Исковое заявление о льготной пенсии медработникам

Содержание:

Исковое заявление о льготной пенсии медработникам

В Шербакульский районный суд Омской области

Истец: К.
Адрес: Омская обл., Шербакульский р-он,
с. . ул. . д. .

Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда РФ
в Шербакульском районе Омской области
Адрес: Омская обл., Шербакульский р-н,
р.п. Шербакуль, пл. Гуртьева, 5

Исковое заявление
о включении в стаж для назначения досрочной
трудовой пенсии по старости

. августа 2008 года я обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Шербакульском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. в связи с осуществлением лечебной деятельности. В соответствии с протоколом от 16.09.2008 г. № 170 Комиссия Управления ПФ РФ в Шербакульском районе Омской области отказала мне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.

В соответствии с указанным протоколом для назначения пенсии мне требуется 25 лет специального стажа. По представленным мной документам мой страховой стаж определен в размере 30 лет 1 месяц 1 день, и специальный стаж был определен в размере 21 год 8 месяцев 7 дней по постановлению Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004 г.

Периоды работы в Таловском ФАПе с 15.02.1985г. по 15.11.1987г., в Дубровском ФАПе с 16.11.1987г. по 09.04.1989г. в должности заведующей ФАПом не засчитаны в специальный стаж, так как нет документального подтверждения, что должность заведующей ФАПом относится к среднему медицинскому персоналу, которому предусмотрено право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464.

Пунктом 1 Постановления Совета министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список), в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Согласно п. 1 данного Списка правом на пенсию за выслугу лет обладают «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности».

В соответствии с Информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000 г. N 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 г. N 06-25/8625, «при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377…» (далее номенклатура).

Согласно вышеназванной номенклатуре заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу, следовательно, имеет право на льготную пенсию по п. 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета министров РСФСР № 464.

В трудовой книжке должность с 15.05.1985г. по 16.11.1987г. указана как «зав. Таловским ФАП временно», поскольку я замещала Л.А., которая в это время находилась в отпуске по уходу за ребенком. . ноября 1987 года переведена на должность «зав. Дубровским ФАП», где замещала Г.З., которая также была в отпуске по уходу за ребенком. Работала я до 10.04.1989г. пока не была переведена в Кутузовскую амбулаторию. Запись заведующей ФАП в трудовой книжке обуславливалась тем, что я, являясь единственным медработником в фельдшерском пункте – фельдшером, также выполняла и обязанности заведующей, составляла материальные отчеты, закупала лекарства. Кроме того, в тот период в фельдшерском пункте иных должностей не было, предусматривалось, что обязанности фельдшера и заведующей будет выполнять один человек.

Фактически в эти периоды я выполняла обязанности фельдшера — вела прием больных, назначала лечение, выдавала больничные, вела карточки больных, наблюдала больных, состоящих на учете, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, проводила лечение по назначению врачей районной больницы. Также осуществляла профилактическую работу — делала прививки, выпускала сан. бюллетень по профилактике заболеваний. То есть, осуществляла всю лечебную деятельность на территории сельского населенного пункта. Это обстоятельство могут подтвердить свидетели.

В связи с вышесказанным считаю, что запись в трудовой книжке сделана неправильно вместо «фельдшера» либо «заведующая — фельдшер» указано «заведующая». Считаю, что периоды работы в Таловском ФАПе с 15.02.1985г. по 15.11.1987г., в Дубровском ФАПе с 16.11.1987г. по 09.04.1989г., должны быть включены в стаж моей работы по специальности. Неправильно сделанная запись в трудовой книжке не должна лишать меня права на пенсионное обеспечение, которым я обладаю в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.

Также Комиссия неправомерно исключила период работы с 01.11.1999г. по 31.12.1999г. в качестве медсестры Кутузовской врачебной амбулатории РТМО.

Согласно записи в трудовой книжке, в период с 10.04.1989г. по настоящее время я работаю в Щербакульской ЦРБ, структурное подразделение – Кутузовская амбулатория, в качестве медсестры физиокабинета. Указанное обстоятельство подтверждается и справкой, уточняющей характер работы и условия труда для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, выданной Щербакульской ЦРБ в 2008 году. Никаких переводов на другую работу или в другое структурное подразделение не было.

Согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, работа в амбулатории засчитывается в выслугу лет для назначения льготной трудовой пенсии. Поскольку указанная амбулатория территориально расположена в Кутузовском сельском поселении, в названии учреждения присутствует слово «Кутузовская», что не может являться основанием для исключения указанного периода работы из специального стажа.

Периоды обучения на курсах повышения квалификации с 17.10.2002г. по 14.11.2002г., с 03.05.2007г. по 31.05.2007г. так же не зачтены в специальный стаж. На данные курсы я была направлена работодателем, приказ №167 от 14.10.2002г., №280 от 27.04.2007г., что подтверждает справка от 22.08.2008г. выданная Шербакульским ЦРБ.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых вносов в пенсионный Фонд РФ.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Подобную позицию высказывал Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г., в разделе «Вопросы применения пенсионного законодательства».

Поскольку в период нахождения на курсах с 17.10.2002 г. по 14.11.2002 г., с 03.05.2007 г. по 31.05.2007 г. трудовой договор со мною не расторгался, и выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанный период подлежит включению в специальный стаж.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 264 ГПК РФ, прошу суд:

1. Включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды работы:

  • с 15.02.1985г. по 15.11.1987г. в качестве заведующей Таловским ФАП;
  • с 16.11.1987г по 09.04.1989г. в качестве заведующей Дубровским ФАП;
  • с 01.11.1999г. по 31.12.1999г в качестве медсестры физиокабинета Кутузовской амбулатории.

2. Включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды обучения на курсах с 17.10.2002г. по 14.11.2002г. и с 03.05.2007г. по 31.05.2007г.

3. Назначить выплату пенсий с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Шербакульском районе Омской области – с 22.08.2008 года.

1. Копия искового заявления;
2. Квитанция об уплате государственной пошлины;
3. Копия протокола от 16.09.2008 г. № . ;
4. Копия трудовой книжки;
5. Копия справки, уточняющей характер труда, Щербакульской ЦРБ;

Рекомендуем по данной теме другие документы и публикации в разделе : Пенсионное обеспечение

Льготная пенсия по возрасту по Списку №2

Несмотря на распространенность данной темы, актуальной остается ряд вопросов, связанных с практической реализацией назначения льготной пенсии по возрасту для работников на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2. Кто имеет право на льготную пенсию? Какой нужно иметь стаж? Какие документы нужно собрать и куда их подавать? Что делать, если пенсионный фонд отказал в назначении льготной пенсии? На эти и другие вопросы можно получить ответы в этой статье.

Кто имеет право на льготную пенсию по списку №2?

В соответствии с п. Б) ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, по результатам аттестации рабочих мест и при наличии определенного возраста и стажа после 21.08.92 г..

Так, с 1 апреля 2015 поэтапно меняется пенсионный возраст для женщин, которые будут выходить на пенсию на льготных условиях. Для тех, кто будет иметь право на пенсию по возрасту по списку №2 пенсионный возраст увеличивается с 50 до 55 лет. Повышение льготного пенсионного возраста для женщин будет происходить постепенно, до 2024 года — ежегодно на шесть месяцев.

Имеющийся «специальный» стаж на работах по Списку №2 — 10 лет, при этом общий стаж женщинам-не менее 25 лет. Для мужчин такая возможность возникает по достижении 55 лет, при этом нужно иметь стаж на указанных работах 12 лет и 6 мес. и при общем стаже работы не менее 30 лет. Поэтапно на шесть месяцев за год меняется общий стаж работы для назначения пенсий на льготных условиях (как для мужчин так и для женщин). При этом необходимая длительность льготного стажа остается без изменений.

Законодательством гарантировано право на льготную пенсию и тем лицам, которые имеют не менее половины установленного специального стажа, то есть, для мужчин — это не менее 6 лет и 3 мес., Для женщин — 5 лет работы с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2 . В таком случае льготные пенсии назначаются по уменьшению пенсионного возраста, установленного ст. 12 ЗУ «О пенсионном обеспечении» (для чел. — 60 г. Для жен. — 55 лет.) На 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы — женщинам.

