246 ч 1 ук рф

Уголовный кодекс РФ

c комментариями

Комментарий к статье 246

1. Данная статья является новой и фактически представляет собой общий состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за причинение ущерба окружающей среде в ходе хозяйственной деятельности. Цель данной нормы состоит в обеспечении технологической дисциплины, необходимой для охраны окружающей среды в процессе производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов. Большая рискованность такого рода работ, которые всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде, требует обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий.

2. Правила охраны окружающей среды содержатся в нормативно-правовых актах и в силу этого являются правовыми нормами. Научные рекомендации, если они не преобразованы в правовые нормы, не могут рассматриваться как правила охраны окружающей среды, независимо от их значимости и убедительности. Правила охраны окружающей среды специфичны по своему содержанию и отличаются от правил безопасности (как общих, так и специальных), ответственность за нарушение которых предусмотрена иными статьями действующего УК РФ.

К правилам охраны окружающей среды относятся нормы, содержащиеся в экологическом и природоресурсовом законодательстве: Законе «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г., Федеральном законе «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г., Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 г. и других законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств и ведомств, в том числе санитарных правилах, стандартах (ГОСТах), инструкциях и методических письмах, имеющих нормативный характер, и т. д., а также нормативно-правовых актах органов местного самоуправления и администрации. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов сформулированы в разделе VI Закона «Об охране окружающей природной среды», а экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности — в разделе VII того же Закона.

3. Объективная сторона данного преступления охватывает собой действия либо бездействие, состоящие в нарушении правил при производстве работ, предусмотренных диспозицией ст. 246 УК РФ, последствия и причинную связь между ними.

4. Под нарушением правил понимаются действия, состоящие в выборе такого варианта поведения, который существенно отличается от варианта поведения, предусмотренного правилами, содержащимися в действующих нормативно-правовых актах (в частности, использование непредусмотренных правилами методик расчета, использование технологических процессов, запрещенных соответствующими правилами, выполнение работ или осуществление деятельности, которая не соответствует условиям лицензий и разрешений, превышение допустимых нагрузок на очистные сооружения и др.).

Нарушение правил в виде бездействия состоит в несовершении действий, прямо предписываемых правилами охраны окружающей среды (в частности, неполучение или игнорирование информации, учет которой необходим при принятии соответствующих хозяйственных и иных решений, невыполнение требований, содержащихся в заключении государственной экологической экспертизы, отказ от строительства необходимых очистных сооружений, непроведение контрольных замеров и т. п.).

Действия и бездействие, состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, совершаются при производстве работ, т. е. в процессе проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объекта. Это означает, что любое производство работ, включая все перечисленные их виды или стадии, должно вестись на основе законного управленческого решения или требовать для своего ведения принятия такого решения. В частности, под проектированием понимается совокупность технологических процедур, осуществляемых на основе специального решения уполномоченными на то лицами и влекущих определенные правовые последствия; проектирование объектов, осуществляемое инициативно, в порядке выдвижения индивидуальных предложений, хотя бы и проведенное с нарушением правил охраны окружающей среды, не является действиями, образующими объективную сторону состава данного преступления.

Российское экологическое законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе». — СЗ, 1995, N 48, ст. 4556), поэтому принятие указанных законных управленческих решений о производстве работ является обязательным и сопровождается проведением государственной экологической экспертизы и получением оценки воздействия на окружающую среду (см. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации от 18 июля 1994 г. — БНА, 1995, N 1, c. 3 — 8). Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке, перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации (см. ст.ст. 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе») являются исчерпывающими.

5. Последствия нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ состоят в существенном изменении радиоактивного фона в сторону его ухудшения: при этом существенным является изменение, которое в соответствии с современными нормативами оценивается как причиняющее вред здоровью людей или создающее угрозу такого причинения.

6. Под причинением вреда здоровью людей следует понимать причинение такого вреда любой тяжести — легкого, менее тяжкого или тяжкого (см. ст.ст. 111, 112, 115).

7. Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах.

8. Под иными тяжкими последствиями понимаются ухудшение качества окружающей среды либо ухудшение состояния объектов окружающей среды, неустранимое в обозримый период или устранимое с большими финансовыми или материальными затратами, уничтожение отдельных объектов, деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие законным видам природопользования, и т. п.

9. Обязательной для данного преступления является причинная связь, свидетельствующая о том, что вредные последствия наступили от установленного нарушения правил охраны окружающей среды, а не были вызваны иными или дополнительными факторами. Если соблюдение правил не могло воспрепятствовать наступлению вредных последствий, причинная связь между нарушением правил охраны окружающей среды и последствиями отсутствует.

10. Преступление считается оконченным в момент наступления вредных последствий, вызванных нарушением правил охраны окружающей среды. При том достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного из видов работ, указанных в ст. 246.

11. Субъектами данного преступления являются лица, ответственные за соблюдение правил охраны окружающей среды. К ним относятся: лица, на которых возложена общая ответственность за производство работ; лица, на которых возложена специальная ответственность за осуществление отдельных видов работ, функций (например, отвечающих за функционирование очистных сооружений, организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений на предприятии и т. п.). Во всех этих случаях ответственность за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ должна быть возложена на лицо законным нормативно-правовым или правоприменительным актом.

12. Субъективная сторона данного преступления характеризуется наличием косвенного умысла. В соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ данное преступление не может быть совершено по неосторожности, поскольку об этом прямо не говорится в ст. 246. Лицо осознает, что оно нарушает правила охраны окружающей среды, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично. Наличие косвенного умысла обосновывается тем, что правила охраны окружающей среды по своему назначению и содержанию направлены на предотвращение вредных последствий, а следовательно, их нарушение означает допущение или безразличное отношение именно к тем последствиям, на предотвращение которых направлены правила.

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Новая редакция Ст. 246 УК РФ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 246 УК РФ

1. Выделение экологических преступлений из числа хозяйственных (УК РФ РСФСР) и расположение их в отдельной главе УК РФ говорит о том, что экологические преступления имеют специфический видовой объект посягательства — экологическую безопасность общества. Наряду с ущербом экономике государства ими причиняется колоссальный вред экологическому равновесию, окружающей человека среде, ставятся под угрозу здоровье и жизнь человека (а иногда и многих людей). Выделение данных преступлений свидетельствует и о том, что законодатель обратил наконец внимание на важность изучения и применения норм, предусматривающих УО за преступные посягательства на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования природных ресурсов, что общество (государство) осознало всю серьезность угрозы экологической безопасности.

О серьезности угрозы экологической безопасности говорит и тот факт, что любой профессиональный (хозяйственный) риск не может считаться обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия (см. ч. 3 ст. 41).

2. Экологическая безопасность как звено не только общественной, но и государственной безопасности отражает состояние защищенности природы, ее поддержание включает мероприятия, направленные на охрану жизни (здоровья) живых существ, среды их обитания, гарантирующие сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

3. Рассматриваемое преступное деяние относится к категории преступлений средней тяжести. Его общественная опасность заключается в подрыве экологической безопасности России, существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, наступлении массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

4. Верховный Суд РФ трактует объект экологических правонарушений как триединое благо — стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал и право каждого человека на благоприятную окружающую среду (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

4.1. Основным объектом преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ является экологическая безопасность общества, урегулированная правилами охраны окружающей среды, обеспечивающими рациональное использование, охрану и воспроизводство объектов окружающей природной среды. В качестве факультативных объектов выступают сфера обитания человека, животных, здоровье человека, жизнеспособность животных.

5. Предмет посягательства отражен в собственной биологической структуре объектов природной среды.

5.1. Природная среда — это совокупность природных объектов и условий их существования в месте обитания человека. К объектам природы относятся: земля (почва), ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, другие естественные экосистемы.

