Система органов гос власти великобритании

Система органов гос власти великобритании

39. Система государственных органов Великобритании

Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и правовыми обычаями.

Британский Парламент состоит из Палаты общин и Палаты лордов. При этом неотъемлемой частью Парламента считается британский монарх.

Важнейшая особенность Парламента заключается также в том, что одна из его палат – Палата лордов формируется по наследству, иными словами на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом.

Сейчас в Палате лордов действует четыре вида членства:

– судебные лорды (назначенные в Палату бывшие и действительные высшие судебные чины для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел);

– пожизненные пэры (получившие титул и место в Палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют право передавать свой титул по наследству.

Нижняя палата – Палата общин – единственный выборный центральный орган государственной власти. Только депутаты этой Палаты могут именоваться членами парламента. Избираться в Палату может любой британский подданный.

Выборы в Палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента всех голосов избирателей.

В общих чертах компетенция Палаты лордов включает в себя следующие полномочия:

– законодательные (обеспечивает участие палаты в законодательном процессе (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов – биллей, исключением здесь является особое требование для внесения финансовых биллей, которые вносятся лишь в Палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой и т. д.));

– контрольные (заключается в мягком контроле за работой исполнительной власти);

– судебные (определяются тем фактом, что она является высшей судебной инстанцией страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда. Решение, которое она выносит по апелляции, является окончательным.).

Монарх рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной властей. Монарх олицетворяет символ нации, стабильности британской государственности. Он рассматривается как глава государственной церкви.

Монарх имеет право на особые государственные регалии и привилегии в соответствии со статусом персоны и традициями: корона, мантия, звание, скипетр, церемониал, королевский двор, дворцы, освобождение от налогов монарха и семьи.

Монарх имеет право созывать и распускать Парламент, право подписи законопроектов, принятых Парламентом, право абсолютного вето, право назначать и увольнять министров, главу Кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управление собственностью Короны, жалованье почетных званий, дворянских титулов, назначение членов Палаты лордов и т. д.

Правительство Великобритании – это высший политический исполнительный орган, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление. Основная масса законопроектов исходит от правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов с решающим участием парламента, перед которым оно и несет ответственность. В случае вынесения недоверия правительствуоно должно уйти в отставку.

Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин Парламента. Он возглавляет правительство.

§ 4. Высшие органы государства

По форме государственного устройства Великобритания — государство унитарное. Формально правящие круги признают необходимость предоставления автономии (в том или ином виде) Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсу. Практически Северная Ирландия ряд лет живет в условиях чрезвычайного положения. В Шотландии и Уэльсе на основе предложений, разработанных лейбористским правительством в 1975 г., предполагается создать выборные ассамблеи, наделенные, однако, весьма ограниченными полномочиями.

Парламент. Английский парламент состоит из двух палат —• Палаты общин (нижней) и Палаты лордов (верхней).

Палата общин избирается населением Великобритании сроком на 5 лет в составе 635 депутатов. Она может быть распущена досрочно. Право избирать депутатов Палаты общин по закону предоставлено всем гражданам, достигшим 18 лет. Правом голоса не обладают: пэры, «уполномоченные по выборам» (шерифы графств и мэры городов), душевнобольные, лица, находящиеся в заключении. Право быть избранным в Палату общин предоставлено всем гражданам, достигшим 21 года, пользующимся правом голоса, за исключением членов верхней палаты, священников англиканской церкви, банкротов и лиц, находящихся на государственной службе.

Для того чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата в депутаты, необходимо внести избирательный залог в сумме 150 фунтов стерлингов. Залог переходит в собственность государства в том случае, если кандидат соберет менее 7в общего числа поданных в округе голосов. Требование избирательного залога ограничивает возможность трудящихся выдвигать кандидатуры из своей среды. На каждых парламентских выборах немалая часть кандидатов теряет внесенный залог.

Выборы производятся формально тайным голосованием, однако тайна голосования не вполне обеспечена: на бюллетене, который получает избиратель, и на корешке, который остается у избирательной комиссии, ставится одинаковый номер, следовательно, при желании можно легко установить, как голосовал тот или иной избиратель.

