Закон о налоге на недвижимость с 1 января 2016

Новая ставка налога на недвижимость. С 1 июля надо платить больше?

Под новый 2016 год, в конце декабря, парламент принял Закон, которым в Налоговый кодекс Украины внесены изменения, касаются налогообложения недвижимости.

Пользуясь тем, что большинство людей не знает тонкостей законодательства, определенные политические силы выдают некоторые «желаемые» вещи за действительные.

Налогообложение – именно такая тема. Одни рассказывают о льготах, другие – о «завышенных» налогах.

За разъяснениями, как теперь взимаются налоги с жилого и нежилого недвижимого имущества, мы обратились к нашему эксперту – кандидату экономических наук, руководителю фракции партии «Наш край» в Херсонском городском совете Владимиру САЛЬДО.

КОР. Владимир Васильевич, ситуация с налогом на недвижимость сложная, у людей много вопросов. Объясните: кто, когда, как и, главное, сколько должен платить за находящееся в частной собственности недвижимое имущество?

В.С. Для начала просто надо понять, что налог на недвижимое имущество не новый, он введен еще в декабре 2014 года с принятием Верховной Радой нового Налогового кодекса. И позиционировался он как налог на роскошь, потому что базой налогообложения была только жилая недвижимость, причем большой квадратуры – квартиры площадью более 120 м2 и дома более 250 м2.

Право определять размер налога под девизом «децентрализации» было отдано на места. В разных городах Украины органы местной власти устанавливали разные налоги. Платятся они в текущем году за год предыдущий. В Херсоне владельцы большого жилья платили в 2014 году за 2013, а в 2015 – за 2014 по ставке, утвержденной горсоветом – 1% от минимальной зарплаты, установленной на 1 января года, за который идет оплата.

То есть, если речь о текущем, 2016 годе, люди должны будут заплатить 1% от 1218 грн. Именно такой была минимальная зарплата в Украине на 1 января 2015. 1% от минимальной зарплаты – 12 грн. 18 коп., за каждый квадратный метр, превышающий необлагаемую налогом квадратуру. Но подчеркиваю: этот тариф – за 2015 год.

КОР. То есть, ничего не меняется?

В.С. В этом году – нет.

КОР. А как же с платежками, которые люди получат в июле 2016 года?

В.С. Во-первых, давайте еще раз уточним, что платежки по этому налогу получат не все владельцы недвижимости, а только те, у кого она превышает так называемую «налоговую» льготу.

В прошлом году налоговая льгота составляла для квартиры (квартир) – 120 м2, для дома (домов) – 250 м2. Все, что больше, облагается налогом, что меньше – нет. Большинства это не коснется. К сожалению или к счастью, большим жильем в нашей стране и в нашем городе обладают далеко не все жители.

Платежки люди получат до конца июля. Это будет платеж за 2015 год. Заплатить по ней физические лица – владельцы большой недвижимости должны в течение 60 дней. Налоговики называют deadline – конечный срок уплаты – до 28 августа.

КОР. Откуда же «шум» по поводу повышения налога на недвижимость?

В.С. От нечеткости украинского законодательства и неспособности законодателей объяснять «человеческим» языком, какие новшества вносятся и когда.

Весь, как Вы говорите, «шум» связан с тем, что в декабре прошлого года Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс, которые начали действовать с 1 января 2016 года.

Парламент «обложил» налогом на недвижимость не только жилые квартиры и дома, но и хозяйственные постройки – сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба и т.д. и повысил порог максимальных ставок, которые могут устанавливать по этому налогу органы местной власти.

Если раньше местные советы могли устанавливать его в сумме, не более 2% от минимальной зарплаты, то с 2016 года – налог не должен превышать 3% от нее.

Горсовет в Херсоне к этому вопросу подошел гуманно и установил минимальную ставку.

Раньше платили 1% от минимальной заработной платы, в 2017 за 2016 будут платить 0,5% и уже не только за жилую, но и за нежилую недвижимость. А вот налоговую льготу, то есть квадратуру недвижимости, которая налогом не облагается, уменьшили.

Платить налог будут владельцы жилой и нежилой недвижимости за каждый квадратный метр свыше 60 квадратов, если это квартира; свыше 120 квадратов, если это дом; и свыше 180 квадратов, если человек владеет разной недвижимостью – квартирой и домом, и их суммарная площадь превышает 180 кв.м.

КОР. Значит, платить придется больше.

В.С. Да, но лишь в 2017 году за 2016. И больше станет не столько сумма платежа, сколько количество людей, которые этот налог должны будут платить. Квартирами в 60 квадратов и домами в 120 обладают достаточно жителей нашего города.

КОР. Из всего уплачивается налог одинаковый?

В.С. Нет. Жилая и нежилая недвижимость облагаются по разным ставкам. Если в собственности есть квартира, гараж и сарай, то за квартиру надо платить по ставке для жилой площади, а за сарай и гараж – по ставке, установленной для нежилой недвижимости.

Причем есть нюанс: Херсонский горсовет в феврале, выполняя Налоговый кодекс, принял решение по этому поводу. Ставку для жилой недвижимости установил – 0,5%, а для нежилой – 0%. Так что за нежилую, возможно, херсонцам платить вообще не придется.

