Формы воспитания детейопека попечительство приемная семья

Формы воспитания детейопека попечительство приемная семья

№ 609 — 610
8 — 21 сентября 2014

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Над темой номера работали

Семейные формы устройства детей

Российское законодательство предусматривает четыре возможности устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья (патронатная семья для ряда субъектов), которая рассматривается как вид возмездной опеки, и устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (рис. 1). В отличие от политики советского периода, в современной России приоритет отдается различным формам семейного устройства, что постепенно приводит к сокращению доли детей, находящихся в учреждениях различных типов, то есть деинституционализации сиротства (рис. 5). Согласно новой редакции 123[9] статьи Семейного кодекса, дети передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только временно, на период до их устройства на воспитание в семью.

Рисунок 1. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России

Приоритетной формой семейного устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно носит бессрочный характер, а права и обязанности усыновителей и усыновленных детей не отличаются от прав и обязанностей родителей и детей в родной семье[10]. Отношения между усыновителями и усыновленными (удочеренными) также максимально приближены к отношениям между родителями и детьми в родной семье. Вместе с тем усыновленный ребенок, в отличие от ребенка, сохраняющего статус сироты, не имеет прав на дополнительную социальную поддержку.

Поскольку не все дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть усыновлены, возникает потребность в развитии временных (на определенный срок) форм семейного устройства детей-сирот. В последние десятилетия происходит смещение фокусов политики в сторону поддержки именно семейных форм временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрим подробнее законодательное регулирование вопросов опеки, попечительства и приемных семей.

По российскому законодательству над любым ребенком, оставшимся без попечения родителей, включая тех, кто был первоначально помещен в учреждения[11] по заявлению родителей, может быть установлена опека и попечительство (включая передачу на воспитание в приемную семью). При этом для несовершеннолетних опека устанавливается до 14 лет, попечительство — от 14 до 18. Опека трансформируется в попечительство автоматически по достижении ребенком 14 лет.

Опекун, по сути, выполняет родительские обязанности в полном объеме, при этом за ребенком, переданным под опеку, сохраняется статус сироты, между ним и опекуном (попечителем) после окончания опеки не возникает отношений гражданско-правового характера. Одновременно с этим опекуну выплачиваются средства на содержание ребенка, а подопечному ребенку полагается ряд льгот.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, которые не должны быть лишены родительских прав или иметь судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Опекуны обязаны проживать с подопечными, защищать их интересы, заботиться о содержании, уходе, лечении, обучении и воспитании.

Опекунство и попечительство назначаются только с согласия опекуна, снимаются по заявлению опекуна либо по инициативе органов опеки, в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или конфликта интересов опекун-подопечный. В акте о назначении опекуна может быть указан срок действия его полномочий (период или до наступления конкретного события) — всегда, когда опека устанавливается по совместному заявлению родителей. Акт может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке. Начиная с 10-летнего возраста, для назначения опекуна необходимо согласие ребенка. Детям, находящимся в институциональной среде, опекуны не назначаются.

Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации[12].

Если родители или опекуны не заботятся о ребенке не по своей вине, а в результате непреодолимых обстоятельств, то временное пребывание ребенка в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, не прекращает права и обязанности родителей и опекунов, если только они не пишут заявление об оформлении опеки, или суд не решит ограничить их права[13]. Однако списка таких непреодолимых обстоятельств в российском законодательстве нет, и поэтому решение остается за судом. Из практики же следует, что обычно нахождение родителя в местах лишения свободы не считается уважительной причиной, т.к. является следствием неправомерного поведения самого родителя. Также не являются уважительными причинами потеря работы родителями (особенно если это продолжается многие месяцы или годы) или продажа родителями единственного жилья.

Опека может быть назначена по заявлению самих родителей в случаях, когда родители не способны выполнять свои обязанности в силу бытовых или семейных обстоятельств. Основанием для установления такой опеки также является наличие уважительных причин, таких, как, например временное проживание в другом месте (в т.ч. в связи с работой), длительная командировка (особенности работы, например вахтовый метод), тяжелое заболевание родителя и т.д. Родителям необходимо указать потенциального опекуна и срок, при этом к опекуну применяются те же требования, что и при обычной процедуре. В случае его отказа или несоответствия критериям опека не устанавливается, и родители вправе предложить другую кандидатуру. Опекунство в данном случае осуществляется на безвозмездной основе, т.к. обязанности по содержанию ребенка остаются на родителях.