Для проведения выборов территория Великобритании разбита на 635 одномандатных избирательных округов. Результаты выборов определяются на основе мажоритарной системы относительного большинства. Только в сравнительно немногих округах избирательная борьба идет между двумя кандидатами («честный бой», по выражению англичан). Гораздо чаще в округе баллотируются три или даже четыре кандидата. При таком «треугольном споре» избранным х\южет оказаться кандидат, собравший менее половины поданных голосов. В том случае, если в округе будет выдвинут только один кандидат, голосование не производится и данный кандидат считается избранным без голосования. Это называется «бесспорными выборами».

Действие мажоритарной избирательной системы в Англии приводит к тому, что распределение депутатских мест между партиями никогда не соответствует распределению голосов на выборах.

Палата лордов не избирается вообще. По своей структуре она представляет собой не что иное, как средневековый пережиток. Членами Палаты лордов являются: 1) наследственные пэры, т. е. лица, которые обладают наследственным дворянским титулом не ниже барона и которые вместе с титулом получают и передают по наследству место в верхней палате английского парламента; 2)

пожизненные пэры, т. е. лица, которым дворянский титул барона (баронессы) пожалован без права передачи по наследству; 3)

26 «духовных лордов» (2 архиепископа и 24 епископа англиканской церкви), которые считаются членами верхней палаты до тех пор, пока занимают свои церковные должности; 4) до 11 «лордов по апелляциям», которые назначаются королевским актом пожизненно и получают особую плату. Численный состав Палаты лордов юридически не определен. Король вправе жаловать титулы пэров неограниченному количеству лиц и тем самым беспредельно увеличивать состав верхней палаты (в настоящее время членами Палаты лордов является более 1 тыс. человек).

Палата общин образует из своей среды четыре вида постоянно действующих комитетов. К первому виду относится так называемый комитет всего состава, т. е. вся Палата общин, действующая, однако, под руководством не спикера, а специального председателя. Функции этого комитета ограничены рассмотрением законопроектов финансового характера. Когда комитет всего состава рассматривает законопроекты о налогах и других источниках государственных доходов, он называется «комитетом путей и средств». Когда же он рассматривает законопроекты о государственных расходах, ему присваивается название «комитета по ассигнованиям». Второй вид комитетов-—это «большие комитеты». Их два — «шотландский» и «уэльский». Они рассматривают сметы расходов и законопроекты, касающиеся соответственно Шотландии или Уэльса. В состав этих комитетов входят все депутаты, избранные в Шотландии или Уэльсе, и небольшое число других депутатов, которые вводятся с таким расчетом, чтобы соотношение сил партий в «большом комитете» воспроизводило соотношение их сил во всей палате. Комитеты третьего вида официально называются «посто- явными». На их рассмотрение передаются нефинансовые законопроекты. Всего образуется 8 «постоянных комитетов» — «шотландский», «уэльский» и 6 неспециализированных, обозначаемых первыми буквами английского алфавита. Персональный состав последних комитетов определяется особым «комитетом по отбору» каждый раз заново для рассмотрения только одного законопроекта; постоянными являются лишь председатели данных комитетов. Партийный состав «постоянных комитетов» всегда подбирается сообразно соотношению сил партии во всей Палате общин. Комитеты четвертого вида называются «сессионными». Формально они не считаются постоянными, но фактически образуются на каждой сессии. Всего таких комитетов 7, в том числе комитет по отбору. Состав сессионных комитетов назначается спикером.

Палата лордов постоянных комитетов не образует. При рассмотрении законопроектов она .либо превращается в комитет всего состава, либо назначает временный специальный комитет.

Законопроекты могут быть внесены в любую палату, но на практике почти все законопроекты вначале рассматриваются нижней палатой и лишь затем верхней. Право законодательной инициативы принадлежит в Англии королю (на деле министрам) и отдельным членам парламента. Осуществление парламентской инициативы, однако, затруднено правилами Палаты общин: неправительственные законопроекты могут быть внесены, а также рассматриваться Палатой общин лишь в один из дней недели, все остальные дни отводятся под правительственные дела.

Законодательная процедура, которой подвергается каждый законопроект—все равно правительственный или неправительственный,— начинается с первого «чтения» его в палате. На деле, однако, это «чтение» законопроекта исчерпывается оглашением его заголовка.