Теперь давайте посчитаем: ставка – 0,5% от минимальной зарплаты. На 1 января 2016 года минимальная зарплата 1378 грн. 0,5% – это 6 грн. 89 коп. за каждый «лишний» метр площади.

Для примера, если у вас лишний 1 метр, вы заплатите за него 6 грн.89 коп, если лишних 5 метров – 34 грн. 45 коп., если 15 – 103 грн. 35 коп. и т.д. Но это, еще раз подчеркну, расчет по уплате налога в 2017 году за 2016 год. Сейчас по этому поводу беспокоиться не стоит.

КОР. Что касается ограничений, введенных в отношении квартир до 60 м2, а домов до 120, не получится ли, что люди, у которых есть «лишние» метры, будут платить за всю площадь?

В.С. Нет, налогом будет облагаться только площадь, которая превышает налоговый «минимум». Если ваша квартира размером 100 м2, то платить придется только за 40 м2, превышающих «льготный» размер. 100 – 60 = 40 м2 – это и есть превышение лимита.

КОР. А если, скажем, квартира 75 м2, но она в собственности двух хозяев?

В.С. Если квартира разделена между двумя хозяевами, льгота в 60 м2 будет применена к каждому из них в отдельности, и они не будут платить налог.

КОР. Если квартира в 100 м2, поделена между двумя хозяевами: у одного 65 м2, в другого 35 м2, как быть?

В.С. Тогда считаются доли. Тот из собственников, кто имеет долю в 65 м2, будет платить налог за 5 «лишних» квадратов. А тот, у кого 35 м2, не будет платить налог вообще.

КОР. А как же с налогом на роскошь – именно так этот налог позиционировали, когда вводили. Какая ж «роскошь» в 60-ти метровой квартире?

В.С. Его должны по закону платить владельцы очень больших «объемов» (более 300 квадратных метров для квартир и 500 – для домов). Они дополнительно заплатят 25 тысяч гривен в год. Кстати, «налог на роскошь» в размере 25 тысяч гривен придется платить и за автомобили, которые стоят более 750 минимальных зарплат (1 миллион 33 тысячи гривен).

Но Ваши опасения не напрасны. В основе закона о налоге на недвижимость лежит «хитрый» принцип. В фискальной службе говорят, что такой налог платят во всей Европе. Возможно. Но в европейских странах размер налога зависит от рыночной стоимости жилья, а у нас законодатели привязали его к квадратным метрам.

А это ставит элитную недвижимость в один ряд с простыми сельскими домами. «Голь на выдумки хитра», поэтому лазейку найдут. Например, собственники больших частных домов регистрируют у себя в доме несколько человек. Большой дом разбивается на несколько владельцев и налог платить не нужно.

КОР. Эти правила окончательные или возможны изменения?

В.С. Налог на недвижимость полностью зачисляется в местные бюджеты. Все, что касается установления льгот, – прерогатива местных громад. Сельские, поселковые, городские советы, так же как и советы объединенных территориальных громад (на той территории, где распространяется их «власть») имеют право самостоятельно решать, сколько именно будут платить жители, какие категории людей освободить от уплаты этого налога.

Кроме того, в законе отмечено, что «при предоставлении льготы для физических лиц должно учитываться их имущественное положение и уровень доходов».

КОР. Таким образом, повышена значимость депутатов местного уровня?

В.С. Я бы сказал, им добавили головной боли. С одной стороны, можно установить максимальный процент, и местная казна будет получать дополнительные деньги для решения проблем территорий.

С другой, – нужно учитывать платежеспособность населения. В Херсоне именно поэтому ставку установили минимальную.

КОР. Получается, государство «подставило» местных депутатов: хотите деньги – берите .

В.С. Здесь подход в большей степени нравственный, чем хозяйственный. Большинство депутатов – местные, они постоянно, а в маленьких деревнях и поселках ежедневно, встречаются с избирателями и смотрят им в глаза. С одной стороны – нужны деньги на содержание инфраструктуры, с другой – у людей нет денег.

КОР. В Херсонской городском совете по этому поводу были споры?

В.С. Еще какие. В прошлом году скандалов было вволю. Не меньше и в этом году. Решение не могли принять в течение нескольких пленарных заседаний. Политические противники обвиняли друг друга в различных грехах.

КОР. А известны ли цифры, сколько денег поступило в бюджет от уплаты налога на недвижимость?

В.С. Помните фильм «По семейным обстоятельствам»? Там героиня, спрашивает у другой, есть ли у нее знакомый маклер? «Маклер-то есть, только он напуган очень», — отвечает та. Так и у нас с прозрачностью информации о налоговых поступлениях.

Буквально, днями в СМИ появилось сообщение Главного управления фискальной службы в Херсонской области. Налоговики информируют, что с января по май 2016 года владельцы недвижимости уплатили в местный бюджет 3 млн. 800 тыс. гривен налога на недвижимость и что эта сумма на 2 млн.400 тыс. грн. превышает аналогичные поступления в прошлом году. Но за какой год были эти поступления? Что из этой информации понятно обычному человеку? И почему почти всю сумму налога перечислили именно юридические лица? Что, физлица в нашем городе не владеют элитными квартирами и домами?

