Двойное гражданство пенсии

Содержание:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 мая 2015

В Новосибирской области проживают получатели пенсии, имеющие двойное гражданство.

По сообщению управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области более 17-ти тысяч жителей нашего региона сообщили ФМС о наличии у них ещё одного гражданства или вида на жительство в другой стране. Напомним, что с 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон, согласно которому россияне, имеющие двойное гражданство, обязаны сообщить о нем в ФМС. Из 17-ти тысяч о втором гражданстве рассказали 15 тысяч 800 человек. Часть из них – получатели пенсии. У этих граждан «особый» порядок организации пенсионного обеспечения.

Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от страны проживания, и от наличия действующих международных договоров в части пенсионного обеспечения между Россией и иным государством, гражданство которого имеет обратившееся за назначением пенсии лицо.

Если гражданин России имеет второе гражданство в государстве, с которым заключен международный договор по пенсионному обеспечению, то в зависимости от условий договора решается вопрос о назначении пенсии. Если Договор построен по территориальному принципу (например, Украина, Казахстан, Молдова и некоторые иные бывшие союзные Республики), то гражданину пенсия назначается по законодательству государства постоянного проживания. Если же договор основан на принципе пропорциональности по учету сведений о трудовой и иной деятельности (например, Болгария, Эстония и некоторые иные государства), то по общему правилу каждое государство назначает пенсию за свой стаж с применением своего законодательства. При этом и в первом, и во втором случаях обращаться за назначением пенсии необходимо в соответствующий пенсионный орган государства постоянного проживания.

Если гражданин России имеет второе гражданство в государстве, с которым нет у России международного договора по пенсионному обеспечению (например, Германия, Израиль, США и некоторые другие), и проживает там, то он может при соблюдении необходимых условий (наличие страхового стажа, достижение возраста и т.д.) реализовать свое право на обращение за пенсией в Российской Федерации. При этом граждане России, выехавшие на постоянное жительство за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории России, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации (Москва). Выплата пенсии производится на территории Российской Федерации в рублях путем зачисления на счет гражданина в кредитной организации либо по доверенности представителю гражданина. Если же гражданин, имеющий двойное гражданство, проживает в РФ и имеет периоды работы в одной из вышеуказанных стран, то для решения вопроса о праве на установление пенсии, как гражданина, например, Израиля или США, необходимо обращаться в пенсионные органы этих государств. При этом при соблюдении условий, дающих право на установление российской пенсии, она будет установлена органами ПФР по месту проживания.

Двойное гражданство пенсии

Вопрос второго гражданства Украины часто становится предметом дискуссий. При том, что украинское законодательство не предполагает наличия у граждан страны гражданских отношений с иностранным государством, в прессе периодически появляется информация о выявлении таких фактов.

Зачем украинцы стремятся получить гражданство иного государства? Это дает ряд преимуществ. Во-первых, обладатель двух паспортов получает возможность беспрепятственно путешествовать без получения виз по странам шенгенской зоны. Кроме того, граждане Испании могут посещать без визы Соединенные Штаты. Во-вторых, будучи гражданином страны, гораздо легче устроиться на официальную работу. Человек получает право выбора страны, в которой будет заниматься бизнесом и платить налоги. В-третьих, двойное гражданство дает возможность «схитрить» при получении социальных льгот. Гражданство гарантирует обеспечение социальной защиты, предусмотренной для граждан обеих стран. Трудовая деятельность может осуществляться в одной стране, а пенсия может быть оформлена в другой. Основания для получения гражданства Украины.

Получить желаемое второе гражданство с каждым годом становится все сложнее. Многие страны лояльно относятся к лицам, имеющим иностранное подданство, и не видят препятствий для принятия их в ряды своих сограждан. Но некоторые являются ярыми противниками второго гражданства. К числу таких государств относится и Украина.

