Дороновой тН защита прав и достоинства маленького ребенка

Доронова Т.Н.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Профессор кафедры дошкольной практической педагогики и психологии МГППУ, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ.

Научный руководитель авторских коллективов программ: по воспитанию и развитию детей от 2 до 7 лет «Радуга» и программы для родителей и педагогов по формированию здоровья и развитию детей от 4 до 7 лет «Из детства в отрочество».

Cовместно со Стеркиной Р.Б. является руководителем всероссийского эксперимента по развитию новых целесообразных форм дошкольного образования. В рамках этого эксперимента разрабатывала пути и средства управления этими новыми формами и моделями в образовательном учреждении.

В рамках международного сотрудничества ЮНИСЭФ разработала пособие «Защита прав и достоинства маленького ребенка». Этот курс она читает студентам МГППУ в рамках специализации кафедры «Дошкольная педагогика и психология».

Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье «

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни.

Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявить группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Педагоги должны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей.

Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.

Задачи:

  • довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
  • пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
  • оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Подготовка к собранию:

1. Выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Устав ДОУ», «Декларация прав ребенка»
2. Оформление наглядно-агитационного стенда «Шпаргалки для родителей» (см. Приложение 1)
3. Выпуск фотогазет: «Право на….» («Право на игру». «Право на образование», «Право на жизнь»)
4. Выставка рисунков «Моя семья»

План собрания:

  1. Ознакомление с планом собрания.(Отв.заведующая).
  2. Доклад «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье»
    • Право на защиту его от всех форм жестокого обращения,
    • Право на жизнь и охрану здоровья,
    • Право на образование,
    • Право на игру,
    • Право на сохранение своей индивидуальности
  3. Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах
  4. О встрече на память (Памятка «Защита прав и достоинства в семье»)
  5. Решение собрания.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Педагог: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Выступление детей:

1. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают —

2. Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3. Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых.
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4. Папа, мама, ты и я —
Называемся «семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения, Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку.

По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением» к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком. Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение и т.д.), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, медицинская помощь и т.д.).

По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, «под жестоким обращением» и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, ме­шающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.
Из этих определений видно, что «жестокое обращение» включает действия, которые взрослые совершают по отношению к ребенку, и вред, который эти действия наносят ему.
По мнению профессора М.Р. Рокицкого, под безответственным отношением к детям понимается умышленное или по причине халатности создание условий, представляющих реальную опасность для ребенка: тяжелые телесные повреждения, вплоть до смертельных.
В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.
Одна из основных — приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина — высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, при­водить примеры, наказал — и, по мнению взрослого, проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина — незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие в отношении ребенка чаще встречается в неблагополучных семьях, где является частью семейных отношений, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена социальных партнеров у матери в неполных семьях; в дисфункциональных семьях, где на старших детей перекладываются обязанности взрослых по отношению к младшим.
Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
В «Комментариях к Закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся: угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание.
Физическое насилие — преднамерен­ное нанесение ребенку физических повреждений или травм, в результате чего у ребенка возникает нарушение физического или психического здоровья и развития. Однако часто физическое нака­зание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим, жестокость по отношению к животным.
Один из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.
Эмоциональное насилие – это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, имеют отклонения в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы, отсутствие должного внимания и заботы, любви. Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родите­ли целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Хочется предложить правила для взрослых.(см. Приложение 2)

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Обобщая сказанное можно сделать вывод, что нарушением прав ребенка можно считать:

  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».
Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства — критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время,круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (высказывания родителей)
Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры.
Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют разви­тию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использо­вать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».
Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса, позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.
Награждение родителей за участие в конкурсе
Чтение стихотворения «Для вас, родители!» (см. Приложение 3)

Таким образом, защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: как родителей, так и педагогов. (см. Приложение 4)

Решение общего родительского собрания

1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.
2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

Используемая литература:

  1. Гинзбург Ф., Гинзбург Я., Ложкина О. «Фанта» – страна фантазии.– Йошкар-Ола, 1998.
  2. Доронова Т. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье// Дошкольное воспитание. 2001. № 8; 12.
  3. Доронова Т. Право и образование// Дошкольное воспитание. 2001, № 10.
  4. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко – М.: Л ИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
  5. Искусство быть родителями: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост. Т.И. Софронова, Г. В. Васеева, Л.И.Кошкина; – под ред. канд. пед. наук, доц. Т.И.Софроновой. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004. – 44 с.
  6. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с. — (Библиотека руководителя ДОУ).
  7. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1986.
  8. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  9. Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. – М.: Педагогическое общество России, 2007.– 96 с.
  10. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007, 176 с.