Рассмотрим на примере: у мужчины стаж работы по Списку №2 составляет 7 лет 6 мес., Право на назначение льготной пенсии у мужчины будет после достижения = 60 лет — (7 р.6м. / 2р.6 м.) = 60 г. — 3 р. = 57 лет.

Что такое Список №2 и как его применять?

Как уже было отмечено, право на льготную пенсию имеют те лица, производства, работы, профессии, должности которых предусмотрены Списком №2. При определении права на пенсию по возрасту на льготных условиях применяются Списки, действующие на период работы на соответствующих должностях или по профессиям независимо от даты их внесения в Списки при условии подтверждения документами соответствующих условий труда за время выполнения работы до 21.08.1992 г.. И по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда после 21.08.1992 г.. Так, в настоящее время, есть несколько редакций Списков №2, каждый из которых действовал в определенное время, в частности:

• Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР №1173, который действовал с 22 августа 1956 по 26 января 1996

• Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №10, который действовал с 26 января 1991 года по 11 марта 1994

• Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №162, действующий с 11 марта 1994 по 16 января 2003

• Список №2, утвержденный Постановлением КМ Украины №36, действующий с 16 января 2003 года и по сегодняшний день.

Таким образом, в зависимости от времени работы, нужно применять ту или иную редакцию Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях .

Какие документы необходимы для назначения льготной пенсии по возрасту?

Для того, чтобы оформить льготную пенсию по возрасту необходимо собрать и подать в орган пенсионного фонда следующие документы:

1. Заявление о назначении льготной пенсии по возрасту. Бланк заявления можно получить в органах пенсионного фонда или на их официальном сайте.

2. Паспорт гражданина Украины, который в свою очередь удостоверяющий личность, подтверждающий его возраст и место регистрации.

3. Справку о присвоении идентификационного номера будущему пенсионеру. Если лицо по своим религиозным убеждениям отказалась от принятия идентификационного номера, нужно подать копию страницы паспорта с отметкой о том, что лицо имеет право осуществлять любые платежи без идентификационного номера.

4. Документы о стаже. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка (ч. 1 ст. 62 ЗУ «О пенсионном обеспечении»). При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи или содержатся неправильные или неточные записи о периодах работы, для подтверждения трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и другие документы, содержащие сведения о периодах работы (п. 3 Постановления КМ Украины «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» №637 от 12.08.1993 г..).

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях по Списку №2, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В частности, в такой справке должно быть указано:

• периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж;

• профессия или должность; характер выполняемой работы;

• раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы;

• первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка;

• данные о проведении аттестации рабочих мест.

5. Копии приказа (ов) об аттестации соответствующего рабочего места (рабочих мест).

Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден Постановлением КМ Украины «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» №442 от 01.08.1992 г.. (Далее — Постановление №442), которое вступило в силу 21 августа 1992 В первую очередь обращаем внимание на то, что специальный стаж, полученный до 21 августа 1992 года не нужно подтверждать документами об аттестации рабочего места. Если стаж работы имеющийся после указанной даты применению подлежит указанное Постановление.

Так, согласно п. 4 Постановление №442 аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяется приказом по предприятию, организации в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет. Таким образом первая аттестация рабочих мест должна быть проведена не позднее 21 августа 1997, то есть, 5-ти лет с момента вступления в силу Постановления №442.

Если же аттестация была впервые проведена после 21 августа 1997, то в льготный стаж засчитывается время работы до 21 августа 1992 года, 5-летний период работы на предприятии, предшествующего дате издания приказа о результатах проведения аттестации и период в течение 5 лет. Например, первая аттестация на предприятии была проведена 20 сентября 1998. В таком случае при назначении льготной пенсии засчитывается стаж работы в 21.08.1992 г., время до вступления в силу постановления о проведении аттестации, далее с 20.09.1993 г.. и по 20.09.2003 г. при этом стаж работы 21.08.1992 г.. по 20.09.1993р. не будет учитываться, поскольку он не подтвержден результатами аттестации.

