Гк рф ст 217

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 217 Гражданского Кодекса РФ

1. В комментируемой статье в общем виде сформулированы смысл и значение приватизации как особого способа приобретения права собственности. Приватизация распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, т.е. предназначена лишь для публичных, а не частных собственников, и уже в силу этого не может рассматриваться в качестве общего основания прекращения права собственности. Вместе с тем она всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц).

Примерами законов о приватизации, изданных в соответствии с ГК, являются Закон о приватизации, Закон о приватизации жилищного фонда, ФЗ от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805) и др.

2. В соответствии с Законом о приватизации процесс приватизации включает несколько этапов: 1) подача заявки на приватизацию; 2) принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта; 3) составление и утверждение плана приватизации; 4) заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора. Указанные этапы являются необходимыми юридическими фактами.

3. Законодательством о приватизации могут быть предусмотрены особые требования к покупателям приватизируемых объектов. В частности, согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации по общему правилу не могут выступать покупателями государственные и муниципальные унитарные предприятия, включая казенные, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25%.

Согласно ст. 11 Закона о приватизации жилищного фонда правом на приватизацию жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда обладают только граждане РФ. Несовершеннолетние граждане, ставшие собственниками жилых помещений в порядке приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в доме государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

4. В процессе приватизации от лица собственника государственного или муниципального имущества должен выступать соответствующий орган по управлению государственным имуществом или орган местного самоуправления (см. коммент. к ст. 125 ГК).

Гк рф ст 217

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 217 ГК РФ. Приватизация государственного и муниципального имущества

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 217 ГК РФ. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Статья 217 ГК РФ. Приватизация государственного и муниципального имущества

Новая редакция Ст. 217 ГК РФ

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 217 ГК РФ

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Значение приватизации в гражданском праве определяется тем, что она является способом прекращения права публичной собственности (ч. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ) и, соответственно, способом приобретения права частной собственности (см. комментарий к гл. 14).

В то же время следует обратить внимание на то, что сама по себе приватизация не является особым способом приобретения или прекращения права собственности. Приватизация — собирательная конструкция, объединяющая ряд гражданско-правовых способов приобретения права собственности.

Другой комментарий к Ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Приватизация представляет собой процесс перехода имущества, находившегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

Учитывая, что прежний хозяйственный уклад был основан на преобладании государственной собственности, приватизация приобрела черты чрезвычайно масштабного явления, охватившего все сферы хозяйства и определившего многие черты экономики.

Сама по себе норма ст. 217 лишь указывает на возможность приватизации и отсылает к законам о приватизации.

2. Из комментируемой статьи следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в частную собственность. Очевидно, что законодатель, исходя из того понимания права собственности, которое дано в ст. 209 ГК, определяет приватизацию как право собственника распорядиться имуществом. Однако законами и иными правовыми актами о приватизации было установлено право тех лиц, которые выступали как покупатели приватизируемого имущества, требовать приватизации. Таким образом, наряду с правом собственника передать имущество из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность, возникло также право частного лица, отвечающего установленным законом условиям, требовать приватизации соответствующего имущества.

3. Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности, поэтому законы и иные нормативные акты о приватизации действуют в изъятие из общих норм ГК о возникновении и прекращении права собственности. И лишь постольку, поскольку законами и иными нормативными актами о приватизации не урегулированы конкретные отношения, применяются соответствующие нормы ГК.

Кроме того, органы государственной власти, действующие от имени государства, а также органы местного самоуправления в процессе приватизации, как это присуще публичным органам, подчиняются специальным правилам и процедурам, определяющим их деятельность. Поскольку эти правила охватывают совершение сделок приватизации, они являются обязательными и для покупателей (приобретателей) государственного (муниципального) имущества, а нарушение установленных правил влечет за собой недействительность сделок приватизации.

4. В ст. 217 указано, что приобретателями государственного (муниципального) имущества являются граждане и юридические лица. Законодатель использует здесь определение, содержащееся в п. 1 ст. 213.

