318 ук рф пленум

О необходимости сравнения санкций ст. 318 и статей гл. 16 УК РФ в случае применения насилия в отношении представителя власти (Антонов Ю.)

Дата размещения статьи: 24.04.2015

Когда применяется насилие в отношении представителя власти, причиняется вред не только отношениям государственного управления, но и личности. В этом случае возникает вопрос о квалификации содеянного — только по ст. 318 УК РФ или по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 318 УК РФ и статьями гл. 16 УК РФ. При разрешении этого вопроса необходимо сравнивать санкции статей, которые объективно отражают характер и степень общественной опасности содеянного.
На практике проблем в квалификации примененного насилия в отношении представителя власти по ч. 1 ст. 318 УК РФ не возникает — по ч. 1 статьи квалифицируются деяния, в которых примененное насилие в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей не является опасным для жизни или здоровья (не повлекло вреда здоровью ). Такое насилие (не превышающее легкого вреда здоровью и примененное в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей) не требует дополнительной квалификации по ст. 116 УК РФ — по правилам «поглощения» нормой о более тяжком преступлении (ч. 1 ст. 318 УК РФ) нормы о менее тяжком преступлении (ст. 116 УК РФ) .
———————————
См.: Пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 2. С. 2; Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // СЗ РФ. 2007. N 35. Ст. 4308; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Российская газета. 2008. 5 сентября; Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 116.
Иногамова-Хегай Л.В. Указ. соч. С. 109.

Часть 1 статьи альтернативно предусматривает ответственность за угрозу применения насилия. Под угрозой применения насилия надо понимать угрозу применения физического насилия. Угроза применения физического насилия заключается в запугивании представителя власти применением к нему или его близким физической силы (словами, жестами, демонстрацией оружия или других предметов, приспособленных для нанесения телесных повреждений, или иным способом) .
———————————
Иванова В.В. Преступное насилие. М.: ЮИ МВД, Книжный мир, 2002. С. 32.

М. осужден по ч. 1 ст. 318 УК РФ (угроза применения насилия и применение насилия, не опасного для жизни или здоровья). М. высказывал угрозы в адрес сотрудника милиции И. в связи с исполнением последним своих должностных обязанностей, держа в правой руке топор, в левой руке — нож (Куньинский районный суд Псковской области, дело N 1-3/2011).
Угроза применения физического насилия предусматривает угрозу применения любого насилия вплоть до убийства. При этом квалификации по совокупности преступлений не требуется в силу действия ч. 3 ст. 17 УК РФ, согласно которой применяется специальная норма, т.е. ч. 1 ст. 318 УК РФ . В связи с названным правилом нам представляется некорректным сравнение санкций ч. 1 ст. 318 и ст. 119 УК РФ (Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) с целью применения другого правила — о поглощении нормой о более тяжком преступлении нормы о менее тяжком преступлении — соответственно а) ч. 1 ст. 318 УК РФ и ч. 1 ст. 119 УК РФ и б) ч. 2 ст. 119 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ.
———————————
См. также: Преступления против личности в уголовном праве Беларуси, России и Украины / П.А. Андрушко, А.А. Арямов, Н.А. Бабий и др. / Отв. ред. А.И. Чучаев. М.: Проспект, 2014. С. 307; Коробеев А.И. Преступные посягательства на жизнь и здоровье человека: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 248.

Угроза повреждением или уничтожением имущества составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, не охватывается.
В судебной практике возникают трудности при квалификации примененного насилия (в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), опасного для жизни или здоровья, по ч. 2 ст. 318 УК РФ.
Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать насилие, повлекшее причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности .
———————————
См.: Пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 2. С. 2.

