Статья 290 ч 3 ук

Содержание:

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 290. Уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортного средства

Знищення, подделка или замена идентификационного номера, номеров двигателя, шасси или кузова, или замена без разрешения соответствующих органов номерной панели с идентификационным номером транспортного средства — наказываются штрафом от ста ‘ пятидесяти до двухсот ‘ пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет.

1. Об ‘ объект преступления — контролируемое использование транспортных средств, их узлов и агрегатов.

Транспортные средства как источника повышенной опасности и предметы, представляющие большую материальную ценность, должны подвергаться идентификации. С этой целью они, а также их важнейшие узлы и агрегаты обозначаются индивидуальными номерами, причем номер шасси или кузова указывается в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Использование транспортного средства и его составляющих во действительными идентификационными номерами предотвращает совершению иных посягательств в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, в частности преступлений, предусмотренных статьями 286, 287, 289, поскольку способствует установлению транспортного средства, явившегося орудием или предметом преступления.

2. Предметом преступления являются: 1) идентификационный номер 2) номера двигателя, шасси или кузова, 3) номерная панель с идентификационным номером транспортного средства.

Идентификационный номер транспортного средства является структурным сочетанием буквенно-цифровых символов, присваивается производителем транспортного средства с целью идентификации последнего и наносится на детали кузова, шасси (рамы) согласно стандартам.

Номер двигателя, шасси (кузова) транспортного средства наносится заводом-изготовителем на передней панели под капотом легкового автомобиля или над аркой переднего колеса и дублируется на отдельных табличках, закрепленных в салоне (кабине), на раме мотоцикла и т.д.. В нем указываются: дата выпуска, тип кузова, номер двигателя, шасси или кузова, под которым транспортное средство выпущен с завода, а на табличке дополнительно — страна, где изготовлено транспортное средство, предприятие-изготовитель, тип и рабочий о ‘ объем двигателя.

Такие номера, предназначенные для идентификации автомобиля в процессе движения, при его регистрации, перерегистрации, технического осмотра, указываются в свидетельстве о регистрации транспортного средства и в базе данных органов ГАИ. При замене номера двигателя, кузова (шасси) в регистрационные документы вносятся соответствующие изменения или они заменяются на новые.

Номерной знак транспортного средства не является идентификационным номером, поэтому управление указанным средством с номерным знаком, который не принадлежит этому средству, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 121 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984, а не преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 290 УК.

3. Об ‘ объективная сторона преступления может выразиться в следующих формах: 1) уничтожение 2) подделка или 3) замена идентификационного номера, номеров двигателя, шасси или кузова, а так же 4) замена без разрешения соответствующих органов номерной панели с идентификационным номером транспортного средства.

Уничтожение означает приведение номера в состояние, при котором невозможно его прочитать вообще или без проведения соответствующей экспертизы. Подделка — это изготовление нового номера или внесения в него изменений, которые искажают содержание настоящего номера, а замена — это использование номера другого транспортного средства — как зарегистрированного, так и снятого с регистрации.

Замена без разрешения соответствующих органов номерной панели с идентификационным номером транспортного средства означает использование такой панели другого транспортного средства без внесения соответствующих изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства.

Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в ст. 290 действий.

Уничтожение, замена или подделка номеров узлов и агрегатов транспортного средства, которая сопровождается подделкой регистрационных документов, дополнительно квалифицируется еще по ст. 358. За эксплуатацию ТС, номера агрегатов которых не отвечают записям в регистрационных документах, уничтожены или подделаны, установлена justify «> 4. Сб ‘ объект преступления общий.

5. Сб ‘ объективная сторона преступления характеризуется умыслом.

Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок. Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины N 1388 от 7 сентября 1998

Инструкция о проведении осмотра транспортных средств и их регистрационных документов при регистрации, перерегистрации и снятия с учета. Утверждена приказом Министерства внутренних дел Украины N 987 от 10 ноября 2005

Определение коллегии судей Судебной палаты по уголовным делам Верховного Суда Украины от 20 декабря 2007 г. по делу П.

