Государственный контракт по гк рф

Статья 765 ГК РФ. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Новая редакция Ст. 765 ГК РФ

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 765 ГК РФ

1. Государственные и муниципальные контракты заключаются в результате размещения заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд (ст. 5 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

2. Основным способом размещения заказов на выполнение работ является проведение торгов в форме конкурса или аукциона. В исключительных случаях допускается размещение заказов на выполнение работ без проведения торгов следующими способами: размещение путем запроса котировок, размещение у единственного поставщика (подробнее см. комментарий к ст. 527 ГК РФ). Сущность подрядных отношений исключает размещение заказа на товарных биржах.

3. Порядок заключения государственного и муниципального контракта — это процедура согласования условий и разрешения разногласий между заказчиком и подрядчиком.

Порядок заключения контракта на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд полностью идентичен порядку заключения контракта на поставку товаров для тех же нужд (ст. 528 ГК РФ).

Другой комментарий к Ст. 765 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье нашло отражение единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров.

Согласно комментируемой статье нормы об основаниях и порядке заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд применяются также к основаниям и порядку заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Это правило призвано обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух различных видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

При этом важно подчеркнуть, что, в отличие от законодательства советского периода, отправная идея, пронизывающая все современное законодательство о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд, состоит в том, что выполнение подрядных работ осуществляется исполнителем на добровольной основе. Принуждение подрядчика к вступлению в договорные отношения на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, и при условии, что ему будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2 и 3 ст. 527 ГК РФ).

Государственный или муниципальный контракт заключается на основании заказа государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Под государственным или муниципальным заказом понимается задание государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядчиком строительных либо проектных и изыскательских работ.

Размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов и иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов (п. 2 ст. 72 БК, ст. 2 Закона о размещении заказов).

Согласно названному Закону размещение заказов может производиться следующими способами: посредством проведения конкурса (ст. 20 — 31 Закона); посредством проведения аукциона (ст. 32 — 41 Закона); посредством проведения запроса котировок (ст. 42 — 47 Закона); путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 48 — 54 Закона); путем размещения заказа у единственного подрядчика (ст. 55 Закона). Первые два способа относятся к конкурсным формам, а последние три — к внеконкурсным. При размещении заказов названными способами создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (ст. 7 Закона о размещении заказов).

При размещении заказа посредством проведения конкурса контракт заключается с лицом, выигравшим конкурс, т.е. с победителем конкурса. Победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Предусматриваются следующие виды конкурсов: закрытый — с заранее определенным числом потенциальных участников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; открытый — с заранее не определенным кругом участников (извещение о проведении такого конкурса адресуется любому потенциальному участнику); предварительный — конкурс наилучшего технического задания; основной — конкурс, предметом которого выступает предоставление наилучших условий выполнения работ; первоначальный и повторный конкурс; конкурс с использованием обеспечительных мер в виде внесения денежных средств и конкурс без использования данных мер; совместный конкурс — проводится двумя и более заказчиками при размещении заказов на выполнение одноименных работ.

Путем проведения аукциона размещение заказов осуществляется через торги, победителем на которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. В этом отличие такого аукциона от обычного, в котором победителем признается лицо, предложившее наибольшую цену. Виды аукционов: открытый и закрытый. По своей сути они похожи на открытый и закрытый конкурсы. Законом предусматриваются возможность проведения аукциона с использованием обеспечительных мер в виде внесения денежных средств и аукцион без использования данных мер. По форме участия аукционы можно подразделить на аукционы с электронной, обычной и смешанной формой. Смешанная форма предполагает возможность непосредственного личного участия в аукционе и наличие электронной формы участия. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов, и по цене, предложенной победителем торгов.

Размещение заказов посредством проведения запроса котировок — способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для публичных нужд сообщается неопределенному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который подлежит опубликованию в средствах массовой информации и на официальном сайте.

Контракт заключается с победителем. Победителем признается лицо, подавшее котировочную заявку, отвечающее всем требованиям и предложившее наиболее низкую цену.

Путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера размещение заказов проводится через предварительный отбор участников размещения заказов, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты либо с отсрочкой платежа осуществить выполнение необходимых работ. Перечень работ, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством РФ. Гуманитарной помощью являются выполняемые на безвозмездной основе для иностранных государств, международных и иностранных учреждений, некоммерческих организаций, а также для иностранных физических лиц работы, производимые в целях оказания помощи социально незащищенным, пострадавшим от чрезвычайных происшествий группам населения, в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. Заключение государственного или муниципального контракта с победителем проводится на условиях, содержащихся в запросе котировок, и по цене, предложенной в котировочной заявке. Особенностью является невозможность понуждения победителя к заключению контракта, если по каким-то причинам он отказался.

Размещение заказа у единственного подрядчика — это такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт лишь одному подрядчику. Закон о размещении заказов (ст. 55) содержит исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком, в том числе: отнесение выполняемых работ к сфере деятельности субъектов естественных монополий; возникновение потребности в работах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказов, требующих затрат времени, нецелесообразно, и др.

В течение трех дней после заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют сведения о нем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для внесения в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, в реестр государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, в реестр муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Для осуществления функций по размещению заказа путем проведения конкурса или аукциона заказчик вправе на основе договора привлечь юридическое лицо — специализированную организацию, действующую от имени и в интересах заказчика (ст. 6 Закона о размещении заказов). Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком исключительно путем проведения торгов. Специализированная организация осуществляет действия фактического характера, такие, как: разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение соответствующих извещений, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций. Полагаем, что поскольку услуги, оказываемые специализированной организацией, не включают совершение юридических действий, то по правовой природе такой договор может быть квалифицирован как договор возмездного оказания услуг. При этом заказчик и специализированная организация несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных ею в пределах полномочий, переданных заказчиком.

2. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Так, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов, названных в п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов. Среди таких фактов: проведение ликвидации участников размещения заказа или проведение в отношении их процедур банкротства, предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений и др.

Для подрядчика заключение государственного контракта является обязательным, как уже отмечалось, лишь в случаях, предусмотренных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены исполнителю в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Однако если право на заключение государственного или муниципального контракта было предметом конкурса или аукциона, то в случае уклонения подрядчика, выигравшего конкурс, от заключения контракта государственный или муниципальный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов (п. 7 ст. 3 Закона о поставках для государственных нужд). Более жесткое правило действует при размещении оборонных заказов. Так, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, оборонный заказ обязателен для принятия государственным унитарным предприятием, а также иными организациями, обладающими монополией на выполнение работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством уровень рентабельности производства этих работ (п. 4 ст. 3 Закона об оборонном заказе).

3. При определении порядка заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд законодатель, согласно ст. 528 ГК, детально регламентирует процесс преддоговорных отношений, устанавливая сроки рассмотрения проекта контракта, порядок отражения разногласий, сроки и способы их урегулирования и проч. Если же сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить подобный контракт. Более подробно об этом см. комментарий к ст. 528 ГК.

Статья 527. Основания заключения государственного или муниципального контракта

1. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

2. Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

3. Условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не применяется в отношении казенного предприятия.

4. В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.

Комментарий к Ст. 527 ГК РФ

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд состоит прежде всего из Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также других законов и иных нормативных правовых актов. К наиболее значимым из последних, в частности, относятся Федеральные законы:

— от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ст. 3);

— от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (ст. 9);

— от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ст. 3);

а также Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

2. Действующее законодательство не содержит общего определения заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Ранее Бюджетный кодекс РФ предусматривал определение, согласно которому государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета (ст. 72). Процитированное определение крайне неудачно (если заказ — совокупность заключенных контрактов, то он не может служить основанием заключения контракта) и, возможно, поэтому оно было исключено из БК РФ.

