Гарнизонные военные суды суд общей юрисдикции

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Правоохранительные органы

Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом “О военных судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

— нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

— нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К подсудности военных судов относятся (ст. 7):

— гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

— дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

— дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военная коллегия.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд в первой инстанции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и окружного (флотского) военного суда. Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Он рассматривает также жалобы на действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокурора по находящимся у них в производстве делам в отношении военнослужащих и лиц, проходивших военные сборы.

Гарнизонный военный суд состоит из судей и народных заседателей. Судьи назначаются Президентом РФ, срок их полномочий не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Гражданские и административные дела рассматриваются как коллегией, так и единолично судьей (в случаях, если срок наказания за преступления не превышает пяти лет лишения свободы).

Возглавляет гарнизонный военный суд председатель, у которого имеются заместители. Председатель гарнизонного военного суда, помимо непосредственного участия в рассмотрении дел, организует деятельность суда, распределяет обязанности между судьями, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Заместитель председателя гарнизонного военного суда также участвует в рассмотрении дел и замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия.

Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В качестве кассационной инстанции окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и поставновления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. В порядке надзора окружные (флотские) военные суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений гарнизонных военных судов, вступивших в законную силу, а также определений окружного (флотского) военного суда, принятых им во второй инстанции.

В состав окружного (флотского) суда входят судьи, народные и присяжные заседатели. Судьи окружного (флотского) суда назначаются Президентом РФ, а присяжные и народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Дела рассматриваются в следующем составе:

— гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией, состоящей из трех судей;

— уголовные дела рассматриваются коллегией, состоящей из трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судьи и народных заседателей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения гарнизонного военного суда, вступившие в силу, а также определения и постановления окружного (флотского) военного суда, принятые им во второй инстанции. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет их численность.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда действуют в качестве судов первой и кассационной инстанций.

Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда, созывает заседания президиума и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Кроме того, председатель приносит протесты на приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) судом.

Заместители председателя окружного (флотского) суда организуют работу соответствующей судебной коллегии или судебного состава, замешают председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия, но правом принесения протестов не обладают.

Военная коллегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

В первой инстанции Военная коллегия рассматривает:

— дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

— уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, дела особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на приговоры, определения и постановления окружных (флотских) судов, не вступившие в законную силу.

В порядке надзора Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения всех военных судов, вступившие в законную силу. Приговоры, определения и постановления самой Военной коллегии, не вступившие в силу, могут быть отменены или изменены кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Вступившие же в силу приговоры, определения и постановления Военной коллегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ.

Военная коллегия состоит из судей, присяжных и народных заседателей.

Дела рассматриваются ей в следующем составе:

— в первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией из трех судей, а уголовные дела — коллегией, состоящей из трех судей, либо судей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судей и народных заседателей;

— дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

— дела по протестам на решения, приговоры, определения военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Возглавляет Военную коллегию председатель, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания. Он имеет право приносить протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) судов на решения, определения и приговоры военных судов, вступившие в силу, а также в Президиум Верховного Суда РФ — на решения, приговоры и определения Военной коллегии, вступившие в законную силу. Он же руководит работой Военной коллегии, контролирует работу ее аппарата. Председатель Военной коллегии имеет заместителя, который осуществляет полномочия председателя во время его отсутствия, за исключением принесения протестов.

В аппаратах военных судов установлены должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных и ведущих специалистов, специалистов 1 и 2 категории, специалистов. Указанным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим присваиваются также и воинские звания. При военных судах учреждена также должность администратора суда. Администратор военного суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует охрану здания и другого имущества военного суда, работу средств связи. Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от нее начальником соответствующего подразделения Судебного департамента.

Финансирование военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение военных судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями и охраной производится соответствующими подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Статус судей военных судов определяется прежде всего Конституцией РФ, Законами РФ «О судебной системе» и «О статусе судей в Российской Федерации». Однако, учитывая то, что судьи военных судов состоят на военной службе, на них распространяется действие Закона «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положения Закона «О военных судах РФ». Судьи военного суда не могут быть переведены в другой суд без их согласия, они могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Судьям, достигшим этого предельного возраста, срок военной службы может быть продлен на срок до 10 лет Председателем Верховного Суда РФ, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

7.1 Место военных судов в судебной системе РФ. Подсистема военных судов. Порядок их формирования

Судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют Военные суды Российской Федерации (ч.

Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три специфических звена, которые в совокупности и взаимосвязи образуют подсистему военных судов.