Получение взятки и ответственность за это по УК РФ

Содержание

Статистика и периодические опросы населения говорят о том, что коррупция стала неотъемлемой частью современной России. Сегодня трудно найти человека, который хоть раз за свою жизнь не сталкивался с этим явлением. Получение места в детском саду, плановая операция вне очереди, отказ от составления протокола за нарушение правил дорожного движения – это лишь краткий перечень ситуаций в которых никого не удивишь взяточничеством.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с получением взятки, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Получение взятки – это процесс в рамках, которого должностное лицо получает денежные средства или материальные выгоды взамен попустительства, покровительства с его стороны или совершения действий/бездействия в интересах лица, который передал взятку.

Покровительство может выражаться во внеочередном продвижении по службе, либо в выделении незаслуженного материального поощрения. Попустительство – это намеренное непринятие мер дисциплинарного или иного взыскания к нарушителю.

Взятка — это не только денежные средства, ценные бумаги, иные предметы, имеющие материальную ценность. Взятка может выражаться, например, в предоставлении бесплатной путевки или проведении ремонтных работ совершенно бесплатно для взяткополучателя.

Преступление всегда совершается с прямым умыслом. Субъект – специальный, российское или иностранное должностное лицо, которое работает в государственном или муниципальном учреждении или международной организации.

Материальные ценности могут передаваться, как лично, так и через посредника. Преступное деяние считается оконченным с момента фактического получения хотя бы части взятки.

Ответственность за получение взятки

Согласно уголовному кодексу РФ, получение и дача взятки являются уголовно-наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена ответственность. (ст.290 УК РФ).

Важно! Если взятка имеет значительный размер (более 25 тысяч рублей), то это уже квалификационный состав преступления. В данной ситуации виновному лицу грозит, либо большой штраф с лишением права заниматься определенной деятельностью, либо лишение свободы на срок до 6 лет вместе с большим штрафом.

В ряде случаев, должностное лицо получает взятку за незаконные действия (бездействия). Это образует состав, установленный в ч.3 ст.290 УК РФ. Осужденное лицо приговаривается к выплате штрафа в размере от 40- до 70-кратной суммы взятки с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать свою должность, либо направляется в места лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с выплатой штрафа (сумма в 40 раз, превышающая размер полученной взятки) в качестве дополнительной меры наказания.

Повышенную общественную опасность, по причине наличия широких полномочий, представляет получение взятки главой местного самоуправления, либо лицом, которое занимает государственную должность субъекта РФ или Российской Федерации. В соответствии с ч.4 этой же правовой нормы вышеуказанные лица могут быть лишены свободы на период 5- 10 лет со штрафом в 50 раз больше взятки, либо на них будет возложена штрафная санкция (60-80 сумм взятки)+ они будут лишены права заниматься определенной деятельностью.

Деяния, перечисленные в ч.1-3 статьи:

  • совершенные несколькими, заранее договорившимися лицами;
  • сопровождаемые требованиями должностного лица передать взятку под угрозой совершения действий, нарушающих права и законные интересы потерпевшего;
  • в крупном размере (более 150 тысяч рублей).

Наказываются штрафом, который превышает сумму взятки в 70-90 раз или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.

Если взятка больше 1 миллиона рублей (ч.6 ст.290 УК РФ), то осужденному грозит лишение свободы от 8 до 15 лет вместе со штрафной санкцией в 70 раз превышающей сумму взятки, либо штраф (80-100 размеров суммы взятки) с лишением права заниматься определенной деятельностью на период до 3 лет.

Получение взятки должностным лицом

Согласно статистике за 2015 год среди всех осужденных за получение взятки 44% являются государственными и муниципальными служащими. На втором месте находятся работники сфер социального обслуживания и здравоохранения.

Под должностным лицом в современном законодательстве понимается представитель власти, которого избрали или назначили на должность, связанную с выполнением распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, корпорациях, Вооруженных силах РФ.

Важно! Если лицо работает в государственном или муниципальном учреждении, но не является должностным лицом, то он при получении денежных средств будет нести ответственность, предусмотренную другими статьями особенной части уголовного закона.

