгия сегодня просто парализована — блокировано движение скоростных поездов, соединяющих Брюссель с Парижем и Лондоном. Движение прекратили для того, чтобы дать возможность спасательным службам провести полноценную операцию спасения пострадавших, точное количество которых по-прежнему неизвестно.

Железнодорожная катастрофа в Германии: товарный поезд проехал на красный свет

По всей вероятности, причиной столкновения грузового и пассажирского поездов, произошедшего 28 января в Саксонии-Анхальт, была ошибка машиниста товарного состава. Как следует из отчета федерального министерства транспорта, он пропустил как предупреждающий, так и запрещающий движение сигналы на одноколейном участке железной дороги. Об этом во вторник, 1 февраля, сообщает информационное агентство DAPD.

Трагедия в Германии: Возбуждено уголовное дело в отношении машиниста грузового состава

Машинист пассажирского состава успел задействовать систему экстренного торможения. При этом ему удалось снизить скорость движения с 98 до 66 км/ч. По всей видимости, это позволило избежать еще большего количества жертв, отмечается в докладе. В настоящее время выясняется, совершил ли торможение грузовой состав. Прокуратура в Магдебурге ведет расследование в отношении 41-летнего машиниста товарного поезда. Министерство транспорта пока не комментирует ход расследования. В Федеральном ведомстве железной дороги в интервью DAPD подчеркнули, что оно еще не завершено.

Установлены личности погибших

Между тем идентифицированы тела всех 10 жертв катастрофы. Погибшими оказались шесть мужчин в возрасте от 33 до 74 лет и четыре девочки и женщины от 12 до 61 года.

Следствие выясняет причины железнодорожной катастрофы на востоке Германии

Глава Deutsche Bahn Рюдигер Грубе (Rüdiger Grube) 1 февраля заявил, что все одноколейные железные дороги в Германии будут оборудованы автоматическими системами экстренного торможения. Хотя это и не предписано законом, компания приложит все усилия, чтобы «как можно скорее ликвидировать эти слабые места», цитирует слова Грубе агентство AFP.

«Людей силой загоняют на работу»: почему столкнулись поезда в Хмельницкой области

А то, что случилось, свидетельствует о том, что в «незалежной» в любой момент может произойти ЧП еще масштабнее.

За систему безопасности отвечают обычные люди, а не автоматика, железнодорожники жалуются, что их заставляют работать сверх нормы, а на отдых отводят катастрофически мало времени.

Летели чемоданы и матрасы

Авария произошла около шести часов утра. Столкнулись пассажирский поезд № 139 Киев — Каменец-Подольский и грузовой.

По сообщению «Укрзализныци», грузовой поезд проехал на красный свет, а навстречу ему из-за поворота выехал пассажирский состав. В результате с рельс сошли и перевернулись два пассажирских вагона и локомотив.

«Нам еще повезло, потому что до остановки оставалось полчаса, и проводник уже разбудил нас. Когда поезд начал тормозить, мы пили чай.

Раздался какой-то скрежет, чай опрокинулся на моего друга, вся еда полетела, а сверху упал матрас», — рассказывает корреспонденту одного из украинских СМИ школьник Артем, который как раз этим поездом ехал на экскурсию в Каменец-Подольский.

Другие вспоминают, что кто-то летел по коридору, ударяясь о двери и полки. «Все так кричали, что было страшно. Сверху свалился чемодан. Я вцепилась в стол, но было очень страшно», — говорит школьница Алена.

В результате пострадали десять человек, трое из них сейчас еще находятся в городской больнице Каменец-Подольского. На фото и видео с места аварии видно, что у пассажирских вагонов вырваны колеса, а часть путей согнулась.

Виноват диспетчер?

Это, пожалуй, первая серьезная авария с пассажирским поездом на Украине за последние десять лет. В 2006-м тоже случилось нечто подобное с поездом Днепропетровск — Киев, тогда причиной аварии (в ней, к счастью, тоже никто не погиб) стало повреждение путей.

В нынешней аварии, как говорят в «Укрзализныце», скорее всего, виноват диспетчер станции.

«Она не сообщила машинисту пассажирского поезда, что у нее на станции находится товарный состав, поэтому машинист пассажирского спокойно ехал по своему маршруту. Хорошо, что скорость была небольшая. Серьезно пострадали оба машиниста, сейчас идет расследование», — рассказал источник в «Укрзализныце».

