Зарплата бухгалтера по тк рф

Статья 145 ТК РФ. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций

Новая редакция Ст. 145 ТК РФ

Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в части второй настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Комментарий к Статье 145 ТК РФ

Статья 145 Трудового кодекса РФ регулирует оплату труда штата управленцев в организациях, финансируемых из федерального или муниципального бюджета.

Другой комментарий к Ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Условия и размеры оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации, финансируемой из бюджета, устанавливаются Правительством РФ (для организаций, финансируемых из федерального бюджета), органами государственной власти субъекта РФ (для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ) и органами местного самоуправления (для организаций, финансируемых из местного бюджета). Следует обратить внимание на использование различных терминов ст. 144 («Государственные и муниципальные учреждения») и ст. 145 («Организации, финансируемые из бюджета»).

2. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров всех организаций устанавливается по соглашению сторон трудового договора. При этом стороны трудового договора самостоятельно устанавливают размер должностного оклада, порядок и условия премирования и установления иных стимулирующих выплат (доплат и надбавок), а также иные условия оплаты труда.

В коллективном договоре или соглашении могут быть установлены ограничения по оплате труда руководителей и их заместителей, а также главных бухгалтеров с целью приведения размера и условий оплаты труда руководителя в соответствие с оплатой труда иных работников организации.

3. Оплата труда руководителей государственных предприятий устанавливается на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991), применение которого разъяснено письмом Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ (БНА РФ. 1994. N 8).

Условия оплаты труда руководителей государственных предприятий определяют органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и которые осуществляют полномочия собственника имущества предприятия, или уполномоченные ими органы, имеющие право заключать трудовой договор с руководителями государственных предприятий, а руководителей муниципальных предприятий — органы местного самоуправления.

Оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором или условиями оплаты труда на данном предприятии исходя из списочной численности работников предприятия (при численности работников до 200 человек — 10-кратная величина тарифной ставки I разряда, от 200 до 1500 человек — 12-кратная, от 1500 до 10000 — 14-кратная, свыше 10000 человек — 16-кратная). Конкретный должностной оклад руководителю предприятия может быть установлен исходя из любого количества тарифных ставок в пределах, предусмотренных для данной группы предприятий по численности работников с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции. Органы исполнительной власти могут дифференцировать группы предприятий по численности работников с учетом фактической численности работников на предприятиях данной отрасли.

Основная профессия работников организации определяется исходя из отраслевого (тарифного) соглашения, а если в нем основная профессия не определена, то она определяется органом исполнительной власти, заключающим трудовой договор с руководителем. При этом рекомендуется считать основной ту профессию, которая занимает наибольший удельный вес по численности рабочих.

На предприятиях, где тарифные разряды не применяются и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки (например, в НИИ, КБ), расчет должностного оклада руководителя производится исходя из минимального оклада (ставки) рабочих или служащих, занятых в основной деятельности предприятия.

В сельском, лесном и водном хозяйстве, где тарифицируются работы, а разряды квалификации рабочим не присваиваются, расчет должностного оклада руководителя предприятия может производиться исходя из тарифной ставки минимального разряда основных видов работ, например механизированных или работ в животноводстве.

Если в организации применяется бестарифная система оплаты труда, то для установления должностного оклада руководителя необходимо определить фактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самую низшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группы равняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющие первый квалификационный разряд. Одновременно по табелю определяется отработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платы определяется месячная ставка и из нее рассчитывается должностной оклад руководителя предприятия. В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весь заработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах на оплату труда и в зависимости от этого удельного веса рассчитать тарифную ставку.

Должностной оклад определяется исходя из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключается контракт.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт). Поскольку условия оплаты труда являются существенным условием трудового договора, повышение должностного оклада руководителя также должно производиться путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

Указанные условия оплаты распространяются также на акционерные общества, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, данные условия оплаты труда руководителя могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе.

Должностные оклады, условия премирования и другие поощрительные выплаты инженерно-техническим работникам, включая заместителей руководителя и других руководящих работников, устанавливаются работодателем самостоятельно.

