11 содержание и особенности права собственности на природные ресурсы

Содержание права собственности на природные ресурсы

В содержание права собственности на природные ресурсы входят право­мочия владения, пользования и распоряжения.
Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.
Право пользования — это юридическая возможность извлекать из при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.
Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.
Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).
Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безо­пасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы*.
________
* См. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 № 440, разд. 2.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).
В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.
Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).
Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).
Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.
Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

uristinfo.net

6. Право собственности на природные ресурсы

Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой — собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
Россия не обделена природными ресурсами и по объемам разведанных запасов минерального сырья занимает одно из ведущих мест в мире. По данным бывшего Министра природных ресурсов Б.А. Яцкевича (см. Природно-ресурсные ведомости от 03.03.2000 г.), при численности населения в России в 3 % и площади территории в 10 % от планетарной доля разведанных запасов нефти составляет 10 %, газа — 30 %, железной руды — 27 %, меди — 11 %, полезных ископаемых металлоплатиновой группы — более 40 %, угля — 12 %; значительна также доля запасов алмазов, цветных и редких металлов. Необыкновенно богата Россия и водными ресурсами, лесами, ресурсами животного мира. Ресурсодобывающие отрасли экономики обеспечивают порядка 30 % валового внутреннего продукта страны, более 50 % ее валютной выручки. С учетом налогов и косвенных отчислений они обеспечивают также порядка 50 % доходов в бюджет. Стоимость сырья, извлекаемого из недр, составляет ежегодно от 95 до 105 млрд. долларов США. Из них около 80 % приходится на энергетические ресурсы (газ, нефть, уголь, уран). Значительная часть добываемых в России природных ресурсов уходит на экспорт. Так, в настоящее время Россия экспортирует в ближнее и дальнее зарубежье более 40 % добываемой нефти и более трети продуктов ее переработки.
Совершенно очевидно, что правовой режим использования природной среды должен быть особенным, отличным от режима использования материальных объектов социальной среды.

6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы
6.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
6.3. Право государственной собственности на природные ресурсы
6.4. Право частной собственности на природные ресурсы
6.5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы

Понятие собственности вообще является фундаментальным наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др.
Собственность рассматривают в двух основных аспектах: как экономическую категорию и юридический институт — право собственности.
Как экономическая категория собственность — это отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.
Собственность в юридическом смысле (право собственности) представляет собой комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение материальными благами.
По мнению Б.В Ерофеева, собственность — это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
О.И. Крассов считает, что сущность этих отношений заключается в том, что какое- либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать этому. Отношения собственности включают в себя также и отношения лица к присвоенному имуществу (вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).
Таким образом, можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
Необходимо иметь в виду, что природные объекты в отличие социальных объектов занимают двойственное положение: с одной стороны, совокупность природных объектов представляет собой естественную среду обитания и жизни человека и других живых организмов (экологический аспект), с другой стороны — природные объекты являются объектами хозяйствования людей (экономический аспект).
Двойственность положения природных объектов предопределила, по мнению В.В. Петрова4, и эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Эта двойственность нашла отражение и в законодательстве. Так, согласно ст. 9 ч.1 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (экологический аспект). В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (экономический аспект).
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В то же время, согласно ч. 2 ст. 36, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, рассматривается в двух аспектах:
— как правовой институт (право собственности в объективном смысле);
— как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном смысле).
Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, уголовного, экологического права и др.).
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и т.д.
Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе природных ресурсов конкретному лицу. Владение — это фактическое обладание вещью.
Правомочие пользования — это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например — земельного участка.
Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника природных объектов (ресурсов).
В то же время, содержание правомочий собственника на землю или иные природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве (например, ст. 31 Водного кодекса РФ, ст. 18 Лесного кодекса РФ и др.) и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов.
Право собственности на природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с ст. 36 Конституции РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права, в том числе право собственности, могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право собственности на природные объекты и ресурсы имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота и заключающихся в следующем.
1. Признак овеществленности, согласно которому выделяют группу природных объектов, которые, являясь неотделимой составной частью природной среды, не могут по своим объективным свойствам быть предметами обращения в собственность. Например, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой атмосферы климатические ресурсы и иные природные явления не могут выступать как объекты права собственности — использование и охрана таких объектов либо находятся в исключительном ведении государства, либо регулируются нормами международного права.
2. Признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды, согласно которому отграничивают природные объекты (ресурсы) от социальных. Природный объект остается одновременно объектом природы и объектом права собственно-сти. Потеря экологической связи (или отделение природного объекта от естественной среды его нахождения) ведет к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Например, нефть, находящаяся в недрах, является природным ресурсом, и ее использование и охрана регулируются экологическим правом. Нефть, извлеченная из недр при наличии законных оснований и находящаяся, например, в железнодорожной цистерне, представляет собой не природный объект, а товарно-материальную ценность, оборот которой регулируется, прежде всего, гражданским правом.
3. Признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда — этот признак подчеркивает естественный эволюционный характер происхождения большинства природных объектов. Нельзя рассчитать себестоимость объекта природы по методикам, используемым для расчета себестоимости социальных объектов. В то же время, отсутствие стоимости природных объектов не снимает вопросов их денежной оценки, что находит свое выражение в платности природопользования. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ (ст. 8, 9, 35, 36, 71, 72, 130, 132). Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ (в частности, глава 17 и ряд статей в др. главах). Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются также и природоресурсным законодательством РФ (лесное, водное, земельное и др. законодательство).
Что касается форм права собственности на ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве, и прежде всего в Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 212 Гражданского кодекса РФ также говорит о том, что в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Выделяют также публичную собственность на природные ресурсы (государственная и муниципальная) и частную собственность.

