Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества

Статья 25. Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества

Статья 25. Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества

Объектом недвижимого имущества признаются земельные участки и все что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства) (статья 130 ГК РФ). Основанием возникновения права собственности на объект недвижимого имущества является его создание, строительство. Однако моментом возникновения права собственности на недвижимое имущество является его государственная регистрация, из чего следует, что фактическое строительство здания, строения не влечет возникновение права собственности. Для того чтобы признать право собственности необходимо зарегистрировать свое право в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на вновь созданный объект недвижимости. Необходимость регистрации права собственности на объект незавершенного строительства возникает в случае совершения какой-либо сделки с указанным имуществом, так как совершить сделку с объектом недвижимого имущества возможно лишь после регистрации на него права собственности, если право собственности на него не зарегистрировано, то все совершенные сделки признаются недействительными.

Строительство объекта недвижимости достаточно сложный процесс и для его начала необходимо получить разрешение на строительство, которое представляет собой документ подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство (статья 51 Градостроительного кодекса РФ). По завершении строительства необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (статья 55 Градостроительного кодекса РФ). Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдаются органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности (статья 8 Градостроительного кодекса РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи указывает на то, что созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В соответствии с действующим законодательством на государственную регистрацию необходимо представить: документ, подтверждающий права на земельный участок (свидетельство о собственности, договор аренды земельного участка и т.п.), разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, выданные уполномоченными органами и соответствующие требованиям Градостроительного кодекса РФ, техническую документацию, а именно кадастровый паспорт, справка о присвоении адреса и иные документы на созданный объект недвижимого имущества.

Объект незавершенного строительства, также является недвижимым имуществом в соответствии со статьей 130 ГК РФ. Понятие объекта незавершенного строительства законодательно не закреплено и опираясь на существующую практику можно его сформулировать следующим образом: объект неразрывно связанный с землей, перемещение которого без нанесения ему несоразмерного ущерба невозможно, не введенный в эксплуатацию в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, и права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке.

Пункт 2 комментируемой статьи указывает на то, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов указанных в статье 25 настоящего закона. Из чего можно сделать вывод: на государственную регистрацию права собственности объекта незавершенного строительства необходимо представить документ, подтверждающий права на земельный участок (свидетельство о собственности, договор аренды земельного участка и т.п.), разрешение на строительство, выданное уполномоченным органам и соответствующее требованиям Градостроительного кодекса РФ, проектную документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, техническую документацию, а именно кадастровый паспорт, справка о присвоении строительного адреса и иные документы на созданный объект недвижимого имущества, а также документ подтверждающий факт отсутствия действующего договора подряда на регистрируемый объект.

Одним из основополагающих факторов регистрации права собственности на вновь созданные и незавершенные строительством объекты недвижимого имущества являются надлежащим образом оформленные земельно-правовые отношения. Например, пункт 3 комментируемой статьи указывает на то, что в случае если земельный участок, на котором создается объект недвижимости, принадлежит заявителю на праве собственности, то на государственную регистрации прав на создаваемый или созданный объект необходимо представить документ, подтверждающий право собственности на указанный земельный участок. В случае если земельный участок принадлежит заявителю на ином праве (аренды, постоянного бессрочного пользования и т.п.), то на регистрацию представляется документ, подтверждающий указанное право. Однако необходимо учитывать, что разрешенное использование земельного участка должно четко указывать на возможность проведения строительных работ.

Государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество

В соответствии со ст. 182 ГКУ право собственности и другие вещные права на недвижимость, обременение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Во исполнение этой нормы ГКУ был принят Закон Украины от 01.07.2004 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее — Закон № 1952), которым создана единая система государственной регистрации вещных прав на земельные участки и иное недвижимое имущество, а также обременений этих прав. Нормы этого закона в полной мере начали применяться только с 1 января 2013 года.

При этом необходимо учитывать, что вещные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий:

  • регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения;
  • на момент возникновения таких прав действовало законодательство, которое не предусматривало их обязательную регистрацию.

Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 334 ГКУ права на недвижимое имущество, которые подлежат государственной регистрации, возникают исключительно с момента такой регистрации прав согласно закону. То же самое касается и момента возникновения прав на земельные участки (см. ст. 125 ЗКУ).

Общие положения и объекты регистрации вещных прав

Нормами Закона № 1952 установлено, что государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества в пределах АР Крым, области, городов Киева и Севастополя.

На основании решения Минюста государственная регистрация права собственности и других вещных прав может проводиться в пределах нескольких вышеуказанных административно-территориальных единиц. Так, приказом Минюста от 12.04.2016 г. № 1098/5 «Об урегулировании отношений, связанных с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество в пределах нескольких административно-территориальных единиц» установлено, что государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество аккредитованными субъектами — юридическими лицами публичного права, которые имеют обособленные подразделения (филиалы) в нескольких административно-территориальных единицах, может проводиться в пределах соответствующих административно-территориальных единиц по местонахождению недвижимого имущества и обособленного подразделения (филиала) при условии его институционной готовности к осуществлению этих полномочий.

Что касается регистрации прав на недвижимое имущество в пределах территории АР Крым, города Севастополя, а также временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей, то такая регистрация в соответствии с нормами приказа Минюста от 28.03.2016 г. № 898/5 проводится независимо от местонахождения такого имущества. При этом ведение регистрационных дел в бумажной форме относительно недвижимого имущества, расположенного в пределах территории АР Крым и города Севастополя, обеспечивает Главное территориальное управление юстиции в Херсонской области, в ведение таких дел относительно недвижимого имущества, расположенного в пределах временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей, обеспечивают в соответствии с компетенцией Главное территориальное управление юстиции в Донецкой области и Главное территориальное управление юстиции в Луганской области.

Также необходимо учитывать, что приказом Минюста от 16.06.2014 г. № 935/5 предписано:

  • администратору Единых и Государственных реестров, создания и обеспечения функционирования которых принадлежат к компетенции Минюста, временно прекратить доступ пользователей к таким Единым и Государственным реестрам до окончания антитеррористической операции в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, согласно приложению 1 к распоряжению КМУ от 07.11.2014 г. № 1085-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия»;
  • установить, что нотариальные действия относительно недвижимого имущества, которое расположено в вышеуказанных населенных пунктах осуществляют соответственно частные и государственные нотариусы других районов Луганской и Донецкой областей в соответствии с законодательством.

Государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав проводится по заявлениям в сфере государственной регистрации прав любым государственным регистратором с учетом вышеустановленных требований, кроме случаев проведения регистрации в результате совершения нотариального действия. Государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства проводится нотариусом, которым совершенно такое действие.

Государственной регистрации прав подлежат:

  • право собственности;
  • вещные права, производные от права собственности:
  • право пользования (сервитут);
  • право пользования земельным участком для сельскохозяйственных потребностей (эмфитевзис);
  • право застройки земельного участка (суперфиций);
  • право хозяйственного ведения;
  • право оперативного управления;
  • право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка;
  • право пользования (найма, аренды) зданием или другим капитальным сооружением (их отдельной частью), которое возникает на основании договора найма (аренды) здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее 3 лет;
  • ипотека;
  • право доверительной собственности;
  • другие вещные права в соответствии с законом;
  • право собственности на объект незавершенного строительства;
  • запрет отчуждения и арест недвижимого имущества, налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, и другие обременения.

В отношении регистрации вещных прав, возникающих на основании договоров аренды зданий и других капитальных строений, отметим, что согласно и ст. 794 ГКУ такие вещные права подлежат государственной регистрации только в том случае, если договор найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключен на срок не менее 3 лет. А вот право аренды земельного участка и другие вещные права на него в соответствии со ст. 6 Закона Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» подлежат государственной регистрации независимо от срока, на который заключен соответствующий договор.

Согласно ст. 5 Закона № 1952 если законодательством предусмотрен прием в эксплуатацию недвижимого имущества, государственная регистрация прав на такое имущество проводится после приема его в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, кроме случаев, предусмотренных ст. 31 этого закона (объекты недвижимости, строительство которых окончено до 5 августа 1992 года).