В чем различие между вторым и двойным гражданством? Часто используют оба термина как синонимы, не задумываясь, что они обозначают разные ситуации. Второе гражданство определяет возможность быть гражданином двух различных стран в разное время. Двойное гражданство предусматривает обретение человеком всех прав и обязанностей подданного двух государств в одно время. Получение двойного гражданства возможно лишь в тех странах, которые заключили международные договоры о регулировании прав и обязанностей лиц, имеющих двойное гражданство.

В настоящее время получить и второе, и двойное гражданство подданным Украины сложно и дорого. О необходимости решить проблему наличия двойного гражданства на законодательном уровне говорят многие политики. Предлагаются самые полярные идеи: от разрешения двойного гражданства до установления уголовной ответственности лиц, которые не сообщат в установленный срок о наличии второго гражданства. Но воз и ныне там. Коллизии и пробелы в национальном законодательстве по-прежнему используются предприимчивыми гражданами при получении иностранного подданства.

Статья 19 Закона Украины «О гражданстве Украины» одним из оснований для потери гражданства Украины называет добровольное приобретение совершеннолетним гражданином Украины гражданства другого государства. Но при этом гражданин сам должен уведомить компетентные органы о свершившемся факте получения иностранного подданства. В данной ситуации напрашивается вопрос: кто об этом сообщит, если выгода второго гражданства налицо, а юридическая ответственность за «недонесение» отсутствует? В противоречие вступает другая норма этого же закона. Раскрывая принцип единого гражданства, в статье 2 законодатель указывает, что если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины. И конечно, нельзя не упомянуть о статье 25 Конституции Украины, согласно которой гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданства. Как известно, Основной закон обладает большей юридической силой в сравнении с иными законами.

Двойное гражданство в Украине

Проблема второго гражданства в Украине значительно обострилась на фоне конфликта с Россией, так как огромное количество украинских граждан из-за неопределенности будущего получили паспорта РФ, хотя не отказались от документов Украины. Отчасти поэтому Президент потребовал внести изменения в Закон о гражданстве, чтобы исключить возможность законного использования паспортов различных государств.

Двойное гражданство в Украине широко распространено и абсолютно легально. Нелегальными могут быть лишь способы его оформления. Мы обеспечим полностью законное оформление!

Такая инициатива вызвала недоумение у основной массы украинцев, которые до марта 2017 года верили, что Конституция Украины запрещает иметь два гражданства. Но громкие скандалы, в результате которых было установлено, что ряд украинских чиновников имеют не только два, но три и больше гражданств иностранных государств, заставили по-новому взглянуть на то, что же разрешено и запрещено в Украине.

Мифы о Конституции

Как показали многочисленные опросы, большинство украинцев считали, что двойное гражданство в Украине запрещено Конституцией. В связи с этим стоит вспомнить 4-ю статью Конституции Украины, в которой указано, что на территории украинского государства принято единое гражданство, а закон определяет, кто и как может получить его или выйти из него.

То есть Конституция закрепляет доктрину о едином гражданстве, как основной принцип, но говорит, что все основные моменты в отношении этого вопроса регулируются соответствующим Законом о гражданстве. Важно понимать, что Конституция не предназначена для детализации отдельных принципов, а лишь отображает их общее направление использования.

Если же обратиться к Закону о гражданстве, то тут можно узнать следующее.

1. Закрепленный принцип о едином гражданстве, о котором говорит Конституция, не позволяет возникнуть возможности существования второго гражданства. При этом отмечается, что единое – это украинское, а то второе подданство, которое исключено, это гражданство одного из административно-территориальных округов. Получается, что у украинца не может быть двойного гражданства в Украине, где первое – единое, а второе – например, Одесское или Киевское.
2. Но дальше указывается, что украинцы, которые получили гражданство другого государства, в глазах закона все равно остаются гражданами Украины и для них сохраняются все стандартные правовые отношения. В то же время, если иностранец получил подданство Украины, то он расценивается, как полноправный член украинского общества, а ликвидировал ли он ранее у него существовавшее гражданство, оказывается, неважно.