Пониманию существа заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд может помочь легальное определение государственного оборонного заказа, содержащееся в ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ. Согласно этому определению государственный оборонный заказ — правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Поскольку легального общего определения заказа на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд нет, полезно сформулировать доктринальное определение, которое может быть следующим. Заказ на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд — это заказ, который: 1) сформирован государственным (муниципальным) заказчиком; 2) направлен на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд; 3) выражен в документальной форме; 4) содержит сведения о потребном товаре, отдельных условиях его поставки, иные установленные сведения; 5) предназначен для размещения, в результате которого определяется поставщик (исполнитель); 6) служит основанием для заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, а в установленных случаях также обычного договора поставки товаров, заключаемого для обеспечения государственных (муниципальных) нужд .

———————————
Об обычном договоре поставки товаров, заключаемом для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, см. п. 5 комментария к ст. 525 ГК РФ.

3. Законоположение, согласно которому заказ на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является основанием для заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, означает, что последний не может быть заключен без заказа, точнее — без размещения заказа.

Как предусмотрено ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 вышеуказанного Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Значение заказа на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд (далее — заказ) проявляется помимо прочего в том, каким способом его размещения обусловлен порядок заключения государственного (муниципального) контракта (см. комментарий к ст. 528 ГК).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (путем запроса котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом.

Размещение заказа путем проведения конкурса регламентируют Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (ст. ст. 20 — 31 и др.) и Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Под конкурсом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Конкурс может быть открытым или закрытым.

Размещение заказа путем проведения аукциона регламентирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (ст. ст. 32 — 41 и др.). Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения открытого аукциона в порядке, установленном настоящей главой, или путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (ст. ст. 41.1 — 41.12 и др.). Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.

Размещение заказов путем запроса котировок (в том числе в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) также регламентирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (ст. ст. 42 — 54 и др.). Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Размещение заказа у единственного поставщика также регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (ст. ст. 55 — 55.2 и др.). Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт (а в предусмотренных законом случаях — государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор) только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Случаи размещения заказа у единственного поставщика установлены главным образом в ст. 55 вышеуказанного Закона.

Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, — со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.

4. Согласно п. 1 комментируемой статьи для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Иное установлено, например, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Частью 3 ст. 9 этого Закона установлено, что после определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного или муниципального контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок — от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:

1) проведения ликвидации участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок — юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;

2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном КоАП;

3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных ч. 3 ст. 25 или ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ;

4) нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

5) наличия у указанных лиц задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, в случае отказа от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок заказчиком не позднее одного рабочего дня, следующего после дня установления фактов, предусмотренных ч. 3 ст. 9 вышеназванного Федерального закона и являющихся основанием для отказа от заключения контракта, составляется протокол об отказе от заключения контракта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол подписывается заказчиком в день составления такого протокола и составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика. Данный протокол размещается заказчиком на официальном сайте, определяемом в порядке, установленном ст. 16 вышеуказанного Федерального закона, в течение дня, следующего после дня подписания этого протокола. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола передает один экземпляр протокола лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.

5. Согласно п. 2 комментируемой статьи заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

Обязательность заключения государственного (муниципального) контракта поставщиком (исполнителем), в частности, устанавливают следующие Федеральные законы:

— от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», п. 2 ст. 5 которого предусмотрено, что поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытки от производства указанной продукции;

— от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», п. 4 ст. 9 которого устанавливает, что поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв;

— от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», п. 4 ст. 3 которого установлено, что в случае если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также в случае если по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции (работ, услуг) по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства этих видов продукции (работ, услуг).

Необходимо обратить внимание на то, что в комментируемом правиле п. 2 ст. 427 ГК РФ и в иллюстрирующих его вышеприведенных положениях законов речь идет об обязательности заключения государственного (муниципального) контракта в основном для тех поставщиков (исполнителей), которые добровольно не претендовали на заключение контракта путем участия в конкурсе, аукционе или в проведении запроса котировок.