Также существует возможность временного помещения ребенка в детский дом по заявлению родителей (чаще матери-одиночки, находящейся в тяжелых жизненных обстоятельствах). При этом законодательство не устанавливает, что следует считать тяжелыми жизненными обстоятельствами матери-одиночки, и это приводит к довольно произвольной трактовке данного понятия.

Опека и попечительство могут быть назначены по договору о приемной семье или, для ряда субъектов, по договору о патронатной семье. Патронат как форма воспитания существует в 42 субъектах РФ[14].

Согласно Семейному кодексу РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (или приемным родителем) на срок, указанный в этом договоре.

Согласно проекту закона «О патронате в Российской Федерации», внесенному в Государственную Думу ФС РФ 07.02.2013 г. (на настоящий момент законодательство о патронатной семье существует только на уровне субъектов РФ[15], однако проект закона во многом повторяет существующее региональное законодательство), патронатом является форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Таким образом, в отличие от приемной семьи, патронат представляет собой форму социальной помощи.

Выделяют три основных формы патроната: патронатное воспитание, постинтернатный патронат, социальный патронат. Патронатное воспитание — наиболее близкая к приемной семье форма — устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа (понятие не определено в федеральном законодательстве), и на срок не более шести месяцев. При патронате происходит разграничение полномочий по защите прав и законных интересов детей между органом опеки и попечительства или учреждением, в котором находится ребенок, то есть законное представительство ребенка продолжает осуществлять организация, ответственность за судьбу ребенка также остается на ней. По предлагаемому проекту патронатный воспитатель заключает с органами опеки и попечительства гражданско-правовой договор о патронатном воспитании. Для ряда регионов договор имеет трехсторонний характер и включает организацию, в которой проживает ребенок. До 2008 года договор о патронатном воспитании носил трудовой характер (возможно, это сохранилось в ряде регионов), патронатным воспитателям предоставлялся оплачиваемый отпуск, назначался испытательный срок, вносилась запись в трудовую книжку.

Правовой характер договора о приемной семье в рамках законодательства РФ не определен. Юристы ведут многочисленные дискуссии о типе данного документа: одни относят его к семейно-правовым договорам, другие — к гражданско-правовым, третьи — к трудовым. Характер документа позволяет определить его как договор о возмездном оказании услуг, подразумевающий отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми человек; на патронатное воспитание, по проекту закона, может быть передано не более трех детей.

30 сентября 2013 года проект Федерального закона №217944-6 «О патронате в Российской Федерации» получил отрицательное экспертное заключение и его рассмотрение было приостановлено. С точки зрения Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, «названные в проекте виды патроната имеют различные цели, задачи, принципы их реализации и правовые последствия, предполагают участие в таких отношениях совершенно разных субъектов, в связи с чем уже урегулированы разными, не вполне совпадающими по целям и задачам федеральными законами». С точки зрения перспектив развития приемного родительства в России, представляется важным, что негативную оценку Совета получила сама идея создать форму временного устройства детей на срок не более 6 месяцев, что, согласно цитируемому заключению, напоминает американскую систему фостерных семей, «при которой ребенок в период до достижения им совершеннолетия может «сменить» до десяти фостерных семей. Представляется, что вопрос о создании подобного института в России нуждается в глубокой детальной проработке и социальном обосновании с точки зрения последствий его введения»[16].

Социальный патронат так же представляется Совету особой излишней формой вмешательства в дела семьи – «порядок проведения превентивной, профилактической работы с «неблагополучными» семьями, урегулирован Семейным кодексом Российской Федерации (институты ограничения родительских прав, лишения родительских прав, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и пр.), Федеральным законом от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»». Ограничение профилактической работы инструментами ограничения и лишения родительских прав и отсутствие понимания на уровне руководства страны необходимости внедрения превентивных мер представляют серьезную проблему в профилактике первичного сиротства. В подавляющем большинстве случаев в поле зрения специалистов проблемные семьи попадают уже на этапе фактически полной деградации, в связи с необходимостью быстрого изъятия ребенка из сложившейся неблагоприятной среды. На следующих за выявлением этапах система действующих мер также направлена в большей степени на реабилитацию ребенка и поиск подходящей замещающей семьи, чем на работу по восстановлению условий в кровной семье — об этом, в частности, свидетельствует динамика числа возвращенных кровным родителям детей (рис. 6).