4. Особенности оплаты труда руководителей в отдельных отраслях согласовываются органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в отрасли, с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников народных предприятий» размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.

Трудовой кодекс Глазами бухгалтера

Трудовой кодекс Глазами бухгалтера

Весь первый месяц нового года главной заботой бухгалтеров было изучение новинок налогового законодательства, и в частности, глав НК РФ, вступивших в силу 1 января. Но при этом многие упустили из виду, что с 1 февраля начинает действовать еще один важный документ — новый Трудовой кодекс РФ. Мы решили рассмотреть его не с точки зрения улучшения или ухудшения положения организаций, а с точки зрения личного интереса работников бухгалтерии.

На вопрос, чего можно ожидать от нового кодекса, опрошенные нами бухгалтеры с привычным «оптимизмом» заявили, что ничего хорошего. И надо сказать, во многом они оказались правы. Трудовой кодекс РФ не слишком отличается от своего предшественника — КЗоТа. Многие положения перекочевали из текста старого закона в новый, почти не изменившись.

Но все же отличия есть. Некоторые — довольно существенные. Например, новый кодекс содержит не применявшееся раньше понятие — «принудительный труд». Под ним, в частности, подразумевается требование работодателя исполнения трудовых обязанностей от работника, если последний не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает его жизни или здоровью. Кроме того, признаком принудительного труда является нарушение установленных сроков выдачи зарплаты. Марина Ильина, старший бухгалтер транспортной компании:

— Не могу сказать, что у нас постоянно задерживают зарплату, но несколько раз в году мы точно «ждем обещанного» недели по две. Надо будет рассказать директору, что появилось новое определение принудительного труда, и сообщить, что такой труд запрещен. Наш директор по первому образованию историк, должен понять.

Трудовой кодекс дает право работникам организации при задержке зарплаты на срок более 15 дней прекратить работу до получения денег.

— Если я прекращу работать из-за того, что мне не платят зарплату две недели, то хуже будет мне самой, а не руководству. Потом начнутся проблемы и с банком, и с налоговой! Рядовой сотрудник бухгалтерии бастовать может, а главбух — нет! В новом Трудовом кодексе есть нормы, напрямую касающиеся работы бухгалтера. Например, теперь работодатель может выбирать, заключать ли ему с главным бухгалтером срочный или бессрочный трудовой договор. Поэтому вполне вероятно, что работодатели захотят принимать главного бухгалтера на работу всего на год. В течение этого года он будет вести дела компании, а после сдачи годового баланса работодатель будет решать — оставить его еще на один «срок» или нет. Перспектива малоприятая. Но, как ни странно, большинство из опрошенных главных бухгалтеров не боятся работы по срочному договору.

Галина Иванова, работает главным бухгалтером в четырех фирмах:

— Меня не беспокоит перспектива заключения срочного трудового договора. Мои работодатели заинтересованы во мне больше, чем я в них. Мне даже выгодно заключать срочный договор. Будет повод обсудить увеличение зарплаты!Срочный договор может быть заключен и с обычным бухгалтером, если он работает на малом предприятии или трудится по совместительству. Но рядовых бухгалтеров срочный договор устраивает куда меньше, чем главных. Видимо, спрос на них на рынке труда не настолько высок, как хотелось бы.

Татьяна Семенцова, главный бухгалтер:

— Я поступила на работу в октябре прошлого года. Вспоминаю свой трехмесячный испытательный срок как кошмар. Жила, как на пороховой бочке, все время боялась ошибиться или сделать что-нибудь не так. Уж очень меня устраивает это место работы: и от дома недалеко, и коллектив хороший. Да и платят неплохо. Если бы испытательный срок продлился еще три месяца, я бы, наверное, просто не выдержала! Хорошо, что я успела найти работу до принятия Трудового кодекса.Еще одно новшество тоже не в пользу главных бухгалтеров — теперь при смене собственника новый учредитель имеет полное право уволить главного бухгалтера без обЪяснения причин. Правда, срок на вынесение решения об увольнении установлен недолгий — три месяца. К тому же уволенному при смене собственника главному бухгалтеру должна быть выплачена заработная плата за три месяца вперед. Но ни для кого не секрет, что таких компаний, в которых сумма заработной платы, указываемая в отчетности, совпадает с той, что выдается на руки, не так уж много. А зарплата согласно штатному расписанию, пусть даже за три месяца, вряд ли кого-то порадует.