Очевидно, что имеются в виду граждане и юридические лица — частные собственники. Но если по общему правилу любое юридическое лицо является частным собственником, поскольку оно не относится к числу предприятий и учреждений, указанных в п. 4 ст. 214 ГК, для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%).

5. Приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется возмездно (исключение составляет приватизация жилых помещений). Цена приватизируемого имущества определяется в соответствии с Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 369 (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2172). Приватизация имущества без указания его стоимости недопустима.

Применение иных средств платежа, кроме валюты РФ (акций, векселей и т.д.), для приобретения имущества в порядке приватизации не допускается. Если такие условия предусмотрены сделкой о приватизации, такая сделка является незаконной (ничтожной).

6. Приватизация земли (за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории РФ, государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, безвозмездная передача в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, передача государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, передача государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, продажа государственного и муниципального имущества на основании судебного решения, приватизация акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом регулируется не законом о приватизации государственного и муниципального имущества, а иными законами и нормативными актами.

В частности, Закон о приватизации жилищного фонда в РФ сохраняет принцип безвозмездной передачи жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан.

7. Одним из наиболее сложных является вопрос о сфере действия нормы ст. 217. Преобладает мнение, что любая сделка, в результате которой прекращается право государственной или муниципальной собственности на конкретный объект и возникает право частной собственности на этот объект, является незаконной, если при этом нарушен порядок, установленный законодательством о приватизации. В частности, как правило, признаются ничтожными договоры мены, по которым частный собственник, получая в собственность тот или иной объект, взамен передает равнозначные объекты в государственную или муниципальную собственность.

Не находят поддержки в судах и такие договоры, в результате которых возникает общая собственность на объект, который до того находился в исключительной государственной (муниципальной) собственности. Например, если заключен договор о перестройке (реконструкции, пристройке) здания, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в результате которого новый (реконструированный) объект большей площади оказывается в общей собственности, причем долю в собственности имеет гражданин или частное юридическое лицо, то суды нередко признают такие договоры не соответствующими законодательству о приватизации и ничтожными.

Между тем в данном случае есть основания полагать, что если договор в целом не преследует цели перехода имущества в частную собственность, а имеет иные цели — инвестиции в городское хозяйство и т.п., то такой договор может быть квалифицирован как договор, не являющийся договором о приватизации.

Необходимо отметить, что норма ст. 217 не исключает иных способов распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, если отношения сторон не охватываются целями приватизации. Из ст. 217 трудно сделать вывод о том, что такие договоры, как, например, договор мены или договор простого товарищества, т.е. возмездные договоры, не являющиеся договорами приватизации, в принципе запрещены для публичных собственников.

Конечно, если возник спор, суд обязан проверить, не совершена ли конкретная сделка в обход законодательства о приватизации. Если последнее подтвердится, такой договор будет ничтожным в силу п. 2 ст. 170 ГК как притворная сделка.

8. Законодательство о приватизации состоит из Закона о приватизации и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных актов. Нормы о приватизации, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону о приватизации.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации (п. 3 ст. 4 Закона о приватизации 2001 г.).

9. На практике возникают вопросы, связанные с определенными коллизиями между федеральным законодательством и местными актами о приватизации.

Конституционный Суд РФ в Определении от 15 июня 1999 г. N 64-О «По делу о проверке конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535 «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (СЗ РФ. 1999. N 25. Ст. 3169) подтвердил право органов местного самоуправления устанавливать условия и порядок определения цены приватизируемого муниципального имущества.

Высший Арбитражный Суд РФ также исходит из того, что при продаже приватизируемых объектов муниципальной собственности органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять выкупную стоимость нежилых помещений и в том случае, если федеральным законодательством установлен иной порядок определения выкупной цены (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 февраля 2001 г. N 60 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 10).