Существует понятие предварительной опеки и попечительства — для случаев, когда подопечному необходимо немедленно назначить опекуна. Предварительная опека устанавливается сроком до 6 месяцев (в крайнем случае — до 8 месяцев). Акт может быть составлен и в случае отобрания ребенка у родителей. Акт предусматривает упрощенную форму проверки опекуна — по предъявлению паспорта и осмотру жилищных условий (без запросов в органы внутренних дел, загсы, медицинские и иные организации). У временного опекуна есть все права, за исключением права распоряжаться имуществом (это право ограничено и у постоянных опекунов — на многие действия необходимо получить согласие органов опеки).

В российском законодательстве существует также понятие временной передачи ребенка — данная форма не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Временная передача осуществляется сроком не более чем на три месяца — в исключительных случаях, до 6 месяцев при согласии органов опеки и попечительства.

Другая возможность временной реабилитации ребенка в семье, не являющаяся формой семейного устройства, — т.н. семейные воспитательные группы. Такая форма предполагает закрепление за учреждением функции законного представителя воспитанника по защите его прав и интересов, подбор и подготовку воспитателя, обеспечение постоянного психолого-медико-социального патронажа воспитанников и их полное финансовое обеспечение. Создание таких групп в качестве структурных подразделений учреждений рекомендовано, в частности, постановлением Минтруда Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в социально-реабилитационных центрах, социальных приютах и центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Семейные воспитательные группы создаются приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы. Данная форма социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних не закреплена на федеральном законодательном уровне, и представлена исключительно в документах Министерства труда и законодательстве ряда субъектов РФ. Существуют также другие формы дополнительного «семейного» воспитания, не закрепленные на федеральном законодательном уровне: семья выходного дня, гостевой режим, наставничество. Очевидно, что они не могут рассматриваться в качестве альтернативы опеке (попечительству) или размещению ребенка в приемную семью.

В связи с обострившейся полемикой по проблемам выявления детей-сирот, их содержания в институциональных учреждениях и устройства детей на семейные формы воспитания в 2012-2013 годах принимается ряд нормативных документов в этой сфере. В конце 2012 года был принят Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[17]. Его исполнение подразумевает внесение значительного числа изменений в действующую систему опеки и попечительства в короткие сроки. Так, до 15 февраля 2013 года предусматривались: (1) создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан, намеревающихся взять детей; (2) упрощение процедур передачи детей-сирот на семейные формы устройства; (3) совершенствование медицинской помощи детям-сиротам; (4) установление порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся взять детей на воспитание; (5) увеличение компенсационной выплаты ухаживающим за детьми-инвалидами; (6) выработка механизмов стимулирования региональной политики; (7) доведение средней заработной платы сотрудников этой сферы до средней заработной платы в регионе к 2018 году[18]; (8) совершенствование банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в срок до 1 марта 2013 года необходимо было обеспечить: (1) предоставление налоговых льгот усыновителям; (2) увеличение социальной пенсии на детей-инвалидов; (3) увеличение единовременной выплаты при усыновлении ребенка; (4) изменение норм разницы в возрасте между усыновителем и ребенком. Основные направления указа были реализованы в Федеральном законе от 02.07.2013 №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлениях Правительства РФ от 14.02.2013 №118 и от 02.07.2013 № 558 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» и в февральской редакции Постановления Правительства от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Принятые изменения направлены на совершенствование механизмов поддержки граждан Российской Федерации, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей (введение стандартов подготовки, уточнение медицинских критериев, смягчение 16-летней нормы в разнице возраста, исключение из Семейного кодекса жилищного критерия[19]), уточнение порядка выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, расширение прав органов местного самоуправления. Закон устанавливает право родителей и лиц, их заменяющих, на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, упрощает форму отчетности опекунов (исключены копии платежных документов на расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды). С 1 января 2014 года устанавливаются требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы. Кроме того, обязанности органов опеки дополняются функцией информирования граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в семью о процедурах и особенностях формах устройства. Существенно расширяются максимальные сроки передачи на временную и предварительную опеку. Вносятся изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» — согласно статье 20 в число лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, включены усыновители и лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей. Таким образом, наметилась явная тенденция по усилению профессионализации приемного родительства, что соответствует мировым тенденциям в этой сфере и должно способствовать повышению качества воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях различного типа.