Первое (основное) звено подсистемы военных судов составляют гарнизонные военные суды. Ко второму (среднему) звену относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему (высшему) — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Второй вид (звено) военных судов — окружные (флотские) военные суды, действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Состав окружного (флотского) военного суда состоит из председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда. В окружном (флотском) военном суде могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является составной частью Верховного Суда РФ со всеми выходящими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком

назначения судей, в нее входящих .

Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды соз- даются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом.

7.2 Принципы организации и деятельности военных судов

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) и национального языка судопроизводства (ст. 6).

Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Суды и судьи военных судов в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Где бы не располагался суд, какой бы национальности население не проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином помимо русского языке.

По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. 7.3

40.Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.

Гарнизонный военный суд — действует на определенной территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Гарнизонные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Судьи гарнизонных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

Гарантии независимости судей, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Гарнизонный военный суд в первой инстанции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определённой постановлений, принятых им и вступивших в силу. Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в следующем составе:

1)гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей, если какая-либо из сторон заявит соответствующее ходатайство;

2)уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей.

Гарнизонный военный суд состоит из судей и народных заседателей. Судьи назначаются Президентом РФ, срок их полномочий не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Гражданские и административные дела рассматриваются как коллегией, так и единолично судьей (в случаях, если срок наказания за преступления не превышает пяти лет лишения свободы).

Возглавляет гарнизонный военный суд председатель, у которого имеются заместители. Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель гарнизонного военного суда:

1)вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2)организует деятельность суда;

3)распределяет обязанности между судьями;

4)контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе и др.

Окружной (флотский) военный суд. Состав, структура, полномочия.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ.

Согласно ФКЗ «О военных судах РФ» (а именно ст. 13-20)

Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду

рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Состав окружного (флотского) военного суда при осуществлении правосудия

1. гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

2. уголовные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей, либо суд с участием присяжных заседателей.

Районные суды, гарнизонные военные суды

Районный суд в соответствии со ст. 32 Закона о судах общей юрисдикции создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет сто полномочия.

В Российской Федерации создано 2198 районных судов, штатная численность которых составляла 17 846 федеральных судей, вакантных должностей – 1692 (9%). 59% судей районных судов – женщины [1] . В ст. 34 Закона о судах общей юрисдикции закреплена компетенция районного суда. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатель районного суда и его заместитель (заместители) (ст. 35 Закона о судах общей юрисдикции) назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Так, в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 6.1 УПК РФ в целях обеспечения разумных сроков судопроизводства председатель принимает решение об ускорении рассмотрения уголовного дела.

Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.

В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

В случае если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Статья 37 Закона о судах общей юрисдикции определяет органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.

Пол организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности районных судов осуществляется Управлением Судебного департамента в субъекте РФ, структура и полномочия которого установлены Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и администратором суда под контролем Управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Администратор районного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

В соответствии со ст. 19 вышеназванного Закона администратор имеет следующие полномочия:

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда (ст. 38 Закона о судах общей юрисдикции)

В Положении об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 декабря 2012 г. № 238, закреплены общие принципы организации и направления деятельности аппарата суда, основные направления деятельности структурных подразделений (отделов) аппаратов районных судов (общий отдел и отдел обеспечения судопроизводства).

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.

Так, работники аппарата суда помимо Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885, в своем поведении должны руководствоваться Правилами поведения работников аппарата суда, утвержденными постановлением Совета судей РФ от 27 апреля 2006 г. № 156.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» но результатам аттестации работникам аппарата суда присваиваются классные чины государственной гражданской службы РФ.

Функции аппарата суда общей юрисдикции установлены ст. 39 Закона о судах общей юрисдикции. Аппарат суда общей юрисдикции:

– принимает и выдает документы;

– удостоверяет копии судебных документов;

– производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

– контролирует уплату пошлин и сборов;

– осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

– оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

– обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

– ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

– обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

– осуществляет хранение дел и документов;

– участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

– осуществляет прием граждан.

В своей работе по обеспечению правосудия аппарат суда руководствуется Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36. В настоящее время делопроизводство в районных судах осуществляется в электронном виде. Все районные суды имеют сайты, объединенные на портале ГАС «Правосудие» (sudrf.ru) в единое информационное пространство.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на сайте суда граждане могут получить сведения о принятии судом дела к производству, о назначении судебного заседания, о результатах рассмотрения дела, получить доступ к итоговому решению по судебному делу. С согласия гражданина его информирование о времени и месте судебного разбирательства осуществляется путем СМС-сообщения. Советом судей РФ было разработано и утверждено Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденное постановлением Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. № 229. Также постановлением Президиума Совета судей РФ от 27 января 2011 г. № 253 был утвержден Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции.