Во время второго «чтения» ведется обсуждение лишь основных: начал законопроекта и затем производится голосование. Законопроект, принятый во втором «чтении», передается на рассмотрение какому-либо из «постоянных» комитетов. Здесь обсуждается и голосуется каждая статья, каждый пункт законопроекта, вносятся в его текст поправки. Затем комитет докладывает палате об итогах своего рассмотрения. Во время прений по докладу производится постатейное обсуждение законопроекта в палате и предлагаются новые поправки. Сразу же после этих прений производится третье «чтение», которое во всем подобно второму. Финалом третьего «чтения» является окончательное голосование законопроекта*

Законопроект, принятый Палатой общин, передается на рассмотрение Палаты лордов. Если законопроект удостоверен спикером в качестве финансового (денежного) законопроекта, он должен быть принят Палатой лордов в течение 1 месяца. Нефинансовые законопроекты Палата лордов может задержать на год.

На деле, когда у власти стоит правительство Консервативной партии, Палата лордов играет роль его «спящего партнера». Когда же у власти стояли лейбористы, Палата лордов нередко

старалась тормозить проведение в жизнь даже не очень значительных социальных реформ. Фактически в осуществлении законодательной власти доминирующую роль играет правительство: оно вносит 85% всех законопроектов, а рядовые депутаты — только 15%, еди законов, принятых парламентом, 95% составляют правитель- *венные законопроекты.

Право контроля над управлением в Англии принадлежит главным образом Палате общин. Наиболее употребительной формой парламентского контроля в Англии являются вопросы. Депутаты подают их заранее, указывая форму ответа. Для устных ответов ежедневно в начале заседания проводится «час вопросов». Ответы министров предельно кратки (одна фраза, а то и одно слово — «да» или «нет», что позволяет ежедневно отвечать на 50—70 вопросов). Спикер вправе отвести вопрос, объявив его «недопустимым», а министр может не отвечать на вопрос, не объясняя мотивов отказа. Вопросов, рассчитанных на письменный ответ, в Палате общин задается сравнительно немного.

Время от времени по требованию лидеров оппозиции в Палате общин или в Палате лордов проводятся дискуссии по некоторым вопросам политики правительства. В начале каждой сессии такая дискуссия всегда проводится по общей программе деятельности правительства в связи с обсуждением ответного адреса на тронную речь короля. В ходе таких дискуссий иногда вносятся резолюции недоверия кабинету, однако они неизменно отвергаются правительственным большинством.

Любая палата вправе принять решение о расследовании како- го-то дела, имеющего общественное значение. Расследование может быть поручено следственному комитету, образованному самой палатой, но обычно по решению палаты оно проводится должностям лицом или комиссией, назначенными королем либо мннист- ом.

Ежегодно парламенту представляется доклад парламентского -омиссара по администрации о расследовании им жалоб граждан ІІІ злоупотребления администрации. Жалобы подаются депутатам и затем передаются комиссару. Обычно комиссар констатирует злоупотребления лишь в 2—7% случаев из тех, на которые поданы жалобы.

Главная слабость парламентского контроля в Англии заключается в том, что он не оказывает почти никакого влияния на политику правительства: кабинет, опирающийся в английской Палате общин на большинство, беспрекословно подчиняющееся ему в силу фракционной дисциплины, никогда не беспокоит парламентское обсуждение того или иного вопроса управления.

Король. Королевский трон в Англии переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля; он носит титул принца-кон- сорта. В настоящее время английский трон занимает Елизавета II, провозглашенная королевой 6 февраля 1952 г. По букве закона английскому королю29 принадлежат весьма обширные полномочия, но реальная власть короля очень серьезно ограничена нормами прецедентного права и конвенциональными нормами.

Ни один закон не может вступить в силу, не будучи подписан королем. Но последний случай отказа в королевской санкции относится к 1707 г. С того времени в Англии сложилась конвенциональная норма, обязывающая короля подписывать и те законопроекты, с которыми он лично не согласен.

Король созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других зысших должностных лиц государства, считается верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и в качестве такового имеет право издавать различные распоряжения, касающиеся вооруженных сил, ратифицирует международные договоры и осуществляет право помилования. Перечислить все полномочия короля — дело не простое: только часть из них основывается на нормах статутного права, а другая часть — на нормах прецедентного права; эта вторая часть королевских полномочий, являющихся как бы непроизводными от власти парламента, составляет так называемую королевскую прерогативу.

Впрочем, король не может осуществлять по своему усмотрению ни статутные, ни прерогативные полномочия. Он связан нормой прецедентного права, гласящей: «Король не может действовать один». В силу этой нормы любой акт, подписанный одним только королем, не имеет юридической силы.