Український юридичний портал

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образует право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех собственников.

Экологическое право

ТЕМА 3. Право собственности на природные ресурсы.

1. Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты.

2. Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы.

1.Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты.

Отношения собственности составляют основу экономической жизнедеятельности общества и материальную основу существования каждого человека. Они занимают центральное место в любом обществе и определяют основы государственного и общественного устройства. Обладание собственностью всегда было связано с материальным достатком и наличием власти. В реальной жизни отношения собственности выступают как общественные отношения, отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ, их присвоенной принадлежности, обмена ими, их распределения и потребления для удовлетворения материальных и духовных потребностей. В социальном характере отношений собственности заключается суть собственности, ибо вне общества нет и отношений собственности.

Особое место в системе отношений собственности занимает проблема принадлежности природных ресурсов как первичных и извечных средств, условий и места существования человека и общества. Существенное воздействие на специфику правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы оказывают следующие факторы: они являются творением природы, т.е. созданы без трудового участия человека или общественных затрат; количественно и качественно они ограничены природной сферой; их пространственные пределы трудно воспроизводимы или вообще не могут быть расширены путем воспроизводства; природные богатства не обладают действительной стоимостью и в строго экономическом смысле не могут являться товаром; основные природные объекты являются физически недвижимыми и пространственно не перемещаются; главный природный объект – земля, является средством производства в сельском и лесном хозяйстве; при правильном использовании земли как средства производства ее производительные силы не убывают, а возрастают; отказ от использования земельных, водных, горных и других природных объектов не приводит их к изнашиванию, деградации или в состояние непригодности; в результате использования недвижимых объектов природы в качестве территориально-пространственного базиса для осуществления производственно-хозяйственной деятельности их пределы не изменяются.

Оптимальный учет законодательством всех обстоятельств естественного происхождения и фактического состояния природных объектов может оказать значительное влияние на взаимодействие общества с природой. Такой подход к правовому оформлению отношений собственности на природные ресурсы может обеспечить их рациональное использование и эффективную охрану государством, выступающим регулятором общественных отношений, и прежде всего отношений собственности на объекты природы и природные ресурсы.

В экономическом смысле определение собственности как присвоение индивидом предметов природы внутри и посредством определенной общественной формы в отечественной литературе следует признать устоявшимся.

В юридическом смысле собственность на природные ресурсы проявляется как результат закрепления общественных отношений собственности на них в правовых нормах. При этом характер и содержание юридических норм о праве собственности на природные богатства определяются экономическими отношениями собственности в обществе. По своей экономической сущности право собственности на природные объекты представляет собой право на присвоение их богатств. При этом имеется в виду не отношения индивида или общества к природе, а определенные формы общественных отношений, складывающиеся в процессе присвоения природных ресурсов. По своему юридическому содержанию право собственности представляет собой возможность владения пользования и распоряжении природными богатствами государством в лице его органов от имени и в интересах общества, а также физическими и юридическими лицами для удовлетворения своих интересов в пределах, определенных законом. В таком понимании право собственности применительно к имущественным отношениям закреплено в ст. 2 Закона «О собственности», согласно которой право собственности – это урегулированные законом общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Но природные объекты в строго правовом смысле не являются имуществом, т.к. в отличие от товарно-материальных ценностей их никто не создавал. Они являются объектами естественного происхождения и не имеют реальной цены. Установленная нормативная цена земли и других природных объектов является ни чем иным, как капитализированной рентой. Поэтому, продавая земельный участок, его собственник по существу продает право на ренту, а покупатель приобретает право на получение доходов от его использования.

