Дополнительные образовательные услуги в доу в соответствии с фгос

Содержание:

Методическая разработка на тему:
дополнительные образовательные услуги в современных условиях при переходе на ФГОС ДО

Сегодня дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.

Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Предварительный просмотр:

« Дополнительные образовательные услуги в современных условиях при переходе на ФГОС»

Выполнила зам. зав. по ВМР,

ст. воспитатель МБДОУ «Светлячок» В.Н.Чезганова

Сегодня дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.

ьным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детском саду. В последние годы деятельность дошкольных учреждений в основном была направлена на разработку и внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно — практический потенциал. Поэтому наряду с основными образовательными программами в ДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения, накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Повышается его роль в деятельности дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на следующих нормативных документах.====

образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на основе заявления. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении.

Реализация дополнительного образования недопустима за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Периодичность и продолжительность определена действующим СанПиН 2.4.1.2660-10.

Работа по дополнительному образованию проводится за рамками основной образовательной программы на бесплатной основе для воспитанников старшего дошкольного возраста в форме кружковой, студийной работы.

Работа по дополнительному образованию осуществляется на основании образовательных программ по направлениям, плана работы на учебный год, заявлений родителей, рекомендаций врача – педиатра.

Дополнительное образование в дошкольном образовательном учреждении осуществляется с учетом:

приоритетных направлений ДОУ (художественно – эстетическое, физкультурно – оздоровительное)

запросов родителей (законных представителей) воспитанников;

индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Для занятий в кружках дети отбираются педагогами с учетом следующих критериев:

Креативность (способность к творчеству)

Способности выше среднего (выдающиеся способности).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ

Непосредственно образовательная деятельность (со всей группой детей) по:

ТАНЦЕВАЛЬНОЙ РИТМИКЕ «Ритмическая мозаика» (срок реализации – 4 года)

ЛОГОРИТМИКЕ «Логоритмическая мозаика» (срок реализации – 2 года)

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Юный эколог» (срок реализации – 3 года)

РИСОВАНИЮ «Цветные росточки» (срок реализации – 3 года)

Воспитатель нового поколения Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий… кто понятлив: Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется.

Методические материалы конференции ФГОС ДО.

В данной презентации представлены формы организации физкультурно-оздоровительной работы руководителя физического воспитания с детьми дошкольного возраста в условиях перехода на Федеральный государстве.

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ СРЕДЕГО ПОВОЛЖЬЯ» (в условиях перехода на ФГОС ДО).

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.

«Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода».

Сообщение и презентация помогут педагогам более конкретно разобраться в вопросах планирования работы.

Организация платных услуг в ДОУ

Программа составлена для организации работы с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Рабочая программа разработана на основе методического пособия Никитиной А.В. « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – Санкт-Петербург: КАРО, 2016.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений

искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь

ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и

красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (автор Л.Л.Куприянова)

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений (классических, как отечественных, так и зарубежных), знакомство с симфоническим оркестром.

Организация работы по оказанию дополнительных платных услуг

в дошкольном образовательном учреждении

«Знания непременно проложат нам путь к успеху, если мы знаем, какую дорогу нам выбрать».

Современные условия жизни: динамика и темп, большие нагрузки -умственные и физические, ухудшение здоровья воспитанников, возросший уровень родительских притязаний — все это вызвало необходимость организации платных образовательных услуг в нашем ДОУ.

Предоставляемые дополнительные платные услуги в МАДОУ это наиболее полное удовлетворение потребностей населения в оздоровительном и всестороннем образовании детей, развитии их индивидуальных способностей и интересов, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, а также привлечение средств из дополнительных источников финансирования на развитие материальной базы и повышение заработной платы сотрудников. Это дает возможность укрепить материально — техническую базу образовательных учреждений, сохранить квалифицированные кадры, стимулировать сотрудников в зависимости от личного вклада каждого, поддержать престиж дошкольного воспитания, привлечь к работе с детьми высококвалифицированных специалистов здравоохранения, науки, культуры для максимального удовлетворения запросов семей.