Право собственности на предприятие как единый имущественный комплекс, жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части могут быть зарегистрированы независимо от того, зарегистрировано ли право собственности или другое вещное право на земельный участок, на котором они расположены.

Право собственности на квартиру, жилое и нежилое помещение может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части, в которых они расположены.

Не подлежат государственной регистрации вещные права и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых возможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, которые являются принадлежностью главной вещи или составной частью вещи, в частности на магистральные и промышленные трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути.

Субъекты государственной регистрации вещных прав

Организационную систему государственной регистрации прав представляют:

  • Минюст и его территориальные органы;
  • субъекты государственной регистрации прав:
    • исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
    • аккредитованные субъекты;
  • государственные регистраторы прав на недвижимое имущество.

Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и/или республиканского АР Крым значения) приобретают полномочия в сфере государственной регистрации прав в соответствии с этим законом в случае принятия соответствующим советом такого решения (доп. см. письмо Минюста от 29.02.2016 г. № 1439/8/32-16).

Аккредитованным субъектом может быть юридическое лицо публичного права, в трудовых отношениях с которым находятся не менее 3 государственных регистраторов и которое до начала осуществления полномочий в сфере государственной регистрации прав заключило:

  • договор страхования гражданско-правовой ответственности с минимальным размером страховой суммы в 1 000 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленной на 1 января календарного года;
  • договор с другим субъектом государственной регистрации прав и/или нотариусом (в случае когда аккредитованный субъект осуществляет полномочия исключительно в части обеспечения принятия и выдачи документов в сфере государственной регистрации прав).

Аккредитация субъектов и мониторинг соответствия таких субъектов требованиям аккредитации осуществляются Минюстом в порядке, утвержденном постановлением КМУ от 25.12.2015 г. № 1130, которое вступило в силу 1 января 2016 года (доп. см. разъяснение Минюста от 05.02.2016 г.).

Государственными регистраторами прав на недвижимое имущество являются: гражданин Украины, имеющий высшее образование по специальности правоведение, соответствующий квалификационным требованиям, установленным Минюстом, и находящийся в трудовых отношениях с субъектом государственной регистрации прав; нотариус; государственный исполнитель — в случае государственной регистрации обременений, наложенных во время принудительного исполнения решений в соответствии с законом. Отметим, что приказом Минюста от 29.12.2015 г. № 2790/5 «Об урегулировании отношений, связанных со статусом государственного регистратора» (доп. см. письмо Минюста от 16.01.2016 г. № 307/8/32-16), вступившим в силу 5 января 2016 года, утверждены:

  • квалификационные требования к государственному регистратору;
  • образец печати государственного регистратора;
  • опись печати государственного регистратора.

В отношении полномочий нотариусов отметим, что наделены полномочиями государственных регистраторов прав на недвижимое имущество нотариусы как частные, так и государственные, и они могут осуществлять государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество и их обременений без совершения нотариального действия относительно такого имущества.

Порядок проведения государственной регистрации вещных прав

Государственная регистрация прав проводится в таком порядке:

  • принятие/получение документов для государственной регистрации прав, формирование и регистрация заявления в базе данных заявлений;
  • изготовление электронных копий документов, поданных для государственной регистрации прав, путем сканирования (в случае представления документов в бумажной форме) и их размещения в Государственном реестре прав;
  • установление очередности рассмотрения заявлений, зарегистрированных в базе данных заявлений;
  • проверка документов на наличие оснований для остановки рассмотрения заявления, остановки государственной регистрации прав, отказа в проведении государственной регистрации прав и принятия соответствующих решений;
  • принятие решения о государственной регистрации прав (в случае отсутствия оснований для остановки рассмотрения заявления, остановки государственной регистрации прав, отказа в проведении государственной регистрации прав);
  • открытие раздела в Государственном реестре прав и/или внесение к открытому разделу или специальному разделу Государственного реестра прав соответствующих сведений о вещных правах на недвижимое имущество и их обременение, об объектах и субъектах этих прав;
  • формирование извлечения из Государственного реестра прав о проведенной государственной регистрации прав для дальнейшего использования заявителем;
  • выдача/получение документов по результатам рассмотрения заявления.