В отечественном законодательстве сложилась и существует обширная совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. В настоящее время они получили свое отражение в многочисленных законодательных актах и закреплены в конституционных нормах, природоресурсовых кодексах и законах, Законах «О собственности» и «Об охране окружающей природной среды» и некоторых других нормативных актах. В этих нормах предусматриваются основания и условия возникновения права собственности на природные объекты, условия и порядок предоставления природных ресурсов и собственность, средства и способы охраны и защиты права собственности на природные богатства и т.д.

В связи с тем, что эти нормы расположены в конституционном, административном, гражданском, природоресурсном и экологическом законодательстве, они образуют собой комплексный правовой институт, составляющий право собственности на природные ресурсы в объективном смысле. Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой систему правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих отношения собственности на природные ресурсы в государстве.

Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Следовательно, право собственности в субъективном смысле представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными объектами и их ресурсами, принадлежащие собственнику и используемые им для удовлетворения материальных потребностей и реализации своих интересов.

Исходя из трактовки собственности как присвоения природных объектов и принимая во внимание приведенные формулировки права собственности в объективном и субъективном смысле, можно сформулировать общее определение понятия права собственности на природные объекты. Итак, право собственности как право присвоения природных ресурсов представляет собой систему правовых норм, закрепляющих, регламентирующих, и охраняющих отношения собственности на природные объекты и регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, принадлежащими собственнику и используемые им для удовлетворения материальных потребностей и реализации своих интересов. Приведенное общее определение понятия права собственности на природные объекты охватывает его основные признаки и наиболее характерные черты, закрепленные в отечественном законодательстве.

Право владения представляет собой возможности обладания природными объектами, осуществления хозяйственного господства над присвоенными природными ресурсами и устранения всех других лиц от их фактического присвоения. В связи с тем, что ряд природных объектов в силу их недвижимости может использоваться без изменения их места расположения, собственник может ограничиваться только юридически владением ими, без отрыва от природной среды.

Право пользования следует понимать как признанные законом возможности извлечения собственником полезных естественных свойств природных ресурсов для удовлетворения материальных потребностей и других интересов путем получения плодов и доходов в результате их хозяйственной эксплуатации. Право пользования собственника отличается от прав использования природных ресурсов несобственниками. Оно, как и другие правомочия собственника, не может быть ограничено сроками, осуществляется собственником самостоятельно и не предполагает вмешательства других лиц, не являющихся собственниками.

Право распоряжения определяется как признанные за собственником и гарантированные законом возможности совершения действий, направленных на гарантированные законом возможности совершение действий, направленных на определение хозяйственного назначения, юридической судьбы и фактического состояния природных объектов. Определение хозяйственного назначения как способ распоряжения земельными ресурсами имеет место, например, при переводе земель из одной категории в другую. Изменение юридической судьбы земельного участка происходит при его передаче в собственность гражданину уполномоченными государственными органами, в результате чего меняются собственник и форма собственности. Определением фактического состояния природных объектов собственником можно признать, например, сохранение части земельных ресурсов в составе земель запаса как «земель без заранее определенного правового режима использования».

В настоящее время возможности возникновения и существования различных форм собственности, в том числе на природные ресурсы, предусмотрены ст. 2 Закона «О собственности». Многообразие форм собственности свойственно и природоресурсовым кодексам. Так, применительно к земельной собственности согласно ст. 3 Земельного кодекса собственность на землю имеет государственную, коллективную и частную формы. Кодекс о недрах в ст. 4 и Водный кодекс в ст. 6 не допускают других форм собственности на недра и водные объекты, кроме собственности народа Украины, с осуществлением правомочий собственности народа органами государственной власти и местного самоуправления. Лесной кодекс в ст. 6 указывает на то, что все леса являются государственной собственностью. Формы собственности на природные ресурсы, закрепленные в природоресурсовых кодексах, в силу своей особой значимости подлежат рассмотрению в сопоставительном аспекте.

Сопоставление положений о праве собственности на природные ресурсы в Водном и Лесном кодексах с нормами земельного закона также позволяет выявить их несогласованность между собой. Так, Водным и Лесным кодексами, являющимися специальными кодифицированными законами по регулированию водных и лесных отношений, не предусматривается право коллективной и частной собственности на соответствующие природные объекты. А Земельный кодекс, регулирующий сугубо земельные отношения, в ст. 4 допускает передачу в порядке исключения земель водного и лесного фонда вместе с небольшими участками водоемов (до 3 га) и участками лесов (до 5 га) в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий и в частную собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Право собственности на природные объекты

Право собственности (в объективном смысле) охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенноcти) материальных ценностей конкретным физическим и юридическим лицам.