То есть на практике выходит, что действующее законодательство не только не исключает, но фактически предусматривает факт двойного гражданства в Украине! Стоит в связи с этим вспомнить, что уголовной ответственности за получение паспорта другого государства не предусмотрено. После этого остается лишь сделать вывод: что не запрещено законом, то разрешено.

Волнения из-за 2 гражданства

Несмотря на то что сам Президент недвусмысленно высказался в отношении того, чтобы ни у кого не было возможности иметь 2-й паспорт, пока ситуация в отношении этого вопроса по-прежнему не урегулирована. Чтобы понять перспективы развития этого вопроса в дальнейшем, нужно вспомнить, почему он, вообще, всплыл, ведь на протяжении довольно долгого времени жители приграничных районов, соседствующих с Румынией, Венгрией, Польшей, Болгарией, получали 2-й паспорт и никто им в этом не мешал.

Ситуация обострилась на фоне событий, которые произошли после майдана. Всплеск патриотических чувств достиг предела, а тут вдруг И. Коломойский в открытую заявляет, что у него есть сразу 3 паспорта, в соответствии с которыми он одновременно выступает гражданином Украины, Израиля и Греции. Затем еще ряд политиков признали, что они давно и успешно практикуют оформление двойного гражданства в Украине. Тут стоит вспомнить А. Артеменко, Р. Насирова и А. Пресмана. Последний из них был одновременно депутатом Украины и имел паспорт гражданина США.

Подобные известия вызвали бурю народного негодования, поскольку получалось, что правящая верхушка – это не просто олигархи, а еще и по большей части не поданные Украины. После этого на рассмотрение Комитета Верховной Рады попало сразу несколько законопроектов, включая Президентский, в которых указывалось, что двойное гражданство в Украине нужно запретить.

Однако, если подумать, то подобные действия больше похожи на пиар, так как запретить получение 2-го паспорта не так уж и просто, ведь это может иметь негативные последствия. Ниже приведены некоторые наиболее важные из них.

Проблема запрета второго паспорта

Существует несколько факторов, которые делают совершенно бессмысленным запрет 2-го паспорта. Возможно, что при должной доработке политики смогли бы найти компромисс, который мог удовлетворить многих. Но даже в доработке любой принятый закон точно не удовлетворит интересы всех слоев населения, а в том виде, в каком поданы проекты мартовских законов в Верховную Раду, они лишь провоцируют новые конфликты.

Проблема этнических меньшинств

Так сложилось, что многие этнические группы в Украине хотят иметь паспорт тех государств, к которым они принадлежат по этническому признаку. Речь идет, прежде всего, о евреях, венграх, румынах, болгарах. Если запретить им иметь 2-й паспорт, то это поднимет новую волну недовольств и, несомненно, будет иметь свои неприятные последствия.

Отношения с украинскими диаспорами

Не секрет, что в зарубежных странах есть много украинских диаспор и некоторые из них очень сильны. Вспомнить хотя бы Канаду. Украинские граждане, которые входят в состав диаспор и проживают за рубежом, не желают забывать о своих корнях и ищут привязки, которые позволяют им сохранить связь со своей исторической родиной. Отчасти этому способствует наличие у них украинского паспорта, при помощи которого эта категория граждан сама идентифицирует себя в качестве полноправных украинцев, хотя и проживающих вне пределов украинской территории.

Принятие законов Президента приведет к тому, что таких лиц обвинят в наличие двойного гражданства Украины со всеми вытекающими отсюда последствиями, а ведь они потенциально могут выступить в виде позитивного драйвера для украинской экономики, если захотят вернуться в страну или пожелают инвестировать, вкладывая средства в ее ценные бумаги и развитие бизнеса. Получается, что портить отношение с этой группой украинцев властям невыгодно.

Крымский вопрос

Многие крымчане, особенно молодые, по-прежнему считают себя украинцами, но ввиду современных реалий вынуждены получать российское подданство. Принятие закона автоматически лишает их украинского гражданства.