В прямой связи с этой нормой стоит еще одна норма прецедентного права, гласящая: «Король не может поступать неправо». В этой норме закреплен принцип неответственности короля за акты, изданные от его имени. Ответственными за королевские акти в Англии считаются министры, скрепившие их своими подписями. Фактически и авторами этих актов являются министры, руководимые ими ведомства или правительство в целом.

Будучи главой государства, английский король не является в то же время главой правительства. Он не может даже присутствовать на заседаниях правительства, но получает регулярную информацию о решениях, принятых правительством. Именно об английском короле было когда-то сказано, что «он царствует, но не управляет». Не имея личной власти, английский король, однако, может оказывать известное влияние на решение правительством некоторых государственных дел.

Кабинет. Правительственная власть в Англии сосредоточена в руках кабинета. Во главе кабинета стоит премьер-министр, занимающий одновременно должность первого лорда казначейства, не связанную, впрочем, с исполнением каких-либо конкретных обязанностей. В состав кабинета кроме премьер-министра входит еще 15—17 министров, руководящих наиболее важными ведомствами, и 3 лица, являющиеся, по существу, министрами без портфелей: лорд — председатель совета, лорд — хранитель печати и канцлер герцогства Ланкастерского.

Понятие кабинета не совпадает в Англии с понятием правительства. Членами правительства считается еще около 70 министров и заместителей министров. Однако правительство в полном составе никогда не заседает. Все государственные дела решаются на заседаниях кабинета.

Порядок образования правительства в Англии довольно прост. Король назначает премьер-министром лидера той партии, которая получила большинство в Палате общин, ни к кому другому из руководителей этой партии он не вправе обращаться с предложением о формировании правительства. Члены кабинета и остальные члены правительства назначаются королем по указанию премьер- министра. Сформированное правительство не нуждается в утверждении со стороны парламента.

Английские кабинеты, как правило, создаются на однопартийной основе. Коалиционные правительства в Англии существовали лишь в период первой и второй мировых войн.

Полномочия кабинета законом не определены. Английское законодательство вообще избегает упоминаний о кабинете. Правительственными полномочиями, согласно букве закона, облекается обычно «король» или «король в совете», гораздо реже — «правительство», премьер-министр или другие министры. В действительности, как уже отмечалось выше, королевские полномочия осуществляются кабинетом. Наиболее важные акты кабинета до сих пор оформляются «указами в совете», т. е. указами, подписанными королем в присутствии 4—5 членов Тайного совета.

Кабинет руководит всей системой государственного управления Англией, ведет внешние сношения английского государства, подготовляет и проводит через парламент наиболее важные законопроекты, осуществляет нормативную власть помимо парламента. Вместе с тем официальная английская доктрина утверждает, что всякая нормативная власть есть власть законодательная и потому составляет исключительное право парламента. Правительство, согласно этой доктрине, может. пользоваться лишь теми законодательными полномочиями, которые делегированы (переданы) ему парламентом. На практике в порядке делегированного законодательства в современной Англии издается громадное число нормативных актов правительства — указов в совете, постановлений, распоряжений, приказов и циркуляров отдельных министров. Издавая нормативные акты, правительственные органы обязаны ссылаться на тот статут, которым им делегированы законодательные полномочия. Но сама делегация законодательной власти в условиях современной Англии представляет собой лишь формальную процедуру, посредством которой кабинет, беспрепятственно проводящий через палаты свои законопроекты, наделяет сам себя полномочиями законодательствовать помимо парламента. Больше того, кабинет придает ряду своих законопроектов «каркасную» форму, т. е. определяет лишь обсцие принципы будущего законодательства, лишь каркас его, с тем чтобы этот каркас был наполнен конкретным содержанием в порядке делегированного законодательства.

Формально считается, что делегированное законодательство, в отличие от прямого законодательства (статутов), является подчиненным законодательством и может быть оспариваемо в судах. Однако иногда сам статут наделяет акты, изданные в порядке делегированного законодательства, силой закона. Правительственные акты в Англии це только дополняют, но также изменяют и отменяют положения законов.

Делегированное законодательство рассматривается официальной доктриной в качестве подконтрольного парламенту. Но в действительности английский парламент эффективного контроля над нормативными актами правительственных органов не осуществляет.