Консультация «Защита прав и достоинства маленького ребенка: усилия семьи и детского сада»

Юлия Крысенок
Консультация «Защита прав и достоинства маленького ребенка: усилия семьи и детского сада»

«Стоит ли дошкольников знакомить с их правами— такой вопрос мы задали родителям воспитанников нашего детского сада.

«Без сомнений, да!- услышали в ответ. — Дети должны знать свои права, быть юридически грамотными гражданами».

А знакомы ли родители с правами своих детей? Результаты тестирования родителей дошкольников с целью выявления уровня знаний о правах детей показали, что большинство (80%) родителей не могут назвать права ребёнка, применяют физическое наказание- 95%, используют в общении с ребёнком нецензурные выражения- 24%, авторитарный стиль общения присутствует в 91% семей.

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов.

Воспитание гармонично развитой личности- задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых- научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему.

Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребёнка

Семья ответственна за ребёнка, за соблюдение его прав. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ.

Так коллектив ДОУ столкнулся с необходимостью провести серьёзную работу по правовому образованию как детей, так и их родителей.

На первом этапе работы был создан координационный совет, в состав которого вошли родители из каждой возрастной группы (подбирались наиболее заинтересованные, а так же специалисты, имеющие юридическое образование). Из педагогического коллектива в совет вошли воспитатели, интересующиеся данной проблемой, которые образовали свою творческую группу, а так же специалисты детского сада: психолог, музыкальный руководитель.

Второй этап- составление советом плана работы на учебный год. Решили провести ярмарку идей «Как сделать родителей соучастниками и партнёрами детей». В первую очередь, намечая какие- то мероприятия, шли от интересов родителей. Предложили родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции». Выяснили, что родители прежде всего хотели бы получить теоретические знания об этом правовом документе с привлечением специалистов, затем родителей заинтересовали такие формы работы, где бы непосредственными и активными участниками были они сами и их дети. Поэтому в план работы включены такие мероприятия, как диспут, круглый стол, конференция.

Третий этап- работа по плану.

На четвёртом этапе изучались результаты деятельности за год.

План работы по охране прав детства.

• Заключение договоров с родителями воспитанников (по мере поступления детей).

• Проведение цикла бесед, диспутов, занятий, досугов для детей и взрослых по теме «В гостях у Конвенции» (в течение учебного года).

• Создание банка семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ.

• Оформление наглядно- информационного стенда «Ребёнок и его права»; пополнение его материалами.

• Круглый стол по теме «Что мы знаем о правах ребёнка.

• Проведение консультаций по запросу родителей.

• Анализ воспитательно- образовательного процесса ДОУ, стиля общения педагогов с детьми.

• Мини- конференция «Анализ деятельности комиссии по охране прав детства».

• Выпуски стенгазет, рукописного журнала.

• Родительские собрания «Повышение правовой культуры родителей».

• Дни открытых дверей «Фестиваль сказок».

• Кружковая работа по развитию индивидуальных способностей дошкольников.

• Выставка совместных творческих работ родителей и детей старшего дошкольного возраста «Наши права».

• Анкетирование «Конвенция- ребёнок- родитель».

Выстраивая план практической работы с родителями, мы исходили из принципа постепенного включения родителей. Так, в процессе теоретического изучения Конвенции, были приглашены родители, юристы по образованию, которые профессионально разъясняли статьи Конвенции. Кроме того, широко использовались папки- передвижки, наглядная агитация, листовки. Информацию о правах ребенка отразили и в родительском договоре, который заключается с каждым родителем при поступлении ребенка в детский сад.

По мере освоения родителями Конвенции они принимают непосредственное участие в ее обсуждении. Так например, в диспуте «Защитим наших детей от…» родители высказывали своё личное мнение и отношение к этому документу. Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребёнка, не перекладывая его целиком на детский сад, воспитателей, государство.