Иные вопросы приватизации муниципального имущества, в частности круг объектов, подлежащих приватизации, также относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В тех случаях, когда органами местного самоуправления не приняты акты, определяющие порядок приватизации, а также в части, не урегулированной нормативными актами органов местного самоуправления, действуют соответствующие федеральные нормативные акты.

10. Ранее принятые федеральные нормативные правовые акты, регулирующие отношения приватизации, действуют в части, не противоречащей Закону о приватизации, иным, принятым позднее соответствующим федеральным законам или нормативным правовым актам.

В частности, эти нормативные акты действуют в части установления условий и порядка приватизации, поскольку это не исключается Законом о приватизации. В то же время установление объектов, подлежащих приватизации, относится к компетенции Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 217 ГК РФ

1. В комментируемой статье закреплены основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан и юридических лиц путем приватизации.

Непосредственно ГК РФ, определяя признаки осуществления приватизации, не раскрывает юридическое содержание данного понятия. В литературе содержатся достаточно многочисленные суждения по поводу данного понятия, в особенности в сопоставлении с другими понятиями, затрагивающими или сопровождающими процесс приватизации, такими как разгосударствление, коммерциализация, денационализация и т.п. Понятие приватизации рассматривают как в широком, так и в узком смысле. По утверждению Э.С. Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» в 1983 г. было использовано для обозначения процесса преобразования общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную. В широком же смысле, по его мнению, приватизация представляет собой проведение разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности . Герберт Бинер считал, что приватизация в широком смысле «представляет собой всеобъемлющую передачу прав собственности от государства к его гражданам, выделение общественных услуг в частный сектор, а также отказ от активной деятельности государственных органов, для того чтобы дать простор частной инициативе» . С правовой точки зрения более точным представляется определение, данное С.И. Комарицким: «Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности» . В данном случае в результате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переход в частную собственность права собственности на объекты приватизации, находящиеся в собственности государства или муниципальной собственности. Вместе с тем предусмотренный комментируемой статьей производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации ГК РФ. Необходимо отметить, что ГК РФ устанавливает возможность передачи имущества: на каком основании, в каком порядке, какого имущества, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, — все эти вопросы составляют предмет правовой регламентации специального законодательства. При этом положения ГК РФ в зависимости от определяемых законодательством о приватизации условий передачи государственного или муниципального имущества могут либо подлежать применению, либо применяться с существенными ограничениями.

———————————
Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992. С. 15.

Бинер Г. Приватизация и разгосударствление в ФРГ. М., б/г. С. 63.

Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций // Исследовательский центр частного права; Российская школа частного права. М.: Статут, 2000. С. 7.

2. К основным признакам приватизации следует отнести:

1) нахождение имущества в собственности публичных субъектов права — Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований;

2) осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права — граждан и юридических лиц;

3) соблюдение специально установленной федеральным законом процедуры передачи имущества;

4) приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ.

Иных признаков приватизации ГК РФ не содержит. Вместе с тем законами о приватизации могут быть установлены такие дополнительные признаки приватизации, как возмездность или безвозмездность передачи государственного или муниципального имущества, а также вид подлежащих приватизации объектов права. При этом рамочного закона о приватизации, который определял бы общие правила и порядок приватизации в отношении любых видов имущества, не существует.

3. Установление комментируемой статьей приоритета специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ имеет важное правовое значение, в особенности учитывая, что согласно закрепленным в п. 2 ст. 3 ГК РФ основным положениям гражданского законодательства, наоборот, установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

Приоритет законодательства о приватизации содержится и в иных положениях ГК РФ. В частности, согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. При этом особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем указанной приватизации с учетом п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1996 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

Установление ограниченного действия гражданского законодательства применительно к приватизации государственного и муниципального имущества не случайно, учитывая, что предусматриваемые законами о приватизации особенности правового регулирования могут существенно отличаться в зависимости от способов приватизации, видов передаваемого имущества и в полной мере не отвечают закрепленным в ст. 1 ГК РФ основным началам (принципам) гражданского законодательства.