Все дело в том, что расчет налога на недвижимость ведется фискалами на основании сведений Государственного реестра прав на недвижимое имущество. А там нет и сотой реальных сведений о владельцах недвижимости. Законов и налоговых кодексов можно принять сколько угодно, но если не будет действенных механизмов их реализации, все впустую.

И об этом не люди должны думать, которые сейчас начитаются «пугалок» о новых налогах, а власть.

Я хочу еще раз успокоить людей, все нововведения по налогу на недвижимость касаются уплаты в следующем году, и гарантировать, что до этого времени не появятся новые правила и законодательные идеи, не сможет никто.

Поэтому давайте жить спокойно и решать проблемы по мере их поступления.

Как платить налог на недвижимость в 2016 году: советы юриста

Законодательство в Украине регулярно меняется

Налог на недвижимость в Украине применяется с 2013 года как к физическим так и к юридическим лицам. С целью оптимизации процесса налогообложения и обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений ежегодно в Налоговый кодекс Украины (НКУ) вносились определенные коррективы, касающиеся данной категории налога. 2016 год не стал исключением, принеся украинском новые налоговые правила (Закон Украины № 909-VIII). Кто именно и в каких случаях должен оплачивать такой налог и в каком размере установлены его ставки, пояснил юрист судебной практики ЕПАП Украина Юрий Некляев, пишет «Дело».

Кто платит?

Налог на недвижимость по-прежнему платят физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов недвижимости:

  • жилой (квартиры, дома);
  • нежилой (офисные, торговые здания, склады, гаражи и т.д.).

Не изменилась и база налогообложения – общая площадь объектов жилой и нежилой недвижимости, находящейся в собственности лица.

База налогообложения при этом определяется, в первую очередь, по данным Госреестра прав на недвижимое имущество, который стал работать только с 1 января 2013 года.

«Как известно, на данный момент в него внесена далеко не вся недвижимость, фактически существует в стране. Речь идет о недвижимости (преимущественно в сельской местности), которая была приобретена задолго до 2013 года и в дальнейшем не отчуждалась. Этот факт на сегодняшний день остается главной проблемой точного расчета и взимания налога на недвижимость», – отмечает Некляев.

В то же время, многие жители сельской местности имеют приватизированные хозяйственные постройки (сараи, хлева, мастерские и т. д.) значительной площади, что на сегодняшний день обязывает их платить налог на недвижимость.

Самые большие проблемы с налогом – в сельской местности. Фото: mapio.net

«Поэтому, возможно, отсутствие в налоговой службы данных по объему их недвижимости и, как следствие, несообщение таких лиц о необходимости уплаты налога остается для них единственной возможностью (без прямого нарушения закона) избежать уплаты обременительного налога на недвижимость, несоизмеримымого с уровнем среднего дохода таких граждан», – рассуждает юрист.

Сколько платить?

Главные изменения по налогу на недвижимость в 2016 году коснулись в первую очередь ставок налога. Так, согласно последним изменениям в НКУ, установлен предельный размер ставки, который не превышает 3% размера минимальной заработной платы по состоянию на 1 января отчетного года, за 1 кв. м. базы. То есть, в 2016 году максимальный предел налога составляет 41,34 грн за 1 кв. м. недвижимости.

При этом окончательные ставки налога устанавливаются органами местной власти – сельскими, поселковыми и городскими советами. Так, например, среди городов областного значения самая высокая ставка налога установлена, в частности, в Харькове и Запорожье – 2%, несколько ниже в Киеве и Днепропетровске – 1%, а самая низкая в Кировограде и Одессе – 0,1%.

В 2016 году максимальный предел налога составляет 41,34 грн за 1 кв. м. недвижимости

Для физических лиц, являющихся собственниками жилой недвижимости, сохранены «льготные метры», поэтому налоголом не облагаются:

  • квартиры до 60 кв. м;
  • жилые дома до 120 кв. м;
  • различные типы жилой недвижимости (когда в собственности лица является и квартира, и дом, и/или их части) – до 180 кв. м.

Таким образом, налогообложению подлежит только «сверхурочная» площадь жилья. О

Подсчитывается размер налога так: от общей площади жилой недвижимости вычитается льготная площадь и умножается на ставку налога в соответствующем населенном пункте.

Например, лицо, имеющее в собственности в г. Киеве квартиру площадью 120 кв. м и жилой дом площадью 400 кв. м, должно уплатить годовой налог в общем размере около 4500 грн.

«РОСКОШЬ». В то же время в 2016 году введено еще одно новшество, которое касается владельцев большой жилой недвижимости. Так, в отношении лиц, в собственности которых находится квартиры площадью более 300 кв. м и/или жилые дома площадью более 500 кв. м, установлена дополнительная ставка налога в фиксированном размере 25 000 грн.

То есть, фактически к таким объектам будет применяться двойная ставка налога:

  • на общих основаниях в % от минимальной заработной платы;
  • в фиксированном размере.

«Итак, если физическое лицо, кроме указанных квартиры и дома, на началу 2016 года приобрело еще один жилой дом в г. Киеве площадью 700 кв. м, то его должно быть уплачено около 35 000 грн налога.