6. Гарантийное письмо предприятий и организаций о перечислении средств на счет органов Пенсионного фонда Украины.

7. Справку о заработной плате лица за период страхового стажа до 1 июля 2000. Начиная с 1 июля 2000 индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета. Если предприятия, учреждения, организации ликвидированы или прекратили свое существование по другим причинам, то справки о заработной плате выдаются правопреемником этих предприятий, учреждений или организаций или архивными учреждениями.

В случаях, когда архивные учреждения не имеют возможности выдать справку по установленной форме с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, они могут выдавать справки, отвечающие данным, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Установления заработка для исчисления пенсии на основании свидетельских показаний не допускается. Выписка из штатного расписания о должностном окладе, профсоюзные билеты, билеты партий и движений, общественных объединений не могут служить документами, удостоверяющими фактический заработок для исчисления размера пенсии.

8. Документы о месте проживания (регистрации) лица. Это может быть паспорт, в котором содержатся сведения о регистрации лица, а также Справка уполномоченных органов с места жительства (регистрации), в том числе органов местного самоуправления. Иностранные граждане и лица без гражданства подают также копию вида на жительства (регистрации).

Обратите внимание, что документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и копиях, заверенных в нотариальном порядке или администрацией предприятия, учреждения, организации, подающей документы заявителя для назначения пенсии, или органом, который назначает пенсию.

При этом документы о стаже, возрасте и заработной плате подаются только в оригиналах. В случае, если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается копия с нее, заверенная администрацией предприятия, учреждения, организации по месту последней работы или органом, который назначает пенсию.

Кто и когда может обратиться с заявлением о назначении льготной пенсии по возрасту согласно Списку №2.?

В соответствии с ч. 1 ст. 80 ЗУ «О пенсионном обеспечении» заявление о назначении пенсии работающим подается по месту работы, а неработающим — в органы пенсионного фонда по месту жительства заявителя. По желанию работающее лицо может лично подать заявление о назначении пенсии по месту жительства (регистрации), что и чаще происходит на практике.

Особенностью льготной пенсии по возрасту по Списку №2 является то, что такая пенсия на сегодняшний день выплачивается за счет средств работодателя будущего пенсионера и осуществляется до достижения последним пенсионного возраста, предусмотренного ст. 12 ЗУ «О пенсионном обеспечении» (для муж. — 60 г. Для жен. — 55 лет). Конечно, большинство, если не все работодатели, не желают дополнительно оплачивать работникам пенсию, а потому пытаются любыми способами уклониться от таких обязанностей.

На практике нередки случаи, когда лицо обращается к своему работодателю с просьбой предоставить необходимые для назначения льготной пенсии документы, и у работодателей сразу же странным образом исчезают все необходимые документы. Говорить же о подаче заявления о назначении льготной пенсии через должностное лицо такого работодателя вообще не приходится. Что же делать в таком случае?

Во-первых, необходимо в письменной форме обратиться к работодателю с требованием предоставить необходимые документы для назначения льготной пенсии, в частности, уточняющие справки, копии приказов о проведении аттестации рабочих мест и т.д.

Во-вторых, органы пенсионного фонда наделены полномочиями требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а также в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи. Поэтому, если письменное обращение к предприятию с целью получения документов для назначения льготной пенсии не принесло никаких результатов, советуем обратиться в орган пенсионного фонда с просьбой направить информационный запрос вашему предприятию уже от имени пенсионного фонда, поскольку органы пенсионного фонда обязаны оказывать помощь лицам по получении недостающих документов для назначения пенсии.

Более того, законодательством предусмотрено, что предприятия и организации несут материальную ответственность за ущерб, причиненный гражданам или государству вследствие несвоевременного оформления или представления пенсионных документов, а также за выдачу недостоверных документов, и возмещают ее.