В случаях, предусмотренных законодательством, государственная регистрация прав проводится после технической инвентаризации объекта недвижимого имущества, вещные права на который подлежат государственной регистрации.

Заявление о государственной регистрации прав подается отдельно относительно каждого объекта недвижимого имущества.

В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение с одновременным приобретением вещных прав на земельный участок, на котором они расположены, подается одно заявление о государственной регистрации прав на такие объекты. При этом одно заявление подается только в случае, если вещные права на жилой дом, здание, сооружение и земельный участок, на котором они расположены, регистрируются за одним лицом.

Датой и временем государственной регистрации прав считаются дата и время регистрации соответствующего заявления, по результатам рассмотрения которого государственным регистратором принято решение о государственной регистрации прав.

Государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Государственная регистрация обременений, ипотек вещных прав проводится в срок, который не превышает 2 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав.

Государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия нотариусом проводится безотлагательно по завершению нотариального действия, но не позднее вышеуказанных сроков.

Внесение изменений к записям Государственного реестра прав, предоставление информации из Государственного реестра прав в бумажной форме осуществляются в срок, который не превышает 1 рабочего дня со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав.

Заявление о государственной регистрации прав и оригиналы документов, необходимых для соответствующей регистрации, подаются заявителем в бумажной или электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством. Заявление о государственной регистрации прав в электронной форме подается при условии идентификации такого лица (физического или юридического) с использованием электронной цифровой подписи или другого альтернативного средства идентификации лица.

Заявление о государственной регистрации прав и их обременений в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства подается нотариусу, который совершил такое действие.

Решение государственного регистратора, а также извлечение из Государственного реестра прав представляются в электронной и (по желанию заявителя) бумажной форме (эти документы имеют одинаковую юридическую силу).

Отметим, что приказом Минюста от 21.11.2016 г. № 3276/5 утверждены Требования к оформлению заявлений в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений и Требования к оформлению решений государственными регистратором прав на недвижимое имущество.

Подробный порядок государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений утвержден постановлением КМУ от 25.12.2015 г. № 1127. Этот порядок, кроме общей процедуры осуществления государственной регистрации прав и перечня документов, представляемых регистратору в каждом конкретном случае, также устанавливает:

  • особенности проведения государственной регистрации прав по заявлениям в электронной форме;
  • особенности проведения государственной регистрации прав государственными, частными исполнителями, а также на основании решения судов;
  • особенности проведения государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, строительство которого осуществлялось с привлечением средств физических и юридических лиц или в результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного кооператива;
  • порядок учета бесхозяйного недвижимого имущества.

Кроме того, разделом V Закона № 1952 установлены особенности государственной регистрации:

  • прав на земельные участки государственной и коммунальной собственности (ст. 28 Закона № 1952);
  • производных вещных прав на земельные участки, право собственности на которые возникло и оформлено до 1 января 2013 года (ст. 29 Закона № 1952);
  • права аренды на нераспределенные (неистребованные) земельные участки (ст. 30 Закона № 1952);
  • права аренды земельного участка, входящего в состав наследства и находящегося в управлении органа местного самоуправления (ст. 30 1 Закона № 1952);
  • прав на объекты недвижимого имущества, которые были закончены строительством до 5 августа 1992 г. и расположены на территориях сельских, поселковых, городских советов, которыми в соответствии с законодательством осуществлялось ведение хозяйственного учета (ст. 31 Закона № 1952).

При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п. 10 и 11 ст. 79 1 ЗКУ государственная регистрация вещных прав на земельные участки проводится после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре с присвоением кадастрового номера земельному участку в порядке, определенном Законом Украины от 07.07.2011 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре» и постановлением КМУ от 17.10.2012 г. № 1051. При этом государственная регистрация прав субаренды и сервитута, которые распространяются на часть земельного участка, осуществляется после внесения сведений о такой части в Государственный земельный кадастр.