В данном случае льготные метры уже не применяются, поскольку фактически они учтены по другой недвижимости физического лица. Также льготные метры не действуют, если жилая недвижимость сдается в аренду или используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Порядок оплаты

Основанием для осуществления оплаты является налоговое уведомление-решение с указанием платежных реквизитов и общей суммы налога. Оно должно быть направлено/вручено по налоговому адрес лица (по месту егорегистрации) до 1 июля 2016 года. После получения такого уведомления-решения физическому лицу предоставляется период в течение 60 дней для оплаты налога, но не позднее 28 августа.

В случае выявления расхождений в базе налогообложения между данными государственной налоговой инспекции и данными физического лица, контролирующий орган производит перерасчет суммы налога и вручает плательщику новое налоговое уведомление-решение. В этом случае предварительное считается отмененным.

Если же лицо в течение 60 дней не уплатило налог, появляется налоговый долг, который в дальнейшем позволяет налоговому инспектору обеспечить уплату такого долга путем внесения имущества лица в налоговый залог. В случае длительного уклонения от уплаты налога, имущество, находящееся в налоговом залоге может быть реализовано. Однако реализовать такое имущество можно только после обращения в суд, получения соответствующего судебного решения и открытия исполнительного производства. То есть, указанные действия уполномоченные осуществлять только сотрудники государственной исполнительной службы в рамках исполнительного производства.

Кроме того, налоговый орган вправе определять сумму налоговых обязательств в течение 1095 дней. Поэтому если в течение указанного срока налоговый орган не выполнит возложенных на него обязанностей и отсутствии направит налоговое уведомление-решение, то лицо считается освобожденным от такого денежного обязательства.

«Итак, подводя итог, есть все основания считать, что передача права определять ставку налога на недвижимость на местный уровень стала полезной. Ведь, как показывает практика, максимальный размер ставки (в 3%) не применяется ни в одном населенном пункте, что уменьшает финансовую нагрузку на рядовых граждан. В то же время введение дополнительной фиксированной ставки налога на крупные объекты недвижимости должно существенно увеличить поступления в местные бюджеты», – резюмирует юрист.

Налог на недвижимость: все, что нужно знать с 1 июня

1 июля 2016 года начинается отсчет 60 дней, в течение которых украинцы должны уплатить налог на недвижимость за 2015 год. 60-дневный срок истечет 28 августа 2016 года, после чего тем, кто замешкался, будет начислена штрафная санкция – 10% от суммы налога, а если срок превысит 30 дней – то и все 20%. А следовательно, учитывая наступление периода летних отпусков, украинцам рекомендуют не медлить.

Что же еще нужно знать гражданам о новом налоге?

НА ОСНОВАНИИ КАКОГО ЗАКОНА БУДУТ ВЗИМАТЬ НОВЫЙ НАЛОГ ?

В конце прошлого года народные депутаты Украины внесли изменения в Налоговый кодекс в части налога на недвижимое имущество. В связи с этими изменениями, а именно – пунктом 266.5 Налогового кодекса, – размер налога в 2016 году будет колебаться от 0% до 3% минимальной заработной платы за 1 кв. метр объекта жилой или нежилой недвижимости. Ставка устанавливается соответствующим органом местной власти, а следовательно, будет отличаться в каждом регионе. К примеру, в Виннице, Запорожье, Ивано-Франковске и Харькове, в связи с решениями горсоветов, ставка налога на недвижимость в 2016 году составит 2%, в Хмельницком, Черкассах, Черновцах, Днепропетровске и Киеве – 1%, в Житомире – 0,5%, в Ужгороде – 0,4%, а в Кировограде – 0,1%.

КОГО И ЧЕГО КАСАЕТСЯ НАЛОГ ?

Необходимость уплаты налога касается, как граждан Украины, так и иностранцев, которые имеют в собственности недвижимость в Украине.

Облагается как жилая недвижимость (квартира, дом), так и нежилая недвижимость (гаражи, мастерские, хозяйственные постройки – сараи, хлева, летние кухни, уборные, погреба и тому подобное).

Например, если у физического лица в собственности есть дом и погреб, налог платится с обоих объектов: из дома – по ставке, установленной местным советом для жилой недвижимости; погреба – по ставке для нежилой недвижимости.

Если недвижимость в течение 2015 года была продана, то налог на недвижимость придется платить как продавцу, так и новому владельцу.

ЗА ЧТО ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ ?

Платить за свою недвижимость будут не все, а только те владельцы квартир и домов, площадь которых превышает 60 и 120 квадратных метров соответственно (или дома и квартиры общей площадью в 180 “квадратов”). Да и сам налог будет начисляться только на площадь, которая превышает вышеуказанный метраж.

Например, если владелец имеет квартиру в 75 квадратных метров, то он будет платить налог только с 15 квадратных метров. Или если вы являетесь владельцем загородного дома в 150 квадратных метров, то уплатите налог с 30 квадратных метров.

Исходя из размера минимальной зарплаты, которая на 1 января составляла 1378 гривен, максимум, который придется заплатить за один “лишний” квадратный метр, в 2016 году составит 41,34 гривны.

Вместе с тем, установлена и дополнительная ставка налога. Так, состоятельные украинцы, которые являются владельцами элитной недвижимости, общая площадь которого превышает 300 квадратных метров для квартир и 500 квадратных метров для частных домов, должны дополнительно уплатить 25000 гривен в год.