Если Вам предъявлено обвинение по ст.290 Уголовного кодекса РФ, рекомендуем, как можно скорей обратиться за помощью к квалифицированным юристам. Ведь, согласно, итогам борьбы с коррупцией, которые ежегодно озвучиваются председателем Верховного суда РФ, с каждым годом растет количество обвинительных приговоров с наказанием в виде лишения свободы, в то время как к штрафам получатели взяток приговариваются все реже.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

В Свердловской области вынесен приговор бывшему сотруднику полиции за покушение на получение взятки в крупном размере от представителя частной компании

Прокуратура области (Свердловская область) . 24 января 2018, 17:24

Свердловский областной суд по апелляционному представлению прокуратуры изменил приговор Ленинского районного суда г. Екатеринбурга по уголовному делу в отношении бывшего сотрудника полиции Левона Мелконяна.

На момент совершения преступления мужчина занимал должность оперуполномоченного отдела по выявлению преступлений в сфере металлургии, транспорта, машиностроения, оборонно-промышленном комплексе отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Екатеринбургу.

Судом было установлено, что Мелконяну было поручено проведение проверки по обращению директора ООО НПК «Пром-Снаб» о хищении денежных средств путем мошенничества.

Сотрудник полиции за выполнение своих должностных обязанностей, связанных с опросом всех заинтересованных лиц, в том числе с выездом за пределы Свердловской области, предложил представителю организации передать ему денежную сумму в размере 300 тыс. рублей, на что потерпевший ответил согласием.

В дальнейшем представитель организации, выполняя ранее достигнутую договоренность с Мелконяном перевел на указанный им номер банковской карты денежные средства в размере 30 тыс. рублей, после чего, действия злоумышленника были пресечены сотрудниками правоохранительных органов. В связи с чем подсудимый не смог довести свой преступный умысел до конца по независящим от него обстоятельствам.

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в октябре 2017 года признал Мелконяна виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (покушение на получение должностным лицом взятки в крупном размере), назначив ему наказание в виде штрафа в размере 2,9 млн. рублей с взысканием арестованного имущества – автомобиля.

Прокуратура Ленинского района г. Екатеринбурга не согласилась с постановленным приговором, внесла на него апелляционное представление, указав на необоснованно мягкое наказание за особо тяжкое преступление, назначенное без учета характера и степени общественной опасности, фактических обстоятельств дела.

Сегодня, 24 января 2018 года, Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда рассмотрев апелляционное представление прокуратуры, изменила приговор. Суд назначил Мелконяну наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Статья 290 ч 3 ук

1. Комментируемая статья, сохранив многие элементы прежнего законодательства, вместе с тем содержит целый ряд уточнений, уже прежде апробированных практикой и нашедших свое выражение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» (Бюл. ВС СССР, 1990, N 3). Это постановление в основном сохраняет свое значение для правильного применения закона на практике. Отдельные устаревшие его позиции отмечены ниже.

С принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. признано не действующим на территории РФ.

2. Новый УК законодательно уточнил понятие взятки, определив ее как деньги, ценные бумаги, иные имущественные выгоды. Такими выгодами могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и иных работ (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.).

ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает пять минимальных размеров оплаты труда. Из этого можно сделать вывод, что пять минимальных размеров оплаты труда — это та граница, которая разделяет подарок от взятки.

3. Взятка получается должностным лицом за совершение или несовершение каких-либо действий в пользу взяткодателя либо другого лица, которое представляет взяткодатель, в том числе членов его семьи. Действия, совершаемые за взятку, могут быть четырех видов: а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия должностного лица; б) эти действия могут не входить в непосредственные полномочия этого должностного лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо, получившее взятку, может способствовать совершению действий или их несовершению в пользу взяткодателя или представляемого им лица; в) должностное лицо за взятку может оказывать общее покровительство, например необоснованно, без каких-либо заслуг продвигать взяткодателя по службе, представлять его к премиям, наградам и т. п.; г) за взятку должностное лицо может оказывать попустительство, т. е. скрывать допущенные взяткодателем ошибки и упущения по службе.