Также дополнительно отметим, что в соответствии со ст. 13 и 15 Закона № 1952 на каждый объект недвижимого имущества во время проведения государственной регистрации права собственности на него впервые в Государственном реестре прав открывается новый раздел и формируется регистрационное дело, присваивается регистрационный номер объекта недвижимого имущества. Регистрационным номером объекта недвижимого имущества является индивидуальный номер, который присваивается каждому индивидуально определенному объекту недвижимого имущества, не повторяется на всей территории Украины и остается неизменным в течение всего времени существования такого объекта. В случае перехода права собственности на объект недвижимого имущества или изменения сведений об объекте недвижимого имущества его регистрационный номер не изменяется, кроме случаев, предусмотренных ст. 14 этого закона. При этом отмененный регистрационный номер объекта недвижимого имущества не может быть присвоен другому объекту недвижимого имущества. Информация об отмененных регистрационных номерах хранится в Государственном реестре прав в течение всего времени существования этого реестра.

05.03.2018 г. Что является основанием для регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества?

Ответ: Основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимого имущества являются разрешение на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Обоснование: В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон №218) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Внимание: Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (п. 5 ст. 18 Закона №218).

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя, принадлежит его создателю. Однако при создании новой вещи должны быть соблюдены права и законные интересы иных лиц (например, интересы собственников земельного участка, на котором производится строительство жилого дома).

Относительно возникновения права собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, оно возникает только с момента такой регистрации. Порядок регистрации вновь созданного недвижимого имущества установлен Законом.

Согласно пункту 10 статьи 40 Закона №218 для регистрации права собственности на новые здания или сооружения необходимо представить документы, подтверждающие факт их создания. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Правоустанавливающим документом на земельный участок может быть акт государственной власти или местного самоуправления, договор, решение суда, свидетельство на наследство, другие документы.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Согласно статье 56 Закона №218 предоставление правоустанавливающего документа на землю не требуется в случае, если право собственности на этот земельный участок ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Также заявитель может не предоставлять на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (данный документ запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе). Однако ввиду того что ответ на запрос может задержаться или вообще не дойти по почте, государственная регистрация может быть приостановлена по причине отсутствия основания для ее проведения. Поэтому чтобы исключить такую ситуацию, заявителю предпочтительней все же предоставить на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Отказ в государственной регистрации права собственности в соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закона №218 может быть оспорен в судебном порядке.

При этом жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Регистрация прав собственности на дом, квартиру, другие объекты недвижимого имущества

Позади муки выбора подходящего объекта недвижимости, взвешивание всех «за» и «против», поиск «подводных камней» в понравившемся предложении, прошел процесс переговоров и подготовки сделки. Хозяйка рисует в уме форму и цвет занавесок в новый дом, хозяин мысленно выбирает место посадки дерева на участке, дети гоняют воробьев и соседского кота, а собака примеряется к новой будке… Теперь не упустите из внимания то, что право собственности на недвижимость в нашей стране переходит к Вам только с того момента, когда осуществлена государственная регистрация прав на недвижимость в законодательно установленном порядке и не во всех случаях регистрацию может провести сам нотариус. При этом, любые ошибки или неточности в документах на Вашу недвижимость, а также «необоснованная» позиция госоргана, могут привести к отказу в государственной регистрации прав на квартиру или дом, со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Государственная регистрация прав на недвижимость в Украине подразумевает не только право собственности, а и другие права на недвижимое имущество: такие как: право пользования (сервитут), право использования земельного участка для ведения сельского хозяйства, право застройки земельного участка (суперфиций), право оперативного управления, право использования (найма или аренды) капитального строения или его части, ипотека и другие права в соответствии з законодательством Украины.