Нормы гражданского права раскрывают содержание права собственности (в субъективном смысле) через правомочия владения, пользования и распоряжения собственника своим имуществом.

Отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.). В ст. 9 Конституции Российской Федерации предусмотрены на землю и другие природные объекты и ресурсы частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Эта же норма провозглашает землю и другие природные ресурсы основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому Основной Закон закрепляет особый правовой режим природных объектов и ресурсов как объектов права собственности, отличающийся от правового статуса материальных ценностей, отнесенных законодательством к недвижимому имуществу (строений, транспортных средств, зданий, сооружений). Указанная особенность заключается в том, что природные объекты и ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, они не могут уничтожаться собственниками.

Понятие, основные признаки, содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы: землю, недра, воды, леса, животный мир. Государственные фонды природных ресурсов как объекты права государственной собственности. Право государственной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) РФ и ее субъектам.

Государственная собственность на природные объекты и ресурсы подразделяется на собственность РФ (федеральную) и собственность субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы заключено в трех правомочиях: владения, пользования и распоряжения. Правомочие владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и его субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов (например, объявить о создании на определенной территории национального природного парка). Рассматриваемое право распространяется на природные объекты и ресурсы, находящиеся в пределах государственных границ, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.

Правомочие пользования природными объектами и ресурсами — это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет состав пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.

Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко. Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением. Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.

Право государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа. Законодательство РФ относит природные ресурсы континентального шельфа исключительно к федеральной собственности. Особенность права собственности на данный вид объектов состоит в том, что разграничение среды их нахождения (континентального шельфа) осуществляется путем заключения международно-правовых договоров.

Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа является Российская Федерация в лице специально уполномоченных органов государственного управления, обладающих компетенцией полного распоряжения природными ресурсами континентального шельфа (например, они могут выдавать разрешение на пользование указанными ресурсами заинтересованным юридическим и физическим лицам).

Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами. В законодательстве определен ряд конкретных объектов, которые находятся исключительно в федеральной собственности исходя из принципа их общегосударственного значения.

К ним, в частности, относятся: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ; месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, и т.д. Кроме того, к федеральной собственности могут быть отнесены и другие природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

В собственности субъектов Федерации находятся природные объекты и ресурсы, не относящиеся к числу федеральных и муниципальных, например, земли, занятые субъектами Федерации.

Конституцией предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Причем полномочия субъектов совместного ведения могут разграничиваться договорами и федеральными законами.

Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы. Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности земли и иных природных объектов и ресурсов муниципальным образованиям.

Субъектами права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (ст. 215 ГК РФ. Ч. 1).

Объектами права муниципальной собственности, согласно действующему законодательству, могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города: занятые постройками, улицами, площадями, парками, садами, муниципальными лесами, общераспространенными полезными ископаемыми, замкнутыми водными объектами (озера, пруды).

Специфика права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. удовлетворяют жилищно-коммунальные, санитарно-культурные и бытовые потребности населения соответствующих территорий.

Право частной собственности на природные объекты и ресурсы. Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов. Право общей собственности на природные объекты и ресурсы. Приватизация природных объектов. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) гражданам и юридическим лицам-собственникам. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы регламентировано действующим законодательством в основном в части осуществления правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению землей.

Получение земли и иных природных объектов и ресурсов в частную собственность возможно двумя способами: административно-правовым (по решению государственного органа) и гражданско-правовым (путем купли-продажи, наследования, дарения, обмена, приватизации предприятия, выкупа залога и т.д.). Государство налагает на частных собственников земли и иных природных объектов и ресурсов обязанность использовать их рационально, с соблюдением целевого назначения. Согласно действующему законодательству, природные объекты и ресурсы, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности. В частности, граждане и юридические лица-собственники обладают правом иметь природные объекты и ресурсы на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собственность). В этом случае владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами осуществляются по соглашению всех собственников, а при недостижении согласия — по решению суда.

Приватизация природных объектов — один из способов приобретения права собственности на них. При приватизации природные объекты и ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Так, земельный участок может быть приватизирован гражданами или юридическими лицами в результате реорганизации колхозов и совхозов, путем приобретения в собственность земельных участков после приватизации государственных и муниципальных предприятий и т.д.