Судебная практика изобилует примерами квалификации по ч. 2 ст. 318 УК РФ. Эти примеры можно классифицировать в зависимости от причинения того или иного вреда здоровью (легкого, средней тяжести или тяжкого) и в зависимости от того, была ли проведена дополнительная квалификация по статьям гл. 16 УК РФ или нет.
Когда при применении насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей причиняется вред здоровью любой степени тяжести без отягчающих обстоятельств, то содеянное квалифицируется только по ч. 2 ст. 318 УК РФ без дополнительной квалификации по статьям гл. 16 УК РФ.
Указанная классификация (без дополнительной квалификации по статьям гл. 16 УК РФ) может быть расширена, дополнена. Только по ч. 2 ст. 318 УК РФ может квалифицироваться применение насилия в отношении представителя власти или его близких в случае, когда насилие не причинило легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, но оно применялось при обстоятельствах, которые по своему характеру создавали реальную опасность для жизни или здоровья в момент его применения.
Т. признан судом виновным в том, что умышленно, с целью воспрепятствования служебной деятельности инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД, обхватил его руками за шею и стал сдавливать ее. Примененное насилие не причинило вреда здоровью потерпевшего, хотя в момент его применения создавало реальную опасность для жизни и здоровья. Свои действия Т. сопровождал высказыванием угрозы применения удушения. Данные угрозы потерпевший с учетом действий подсудимого воспринимал реально. Суд квалифицировал действия Т. по ч. 2 ст. 318 УК РФ как применение насилия, опасного для жизни и здоровья, и угрозу применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (Зареченский городской суд Пензенской области, дело N 1-16/2012).
Примеры решений по уголовным делам, когда применение опасного для жизни или здоровья насилия (в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей) дополнительно квалифицировалось по статьям гл. 16 УК РФ, представляют особый интерес, поскольку правильная квалификация невозможна без сравнения санкций ч. 2 ст. 318 и статей гл. 16 УК РФ.
В судебной практике применение опасного для жизни или здоровья представителя власти насилия дополнительно квалифицировалось по статьям гл. 16 УК РФ, когда насилие выражалось в покушении на убийство (ч. 3 ст. 30 УК РФ), убийстве (ст. 105 УК РФ), квалифицированных видах умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 2 — 4 ст. 111 УК РФ). Такая квалификация следует из того, что ч. 2 ст. 318 не охватывает причиненный вред, поскольку ее санкция менее строгая, чем санкции названных статей гл. 16 УК РФ.
Л., будучи в состоянии алкогольного опьянения и будучи недоволен исполнением служебных обязанностей лейтенантом внутренней службы К., оскорблял его и угрожал убийством. Затем, реализуя свою угрозу, Л. с расстояния примерно сорока метров выстрелил в К. из двуствольного гладкоствольного ружья дробью, но не попал в К. Суд квалифицировал действия Л. по ч. 2 ст. 318 и по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ (Клинцовский районный суд Брянской области, дело N 1-2011-13/А), т.е. как применение насилия, опасного для жизни или здоровья, которое в момент причинения создавало реальную опасность для жизни и здоровья, и дополнительно — как покушение на «простое» убийство.
Если сравнить санкции статей, вмененных Л. (лишение свободы на срок до 10 лет по ч. 2 ст. 318 и 3/4 от лишения свободы на срок до 15 лет по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 с применением ч. 3 ст. 66 УК РФ, т.е. 10 лет против 11, 25 лет), то становится очевидным, что вред, предусмотренный ч. 2 ст. 318 УК РФ, не охватывает вред от покушения на убийство. Поэтому содеянное образовало совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 318 УК РФ и ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Ю., М. и С. осуждены по ч. 2 ст. 318 УК РФ и по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ. Они совместно, поочередно и неоднократно наносили удары бейсбольной битой по различным частям тела (голове, спине, туловищу) сотрудникам ДПС К. и Д. и сотруднику милиции П. Кроме ударов бейсбольной битой они наносили потерпевшим множественные удары кулаками и ногами по лицу и телу. Своими действиями Ю., М. и С. причинили: Д. — телесные повреждения, которые были квалифицированы как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; К. — телесные повреждения, которые были квалифицированы как легкий вред здоровью по признаку расстройства здоровья более 6, но менее 21 дня; П. — телесные повреждения, которые были квалифицированы как не причинившие вреда здоровью. Поскольку наибольший вред, который был причинен совместными действиями виновных потерпевшим, — тяжкий вред здоровью, то действия каждого из виновных были квалифицированы судом по ч. 2 ст. 318 УК РФ. Так как виновные действовали группой лиц по предварительному сговору, то их действия были дополнительно квалифицированы по ч. 3 ст. 111 УК РФ (Невельский городской суд Сахалинской области, дело N 1-6/2011).
На практике может возникнуть случай применения к представителю власти или его близким насилия, которое по неосторожности причинило смерть. Будет ли содеянное квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 318 и ст. 109 УК РФ, если максимальная санкция по ч. 3 ст. 109 УК РФ — лишение свободы на срок до 4 лет — является менее строгой, чем санкции ч. 1 и 2 ст. 318 УК РФ?
С одной стороны, причинение смерти по неосторожности при применении насилия в отношении представителя власти не охватывается ч. 2 ст. 318 УК РФ, так как оно не определено в качестве квалифицирующего признака и не подпадает под понятие насилия, опасного для жизни или здоровья, данного в разъяснении п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое».
С другой же стороны, и это согласуется с нашим мнением, причинение смерти по неосторожности при применении насилия в отношении представителя власти охватывается ч. 2 ст. 318 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ, поскольку применением насилия в отношении представителя власти или его близких изначально причиняется вред общественным отношениям, обеспечивающим законную деятельность представителей власти по исполнению ими должностных обязанностей , и вкупе с ним вред жизни или здоровью конкретного представителя власти, а по правилам конкуренции общей и специальной нормы (ч. 3 ст. 17 УК РФ) причинение потерпевшему смерти по неосторожности охватывается составом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ не требует .
———————————
Егиазарян Н.А. Преступления против порядка управления в уголовном праве Армении и России (сравнительно-правовое исследование): Монография. М.: Контракт, 2013. С. 81.
Коробеев А.И. Указ. соч. С. 154.