В ДОУ был создан социальный паспорт каждой семьи, определены семьи группы риска и запланирована работа с ними в форме индивидуальных бесед, консультаций, рекомендаций.

Составлены планы работы с детьми- инвалидами.

Оформлен наглядно- информационный стенд «Ребёнок и его права», в котором размещены нормативно- правовые документы по охране детства, альбом «Путешествие по Конвенции» для ознакомления родителей и детей с основными положениями документа.

Взрослые посетили родительскую гостиную «Что мы знаем о правах детей. Предварительно мы предложили им ответить на вопросы анкеты «Какой вы родитель?», написать сочинение «Мой ребёнок». Подготовили выставку творческих работ детей по ознакомлению с Конвенцией. В гостиной родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребёнка, с нормативно- правовыми документами по охране детства, обсудить сложные педагогические ситуации, поделиться опытом семейного воспитания. Родителям был предложен для ознакомления и внедрения в семейную практику материал по правовому воспитанию детей: работа со сказкой (в каждом литературном произведении можно найти правовой аспект, рисунки детей по теме.

Для правового образования дошкольников организован клуб «Правознайка» и разработан план, по которому осуществлялась работа.

Подводя первоначальные итоги работы, отмечаем, что наиболее эффективными оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспуты, а так же оформление альбомов, т. е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает как полноправная, полноценная личность. Это в корне меняет отношение родителей к своему ребёнку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно- ориентированному взаимодействию взрослого и ребёнка, к чему мы и стремимся подвести всех своих родителей.

Мы сделали для себя такой вывод: нужно как можно шире привлекать родителей- специалистов в определённой области на наши мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы повышает авторитет родителя среди других родителей и в глазах самого ребёнка, а так же работников дошкольного учреждения.

Работа по правовому образованию детей и родителей дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами к педагогам, более внимательно изучают наглядно- информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий.

Список используемой литературы:

1. Мячина Л. К и др. Маленьким детям- большие права: Учебно- методическое пособие. — Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-10-11с.

2. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. — М.: Педагогическое общество России, 2005, 39- 43с.

3. Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В., Жичкина А. Е, Мусиенко С. И. Дошкольное учреждение и семья— единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, 93-95с.

Консультация «Защита прав детей от жестокого обращения» Непременно детей берегите, Уважайте их право на счастье, Быстротечное детство храните, Прогоните все беды, ненастья Работа в учреждениях.

Опыт работы «Защита прав и достоинства маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада» Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется.

Педагогический совет «Защита прав детства» Педагогический совет на тему: «Защита прав детства» Цель: расширять знания педагогов о правах ребёнка. Форма проведения: игра «Счастливый.

План работы с родителями по защите прав и достоинства ребенка (на 5 лет) План направлен на защиту прав и достоинств ребенка и определяет комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных.

Сценарий родительского собрания на тему «Защита прав и достоинства ребёнка» (старшая группа) Задачи: осмыслить основные правовые принципы, расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам представления.

Совместная работа детского сада и семьи в подготовке ребенка к обучению в школе. Конспект родительского собрания Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой, потому что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди. Прежде всего.

Конспект родительского собрания «Защита прав ребенка в условиях семьи» Цель: размышление о правах ребенка. Задачи: 1. Воспитание уважения к общечеловеческим ценностям. 2. Обогащение детско–родительских отношений.

Выступление на родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка» Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно.

Взаимодействие детского сада и семьи Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Взаимодействие детского сада и семьи с целью повышения уровня профилактики детского дорожного транспортного травматизма Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи с целью повышения уровня профилактики детского дорожного транспортного.

Презентация к уроку на тему:
Защита прав и достоинства ребёнка в детском саду.

Презентация о правах ребёнка в детском саду.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Защита прав и достоинства ребёнка в детском саду. Выполнила воспитатель ГБОУ д /с №1313 Живаева Р.А. г.Москва

Цель – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права. Задачи: Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности. Участники – дети, педагоги, родители Тип – социально-педагогический Формы реализации: 1. Занятия по познавательной деятельности. 2. Беседы с детьми и родителями. 3. Игровая деятельность. 4. Продуктивная деятельность. 5. Театрализованная деятельность. Организация совместных с родителями развлечений. 6. Организация экскурсий, целевых прогулок. 7. Чтение специально подобранной литературы.