Решающее значение имеют взаимоотношения администрации с коллективом, понимание всеми сотрудниками необходимости оказания платных услуг в системе современного образования и личной ответственности каждого. Не менее значима организация системы повышения квалификации работников внутри самого учреждения с привлечением опытных теоретиков и практиков.

Почему на фоне различных проблем, с которыми в настоящее время постоянно сталкиваются дошкольные учреждения, был выбран именно аспект управления и организации деятельности?

В условиях экономической свободы только новая, разумная организация собственной деятельности может помочь коллективу ДОУ пересмотреть и по-хозяйски оценить свои финансовые возможности, выбрать основные направления развития и спектр дополнительных услуг, рационально использовать кадровый потенциал. А это в конечном итоге будет на деле способствовать реализации личностно- ориентированных форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, поиску нетрадиционных путей взаимодействия с семьей.

В связи с сокращением контингента детей, пользующихся услугами общественных дошкольных образовательных учреждений, с появлением дополнительных платных услуг, повышением требований, которые родители предъявляют дошкольному учреждению, с предоставлением прав выбора детского сада, учреждения должны привлекать родителей, заинтересовывать их, изучать их потребности и спрос. Поэтому перед нашим учреждением встали задачи проведения маркетинга оказываемых услуг и их рекламы

Для того, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а,

следовательно, учитывал запросы родителей, мы выстроили стратегию

развития ДОУ так, чтобы быть современным, востребованным,

авторитетным, открытым образовательным пространством.

С этой целью была создана инициативная группа .

Системная модель работы инициативной группы

Цель: совершенствовать стратегию развития ДОУ на перспективу, вести поиск союзников в социальном окружении, завоевать авторитет родителей, совершенствовать имидж ДОУ, повышая его рейтинг.

— повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих в режиме
развития;

-продолжать сотрудничество с общественными, научными, культурными

-разработать систему мероприятий (аналитической режимной деятельности)

по изучению потребностей (спроса) родителей, ребенка, общества.

Анализ запросов ребенка, семьи.

Открытость ДОУ социально — образовательной инфраструктуре города.

Направления работы инициативной группы:

— изучение потребностей родителей, детей, общества;

— ознакомление направленностью деятельности других ДОУ города;

— определение стратегии развития учреждения на основании маркетингового
исследования;

— исследование потребительского рынка.

Методы аналитической деятельности: анкетирование, тестирование, опрос общественного мнения, индивидуальные интервью (проводится в д/с во время ожидания ребенка), групповое интервью (организуется с группой родителей и требует определенной подготовки), интервью по телефону ( метод случайного выбора).

Информация внутри детского сада стала собираться тогда, когда был выявлен потенциальный круг клиентов из числа родителей (анкетирование) После этого мы определяли, готовы ли педагоги детского сада к участию в инновационной деятельности по предоставлению дополнительных образовательных услуг (анкетирование).

— распространение опыта работы дошкольного учреждения

— организация методических городских семинаров;

Результат работы инициативной группы детского сада:

Создана инициативная группа детского сада по организации платных дополнительных образовательных услуг; оценены перспективы работы учреждения в данном направлении; намечены пути для реализации задач; создан банк информации о ДОУ.

Одним из главных компонентов работы инициативной группы является паблик рилейшнз (связи с общественностью).

Группы общественности, с которыми работает образовательное учреждение, представляют собой:

-внутреннюю общественность — дети, посещающие детский сад; педагоги, специалисты, сотрудники, руководитель ДОУ;

-внутренне-внешнюю общественность — родители детей, учредители, спонсоры;

-внешнюю общественность — будущие матери, семьи, не пользующиеся услугами ДОУ; конкуренты, органы муниципальной власти

Цель и задачи работы ДОУ по организации дополнительных платных услуг

Цель : создать систему дополнительных платных услуг в ДОУ для обеспечения вариативности образования.