Таким образом, нормы об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119 УК РФ) и о причинении смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) являются общими нормами по отношению к специальным нормам, предусмотренным соответственно ч. 1 и 2 ст. 318 УК РФ.
Применение насилия (в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей) любой степени тяжести с отягчающими обстоятельствами (а также в процессе убийства) образует совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 318 и соответствующими статьями гл. 16 УК РФ, поскольку санкции последних, отражающие общественную опасность содеянного, строже санкции ч. 2 ст. 318 УК РФ. Следовательно, без их сравнения и учета невозможна правильная квалификация применения насилия в отношении представителя власти или его близких.

Пристатейный библиографический список

1. Егиазарян Н.А. Преступления против порядка управления в уголовном праве Армении и России (сравнительно-правовое исследование): Монография. М.: Контракт, 2013.
2. Иванова В.В. Преступное насилие. М.: ЮИ МВД, Книжный мир, 2002.
3. Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Коробеев А.И. Преступные посягательства на жизнь и здоровье человека: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012.
5. Преступления против личности в уголовном праве Беларуси, России и Украины / П.А. Андрушко, А.А. Арямов, Н.А. Бабий и др. / Отв. ред. А.И. Чучаев. М.: Проспект, 2014.

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет .

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к статье 318 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти (государственных и муниципальных). Дополнительный объект — здоровье человека.

Общественная опасность преступления заключается в том, что применение насилия в отношении представителя власти нарушает нормальную служебную деятельность этих лиц, создает атмосферу неуверенности в собственной безопасности и безопасности своих близких.

В соответствии с примечанием к рассматриваемой статье представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285 УК РФ.

Понятие «близкие» было рассмотрено выше (см. ст. 105 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в альтернативных действиях: угрозе или насильственных действиях.

Применительно к ст. 318 УК РФ угроза — это информационное воздействие на психику лиц, указанных в рассматриваемой статье, содержанием которого является высказанное вовне намерение применить насилие в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. Угроза может служить средством для того, чтобы представитель власти изменил свое решение, отказался от какой-либо деятельности, изменил ее направление. Месть за действия представителей власти также охватывается рассматриваемым составом преступления.

Таким образом, путем угрозы потерпевшего принуждают пренебречь своими обязанностями, совершить в интересах угрожающего или иного лица требуемое действие (бездействие), стать исполнителем воли виновного лица.

Способ выражения угрозы может быть любым: устным, письменным, по телефону и т.п., а также в виде демонстрационных действий: угрожающие жесты, показ оружия и др.