Украинцы на заработках

Не следует забывать и о том, что на данный момент огромное количество украинцев находятся на заработках и пытаются получить 2-й паспорт. При этом они пока выступают в роли солидного экономического фактора, привлекая капитал из-за рубежа в Украину. Если принять один из законов, запрещающих двойное гражданство в Украине, то в таком случае они попросту будут активно избавляться именно от украинских паспортов, а не от зарубежных, что закроет существующий на сегодня канал притока средств от этой категории населения в экономику Украины.

Украинские реалии

Чтобы оценить масштабы возникшей проблемы, следует вспомнить, что на данный момент больше миллиона украинцев имеют второй паспорт. Речь, прежде всего, о жителях Закарпатья и Черновицкой области. Поэтому в первую очередь принятие поправок к закону о гражданстве наподобие тех, что предлагает Президент, ударит и очень больно по них.

Почему так? Потому жители Закарпатской и Черновицкой области в массе своей давно оформили румынское и венгерское подданство. Обе страны – и Венгрия, и Румыния – ввели упрощенную процедуру оформления 2 паспорта для украинцев, проживающих на приграничных территориях. К примеру, жители Береговского района Украины практически поголовно все имеют паспорт Венгрии. Только за последние два года свыше 100 тыс. украинцев стали обладателями подданства Венгрии.

Румыния не спешит делиться информацией о том, как много она выдала паспортов украинцам, но можно не сомневаться, что их число очень высоко.

Но, несмотря на наличие паспорта стран, входящих в Евросоюз, украинцы, проживающие в этих областях, не спешат эмигрировать. То есть их, с одной стороны, все устраивает в Украине, и уезжать они не хотят. Однако, с другой стороны, отказываться от паспорта европейского государства они не станут, потому что он дает им возможность свободно пересекать границу с ЕС и работать на территории Евросоюза. Если же поставить вопрос ребром, заставив этих граждан выбирать, то Украина от этого точно не будет в выигрыше.

Получается, что проекты законов, которые требуют ввести строгое наказание против лиц с двойным гражданством, направлены, прежде всего, против огромного количества жителей Западной Украины, так как даже тем, у кого есть российский паспорт, удастся избежать наказания.

Мировая практика

Если попробовать решить проблему двойного гражданства в Украине так, как это делают во многих развитых странах, то в таком случае придется разрешить наличие 2-х паспортов у ряда украинцев. За последнее десятилетие все больше государств приняли решение отказаться от принципа единого подданства. За примерами далеко ходить не надо, так как практически все страны Европейского Союза, то есть государства с очень развитой экономикой, совершенно спокойно воспринимают наличие нескольких гражданств у их жителей.

Как говорят аналитики, важно не то, сколько гражданств у человека, а как государство к нему относится. То есть в идеале оно должно считать его полноправным членом своего общества, когда такой человек находится на его территории. Если рассмотреть на примере такой подход, то получается, что британец со 2-м паспортом Франции будет полноправным гражданином у себя в Великобритании, а когда приедет во Францию, то станет полноправным французом.

Если разработать соответствующую законодательную базу, отказавшись от идеи отбирать второй паспорт и лишать гражданства людей, которые его оформили, то также можно сделать и в Украине. То есть такое решение будет соответствовать нормальной мировой практике. На сегодня все соседние цивилизованные страны реализуют такую политику, именно поэтому Румыния, Венгрия и страны Балтики разрабатывают и проводят специальные демографические программы с упрощенной схемой выдачи паспортов своим коренным потомкам, вне зависимости от того, где они находятся территориально.

В качестве еще одного примера стоит привести Польшу, которая раздает карты поляка меньшинствам, проживающим в Украине, РФ и Беларуси. Но почему-то Украина сейчас пытается идти совсем другим путем, отстаивая совершенно не к месту проявляющиеся патриотические чувства.

Заканчивая разговор о мировой практике, следует обязательно упомянуть о странах Прибалтики, которые отличаются очень небольшим количеством жителей, составляющих в сумме не более полутора миллионов человек. То есть такие государства гораздо проще наполнить большим притоком приезжих, которые существенно разбавят общество, размазав параметры демографических признаков, но все же они идут на определенный риск и все-таки допускают двойное гражданство. Правда, страны Прибалтики ограничивают для своего населения список государств, 2-й паспорт которых разрешено получать.