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада Т.Н. Доронова , А.Е. Жичкина , Л.Г. Голубева — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 143 с. (Использованы материалы сайта «Детская психология для родителей»)

Цель данного пособия — познакомить работников дошкольных образовательных учреждений с основными положениями Конвенции о правах ребенка и содействовать их реализации. В пособии впервые рассмотрены права и обязанности родителей по отношению к ребенку с учетом требований федерального и регионального законодательства. Дана оценка соблюдению прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в системе дошкольного образования. Показано, как в условиях детского сада проводить профилактическую, диагностическую и коррекционную работу по защите ребенка-дошкольника от запугивания, небрежного обращения, насилия и жестоких наказаний в семье. Приводятся тексты законов, затрагивающих права ребенка .

Наглядное пособие. Мои права. Дошкольникам о правах о обязанностях. Информационно-деловое оснащение ДОУ. Издательство «Детство-Пресс»

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет), условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. Поэтому ДОУ строит свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.

Загадки о правах ребёнка Мама работала, Папа трудился, А я в детском садике все находился. Все кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на …( отдых ) Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование) Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) Всех по-разному зовут: Кот — Мурлыка, Пес — Барбос, Даже нашу козочку Зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё …(имя) Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на …(жильё)

Дети имеют право на бесплатное образование Фото галерея

Дети имеют право на отдых Дети имеют право говорить на своём родном языке

Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды

Ребёнок имеет право на досуг

Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых .

Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь

Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права

Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов Дети имеют право на воспитание в семейном окружении

Конкурс рисунка: «Права ребёнка»

Консультация для родителей по правам ребёнка

Беседа с детьми о правах ребёнка

Консультация для родителей

Консультация для родителей на родительском собрании

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.Задачи:1. Расширения знаний педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.2. Обогащение воспита.

Для родителей представлены статьи из Ковенции ООН о правах ребёнка, Уголовного Кодекса РФ , Семейного Кодекса РФ, Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «Озащите прав детей».

Родительское собрание «Защита прав и достоинства ребенка». Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. дать детям элементарные знания и представле.

Защита прав ребёнка.

Материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений. Может использоваться как консультация на родительском собрании и как папка-передвижка для родительского уголка.

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте .

laquo;Защита прав и достоинства ребёнка в семье».

Смотрите еще:

  • Как начислить больничные в 2018г Расчет больничного листа (начисление больничных) Содержание сборника "Расчет больничного": 02. О составляющих расчета подробнее: 07. Отдельные случаи больничных: 01. Общий алгоритм расчета На основании решения комиссии (упoлномоченного) по социальному страхованию […]
  • 28004 воинская часть ФБУ - ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 28004 ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 28004 ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 28004 Виды деятельности Реквизиты организации Управление Судебного департамента в Астраханской области Управление Судебного […]
  • Заявление согласие супруга покупку квартиры You are here Заявление на согласие супруга на покупку квартиры При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. По семейному кодексу Российской Федерации владение, […]
  • Как написать устав некоммерческой организации Устав некоммерческой организации - образец 2017-2018 года Устав некоммерческой организации 2017-2018 годов является основным документом, регулирующим основы ее деятельности. Закон определяет требования к нему и его регистрации, но оставляет на усмотрение учредителей […]
  • 7 гк рф Статья 7 ГК РФ. Гражданское законодательство и нормы международного права Новая редакция Ст. 7 ГК РФ 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации […]
  • Сроки выплаты пенсии по случаю потери кормильца Пенсии в связи с потерей кормильца Кто и в каком размере имеет право на пенсию в связи с утратой кормильца, как начисляется и до скольки лет она выплачивается выяснял Prostopravo.com.ua. Еще одним видом пенсий, которые выплачиваются в солидарной системе пенсионного […]
  • Движение велосипеда по пдд Глава 20. Движение на велосипедах и мопедах ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История Правил Последние […]
  • Коды оквэд для юристов Коды оквэд ЗДРАВСТВУЙТЕ! Я ИП, УСН, КОД ОКВЭД 85.32., ХОЧУ ОТКРЫТЬ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С 7 ДО 18 ЛЕТ И РОДИТЕЛЕЙ, УСЛУГИ БУДУТ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА: 1.КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, ДОСУГА..(, 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ […]