Фз 273 статья 95

Статья 95. Независимая оценка качества образования

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Комментарий к Ст. 95 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства и посвящена независимой оценке качества образования, предоставляемого образовательными организациями.

Развитие системы независимой оценки качества образования является задачей нескольких программных документов Российской Федерации, в числе которых: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы*(149), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы*(150), Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года*(151).

Кроме того, Правительству Российской Федерации Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» поручено до 1 апреля 2013 г. совместно с общественными организациями обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности*(152).

Во исполнение этого поручения Правительство Российской Федерации утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»*(153), а также «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы»*(154).

Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским объединением работодателей — РСПП утверждено «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»*(155) и «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах»*(156).

Учитывая комментируемую статью и статью 96 закона N 273-ФЗ, можно сказать, что фундаментальные правовые основы для формирования независимой оценки качества образования, а также участия общественности и общественно-профессиональных сообществ в повышении качества образования созданы. Однако еще требуются целенаправленные усилия по формированию общего системного подхода к независимой оценке образования как основе целостной общероссийской системы оценки качества образования, необходима разработка технологий и процедур независимой оценки образования на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, школьном) и ступенях образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское, дополнительное).

Часть 1 комментируемой статьи определяет объекты независимой оценки качества образования: образовательные организации и образовательные программы. Сутью независимой оценки является определение соответствия объектов независимой оценки потребностям лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

Целями создания системы независимой оценки качества образования являются:

повышение уровня конкурентоспособности образовательных программ и образовательных организаций, их реализующих, как на российском, так и на международном уровне;

объективизация оценки качества российского образования;

повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве предоставляемого образования;

формирование общероссийской системы оценки качества образования.

Формами независимой оценки качества образования могут являться:

1) аккредитация образовательных программ и образовательных организаций их предоставляющих;

2) сертификация выпускников;

3) составление рейтингов образовательных программ или образовательных организаций;

4) мониторинг деятельности образовательных организаций.

Часть 2 комментируемой статьи определяет субъектов независимой оценки качества образования — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Каких-либо требований к субъекту независимой оценки качества образования (кроме установления организационно-правового статуса) законодатель не предъявляет. Однако на подзаконном уровне они могут предъявляться, например, организации, претендующие на проведение независимой оценки качества образования, должны обладать такими признаками, как:

компетентность — перечень основных (внутренних и приглашенных) экспертов организации с приложением подробных данных на каждого из них, содержащих сведения о научных интересах и достижениях экспертов, их опыте образовательной или иной профессиональной деятельности (для представителей рынка труда), свидетельствующие о наличии у экспертов необходимой квалификации и профессионально-личностных данных.

репутация — их официальное признание компетентными органами в общеевропейском, российском пространстве высшего (или другого вида) образования как структур, ответственных за независимую оценку качества;

независимость — от образовательных организаций, органов управления образованием и других заинтересованных сторон в своей деятельности, суждениях и рекомендациях;

информационная открытость — процессы, процедуры и критерии, используемые организациями, должны быть заранее определены и опубликованы;

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает право субъекта независимой оценки качества образования устанавливать виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Субъекты независимой оценки качества образования вначале определяются с формой независимой оценки (аккредитация, сертификация, составление рейтинга, мониторинг). Далее, пользуясь предоставленным правом, организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, устанавливают собственную систему критериев ее оценки. При оценке качества образования проводятся специализированные экспертизы, при которых используются результаты независимой внешней оценки качества профессионального образования.

Однако для этого необходимы:

формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

разработка стандартизированного, апробированного инструментария;

координация деятельности различных организаций, занимающихся проблемами качества образования:

разработка необходимого научно-методического обеспечения для объективного и надежного сбора информации;

подготовка квалифицированных кадров для проведения независимых экспертиз и др.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов поручено к декабрю 2014 года подготовить предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

В части 4 комментируемой статьи установлено, что независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

Инициатором проведения независимой оценки качества образования может выступать как сама образовательная организация, так любое лицо, интересующееся качеством образовательных услуг конкретной образовательной организации.

Основным источником информации для независимой оценки качества образования являются открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности образовательных организаций. Доступность к таким ресурсам обеспечивается образовательными организациями в силу статьи 29 Закон N 273-ФЗ посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Услуги экспертов при проведении независимой оценки качества образования предоставляются на возмездной основе в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что независимая оценка качества образования может осуществляться также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

Международные сопоставительные исследования проводятся, как правило, в сфере высшего профессионального образования.

Основными формами оценки высшего образования применяемыми в мировой практике являются аудит, оценка, аккредитация.

Аудит качества устанавливает степень достижения собственных целей. В российской оценочной практике по назначению совпадает с самообследованием образовательных организаций.

Оценка — процесс проверки образовательной организации высшего образования, результаты которой определяются либо в количественных величинах или обозначаются буквами алфавита в национальной системе оценки качества, принятой в той или иной стране. Однако все большее значение приобретают международные критерии и показатели, которые должны использоваться при проверке образовательных организаций.

Аккредитация — это оценка подтверждения соответствия учреждения высшего образования определенному статусу. В результате специализированной или профессиональной аккредитации образовательных программ выявляется и подтверждается, что после изучения учебной программы слушатели получают необходимую квалификацию для практической деятельности.

В настоящее время сложилась международная инфраструктура по оценке качества высшего образования, которая включает в себя:

международную сеть агентств, гарантирующих качество высшего образования (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education — INQAAHE), главная цель которой — сбор, анализ и распространение информации о современных теориях и практике оценки качества высшего образования;

европейскую сеть гарантии качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education — ENQA), цель которой — европейское сотрудничество в области гарантии качества в высшем образовании и соответствующих положений Болонской декларации;

международный альянс по транснациональному образованию (Global Alliance for Transnational Education — GATE), основная цель деятельности которого — содействие в получении и совершенствовании высшего образования вне рамок каких-либо государств. В целях глобального управления транснациональным образованием GATE для административно-правового регулирования данного вида высшего образования разработал «Принципы транснационального образования», являющиеся сводом международных норм-принципов, регулирующих развитие нового вида высшего образования. GATE разработал и внедрил сертификацию альянса в зоне транснационального образования как процедуру международного обеспечения качества высшего образования и профессиональной подготовки вне государственных границ;

ассоциация европейских университетов: Конференция ректоров университетов (Association of European Universities — CRE), которая не сама осуществляет оценку, аккредитацию учреждений высшего образования и подтверждение результатов их собственной самооценки, а использует экспертов из зарубежных университетов, назначенных Ассоциацией*(157).

Последняя, 6 часть комментируемой статьи устанавливает, что результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанная часть подчеркивает добровольный (необязательный) характер независимой оценки качества образования. Оценка качества образования, выраженная в какой-либо форме (рейтинг, профессиональная аккредитация и др.), оказывает определенное влияние (положительное или негативное) на престиж образовательной организации, ее конкурентоспособность, но не влечет каких-либо неблагоприятных правовых последствий.

Реальные правовые последствия несут только государственные разрешительные процедуры — лицензирование образовательных организаций и аккредитация образовательных программ. Сущность процедур лицензирования и аккредитации состоит в санкционировании, официальном признании за конкретными субъектами возможности заниматься образовательной деятельностью, требующими профессионального выполнения специальных правил, а также в контроле за фактически осуществляемыми действиями. При проведении государственной аккредитации образовательные организации согласно части восьмой статьи 96 Закона N 273-ФЗ представляют сведения об имеющейся у их общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, которая рассматривается при госаккредитации. Для осуществления независимой оценки качества образования наличие лицензии и госаккредитации не имеют никакого влияния на результат общественной экспертизы.

Результат независимой экспертизы, который зафиксировал низкое качество образования, отражается только на репутации образовательной организации, ее конкурентоспособности, но правовых последствий для образовательной организации не повлечет.

Фз 273 статья 95

Комментарий к статье 95

Независимая оценка качества образования представляет собой оценочную процедуру, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Эта процедура предполагает предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

— привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;

— координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;

— совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

— мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

Приведенное развернутое понятие независимой оценки качества образования содержится в Методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных Минобрнауки России 1 апреля 2015 г. (письмо Минобрнауки России от 3 апреля 2015 г. N АП-512/02 «О направлении Методических рекомендаций по НОКО» ).

Администратор образования. 2015. Май. N 10.

Результатами независимой оценки качества образования могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители), организации, осуществляющие образовательную деятельность, различные заинтересованные организации (для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и т.п.), федеральные и региональные органы исполнительной власти (при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов и т.д.).

Обучающиеся и их родители (законные представители) используют данные независимой оценки качества образования для выбора места обучения для себя или своих детей, для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов, а также для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам.

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, результаты независимой оценки качества образования могут быть востребованы для оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих, а также оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса или иных заинтересованных организаций. Кроме того, они используются для определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг.

На федеральном уровне правовую базу осуществления независимой экспертизы оценки качества образования составляют:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» ;

СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» ;

СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4213.

акты Президента РФ:

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» ;

СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.

акты Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» ;

СЗ РФ. 2013. N 29. Ст. 3964.

Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» ;

СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4378.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» ;

СЗ РФ. 2014. N 17. Ст. 2058.

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1202 «О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки» ;

СЗ РФ. 2014. N 47. Ст. 6562.

распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2013 г. N 487-р «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 — 2015 годы» ;

СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1722.

акты федеральных органов исполнительной власти:

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации» ;

Российская газета. 12.07.2013. N 151.

Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» ;

Российская газета. 19.02.2014. N 38.

Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» ;

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.02.2015.

акты — рекомендации (soft law):

Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации, утвержденные Общественной палатой Российской Федерации (март 2014 г.):

письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. N 13-312 «О подготовке публичных докладов» ;

Администратор образования. 2011. N 1.

письмо Минобрнауки России от 3 апреля 2015 г. N АП-512/02 «О направлении Методических рекомендаций по независимой оценке качества образования» .

Администратор образования. 2015. N 10.

Следует отметить, что Минобрнауки России разработало Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 22 октября 2015 г. N 08-1729 «О направлении методических рекомендаций» ), которые адресованы специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Один из разделов Методических рекомендаций посвящен включению общественности в мероприятия по независимой оценке качества образования.

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

В Методических рекомендациях независимая оценка качества образования определена как действенный общественный механизм контроля качества образования, а создание независимой и всесторонней системы оценки качества работы образовательных организаций различного уровня названо одним из приоритетных направлений государственной политики в образовательной сфере.

Вместе с тем, Министерством образования и науки Российской Федерации было разработано Письмо от 3 апреля 2015 г. № АП-512/02 «О направлении Методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»[1].

В данном письме разъясняются порядока проведение независимой оценки качестве деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сформулированы результаты независимой оценки качества образования, которые могут быть представлены в различных формах, а также указан перечень нормативных и инструктивно-методических материалов, используемых при формировании и развитии независимой оценки качества образования.

На региональном и местном уровнях принимаются свои правовые акты, которыми регулируются конкретные вопросы организации независимой оценки качества образования. Например: Закон Томской области от 15 декабря 2014 г. N 179-ОЗ «Об отдельных вопросах проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» , Постановление правительства Республики Дагестан от 13 августа 2015 г. N 239 «О независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» , Приказ Министерства образования и науки Калужской области от 6 апреля 2015 г. N 701 «О возложении на Общественный совет при министерстве образования и науки Калужской области функций по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Калужской области» , распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 11 марта 2015 г. N 959-р «Об Общественном совете по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга» , Постановление администрации Тюменского муниципального района от 5 декабря 2014 г. N 3000 «Об утверждении Положения об общественных советах по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры и образования, расположенными на территории Тюменского муниципального района» , Постановление администрации ЗАТО Северск от 13 апреля 2015 г. N 678 «Об утверждении Положения об общественном совете по независимой оценке качества работы муниципальных образовательных организаций при Управлении образования администрации ЗАТО Северск» и т.д.

Собрание законодательства Томской области. 30.12.2014. N 12/2(113) (часть 1).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Весть документы. 15.05.2015. N 18.

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Красное знамя. 09.12.2014. N 98.

Официальный бюллетень правовых актов органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Северск Томской области. 28.04.2015. N 5(9).

Независимая оценка качества образования включает в себя:

— независимую оценку качества подготовки обучающихся, которая проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся (ст. 95.1 комментируемого Закона);

— независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которая проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации (ст. 95.2).

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки. В качестве оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества образования, могут привлекаться:

— организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации или муниципалитете (например, центры оценки качества образования или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования;

— некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

— коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур независимой оценки качества образования;

— иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

Для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций Минобрнауки России с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности. На региональном и местном уровнях органами формируются общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

По решению Минобрнауки России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или органов местного самоуправления функции общественного совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций не создаются.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а также в органы местного самоуправления.

Информация о результатах независимой оценки качества образования, поступившая в указанные органы, подлежит обязательному рассмотрению этими органами в месячный срок. Такая информация должна учитываться органами управления образованием при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

Результаты независимой оценки качества образования представляются в различных формах, к которым относятся:

а) рейтинг — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу «от лучших — к худшим». В создании рейтингов по результатам независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители (информационное агентство «Интерфакс», рейтинговое агентство «Эксперт РА», РИА «Новости» и т.д.);

б) рэнкинг — форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей.

В отличие от рейтинга, рэнкинг представляет собой не зафиксированную форму, а базу данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.

в) таблица лиг — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям;

г) топ лучших (список лучших) — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список лучших. Количество лучших для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа (топ-100, топ-500 и т.п.). Возможно применение еще одного способа определения списка лучших организаций, который предполагает использование оценок, полученных участниками при проведении оценочной процедуры: «лучшие» — те, кто получил оценку не ниже заданного порога.

д) аналитические материалы — форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут не приводиться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут оформляться по-разному — как инфографика или в виде текстового документа (например, публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем и т.д.).

Законодатель особо отмечает, что результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 6 комментируемой статьи).

Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся

Комментарий к статье 95.1

Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» . Ее предметом является независимая (общественная) оценка качества подготовки обучающихся.

СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4257.

В соответствии с ч. 2 ст. 95 комментируемого Закона независимая оценка качества образования включает в себя:

— независимую оценку качества подготовки обучающихся;

— независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, независимая оценка качества подготовки обучающихся представляет собой одну из двух форм (направлений) независимой оценки качества образования.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся нацелена прежде всего на:

— повышение эффективности управления образованием;

— повышение качества подготовки обучающихся;

— корректировку подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;

— популяризацию подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;

— развитие разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.

Законодатель определяет (ч. 1 комментируемой статьи) основные характеристики такой независимой оценки:

а) инициативный характер: экспертиза проводится по инициативе участников отношений в сфере образования;

б) ее целями являются:

— подготовка информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей;

— предоставление участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

Независимый характер оценки качества гарантируется, между прочим, тем, что сами организации, осуществляющие независимую оценку качества, устанавливают основные параметры такой экспертизы:

а) объекты экспертизы:

— виды образования, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся;

— образовательные программы или их части;

б) методологию экспертной оценки: условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Участие в оценке качества образования могут принимать общественные и общественно-профессиональные объединения, негосударственные некоммерческие организации, а также отдельные эксперты.

В роли экспертов могут выступать как участники образовательных правоотношений (педагогические работники образовательной организации, администрация образовательной организации, родители), так и представители различных слоев общества (члены общественных организаций, представители муниципальных методических служб и органов управления образованием и т.д.).

К сообществам, выполняющим функцию экспертов в оценке качества профессиональных достижений (результатов) деятельности образовательной организации, относятся различные структуры, имеющие коллегиальное право на принятие решения:

— методическое объединение образовательной организации;

— городское методическое объединение и т.д.

Независимая оценка качества образования охватывает:

— образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;

— условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и т.д.;

— результаты освоения обучающимися образовательных программ;

— деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.

Независимая (общественная) оценка качества образования определяет соответствие предоставляемого образования:

— потребностям физических лиц — потребителей образовательных услуг для оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;

— потребностям юридических лиц для определения качества реализации образовательных программ и последующих корректировок этих программ по итогам экспертизы;

— потребностям учредителей и различных общественных объединений для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.