Одновременно с этим был подписан так называемый «Закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление российских сирот гражданами США, в значительной степени ухудшивший положение пребывающих в интернатных учреждениях детей-инвалидов, лишившихся попечения родителей. Помимо этого, законодательством вводится запрет на усыновление, опеку и попечительство для лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных.

С целью поддержки российских усыновителей и в рамках выполнения Указа Президента в феврале 2013 года были увеличены размеры ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, в июле 2013 года были приняты изменения в статью 12 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», согласно которым размер единовременного пособия в случае усыновления детей-инвалидов, детей в возрасте старше 7 лет, кровных братьев и сестер увеличивается до 100 тыс. рублей на каждого такого ребенка.

Ужесточение требований к зарубежному усыновлению российских детей-сирот нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, текущая ситуация такова, что усыновление внутри страны остается крайне селективным и распространяется в основном на здоровых детей младших возрастов, тогда как в другие страны на усыновление передавались дети, зачастую имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В краткосрочной перспективе положение этих категорий детей, очевидно, серьезно ухудшится. Вместе с тем общий курс на поддержку усыновления внутри страны и развитие различных форм временного семейного размещения детей-сирот внутри страны можно рассматривать как позитивный, поскольку в конечном итоге при определенных условиях он способен привести к улучшению политики в отношении детей и качества медицинских и социальных услуг для детей в России[20]. Общий мировой тренд в области политики в отношении детей-сирот в настоящее время также направлен на поддержку усыновления внутри страны и ограничение усыновлений в другие страны. Другое дело, что для минимизации негативных социальных последствий ограничения международных усыновлений законодателям следовало бы продумать определенный переходный период. Следовало бы разрешить вывоз за границу детей, которые к моменту принятия закона уже нашли усыновителей. Кроме того, ограничения целесообразно было бы вводить постепенно, по мере развития возможностей по внутрироссийскому усыновлению наиболее уязвимых категорий детей.

Разница между приемной семьей и опекой: в чем сходство и отличие?

Законы РФ стоят на страже интересов детей, именно поэтому приветствуется воспитание ребятишек, оставшихся без заботы и контроля со стороны близких, в семейной обстановке, для чего приемлема любая форма — усыновление, опекунство, приемная семья.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Приоритеты расставлены таким образом, чтобы право ребенка на семейное воспитание было доступно как можно большему количеству детворы, лишившейся родителей.

Что такое приемная семья?

Когда отсутствует возможность усыновления малыша или при отсутствии родственников, которые могли бы оформить опеку, есть замечательная форма воспитания – приемная семья.

Маленький человек принимается в семью, где может одновременно воспитываться 8 детей (вместе с детьми, родными приемным папе и маме).

Проживая в семье, ребенок меньше испытывает моральных травм, чем находясь в коллективе таких же обездоленных. Домашнее воспитание позволяет взятому в семью приемышу иметь пусть не родную, но все-таки семью, где всегда ждут и заботятся, предоставляя хлеб и кров, приемные родители и ватага братьев и сестер.

Новые родители, принимая в свою семью очередного ребенка, берут также немалый груз ответственности, ведь именно с них спрос отныне будет за благополучие, здоровье и воспитание приемыша в правильном ключе.

Приемные родители являются для взятого из приюта ребенка опекунами, для них это и образ жизни, и работа: им засчитывается рабочий стаж и выплачивается зарплата на основании договора с ООП (органами опеки и попечительства).

Обычно срок действия договора – достижение приемным ребенком совершеннолетия. Законодательно приемная семья регулируется гл. 21 СК РФ.

Стать приемными родителями могут и супруги, и люди, не связанные брачными отношениями.

Опека или приемная семья — что лучше?

Опека – форма воспитания малыша, которому не исполнилось еще 14-ти лет, далее будет оформляться попечительство. На оформление опеки приоритетом пользуются родственники ребенка, если их нет, то назначается опекун органами ООП.