Но и перспектива увольнения при смене владельца компании не пугает главных бухгалтеров. Большинство опрошенных считают вполне закономерным, что каждый владелец стремится собрать «свою» команду. Не удивительно, что он не захочет работать с главным бухгалтером, нанятым прежним хозяином компании.

И, наконец, самое неприятное: в Трудовом кодексе установлены новые, более жесткие меры ответственности для бухгалтера, допустившего ошибки в работе. Например, дополнительным основанием для расторжения трудового договора с главбухом может стать принятие последним необоснованного решения, повлекшего за собой ущерб имуществу организации. Так, поводом для увольнения могут стать штрафные санкции, начисленные организации по результатам выездной налоговой проверки.

Наше законодательство содержит массу неясных и двояко трактуемых норм и к тому же меняется несколько раз в год. Поэтому даже самый опытный бухгалтер не застрахован от ошибок. Мало того, нередко в ходе проверки налоговики налагают на организацию санкции на не законных основаниях. А доказать руководителю, что на самом деле прав бухгалтер, а не инспекторы, удается далеко не всегда. Так что бухгалтер может пострадать и не по своей вине.

Софья Ламазова, главный бухгалтер издательства:

— Меня очень беспокоит норма кодекса, дающая право увольнять бухгалтера за ошибку. Достаточно, чтобы один раз в трудовой книжке появилась запись о таком увольнении, и на карьере бухгалтера можно поставить крест. Ни одна уважающая себя компания не возьмет на работу специалиста, уволенного по этой статье. Остается надеяться, что работодатели не станут применять эту норму.В новом ТК РФ приводится больше, чем в КЗОТе, случаев полной материальной ответственности работников организации. В частности, теперь договор о полной материальной ответственности можно заключать с главным бухгалтером. Раньше подобный договор заключался только с кассиром.

Алексей Плюсков, главный бухгалтер оптовой торговой компании:

— Я не вижу в этой норме ничего страшного. Главный бухгалтер по определению должен нести полную материальную ответственность за все, что он делает. Другое дело, что дополнительная ответственность должна вознаграждаться дополнительной «платой за риск». Но вряд ли главному бухгалтеру «за риск» увеличат зарплату.Приятное нововведение Трудового кодекса — теперь отпуск можно требовать через полгода работы, а не через 11 месяцев, как раньше. Так что, придя в новую фирму в начале календарного года, бухгалтер вправе рассчитывать на отпуск уже в августе, после сдачи полугодового баланса.

Чаще всего рабочий день у главных бухгалтеров бывает ненормированным. Теперь, если в трудовом договоре имеется соответствующая запись, бухгалтер имеет право потребовать дополнительно еще три дня отпуска или получить за них денежную компенсацию. Кроме того, в новом трудовом законодательстве, так же как и в старом, запрещается не предоставлять отпуск два года подряд, а график отпусков назван одинаково обязательным документом как для работодателя, так и для работника. В случае увольнения работнику должны выплатить компенсацию за все неиспользованные им отпуска.

Особое внимание новый Трудовой кодекс уделил праву работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. За сотрудником, направленным повышать квалификацию, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата, а если обучение производится в другом городе, то ему дополнительно выплачиваются командировочные расходы. Правда, если работник учился за счет средств родной организации, а потом уволился раньше окончания срока трудового договора, то ему придется возместить стоимость обучения.

Татьяна Сергеева, зам. главного бухгалтера:

— Полгода назад у нас уволился бухгалтер, который отработал всего три месяца. За это время наша компания оплатила ему обучение на курсах 1С. Деньги он, конечно, не вернул. С тех пор наш директор очень неохотно выделяет средства на курсы и семинары. Может, ТК РФ изменит ситуацию. В тексте нового Трудового кодекса есть положения, регулирующие работу по совместительству. Оно квалифицируется как «работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника» (сверхурочная работа определена как «работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя»).