По результатам проведенных вышеуказанных действий следующим шагом является представление всех собранных документов в соответствующий орган. Назначение пенсий и оформления документов для их выплаты осуществляется органами Пенсионного фонда Украины. Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» обращения за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию. Пенсии назначаются со дня обращения за пенсией или со дня достижения пенсионного возраста, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня достижения такого пенсионного возраста.

Частью 2 ст. 7 Закона предусмотрено, что при этом пенсии по возрасту назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или она продолжается. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 22 ЗУ «О пенсионном обеспечении» льготная пенсия по возрасту назначается пожизненно, независимо от состояния здоровья.

Документы о назначении пенсий рассматриваются органами пенсионного фонда не позднее 10 дней со дня их поступления. Уведомление об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования орган, который назначает пенсии, выдает или направляет предприятию, организации или заявителю не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения.

Что же делать, если органы пенсионного фонда приняли решение об отказе в назначении пенсии?

Согласно ч .1 ст. 104 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» жалобы на решение органа, который назначает пенсии, могут быть поданы в районной (городской) Совета народных депутатов или в районный (городской) народный суд.

Таким образом, получив решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии, нужно сразу же приступить к подготовке искового заявления, других необходимых документов и обращаться в суд с целью защиты своих прав и интересов. Если же чувствуете, что самостоятельно судебный процесс вам не осилить, лучше обратитесь за помощью к профессиональным юристам. В частности, юристы ЮК «Юридические партнеры» после осуществления детального анализа вашей документации разработают выгодную для вас правовую позицию защиты ваших прав, подготовят исковое заявление и другие процессуальные документы и профессионально представят ваши интересы в суде.

Согласно п. 3 Порядка назначения пенсий некоторым категориям лиц, утвержденным постановлением Кабинета.

В случае смерти государственного служащего нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его.

Льготное пенсионное обеспечение шахтеров и членов их семей осуществляется в соответствии с.

Назначение пенсии прокурорам Пенсионное обеспечение прокуроров определены статьей 86 Закона Украины «О.

Газета «Новости медицины и фармации» 7(278) 2009

Вернуться к номеру

Выход медработников на пенсию по выслуге лет. Стаж в двойном размере по ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении»

Авторы: Р.Л. Ахметшин, врач-кардиолог, юрист, г. Донецк

Как известно, каждый гражданин нашего государства имеет право на пенсионное обеспечение. Причем в зависимости от выполняемой работы и условий труда пенсия может назначаться до достижения пенсионного возраста. Такое же право есть и у медработников. Одна беда — у медиков традиционно самые маленькие зарплаты и, соответственно, мизерные пенсии. Хоть как-то смягчить такую несправедливость позволяет ряд льгот, предусмотренных законодательством.

Однако плохая осведомленность в этом вопросе часто не позволяет пользоваться хотя бы некоторыми преференциями, сохранившимися, между прочим, еще со времен Советского Союза.

Как показывает опыт, не все, в том числе и должностные лица больниц, обладают достаточными знаниями в области законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение. Особенно часто возникают проблемы с применением ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении».

Ниже изложены рекомендации, сделанные на основе анализа большого количества документов, а также реальных действий должностных лиц лечебных учреждений, выявлены, обобщены возможные ошибки при рассмотрении назначения пенсии на основе ст. 60 вышеуказанного закона врачам ПИТ.

Начну с основного. Согласно ст. 81 ЗУ «О пенсионном обеспечении», вопрос о назначении пенсий, в том числе по выслуге лет и по ст. 60, отнесен к компетенции Пенсионного фонда. Соответственно, юридически значимым и достоверным следует считать решение Пенсионного фонда. В случае несогласия с ним его можно оспаривать в суде.

Правильные действия лечебного учреждения в случае наличия права медработника на пенсию по выслуге лет, в том числе и на основаниях, предусмотренных ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», состоят в следующем. В обычном порядке уполномоченное лицо лечебного учреждения, согласно действующему законодательству, обязано передать документы для рассмотрения и вынесения решения Пенсионным фондом, как при любом обычном выходе на пенсию по выслуге лет (пусть «голова болит» у Пенсионного фонда, это их прерогатива). Вот и все!