Однако, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, то общая площадь такого имущества при начислении налога делиться на количество собственников. Например, если в квартире площадью 200 квадратных метров будет проживать 5 человек, которые пропорционально владеют долями в этой недвижимости, то на каждого собственника будет приходиться 40 квадратных метров, а следовательно платить налог будет не нужно.

КОМУ НЕ СЛЕДУЕТ БЕСПОКОИТЬСЯ ВООБЩЕ ?

Есть и льготная категория населения, которая вообще не будет платить налог на недвижимость. К этой категории относится жилье, которое принадлежит детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, детям – инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями и другие. Также не будут облагаться налогом не недвижимость детские сады, храмы и коммунальные помещения.

Кроме этого, сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать предельную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база налогообложения. Так, они устанавливают льготы по налогу на недвижимое имущество, находящееся в собственности граждан, исходя из их имущественного состояния и уровня доходов. А в отношении нежилой недвижимости то – в зависимости от имущества, которое является объектом налогообложения. Однако следует заметить, что такие льготы не распространяются на жилье, если его площадь превышает пятикратный размер необлагаемой площади, или если оно сдается в аренду, лизинг или используется в предпринимательской деятельности.

КТО РАССЧИТЫВАЕТ СУММУ НАЛОГА ?

Сумма налога рассчитывается государственной налоговой инспекцией по месту регистрации налогоплательщика.

Но тем гражданам, которые подпадают под действие налога, но в период с мая по июль текущего года не получили налоговое уведомление-решение о начислении им налога на недвижимость, лучше самостоятельно обратиться за платежкой в Налоговую.

КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ С НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ ?

С 2014 года налог на недвижимость отнесен к местным налогам, и средства, поступающие в результате его уплаты, будут направлены на нужды громады.

Особенности уплаты налога на недвижимость в 2016-2017 годах

Налог на недвижимость – еще несколько лет назад такая категория бюджетных отчислений вызвала бы у рядовых граждан, по крайней мере, удивление, но сейчас это наши реалии.

Так, с началом налоговой реформы в 2013 году были внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины, и с тех пор налог на недвижимость перешел в реальную плоскость и применяется как к физическим так и к юридическим лицам. С целью оптимизации процесса налогообложения и обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений ежегодно в Налоговый кодекс Украины (далее также – НКУ ) вносились определенные коррективы, касающиеся данной категории налога. Так и 2016 год не стал исключением, принеся украинцам новые налоговые правила (Закон Украины № 909- VIII ). Кто именно и в каких случаях должен оплачивать такой налог и в каком размере установлены его ставки?

Кто платит?

— По-прежнему указанный налог платят физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов недвижимости: (1) жилой (квартиры, дома) или (2) нежилой (офисные, торговые здания, склады, гаражи и т.д.) . Не изменилась и база налогообложения – общая площадь объектов жилой и нежилой недвижимости, находящейся в собственности лица.

Стоит отметить, что база налогообложения определяется, в первую очередь, по данным Государственного реестра прав на недвижимое имущество, который стал работать только с 01 января 2013 года. Как известно, на данный момент к нему внесена далеко не вся недвижимость, что фактически существует в стране. Речь идет о недвижимости (преимущественно в сельской местности), что приобретена в собственность задолго до 2013 года и в дальнейшем не отчуждалась. Этот факт на сегодняшний день остается главной проблемой точного расчета и взимания налога на недвижимость.

В то же время, многие жители сельской местности имеют приватизированные хозяйственные постройки (сараи, хлева, мастерские и т.д.) значительной площади, что на сегодняшний день обязывает их платить налог на недвижимость. Поэтому, возможно, отсутствие в налоговой службы данных по объему их недвижимости и, как следствие, несообщение таких лиц о необходимости уплаты налога остается для них единственной возможностью (без прямого нарушения закона) избежать уплаты обременительного налога на недвижимость, просто несоизмеримым с уровнем среднего дохода таких граждан.

Сколько?

Главные изменения по налогу на недвижимость в этом году коснулись в первую очередь ставок налога. Так, согласно последним изменениям в НКУ , установлен предельный размер ставки, не превышает 3% размера минимальной заработной платы по состоянию на 1 января отчетного года, за 1 кв. м. базы. То есть, в 2016 году максимальный предел налога составляет 41,34 грн. за 1 кв.м. недвижимости.

При этом окончательные ставки налога устанавливаются органами местной власти – сельскими, поселковыми и городскими советами. Так, например, среди городов областного значения самая высокая ставка налога установлена, в частности, в Харькове и Запорожье – 2%, несколько ниже в Киеве и Днепропетровске – 1%, а самая низкая в Кировограде и Одессе – 0,1%.

Для физических лиц, являющихся собственниками жилой недвижимости, сохранены “льготные” метры, не облагаются:

  • Для квартир – 60 кв. м .;
  • Для жилых домов – 120 кв. м .;
  • Для различных типов жилой недвижимости (когда в собственности лица является и квартира, и дом, и/или их части) – 180 кв. м.