Результаты независимой оценки качества образования могут быть востребованы также:

коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития;

федеральными и региональными органами исполнительной власти при принятии управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов и т.д.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:

— определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;

— выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);

— выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;

— выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;

— определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);

— создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования, направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

В качестве оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся, могут привлекаться различные организации, такие как:

— организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации или муниципалитете, как-то: центры оценки качества образования и подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, помимо прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования;

— некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

— коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур независимой оценки качества подготовки обучающихся;

— иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся может осуществляться также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций (ч. 3 комментируемой статьи).

Статья 95.2. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Комментарий к статье 95.2

Комментируемая статья (как и предыдущая статья 95.1) была введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» . Ее предметом является независимая (общественная) оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. 1). Ст. 4257.

Независимая оценка качества образования включает в себя, наряду с независимой оценкой качества подготовки обучающихся, также независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В ч. 1 комментируемой статьи определено, что независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Основными задачами независимой оценки качества в этом случае являются:

— определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;

— ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;

— обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

— обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органов исполнительной власти, руководителей образовательных организаций, педагогических коллективов, обучающихся, родителей и т.д.) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;

Например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, осуществлении кадровых перестановок, разработке программы по развитию системы образования и т.д.

— повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

В качестве операторов для оказания услуг по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности могут привлекаться:

— федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;

— организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования;

— иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций могут быть также привлечены:

— некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

— коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы .

В этом случае регионы или муниципалитеты должны обладать достаточными финансовыми ресурсами для проведения рейтингования образовательных организаций.

Привлечение организаций в качестве оператора независимой оценки качества образовательной деятельности может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Заключение государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие публичное управление в сфере образования, по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, и при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, если такая информация не размещена на официальном сайте организации.

Важным элементом организационной структуры, создаваемой для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности, являются общественные советы, формирование которых демонстрирует государственно-общественный характер управления системой образования.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи Минобрнауки России с участием общественных организаций и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций и утверждает Положение о нем (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2012 г. N 673 «Об Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации» , Приказ Минобрнауки России от 13 ноября 2012 г. N 913 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации» ).

Вестник образования. 2012. N 19.

Вестник образования. 2012. N 23.

Общественные советы создаются также органами управления образованием на региональном уровне (Приказ Департамента образования Ярославской области от 13 января 2015 г. N 03-нп «Об утверждении Положения об Общественном совете при департаменте образования Ярославской области» , Приказ Министерства образования и науки Красноярского края от 10 августа 2012 г. N 24-04/1 «О создании Общественного совета при министерстве образования и науки Красноярского края» и др.) и органами местного самоуправления на муниципальном уровне (Постановление администрации города Переславля-Залесского от 26 февраля 2015 г. N ПОС.03-0279/15 «О муниципальном общественном совете по вопросам образования» , Постановление администрации Вейделевского района Белгородской области от 31 марта 2014 г. N 39 «О создании Общественного совета по развитию образования на территории Вейделевского района» и др.).

Документ-Регион. 16.01.2015. N 3.

Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 17.09.2012. N 42(554).

Переславская неделя. 04.03.2015. N 8.

Информационный бюллетень Вейделевского района. 08.04.2014. N 25.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи по решению Минобрнауки России, органов управления образованием в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления функции общественного совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций не создаются.

Так, например, Приказом Минобрнауки России от 9 февраля 2015 г. N 69 «О внесении изменения в Положение об Общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации» в Положение об Общественном совете при Министерстве образования и науки РФ было включен пункт 6.1: «Общественный совет осуществляет функции по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. «. Пример аналогичной корректировке на региональном уровне — Приказ Минобрнауки Республики Бурятия от 8 апреля 2015 г. N 811 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.06.2014 N 1014 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве образования и науки Республики Бурятия» .

Вестник образования России. 2015. N 5.

Официальный Интернет-портал правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 15.05.2015.

Орган управления образованием:

— утверждает Положение об общественном совете;

— разрабатывает техническое задание для организации-оператора;

— размещает информацию о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности на своем официальном сайте и официальном сайте Минобрнауки России;

— рассматривает и учитывает в своей управленческой деятельности результаты независимой оценки качества образовательной деятельности, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом;

— обеспечивает на своем официальном сайте техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (с использованием сервисов интерактивного голосования, электронного анкетирования, обсуждения на открытых коммуникативных площадках, форумах и т.п.).

В свою очередь, общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности:

— определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка;

— формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых с организацией-оператором;

— устанавливают при необходимости дополнительные критерии независимой оценки качества образовательной деятельности;

— представляют в органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества образовательной деятельности, а также предложения по улучшению качества образовательной деятельности.

В комментируемой статье и принятых в соответствии с ней правовых актах определены основные параметры формирования общественных советов и их деятельности:

— общественный совет формируется из числа представителей общественных организаций; число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек;

— члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах;

— независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, организуемая общественными советами, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года;

— информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети Интернет.

Основные критерии и параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95.2) и Приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

К таким критериям относятся:

— открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

— комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— доброжелательность, вежливость, компетентность работников;

— удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Дополнительно к этим обязательным критериям органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут включить в проведение независимой оценки качества образовательной деятельности иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.

Введение дополнительных критериев осуществляется, как уже отмечалось, общественным советом.

Информация о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций размещается:

— Министерством образования и науки РФ — на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет;

— органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления — на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет.

В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1203 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, определяющем состав информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» является Министерство финансов РФ.

СЗ РФ. 2014. N 47. Ст. 6563.

Минфин России реализовал эти полномочия, издав Приказ Минфина России от 22 июля 2015 г. N 116н «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и порядке ее размещения» .

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.08.2015.

На организации, осуществляющие образовательную деятельность, возлагается выполнение следующих функций, направленных на обеспечение условий и качества проведения независимой оценки качества образовательной деятельности:

— предоставление в открытом доступе в сети Интернет отчетов о результатах самообследования, а также информации о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ст. 29 комментируемого Закона), Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации», Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» и т.д.);

— разработка планов мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;

— использование результатов независимой оценки качества образовательной деятельности для решения задач, отраженных в образовательных программах организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

— принятие участия в общероссийских и международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.

[1] Администратор образования. № 10 (май). 2015.

Авторы — Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика»; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика».

Комментарий по состоянию на 01.08.2016

Смотрите еще:

  • Гк рф статья 260 Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю 1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли […]
  • Полномочия и структура совета федерации Структура и компетенция совета федерации РФ Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ). Срок полномочий представителей […]
  • Коап рф ч 4 ст 208 Коап рф ч 4 ст 208 Мы ответим на любые Ваши вопросы +7 (912) 881 19 61 Запишитесь к нам для личной консультации с 9.00 до 21.00 ежедневно Вы можете связаться с нами Дела об административных правонарушениях Административные правонарушения предполагают возможность […]
  • Заявление в дешели на возврат Как отказаться от кредита в Дешели Я работаю в банке, и до недавнего времени не знал про компанию Дешели. Но уже как несколько месяцев, я вижу как много представительниц прекрасной половины человечества обращаются к нам, чтобы отказаться от кредита, который они […]
  • Фз 82 статья 29 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. 3. Абзац пятый подпункта "а" пункта 87, пункты 95 и 96 статьи 1 настоящего […]
  • Уголовный кодекс сроки возбуждения уголовного дела Глава 8. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Статья 94. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Поводами к возбуждению уголовного дела являются: 1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, […]
  • Псков страхование автомобилей СТРАХОВАНИЕ ПСКОВ ОСАГО,Зеленая карта,КАСКО Информация Описание: Центр страхования ООО "АвтоАнгелы".Все виды услуг страхования:- ОСАГО- КАСКО- Зеленая Карта Показать полностью… - Договора купли - продажи- Медицинское страхование иностранных граждан- Страхование […]
  • Вождение на машине пдд На сколько оштрафуют за вождение автомобиля в шлепанцах – Вас могут оштрафовать по общему обвинению в «отсутствии надлежащего контроля над транспортным средством», если полицейский остановит за ошибки в управлении автомобилем, — объясняет представитель «Королевского […]