В чем состоит разница между усыновлением, опекой и приемной семьей хорошо видно в таблице:

Психологически приемная семья более предпочтительна для адаптации взятого на воспитание ребенка, так как здесь есть и отец, и мать, часто приемные братья и сестры, исполняющие свои обязанности и играющие свои роли.

А при опеке маленький человек может ощущать свое сиротство, чувствуя себя вне семьи, ведь в опекуне он не видит папу или маму. Так что, семейные акценты более четки и правильны в приемной семье.

Что лучше, однозначно ответить сложно. Приемные родители находятся под пристальным вниманием ООП, контролирующих не только бюджетную сферу, но и собственно воспитательный процесс. Опекунство несколько более свободно в своей деятельности.

Чем отличаются эти формы семейного воспитания?

Совершенно очевидно, что большого отличия между этими двумя формами попечительства над детьми нет. Каждая форма предназначена для соблюдения права ребенка воспитываться в семье. И опекун, и приемный родитель обязаны создать нормальные условия жизни малыша.

Разница между приемной семьей и опекой состоит в том, что родители приемные изъявляют желание взять малыша и работают родителями по договору, а опекуна назначают ООП, при этом обязанности исполняются безвозмездно.

Ребенка, оставшегося без попечения родителей, передают под опеку, в первую очередь, родственникам, тогда как в приемную семью определяют детей тогда, когда их нельзя передать на усыновление или под опеку родным людям.

Если рассуждать о том, что для ребенка предпочтительнее, то, в конечном счете, лучше малышу там, где ему более комфортно, а это зависит не от формы воспитания, а от личности воспитателя, его тепла и любви, в которых нуждается сирота.

Разница в выплатах попечителям ребенка

И в одном, и в другом случае выплачивается ежемесячное пособие. Опекуну и приемной семье помогают устроить ребенка в детсад, школу, организовать отдых и при необходимости – лечение опекаемого.

Приемной семье даются льготы на жилье, транспорт, а еще предоставляются целевые платежи на покупку мебели, на ремонт жилья и др. статьи расходов, в зависимости от состояния бюджета региона проживания.

О выплатах опекунам рекомендуем прочитать статью.

Пособия в семье с опекаемым малышом

Новая семья приемыша получает каждый месяц пособие, причем его величина не является константой, так как постоянно производится индексация.

Размер пособия очень разнится, в зависимости от региона (источник финансирования – региональный, а не федеральный бюджет).

Конечно, имеет значение и фактор многодетности, то есть пособие зависит от статуса семьи. Все нюансы по получению пособия нужно уточнять в местных Органах опеки и попечительства.

Какие льготы положены приемным родителям и ребенку?

Кроме ежемесячных выплат в виде пособия, семья, принявшая приемыша, имеет возможность получать для нового члена семьи:

  1. в школе бесплатное питание;
  2. бесплатное лечение в санаториях муниципальной формы собственности;
  3. льготы при поступлении в ВУЗ;
  4. право сразу же стать на учет на получение жилья, которое ему полагается по закону после наступления совершеннолетия.

Как бы не называлась форма воспитания, для каждого ребенка — счастье жить в семье, а не в приюте или в детдоме.

Статистика показывает, что число детишек, оставленных родителями на произвол судьбы, или оставшихся без заботы из-за лишения родительских прав или иных трагических обстоятельств, не уменьшается.

Чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, выросли всесторонне развитыми, здоровыми и образованными, государство использует различные формы семейного воспитания: опеку, приемную семью, усыновление.

К счастью, законодательно инициативы людей, берущихся за эту нелегкую работу – стать приемными родителями, поддерживаются, особенно на региональном уровне.

Советуем ознакомиться с видео про опекунство и права опекуна:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Администрация Лутугинского района
Луганской Народной Республики

СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Согласно п.3.1.52. Положения об Администрации Лутугинского района Луганской Народной Республики (новая редакция), утвержденного Указом Главы Луганской Народной Республики от 24.06.2015 № 280/01/06/15, Администрация осуществляет реализацию полномочий в сфере опеки и попечительства, в том числе выявляет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства; обеспечивает временное устройство, защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до решения вопроса об их устройстве; ведет подбор, учет и подготовку в соответствии с действующим законодательством граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в форме усыновления, приемной семьи; проводит проверку условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание в случаях, установленных законодательством.