4. Субъектом получения взятки является только должностное лицо (см. пп. 3, 4, 13 — 19 комментария к ст. 285). Служащие коммерческих и иных организаций, не являющиеся должностными лицами, за получение незаконного вознаграждения подлежат ответственности по ст. 204 УК. Судебная коллегия Верховного Суда РФ не признала Б. субъектом должностного преступления. Хотя Б. действительно неоднократно получал взятки от подчиненных ему продавцов, он как Генеральный директор акционерного общества закрытого типа с ограниченной ответственностью «Атрос» не может нести ответственность за должностное преступление (Бюл. ВС РФ, 1995, N 6, с. 8 — 9).

5. Если за взятку должностное лицо совершает действие (бездействие), содержащее состав какого-либо преступления, то его действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи. Термин «незаконные», употребленный законодателем, следует трактовать как «преступные». Таким образом, УК 1996 г. по сути дела возродил деление взяточничества на мздоимство и лихоимство, известное дореволюционному русскому уголовному законодательству. Однако выделение этого признака в качестве квалифицирующего обстоятельства не исключает необходимости в соответствующих случаях квалифицировать действия виновного должностного лица по совокупности со ст.ст. 285, 286 или другой статьей УК, предусматривающей ответственность за эти преступления. К такому выводу приводит сопоставление санкций, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, с мерами наказания, установленными законом за злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.

6. Квалифицирующий признак, предусмотренный в ч. 3 комментируемой статьи, — получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, заменил собою ранее существовавшее понятие «должностного лица, занимающего ответственное положение», которое было весьма неопределенным и поэтому сложным для применения на практике. Теперь круг лиц, подлежащих повышенной уголовной ответственности за получение взятки, очерчен в законе достаточно точно (см. пп. 21, 22 комментария к ст. 285).

7. Квалифицирующие обстоятельства, предусмотренные в ч. 4 комментируемой статьи, были известны и прежнему законодательству, они достаточно подробно разъяснены в указанном выше постановлении Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. О понятии неоднократности см. комментарий к ст. 16 УК. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

Вымогательством является требование взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя (см. п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.), например под угрозой незаконного увольнения или непринятия на работу при наличии всех оснований для поступления на соответствующую должность.

9. В примечании к комментируемой статье установлена сумма, при которой взятка считается полученной в крупном размере.

Научно-практический комментарий:

1. Суть взяточничества заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью.
2. Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т.д. . Возможны в качестве предмета взятки и иные выгоды имущественного характера: прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по явно заниженной стоимости) пользование какого-либо имущества, получение кредита на льготных условиях и т.п.
———————————
БВС РФ. 1997. N 12; 1998. N 5. С. 8, 9.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Эти выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» ).
———————————
БВС РФ. 2000. N 4.

Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК).
Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому должностному лицу — получателю взятки, так и с его ведома членам семьи, другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя.
3. Наряду с простейшими способами дачи-получения взятки путем передачи денег лично должностному лицу или через посредника встречаются более сложные завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, взятка может быть дана (получена) под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам денег за якобы произведенную ими работу, якобы оказанную техническую помощь, явно завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы, заключения подрядных договоров с явно заниженной суммой оплаты, выполняемых в интересах должностного лица работ и т.п.
4. В соответствии со ст. 290 взятка может быть получена должностным лицом: 1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1); 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последнее в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1); 3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1); 4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).
5. Действия (бездействие) должностного лица, входящие в его служебные полномочия, — это законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.е., иначе говоря, совершить (не совершать) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан .
———————————
БВС РФ. 1999. N 2. С. 14.

6. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 10.02.2000 N 6 указал, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК, может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом. При этом оно может, в частности, использовать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.
К данному случаю относится также получение незаконного вознаграждения консультантами, референтами-помощниками ответственных должностных лиц, начальниками канцелярий, инспекторами и т.п. должностными лицами, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателя, но от совершения действий которых по службе, подготовленных документов и иной информации в значительной степени зависит решение, принимаемое другим должностным лицом. В подобных случаях дача-получение вознаграждения является взяточничеством при условии, что оно передается не вообще государственному или муниципальному служащему, а именно должностному лицу, которое в силу наличия у него определенных должностных возможностей способно добиться через другое должностное лицо результата, желаемого взяткодателем . Использование субъектом одних только личных связей для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не может рассматриваться как использование должностного положения.
———————————
БВС РФ. 1997. N 4. С. 13; 2000. N 9. С. 7, 8.