1 .Удовлетворить родительский спрос на дополнительные платные услуги.

2. Сформировать ресурсное обеспечение; реализовать новые подходы к
созданию развивающей среды.

3. Определить строго дозированной нагрузки на детей; создать
безопасные и комфортные условия для проведения платных
услуг.

4. Создать правовую базу и сформировать экономический механизм развития платных услуг.

5. расширить возможности финансирования
учреждения за счет привлечения денежных средств из незапрещенных
источников.

5.Разработать содержание, совершенствование программ дополнительных платных услуг для превышения стандарта образования.

6. Привлечь финансовые средства для улучшения материальной базы ДОУ.

7. Удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам.

8. Развивать маркетинговую службу и информационно — рекламное
обеспечение платных услуг.

Принципы, формы и методы организации работы

Принципы организации работы:

В настоящее время, особенно за последние 10 лет, объем научной информации в области педагогики быстро возрастает. Обновляется и расширяется содержание знаний. Отмирают одни, преобразуются другие, возникают новые. При работе с литературой, документами, периодикой оценивалось новое, анализировали, сравнивали, чтобы отобрать главное, использовать полученные знания в практической деятельности.

Систематичность обеспечивается деятельностью, выстроенной в определенной последовательности. На каждом этапе работы проводился анализ, вносились коррективы, изменения, что служило фундаментом для следующего этапа, стимулом продвижения к намеченной цели.

Опираясь на достигнутые результаты, осуществляется развитие. Удачное и ценное в подборе методов, приемов, форм работы бралось на вооружение и служило дальнейшему развитию.

¦ Принцип сознательности и активности.

Это один из ведущих принципов, его реализация приводит к успеху, к достижению главной цели. От сознательности, активности, познавательной самостоятельности как руководителя ДОУ, так и каждого члена зависело достижение главной цели. Те результаты, которые определились на заключительном этапе, послужили показателем этого.

Наиболее широкое применение прослеживалось при решении задачи развития информационно-рекламного обеспечения платных услуг: проведение дней открытых дверей для социума, реклама оказываемых услуг

¦ Занятия и мероприятия по предоставлению платных услуг.

¦ Беседы с родителями и педагогами (индивидуальные и групповые).

¦ Консультации для педагогов, осуществляющих платные услуги.

¦ Дни открытых дверей с показом.

Методы и приемы:

¦ Словесные (беседы с родителями и членами коллектива; рассказ о
работе — на встречах с жителями микрорайона, с коллегами из другие
садов).

¦ Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов).

¦ Практические (показ предоставляемых услуг)

1. Нормативно-правовое:
Законодательная база: Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Закон «Об образовании»; Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»; Закон «О защите прав потребителей»; Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;

Нормативная база: У став ДОУ ; Локальные акты.

информация из Интернета, знакомство с опытом педагогов других детских садов разных городов России и других стран.

организованная среда для осуществления платных услуг

Установленная плата родителей за услугу, спонсорская помощь .

Данилина Т.А. Организация оказания дополнительных платных услуг в государственном образовательном учреждении. М., «Аркт u », 2002 г.

Казакова И.И. — Привлечение внебюджетных средств в ДОУ. М, «Сфера», 2006 г. Маханева М. Д., Князева О. Л. — « Перспективная модель организации деятельности ДОУ». М, «Сфера»,2004 г.

Журнал «Управление ФОУ»№ 1, 2002г

Журнал «Управление Ф0У»№3, 2005 г.

Для осуществления платных дополнительных услуг привлечены следующие специалисты:

¦ Инструктор по физическому воспитанию

Технология внедрения новшества

Оказание платных дополнительных услуг регулируется законами РФ и инструктивно — директивными материалами вышестоящих организации. Мы внимательно изучили законодательную базу. Знание законодательной базы позволило избежать ошибок и неприятностей, связанных с нарушением финансовой дисциплины (перечень основных нормативных документов прилагается).

Для организации платных образовательных услуг были выполнены соответствующие условия.