Таким образом, налогообложению подлежат только сверхурочная площадь жилья, которое рассчитывается по следующей формуле: от общей площади жилой недвижимости вычитается “льготная” площадь и умножается на ставку налога в соответствующем населенном пункте. Например, лицо, имеющее в собственности в г. Киеве квартиру площадью 120 кв. м и жилой дом площадью 400 кв.м, должно уплатить годовой налог в общем размере около 4500 гривен:

Новации

В то же время в 2016 году введено еще одно новшество, которое касается владельцев большой жилой недвижимости. Так, в отношении лиц, в собственности которых находится квартиры площадью более 300 кв.м и / или жилые дома площадью более 500 кв.м, установлено дополнительную ставку налога в фиксированном размере 25 000,00 грн. То есть, фактически к таким объектам будет применяться двойная ставка налога: (1) на общих основаниях в% от минимальной заработной платы, и (2) в фиксированном размере. Итак, если указанная выше физическое лицо, кроме указанных квартиры и дома, на началу 2016 года приобрела еще один жилой дом в г.. Киеве площадью 700 кв.м, то его должно быть уплачено около 35 000 грн налога, рассчитывается следующим образом:

В данном случае “льготные” метры уже не применяются, поскольку фактически они учтены по другой недвижимости физического лица. Также “льготные” метры не действуют, если жилая недвижимость сдается в аренду или используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Как не платить?

Отдельно следует отметить, что de facto основанием освобождения от уплаты налога на жилую недвижимость является изменение формы ее собственности на общую долевую (например, между супругами). В таком случае “льготные” метры будут распространяться на каждого из совладельцев. То есть, если квартира площадью 120 кв.м поровну поделена между двумя совладельцами (каждый имеет по 60 “льготных” метров), налог на недвижимость за нее платить не нужно.

Что же касается нежилой недвижимости, здесь “льготных” метров нет. Ставка налога применяется за каждый метр площади объекта.

Порядок оплаты

Стоит остановиться и на порядке оплаты налога на недвижимость.

Так, в 2016 году физические лица уплачивают налог по ставкам и с учетом льгот, которые действовали в 2015 году (в м. Киеве 12,18 грн за каждый кв.м более “льготную” площадь). По новым ставкам (указанными выше) налог будет уплачиваться начиная с 2017 года. В то же время юридические лица в 2016 году уплачивают налог уже по новым ставкам.

Основанием осуществления оплаты является налоговое уведомление-решение с указанием платежных реквизитов и общей суммы налога. Оно должно быть направлено / вручены на налоговый адрес лица (по месту ее регистрации) до 01 июля 2016 года. После получения такого уведомления-решения физическому лицу предоставляется период в течение 60 дней для оплаты налога, но не позднее 28 августа 2016.

В случае выявления расхождений в базе налогообложения между данными государственной налоговой инспекции и данными физического лица (что подтверждается оригиналами соответствующих правоустанавливающих документов), контролирующий орган производит перерасчет суммы налога и вручает плательщику новое налоговое уведомление-решение. В этом случае предварительное считается отмененным.

Если же лицо в течение 60 дней не уплатило налог, то появляется налоговый долг, который в дальнейшем позволяет налоговому инспектору обеспечить уплату такого долга путем внесения имущества лица в налоговый залог. В случае длительного уклонения лица от уплаты налога, имущество, находящееся в налоговом залоге может быть реализовано. Однако реализовать такое имущество можно только после обращения в суд, получение соответствующего судебного решения и открытия исполнительного производства. То есть, указанные действия уполномоченные осуществлять только сотрудники государственной исполнительной службы в рамках соответствующего исполнительного производства.

Кроме того, стоит отметить, что налоговый орган вправе определять сумму налоговых обязательств в течение 1095 дней. Поэтому если в течение указанного срока налоговый орган не выполнит возложенных на него обязанностей и отсутствии направит налоговое уведомление-решение, то лицо считается освобожденным от такого денежного обязательства.

Итак, подводя итог, есть все основания считать, что передача права определять ставку налога на недвижимость на местный уровень, бесспорно, стала полезной. Ведь, как показывает практика, очень определенный размер ставки (в 3%) не применяется в одном населенном пункте и уменьшает финансовую нагрузку на рядовых граждан. В то же время введение дополнительной фиксированной ставки налога на крупные объекты недвижимости имеет существенно увеличить поступления в местные бюджеты и на практике касается ограниченной категории лиц, учитывая уровень их достатка.

Юрий Некляев, юрист судебной практики ЕПАП Украина

Новый налог на недвижимость: что нужно знать

Пока вы не получили уведомление из налоговой инспекции -обязанность по оплате налога на недвижимость не появилась.

Третий год информационное пространство Украины и спокойствие граждан будоражит новый для нашей страны налог на недвижимость, который для физических лиц начал действовать только в этом году. Отныне все собственники, в том числе и иностранцы, которые владеют жилой или нежилой недвижимостью в Украине, обязаны оплачивать налог на свою недвижимость. Понимание ситуации усложняет то, что в каждом населенном пункте Украины свои правила, а также и то, что парламентарии уже успели внести правки в закон.

Постараемся разобраться с общими правилами уплаты такого налога и его региональными особенностями.

Согласно Налоговому кодексу Украины объект жилой и нежилой собственности, в том числе и часть в таком объекте, подлежит налогообложению. То есть квартиры, дома, гаражи, хозяйственные постройки, мастерские, офисные помещения и другая недвижимость облагаются налогом.

Указанная норма была принята еще в 2014 году, однако для физических лиц заработала только с 1 июля этого года. Потому что в 2014 году были определены правила на 2015 год, и вот как раз сейчас начался отчетный период именно за 2015 год. Так сказать, мина замедленного действия. Но обо всем по порядку.