Форма выражения угрозы для квалификации значения не имеет.

В ст. 318 УК РФ законодатель не конкретизировал тяжесть возможного вреда здоровью при угрозе применения насилия. Это может быть угроза причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Отсутствует указание в законе и на признак реальности угрозы. Так же, как и применительно к преступлению, предусмотренному ст. 296 УК РФ, это сделано с учетом важности объекта уголовной защиты — нормальной деятельности органов управления.

Угроза наказуема по ст. 318 УК РФ, если она имеет место в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. В иных случаях при наличии соответствующих признаков деяние может быть квалифицировано по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может быть выполнена и путем применения в отношении представителя власти или его близких насилия, не опасного для жизни или здоровья.

Характеристика этого вида насилия дается в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» . Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 318 УК РФ, является формальным. Деяние будет оконченным с момента совершения действий (высказывания угрозы или применения насилия). Общественно опасные последствия не включены в конструкцию данного состава преступления.

Частью 2 ст. 318 УК РФ предусмотрена ответственность за применение в отношении представителя власти или его близких насилия, опасного для жизни или здоровья.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 указанного Постановления Пленума, под ним следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. К данному виду относится и насилие, хотя и не причинившее вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создававшее реальную опасность для его жизни или здоровья.

Применением насилия следует считать и действия, совершенные не в полном объеме по сравнению с задуманным виновным. К примеру, как применение насилия, опасного для жизни или здоровья, следует квалифицировать действия лица, попытавшегося ударить ножом сотрудника милиции, но обезоруженного последним.

Дополнительной оценки требует причинение тяжкого вреда здоровью, квалифицируемого по ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ. Не охватывается рассматриваемым составом преступления и причинение смерти по неосторожности при применении насилия в отношении представителя власти.

По совокупности со ст. 213 УК РФ необходимо квалифицировать и применение насилия в отношении представителя власти, совершенное в процессе хулиганских действий.

По конструкции объективной стороны квалифицированный состав преступления является формально-материальным и будет окончен как с момента причинения вреда здоровью, так и с момента применения насилия, опасного для жизни и здоровья в момент применения.

С субъективной стороны деяния, описываемые диспозицией ст. 318 УК РФ, совершаются только умышленно. Виновный сознает, что угрожает применением насилия или применяет насилие к представителю власти или его близким, и желает совершить эти действия. В зависимости от отношения к последствиям в виде причинения вреда здоровью умысел может быть прямым или косвенным.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является мотив поведения виновного. Он должен быть связан с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей. Применение насилия в связи с неправомерными действиями представителя власти состав рассматриваемого преступления не образует. Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Действия лица, не достигшего шестнадцати лет и совершившего насилие в отношении представителя власти, квалифицируются по нормам о преступлениях против личности.

Другой комментарий к статье 318 УК РФ

1. Потерпевшим является представитель власти, понятие о котором содержится в примечании к комментируемой статье, и его близкие. Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Понятие должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285 УК.

Правоохранительными являются государственные органы, на которые законом возложена функция борьбы с правонарушениями и обеспечения законности. К ним относятся органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, таможенные.

Система государственных органов, основной функцией которых является контроль за соблюдением законности, характеризуется как контролирующая. Она включает в себя органы ветеринарного, государственного страхового, санитарно-эпидемиологического, иммиграционного надзора, государственной налоговой службы и др.

К иным лицам относятся должностные лица, осуществляющие законодательную или исполнительную власть, наделенные властными полномочиями принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися у них в подчинении, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, состоящие на государственной службе аудиторы и др.).

Содержание понятия близких аналогично такому же понятию в составе преступления, предусмотренного ст. 317 УК.

2. Объективная сторона характеризуется применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, и угрозой применения насилия.

О понятии насилия, не опасного для жизни и здоровья, см. комментарий к ст. 161 УК.

Содержание угрозы в комментируемой статье не конкретизировано, но может включать в себя угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества и т.д.; угроза может быть высказана непосредственно потерпевшему или передана ему через третьих лиц.

Применение насилия или угроза его применения образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если указанные деяния были совершены в связи с законной деятельностью представителя власти. Насилие, обусловленное незаконными действиями представителя власти, не образует состава рассматриваемого преступления.