Формально правительство признается политически ответственным перед Палатой общин. Однако в действительности, пока правительство опирается на однопартийное большинство, не может быть и речи о выражении правительству недоверия со стороны Палаты общин. Ежегодно в начале сессии оглашается тронная речь короля, составленная премьер-министром и представляющая собой программу деятельности правительства; Палата общин дает оценку этой программе, принимая ответный адрес, но текст ответного адреса пишется также премьер-министром, ? и все попытки оппозиции внести поправки в этот текст неизменно оказываются безуспешными. Заведомо обречены на неудачу и резолюция’ о порицании, вносимые оппозицией в связи с допущенными правительством промахами и ошибками, — парламентское большинство отклоняет все эти резолюции, ставя превыше всего фракционную дисциплину.

Палата общин практически не может свергнуть правительство, но правительство может в любое время распустить Палату общин. В мирное время правительство всегда распускает Палату общин до истечения законного срока ее полномочий. Чаще всего это делается из тактических соображений: правительство старается приурочить парламентские выборы к наиболее выгодному для его партии моменту.

Система органов гос власти великобритании

В Великобритании граждане могут иметь разное гражданство в зависимости от территории:

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Начиная с конца XVIII в. во время Великой буржуазной революции во Франции 17 раз меняли консти

Система государственных органов Великобритании

Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой конституции.

Парламент Британии представляет собой две палаты: Палату общин и Палату лордов.

Возглавляет Парламент британский монарх, ему подчиняются обе палаты. Члены Палаты общин действуют на выборной основе, Палата лордов формируется по наследственному признаку, т. е. членство передается по наследству. Только владелец дворянского титула имеет право претендовать на то, чтобы считаться представителем палаты лордов британского парламента.

Представителями палаты общин являются депутаты, избираемые на общих основаниях в единственный выборный орган государственного аппарата. ВПалату общин имеет право избираться каждый британский подданный. Члены палаты общин выбираются простым голосованием большинством голосов.

К полномочиям палаты общин относятся:

1) право одобрения или неодобрения бюджета;

2) распределение финансовых потоков;

3) контроль и надзор над деятельностью правительства, эта палата обладает правом выражения недоверия правительству.

Монарх является определенной частью ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной. Он также является символом британской нации и стабильности британской государственности главой государственной церкви.

Монарх по праву рождения и наследственности обладает особыми государственными регалиями и привилегиями. Монарх имеет корону, мантию, скипетр. Также его семья освобождена от налогов, он обязан соблюдать особый церемониал. У него должны быть королевский двор и дворцы. Монарх обладает исключительными правами:

1) созывать и распускать Парламент;

2) ставить личную подпись на законопроектах, заранее принятых Парламентом;

3) накладывать абсолютное вето на любые решения Парламента;

4) назначать и увольнять министров и главу государственного кабинета;

5) руководить вооруженными силами;

6) распоряжаться собственностью Короны;

7) награждать почетными званиями и дворянскими титулами.

Высшим политическим исполнительным органом Великобритании является Правительство Великобритании. Правительство – это государственная администрация.

Формирование Правительства проводится только при участии парламента, большинством голосов. Большая часть законопроектов издается правительством, меньшая часть – палатами парламента. В Великобритании правительство имеет право издавать только акты делегированного законодательства и подзаконные акты. Премьер-министром становится представитель лидирующей политической партии.

Похожие вопросы

  • СистемагосударственныхоргановВеликобритании
    СистемагосударственныхоргановВеликобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой конституции.
  • Конституционное право зарубежных стран — Конституция.
    СистемагосударственныхоргановВеликобритании, в частности парламент, действует на основании. Загрузка.
    Конституционный Совет Франции является органом конституционного контроля.
  • Конституционное право зарубежных стран.
    СистемагосударственныхоргановВеликобритании, в частности парламент, действует на основании. Конституционно-правовое положение личности в Великобритании.
  • Шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран
    СистемагосударственныхоргановВеликобритании, в частности парламент, действует на основании консти. подробнее ».
    Система высших органовгосударственной власти и управления Китая основана на Конституции КНР и предс. подробнее ».
  • Конституционное право зарубежных стран — Правительство в ЗС.
    Правительство в ЗС: место и роль в системеоргановгосударственной власти, порядок формирования, полномочия и аппарат.
    П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет — в Великобритании, Индии и др. странах).
  • Государственное и муниципальное управление — Форма правления
    Форма правления — элемент формы государства, который определяет — систему организации высших органовгосударственной власти
    В Европе: Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия.
  • Конституционное право зарубежных стран — Политический.
    Правовое положение монарха в системеоргановгосударственной власти.
    П. как система сложился гораздо позднее появления первого парламента (13 в.). Родиной П. по праву считается Великобритания.
  • Правоведение — Форма правления
    Форма правления — элемент формы государства, который определяет — систему организации высших органовгосударственной власти
    В Европе: Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия.
  • Конституционное право зарубежных стран — Правовое положение.
    Правовое положение монарха в системеоргановгосударственной власти.
    Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII веке в результате буржуазной революции.
  • Экономическая география — Форма правления
    Форма правления — элемент формы государства, который определяет — систему организации высших органовгосударственной власти
    В Европе: Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия.