Согласно п.2.1. Положения об отделе по делам семьи и детей Администрации Лутугинского района Луганской Народной Республики (новая редакция), утвержденного Распоряжением Главы Администрации Лутугинского района Луганской Народной Республики от 22.06.2017 № 358, отдел по делам семьи и детей Администрации реализует государственную политику по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов детей, социальной поддержки семьи, материнства и детства; обеспечивает соблюдение требований законодательства в сфере социально-правовой защиты семей и детей.

Согласно п.2.2. Положения о секторе опеки отдела по делам семьи и детей Администрации Лутугинского района Луганской Народной Республики, утвержденного Распоряжением Главы Администрации Лутугинского района Луганской Народной Республики от 28.02.2017 № 95, сектор опеки отдела по делам семьи и детей Администрации обеспечивает реализацию полномочий по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в отношении которых решается вопрос о передаче под опеку или попечительство, на усыновление, устройстве в приемные семьи, детские дома семейного типа и которые переданы под опеку, попечительство, усыновленные, устроены в приемные семьи, детские дома семейного типа; обследует условия проживания детей, которые находятся под опекой, попечительством, в приемных семьях и детских домах семейного типа; осуществляет контроль за условиями воспитания и развития детей, которые усыновлены.

Согласно Постановлению Совета Министров Луганской Народной Республики от 28.12.2017 № 832/17 «Об утверждении размеров государственной социальных пособий (помощи), выплачиваемых на территории Луганской Народной Республики», НА КАЖДОГО ИЗ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ, ЕЖЕМЕСЯЧНО ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ (на ребенка в возрасте до 6 лет – 5968 руб., на ребенка в возрасте от 6 до 18 лет – 7440 руб.). Кроме того, приемным детям и воспитанникам детских домов семейного типа в возрасте от 18 до 23 лет на период обучения выплачивается ежемесячное пособие в размере 7048 руб. За детьми сохраняются ранее назначенные алименты, пенсии и другие выплаты. Суммы средств, принадлежащих приемным детям, переходят в распоряжение приемных родителей, родителей-воспитателей, опекунов и попечителей и расходуются ими на содержание приемных детей и воспитанников.

ЕЖЕМЕСЯЧНО ПРИЕМНЫМ РОДИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ-ВОСПИТАТЕЛЯМ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ в размере 1500 руб. на каждого приемного ребенка или воспитанника. Также, приемные семьи и детские дома семейного типа, в которых воспитывается от 3 детей в возрасте до 16 лет, приравниваются по статусу к многодетным семьям, следовательно, получают ежемесячное пособие в размере 1000 руб. на каждого воспитанника или приемного ребенка.

На сегодняшний день в Лутугинском районе функционируют два детских дома семейного типа, в которых воспитываются 4 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки и 6 лиц из их числа, две приемные семьи, в которых воспитываются 2 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Кроме того, в семьях 87 опекунов, попечителей воспитываются 97 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Создание приемных семей и детских домов семейного типа регулируется постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2002 № 565 «Об утверждении Положения о приемной семье», а также Порядком создания детского дома семейного типа определенного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2002 № 564 «Об утверждении Положения о детском доме семейного типа».

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ – это отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, не состоящего в браке, которые принимают на воспитание и совместное проживание от 1 до 4 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Лица, принявшие на воспитание и для совместного проживания детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, становятся приемными родителями, а дети – приемными детьми.

ДЕТСКИЕ ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА – это семейная форма воспитания, при которой отдельная семья или лицо принимает на воспитание и совместное проживание не менее 5 детей-сирот или детей, лишённых родительской опеки. Общее число детей, включая родных, не должно превышать 10. Люди, которые приняли на воспитание детей в детский дом семейного типа, становятся родителями-воспитателями, а дети – воспитанниками.
Приемные дети (дети-воспитанники) воспитываются в приемной семье (детском доме семейного типа) до достижения восемнадцатилетнего возраста, а в случае продолжения обучения в профессионально-техническом или высшем учебном заведении I-IV уровня аккредитации – до достижения 23-летнего возраста или до окончания учебного заведения.