Другой источник, близкий к ведомству, говорит, что «череда мелких аварий началась примерно год-полтора назад. Но все время везло, что ЧП происходили не с пассажирскими поездами.

И в данном случае тоже можно сказать, что повезло, поскольку голова пассажирского поезда успела проскочить, а маневровый не ударил в бок состава. В противном случае мы бы трупы собирали.

Но ведь всегда везти не может. На дороге не работает служба безопасности, поезда водят пенсионеры, поскольку молодые, но опытные, увольняются».

Заставляют работать сверх нормы

Замглавы Свободного профсоюза железнодорожников Украины Валерий Петровский уточняет, что один диспетчер не может быть виноват в такой аварии.

«Существует целая цепочка предупреждений, поезд не мог просто так заехать на станцию», — поясняет Петровский.

Он также подтверждает, что в ведомстве сложилась опасная ситуация. «Машинисты получают мизерные зарплаты. Многие опытные увольняются и даже уезжают работать за границу.

Не хватает запчастей, поэтому локомотивы и подвижной состав находятся в ужасном состоянии. Поставляются некачественные запчасти для ремонтов.

Существует и коррупция. Была история, когда СБУ отыскала в Хмельницкой области два вагона запчастей для локомотивов, которые были на отстое, а начальству докладывали, что запчастей нет», — говорит Петровский.

Машинист Сергей Москаленко, возглавляющий профильный профсоюз на станции Кременчуг, добавляет, что коллеги едут работать в Польшу, откуда, собственно, родом начальник «Укрзализныци» Войцех Бальчун.

«Там зарплаты в несколько раз выше, чем у нас. Как результат, на Одесской железной дороге не хватает 30% локомотивных бригад.

Людей силой загоняют на работу. Машинист, проработав 12 часов, должен отдохнуть в два раза больше, но смены ставят через 12 часов. И работать заставляют даже по 13–15 часов, ничего не оплачивая.

Посмотрите, авария произошла в районе шести часов утра! Это самое тяжелое время — с четырех до семи, глаза у человека закрываются. А тут он еще и не отдохнул. Ему достаточно глаза на несколько секунд закрыть, чтобы проскочить красный свет», — рассказывает Москаленко.

В «Укрзализныце» вчера не смогли прокомментировать ситуацию, но экс-замглавы Мининфраструктуры, советник министра Александр Кава уверен, что проблема в финансировании.

«Причина в нехватке инвестиций. Правительство не дает добро на повышение тарифов на грузоперевозки. Таким образом металлурги и зерновики увеличивают свои прибыли, экономя на перевозках. А железная дорога недополучает 300 млрд грн в год. За эти деньги за четыре года можно было бы поменять, например, все пассажирские вагоны или закупить 200 новых электровозов», — сказал Кава.

«Слишком велик человеческий фактор»

По словам директора украинского Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, еще одна проблема — это устаревшая система безопасности.

«У нас слишком велик человеческий фактор, поэтому количество таких форс-мажорных ситуаций будет увеличиваться.

В других странах уже давно все автоматизировано. И даже если машинист заснул и проехал на красный свет или диспетчер что-то не сообщила — все равно опасность аварии сводится к нулю.

Потому что срабатывает автоматика, например, „человеческим” голосом машиниста предупреждают: „Вы проехали на красный свет!” А у нас такого нет, все безнадежно устарело. А при износе поездов, локомотивов и возрастающей интенсивности движения это очень опасно», — говорит Сергей Вовк.

Проезд на красный и лишение прав: за и против

Депутаты Калининградской области предложили ужесточить наказание за проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора вплоть до лишения прав. Поддерживаете ли вы инициативу?

Нынешнее предложение – это увеличение штрафа до 3000 рублей и введение альтернативы в виде лишения прав на 4-6 месяцев (как за встречку). А вот за повторное нарушение предлагают безальтернативное лишение на срок до 1,5 лет, тогда как сейчас можно отделаться штрафом в 5 тысяч рублей.

В настоящий момент за проезд на запрещающий сигнал светофора статья 12.12 КоАП предусматривает штраф в 1000 рублей, за повторное нарушение – штраф в 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Последнее возможно по решению суда, если водитель был пойман инспектором ГИБДД лично, тогда как камеры видеофиксации выписывают только штраф. Заступ за стоп-линию наказывается штрафом в 800 рублей.