Грамотная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ними требует профессионального подхода и знаний тонкостей Законодательства. Наша правовая группа поможет Вам быстро и правильно осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, предложив следующие услуги:

  • консультирование по любым вопросам регистрации прав на недвижимость в Киеве и по всей Украине;
  • правовая помощь в выборе и построении правильного алгоритма взаимодействия с органами государственной регистрации Украины;
  • помощь в подготовке, подаче и сопровождении пакета документов, необходимого для регистрации прав на недвижимое имущество (регистрация прав на дом, квартиру, другие объекты недвижимости), право собственности, право пользования (сервитут), право использования земельного участка для ведения сельского хозяйства, право застройки земельного участка (суперфиций), право оперативного управления, право использования (найма или аренды) капитального строения или его части, ипотека и другие права на объекты недвижимого имущества);
  • помощь и сопровождение государственной регистрации права собственности на недвижимость;
  • помощь в снятии снятия ограничений, отягощений, арестов с объекта недвижимости
  • помощь в оформлении или снятии ипотеки;
  • помощь в получении документов на объекты недвижимости, необходимых для проведения и государственной регистрации сделки по недвижимости (оформление права собственности на недвижимое имущество, присвоение кадастрового номера земельному участку, извлечение из Государственного земельного кадастра и других);
  • помощь в разрешении судебных споров, представительство в судах любых инстанций.

Как зарегистрировать право собственности на объект незавершённого строительства?

В современных условиях зачастую возникают некоторые вопросы о порядке регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество урегулирована Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» № 868 от 17.10.2013 года (далее – Порядок).

В частности, указанным Порядком установлены общие принципы проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество по заявлениям в электронной форме, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, особенности государственной регистрации ипотеки, государственной регистрации обременений прав на недвижимое имущество, государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, учёта бесхозного недвижимого имущества, использования регистрационных данных Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек и Государственного реестра обременений движимого имущества.

Предлагаем более детально рассмотреть государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства.

Так, согласно Закону Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» и п. 81 Порядка, государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства осуществляется по аналогии с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, которые были заявленные впервые.

Согласно п. 83 Порядка, лицо также предоставляет:

— документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок;
— документ, который в соответствии с законодательством предоставляет право на выполнение строительных работ;
— технический паспорт на объект незавершенного строительства.

Если Вас заинтересовала эта проблема, советуем Вам обратиться в нашу Компанию по поводу предоставления более детального разъяснения по этому вопросу и получения помощи в его решении.

Смотрите еще:

  • Как оформить недостроенный дом на своем участке Оформление недостроенных домов в собственность Оказываем юридические услуги по регистрации недостроенных домов Согласно п.1 ст.130 ГК РФ объект незавершённого строительства приравнивается к недвижимому имуществу. А особенности постановки на кадастровый учёт и […]
  • Увольнение по состоянию здоровья компенсации Увольнение по состоянию здоровья Актуально на: 31 января 2017 г. Случается, что после нескольких лет работы у одного и того же работодателя сотрудник в один прекрасный день приносит медицинское заключение, из которого следует, что ему требуется другая, более легкая […]
  • Сумма имущественного налогового вычета при покупке квартиры это Налоговый вычет при покупке квартиры, дома, земельного участка Онлайн-сервис НДФЛка.ру — ваша помощь при составлении декларации 3-НДФЛ! Этот документ необходим, если вы планируете получить налоговый вычет при покупке квартиры, дома или земельного участка. Что такое […]
  • Как проверить выручку по ндс и прибыли Проверка деклараций по НДС и налогу на прибыль ФНС России регулярно приводит контрольные соотношения к налоговым декларациям. Причем ранее налоговая служба делала это с пометкой для служебного пользования. Теперь данные соотношения выложены в открытом доступе 1 . О […]
  • Гк рф 24 ст Статья 24. Имущественная ответственность гражданина Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не […]
  • Административные нарушения статья 21 Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям Стаття 21. Передача матеріалів про адміністративне правопорушення на розгляд громадської організації или трудового коллектива Лицо, совершившее административное […]
  • Ук рф 32 ч 1 Статья 32. Понятие соучастия в преступлении Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Комментарий к статье 32 Уголовного Кодекса РФ 1. Совершение преступления несколькими лицами по […]
  • Код налоговый вычет на ребенка Коды вычета на детей в 2018 году Актуально на: 20 февраля 2018 г. При исчислении НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 13%, физлицам могут предоставляться в числе прочих стандартные налоговые вычеты (п. 1 ст. 218 НК РФ). В ряду таких вычетов наиболее распространены […]