Законодательство о приватизации состоит из комплекса частно-публичных, а в большей степени административных норм, основная задача которых сведена к подготовке создаваемых в порядке приватизации частноправовых субъектов права к участию в гражданском обороте. Самым сложным представляется вопрос, связанный с определением момента вхождения в этот оборот образуемого в порядке приватизации субъекта права как полноправного субъекта гражданского оборота, в отношении которого уже не действуют установленные законами о приватизации особенности.

Нестабильность и ненадежность таких участников гражданского оборота послужили предпосылкой внесения изменения в ст. 181 ГК РФ, которой устанавливаются сроки исковой давности по недействительным сделкам. Именно из-за активного процесса образования в порядке приватизации юридических лиц до недавнего времени действовал специальный срок исковой давности в 10 лет для подачи исков о применении последствий недействительности ничтожной сделки . В этой связи совершенно обоснованно С.А. Хохлов указывал: «…ненормально будет, если у нас возникнут две системы собственности — одна система собственности и правового регулирования собственности, созданная на основе приватизационного законодательства, а другая — на основе общего гражданского законодательства» . Высвечивая проблемы параллельного действия указанных систем, С.А. Хохлов также отмечает актуальные и сегодня проблемы, связанные с необходимостью определения момента окончания приватизационного законодательства и применения без изъятий гражданского законодательства.

———————————
В действующей с 26 июля 2005 г. «новой» редакции п. 1 ст. 181 ГК РФ предусмотрено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. При этом течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки, в отличие от установленного в п. 1 ст. 200 ГК РФ общего порядка определения начала течения срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8. С. 124 — 125.

Совершенно очевидно, что вопрос применения специальных приватизационных механизмов лежит в плоскости политической и экономической целесообразности. Действующее гражданское законодательство рассматривает государство и муниципальное образование как равноправных собственников по отношению к любым иным субъектам гражданского оборота, что получило соответствующее закрепление в гл. 5 ГК РФ. При этом ничто не мешает в том числе распоряжению находящимся в государственной и муниципальной собственности имуществом в соответствии с положениями ГК РФ. В противном случае логично было бы предположить, что если отчуждение государственного (муниципального) имущества возможно только в результате приватизации, то приобретение — только в результате национализации. Однако, конечно же, это не так. Говорить о достоинствах и недостатках одной из форм собственности, будь то государственная или частная, можно только по прошествии времени применительно к конкретному историческому периоду в противопоставлении и сравнении эффективности той или иной формы собственности. Приватизация стала основой системных изменений в обществе и экономике, однако оценка достигнутого результата — это предмет исследования экономической эффективности приватизированных предприятий.

Подводя итог рассмотрению приватизации как правового института, можно констатировать, что под законодательством о приватизации следует понимать совокупность нормативных правовых актов, регулирующих не только отношения, возникающие при приватизации, но и отношения собственности, реализацию иных вещных прав, арендные, корпоративные и иные отношения; и, как справедливо отмечает С.И. Комарицкий, — это «совокупность всех тех актов, которые прямо либо косвенно затрагивают регулирование общественных отношений при приватизации государственного имущества» .

———————————
Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций. С. 24.

4. Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства, конечно, создает определенные сложности в правоприменительной практике, в частности при определении круга нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретной ситуации с участием образованного в порядке приватизации юридического лица, которые вызваны их многоуровневостью в сфере приватизации.

Во-первых, приватизация регламентируется не только Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Отдельные особенности в части условий и порядка осуществления приватизации содержатся в множестве других законов. К примеру, особенности и порядок приватизации организаций кинематографии установлены Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке организаций кинематографии Российской Федерации» , в сфере приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта — Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в сфере оборота полученных в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения — Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также значительным множеством иных федеральных законов.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

Для наглядности устанавливаемых особенностей правового регулирования отношений с имуществом, полученным в собственность в результате приватизации, можно отметить положения п. 1 ст. 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, с учетом которых передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, в соответствии со ст. 18 этого Закона — без государственной регистрации недвижимости возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю .

———————————
Следует также учитывать, что согласно ст. 18 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона о регистрации недвижимости, а при их отсутствии — выписки из принятых до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Кроме того, федеральными законами может быть также установлен запрет на приватизацию используемого в определенных целях государственного (муниципального) имущества, находящегося в пользовании отдельных государственных муниципальных организаций. К примеру, согласно ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» любое имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит. И наоборот, отдельными законами могут устанавливаться изъятия из уже установленных запретов по поводу одного и того же имущества. Так, согласно п. 1 ст. 30 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищный фонд и объекты его инфраструктуры. Одновременно п. 15 ст. 43 этого же Закона допускается приватизация жилищного фонда в составе единого хозяйствующего субъекта при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также при приватизации имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.

Во-вторых, наряду с Президентом РФ и Правительством РФ также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, определяющие особенности осуществления приватизации государственного (муниципального) имущества. В частности, согласно п. 3 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1996 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок и условия приватизации имущества субъекта Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Также с учетом положений п. 3 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе в соответствии с федеральными законами определять своими нормативными правовыми актами порядок и условия приватизации муниципального имущества.

5. Начало отечественной приватизации связано с принятием Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1104-1 «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР» , в котором содержалось поручение Совету Министров РСФСР по подготовке единой Государственной программы приватизации на 1991 г. Одновременно в целях упорядочения стихийного развития процессов приватизации до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР о приватизации было введено предписание о проведении продажи гражданам, в том числе членам трудового коллектива и созданным ими товариществам и акционерным обществам, принадлежащих государству или местным Советам долей (паев, акций) в уставном фонде акционерных обществ и товариществ, зданий и сооружений исключительно на аукционах, гласно, с предварительным оповещением населения за 15 дней до аукциона. При этом для трудовых коллективов приватизируемых предприятий при прочих равных условиях устанавливалось преимущественное право на приватизацию.

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 569.

Вместе с тем возможность осуществления перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность была предусмотрена несколько ранее указанного Постановления Законом РСФСР от 4 декабря 1990 г. N 443-1 «О собственности в РСФСР» , в ст. 25 которого было установлено, что предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416.

Позднее Законом РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» были установлены организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации.

В числе первых законодательных актов, регламентирующих вопросы приватизации, также следует отметить Закон СССР от 1 июля 1991 г. N 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации», которым были определены правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности, в СССР.

Рассматривая период начала приватизационных процессов, нельзя не отметить роль указов Президента РФ, в особенности принимая во внимание имевшееся в это время противостояние между Верховным Советом РСФСР и Президентом РФ, а также установленной процедуры вступления в силу этих указов. Так, согласно п. 3 Постановления V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» указы Президента РФ, по существу, имели силу законодательного акта . Кроме того, необходимо отметить, что вплоть до 25 декабря 1993 г. согласно Указу Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» правовое регулирование, в том числе в части компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, осуществлялось исключительно указами Президента РФ .

———————————
Названным пунктом Постановления было установлено, что проекты указов Президента РСФСР по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, издаваемые в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами РСФСР, представляются Президентом РСФСР в Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями — в Президиум Верховного Совета РСФСР. При этом если в течение семи дней Верховный Совет РСФСР, а в перерывах между сессиями — Президиум Верховного Совета РСФСР не отклоняют проект указа Президента РСФСР, то указ вступает в силу. В случае отклонения проекта указа Верховный Совет РСФСР в 10-дневный срок рассматривает его в качестве законопроекта, представленного Президентом РСФСР (Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1456).

В соответствии с п. 1 раздела второго Конституция России вступила в силу со дня официального опубликования (опубликована в «Российской газете» 25 декабря 1993 г.).