найдено похожих страниц:10

Форма правления и высшие органы государственной власти Великобритании

По форме правления Великобритания представляет собой парламентарную монархию. Глава государства — монарх, формально обладающий достаточно сильными полномочиями. Однако фактически он выступает слабой политической фигурой, так как свои полномочия, именуемые «спящими прерогативами» либо совсем или почти не использует, либо использует несамостоятельно: по инициативе парламента или Премьер-министра, либо с санкции последнего. Источником полномочий законодательной власти государства является народ, который непосредственно избирает парламент (а точнее его нижнюю палату — Палату общин, выполняющую функции в законодательном процессе). Парламент в свою очередь, играет решающую роль в формировании правительства: именно после парламентских выборов правительство формируется каждый раз заново из числа парламентариев — членов партии парламентского большинства. Политическую ответственность правительство также несет перед Палатой общин, которая вправе выразить правительству недоверие. Но и сама палата может быть распущена.

Но формальное верховенство парламента в государственном механизме на практике адекватного воплощения не получает. Юридическая схема взаимоотношений высших органов государственной власти существенно корректируется существованием двухпартийной системы. Жесткая партийная дисциплина обусловливает то, что парламентское большинство, а через него и весь парламент, оказываются фактически подконтрольными правительству, состоящему из лидеров партии парламентского большинства. Поэтому именно исполнительная власть, а точнее ее глава — Премьер-министр — занимает лидирующее положение в государственном механизме, что дает основание существующий в Великобритании государственный режим характеризовать как министериальный или режим министериализма.

В систему общенациональных органов государственной власти Великобритании входят монарх, парламент, правительство и суды.

Согласно доктрине монарх — глава государства и источник суверенитета, именно он занимает юридически первое место в системе государственных органов.

В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, согласно которой королевский трон передается по наследству старшему сыну бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери. С 1952 г. престол занимает Елизавета II, принадлежащая к династии Виндзоров.

Полномочия монарха подразделяются на две группы. Это статутные и прерогативные полномочия. Статутные полномочия предоставлены монарху актами парламента. Королевские прерогативы — это исключительные права монарха, существующие на основе обычая. Прерогативы подразделяются на личные и политические. К числу личных относятся право на атрибуты монаршей власти (титул, корона, скипетр и держава, мантия, трон), право иметь двор, право на содержание за счет средств государственного бюджета. Содержание монарха выплачивается по цивильному листу—документу, принимаемому парламентом на несколько лет и устанавливающему сумму, ежегодно выделяемую из государственного бюджета на содержание монарха.

Политические прерогативы монарха формально являются весьма значительными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. Наряду с двумя палатами монарх считается составной частью парламента. Королевской прерогативой является и санкционирование законов, принятых палатами парламента. Формально монарх обладает также правом абсолютного вето, которое, однако, уже почти 300 лет не используется. Наконец, именно монарху принадлежит право роспуска нижней палаты парламента.

Во взаимоотношениях с правительством королевская прерогатива охватывает право назначения Премьер-министра, а по его предложению — министров.

Судебные прерогативы монарха характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждаются и ведутся все уголовные дела.

Монарх — главнокомандующий вооруженными силами страны, он назначает высших должностных лиц в армии, присваивает воинские звания, награждает знаками отличия.

Внешнеполитические полномочия монарха определяются во многом тем, что он выступает главой Содружества.

Наконец, специфика статуса британского монарха состоит в том, что он — глава англиканской церкви, а когда пересекает границу Шотландии, становится главой пресвитерианской церкви.

Все акты, исходящие от Королевы, подлежат контрассигнации Премьер-министра.