Стоимость оформления двойного гражданства

По большому счету оформление двойного гражданства в Украине состоит из непосредственно стоимости услуг по оформлению гражданства Украины и услуг по оформлению украинского паспорта. Общая стоимсоть услуг зависит от нескольких факторов. В среднем купить двойное гражданство в Украине обойдется в порядка 15 тыс. грн.

Заключение

Таким образом, проблема двойного гражданства в Украине не возникла вчера на фоне конфликта с Россией, как многие считают, а существует уже достаточно давно, выступая в роли одного из актуальнейших вопросов, ждущих своего решения. И несмотря на это, никто не пытался затрагивать эту тему или менять расплывчато составленные законы, которые подразумевают двусмысленную трактовку. Поэтому с высокой долей вероятности можно сказать, что существенных поправок в Закон о гражданстве в ближайшее время внесено не будет, так как текущее положение дел не позволяет решить все одним махом, а требует учесть массу всесторонних факторов в вопросе двойного подданства.

Двойное гражданство – двойная пенсия

Эмигрировавшие за границу вправе получать пенсию на Родине. Но чиновники убеждены, что «предателям» социальные выплаты из «отеческой казны» не положены, – добиться законных пенсий многим соотечественникам удается только в суде.

По общему принципу трудовая пенсия – это не социальная «подачка» из бюджета. Фактически в преклонном возрасте государство выплачивает гражданам то, что они заслужили в течение своей долгой трудовой деятельности. Поэтому выезд за границу не лишает отработавшего положенный стаж человека права на получение полной пенсии.

Наш ответ Чемберлену

Асимметричный порядок выплаты пенсий переселенцам был введен в 1972 году. Согласно постановлению Совета Министров СССР, приехавшим из-за границы и принявшим советское гражданство назначалась полная пенсия, даже если они не проработали для нового Отечества ни одного дня (расчет производился, исходя из среднего заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР). Тогда как честно заработавшим советскую пенсию гражданам, эмигрировавшим в капиталистические страны, ее выплата приостанавливалась (де-факто прекращалась).

После «перестройки» отношение к эмигрантам изменилось. Уже в 1993 году был принят специальный закон, гарантирующий выехавшим за границу право на получение заслуженной на Родине пенсии. Причем по их заявлению она должна была переводиться за границу в иностранной валюте. Правда, закон содержал важную оговорку – вступал в силу с 1 июля 1993 года, а потому распространялся только на покинувших Россию после этой даты и имеющих на момент отъезда гражданство новой независимой страны. Такая норма затруднила получение пенсий эмигрантами так называемой «третьей волны» (в том числе покинувшими Советский Союз в последние годы его существования).

Вопрос о справедливости спорной оговорки еще в 1998 году рассматривался Конституционным судом России. Причем среди заявителей были, в том числе, военные пенсионеры, выехавшие в дальнее зарубежье уже с территории независимых прибалтийских стран уже после распада СССР. Служители Фемиды пришли к выводу, что любые формальные ограничения неконституционны. «Право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Российской Федерации: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия, – в Российской Федерации или за ее пределами. Иное означало бы отказ Российского государства от выполнения вытекающей изстатьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ обязанности обеспечивать предоставление трудовых пенсий, установленных законом, гражданам, имеющим право на их получение», – констатировал Конституционный суд России.

В 2001 году Владимир Путин подписал новый федеральный закон о пенсионном обеспечении эмигрантов. Он гарантировал выплаты из ПФР как россиянам, так и иностранцам, которым в соответствии с российским законодательством были назначены государственные пенсии «в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью (службой), независимо от даты их выезда за пределы России, переезда из одного государства в другое и места жительства».