С учетом п. 2 названного Указа до начала работы Федерального Собрания РФ правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ вопросам республиканского бюджета Российской Федерации, федеральных налогов и сборов, банковской, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной защиты населения осуществляется Президентом РФ путем издания по названным вопросам нормативных актов в форме указов Президента РФ.

В 1992 г. был принят, пожалуй, самый известный акт, положивший начало ваучерной приватизации и принятый во исполнение Государственной программы приватизации. Согласно Указу Президента РФ от 14 июля 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» было установлено право каждого гражданина Российской Федерации на получение одного приватизационного чека равной номинальной стоимости. С учетом утвержденного названным Указом Положения о приватизационных чеках запускался механизм приобретения объектов приватизации наряду с оплатой денежными средствами также приватизационными чеками, выполнявшими функцию платежного документа. При этом приватизационные чеки считались ценной бумагой, имели ограниченный срок действия (от одного года, но не более двух лет) и могли использоваться в качестве средства платежа в процессе приватизации только один раз, после чего подлежали погашению. С учетом Указа Президента РФ от 28 июня 1994 г. N 1374 «О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации» 31 июля 1994 г. было определено днем завершения ваучерной приватизации. В связи с завершением приватизации с использованием приватизационных чеков и необходимостью определения дальнейших путей приватизации Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» были определены механизмы проведения денежной приватизации предприятий, а также условия и порядок передачи акций приватизированных предприятий их работникам.

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. 24 авг.

Собрание законодательства РФ. 1994. N 10. Ст. 1115.

Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1478.

Только через три года после принятия последнего из поименованных указов Президента РФ 24 июня 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» , устанавливавший организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям и действовавший на протяжении пяти лет (до 27 марта 2002 г.). Этим Законом впервые Правительство РФ было наделено широкими полномочиями в сфере приватизации, в том числе по изданию нормативных правовых актов по вопросам приватизации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3595.

6. В настоящее время основным законодательным актом, определяющим порядок приватизации государственного и муниципального имущества, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В сферу регулирования данного Закона не входит достаточно широкий круг отношений, возникающих при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном ст. 84.8 Закона об акционерных обществах;

13) имущества, переданного Центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации (регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами).

Данный Федеральный закон установил четкие процедуры приватизации на основе ежегодного планирования подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2006 г. N 806 утверждены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества . Действующий Закон не допускает ускоренных механизмов осуществления приватизации и обязывает Правительство РФ представлять в Государственную Думу ежегодно, не позднее 1 мая, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год. Вместе с отчетом в Государственную Думу также представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. Ст. 150.

Следует отметить, что отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Согласно п. 1 ст. 13 рассматриваемого Закона используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

7. Непосредственная возможность получения в собственность граждан жилых помещений возникла несколько ранее рассмотренного начала масштабных приватизационных процессов с государственным и муниципальным имуществом. С принятием Советом Министров СССР Постановления от 2 декабря 1988 г. N 1440 «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда» у граждан впервые появилась практическая возможность на возмездной основе приобрести в личную собственность квартиры. В России Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21 апреля 1989 г. N 134 «Об утверждении Положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт» было утверждено одноименное Положение, в соответствии с которым в личную собственность гражданам могли быть проданы:

СП РСФСР. 1989. N 13. Ст. 72.

а) занимаемые ими квартиры в домах государственного и общественного жилищных фондов;

б) незаселенные квартиры в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, все квартиры в которых предназначены для продажи;

в) освобожденные за выездом граждан квартиры и квартиры во вновь построенных домах, а также в домах, реконструированных или капитально отремонтированных исполкомами местных Советов народных депутатов, предприятиями, объединениями и организациями, и заселенные после их освобождения в установленном порядке.

Одновременно допускалась продажа квартир в домах, являющихся памятниками истории и культуры, в соответствии со ст. 137.1 ГК РСФСР с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников.