ГУ ЛНР «Лутугинский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» обеспечивает сбор информации о кандидатах в приемные родители, родители-воспитатели, собеседование, подготовку документов, в частности:
— принимает обращения кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели;
— проводит собеседования с кандидатами в приемные родители, родители-воспитатели;
— ведет учет обращений этих кандидатов в журнале учета обращений кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели;
— принимает по акту приема-передачи документов кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели документы, представляемые кандидатами, и оказывают им помощь в подготовке необходимых документов;
— совместно с отделом по делам семьи и детей Администрации Лутугинского района, с целью ознакомления с условиями проживания, определения характера семейных отношений, посещает кандидатов по месту жительства. По результатам посещения оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий проживания кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели.

Далее ЛИЦА, ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НА ВОСПИТАНИЕ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ ИЛИ ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА, ПОДАЮТ В ОТДЕЛ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ СВОЕГО ПРОЖИВАНИЯ:
— заявление;
— копии паспортов кандидатов в приемные родители или родители-воспитатели;
— справка о составе семьи;
— копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
— справка о состоянии здоровья кандидатов в приемные родители или родители-воспитатели и членов семьи, которые проживают вместе с ними;
— справка о доходах за последние 6 месяцев или декларация о доходах (среднемесячный доход семьи в расчете на одно лицо за 6 месяцев до обращения не может быть меньше размера прожиточного минимума);
— копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители или родители-воспитатели;
— письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, которые проживают совместно с кандидатами в приемные родители или родители-воспитатели, на прием ребенка в семью.

Установление опеки, попечительства регулируется Порядком осуществления органами опеки и попечительства деятельности, связанной с защитой прав ребенка, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 24.09.2008 № 866.

ОПЕКА – устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в возрасте до 14 лет на воспитание в семью опекуна с целью обеспечения их развития, образования, а также защиты их прав и интересов.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя с целью обеспечения их развития, образования, а также защиты их прав и интересов.

Лицо, которое изъявило желание принять на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской опеки, подает в отдел по делам семьи и детей Администрации по месту жительства следующие документы:
— заявление;
— копию паспорта;
— документ, подтверждающий право собственности или пользования жилым помещением;
— копию свидетельства о заключении брака (для лиц, состоящих в браке);
— справку о прохождении курса обучения по воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и рекомендацию центра социальных служб для семьи, детей и молодежи о включении кандидатов в единый банк данных (родственникам не обязательно);
— медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя;
— справку от нарколога и психиатра для лиц, проживающих вместе с заявителем;
— справку о наличии/отсутствии судимости заявителя, выданную органами внутренних дел по месту жительства;
— справку о доходах за последние 6 месяцев или копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;
— письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем, на прием ребенка в семью.

Установление временной опеки и временного попечительства регулируется Порядком назначения временной опеки и временного попечительства над детьми, которые остались без родительской опеки, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 08.08.2017 № 503/17. Данный Порядок временно, до начала деятельности судов Луганской Народной Республики по рассмотрению дел о лишении родительских прав, регулирует вопросы назначения временной опеки и временного попечительства над несовершеннолетними, которые остались без родительской опеки в связи с невыполнением родителями (родителем) своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего.

ВРЕМЕННАЯ ОПЕКА – устройство детей, лишенных родительской опеки, в возрасте до 14 лет на воспитание в семью временного опекуна с целью обеспечения их развития, образования, а также защиты их прав и интересов.

ВРЕМЕННОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – устройство детей, лишенных родительской опеки, в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью временного попечителя с целью обеспечения их развития, образования, а также защиты их прав и интересов.

Лицо, желающее принять на воспитание в семью несовершеннолетнего, лишенного родительской опеки, и оформить временную опеку или временное попечительство, подает в отдел по делам семьи и детей Администрации по месту проживания или нахождения несовершеннолетнего заявление и следующие документы:
— копию паспорта;
— справку о присвоении идентификационного номера;
— документ, подтверждающий право собственности или пользования жилым помещением;
— копию свидетельства о заключении брака (для лиц, состоящих в браке);
— справку о прохождении курса обучения по воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
— медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя;
— справку от нарколога и психиатра в отношении лиц, проживающих вместе с заявителем;
— справку о наличии/отсутствии судимости заявителя, выданную уполномоченным органом Луганской Народной Республики;
— справку о доходах за последние 6 месяцев или копию декларации о доходах за последние два квартала, согласно налоговому законодательству Луганской Народной Республики;
— письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, которые проживают совместно с заявителем, на прием ребенка в семью.