Теоретически на этом можно было бы закончить. Однако, учитывая то, как могут своевольно трактовать нормы права, пожалуй, есть смысл ознакомиться несколько подробнее с законодательной базой.

Начнем с наиболее распространенных неверных действий должностных лиц (уполномоченного лица) больницы. Могут вынести собственное решение без консультаций с Пенсионным фондом, хотя права на это не имеют. Такое решение никчемно, и оспаривать его хотя и можно, но не имеет смысла — пустая трата драгоценного времени, так как все равно, каким бы ни было решение должностного лица, профсоюза или комиссии больницы, легитимным считается только решение Пенсионного фонда. Именно органы Пенсионного фонда (не считая суда) выносят решение о назначении или не назначении пенсии, в том числе по выслуге лет по ст. 55 п. «е» и по ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении». Соответственно, решение Пенсионного фонда является легитимным и окончательным, но в случае несогласия его можно оспаривать в суде.

Должностным лицам следует помнить, что в случае, если по причине незаконно изданного документа, справки и других действий (действия или бездействия) пенсия не будет назначена лицу, которому она полагается, возможна уголовная ответственность по ст. 364 — ст. 367 Уголовного кодекса Украины. Таким документом может быть, например, собственное решение должностных лиц больницы без решения Пенсионного фонда об отсутствии права выхода на пенсию по ст. 60 для конкретного работника, то есть вынесенное с нарушением порядка, предусмотренного законом, или любые действия, направленные на препятствование выхода на пенсию лицу, имеющему такое право, в том числе не подача предусмотренных нормами права документов в Пенсионный фонд. Кстати, невыполнение норм, предусмотренных законодательством, по незнанию, как известно, не освобождает от ответственности. Отсюда следует:
1) ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении» существует;
2) ЗУ «О пенсионном обеспечении» в настоящее время действует в части назначения пенсии на льготных основаниях, соответственно, действует и ст. 60 этого закона;
3) согласно ст. 2, одним из видов пенсии является ее назначение по выслуге лет; в соответствии со ст. 51 пенсия по выслуге лет назначается за выполнение работ, приводящих к утрате трудоспособности до наступления возраста, с которого назначается пенсия; по ст. 55. п. «е» такое право имеют работники лечебных учреждений независимо от возраста при стаже более 25 лет; и, наконец, ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении» гласит, что работа в лепрозориях, противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях), где лечатся зараженные ВИЧ, больные СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, патологоанатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения засчитывается к стажу работы в двойном размере.

Что касается реанимационных отделений, то, согласно положениям приказа № 303 от 08.10.1997 г. «О регламентации деятельности анестезиологической службы», переименованы, реорганизованы, существовавшие до этого подразделения реанимации. Исходя из целесообразности и экономических причин, созданы узкоспециализированные ПИТ при профильных отделениях. За реорганизованными, переименованными и вновь созданными отделениями (палатами, блоками, группами) интенсивной терапии сохранены функциональные полномочия ранее существовавших отделений реанимации и, как в своих разъяснениях отмечает управление Пенсионного фонда, засчитывается стаж работы в двойном размере.

Кроме того, согласно многочисленным разъяснениям, письмам и инструкциям Пенсионного фонда, Кабмина, Министерства труда и социальной политики, засчитывается работа, которая дает право выхода на пенсию по выслуге лет, если она является основным местом работы, причем в аккредитованном государственном или коммунальном лечебном учреждении, и о такой работе должна быть соответствующая запись в трудовой книжке.

Таким образом, если в трудовой книжке имеется запись, что вы работали в палате интенсивной терапии, вы имеете право на засчитывание стажа в двойном размере. Соответственно, выход на пенсию возможен, если вы проработали в ПИТ более 12 лет и 6 месяцев.

Что касается иных специальностей, указанных в ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», все аналогично.

Вышеуказанные условия являются необходимыми и достаточными для засчитывания стажа в двойном размере.