В целях обеспечения реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, а также исключения общения судей и участников процесса со сторонами вне судебного заседания, в судах общей юрисдикции были созданы приемные. В соответствии с Примерным положением о приемной в судах общей юрисдикции и Типовым регламентом, утвержденными постановлением Президиума Совета судей РФ от 18 мая 2009 г. № 179, приемная является структурным подразделением суда, основными функциями которого являются:

– организация ежедневного приема граждан, их представителей, а также представителей юридических лиц (кроме выходных и праздничных дней);

– обеспечение приема письменных обращений, а также документов по конкретным судебным делам, жалоб на действия судей, работников аппарата суда;

– прием исковых заявлений, кассационных (частных) жалоб, представлений;

– выдача копий судебных документов;

– повторная выдача копий судебных актов, дубликатов исполнительных документов;

– создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных документов, в том числе с помощью технических средств и за свой счет;

– информирование граждан о результатах рассмотрения их обращений в суд;

– обеспечение сохранности поступившей документации;

– передача материалов по принадлежности;

– оказание информационно-консультативной помощи в разъяснении процессуального законодательства и организации судебного делопроизводства;

– оперативное и периодическое информирование председателя суда (лица, его заменяющего) о результатах работы;

Работники приемной вправе давать консультации по следующим вопросам:

– формы искового заявления (заявления о вынесении судебного приказа, заявления, жалобы и др.);

– перечня документов, прилагаемых к исковому заявлению (заявлению, жалобы);

– порядка принятия искового заявления (заявления, жалобы) к производству суда;

– оснований отказа в принятии, возвращении, оставлении без движения искового заявления (заявления, жалобы) предъявления встречного искового заявления;

– оплаты, освобождения, уменьшения государственной пошлины, представления отсрочки (рассрочки) ее уплаты;

– порядка выдачи копий судебных документов, личных документов, вещественных доказательств, исполнительных документов;

– другим вопросам судопроизводства, за исключением консультационных вопросов, касающихся оценки доказательств, влияющих на характер, объем правоотношений и тому подобным вопросам.

Результатом создания приемной, надлежащей ее организации должно стать повышение доверия граждан к правосудию, рост эффективности и качества рассмотрения дел, преодоление затруднений в получении информации о порядке приема заявлений и других необходимых сведений.

Гарнизонные военные суды

Они относятся к судам общей юрисдикции и являются судами, равными по компетенции районным судам общей юрисдикции. В системе военных судов они занимают положение первого (основного) звена и распространяют свою юрисдикцию на территорию дислокации одного или нескольких военных гарнизонов. Вопросы создания и упразднения гарнизонных судов решаются законодателем. Вопросы определения количества этих судов, а также численности судей в каждом из этих судов относятся к ведению Верховного Суда РФ. Внутреннее устройство гарнизонных военных судов и организация работы в них сходны с внутренним устройством и организацией работы в районных судах общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 21 Закона о военных судах гарнизонный военный суд осуществляет свои полномочия в составе председателя суда, его заместителя и судей.

Аппарат гарнизонного военного суда может включать в себя помощников судей, консультантов, других специалистов. В аппарат этого суда также входят секретари судебных заседаний, являющиеся по закону (УПК РФ и ГПК РФ) участниками судебного разбирательства. В соответствии с Положением об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 декабря 2012 г. № 238, в аппарате гарнизонного суда образуются отделы. Количество отделов и соответственно начальников и их заместителей определяется штатной численностью суда.

Функции аппарата гарнизонного военного суда аналогичны функциям аппарата районного суда.

Председатель гарнизонного поенного суда несет ответственность (разделяемую со своим заместителем) за организацию работы суда. Его организационные полномочия сходны с полномочиями председателя районного суда общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах, ч. 5 ст. 31 УПК РФ, ч. 3 ст. 23.1 КоЛП РФ, ст. 25 ГПК РФ гарнизонным военным судам подсудны (за исключением дел, подсудных вышестоящим военным судам):

– уголовные дела и административные правонарушения, совершенные военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы;

– гражданские дела, по которым в качестве одной или обеих сторон выступают военнослужащие (занимающие или не занимающие воинскую должность), а также органы военного управления (в лице своего представителя).

Кадровые, финансовые, материально-технические и иные мероприятия, направленные на создание условий работы гарнизонных военных судов, осуществляются Управлением Судебного департамента в субъекте РФ.

  • [1] Материалы делегатам VIII Всероссийского съезда судей. М., 2012. С. 3.

40. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов. Он рассматривает в первой инстанции все гражданские, административные и уголовные дела, за исключением тех, которые подсудны вышестоящим военным судам. По гражданским делам он уполномочен также пересматривать свои вступившие в силу решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Гарнизонный военный суд разрешает также все другие вопросы, отнесенные к подсудности судов первого звена всех судов общей юрисдикции, — принимает решения о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, о производстве следственных действий, ограничивающих права и свободы личности, рассматривает жалобы на действия и решения следователя и прокурора и др.

Все дела, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. Председатель и заместитель председателя гарнизонного военного суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель организовывает деятельность суда и осуществляет руководство им – распределяет обязанности между судьями, контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе; представляет суд в гос.органах, общественных организациях и ОМС; может также принимать к своему рассмотрению дела и председательствовать на судебном заседании.

41. Окружной (флотский) военный суд. Состав, структура, полномочия.

Окружной (флотский) суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Его полномочия в основном такие же, как и других судов общей юрисдикции второго звена. Он может выступать в качестве трех инстанций – первой, кассационной и надзорной. Может также осуществлять проверку и пересмотр вступивших в законную силу судебных решений ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, по уголовным делам – решений гарнизонного суда (ст.417 УПК РФ), по гражданским – своих вступивших в законную силу решений (ст.393 ГПК РФ).

Окружной суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. В окружном военном суде имеется президиум и могут быть образованы судебные коллегии и/или судебные составы.

Судебные коллегии и судебные составы рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные законом к подсудности данного суда, — дела о преступлениях, за совершение которых, возможно назначение наказания в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с гос,тайной; к его подсудности отнесены все уголовные дела, подсудные судам общей юрисдикции второго звена, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих сборы.

Судебные коллегии и/или составы выступают также в качестве кассационной инстанции для гарнизонных судов. Состав суда при рассмотрении дел первой инстанции – единолично или коллегией из трех проф.судей, по уголовным делам – судьей и коллегией присяжных заседателей. В кассационном порядке дела рассматриваются коллегией из трех судей.

Президиум окружного суда состоит из председателя суда, его заместителей и председателей судебных коллегий и судебных составов. Президиум выступает в качестве суда надзорной инстанции для военных судов первого звена; выполняет ряд организационных функций – утверждает председателей судебный коллегий и судебных составов (по представлению председателя суда), определяет их численность, рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, судебных составов и аппарата суда. Заседания президиума проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание собирает председатель суда, он же руководит заседанием. Заседание считается правомочным при наличии более половины его членов. Постановления президиума принимаются большинством голосов от числа присутствующих.

Председатель окружного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Смотрите еще:

  • Закон о пенсии военнослужащих с 1 января 2014 года Первые выплаты повышенных пенсий военным: Гройсман назвал даты и суммы В апреле военные пенсионеры получат перерасчет за четыре месяца Первые выплаты повышенных пенсий военнослужащим начнутся уже в конце марта, а перечисленную пенсию за январь-апрель военные […]
  • Займ на киви кошелек срочно от частного лица Срочно нужны деньги? Tеперь получить займ очень просто! займы от 1 000 до 100 000 рублей срок займа — от 7 дней до 12 месяцев без комиссий и справок о доходах улучшаем кредитную историю процент одобрения - 96% Срочный займ на киви кошелек прямо […]
  • Ст 719 ук рф Статья 719. Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда 1. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление […]
  • Дотация и материальная помощь Профком обучающихся МАИ Социальная комиссия Социальная комиссия занимается вопросами оказания материальной поддержки и материальной поддержки (экс дотация) Мэрии города Москвы остронуждающимся обучающимся. Для того что бы оформить заявление на материальную поддержку и […]
  • Ул олеко дундича д35 к1 дом под снос город Москва, улица Олеко Дундича, д.35, корпус 1 (район Фили-Давыдково, Западный АО) Паспорт многоквартирного дома Почтовый индекс - 121108. Тип здания - Многоквартирный жилой дом, Этажей - 5, Материал стен - блочный, Межэтажные перекрытия - ж/бетон, […]
  • Налоговая дачная амнистия Дачная амнистия: что делать и куда идти О том как воспользоваться дачной амнистией, "Вести.Недвижимость" рассказал адвокат Олег Сухов. Дачную амнистию продлили до 1 марта 2018 года, однако уже в этом году процедура усложнилась — упрощенный порядок для оформления […]
  • Ст 1070 ст 1069 гк рф Статья 1070 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда Новая редакция Ст. 1070 ГК РФ 1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к […]
  • Не выплачивают расчетные при увольнении что делать Куда обратиться, если не дали расчет при увольнении? Добрый день, подскажите как быть и куда обратиться, я уволился 9 мая 2017 года и по сей день Не могу получить окончательный расчет сегодня уже 3 августа 2017г. На требования расчета кормят завтраками и […]