Опекуном, попечителем, а также временным опекуном, временным попечителем назначается преимущественно лицо, находящееся в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица исполнять обязанности опекуна или попечителя.

ПРИЕМНЫМИ РОДИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ-ВОСПИТАТЕЛЯМ, ОПЕКУНАМИ, ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕ МОГУТ БЫТЬ:
— лица, которые не прошли курс подготовки потенциальных кандидатов в приемные родители или родители-воспитатели (за исключением родственников ребенка);
— лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
— лица, лишенные родительских прав;
— бывшие усыновители, опекуны, попечители, приемные родители или родители-воспитатели, если усыновление, опека, попечительство, деятельность приемной семьи или детского дома семейного типа были прекращены по их вине;
— лица, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности приемного родителя или родителя-воспитателя (инвалидность и т.п.);
— лица, которые состоят на учете или проходят лечение в психоневрологическом или наркологическом диспансере;
— лица, которые злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами;
— лица, которые были осуждены или имеют непогашенную или не снятую судимость;
— лица, имеющие заболевания, при наличии которых нельзя принять ребенка (детей) в приемную семью или детский дом семейного типа.

Подробную информацию об устройстве детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в семьи опекунов, приемные семьи и детские дома семейного типа можно получить в отделе по делам семьи и детей Администрации Лутугинского района по адресу: г. Лутугино, ул. Ленина, 83, каб. № 405, № 406 или по телефону 24-6-67.

Опубликовано: 30-01-2018 08:28 | Категория: Новости | Количество просмотров: 246

Смотрите еще:

  • Исковое заявление о льготной пенсии медработникам Исковое заявление о льготной пенсии медработникам В Шербакульский районный суд Омской области Истец: К. Адрес: Омская обл., Шербакульский р-он, с. . ул. . д. . Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Шербакульском районе Омской области Адрес: Омская обл., […]
  • Коап рф ст 15154 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 августа 1997 г. N 01-15/15154 О НАПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 14.07.97 N 99-ФЗ Направляю для сведения Федеральный закон от 14.07.97 N 99-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об […]
  • Курумканский мировой суд Курумканский мировой суд С 1 июля 2012 года в связи с упразднением Курумканского районного суда юрисдикция Баргузинского районного суда Республики Бурятия распространяется на территории Баргузинского и Курумканского районов Республики Бурятия. Данные изменения не […]
  • Гражданского кодекса российской федерации гк рф Гражданского кодекса российской федерации гк рф Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ О внесении изменений см.: Федеральный закон РФ от 29.07.17 г. № 217-ФЗ (см. сроки вступления в силу); Федеральный закон РФ от 19.07.18 […]
  • Никольское мировой суд Никольское мировой суд Судебный участок №1 Никольского района Пензенской области Аппарат мирового судьи МИРОВОЙ СУДЬЯ Чекандина Елена Владимировна Телефон: 8 (841-65) 4-19-61 Секретарь судебного участка Буренкова Юлия Евгеньевна Телефон: 8 (841-65) […]
  • Марат файзуллин адвокат Адвокат РБ Информация Описание: Решение любых сложных вопросовПомощь Адвокат – это специалист, который предоставляет юридическую помощь высокого уровня квалификации как физическим, так и юридическим лицам. Именно адвокат может защищать права человека, либо целой […]
  • Договор купли продажи автомобиля измайлово Оформление купли продажи автомобиля Гольяново Измайлово 24 ч Район: ВАО, Гольяново Измайловская, Первомайская, Щелковская Адрес: г. Москва, Щёлковское шоссе, дом 77 Телефон: 8 (495) 542-62-03 Телефон: 8 (926) 795-0-733 Факс: 8 (964) 721-44-84 Веб-сайт: […]
  • Юрист куликов Куликов Алексей Александрович Закажите у юриста консультацию, документ или напишите сообщение Обратиться к юристу Вопросы по земельным отношениям любой сложности. Составление договоров купли-продажи, дарения, мены. Опыт работы в Росреестре и Кадастровой Палате свыше […]