Важным критерием для определения налога и обязанности по его уплате является площадь недвижимости. Так как собственники квартир, не зависимо от их количества, общей площадью до 60 кв.м., а также жилых домов, не зависимо от их количества, общей площадью до 120 кв.м. налог не оплачивают. Обложению налогом подлежит так называемый излишек. Поэтому собственник квартиры площадью 72 кв.м. обязан оплатить налог исходя из площади 12 кв.м., то есть за разницу свыше 60 кв.м. Собственник двух однокомнатных квартир общей площадью 83 кв.м. обязан оплатить налог исходя из площади 23 кв.м. Так же и по жилым домам. Если вы имеете дом площадью 150 кв.м., налог придется заплатить с площади 30 кв.м.

Иными словами, государство для собственников жилья малой площади устанавливает льготу. Но вот, что касается нежилой площади – льгот нет. За каждый квадратный метр необходимо будет заплатить налог. Отдельно нужно отметить, что собственники сараев, летних кухонь и хозяйственных построек на территории земельного участка, при условии, что указанные объекты узаконены, по ним проведена техническая инвентаризация и определена их площадь, также должны платить налог. В противном случае, налог не оплачивается. Также он не оплачивается и с самостроев. Важным моментом при определении объекта и площади налогообложения является зарегистрированное право собственности. Если объект не зарегистрирован, то и базы налогообложения нет.

По квартирам и домам, у которых несколько собственников, но площадь превышает льготную – неоднозначная позиция налоговой. Рассмотрим пример. Квартира 85 кв.м. покупалась в браке. Собственника два – муж и жена. В собственности каждого из них по закону только часть квартиры площадью по 42,5 кв.м. Налог платит собственник. Их двое. И соответственно оба они могут претендовать на льготу. Каждый в своей части, ведь она меньше 60 кв.м. Налог то персональный. Но! Налоговая инспекция иногда исходит из понятия номинального собственника. Проверяет, на кого оформлена квартира. И если в документах фигурирует только жена, довод о том, что и у мужа ½ квартиры налоговики не принимают. В таких случаях мой совет – обжаловать действия налоговиков в суд.

Итак, кто платит налог – определились. Рассмотрим сам размер налога.

Согласно Налоговому кодексу ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета. Его размер не должен превышать 3% размера установленной на текущий налоговый год минимальной заработной платы за каждый 1 кв.м «лишней» площади. Таким образом, налог на недвижимость – это местный налог, который оплачивается в местные бюджеты. Каждый местный совет, исходя из своих соображений, устанавливает размер указанного налога. Налоговый кодекс устанавливает только максимальный порог, выше которого налог быть не может.

К примеру, в Кировограде и Одессе налог на жилье – 0,1% от минимальной заработной платы за каждый квадратный метр свыше льготной нормы. В Тернополе и Киеве – 1%, в Харькове и Днепре – 2%. Каждый год местный совет может менять ставку налога.

Исчисление суммы налога с объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту регистрации собственника такой недвижимости. То есть активное действие совершить должна именно налоговая инспекция, а не собственник. Инспекция должна обратиться к плательщику (физическому лицу) за уплатой налога. Плательщик имеет полное право не проявлять инициативу.

Налоговое уведомление-решение об уплате суммы налога и соответствующие платежные реквизиты направляются налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля года, следующего за отчетным (налоговым). Срок оплаты для физических лиц – в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения. То есть до 29 августа. Таким образом, если вы ничего не получили из налоговой инспекции, то можно говорить, что и обязанность по оплате не появилась.

Сейчас отчетным является 2015 год, как год (период), который уже закончился, а не 2016 год. И тут нужно быть очень внимательным для тех, кто получил решение налоговой инспекции. В прошлом году льготы были больше. Для квартир – 120 кв.м., для домов – 250 кв.м. Но принцип исчисления такой же, как мы рассмотрели выше уже для нынешнего 2016 года.

Что бы мы ни запутались в налоговых нюансах, сделаем два расчета на 2015 и 2016 годы на примере единоличного собственника квартиры в Киеве площадью в 77 кв.м.

  1. 2015 год (минимальная зарплата на 01.01.2015 год – 1218,00 грн.). Собственник с такой недвижимостью не обязан оплачивать налог на недвижимость. Так как в 2015 году льготная площадь была до 120 кв.м. и до этого размера налог не оплачивается.
  2. 2016 год (минимальная зарплата на 01.01.2016 год – 1378,00 грн.). Льготная площадь – 60 кв.м. Превышение составляет – 17 кв.м. Налог в Киеве 1% от минимальной заработной платы за каждый квадратный метр свыше льготной нормы. Делаем расчет: 1378,00 грн. х 1% х 17 кв.м. = 234,26 грн. Это размер налога на недвижимость для такого собственника в 2016 году.

Напомню, что обязательство по оплате налога за 2016 год появится после получения уведомления налоговой до 01 июля 2017 года, оплатить которое нужно будет в течение 60 дней с дня получения. Или пытаться обжаловать, если не согласны. Юридические лица платят чуть по другой схеме и уже за 2016 год. Но чтобы не путать, юридическим лицам посвящу отдельный материал.