6. Объективная сторона состава преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, поскольку лицо может нарушить соответствующие правила их невыполнением, несоблюдением и ненадлежащим исполнением. Пассивное преступное поведение характерно для экологических преступлений, совершаемых теми лицами, которые не соблюдают свои служебные обязанности по выполнению правил экологической безопасности либо обеспечению их соблюдения при наличии реальной возможности для этого с учетом индивидуальных волевых и интеллектуальных качеств виновных лиц (например, невыполнение правил экологической безопасности лицом, на которое возложена эта обязанность в силу нормативно-правового предписания, или непринятие мер к ремонту, контролю, обеспечению надлежащей эксплуатации очистных сооружений, установок ответственным за это лицом). Активное преступное поведение возможно со стороны ответственных лиц, проектирующих, размещающих, строящих, вводящих в эксплуатацию и эксплуатирующих соответствующие объекты, в случае, когда виновные ненадлежаще выполняют правила экологической безопасности.

7. Диспозиция статьи является ссылочно-бланкетной, поскольку для определения преступности деяний и надлежащей их квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и (или) подзаконным нормативным правовым актам (в том числе указанным в других статьях гл. 26), посредством которых раскрывается суть противоправного поведения субъекта.

7.1. К таким законодательным актам можно отнести: ЛК; ВК; Закон об охране окружающей среды; ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 18.12.2006) (далее — Закон о животном мире); ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 18.12.2006) ; ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 18.12.2006) ; ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 04.12.2006) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800; 2004. N 35. Ст. 3607, N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2006. N 1. Ст. 10, N 50. Ст. 5279; РГ. N 290. 2006.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25, N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279.

7.2. В числе подзаконных нормативно-правовых актов, к которым отсылает диспозиция статьи, можно выделить, в частности, Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 ; Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 ; Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (РД-03-13-94), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 41 ; Положение о порядке выдачи временных специальных разрешений Госатомнадзора России на проведение экспертизы проектных, других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (технологий) (РД-03-12-94), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 40 ; Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 , и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 135.

7.3. Диспозиция статьи отсылает и к специальным нормативам, к числу которых относятся: а) нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; б) нормы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; в) нормы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; г) нормы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения; д) предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве; е) другие предельно допустимые нормы вредного воздействия на природную среду.

8. Нарушение правил охраны окружающей среды может быть выявлено в какой-либо из пяти стадий производства работ: а) при проектировании; б) размещении; в) строительстве; г) вводе в эксплуатацию; д) эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и (или) иных объектов.

8.1. Проектирование объекта — начальная стадия строительства, включающая подготовку технических документов (чертежей, расчетов, макетов), снятие проб на местности, согласование условий строительства с другими ведомствами (их нормативными документами). Проектирование осуществляется на основе решения уполномоченных на это лиц.

8.2. Все проекты (в том числе правовых актов), программы и иная документация строительства, реконструкции, расширения и т.д. должны подвергаться обязательной государственной экологической экспертизе, целью которой является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий использования объекта экологической экспертизы. К объектам экологической экспертизы относятся проекты, технико-экономические обоснования видов хозяйственной деятельности, документация, подлежащая экологической экспертизе, и т.д. Следует иметь в виду, что помимо государственной может проводиться и общественная экологическая экспертиза, которая не является обязательной и заключение которой носит рекомендательный характер.

8.3. Помимо экологической экспертизы в стадии проектирования возможна процедура оценки воздействия на окружающую среду, целью которой является выявление и принятие необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (см. п. 2.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации).

8.4. Проекты строительства и нормы проектирования не могут утверждаться без положительного заключения органов санитарного надзора. В необходимых случаях данные органы в связи с эксплуатацией предприятий производят отбор проб для лабораторных санитарно-гигиенических исследований. При наличии достаточных оснований результаты исследования передаются в правоохранительные органы для возбуждения УД.

8.5. Размещение объекта — это фактическое распределение элементов объекта на местности с учетом ее особенностей и их установка.

8.6. Строительство объекта представляет собой фактическое возведение (преобразование) объекта на местности в условиях ландшафта, проведение к нему необходимых коммуникаций.

8.7. Ввод объекта в эксплуатацию означает принятие объекта в установленном законом порядке его использователем к непосредственному функционированию — целевому использованию.

8.8. При эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов также должны соблюдаться установленные запреты и правила (см., например, Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997).

9. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие средств совершения преступления, к которым относятся промышленные, сельскохозяйственные, научные и иные объекты.

9.1. Промышленный объект — это инженерное сооружение, установка, комплекс, выполняющие какие-либо производственные функции (завод, фабрика, электростанция, трубопровод и т.д.).

9.2. Сельскохозяйственный объект — сооружение, установка, комплекс, осуществляющие функции материального производства: возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных с целью получения продукции растениеводства и (или) животноводства.

9.3. Научный объект — сооружение, установка, комплекс, осуществляющие экспериментальные, испытательные и другие исследовательские функции.

9.4. Иной объект — прочие передвижные и стационарные устройства, имеющие то или иное хозяйственное значение.

10. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент наступления хотя бы одного из следующих материальных последствий: а) существенного изменения радиоактивного фона; б) причинения вреда здоровью человека; в) массовой гибели животных; г) иных тяжких последствий.

10.1. Радиоактивный фон — это совокупность естественных излучений, которые приводят к образованию ионов и свободных электронов электрически нейтральных атомов и молекул. Значительным источником радиоактивного фона является космическое излучение. Естественный фон радиоактивного излучения также складывается из излучения в приземной атмосфере, воде, почве, продуктах жизнедеятельности человека и т.д. Увеличение радиоактивного фона ведет к разрушительным процессам среди живых организмов (мутациям, лучевым, онкологическим и иным тяжелым заболеваниям, развитие которых приводит к смерти).

10.2. Существенное изменение радиоактивного фона означает такое увеличение естественного излучения, активизирующего ионизацию электрически нейтральных атомов и молекул, которое хотя и не привело к мутации, болезни или гибели живого существа, но создало реальную угрозу наступления какого-либо из указанных последствий.

10.3. Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности — в легком, средней тяжести либо тяжком вреде здоровью, причиненном хотя бы одному человеку (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10.4. Под массовой гибелью животных понимается уничтожение большого количества (стада, стаи, вида и т.п.) диких зверей, птиц, рыб, других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы.

10.5. Иные тяжкие последствия представляют собой существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат. Такое изменение окружающей среды может вызвать, например, прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, вынужденное переселение больших групп людей, острый дефицит воды и продовольствия, деградацию земель, порчу значительного количества лесо- и сельскохозяйственной продукции, разрушение строений, конструкций, принесшее существенный материальный ущерб, значительное повреждение или массовую гибель других объектов окружающей природной среды, иной существенный имущественный ущерб (включая упущенную выгоду, проведение дорогостоящих восстановительных работ), другие негативные последствия, препятствующие сохранению и правомерному использованию окружающей среды (см. п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

11. Размер материального ущерба и объема возмещения экологического вреда в случае причинения окружающей природной среде значительного несанкционированного вреда определяется согласно п. 15, 16, 20 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14 по централизованно утвержденным методикам подсчета и установленным таксам; в соответствии с региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства; по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

12. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу, повлекших необратимые вредные последствия для человека и окружающей его природной среды, в результате которых природой потеряны качества, являвшиеся ее содержанием и не подлежащие восстановлению искусственным путем, надлежит квалифицировать как преступление против мира и безопасности человечества (ст. 358).

13. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла, например, если виновный осознавал общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды при эксплуатации промышленного объекта, предвидел возможность наступления в результате этого массовой гибели животных, не желал, но сознательно допускал наступление данного вреда либо относился к нему безразлично. Наряду с этим вполне вероятна вина и в форме неосторожности, например при нарушении правил охраны окружающей среды во время производства работ ответственным за соблюдение этих правил лицом, не предвидевшим возможности наступления материальных общественно опасных последствий в силу своей небрежности (пренебрежительного отношения к соблюдению должностных инструкций).

13.1. Деяния, предусмотренные коммент. статьей и совершенные с прямым умыслом, следует квалифицировать по совокупности с преступлениями против личности, собственности и т.д. в зависимости от волевой целенаправленности виновного лица.

14. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком — ответственностью за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов.

15. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие совершение экологического преступления, должны квалифицироваться по совокупности ст. 246 и 285 (ст. 201).

Другой комментарий к Ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состава преступления включает нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий и причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных последствий.

2. Под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений.

3. Причинение вреда здоровью человека выражается в причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

4. Массовой следует признавать гибель животных на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раз.

5. Под иными тяжкими последствиями подразумеваются существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

6. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Отношение к причинению тяжкого вреда здоровью человека может быть у лица только неосторожное. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести при наличии квалифицирующих признаков предполагает совокупность преступлений ст. ст. 246 и 111 УК РФ или соответственно ч. 2 ст. 112 УК РФ.

7. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. При наличии в действиях лица признаков злоупотребления полномочиями требуется дополнительная квалификация по ст. ст. 285 или 201 УК РФ.

2. Характеристика преступлений, состоящих в нарушении правил экологически значимой деятельности (ст. 246-248 ук) Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 ук рф)

Объект — экологическая безопасность окружающей среды при производ-стве работ.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) деянием — действием или бездействием (нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в экс­плуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, на­учных и иных объектов); 2) последствиями (существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия) и 3) причинной связью между указанными деяниями и последст-виями.

Закон об охране окружающей среды формулирует общие требова­ния в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строитель-стве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуата­ции, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов и специальные требования в различных сферах производствен­но-хозяйственной, а также оборонной деятельности.

Субъект преступления — лицо, ответственное за соблюдение правил окружающей среды при производстве работ (ответственность возника­ет в силу закона, должностного положения или служебного поручения). Им может быть как должностное лицо (примечание 1 к ст. 285 УК РФ), так и лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к ст. 201 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, в виде пря­мого или косвенного умысла, так и неосторожной, в виде легкомыслия или небрежности, виной.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиоло-гически­ми либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 ук рф)

Объект преступления — экологическая безопасность при обраще­нии с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

Предмет преступления — микробиологические либо другие биоло­гические агенты или токсины (вирусы, бактерии и другие патогены, опасные для человека или животных).

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действия­ми или бездействием (нарушение правил безопасности при обращении с микробиоло-гическими либо другими биологическими агентами или токсинами), 2) последст-виями (причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотии либо иные тяжкие последст­вия) и 3) причинной связью между указанными действиями и последст­виями.

Субъект преступления — лицо, обязанное соблюдать правила безо­пасности при обращении с микробиологическими и другими биологи­ческими агентами или токсинами (соответствующая обязанность лица вытекает из специальных нормативно-правовых актов и его служебного положения).

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неос­торожной виной.

Часть 2 ст. 248 УК РФ предусматривает повышенную ответствен­ность за нарушение указанных правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. Применительно к квалифицированному составу субъективная сторона преступле-ния характеризуется виной в форме неосто­рожности (как легкомыслия, так и небрежности) либо двойной формой вины (как и в составе, предусмотренном ч. 3 ст. 247 УК РФ, это будет зависеть от фактического содержания субъективной стороны основного состава — будет ли она проявляться в умышленной или неосторож­ной вине).

3. Преступления, посягающие на отдельные компоненты окружа-ющей среды — воды, атмосферу, почвы, леса, недра, морскую среду, континентальный шельф, исключительную экономическую зону РФ (ст. 250-255 УК)

Загрязнение вод (ст. 250 УК РФ)

Объект преступления — экологическая безопасность водных источ­ников как составляющей окружающей среды.

Предмет преступления — поверхностные или подземные воды, ис­точники питьевого водоснабжения, животный или растительный мир, рыбные запасы, лесное или сельское хозяйство.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями или бездействием (загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения или иное из­менение их природных свойств); 2) последствиями (причинение суще­ственного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству) и 3) причинной связью между ука­занными деяниями (действием или бездействием) и наступившими в ре­зультате их последствиями.

Существенный вред лесному хозяйству выражается в уничтожении лесов на какой-либо территории, в их заболевании (например, в высы­хании леса, в вынужденной миграции диких животных) и тому подобных послед­ствиях. Под существенным вредом сельскому хозяйству понимается из­менение уровня деградации земель, вывод их из сельскохозяйственного оборота, в том числе подтопление или затопление, или заражение сель­скохозяйственных посевов или насаждений, гибель или заболевания сельскохозяйственных животных 16 .

Субъект преступления — любое, достигшее 16-летнего возраста, лицо.

Субъективная сторона преступления характеризуется как умышлен­ной, так и неосторожной виной.

Часть 2 ст. 250 УК РФ предусматривает повышенную ответствен­ность за деяния, указанные в ч. 1 этой статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совер­шенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологи­ческого бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Часть 3 ст. 250 УК РФ конструирует состав преступления при осо­бо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, повлекшие по неосторожности смерть чело­века.

Загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ)

Объект преступления — экологическая безопасность в области охра­ны атмосферы воздуха как составляющей окружающей среды. Предмет преступ-ления — атмосферный воздух.

Объективная сторона характеризуется: 1) действием или бездейст­вием (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов); 2) последствием (загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха) и 3) причинной связью между указанными действиями или без­действием и наступившими в результате этого последствиями.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет, обязанное соблюдать правила выброса загрязняющих веществ в ат­мосферный воздух, либо правила эксплуатации установок, сооружений и других объектов или контроля за такой деятельностью.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неос­торожной виной.

Часть 2 ст. 251 УК РФ предусматривает те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, а ч. 3 — деяния, предусмот-ренные ч. 1 и 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.

Субъективная сторона особо квалифицированного состава загрязне­ния атмосферы характеризуется неосторожной виной.

246 ч 1 ук рф

Термины и определения

Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени

Проведение обследование сооружений и зданий

Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы

Оценка ущерба при ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

Технико-криминалистическая экспертиза документов

Экспертиза давности создания документа

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства

Экспертиза проектно-сметной документации

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства

Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства

Определение размеров ущерба недвижимому имуществу

Установление авторства предметов искусства

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)

Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования

246 ч 1 ук рф

1. Рассматриваемое преступление имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе «Экологические преступления». В противном случае возникает конкуренция общей и специальной нормы и применяется последняя.
2. Общественная опасность преступления состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности посредством ухудшения качества природной среды. Преступление характеризуется как действием, так и бездействием. Правила охраны окружающей среды применительно к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности содержатся в законодательстве РФ об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, например в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ; Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в ред. от 30.06.2003) ; Градостроительном кодексе; Водном кодексе; ЛК; ЗК; Федеральных законах от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.06.2003) ; от 24.04.95 N 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 11.11.2003) ; от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 10.01.2003) ; от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 15.04.98) ; от 09.01.96 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» ; от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 10.01.2003) ; от 04.05.99 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1143; 1999. N 51. Ст. 6289; 2000. N 49. Ст. 4740; 2003. N 2. Ст. 167; N 9. Ст. 805; N 27 (ч. 1). Ст. 2700.
СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700.
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4444.
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167.
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800.
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167.
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.

Порядок реализации экологических требований при размещении, технико-экономическом обосновании проектов, при проектировании и строительстве объектов, при приемке их в эксплуатацию также подробно регламентируется в нормативно-технических документах Госстроя СССР, других министерств и ведомств, которые до разработки российских строительных стандартов и норм должны будут применяться в той мере, в которой они не противоречат действующему законодательству РФ.
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 , предусматривает перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке.
———————————
БНА. 2000. N 31.

3. Преступление считается оконченным, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 05.11.98 N 14 разъяснил, что существенным следует считать изменение естественного радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья, жизни человека и генетического фонда растений и животных. Нормы радиационной безопасности принимаются на основе рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите и утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Под вредом здоровью человека следует понимать причинение одному или нескольким лицам легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14).
О понятии массовой гибели животных см. коммент. к ст. 250.
Вопрос о признании последствий преступления тяжкими решается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
К иным тяжким последствиям можно отнести: смерть хотя бы одного человека; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. 248, 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; существенное ухудшение качества окружающей среды, улучшение которого требует значительных затрат на ее восстановление и устранение последствий чрезвычайных экологических ситуаций; гибель лесов и растительности на значительных площадях и т.п.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленным или неосторожным нарушением правил охраны окружающей среды и, как правило, неосторожностью по отношению к последствиям.
Думается, что отношение к причинению вреда здоровью человека может быть у лица только неосторожное. В противном случае не усматривается отличия данного преступления от преступлений против здоровья человека. Данное суждение имеет принципиальный характер и распространяется на все экологические преступления, где в качестве последствий указан вред здоровью человека. Кроме того, следует учесть, что санкции статей об ответственности за экологические преступления гораздо мягче санкций статей об ответственности за вред здоровью человека.
5. Субъект преступления — специальный — лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации, лицо, выполняющее управленческие функции на негосударственном предприятии, в учреждении, и иные лица, ответственные за проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных, военных и иных объектов. Ответственность за данное преступление предусмотрена с 16 лет.

Смотрите еще:

  • Как проверить выручку по ндс и прибыли Проверка деклараций по НДС и налогу на прибыль ФНС России регулярно приводит контрольные соотношения к налоговым декларациям. Причем ранее налоговая служба делала это с пометкой для служебного пользования. Теперь данные соотношения выложены в открытом доступе 1 . О […]
  • О введении в действие жилищного кодекса ФЗ о введении в действие Жилищного Кодекса Вплоть до декабря 2004 года на территории РФ всё ещё действовал Жилищный Кодекс РСФСР, который был принят в 1984 году. Положения этого кодекса, разумеется, устарели и пришли в несоответствие с современной экономикой и […]
  • Как рассчитать декретные на третьего ребенка Декретные выплаты Во время беременности и в первое время после родов государство продолжает оказывать материальную поддержку матерям в виде пособия по беременности и родам. Этот вид социальной гарантии предоставляется работающим (трудоустроенным) женщинам на время […]
  • Презентация основные права и свободы человека и гражданина ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19. - презентация Презентация была опубликована 3 года назад пользователемSahetmyrat Berdiyew Похожие презентации Презентация 10 класса на тему: "ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.". Скачать […]
  • Исковая давность раздела имущества супругов Каков срок исковой давности при разделе имущества супругов и можно ли его восстановить? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Срок исковой давности по требованию о разделе имущества […]
  • Обвинительный акт по ст 158 ук рф Обвинительный акт по ст 158 ук рф Станица Каневская Краснодарского края 08 сентября 2009 г. Каневской районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Луценко Е.А., с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Каневского района […]
  • Правило подачи иска на развод Правило подачи заявления на развод День добрый, прошу пояснить необходимую очередность действий для подачи заявления о разводе. Усложняющие дело обстоятельства: 1. Супруга спрятала свидетельство о браке 2. Есть моя дочь(13 лет) от первого брака проживающая с нами 3. […]
  • Ст 51 п 2 пп е Статья 51. Основания увольнения с военной службы Информация об изменениях: Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ в статью 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2004 г. Статья 51 . Основания увольнения с военной […]