Что касается поставщиков (исполнителей), которые добровольно претендовали на заключение контракта и при этом стали победителями конкурса, аукциона или победителями в проведении запроса котировок, то для них (а в определенных случаях также для участников размещения заказа, занявших вторые места), заключение государственного (муниципального) контракта также является обязательным, но по другим правовым основаниям. Такими основаниями выступают положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, согласно которым в случае:

— если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. Заказчик обязан заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, при отказе от заключения контракта с победителем конкурса в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Закона. При этом заключение государственного или муниципального контракта для участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, является обязательным (ч. 2 ст. 29 Закона);

— если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Заказчик также вправе заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, при отказе от заключения контракта с победителем аукциона в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Закона. При этом заключение государственного или муниципального контракта для участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, является обязательным. В случае уклонения участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении такого участника аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, или принять решение о признании аукциона несостоявшимся (ч. 2 ст. 38 Закона);

— если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (ч. 13 ст. 41 Закона);

— если победитель открытого аукциона в электронной форме признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя открытого аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (ч. 13 ст. 41.12 Закона);

— если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником размещения заказа, предложившим такую же, как победитель в проведении запроса котировок, цену контракта, а при отсутствии такого участника размещения заказа — с участником размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем в проведении запроса котировок условия, если цена контракта не превышает максимальную цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение государственного или муниципального контракта для указанных участников размещения заказа является обязательным. В случае уклонения указанных участников размещения заказа от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении таких участников размещения заказа заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (ч. 7 ст. 47 Закона).

6. Согласно п. 3 комментируемой статьи условие о возмещении убытков, предусмотренное п. 2 указанной статьи, не применяется в отношении казенного предприятия.

Приведенное правило обусловлено особенностями статуса казенного предприятия как коммерческой организации, которая создается органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в иных случаях, связанных с обеспечением государственных и общественных интересов, обладает ограниченной имущественной и хозяйственной самостоятельностью, вследствие которой Российская Федерация, субъекты Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

7. Экономическая целесообразность и юридическая логика положения п. 4 комментируемой статьи не вполне ясны, о чем свидетельствует следующая смоделированная ситуация.

Предположим, государственный заказчик при размещении заказа путем проведения аукциона установил начальную (максимальную) цену государственного контракта на поставку товаров в размере 100 тыс. рублей (здесь и далее размеры денежных сумм условны).

При первом варианте развития событий поставщик предложил цену контракта в размере 70 тыс. рублей, допустив при этом заведомое занижение цены контракта, и стал победителем аукциона. Однако он не подписал контракт и был признан уклонившимся от заключения контракта. Заказчик в судебном порядке понудил поставщика заключить контракт. При исполнении контракта поставщик понес убытки в размере 20 тыс. рублей. В такой ситуации заказчик не обязан возмещать поставщику убытки, указанные в п. 2 комментируемой статьи, так как предусмотренное этим пунктом условие о возмещении убытков не применяется в силу прямого указания п. 4 этой же статьи.

При втором варианте развития событий поставщик предложил цену контракта в размере 80 тыс. рублей, не допустив при этом заведомое занижение цены контракта (в отличие от первого варианта), и стал победителем аукциона. Как и в первом варианте, он не подписал контракт и был признан уклонившимся от заключения контракта. Заказчик в судебном порядке понудил поставщика заключить контракт. При исполнении контракта поставщик понес убытки в размере 10 тыс. рублей. В данной ситуации, коль скоро поставщик не допустил заведомого занижения цены контракта, заказчик в силу прямого указания п. 4 комментируемой статьи обязан возместить поставщику убытки, указанные в п. 2 этой же статьи.

Однако здесь возникает вопрос об экономической и юридической обоснованности возмещения убытков поставщику в описанной ситуации и в целом распространения действия п. 2 комментируемой статьи на отношения, регулируемые п. 4 этой же статьи.

В самом деле вряд ли экономически целесообразно возмещать убытки поставщику, который добровольно принял участие в аукционе, сам предложил цену контракта и исполняет его в рамках своей предпринимательской деятельности, а следовательно, на свой риск (см. п. 1 ст. 2 ГК).

С правовой точки зрения некорректно распространение условия о возмещении убытков, предусмотренного п. 2 комментируемой статьи, на отношения, связанные с понуждением к заключению контракта поставщика, добровольно участвовавшего в торгах и победившего в них. Указанный пункт предусматривает обязательность заключения государственного (муниципального) контракта для тех поставщиков (исполнителей), которые добровольно не претендовали на заключение контракта (подробнее см. п. 5 комментария к данной статье).