В настоящее время Парламент Великобритании состоит из монарха и двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Нижняя палата — Палата общин — представляет собой общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на пять лет по мажоритарной системе относительного большинства. Каждый избирательный округ представлен одним депутатом. Палата общин с 1997 г. включает 659 депутатов. Руководит палатой спикер, имеющий достаточно обширные полномочия по организации работы палаты. Важную роль в работе палаты играют парламентские комитеты. Они подразделяются на два вида: постоянные, временные и комитет всей палаты. Постоянные, в свою очередь, делятся на специализированные и неспециализированные. Специализированные создаются для осуществления парламентского контроля над правительством, поэтому их система повторяет систему министерств: они создаются по отраслям и сферам управления. Неспециализированные комитеты образуются для предварительного рассмотрения законопроектов и внесения предложений о поправках на пленарные заседания палаты. Комитет всей палаты — это ее пленарное заседание, созываемое лишь для обсуждения законопроекта — без права принимать по нему окончательное решение, т.е. это заседание палаты, выполняющей функции комитета. Комитет всей палаты созывается для ускорения прохождения законопроекта через парламент.

Разумеется, важную роль в работе палаты играют партийные фракции. Наибольшую значимость имеют фракции правящей партии и оппозиции. Оппозиционной считается самая большая по численности фракция.

Палата лордов — это верхняя палата английского парламента. Традиционно она состояла из наследственных пэров (пэры — это лица, имеющие дворянские титулы не ниже барона), пожизненных пэров, духовных лордов (архиепископов и епископов) и лордов-юристов, которые от имени палаты осуществляют ее судебные функции.

Общая численность палаты составляла около 1100 лордов, из них более 700 были наследственными пэрами. В настоящее время палата находится в состоянии существенного реформирования. Принят закон об упразднении членства в ней наследственных пэров. Создание фракций в Палате лордов запрещено.

Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль и в законодательном процессе, и в осуществлении парламентского контроля играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Большинство законопроектов вносится именно в Палату общин, а проекты финансовых законов могут быть внесены только в эту палату. Палату лордов можно охарактеризовать как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, так как Палата общин вправе преодолеть возражения верхней палаты (на раздумья ей отводится год). Возражения Палаты лордов на обычные законы преодолеваются путем голосования: если дважды в течение года после того, как верхняя палата отклонила закон. Палата общин примет его в прежней редакции, закон считается принятым и направляется монарху для дачи санкции. Еще проще и оперативнее преодолеваются возражения Палаты лордов на финансовые законы: если в течение месяца Палата общин не согласится с такими возражениями, они считаются преодоленными даже без специального рассмотрения законопроекта Палатой общин повторно.

Можно утверждать, что парламентарии не обладают иммунитетом: депутаты Палаты общин не могут быть подвергнуты аресту в рамках гражданского судопроизводства во время сессии, за 40 дней до ее начала и в течение 40 дней после ее окончания. Но после отмены долговых ям (за неуплату долга) эта норма перестала иметь значение. Лорды же могут быть судимыми только своей палатой. Деятельность депутатов Палаты общин является оплачиваемой, а лордов — нет.

Компетенция парламента является абсолютно неопределенной. Представляется, что учреждение законодательных ассамблей в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии презумпции компетенции парламента в принципе не колеблет, так как их полномочия в законодательстве характеризуются как делегированные Парламентом.

Исполнительная власть Великобритании имеет сложную структуру. В стране имеется Правительство, включающее Премьер-министра и около 100 министров. Правительство формируется каждый раз после парламентских выборов или отставки предыдущего правительства. Премьер-министром обычно становится лидер партии парламентского большинства, а министрами — другие ее влиятельные члены. Формально назначения осуществляет монарх (министры назначаются им по предложению Премьер-министра).

Правительство никогда вместе на заседания не собирается. В рамках Правительства действует Кабинет — гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Назначения в состав Кабинета производятся лично Премьер-министром. Именно Кабинет принимает от имени Правительства все решения. Кабинет существует только на основе обычая. Из числа членов Кабинета образуется еще более узкая коллегия — внутренний Кабинет, включающий лиц, пользующихся особым доверием Премьер-министра, и обсуждающий наиболее важные вопросы управления.

Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом судебными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, являются только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе).

39. Система государственных органов Великобритании

39. Система государственных органов Великобритании

Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и правовыми обычаями.