Споры обетованные

Но и вокруг нового закона, равно как и выводов Конституционного суда России, сложилась неоднозначная практика. Например, бывший москвич Семен Цейтлин, проработавший в СССР 50 лет, в 1986 году вышел на пенсию. В 1991 году он выехал на постоянное место жительство в Израиль, в связи с чем выплаты ему были прекращены. Только в 2009 году он обратился в ПФР с заявлением о начислении пенсии, но получил отказ: чиновники заявили, что «лица, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации до 1 января 1992 года, права на восстановление пенсии не имеют».

Басманный районный суд Москвы, в который обратился Семен Цейтлин, поддержал доводы ПФР. Ведь, эмигрировав, истец не успел получить российское гражданство. «Лица, получавшие пенсии в соответствии с законодательством СССР и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, не имеют права на сохранение и получение ранее назначенной им пенсии. Гражданам, выехавшим на постоянное место жительство за пределы России и не имеющим в настоящее время гражданства Российской Федерации, а соответственно, и правовой связи с Россией, пенсия по законодательству РФ не предусмотрена», – констатировали служители Фемиды, отклоняя требования эмигранта.

Иное решение в аналогичной ситуации было принято по иску бывшей жительницы Ленинграда Пруслиной. В 1978 году она вышла на пенсию, а в 1991-м – уехала за границу. Отказ назначить ей пенсию Невский районный суд Санкт-Петербурга расценил как нарушение не только российского законодательства, но и Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Санкт-Петербургский городской суд счел такие выводы обоснованными.

А вот также бывшая ленинградка Нозик потеряла немалую сумму исключительно из-за собственной оплошности. В 2006 году она обратилась в ПФР с просьбой назначить пенсию, но получила стандартный ответ – эмигрантам выплаты не полагаются. Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что на момент отъезда в Израиль истица являлась гражданкой РСФСР, а потому имеет право на получение пенсии. Но вопрос о возобновлении ее выплаты на территории России носит заявительный характер, то есть она начинается только после предоставления всех документов. Рассматривая это дело, суд выяснил, что, проживая в Израиле, россиянка сменила фамилию на Нозик-Хайкин, но при первом обращении в ПФР не представила удостоверяющих личность документов. «Суд приходит к выводу, что пенсия может быть восстановлена Нозик-Хайкин Д.Р. только с первого дня месяца, следующего за обращением в УПФ в установленном порядке», – заключили служители Фемиды.

Точное количество советских граждан, эмигрировавших на Запад в период «третьей волны», не установлено. Только с 1989 по 1990 годы в Израиль прибыло более 200 тысяч репатриантов из Советского Союза.

Пенсия при двойном гражданстве: назначение, документы

Граждане РФ с двойным гражданством имеют право на получение выплат в рамках российского пенсионного обеспечения. В статье разберем, как назначается пенсия при двойном гражданстве, каков порядок оформления выплат для граждан РФ, которые также имеют гражданство иностранного государства, какие документы потребуются гражданину для оформления пенсии в РФ.

Пенсия при двойном гражданстве: общие положения

Согласно действующему законодательству граждане РФ вправе на получение второго гражданства в установленном порядке. Зачастую, граждане РФ обращаются за получением второго гражданства в связи с переездом в другое государство на постоянное место жительства. В связи с этим возникает множество вопросов о порядке назначения пенсий лицам с двойным гражданством, наиболее популярный из которых — может ли гражданин РФ, проживающий за границей и имеющий гражданство иностранного государства, оформить пенсию в РФ.

В общем порядке гражданин РФ, который имеет второе гражданство, но постоянно проживает и прописан в РФ, оформляет пенсию в ПФР по месту регистрации в соответствие с действующим пенсионным законодательством РФ.

В случае, если лицо с двойным гражданством проживает на территории иностранного государства, то процедура оформления и порядок назначения пенсии зависит от наличия международного договора между РФ и иностранным государством, который регулирует порядок назначения пенсионных выплат лицам с двойным гражданством. Если соответствующий договор заключен, пенсия гражданину назначается в порядке и в соответствие с условиями, указанными в соглашении. При отсутствии договора гражданин РФ вправе на получение пенсионных выплат исключительно в соответствие с пенсионным законодательством РФ.