К сожалению, большинство положений о работе по совместительству перешло в ТК РФ из «Положения об условиях работы по совместительству». Но есть и новшество — в ТК РФ особо оговорено, что заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей. При этом можно выбирать между двумя системами оплаты труда совместителей: пропорционально фактически отработанному времени или по конечным результатам за фактически выполненный обЪем работ (ст. 282). При этом сохранено положение, согласно которому трудовой договор с совместителем может быть расторгнут в случае приема на данную должность постоянного работника.

К несомненным плюсам для бухгалтеров следует отнести право работника на компенсацию за использование личного имущества для производственных целей.

Если при подготовке баланса вы используете личный компьютер, вы можете настоять на материальной компенсации. Прежде статья 117 КЗоТ допускала компенсацию только за износ собственных инструментов работников, а «инструмент» — довольно специфическая категория средств труда. Теперь можно вполне законно претендовать на компенсацию «за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику». Размер возмещения расходов определяется письменным соглашением сторон трудового договора.

Кроме оплаты износа личного компьютера, на котором бухгалтер готовил отчетность для организации, можно требовать возмещения стоимости бумаги и картридж для принтера, а также стоимости прочих мелочей, подпадающих под определение «технические средства и материалы».

Ирина Ольхова, бухгалтер:

— У меня свободный график, и поэтому я работаю, в основном, дома на своем компьютере. Так что я очень рада этой норме — попрошу у руководителя компенсацию за использование своего компьютера. Мы рассказали не обо всех нововведениях трудового законодательства. Изменения коснулись также порядка разрешения трудовых споров, заключения коллективных договоров: Но это проблемы организации. В первую очередь бухгалтеру нужно знать, как изменяться его взаимоотношения с работодателем с появлением нового ТК РФ. И стоит ли внести дополнения в свой трудовой договор. Надеюсь, наша статья вам в этом поможет.

Зарплата руководящего состава по новому

Автор: Л. В. Куревина

Что нового появилось в оплате труда руководителей, их заместителей и бухгалтеров с 1 января 2017 года? Как сейчас устанавливается предельный уровень заработной платы этих лиц? На какие организации этот порядок распространяется? Установлена ли максимальная величина предельного уровня соотношения зарплат этих лиц и работников организации? В каком порядке данные о зарплате руководителей, их заместителей и бухгалтеров размещаются в Интернете?

С 1 января 2017 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса относительно заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. (А не очень давно Минтруд ответил на ряд вопросов, уже поступивших по этому поводу.) Новшества, в частности, коснулись предельного уровня зарплат данных категорий работников в некоторых организациях. В статье расскажем, к кому имеют отношение новые правила, в чем они заключаются и какую информацию по вопросам, связанным с этими нововведениями, предоставил Минтруд.

Согласно ст. 145 ТК РФ в прежней редакции условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, и учредительными документами юридического лица (организации).

Это правило распространялось и на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также членов коллегиальных исполнительных органов, работающих по трудовому договору государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 347-ФЗ) были внесены изменения, в том числе в ст. 145 ТК РФ.

В частности, был расширен круг организаций, для которых условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров устанавливаются трудовым договором на основании соответствующих нормативных актов. Так, к внебюджетным фондам и государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям прибавился территориальный ФОМС.

Были уточнены нормативные акты, в соответствии с которыми устанавливается оплата труда, в первую очередь Трудовой кодекс. А среди иных нормативных актов были отмечены постановления Правительства РФ:

  • от 02.01.2015 № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
  • от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 583).

Основное же изменение, вступившее в силу 1 января 2017 года, касается порядка установления предельного уровня соотношения зарплат руководящего состава и зарплат других работников.

К сведению.

Предельные уровни соотношения средней заработной платы руководителей и работников были установлены еще раньше. В частности, уровень соотношения средней зарплаты руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений и работников этих учреждений – Приказом Минтруда РФ от 18.02.2013 № 71н.

Так, в новой ч. 2 ст. 145 ТК РФ названы организации, в которых должен устанавливаться предельный уровень соотношения зарплат, и указано, кто этот уровень устанавливает. Давайте по порядку.