1 .Изучен в Устав ДОУ — пункт о платных дополнительных услугах

2.На собрании трудового коллектива принято решение об оказании платных услуг.

З.На родительском собрании родители познакомлены с документацией и перечнем документов по организации платных услуг.

4.Разработано Положение об организации дополнительных платных услуг в ДОУ.

5.Созданы условия в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, требованиями техники безопасности.

Были разработаны определенные алгоритмы деятельности по организации работы:

Алгоритм оказания платных дополнительных услуг

1. Подача письменных заявлений родителями.

2. Заключение договора с родителями.

3. Заключение трудового договора со специалистом.

4. Оплата услуги родителями.

Алгоритм оформления документации по платным услугам

1.Утверждены служебные инструкции. 2.Утверждены тематические планы, программы.

3. Утвержден график предоставления платных услуг.

4. Составлена смета доходов и расходов, на основании которой установлены размеры платы за услуги.

5. Утверждено штатное расписание.

6. Оформлены трудовые отношения с работниками.

Таким образом, на каждую дополнительную услугу составлены:

-договор с родителем,

где родителям гарантирована защита их прав на надлежащую информацию

об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее количество услуг, на

соответствие условий договора требованиям законодательства на

восстановление нарушенных прав.

— договор с исполнителем,

— утверждено перспективное планирование,

— специализированные материалы для каждого вида услуг .

А также документация ответственного лица, которая оформляется приказом и получает соответственную оплату за реализацию услуг и оформляющего их.

— книга учета договоров,

— табеля учета рабочего времени.

Деятельность ДОУ не является предпринимательской. На оказание каждой платной услуги составляется смета расходов. Смета разрабатывается ответственным лицом и утверждается заведующей. Оплата производится по прейскуранту в банк, по квитанциям и поступает на счет в бухгалтерию. Полученные средства зачисляются на расчетный счет ДОУ . Передача денег лицам, непосредственно оказывающим дополнительные платные услуги, или другим лицам запрещена.

ДОУ расходует свои средства в соответствии со сметой расходов на развитие и совершенствование этих же платных услуг, развитие материальной базы, зарплату сотрудникам, ведущим эти услуги. С человека, ведущего услугу, взимается подоходный налог-13%, кроме того, в
соответствии с законодательством, ЕСН на заработную плату составляет 35, 8%. При отсутствии специалиста, оказывающего услугу, пропущенные занятия производятся в другое время или производится перерасчет оплаты в следующем месяце.

ДОУ указывает широкий спектр платных дополнительных услуг, и опыт работы показал необходимость гибкого использования методик и разработок. Все программы, используемые в работе, не противоречат требованиям основной программы ,по которой работает ДОУ, и ориентированы на индивидуальное развитие ребенка. Кроме того, в процессе работы возникла необходимость взаимодействия всех служб детского сада, а также разграничены функции каждой службы: медицинской, методической.

Работа детского сада по приоритетным направлениям: охрана и укрепление здоровья воспитанников и к оррекция нарушений речи детей нашла отражение и в организации дополнительных платных услуг, которые являются сверхстандартными. Это по первому направлению:

¦ корригирующая гимнастика , для детей с нарушением осанки и плоскостопия ( занятия в физкультурном зале)

¦ по второму направлению:

логопедические занятия (с детьми, не посещающими логопедичские группы).
Кроме этого нами организованы такие платные услуги:

¦ Обучение работе с красками и изобразительными материалами в нетрадиционной форме ;

¦ обучение основам ритмики и хореографии;

Социальная значимость и результаты введения дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ .

Нужно отметить, что постепенно услуги начинают пользоваться спросом у родителей и успехом у детей: дети очень любят занятия е в физкультурном зале , рисовать. И совсем не страшно, что подчас мотивация ребенка неустойчива и его интересы часто меняются. В конечном итоге каждый находит занятие по душе и делает свой личный выбор. Значительно важнее, что создание условий, которые позволяют сделать собственный выбор, способствует социально-личностному развитию детей. Родители понимают важность укрепления здоровья, необходимость правильной речи (даже будучи школьниками, приходят дети), соответственно заказывают и услуги.

Мы считаем, что сумеем адаптироваться к современным условиям, так как воспользовались правом на свободу выбора, что под силу далеко не каждому коллективу.

У наших педагогов не утрачен творческий потенциал, стремление к самостоятельному поиску новых форм и методов работы. Наши авторские находки имеют одно бесспорное преимущество: они не только реально используются на практике, но и доказали свою результативность.

В детском саду создана система дополнительных платных услуг, которая работает и развивается. Актуальность выбранной темы подтвердилась на практике:

· Платные услуги востребованы родителями и детьми.

· Все заявки родителей на услуги выполнены.

· Дети посещают занятия с большим желанием.

· Разработан пакет документов для организации платных услуг.

· Продуман режим, дозирована нагрузка на детей, созданы безопасные
и комфортные условия для проведения работы.

· Идет совершенствование перспективных планов, программ,
разработка и использование новых методов и приемов.

· Начал создаваться механизм прогнозирования потребностей в
дополнительных услугах.

  • Сделаны первые позитивные шаги на пути развития маркетинга Организация и предоставление дополнительных платных услуг может быть использована как дополнительный источник
    финансирования ДОУ.
  • Одобрен коллегами накопленный и предоставленный опыт.
    Анализ проделанной работы определил перспективы развития описываемой деятельности:

¦ продолжать работу по созданию механизма прогнозирования потребностей в дополнительных платных услугах как родителей
детского сада, так и социума.

¦ расширять спектр дополнительных платных услуг, создавать и
расширять для этого материально- техническую базу,
совершенствовать развивающую среду.

¦ отрабатывать формы контроля за качеством предоставляемых платных услуг.

¦ совершенствовать мониторинговую деятельность по каждому виду
предоставляемых платных услуг.

¦ продолжать обеспечивать платные услуги рекламой.

Занимаясь работой по оказанию дополнительных платных услуг, можно отметить социальную значимость проекта, практическую значимость; и главное, что в детском саду создана ситуация успеха образовательного учреждения в обществе, когда масштабное дело зарабатывает и приносит не только материальную прибыль, но и повышение имиджа дошкольного учреждения.

Вследствие усиления конкуренции в сфере образования, необходимости самостоятельного продвижения образовательных услуг, определении стратегии развития приоритетов в новых условиях, наша деятельность, направленная на организацию работы по организации платных услуг не только не стоит на месте, а развивается, с учетом современных реалий.

Нами разработан план для дальнейшего планирования, совершенствования и развития сферы платных услуг в нашем дошкольном образовательном учреждении, который направлен на реализацию тех услуг, которые бы развивали детское творчество, давали детям свободу выражения себя; а также услуги, направленные на развитие их интеллекта, мышления и познавательных способностей.

Статья по теме:
Дополнительные образовательные услуги МКДОУ «Детский сад «Солнышко» города Сухинич Калужской области

Наш детский сад предоставляет бесплатные дополнительные образовательные услуги для детей среднего, старшего дошкольного возраста, в виде кружков. Ознакомиться с перечнем прдоставляемых услуг Вы сможете здесь.

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

МКДОУ «Детский сад «Солнышко» города Сухиничи работает по образовательной программе, разработанной на основе комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Каждый раздел данной программы включает в себя как обязательную часть, так и вариативную (часть, формируемую участниками образовательного процесса в зависимости от условий МКДОУ «Детский сад «Солнышко»). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приоритетным осуществлением деятельности в МКДОУ «Детский сад «Солнышко» является художественно-эстетическое развитие детей. В связи с этим, вариативная часть программы в основном представлена работой в этом направлении.

Содержание программы включает совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Цель программы по художественно-эстетическому воспитанию : создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающую эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Все цели и задачи реализуются в ходе образовательной деятельности, совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей. Вариативная часть образовательной программы реализуется в основном в ходе кружковой работы.

Воспитанники нашего ДОУ могут получать бесплатные дополнительные образовательные услуги (соответствующие ФГОС ДО и образовательной программе МКДОУ) по выбору детей и их родителей на следующих кружках:

Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»

Основная цель работы педагогического коллектива ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Кружковая работа по хореографии «Очаровашки»

Программа хореографической группы «Очаровшки» разработана на основе парциальной программы С.Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика».

В основе программы — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 5 до 7 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Цель программы — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Программа реализуется на занятиях кружка по хореографии с детьми 5-7 лет.

Срок реализации программы 1 год:

Занятия проводятся 1 раз в неделю: с детьми 5-7 летнего возраста – 25-30 минут.

Кружковая работа изостудии «Цветик-семицветик»

Программа изостудии «Цветик-семицветик» разработана на основе парциальной программы Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей.

Цель программы: формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования, развитие художественных способностей путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.

Программа реализуется на занятиях кружка по изобразительной деятельности с детьми 4-7 лет.

Срок реализации программы 3 года:

1 –ый год обучения – средняя группа (дети 4-5 лет)

2 — ой год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)

3-ий год обучения подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

— в средней группе – 15-20 минут;

— в старшей группе – 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Программа направленна на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и другое.

Кружковая работа по декоративно-прикладному искусству

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству « Волшебный завиток » разработана на основе парциальной программы И. Лыковой «Цветные ладошки».

Цель программы — формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Программа реализуется на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству с детьми 4-7 лет.

Срок реализации программы 3 года:

1 –ый год обучения – средняя группа (дети 4-5 лет)

2 — ой год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)

3 –ий год обучения — подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

— в средней группе – 15-20 минут;

— в старшей группе – 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Кружковая работа по ручному труду

Программа кружка по ручному труду « Умелые ручки » разработана на основе парциальной программы С. И. Гудилиной «Чудеса своими руками».

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и так далее) и направлена на овладение дошкольников необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для детского сада и дома.

Цель программы — овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искуственным материалами, техниками «пластилинография» и «оригами» для самостоятельного и творческого создания композиций.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста

Программа реализуется на занятиях кружка по ручному труду с детьми 4-7 лет.

Срок реализации программы 3 года:

1 –ый год обучения – средняя группа (дети 4-5 лет)

2 — ой год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)

3 –ий год обучения — подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

— в средней группе – 15-20 минут;

— в старшей группе – 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Кружковая работа по театрализованной деятельности

Программа кружка по театрализованной деятельности «Юные актеры» разработана на основе парциальной программы М.Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Основной целью программы является развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Срок реализации программы 3 года:

1 –ый год обучения – средняя группа (дети 4-5 лет)

2 — ой год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)

3 –ий год обучения — подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

— в средней группе – 15-20 минут;

— в старшей группе – 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Образовательная область «Физическое развитие»

Для более успешного решения задач по сохранению и укреплению физического здоровья и эмоционального комфорта дошкольников, в группах с 5-7 лет расширяется образовательная область «Физическое развитие» с помощью следующих программ:

  • Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»;
  • Авторская разработка Пашининой Ю.Е. «Волшебные ступеньки».

Кружковая работа по степ-аэробике

Программа по степ — аэробике составлена на основе авторской разработки Пашининой Ю.Е. «Волшебные ступеньки» города Новомосковска. Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Цель программы: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма.

Занятия по программе проводятся 1 раза в неделю по 25-30 минут в старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группе.

Форма проведения занятий – групповая.

Число участников – 20 детей.

Срок реализации программы 2 года.

Кружковая работа по ритмической гимнастике

Программа по ритмической гимнастике разработана на основе парциальной программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 4 до 7 лет.