Проезд на запрещающий сигнал светофора является самым недооцененным типом нарушений как с точки зрения размера штрафа, так и его применимости. Проезжающих на красный видишь в городе регулярно, пойманных на этом – крайне редко. Усиление ответственности за определенные правонарушения обычно означает начало «тематических кампаний» ГИБДД, поэтому в случае принятия законопроекта стоит ожидать волны спецопераций по отлову тех, кто плохо различает цвета светофора.

Успеть на желтый

Вообще проезд на красный происходит по трем причинам:

  1. Водитель считает, что никому не мешает (этакий крадущийся тигр – характерно, например, для маршрутчиков и владельцев «элитных» машин).
  2. Водитель не заметил светофора или стрелки, что порой случается в незнакомых местах и актуально для пьяных водителей.
  3. Водитель полагал, что успеет миновать перекресток, но влетает уже на желтый или ранний красный.

С первыми двумя категориями все более-менее понятно, и здесь штраф полностью применим. Тем более в скором времени видимость дополнительных секций светофор будет усилена за счет появления у них красного сигнала (а не только зеленой стрелки).

Но большая часть аварий происходит по третьему сценарию, а с ним сложнее из-за некоторых двусмысленных формулировок ПДД. Так, согласно правилам, запрещающим сигналом является и желтый свет, игнорирование которого должно караться теми же мерами. Но также в ПДД есть пункт 6.14, который разрешает проезд на желтый в случае, если водитель не способен остановиться перед перекрестом без экстренного торможения. Поскольку внятных критериев экстренного торможения нет, в ПДД появляется неоднозначность, которой пользуются все кому не лень. Поддал газу перед перекрестком, и вот ты уже действительно не способен остановиться без экстренного торможения.

Пункт 6.14 ПДД разрешает водителям проезд перекрестка, если при включении желтого сигнала светофора они не успевают остановиться без экстренного торможения в местах, оговоренных в п. 6.13 ПДД. А именно при наличии стоп-линии в виде разметки или знака – перед ней, при отсутствии – перед пересекаемой проезжей частью, но без помех пешеходам. В других местах, например перед пешеходными светофорами, необходимо останавливаться перед самим светофором, не создавая помех пешеходам.

При этом зеленый никогда не гаснет внезапно: в среднем время его «моргания» составляет 2-3 секунды, за которые любой нормальный водитель способен либо въехать на перекресток (если он близко), либо спокойно остановиться. В контексте вопроса пункт 6.14 ПДД выглядит лишним, а главное – очень расхолаживающим.

Как бы то ни было, он есть, и остается вопрос: если ГИБДД начнет массовую кампанию по отлову светофорных нигилистов, какова будет практика наказания для «желтоцветников»? Видимо, их просто исключат из уравнения и будут карать лишь тех, кто въехал на перекресток на «откровенно красный». Но тогда именно самый массовый вариант нарушения останется за рамками, и смысл нововведения потеряется. В противном же случае количество спорных ситуаций зашкалит, и юристы получат новый фронт работ. Анализировать в каждом случае возможность экстренного торможения для данного автомобиля и данных дорожных условий – задача нереальная. А наказание «по умолчанию» тоже не вариант, ибо из таких прецедентов и складывается полное недоверие россиян к властям.

Попутно уточним, что пункт 6.14 разрешает проезд перекрестка, если вы не успеваете затормозить без экстренности перед стоп-линией (когда она есть). При этом от стоп-линии до перекрестка в отдельных случаях может быть еще метров 20. И на широких перекрестках, если водитель решает воспользоваться своим правом проезда на желтый, маневр выглядит совсем беспределом: «успевальщик» покидает пересечение этак через 5-7 секунд после включения красного, создавая реальные помехи.

Между двух огней

Представьте широкий перекресток с трамвайными путями, отчего скорость потока составляет 1,5 км/час. Вы проезжаете стоп-линию на зеленый, проезжаете границу перекрестка (по скруглениям) на зеленый, и тут бац – желтый. Далее следует моральная дилемма: проехать или встать? Строго говоря, вы въехали на перекресток на разрешающий сигнал и по правилам имеете право выехать в любом разрешенном направлении (п. 13.7 ПДД). Но в реальности этот маневр будет не понят другими водителями, да еще создаст пробку, пока медленный хвост освободит перекресток. Некоторые в такой ситуации предпочтут остановиться там, где застал желтый. А вот как будет интерпретироваться сотрудниками ГИБДД или камерами нахождение машины за стоп-линией и/или на самом перекрестке при запрещающем сигнале – вопрос.