Кстати, не нужно путать аккредитацию лечебного учреждения и аттестацию рабочего места, а также наличие специальности в списке Кабмина № 1 или № 2. Аттестация и списки № 1 и № 2 используются при выходе на пенсию по ст. 13 того же закона. Для применения положений, указанных в ст. 60 ЗУ «О пенсионном обеспечении», аттестация и указанные списки не требуются.

Но самое главное иное. Вполне понятно, что могут быть недоразумения и недостатки, связанные с недостаточными знаниями и пониманием нормативно-правовой базы, регулирующей выход на пенсию. Удивляет другое — тактика действий. А именно ситуации, когда должностное лицо из неких, наверное, высших соображений, непонятных для обычных людей, принимает решение по наитию, после чего начинает поиски и прокладывание способов подтвердить это, в данной ситуации без легитимного решения Пенсионного фонда (действительно, что такое Пенсионный фонд, с чем его на завтрак едят?). Такими действиями подменяется изучение законодательной базы и ознакомление с нормами права…

Возникает вопрос. Где для начала элементарный анализ хотя бы по действию закона во времени, пространстве и по кругу лиц? И вот, внимание, то самое удивительное — в конце концов, где знаменитое, всепобеждающее чувство самосохранения чиновника? Где лозунг — подальше от прокуратуры и суда, поближе к больнице?

Хотя возможно, оно — чувство самосохранения — проявляется вычурно. Должностные лица идут за советом к вышестоящему руководству, опять-таки даже не ознакомившись с законодательной базой и не пытаясь найти наиболее целесообразный выход самостоятельно и в русле права. Иными словами, под видом подчиненности перекладывают решение, головную боль и ответственность на начальника, фактически вместо выполнения своей работы и обязанностей подставляют его. Можно сказать, мудрое решение для маленького начальника. Потом, если что, не страшно идти напролом, игнорируя элементарные права человека, даже нарушая законы, как бы выполняя указания сверху и прикрываясь чужим авторитетом.

Конечно, такой метод внутри системы, в том числе здравоохранения, может сработать.

Но нередко доходит до абсурда. Ситуацию, которая решается элементарно, можно завести в такой глубокий тупик, что появляются поводы даже для возбуждения уголовных дел.

И здесь позволю себе напоминание и совет — нужно всегда помнить, что как только действия или решения выходят за пределы системы (тем более ответственность перед прокурором или судом) и вторгаются в другие сферы, отвечает то лицо, которое на свое усмотрение или по совету свыше приняло решение, то есть поставило свою подпись.

Допустим, как у нас часто говорят — откупятся, договорятся, адвокаты защитят и т.д. Но ради чего на пустом месте тратить деньги, нервные клетки время и т.д.?

Из собственного опыта могу сказать, что мне пришлось столкнуться с подобной ситуацией, когда с моей стороны должностным лицам больницы давались все разъяснения в соответствии с действующей законодательной базой, в том числе о возможной ответственности в случае неправильных действий. Несмотря на это абсолютно игнорировались законы, официальные документы, такое письмо, как разъяснение, данное по поручению главного управления Пенсионного фонда Украины областным управлением Пенсионного фонда по конкретному лицу. Под давлением лечебного учреждения из-за незаконно изданных им документов местный Пенсионный фонд также отказал в праве выхода на пенсию. Однако областное управление разобралось, увидело нарушение и обязало назначить пенсию. По этому поводу считаю нужным заметить три момента:

1. Около года вялых и трех месяцев активных действий понадобилось, чтобы лечебное учреждение подало, наконец, документы в Пенсионный фонд. Пришлось даже уволиться.

2. Областное пенсионное управление разобралось, можно сказать, молниеносно, меньше чем за неделю (законы все-таки действуют!).

3. Должностными лицами значительная часть собственных незаконных действий задокументирована, так как все общение (разъяснение, просьбы, заявления и т.д.) велось официально в письменном виде.

Теперь потерпевшая сторона в раздумьях — подавать иск или как?

Уважаемые коллеги, помните, что у медиков самые маленькие зарплаты и, соответственно пенсии, читайте и соблюдайте законы, избегайте лишних проблем. Опытные юристы советуют — не знаете, как поступать, поступайте по закону!