Вместе с тем продажа в личную собственность допускалась при соблюдении условия, что одна семья имеет право занимать только одну квартиру или индивидуальный жилой дом. Устанавливалось, что право владения, пользования и распоряжения приобретенной квартирой осуществляется аналогично праву владения, пользования и распоряжения жилым домом, находящимся в личной собственности граждан. Продажа осуществлялась на основании оформленного в соответствии со ст. 239 ГК РСФСР договора купли-продажи, после чего он представлялся в бюро технической инвентаризации для регистрации и получения регистрационного удостоверения на право собственности.

Как отмечает П.В. Крашенинников, правом на покупку воспользовалось незначительное число граждан (было продано 0,2% от всего объема жилья государственного и общественного жилищных фондов), которые не были заинтересованы выкупать даже за сравнительно невысокую плату фактически находившееся в их владении имущество. При этом выкуп осуществлялся на основе цены, определяемой оценочными комиссиями, которые создавались исполкомами местных Советов народных депутатов и которые во многих регионах так и не были созданы .

———————————
Крашенинников П.В. Приватизация жилья. Права граждан до и после приватизации. М.: Статут, 2006. С. 12.

С принятием Закона о приватизации жилищного фонда были установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Приватизация гражданами занимаемых ими помещений имеет существенные отличия от приватизации предприятий и иного государственного и муниципального имущества:

1) передается имущество, находящееся в фактическом владении и пользовании лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении;

2) проводится на безвозмездной основе;

3) осуществляется на основе свободного волеизъявления и не требует разрешения какого-либо органа, включения в программу приватизации, соблюдения множества установленных приватизационным законодательством процедур;

4) имеет четко обозначенный срок окончания (до 1 марта 2013 г.);

5) предоставляется один раз;

6) регламентируется существенно более узким кругом нормативных правовых актов;

7) имеется возможность деприватизации.

Конечно, приведенные основные отличия имеют некоторые изъятия (к примеру, на первых этапах имели место частичная платность, возможность повторного участия в приватизации, если первая осуществлялась в несовершеннолетнем возрасте, невозможность реализации свободного волеизъявления при отсутствии согласия на приватизацию хотя бы одного из совместно проживающих), но в целом сама передача жилых помещений в порядке приватизации регулировалась гражданским, а не специальным приватизационным законодательством.

Смотрите еще:

  • Надругательство над флагом статья ук Статья 329 УК РФ. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации Новая редакция Ст. 329 УК РФ Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской […]
  • Гражданский кодекс рф часть 2 от 26011996 n 14-фз ст гк неосновательное обогащение Обязательства вследствие причинения вреда Полный актуальный текст Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Глава VII Ответственность за нарушение договорного 1 Некоторые общие положения о гражданско-правовой ответственности ; […]
  • Федеральный закон 2002 года о гражданстве Федеральный закон 2002 года о гражданстве 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"" Принят Государственной Думой 17 октября 2003 года Одобрен […]
  • Документальное оформление хозяйственных операций по основным средствам Документальное оформление основных средств Документирование хозяйственных операций регламентируется статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктами 12-18 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Все […]
  • Статья 146 части 3 ук рф Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 апреля 2003 г. N 45-ФЗ часть 1 статьи 146 изложена в новой редакции 1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние […]
  • Усыновление производится судом Статья 125. Порядок усыновления ребенка Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ в статью 125 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 125. Порядок усыновления ребенка См. комментарии к статье 125 СК РФ Информация об […]
  • Закон о банках и банковской деятельности 17-фз Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.02.96 N 17-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР" "Российская газета", N […]
  • Изменения в 2012 ст 158 ук рф Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2012 г. N 33-Д12-1 Изменяя приговор, вынесенный в отношении осужденного, с переквалификацией содеянного, суд указал, что имущество потерпевшего было похищено осужденным из поясной сумки после убийства […]