Кому и кем устанавливается предельный уровень?

Итак, согласно той же ч. 2 ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций и среднемесячной зарплаты работников устанавливается:

  • в государственных внебюджетных фондах РФ;
  • в территориальных ФОМС;
  • в государственных и муниципальных учреждениях;
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из различных источников финансового обеспечения (в том числе казенных).

Предельный уровень указанного соотношения устанавливается государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.

При этом размер предельного уровня соотношения не должен превышать размер, предусмотренный соответствующими нормативными актами. Для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров:

  • государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • территориальных ФОМС, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъектов РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обратите внимание.

Предельный уровень соотношения не учитывается, если учреждение включено в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 145 ТК РФ). На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р и от 12.12.2015 № 2555-р. В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

Согласно ч. 4 ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Вопрос:

Действуют ли нормы об установлении предельного уровня соотношений зарплат применительно к органам местного самоуправления (мэрии, муниципалитеты)?

Минтруд по данному вопросу разъяснил, что для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих – указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ – актами субъектов РФ, муниципальных служащих – актами органов местного самоуправления).

Какой размер предельной разницы допускается?

Величина предельного соотношения в Законе № 347-ФЗ не указана. Как было сказано выше, введена только обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются по федеральным организациям Правительством РФ, а по организациям субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.

Какие предельные размеры действуют в настоящее время – представим в таблице.

Для кого установлены предельные размеры

Предельный уровень соотношения

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и предприятий

Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339, вносящее изменения в постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 и от 02.01.2015 № 2

Председатели государственных внебюджетных фондов

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Заместители председателей, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Предельное соотношение средней зарплаты (8:1) рекомендовано к применению для организаций, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (п. 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12). В этом же документе также рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней зарплаты руководителей учреждений и средней зарплаты работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

И если раньше в некоторых регионах предельный уровень от рекомендуемого отличался, то сейчас цифры приводятся в соответствие. Например, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденного Постановлением Совмина Республики Крым от 26.12.2014 № 622 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым») ранее был установлен в кратности от 1 до 6. Но в редакции Постановления Совмина Республики Крым от 20.10.2016 № 499 кратность стала от 1 до 8.

Как рассчитывается предельный уровень соотношения?

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 внесены дополнения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Положение), устанавливающие порядок расчета соотношения среднемесячных зарплат руководителей и работников.

Согласно этому порядку, чтобы определить соотношение зарплат, необходимо рассчитать среднемесячную зарплату руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и зарплату работников, а затем зарплату руководителей разделить на зарплату работников.

С 01.01.2017 для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется показатель «среднемесячная заработная плата» (ч. 2 ст. 145 ТК РФ).

Среднемесячная заработная плата сотрудников определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты по списочному составу (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность сотрудников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году).

Обратите внимание.

При расчете среднемесячной заработной платы сотрудников не учитывается зарплата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты за календарный год на 12 (количество месяцев в году).

Если руководитель (заместитель, главный бухгалтер) отработал неполный календарный год, то среднемесячная зарплата определяется исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Расчет среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей, главного бухгалтера осуществляется отдельно по каждой должности.

Если руководитель, заместитель, главный бухгалтер совмещает должности (профессии), то учитывается и заработок по основной работе, и доплата за совмещение, а если по совместительству – только зарплата по основной должности.

Обратите внимание.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (зарплата, надбавки и компенсации, премии и другие выплаты, установленные п. 2 Положения). При этом не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), а также компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.

Ответственность.

Законом № 347-ФЗ также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций.

В связи с этим в ст. 278 ТК РФ, предусматривающей дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем организации, появились два новых основания:

  • несоблюдение установленного в силу ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

Информация о зарплате руководителя в свободном доступе.

С 1 января 2017 года руководители, их заместители и главные бухгалтеры организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, согласно ст. 349.5 ТК РФ обязаны размещать информацию о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий. При этом запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или носящие конфиденциальный характер.

Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

По правилам информация о зарплате сначала представляется руководителями, их заместителями и главными бухгалтерами учреждений и предприятий для размещения в Интернете на официальном сайте учредителя в соответствии с нормативными актами учредителя. При этом по решению учредителя она может размещаться в Интернете на официальных сайтах учреждений и предприятий.

Информация размещается в Сети не позднее 15 мая года, следующего за отчетным. В составе информации указываются полное наименование государственного внебюджетного фонда РФ, учреждения или предприятия, занимаемая должность, а также фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого размещается информация.

Подведем итог. Если ваша организация указана в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, то с 1 января 2017 года работодатель должен уже установить предельный уровень соотношения среднемесячных зарплат, если только Правительство РФ не включило организацию в соответствующие перечни. Также информация о зарплате руководителя, заместителей и главного бухгалтера должна размещаться в Интернете на сайте учредителя или организации.

Руководитель же организации, в свою очередь, обязан соблюдать этот предельный уровень в отношении заместителей и главного бухгалтера. В противном случае он может быть уволен.

Вступил в силу закон о соотношение зарплат начальников и подчиненных

В России вступил в силу закон, прописывающий соотношение зарплат начальников и подчиненных. Зарплаты начальников в России привязали к зарплатам подчинённых. Вступили в силу поправки в Трудовой кодекс, и теперь заработок руководителя не может превышать средний доход его сотрудников больше чем в 8 раз.

Возьмём, например, учителей. Средняя зарплата в школе сейчас 32 тысячи. Значит, директор, заместитель и бухгалтер могут получать по 256. Если больше — уволят. Но нужно ли больше, при такой разнице? Об этом сейчас много споров. Если поправки должны были ликвидировать неравенство, то не много ли это — восьмикратный оклад. В Европе, для сравнения, директору добавляют только 30 процентов. Наш корреспондент Андрей Ивлев разбирался в денежной арифметике:

В аудиториях Московского физико-технического института привыкли говорить языком цифр. Даже тогда, когда речь заходит о степени удовлетворения зарплатой.

Максим Балашов, профессор кафедры высшей математики, доктор физико-математических наук: «Степень недовольства – 25 процентов. Довольства – 75».

Совсем недавно крупнейший национальный исследовательский университет страны оказался в центре скандала. Преподаватели жаловались на низкие зарплаты и требовали более прозрачного распределения средств. Сегодня ситуация изменилась.

Дмитрий Зубцов, проректор по учебной работе и экономическому развитию Московского физико-технического института: «Это и позиция ректората. Николай Николаевич всегда подталкивал и меня, и моих коллег к тому, чтобы мы учитывали фактор, что мы не должны отрываться от, так сказать, коллектива».

Впрочем, не все руководители считают, что отрываться от коллектива это нехорошо. Куда печальнее ситуация в школах.

Всеволод Луховицкий, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»: «Для любого директора, заинтересованного не только в пользе школы, но и в своём личном заработке, самый простой и логичный способ – сделать, чтобы у него работало меньше учителей. Каждый из них будет получать, соответственно, побольше зарплату, и таким образом, если эта зарплата будет кратная, он тоже будет получать больше зарплату».

Арифметику доходов начальников и подчинённых сейчас изучает прокуратура на примере республиканской больницы имени Семашко в Симферополе. Здесь своим заработком отличились главный бухгалтер и несколько заместителей главврача. Такое поведение сравнил с хамством глава Крыма Сергей Акёснов.

Сергей Аксёнов, глава Республики Крым: «Замы главврача. Вот там один главврач. Май – 507. Июнь – 270. Июль – 760. Ну, неплохо, да, как бы работают по нынешней ситуации. Это хамство высшей категории, аморальный поступок, основанный, прежде всего, на том, что средний медицинский персонал, медсёстры и все остальные получают в десятки раз меньше»

Для медиков зарплаты – вообще больная тема. Финансовые скандалы, словно злокачественные опухоли, в конце прошлого года возникали в больницах Хабаровского края. Симптомы одни и те же: пока хирурги и терапевты сводили концы с концами, получая копейки, руководство совсем не бедствовало, зарабатывая в десять, а то и в 13 раз больше подчинённых.