Таким образом, представляется проблематичным применение условия о возмещении убытков, предусмотренного п. 2 комментируемой статьи, в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, даже в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.

Но нет юридических проблем применения правил о взыскании убытков с самого победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары в случае их уклонения от заключения контракта. Такого рода правила предусмотрены ч. 2 ст. 29, ч. 2 ст. 38, ч. 13 ст. 41, ч. 13 ст. 41.12, ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Они предоставляют заказчику право обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением поставщика от заключения контракта (указанные правила изложены в п. 5 комментария к данной статье).

Статья 528 ГК РФ. Порядок заключения государственного или муниципального контракта

1. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

3. Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

5. Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Комментарии к ст. 528 ГК РФ

1. Комментируемая статья детально регламентирует заключение государственного контракта. Она содержит правила, определяющие порядок и сроки направления проекта контракта государственным заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда.

Этот порядок применяется независимо от того, существует ли обязанность одной или обеих сторон заключить государственный контракт, в то время как правила, установленные ст. 445 ГК, определяют порядок заключения договора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной из сторон.

2. Пункт 3 статьи возлагает на сторону, получившую государственный контракт с разногласиями, обязанность принять активные меры к их согласованию, а также обязанность уведомить сторону, составившую протокол разногласий, о согласии заключить государственный контракт в ее редакции либо об отклонении представленных разногласий.

Нарушение этого требования влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 507 (см. коммент. к ст. 507).

3. Установление ГК порядка и сроков заключения государственного контракта означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд о порядке и сроках заключения государственных контрактов, в соответствии с п. 2 ст. 527, применению не подлежат.

Смотрите еще:

  • Оформить отказ от наследства рф Отказ от наследства Краткое содержание Срок отказа от наследства Наследование имущества, регламентированное разделом 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), предполагает под собой его передачу от умершего лица к другим лицам. Такая передача имущества подразумевает под […]
  • Уголовный адвокат 24 часа Уголовный адвокат 24 часа В данном разделе сайта физическим и юридическим лицам представлена услуга «Дежурный адвокат 24 часа» при которой, адвокатом осуществляется помощь в срочном порадке 24 часа, 7 дней в неделю, 365 дней в год вне зависимости от наступивших […]
  • Статья ук за сепаратизм в украине Ответственность за призывы к сепаратизму С 9 мая 2014 г. в Уголовный кодекс РФ вступила в действие новая статья 280.1, предусматривающая ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской […]
  • Материнский капитал заемщика Материнский капитал (Заем на сумму МСК) Ипотека под материнский капитал по программе АО «САИЖК» - это возможность приобретения нового жилья на льготных условиях: процентная ставка составляет 11,9% и не меняется в течение срока выплаты займа; заемщик может […]
  • Как перегнать машину без техосмотра и страховки Как перегнать машину без страховки и техосмотра Существуют такие ситуации, когда активное пользование транспортным средством припадает не на весь год, а только на конкретное время года. К примеру, автовладелец пользуется машиной только летом, а на зиму вывозит на […]
  • Гпк 321 Статья 321 ГПК РФ. Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления Новая редакция Ст. 321 ГПК РФ 1. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную […]
  • Картинки мировой суд "Не умеете – не пользуйтесь": судья поплатилась за картинки во "ВКонтакте" Мировой судья из Ростова-на-Дону выложила на своей страничке в соцсети "ВКонтакте" две картинки с нецензурной лексикой. Бдительный председатель одного из районных судов обнаружил это и сообщил […]
  • Вакансия коммерческий директор в уфе Коммерческий директор Прямой работодатель "ООО ТПК ЭЛЕСС" ищет работника на вакантное место в своей организации на должность "Коммерческий директор". Реклама для Вас: Реклама для Вас: Обязательное требование работодателя к опыту работы искомого сотрудника: 3–6 […]