На указанном выше примере видно, что налог за 2016 год коснется не всех. А если и коснется, то его размер не является критичным. А вот для собственников больших площадей, или нескольких квартир/домов стоит напрячься. Парламентарии зафиксировали существенный размер налога. При наличии в собственности украинца объектов жилой недвижимости, общая площадь которых превышает 300 квадратных метров (для квартир) и/или 500 квадратных метров (для домов), сумма налога увеличивается еще на 25000 гривен в год за каждый объект жилой недвижимости (его часть). То есть к налогу, который рассчитывается по принципу, который мы выше рассмотрели, добавляется 25000 гривен в год за каждый объект.

Законодательство предусматривает и ответственность за неуплату налога на недвижимость. При задержке до 30 календарных дней включительно – штраф в размере 10 процентов долга; при задержке более 30 календарных дней – в размере 20 процентов долга. Более того, по истечении сроков погашения долга начисляется пеня. За каждый календарный день просрочки по уплате начисляется пеня на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины (она постоянно меняется). Так что, нужно начисленный налог либо обжаловать, если вы не согласны с его размером, либо оплатить. Иначе штраф и пеня.

От себя добавлю, что с учетом того, что налог на недвижимость для Украины является относительно новым, существуют не совершенности в механизме его начисления. Например, данные о размере объекта недвижимости централизовано есть в Государственном реестре имущественных прав на недвижимость. Но он действует только с 2013 года и в нем фигурируют квартиры и дома, приобретенные только за последние 2,5 года. Информация до этого периода находится в БТИ каждого населенного пункта, однако там она на бумажных носителях в ветхих папках, и процесс передачи данных не урегулирован. А без данных налоговая инспекция не определит размер площади и не примет уведомление-решение, без получения которого у собственника не возникнет обязанность оплаты. Замкнутый круг. В идеале, налог в полном объеме может заработать только через несколько лет, не раньше.

Начисление налога на недвижимость это общемировая практика. В странах ЕС во всех странах этот налог присутствует. Используются только разные схемы его начисления. Чаще всего ставка определяется по прогрессивной шкале, пропорциональной стоимости недвижимости. Или ставка определяется в расчете на квадратный метр, как например, в Польше, Словакии, Чехии. А вот в Великобритании нет единого налога на недвижимость. Собственники платят муниципальный налог, средства от которого идут на уборку улиц, содержание полиции и государственных учреждений.

Проблема враждебности восприятия нового налога на недвижимость в Украине можно объяснить отсутствием исторической памяти на частную собственность и наличием сумасшедшей коррупции в нашей стране. Но при борьбе с коррупцией и видимыми ее последствиями, когда простой человек будет видеть, куда идут его деньги в виде налога, будет на себе ощущать улучшение городской инфраструктуры и предоставленных ему услуг, ситуация изменится. Начисление и оплата налогов – это общественный договор, и когда обе стороны выполняют условия такого договора, это идет на пользу его участникам.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Смотрите еще:

  • Продлиться материнский капитал Материнский капитал в 2019 году — размер и последние изменения В 2019 году размер материнского капитала останется неизменным и составит 453026 рублей. Следующая индексация будет проведена в 2020 году, после чего сумма сертификата вырастет до 470241 рублей (данная […]
  • Алименты студенту в россии 2014 год Алименты на студента-очника после 18 лет На некоторых сайтах нашел, что в 2013 году планировалось внести изменения в Семейный кодекс, согласно которым при поступлении ребёнка в ВУЗ, алименты уплачиваются до 23 лет. Так ли это? Были ли данные изменения приняты? Или […]
  • Переход права собственности на земельный участок Верховный Суд сделал заключение о переходе права собственности на землю при покупке дома Виктория Никитина, Верховный Суд пришел к выводу, что, согласно ч. 1 ст. 120 Земельного кодекса (ЗК), лицо, которое приобрело право собственности на здание или сооружение, […]
  • Картинки мировой суд "Не умеете – не пользуйтесь": судья поплатилась за картинки во "ВКонтакте" Мировой судья из Ростова-на-Дону выложила на своей страничке в соцсети "ВКонтакте" две картинки с нецензурной лексикой. Бдительный председатель одного из районных судов обнаружил это и сообщил […]
  • Купить дом под снос в ростове-на-дону без посредников Продажа домов без посредников в Ростове-на-Дону Вчера 14:22 | Продажа дома без посредников в Ростове-на-Дону Жилой дом, 30 кв.м., 1 сот. Продажа: кирпичный дом 30 м2. в центре города.Площадь участка 1 сот. Расположение: Ростовская область, Ростов-на-Дону, Восточная […]
  • Выплаты маме за второго ребенка Выплаты при рождении ребенка в 2012 году Выплаты при рождении ребенка в 2012 году Согласно Закона Украины «Про державну допомогу сім’ям з дітьми» пособие при рождении ребенка насчитывается исходя из размера прожиточного минимума для детей до шести лет, установленного […]
  • Денежное довольствие работников фсин Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 апреля 2018 г. N 348 “О внесении изменения в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденный приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269 "Об утверждении Порядка […]
  • Минимальная оплата труда на 2014 год в россии Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании "Гарант") Минимальный размер оплаты труда Минимальный размер оплаты труда (МРОТ, федеральный МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Применяется для регулирования […]