Александр Балтак, врач: «Мы зарабатываем деньги для больницы! Мы зарабатываем! Не юрист, не секретарь, не компьютерщик, не завхоз! Зарабатывает медицинское сословье — доктора, врачи, фельдшера! Но почему то у них зарплата выше нашей!».

Зарплатную терапию экстренно, как обычно бывает в таких случаях, пришлось проводить сотрудникам прокуратуры. Чтобы избежать рецидивов, и не только в медицинской сфере, отныне доходы начальников всех госструктур будут зависеть от заработка подчиненных. Соотношение: один к восьми. То есть, если рядовые сотрудники получают мало, то и руководитель не вправе шиковать. Поправки в Трудовой кодекс уже вступили.

Марина Маслова, директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России: «Размеры конкретные таких предельных соотношений устанавливаются для федеральных организация правительством РФ, для организация регионального подчинения – органами власти субъектов».

О разумном соотношении зарплат руководителей и подчинённых не раз говорили и члены Общероссийского народного фронта во время встречи с Президентом Владимиром Путиным. Законопроект был принят депутатами Госдумы.

Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов: «Этот вектор, прежде всего, говорит о прозрачности, он обязывает всех руководителей публиковать данные о средней заработной плате, системе Интернета. Это уже прозрачность. Это уже первый шаг к тому, чтобы за прозрачностью пошли и справедливые решения».

Новшества, впрочем, не коснутся госкомпаний, которые являются естественными монополиями, а также некоторых заведений культуры, где гонорар определяют талант и признание публики. Преподаватели Московского физтеха новый закон поддержали. Говорят: теперь главное, чтобы исполнялся.

Андроник Арутюнов, ассистент кафедры высшей математики МФТИ: «Этот закон хорош и осмысленен, если это ограничение не будет производиться за счёт преподавателей. Очень часто из этих законов делают логичный вывод: если зарплата руководителя такая, то у сотрудников должна быть такой-то».

Игнорировать правила не получится. Начальников, которые не захотят умерить аппетиты, будут увольнять. На помощь надзорным органам, контролирующим исполнение закона, готовы прийти эксперты общероссийского народного фронта. Свою проверку вправе организовать и сами работники. Однако, для многих из них, конечно, важнее их собственная зарплата. Если она достойна, то, наверное, уже и не так важно, сколько получает начальник.

Смотрите еще:

  • Ст 232 уголовный кодекс украины Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441 Стаття 232. Розголошення комерційної або банківської тайны Умышленное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее […]
  • Статья 23 44-фз Правительство России О каталоге товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Постановление от 8 февраля 2017 года №145. Создание в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг будет способствовать повышению […]
  • Ст 145 ч1 коап рф Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники СТ 14.5 КоАП РФ 1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание […]
  • Освобождение ип от ндс Порядок освобождения от уплаты НДС в 2018-2019 годах Освобождение от НДС могут получить предприятия и ИП, если размер их выручки не превышает законодательно установленные нормы. О том, когда можно воспользоваться правом освобождения от НДС и что для этого нужно […]
  • Нужно ли сдавать декларацию ндс при усн Когда не нужно подавать декларацию по НДС Кто из налогоплательщиков не обязан представлять декларации по НДС в электронном виде С 1 января 2014 года налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС исключительно в электронном виде (см. «С 2014 года декларации […]
  • Виды определения коап рф Статья 29.9 КоАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении Новая редакция Ст. 29.9 КоАП РФ 1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного […]
  • Ст 145 ч 4 упк рф Мне пришло смс что я согласно п.3.1 ст.145 УПК РФ материал первичной проверки передан по подследственности в УЭБ и ПК России по Московской области. Мне надлежит явиться 16.02.18 г. для дачи объяснения по материалу. В случае неявки мне будет назначен принудительный […]
  • Если ип заплатили с ндс Налоги ИП: как начислить и заплатить НДС Индивидуальные предприниматели чаще всего освобождены от уплаты НДС. Но если бизнесмен использует общую систему налогообложения, выступает в роли налогового агента или выписывает счета-фактуры с выделением этого налога, то он […]