7. Взяточничеством признается незаконное получение должностным лицом материальных ценностей и выгод имущественного характера за общее покровительство или попустительство лицу, передающему эти ценности или оказывающему имущественную услугу, или представляемым им лицам. В таком случае какие-либо конкретные действия (бездействие) должностного лица, принимающего вознаграждение, специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что в конечном счете ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство или попустительство в итоге выражается (может выразиться) в тех или иных действиях (бездействии) должностного лица. Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений (подношений) от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя, а также для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что те в необходимых случаях будут действовать в интересах взяткодателей.
Покровительствовать — значит защищать, оказывать внимание, помощь, а попустительствовать (потворствовать, потакать) — проявлять снисходительное отношение к чьим-либо недозволенным либо противоправным действиям (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).
8. Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых говорится в ч. 2 ст. 290, — это неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).
9. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли это лицо обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнить это действие или нет .
———————————
БВС РФ. 1999. N 3. С. 14; 2001. N 1. С. 12; N 8. С. 18.

Как следует из текста закона, действие или бездействие должностного лица, за которое им получается взятка, может быть законным, правомерным, т.е. оно фактически должно было быть совершено независимо от взятки, так и незаконным, противоправным. Иногда должностное лицо, используя свое служебное положение, совершает за взятку деяние, которое само по себе является преступлением. Поскольку все эти действия лежат за пределами состава получения взятки, то в последнем случае имеет место реальная совокупность преступлений, что и должно получить правовую оценку в квалификации .
———————————
БВС РФ. 1998. N 11. С. 5, 6; 1999. N 1. С. 17, 18.

10. Ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка — до или после совершения должностным лицом действия или бездействия, и безотносительно к тому, была ли взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя. Таким образом, взятка может иметь характер подкупа, когда сам факт передачи вознаграждения или договоренность о нем обусловливают соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица, но она может являться и незаконной материальной благодарностью — вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой предварительной договоренности об этом вознаграждении не было. Получатель его совершал должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение. В последнем случае возникает проблема разграничения взятки и подарка.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17) запрещает государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц (подарки, денежные средства, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ. Исключение сформулировано в ст. 575 ГК РФ, где разрешается дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Нужно иметь в виду, что ст. 575 ГК РФ говорит именно о дарении (договоре дарения), которое не предусматривает «встречной передачи вещи или прав либо встречного обязательства» (ст. 572 ГК РФ) со стороны лица, принимающего подарок. Отсюда следует, что независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействие) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения со стороны должностного лица (см. комментарий к рассматриваемой статье); 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица, попустительство или покровительство с его стороны, т.е. его «встречное обязательство». В тех же случаях, когда вознаграждение должностному лицу носит характер подарка, оно становится взяткой, когда вручено должностному лицу не в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом размер вознаграждения не имеет значения для признания содеянного преступлением, за исключением случаев, подпадающих под действие ч. 2 ст. 14 УК.
11. Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника, каковым признается лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки.
12. О понятии должностного лица как субъекта получения взятки см. комментарий к ст. 285.
13. Получение взятки — умышленное преступление, совершаемое из корыстных побуждений. Должностное лицо — взяткополучатель осознает, что материальные ценности или выгоды переданы (предоставлены) ему именно как взятка за совершение действий (бездействие), входящих в его служебные полномочия, либо за способствование в силу должностного положения действиям (бездействию) других лиц, в чем заинтересован взяткодатель, или за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам, а равно за незаконные действия (бездействие) по службе.
Если должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение тех, кто их передает, создает видимость правомерности их получения, утверждая, например, что ценности получаются в качестве оплаты за оказанную учреждением услугу, выполненную работу, в виде штрафа и т.п., содеянное не может рассматриваться как получение взятки. Эти действия квалифицируются как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК).
14. О понятии лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главы органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК), см. комментарий к ст. 285.
15. О понятии группы лиц, действовавших по предварительному сговору, и организованной группы лиц см. комментарий к ст. 35.
Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц (п. «а» ч. 4 ст. 290 УК), если в совершении преступления участвовали два и более должностных лица, заранее, т.е. до начала преступления, договорившихся об этом.
Преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. При этом не имеет значения, осознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвуют несколько должностных лиц.
При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг.
Действия частного лица, а также служащего, не являющегося должностным лицом, который по предварительному сговору с должностным лицом непосредственно участвовал в получении взятки, рассматриваются как соучастие в получении взятки и при отсутствии других отягчающих обстоятельств этого преступления квалифицируются по ст. 33 и ч. 1 ст. 290 УК (п. 4 ст. 35 УК). Напротив, в число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, наряду с должностными могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения рассматриваемого преступления.
16. При получении должностным лицом нескольких взяток имеет место совокупность преступлений, каждое преступление должно быть квалифицировано самостоятельно (ч. 1 ст. 17 УК). Совокупность преступлений образуют и случаи одновременного получения должностным лицом взяток от нескольких лиц, если в отношении каждого из взяткодателей совершается (должно быть совершено) отдельное действие. При этом отдельные действия в отношении каждого из взяткодателей могут быть одинаковыми по своему фактическому содержанию (например, выставление положительной оценки на экзамене, назначение наказания, не связанного с лишением свободы, каждому из взяткодателей).
От совокупности преступлений необходимо отличать единое продолжаемое преступление, когда взятка передается в несколько приемов, охватываемых единым умыслом, за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого для взяткодателя результата. Единым продолжаемым преступлением следует считать также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство или попустительство им по службе.
Не будет совокупности преступлений и в случаях, когда должностное лицо совершает за взятку действие в общих интересах нескольких взяткодателей .
———————————
БВС РСФСР. 1978. N 9. С. 11.

17. Вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).
В обеих ситуациях, которые рассматриваются как получение взятки, сопряженное с ее вымогательством, взяткодатель вынужден дать взятку, чтобы защитить или обеспечить реализацию своих законных, правоохраняемых интересов, которые ставятся под угрозу вымогателем.
Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленный порядок, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконно льготы, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки и как обстоятельство, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, отсутствует .
———————————
БВС РФ. 1997. N 4. С. 7; N 5. С. 17, 18; 1998. N 11. С. 23; 1999. N 3. С. 20; N 6. С. 15, 16; N 7. С. 9; N 10. С. 9; N 11. С. 17, 18; 2003. N 12. С. 17.

18. Крупный размер получения взятки (п. «г» ч. 4 ст. 290) исчисляется в денежном выражении. Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов за услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии — на основании заключения экспертов. Согласно примечанию к ст. 290 крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.
19. При совершении преступления в соучастии квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность самого деяния (вымогательство, крупный размер взятки, группа лиц, действующих по предварительному сговору, или организованная группа; особое положение взяткополучателя, о котором говорится в ч. 3 ст. 290), должны вменяться в вину и соучастникам получения взятки (соисполнителям, организаторам, подстрекателям, пособникам), если эти обстоятельства охватывались их умыслом (п. п. 17 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).

Мелкое взяточничество – ранее и сегодня

Это новое понятие появилось в Уголовном кодексе РФ в июле 2016 года.

Статья 291.2 УК РФ введена Федеральным законом РФ от 3 июля 2016 года № 324-ФЗ.

Мелкой теперь считается взятка, которая не превышает десяти тысяч рублей. Прежде коррупционеров, которые брали взятки небольшими суммами, судили по общим статьям УК РФ — получение и дача взятки (ст.ст.290, 291 УК РФ). В них было выделено четыре размера: незначительный – до 25 тысяч рублей, значительный — свыше 25 тысяч рублей, крупный — более 150 тысяч, особо крупный — миллион и больше.