Экологическая система как объект права государственной и других форм собственности. Под экологической системой в литературе понимается единая, устойчивая, взаимозаменяемая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся совокупность естественных компонентов природной среды, осуществляющая процесс обмена веществ и энергии. Экологическая система в целом может быть объектом права государственной собственности, если ни один из составляющих ее компонентов не относится к иным формам собственности. В этом случае иные субъекты могут осуществлять в отношении такой экологической системы в основном правомочие пользования. Вопросы, затрагивающие экологические системы как объекты права собственности, нуждаются в более подробной правовой регламентации.

Правомочия государства и других собственников по владению, пользованию и распоряжению фондами природных ресурсов. Отдельные виды природных ресурсов принято объединять в фонды. Так, все полезные ископаемые РФ составляют фонд недр. Каждый фонд имеет свое целевое назначение и правовой статус. До законодательного введения иных, кроме государственной, форм собственности на природные объекты и ресурсы единым собственником на все фонды природных ресурсов РФ выступало само государство. В настоящее время собственность на отдельные виды природных объектов и ресурсов, составляющих фонды природных ресурсов, поделена между несколькими категориями собственников.

Основания прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы.

Право собственности на природные объекты и ресурсы может прекращаться по следующим основаниям:

— при отчуждении собственником принадлежащих ему природных объектов и ресурсов и при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом;
— при обращении на основании решения суда взыскания на земельный участок, иные природные объекты и ресурсы;
— при выкупе земельного участка и иных природных объектов и ресурсов для государственных и муниципальных нужд;
— при изъятии земельного участка или иных природных объектов и ресурсов ввиду их ненадлежащего использования.

Природопользование
Экологический кризис
Экологические проблемы
Экологическая экспертиза товаров
Экологическая ответственность
Экологическое и аграрное право
Экологическое право

Назад | | Вверх

Смотрите еще:

  • Платежи в пфр от ип на осно ИП на ОСНО: страховые взносы в ПФР при доходах более 300 тысяч рублей Добрый день.Годовой доход предпринимателя на ОСНО определяется по правилам статьи 227 Налогового кодекса РФ. НДС -это не доход. Цитата (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О […]
  • Отвод гпк Гражданский процессуальный кодекс Украины (ГПК Украины) Стаття 20. Підстави для відводу судді 1. Суддя не може брати участі в розгляді дела и подлежит отводу (самоотвода), если: 1) во время предварительного решения этого дела он принимал участие в процессе в качестве […]
  • Как написать заявление на соседей в налоговую Образец заявления о незаконной сдаче жилья Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как правильно обратиться с заявлением в ФНС о незаконной сдаче жилья - достаточно шумные соседи на которых не влияет полиция и уговоры соседей проживают уже около года без договора аренды. […]
  • Образец учетной политики ооо на усн на 2018 год Учетная Политика УСН (Доходы) 2018 Учётная Политика УСН ( Доходы ) Учётная Политика ЕНВД и УСН - Здесь Общество с Ограниченной Ответственностью «ХХХХХ» об утверждении учетной политики для целей налогообложения г. _________ 31.12.20__ 1. Утвердить учетную политику […]
  • Мировой суд советского района г уфы судебный участок 4 Судебный участок № 4 Канцелярия: 8(347) 248-4220 Время работы: пнд, втр, срд, чтв - 09.00-18.00, птн - 09.00-16.45, обеденный перерыв - 13.00-13.45 Территориальная подсудность: информация на сайте учреждения Мировой судья: Исхакова Елена Александровна Секретарь […]
  • Исковое заявление о льготной пенсии медработникам Исковое заявление о льготной пенсии медработникам В Шербакульский районный суд Омской области Истец: К. Адрес: Омская обл., Шербакульский р-он, с. . ул. . д. . Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Шербакульском районе Омской области Адрес: Омская обл., […]
  • Как составить договор на рассрочку платежа ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА С УСЛОВИЯМИ РАССРОЧКИ ПЛАТЕЖА Опубликовал vitaly, 05.05.2015 . Дата публикации: 1. ДОГОВОР ПОСТАВКИ С УСЛОВИЯМИ РАССРОЧКИ ПЛАТЕЖА № ____ город ____________ «__» ___________ 20__ г. ____________________, именуемое в дальнейшем «ПРОДАВЕЦ», в лице […]
  • Изменение в уставе волости Решение Собрания депутатов сельского поселения "Алольская волость" Пустошкинского района Псковской области от 17 июня 2008 г. N 48 "О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения "Алольская волость" Решение Собрания депутатов сельского поселения […]