3. Преступление считается оконченным с момента применения физического или психического насилия.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В качестве ее обязательных признаков выступают:

— цель совершения преступления — воспрепятствовать исполнению представителем власти должностных обязанностей;

— мотив — месть за их исполнение.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Лицо в возрасте от 14 до 16 лет в случае применения насилия в отношении представителя власти или его близких, в результате чего был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью, несет ответственность по ст. ст. 111 и 112 УК.

6. О насилии, опасном для жизни и здоровья (ч. 2 ст. 318), см. комментарий к ст. 162 УК.

Причинение вреда здоровью любой тяжести охватывается нормами ч. 2 ст. 318, и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности не требует. Вместе с тем насилие, совершенное с особой жестокостью, издевательством или мучениями, в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, повлекшее тяжкий вред здоровью, образует совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 318 и ч. ч. 2 или 3 ст. 111 УК.

Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарии к ст. 318 УК РФ

1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти; дополнительным — здоровье представителя власти или его близких.

2. Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, а также его близкие. Согласно примечанию к ст. 318 представителем власти признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285.

К должностным лицам правоохранительных органов относятся сотрудники: органов прокуратуры; органов внутренних дел; органов обеспечения безопасности (Совета Безопасности РФ, органов ФСБ России, органов Федеральной службы охраны, органов Службы внешней разведки РФ); таможенных органов; Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов Министерства юстиции РФ (в том числе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Должностными лицами контролирующих органов являются работники: контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, других органов, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

К иным должностным лицам относятся лица, представляющие законодательную и исполнительную власть, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и не являющиеся сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления).

К должностным лицам в соответствии с примечанием к ст. 285 УК следует отнести и тех лиц, которые осуществляют функции представителя власти по специальному полномочию (дружинников, общественных инспекторов органов рыбоохраны, стажеров органов полиции и др.).

Не являются потерпевшими от данного преступления лица, участвовавшие в отправлении правосудия либо пострадавшие в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. В случае применения к ним угроз или физического насилия ответственность наступает по ст. 296 УК.

3. Объективная сторона выражается в применении насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Под насилием, неопасным для жизни или здоровья, понимаются нанесение побоев, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы и не повлекшие причинение вреда его здоровью .

БВС РФ. 2000. N 11. С. 9, 10.

Угроза применения насилия означает запугивание представителя власти или его близких совершением в отношении их насильственных действий, неопасных или опасных для жизни и здоровья, а также убийством.

Насилие или угроза его применения в отношении потерпевших образуют рассматриваемое преступление лишь при условии, что они были применены в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, т.е. не только во время их исполнения, но и после этого, например по мотиву мести за его служебную деятельность. Если примененное к представителю власти насилие явилось реакцией на его явно незаконные действия, то состав рассматриваемого преступления отсутствует , но содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.

БВС РФ. 1998. N 4. С. 10, 11.

Преступление считается оконченным в момент применения психического или физического насилия.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что применяет насилие именно к представителю власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Применение насилия к представителю власти по мотивам, не касающимся его служебной деятельности, квалифицируется как преступление против личности.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный вид преступления, указанный в ч. 2 ст. 318, — применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. К такому насилию относится причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Насилие считается опасным и в том случае, когда оно не причинило вреда здоровью, но в момент его применения ставило в опасность жизнь или здоровье потерпевшего. Угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти, квалифицируется по ч. 1 ст. 318 .

318 ук рф пленум

Преступления против лиц, осуществляющих законный порядок управления

Основным непосредственным объектом этой группы преступлений являются интересы порядка управления в собственном смысле этого слова.

Дополнительным объектом посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) является жизнь и здоровье следующих потерпевших: сотрудника правоохранительного органа (МВД, ФСБ и других), военнослужащего, а равно их близких. При этом указанные лица должны исполнять обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

B силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда N 1 «О судебной практике по делам об убийстве» от 27 января 1999 г. к близким потерпевшему лицам, наряду c супругом и близкими родственниками, относятся иные лица, состоящие c ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

Объективная сторона этого преступления носит формальный характер и состоит в факте совершения любым способом посягательства на жизнь указанных лиц вне зависимости от наступления ожидаемого последствия в виде гибели потерпевшего. Причинение при этом смерти или любого по тяжести вреда здоровью потерпевшего охватывается составом рассматриваемого преступления (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 3 от 24 сентября 1991 г.