В предыдущем примере водитель успел въехать на перекресток на зеленый. Но бывают и более щекотливые ситуации. Так, расстояние между стоп-линией и границей перекрестка может составлять этак пять корпусов автомобиля. Представьте, что вы проехали стоп-линию на разрешающий сигнал, но при приближении к перекрестку «поймали желтый». Ехать или стоять? Формально у вас уже нет возможности остановиться там, где того требует п. 6.13, а значит, можно продолжать движение (п. 6.14 ПДД), но во многих случаях такой алгоритм будет противоречить здравому смыслу: слишком уж опасно выезжать на перекресток, когда вот-вот тронутся машины и пешеходы с пересекаемых направлений. К тому же в этом случае вы въедете на перекресток при запрещающем сигнале, что может быть интерпретировано камерами видеонаблюдения как явное правонарушение по ч. 1. ст. 12.12 КоАП, тогда как остановка за стоп-линией повлечет штраф по части второй той же статьи.

Камерный вопрос

Основные надежды по борьбе с летунами на красный связаны с камерами видеофиксации, потому что отлов в ручном режиме малоэффективен. Но камеры не могут лишать прав, и, видимо, дело ограничится штрафами в 3000 рублей. Впрочем, если наказания станут систематическими, это возымеет действие.

При этом остаются вопросы к алгоритмам действия камер: будут ли они учитывать все нюансы, особенно касающиеся проезда перекрестка в пограничных ситуациях? Как быть, если разметка плохо видима или отсутствует? Или когда знак стоп-линии установлен не по ГОСТу, ведь его часто вешают на столб со светофором, хотя по нормативам он должен располагаться до светофора.

Современные камеры умеют распознавать как заступ автомобиля за стоп-линию, так и проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. В частности, такими способностями наделены комплексы видеофиксации «Одиссей», «Азимут» и «Перекресток».

Впрочем, чтобы избежать противоречий, проще всего научиться реагировать на мигающий зеленый и не превышать скорость: тогда вы всегда успеете плавно остановиться там, где того требуют ПДД.

В остальном наказание за игнорирование запрещающего сигнала в самом деле должно быть суровым, ведь проезд на красный является одной из самых распространенных причин тяжелых ДТП.

Смотрите еще:

  • Дополнительное соглашение к договору оказания медицинских услуг Образцы документов при оказании платных услуг Договор возмездного оказания медицинских услуг несовершеннолетнему (ей), не достигшему (ей) возраста 15 лет Договор возмездного оказания медицинских услуг несовершеннолетнему (ей), достигшему (ей) возраста 15 […]
  • Форма расторжение договора подряда по соглашению сторон Соглашение о расторжении договора Соглашение о расторжении договора подряда составляется в случае, когда возникают некие препятствия для исполнения договорных обязательств или есть необходимость пересмотра условий договора, а контрагент имеет возражения по этому […]
  • Могу ли расторгнуть договор купли продажи автомобиля Расторжение договора купли-продажи автомобиля по соглашению Я продал авто в 2016 году, сейчас покупательница обнаружила в нем недостатки в работе мотора и хочет расторгнуть договор. Я не против расторгнуть, забрать машину обратно и вернуть ей деньги. 1. Как […]
  • Как взять кредит под материнский капитал если я в декрете Можно ли получить ипотечный кредит в декретном отпуске Рождение ребенка — прекрасный повод улучшить свои жилищные условия. Только ипотека в декретном отпуске, зачастую — практически невыполнимая задача. Многие банки отказывают семьям, где есть молодые мамы, в выдаче […]
  • Как расторгнуть договор купли-продажи автомобиля по соглашению сторон Расторжение договора купли-продажи автомобиля 24.09.2016 я продал свой автомобиль по объявлению, 25.09.2016 мне позвонил покупатель и сообщил, что у него при регистрации автомобиля обнаружили изменения агрегатов, изъяли машину и ПТС, отправили на экспертизу, после […]
  • Как расторгнуть договор в судебном порядке ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Основанием для расторжения или изменения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором (п. 2 ст. 450 […]
  • Как расторгнуть договор задатка на продажу квартиры Расторжение договора задатка на квартиру Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что может служить основанием для расторжения предварительного договора купли-продажи квартиры по инициативе покупателя, но с возможностью избежать штрафных санкций? Заключили […]
  • Исполнение изменение и прекращение договора Исполнение изменение и прекращение договора Основания изменения и расторжения договора установлены ст. 450 ГК: · по взаимному согласию сторон; · в одностороннем порядке, если это допускается законом или договором. Договор может […]