Британский Парламент состоит из Палаты общин и Палаты лордов. При этом неотъемлемой частью Парламента считается британский монарх.

Важнейшая особенность Парламента заключается также в том, что одна из его палат – Палата лордов формируется по наследству, иными словами на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом.

Сейчас в Палате лордов действует четыре вида членства:

– судебные лорды (назначенные в Палату бывшие и действительные высшие судебные чины для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел);

– пожизненные пэры (получившие титул и место в Палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют право передавать свой титул по наследству.

Нижняя палата – Палата общин – единственный выборный центральный орган государственной власти. Только депутаты этой Палаты могут именоваться членами парламента. Избираться в Палату может любой британский подданный.

Выборы в Палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента всех голосов избирателей.

В общих чертах компетенция Палаты лордов включает в себя следующие полномочия:

– законодательные (обеспечивает участие палаты в законодательном процессе (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов – биллей, исключением здесь является особое требование для внесения финансовых биллей, которые вносятся лишь в Палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой и т. д.));

– контрольные (заключается в мягком контроле за работой исполнительной власти);

– судебные (определяются тем фактом, что она является высшей судебной инстанцией страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда. Решение, которое она выносит по апелляции, является окончательным.).

Монарх рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной властей. Монарх олицетворяет символ нации, стабильности британской государственности. Он рассматривается как глава государственной церкви.

Монарх имеет право на особые государственные регалии и привилегии в соответствии со статусом персоны и традициями: корона, мантия, звание, скипетр, церемониал, королевский двор, дворцы, освобождение от налогов монарха и семьи.

Монарх имеет право созывать и распускать Парламент, право подписи законопроектов, принятых Парламентом, право абсолютного вето, право назначать и увольнять министров, главу Кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управление собственностью Короны, жалованье почетных званий, дворянских титулов, назначение членов Палаты лордов и т. д.

Правительство Великобритании – это высший политический исполнительный орган, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление. Основная масса законопроектов исходит от правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов с решающим участием парламента, перед которым оно и несет ответственность. В случае вынесения недоверия правительствуоно должно уйти в отставку.

Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин Парламента. Он возглавляет правительство.

Смотрите еще:

  • Консультация юристов ростов Бесплатная консультация юриста по телефону в Ростове на Дону Все сферы общественной жизни человека регулируются множеством законов. Каждый день люди совершают юридические действия, приобретая какой-либо товар, посещая парикмахера или врача, вступая в брак, заключая […]
  • Ст 98 гпк Статья 98 ГПК РФ. Распределение судебных расходов между сторонами Новая редакция Ст. 98 ГПК РФ 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, […]
  • Купить недорогой земельный участок у моря Участки недорого Срочно куплю участок от хозяина в Овидиопольском районе. Земельные участки, Одесская область, Овидиопольский, Большая Долина , Возле воды , Дома, дачи, недорого , Инвестиционные проекты , Недвижимость для бизнеса , Участки недорого Совершенно […]
  • Как восстановится после развода Как восстановиться после развода Сразу после развала семьи наступает психологически сложный период. К разводу нужно быть готовым психологически В это время важно понять, как восстановиться после развода, чтобы адекватно пережить потерю и с исцеленной душой наладить […]
  • Закон о пенсии военнослужащих с 1 января 2014 года Первые выплаты повышенных пенсий военным: Гройсман назвал даты и суммы В апреле военные пенсионеры получат перерасчет за четыре месяца Первые выплаты повышенных пенсий военнослужащим начнутся уже в конце марта, а перечисленную пенсию за январь-апрель военные […]
  • Гражданский кодекс 671 Статья 671 ГК РФ. Договор найма жилого помещения 1. По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и […]
  • Нотариус разрешение на вывоз ребенка за границу цена Нотариус разрешение на вывоз ребенка за границу цена Отправляете бабушку, тетю, учителя с ребенком за границу? Планируете выезд с ребенком за границу без одного из родителей - тогда не забудьте, что на границе потребуется нотариальное разрешение на выезд детей за […]
  • Типовой трудовой договор образец 2018 для ип Трудовой договор ИП с работником в 2018 году: образец и бланк Если вы решили принять в свою бизнес-команду сотрудников, вам понадобится трудовой договор. Он, как подушка безопасности, защитит вас от многих спорных ситуаций и позволит избежать проблем с […]