Новая статья 291.2 УК РФ — «мелкое взяточничество» законодателем отнесена к преступлениям небольшой тяжести, соответствующие ей в предыдущей редакции УК РФ ч.1, 3, 4 ст.ст. 290, 291 УК РФ относились к преступлениям небольшой тяжести и тяжким.

Если прежде санкция статьи за подобное преступление, например по ч.1 ст.290 УК РФ предусматривала наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

По ч.3 ст.290 УК РФ – в виде штрафа в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

По ч.4 ст.290 УК РФ – в виде штрафа в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

То сейчас предельное наказание снизилось. Получение или дача взятки в пределах десяти тысяч рублей теперь наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период до трёх месяцев, исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет или лишением её на срок до одного года.

За повторное получение или дачу взятки до десяти тысяч рублей предусматрено более строгое наказание — штраф до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Санкция статья 291.2 УК РФ безусловно улучшает положение лиц осужденных по ст.ст. 290, 291 УК РФ в редакции ФЗ РФ от 4.05.2011 г. № 97-ФЗ, за дачу и получение взятки в размере не превышающей десяти тысяч рублей, последние активно использую свое право на подачу ходатайств о пересмотре приговоров в силу ст.10 УК РФ, п.13 ст. 397 УПК РФ.

Так, по ходатайству осужденного Н. был пересмотрен приговор суда, которым он был признан виновным в совершении 11 преступлений, предусмотренных ч.3 ст.290 УК РФ и 11 преступлений, предусмотренных ч.1 ст.292 УК РФ. В силу требований ст.10 УК РФ, поскольку сумма взяток по каждому эпизоду составляла две тысячи рублей судом действия Н. были переквалифицированы с ч.3 ст.290 УК РФ на ч.1 ст.291.2 УК РФ (в редакции № 324-ФЗ от 3.07.2016 года) с назначением наказания по каждому эпизоду в виде 1 года 4 месяцев ограничения свободы, вместо назначенных по приговору 4 лет лишения свободы со штрафом 80 000 рублей за каждое преступление. Апелляционной инстанцией областного суда жалоба осужденного о большем снижении наказания оставлена без удовлетворения, постановление суда 1 инстанции без изменения.

Старший прокурор
апелляционного отдела Е.И.Власова

Смотрите еще:

  • По ч5 ст290 ук рф срок Покушение на получение взятки - статья УК РФ Покушение на получение взятки несет меньшую опасность для общества, нежели состоявшееся ее получение, но, несомненно, демонстрирует противоправные наклонности субъекта. В предложенном материале рассмотрены особенности этого […]
  • Ст 290 коап Науково-практичний коментар до ст. 290 Кримінального кодексу України Стаття 290. Знищення, підробка або заміна номерів вузлів та агрегатів транспортного засобу Знищення, підробка або заміна ідентифікаційного номера, номерів двигуна, шасі або кузова, або заміна без […]
  • Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. 308024, г. Белгород, […]
  • Ч3 ст 290 ук рф ч1 ст292 ук рф Поиск по тегу «взятка» Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 59-летнему бывшему заведующему кафедрой социально-экономических и […]
  • Как проверить выручку по ндс и прибыли Проверка деклараций по НДС и налогу на прибыль ФНС России регулярно приводит контрольные соотношения к налоговым декларациям. Причем ранее налоговая служба делала это с пометкой для служебного пользования. Теперь данные соотношения выложены в открытом доступе 1 . О […]
  • Какое выходное пособие выплачивается при увольнении Какое выходное пособие выплачивается при увольнении При увольнении работника ему выплачивается выходное пособие. Облагается ли такая выплата НДФЛ и является ли она для работодателя базой начисления ЕСВ? Согласно ст. 44 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г. […]
  • Работа в госслужбе вакансии пермь Работа в госслужбе вакансии пермь Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 17 000 до 20 000 руб. Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 16 000 до 20 000 […]
  • Образец заявление на стандартный вычет ндфл на детей Заявления на стандартный налоговый вычет - образец 2017-2018 Заявление на стандартный налоговый вычет — наиболее востребованный у подавляющего большинства работающего населения документ. Рассмотрим, как его составить. Виды стандартных налоговых вычетов Стандартный […]