Пенсия при двойном гражданстве при наличии международного договора между РФ и иностранным государством

В настоящее время РФ заключены договора более чем с двадцатью государствами на предмет регулирования пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территории таких государств, в том числе лиц с двойным гражданством. В соответствие с международными правовыми условиями, договора можно разделить на две группы – соглашения, основанные на принципе территориальности, и договора, заключенные по принципу пропорциональности. Подробная информация об особенностях договоров каждого вида, а также о государствах, с которыми заключены такие договора, представлена в таблице ниже.

Соглашения, основанные на принципе территориальности

В общем порядке гражданин с двойным гражданством, проживающий на территории иностранного государства (участника соглашения), вправе на получение пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства. При назначении пенсии учитывается страховой стаж гражданина, полученный ним в соответствие с законодательством РФ.

В случае если лицо с двойным гражданством проживает на территории иностранного государства, но гражданин не приобрел право на пенсию в данном государстве, то ему назначается пенсия в соответствие с законодательством РФ (через ПФР).

Соглашения, основанные на принципе пропорциональности

Пенсия лицам с двойным гражданством распределяется пропорционально стажу, приобретенному на территории каждого из государств (РФ и второго государства, гражданином которого является будущий пенсионер).

Размер пенсии гражданам РФ, которые имеют второе гражданство Белоруссии или Латвии, распределяется пропорционально страховому стажу, приобретенному в РФ и Белоруссии/Латвии. Также пенсия рассчитывается с учетом стажа, приобретенному в СССР (для граждан Латвии – до 01.01.1991, для граждан Белоруссии – до 13.03.1992). Страховая пенсия по стажу СССР выплачивается за счет страны проживания.

Пример расчета пенсии при двойном гражданстве

Николаев Г.Д. – гражданин РФ и Эстонии, проживает в г. Тарту. В марте 2018 Николаеву исполнилось 60 лет, в связи с чем он обратился в ПФР за назначением пенсии по возрасту.

Страховой стаж Николаева на территории РФ – 21 год, на территории Эстонии – 10 лет.

На основании предоставленных Николаевым документов, ПФР рассчитал пенсию гражданину, исходя из страхового стажа в РФ и суммы страховых выплат, перечисленных в счет обязательного пенсионного страхования на территории РФ.

По итогам расчета, Николаевым накоплен ИПК в размер 31,88. Стоимость единицы ИПК в 2018 году – 81,49 руб. Фиксированная выплата к страховой пенсии в 2018 году составляет 4.982,90 руб.

Размер пенсии, исходя из страхового стажа РФ, рассчитан так:

31,88 * 81,49 руб. + 4.982,90 руб. = 7.580,80 руб.

Пенсия по стажу, приобретенному Николаевым в Эстонии, рассчитана в соответствии с нормами эстонского законодательства.

Международный договор между РФ и иностранным государством отсутствует

Если между РФ и страной, чьи гражданином является лицо с двойным гражданством, отсутствует, то в таком случае будущий пенсионер может оформить выплаты в порядке, предусмотренным действующим российским законодательством.

Граждане с двойным гражданством, постоянно проживающие и прописанные на территории РФ, оформляют пенсию в общем порядке – путем обращения в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Данный порядок также предусмотрен для лиц, прописанных в РФ, но постоянно проживающих за границей. Читайте также статью ⇒ «Пенсия проживающим за границей: условия назначения, порядок выплат».

Как оформить пенсию при двойном гражданстве

Лица с двойным гражданством могут оформить пенсию в следующем порядке:

Этап-1. Подготовка документов.

Перед обращением за выплатой, гражданину следует подготовить базовый пакет документов:

  • паспорт;
  • трудовая книжка, с указанием страхового стажа на территории РФ;
  • СНИЛС. Читайте также статью ⇒ «Что такое СНИЛС и как его получить»;
  • заявление о назначении пенсии (бланк можно скачать здесь ⇒ Заявление о назначении страховой пенсии);
  • заявление о выборе способа доставки выплат (бланк можно скачать здесь ⇒ Заявление о доставке социальных выплат).