Цель программы: развитие и совершенствование двигательных навыков и умений у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Срок реализации программы 3 года:

1 –ый год обучения – средняя группа (дети 4-5 лет)

2 — ой год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)

3 –ий год обучения — подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

— в средней группе – 15-20 минут;

— в старшей группе – 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» большое внимание уделяется разделу «Формирование основ безопасности»

Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правила безопасного поведения в жизни, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Кружковая работа по правилам дорожного движения

Программа кружка «Дорожная азбука» разработана на основе парциальной программы Т.И. Даниловой «Светофор».

Цель программы — формирование навыков безопасного движения.

Срок реализации программы 3 года:

1 – ый год обучения – средняя группа (дети 4-5 лет)

2 — ой год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)

3 –ий год обучения — подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

— в средней группе – 15-20 минут;

— в старшей группе – 20-25 минут;

— в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 9778 раз

Библиографическое описание:

Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/284/ (дата обращения: 05.11.2018).

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но и его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в тенденциях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способностей к активной социальной адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Проблемы дополнительного образования детей рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др.

В ходе анализа литературы были рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги. [1]

Разделяя точку зрения С.А. Езоповой, в нашем исследовании под услугой мы понимаем любое мероприятие или выгоду, которую одна сторона может предложить другой и которая, в основном, не осязаема и не приводит к овладению чем-либо. [2, с. 198]

Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. В.П. Щетинин под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства» [8, с. 15].

В проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под образовательными услугами подразумеваются услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением. [6]

Определенный интерес, в рамках нашего исследования, представляет монография В.Н. Кошаревой, в которой автор анализирует разные теоретические подходы к изучению сущности понятия «образовательная услуга». В нашем исследовании мы будем понимать под образовательной услугой комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей. [4, с. 11]

Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Опираясь на этимологию понятия «дополнительный» и сущность понятия «образовательная услуга» мы сформулировали рабочее определение понятия «дополнительная образовательная услуга».

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образо­вательные услуги интегрируются с реализу­емой детским садом основной образовательной програм­мой для расширения содержания базово­го компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Особенностью современного рынка образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных ус­луг. Однако рассмотрение данного варианта как пути решения экономических проблем детского сада не правомочно, поскольку более 30 % детей РФ не посещают ДОУ по той причине, что их родите­ли не имеют возможности оплачивать услуги. [2]

В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Но, тем не менее, нормативная база организа­ции дополнительного образова­ния в дошкольных учреждениях в виде платных дополнительных образовательных услуг, недостаточно разработана. В постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об ут­верждении Правил оказания платных образовательных услуг» предложен следующий их пере­чень: обучение по дополнитель­ным образовательным програм­мам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; ре­петиторство; занятия по углуб­ленному изучению предметов. [7, с. 69]

Уточнив сущность, виды дополнительных образовательных услуг дошкольного учреждения, рассмотрим особенности их организации в детском саду на современном этапе. Организация данных услуг в ДОУ — неотъемлемый компо­нент выполнения социального заказа общества, а также ре­зультат последовательного ре­шения федеральных и региональных задач в области обра­зования. [3, с. 20]

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и других направленностей.

Учитывая интересы дошколь­ников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает сле­дующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализо­ванной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструмен­тах); физическое воспитание и раз­витие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные раз­вивающие игры, заниматель­ная математика, физика для малышей, экономи­ка, иностранный язык, инфор­матика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа пла­нируется по тематическим раз­делам основной программы. Та­ким образом, закрепляют и рас­ширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельно­сти, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образова­тельную деятельность, не позво­ляют проводить большее коли­чество занятий, чем это предус­мотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А.В.Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Реализация дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждени­ях осуществляется на протяже­нии нескольких лет. Некоторые из них не оста­навливаются на достигнутом, а задумываются над тем, как и где их воспитанники будут продолжать образование.

В условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях ребенок, как правило, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении взрослых (педагогов, психологов, медиков), знакомых и близких ему людей, что по­вышает степень его адаптивных процессов и уровень интегра­ции в социум. [5, с. 6]

Таким образом, в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных образовательных услуг в условиях современных дошкольных учреждений.

Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

Интеграция общего и дополнительного образования : Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.

Кошкарева Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации: монография / Н.В. Кошкарева. – Красноярск: Изд-во Сиб. гос. технолог. ун-та, 2006. – 120 с.) стр. 11.

Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 96 с.

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» http://mon.gov.ru/dok/proj/6649

Терещук М.Н.Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5—7 лет / Журнал «Воспитатель ДОУ» 2010 г., № 8, стр. 69.

Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. – 1997. -№3.

Похожие статьи

Организация дополнительного образования в условиях.

дополнительное образование, услуга, детский сад, образовательная услуга, дополнительная образовательная услуга, дополнительное образование детей, цель удовлетворения, программа.

Совершенствование системы управления дополнительными.

дополнительное образование, услуга, детский сад, образовательная услуга, дополнительная образовательная услуга, дополнительное образование детей, цель удовлетворения, программа.

Интеграция дополнительного образования детей.

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Автор: Бражук Светлана Викторовна.

Управление образовательным учреждением в условиях.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность.

Программа дополнительного образования «Робототехника. »

Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду». Автор: Ташкинова Любовь Вячеславовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного.

Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного.

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой.

В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ.

Разработка и реализация образовательной услуги

В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости образовательных учреждений разрабатывать и предоставлять образовательные услуги.

Организация социального партнерства дошкольной организации.

Обновление дополнительных образовательных программ.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, творческая группа, образовательный процесс, социокультурное образование детей, творческая группа.

Смотрите еще:

  • Купить недорогой земельный участок у моря Участки недорого Срочно куплю участок от хозяина в Овидиопольском районе. Земельные участки, Одесская область, Овидиопольский, Большая Долина , Возле воды , Дома, дачи, недорого , Инвестиционные проекты , Недвижимость для бизнеса , Участки недорого Совершенно […]
  • Земельный участок поведники поиск земельных участков Земля в Поселке Поведники фильтр земельных участков Землю под ИЖС в Поведниках Вокруг поселка – густой лесной массив. Коммуникации: Электричество 3 фазы 15квт, готов проект газификации. Вся инфраструктура в пешей доступности: магазины, аптека, […]
  • Потомки есенина хотят подать в суд на безрукова Потомки Есенина в ужасе от "шедевра" Безрукова Они хотели подать в суд на авторов сериала, но, по здравом размышлении, решили не унижаться. У родного внука Есенина (от жены Зинаиды Райх) и правнучки Анны увиденное вызвало отвращение, недоумение, а порой откровенный […]
  • Как купить жилье в другом регионе за материнский капитал Можно ли продать квартиру за материнский капитал и купить в другом городе? Здравствуйте у меня такой вопрос я купила квартиру за мат-капитал могу ли я продать и купить в другом городе? Нам не подходит экология у меня дети начели задыхатся я хочу переехать в другой […]
  • Полис обязательного медицинского страхования кемерово Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области ТФОМС Кемеровской области создан на основании решения Малого Совета Кемеровского областного Совета народных депутатов от 22.06.1993 № 163 «О создании территориального фонда обязательного […]
  • Мировой суд азнакаевского района Мировой суд азнакаевского района 17.08.1964 года рождения, уроженец с. Суюндук Азнакаевского района РТ. Образование . В 1991 году окончил Дагестанский государственный университет г. Махачкалы. Трудовая деятельность. После окончания обучения служил в системе МВД РТ. […]
  • Ст 158 пункт а Статья 158, часть 2, пункт а Группа лиц, несудимые, работа со следствием, ими было совершена кража. Какое максимальное наказание ? Ответы юристов (3) Вам нужно работать с адвокатом. Возможно несколько вариантов развития дела. Нужно больше информации об уголовном […]
  • Список видов медицинской деятельности Приложение N 1. Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию и аккредитации на территории Воронежской области Переченьвидов медицинской деятельности, подлежащих лицензированиюи аккредитации на территории Воронежской области(утв. постановлением […]