O судебной практике по делам o посягательствах на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи c выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка).

Субъект — общий. Если это деяние совершает лицо в возрасте от 14 до 16 лет, содеянное квалифицируется (в зависимости от наступивших последствий) как убийство, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 105 УIС РФ, или покушение на него.

Субъективная сторона, наряду c прямым умыслом, содержит обязательные цель посягательства — воспрепятствование законной деятельности потерпевшего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо лтопгив посягательства — месть за такую деятельность.

Г пришел в дом Д., где из хулиганских побуждений с целью убийства нанес ему удары ножом в грудь и шею. На крики о помощи вышел находившийся в доме работник милиции — Х., который, пресекая преступные действия Г. и исполняя свои служебные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, потребовал прекратить насильственные действия. В ответ на законные требования Х виновный, зная, что тот является работником милиции, нанес ему удар ножом со значительной силой в живот, пытался нанести еще удары, однако потерпевший оказал активное сопротивление.

Обязательными признаками субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, являются цель преступления (воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности — стремление прекратить, изменить такую деятельность в настоящее время или в будущем) либо мотив (месть за такую деятельность — за выполненные действия). Судом установлено, что Х., исполняя свои служебные обязанности no охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, потребовал от Г прекратить насильственные действия. В ответ на законные требования Х. виновный (Г.), зная, что тот является работником милиции, с целью убийства нанес ему удар ножом. При таких обстоятельствах суд правильно квалифицировал действия Г в отношении работника милиции пo ст. 317 УК РФ как посягательство на жизнь работника милиции, а целях воспрепятствования его законной деятельности пo охране общественного порядка.

Отсутствие прямого умысла на убийство, а также названных цели или мотива исключает ответственность по ст. 317 УК РФ, а содеянное квалифицируется как соответствующее преступление против жизни и здоровья личности.

Например, высказывание осужденным С. во время совершения хулиганства о том, что oн всех порежет», в том числе и себя, не свидетельствуют о прямом умысле на убийство работника милиции Б., пресекавшего хулиганские действия С. Последний никому конкретно убийством не угрожал, размахивал ножом, пытаясь закрыть дверь и не пустить сотрудников милиции в квартиру — в результате чего Б. были причинены легкие телесные повреждения (порезы).

Пpи таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии у виновного прямого умысла на посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и квалифицировал содеянное по ч. 2 спг. 318 УК РФ как применение насилия, опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти.

С другой стороны, незаконность деятельности самого потерпевшего исключает квалификацию содеянного по ст.317 УК РФ.

Дополнительным объектом применения насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ) является здоровье представителя власти, а также его близких.

В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ, к представителя власти относятся должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (например, сотрудник МВД, ФСБ, налоговой полиции, таможни и других правоохранительных органов, а также военнослужащие).

Понимание «близких» аналогично таковому в ст. 317 УК РФ.

Объективная сторона этого преступления носит формальный характер и состоит в факте применения к потерпевшим насилия, не опасного для жизни и здоровья либо высказывания угрозы применения насилия.

Верховный Суд РФ специально разъяснил, что, поскольку вид угрозы в ч. 1 ст. 317 УК РФ не конкретизирован, то это может быть как угроза нанесения побоев, так и угроза убийством, а равно угроза насилия неопределенного характера.

Исходя из судебного понимания признака насилия, не опасного для жизни и здоровья, при совершении насильственного грабежа (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ), максимальный объем такого насилия может быть выражен в причинении побоев. В судебной практике под таким насилием также понимается воспрепятствование законному применению силы работником правоохранительного органа — например, нанесение ударов с целью вырваться.

В судебной практике специально разъяснено, что применение к представителю власти угрозы насилием или насилия, не опасного для жизни и здоровья, в процессе совершения хулиганских действий, сопряженных с сопротивлением представителю власти, полностью охватываются диспозицией п. «б» ч. 2 ст. 213 УК РФ (п. 5 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Рф No 3 от 24 сентября 1991 г.).

Данные угроза и насилие должны быть объективно связаны с законной деятельностью представителя власти по исполнению им своих должностным обязанностей. Сопротивление представителю власти, не связанное с насилием или угрозой насилия («пассивное сопротивление»), исключает ответственность .

Следовательно, с точки зрения субъективной стороны, такая связь высказанной угрозы с деятельностью потерпевших может состоять в цели виновного воспрепятствовать такой законной деятельности либо в мотиве мести за нее.

Верховный Суд России неоднократно разъяснял, что применение лицом насилия в связи с незаконными действиями представителя власти не может быть квалифицировано пост. 318 УК РФ, но может влечь ответственность за общеуголовные преступления против здоровья.

Так как субъект этого преступления общий, то в случае совершения этого деяния лицом в возрасте от 14 до 16 лет содеянное может быть квалифицировано (в зависимости от наступивших последствий) Только по соответствующим нормам о преступлениях против здоровья личности.

Квалифицированный вид этот преступления (ч. 2 ст. 318 УК РФ) фактическое применение к представителю власти насилия, опасного для жизни и здоровья.

Однако, в судебной практике имеется указание на то, что при принуждении лица по ч. 2 ст. 318 YIC РФ в случае умышленного причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ не требуется, поскольку под насилием, указанным в ч. 2 ст. 318 УК РФ, понимается причинение вреда здоровью любой тяжести, в том числе и тяжкого .

Исходя из формально-логического понимания этого признака при совершении разбоя (ч. 1 и п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ), максимальный объем такого насилия может быть выражен в умьшитенном причинении вреда здоровью средней тяжести. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью требует, на наш взгляд, дополнительной квалификации со ст. 111 УК РФ.

Объективную сторону оскорбления представителя власти (ст. 319УК РФ ) образует публично совершенное унижение чести и достоинства представителя власти, выраженное в неприличной форме и совершенное при исполнении ими должностных обязанностей либо в связи с исполнением последних. Следовательно, дополнительным объектом этот преступления является честь и достоинство потерпевшего.

Публичность оскорбления означает наличие при совершении этого преступления любого третьего лица (лиц).

Субъективная сторона — прямой умысел. Необходимо установить субъективную связь оскорбительных действий с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей: то есть подлежат установлению либо мотив мести за такую деятельность представителя власти, либо цель воспрепятствования за такую деятельность.

Дополнительным объектом разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролируемого органа (ч. 1 ст. 320 УК РФ) являются интересы охраны тайны безопасности указанных лиц в целях обеспечения их жизни и здоровья.

Содержание этой тайны составляют меры безопасности, применяемые в отношении должностного лица правоохранительного и контролирующего органа, а равно в отношении их близких (ст. 5 ФЗ РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 относит к этой тайне, в частности, сведения о личной охране, охране жилища и имущества указанных лиц; о временном их помещении в безопасное место; о переселении на другое место жительства; о замене документов, изменении внешности).

Перечень должностных лиц, в отношении которых применяются меры безопасности, определен в Инструкции о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, утвержденной приказом МВД России № 483 от 20 декабря 1995 г.

Объективную сторону этого преступления образует деяние в виде разглашения данной тайны, совершенное в любой форме в связи с осуществлением законной деятельности названных должностных лиц. Преступление окончено с момента восприятия этих сведений хотя бы одним посторонним лицом.

В отличие от преступления, предусмотренного в ст. 311 УК РФ, субъект в данной норме — общий.

Субъективная сторона — прямой умысел, включающий обязательную цель действий виновного — стремление воспрепятствовать служебной деятельности потерпевшего.

Квалифицированный вид этого преступления (ч. 2 ст. 320 УК РФ) имеет место при наступлении тяжких последствий, например, убийства должностного лица лицом, которому стали известны названные сведения.

Потерпевшими от дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в соответствии с ч. 1 ст. 321 УК РФ являются следующие категории лиц:

1. Осужденные к лишению свободы либо аресту, а также лица, находящиеся в предварительном заключении, — при этом, в отличие от ранее действовавшего закона, вовсе не обязательно, чтоб такой осужденный «встал на путь исправления».

2. Сотрудники места лишения свободы или места содержания под стражей, а также их субъективно близкие лица (также не обязательно, чтобы ими были родственники или супруг).

В соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. , к таким сотрудникам относятся:

— сотрудники мест лишения свободы и следственных изоляторов, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы;

— рабочие и служащие, на вольнонаемной основе осуществляющие общеобразовательное и техническое обучение, медицинское обслуживание и прочие виды работ в местах лишения свободы и следственных изоляторах — на эту категорию сотрудников места лишения свободы также специально указал п. 2 Постановления пленума Верховного Суда СССР № 10 от 21 июня 1985 г. «О судебной практике по делам об уголовной ответственности за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовым учреждений».

Объективная сторона этого преступления выражается в действии — любой угрозе в отношении указанных лиц (убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества и пр.) либо применении к ним насилия, не опасного для жизни и здоровья.

Следовательно, максимально допустимым последствием реально причиненного вреда здоровью в ч. 1, 2 ст. 321 является нанесение указанным лицам побоев.

По смыслу статьи субъект — общий, хотя чаще всего это преступление совершается лицами, отбывающими лишение свободы либо содержащимися под стражей.

Особенность субъективной стороны состоит в том, что если деяние осуществляется в отношении осужденного (ч. 1 ст. 321 УК РФ), необходимо установить либо цель воспрепятствования исправлению такого осужденного, либо мотив мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Следовательно, субъективно связь высказанной угрозы или примененного насилия с деятельностью потерпевших может состоять в цели виновного воспрепятствовать такой законной деятельности либо в мотиве мести за нее.

Квалифицированный вид этих преступлений (ч. 3 ст. 321 УК РФ) — совершение дезорганизации деятельности учреждения организованной группой либо применение насилия, опасного для жизни и здоровья указанных в ч. 1 и 2 потерпевших. Понимание этого насилия аналогично таковому при совершении преступления, предусмотренного в ст. 318 УIС РФ.

Смотрите еще:

  • Ст ук рф драка 116 статья УК РФ - Побои, избиение 116 статьей УК РФ побои определяются как насильственные действия по отношению к человеку, которые доставляют ему физическую боль, но не приводят к кратковременному расстройству здоровья или стойкой утраты общей трудоспособности. […]
  • Статья уголовного кодекса рф 115 116 Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 27 января 2017 года Одобрен Советом Федерации 1 февраля […]
  • Задачи по теме налоговые правонарушения Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться. Практикум разработан в соответствии с учебной программой, его целью является закрепление теоретических знаний по основам налогового права Российской Федерации. В планы семинарских занятий включены вопросы […]
  • Статья 116 п2 а Статья 116 п. 2 на супруга написали заявление по статье 116 побои, он ударил его один раз на почве оскорбления личности, стоит ли писать встречное заявление и по какой форме? Ответы юристов (5) Если тот человек, которого Ваш муж ударил, оскорбил Вашего мужа в […]
  • Перечень тяжких преступлений по ук рф Классификация преступлений по степени тяжести (по состоянию 2017 год) Для облегчения определения привожу все статьи УК, уже разбитые по тяжести, остается только найти интересующую. Таблица приведена в соответствии с УК РФ на 2017 год. Статья 15 Уголовного Кодекса […]
  • Гараж в гск по наследству Предмет наследования / Наследование недвижимости ГСК в правовом вакууме Закон о потребительской кооперации не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а […]
  • Как получить участок в городе бесплатно Как бесплатно получить землю для строительства частного дома в Украине: правила в 2018 году Действующее законодательство Украины разрешает передавать землю под строительство личного жилья только в населенных пунктах. Domik.ua выяснил, как правильно действовать […]
  • Статья 42 бюджетного кодекса Статья 42 бюджетного кодекса Стаття 42. Організація виконання державного бюджету 1. Кабінет Міністрів України забезпечує виконання Державного бюджету України. Міністерство фінансів України здійснює загальну організацію та управління виконанням Державного бюджету […]