Образец заполнения заявления о назначении страховой пенсии проживающему за границей можно скачать здесь ⇒ Образец заявления о назначении пенсии проживающему за границей.

Лица с двойным гражданством, постоянно проживающие за границей, также обязаны представить в ПФР:

  • справку, подтверждающую постоянное место жительства на территории РФ (бланк документа можно скачать здесь ⇒ Справка о постоянном проживании за пределами РФ);
  • справку и выполнении/невыполнении работ на территории государства проживания (бланк документа можно скачать здесь ⇒ Справка о выполнении (невыполнении) работы за пределами РФ).

По требованию гражданина, выдачу вышеуказанных документов осуществляет дипломатическое представительство (консульство) РФ на территории иностранного государства.

Этап-2. Передача документов в ПФР.

Лица с двойным гражданством, постоянно проживающие и прописанные в РФ, передают документы в территориальный орган ПФР по месту регистрации (лично или почтой). Аналогичное правило действует для граждан, которые прописаны в РФ, но постоянно проживают за границей.

Граждане, постоянно проживающие за границей и не имеющие постоянной регистрации в РФ, могут отправить документы следующими способами:

  • почтой в ПФР по адресу 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1;
  • лично в Департамент ПФР по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом — г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А.

С 2017 году лица с двойным гражданством, проживающие за границей, могут воспользоваться возможностью обратиться за пенсией в электронном виде, путем оформления заявки на сайте ПФР или Госуслуг (через «Личный кабинет»).

Дата обращения за пенсией определяется в следующем порядке:

  • при личном обращении – дата приемки заявления;
  • при отправке почтой – дата отправки, указанная на почтовом уведомлении;
  • при электроном оформлении – дата отправки электронной заявки.

Этап-3. Уведомление о назначении пенсии.

Спустя 15 рабочих дней с момента обращения, ПФР направляет на электронный почтовый адрес заявителя уведомление о результатах проверки документов. Если все документы оформлены верно и представлены в полном объеме, пенсия гражданину будет назначена с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 313-20-16

Смотрите еще:

  • Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время законы рф Тишина и покой в России 22 марта 2014 года в Московской области вступил в силу закон о тишине (Закон Московской области от 7 марта 2014 г. № 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области"). С момента вступления в силу данного […]
  • Получить рвп краснодар Подача анкет на квоту РВП в 2018 году! 3 октября 2018 г. Информируем иностранных граждан что осенью 2018 года анкеты на квоту будут принимать в октябре - 10, 11, 12 числа с 14 до 17 часов в ноябре - 14, 15, 16 числа с 14 до 17 часов Анкеты будут принимать в указанные […]
  • Работа в госслужбе вакансии пермь Работа в госслужбе вакансии пермь Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 17 000 до 20 000 руб. Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 16 000 до 20 000 […]
  • Федеральное казенное учреждение военный комиссариат чувашской республики Военный Комиссариат Чувашской Республики информация актуальна на 06.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Госзакупки Арбитраж Проверки Связи Лицензии ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
  • Расходы на отделку квартиры имущественный вычет Минфин России рассказал о применении имущественного вычета в части расходов на отделку квартиры Налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет в части расходов на достройку и отделку купленной квартиры, если договор купли-продажи предусматривает […]
  • Лобня купить земельный участок Продажа земельных участков в районе Лобня го в Подмосковье Дмитровское шоссе 14 км от МКАД, Лобня. Участок 6 соток. Участок 6 соток / ИЖС / земли населенных пунктов / расположен в черте города Лобня. Коммуникации - электричество 15 кВт, три фазы, подключено; газ по […]
  • Федеральный закон о связи 2018г Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 139-ФЗ “О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О почтовой связи» (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 15 мая 2018 года Одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года Внести в часть третью статьи 4 […]
  • Судебное дело о защите прав потребителей В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. За защитой своих прав потребители вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 17 Закона […]