Витяг із ЗУ «Про пенсійне забезпечення»

Ст. 2. Види державних пенсій. За цим Законом призначаються: а) трудові пенсії; за віком; по інвалідності; в разі втрати годувальника; за вислугу років.

Ст. 51. Підстави пенсійного забезпечення за вислугу років. Пенсії за вислугу років встановлюються окремим категоріям громадян, зайнятих на роботах, виконання яких призводить до втрати професійної працездатності або придатності до настання віку, що дає право на пенсію за віком.

Ст. 55. Окремі категорії працівників інших галузей народного господарства, які мають право на пенсію за вислугу років.

Право на пенсію за вислугу років мають: е) працівники освіти, охорони здоров’я та соціального забезпечення при наявності спеціального стажу роботи від 25 до 30 років за переліком, що затверджується у порядку, який визначається Кабінетом Міністрів України, незалежно від віку;

Ст. 60. Пільги по обчисленню стажу за роботу в деяких медичних закладах.

Робота в лепрозорних і протичумних закладах охорони здоров’я, у закладах (відділеннях) з лікування осіб, заражених вірусом імунодефіциту людини або хворих на СНІД, в інших інфекційних закладах (відділеннях) охорони здоров’я, у патолого-анатомічних і реанімаційних відділеннях закладів охорони здоров’я, а також у психіатричних закладах охорони здоров’я зараховується до стажу роботи у подвійному розмірі.

Делопроизводство

Льготная пенсия медработникам

Российским законодательством предусмотрены специальные льготные пенсии для медработников. Речь идет не о дополнительных выплатах, а о сокращении общего трудового стажа.

При обычной выработке гражданам начисляется год за один год, работникам сферы здравоохранения дополнительно прибавляется от трех до девяти месяцев. Льготная пенсия позволяет получать выплаты по выслуге лет лицам, накопившим такой стаж.

Нормативная база

Принцип льготного пенсионного обеспечения предполагает сокращение периода времени, по истечении которого можно подать заявление на получение средств.

Основный критерий для медиков – это накопленный стаж трудовой деятельности.

При возникновении проблем с назначением и начислением льготной пенсии важно не только иметь на руках все необходимые справки, но и располагать теоретической базой.

В этом вопросе помогут следующие нормативно-правовые акты:

Ознакомиться с положениями указанных документов можно здесь:

Кому и что положено?

Перечень медицинских работников, которые могут претендовать на ранний выход на пенсию, установлен Постановлением Правительства №781 от 29.10.2002 г.

Список должностей

Должности и работники учреждений, на которые распространяется льготное пенсионное обеспечение:

Льготный медицинский стаж

Во сколько лет уходят:

  • для врачей и среднего медперсонала, работающих в сёлах – 25 лет;
  • для сотрудников городских медучреждений – 30 лет.

Один проработанный год считается за год, но некоторым категориям медработников полагаются дополнительные «бонусы»:

  • медикам, отработавшим на селе или в городе, один год стажа засчитывается за 15 месяцев (год и три месяца);
  • год за полтора применяется к таким специальностям, как хирург, анестезиолог-реаниматолог, судмедэксперт, патологоанатом;
  • если перечисленные выше специалисты проработали в сельской местности, год стажа приравнивается к одному году и девяти месяцам.

Страховая часть

Периоды, засчитываемые в стаж:

  • временная нетрудоспособность работника;
  • ежегодные оплачиваемые отпуска;
  • выход в декрет перед родами;
  • служебные командировки;
  • оплаченное работодателем обучение, курсы повышения квалификации.

В стаж не включаются:

По вредности и выслуге

Ранний выход на пенсию в связи с вредными условиями труда полагается медицинским работникам, которые проработали по своей специальности от 25 до 30 лет.

Это касается тех, кто трудился и в городской, и в сельской местности. Возраст гражданина роли не играет.

Информация про досрочную страховую пенсию — здесь.

Пенсия медработникам по выслуге лет в 2018 году в России

Условия раннего выхода на пенсию медработников определены Постановлением №781. Данный вопрос также регулируется законом о страховой пенсии №400.

Условия назначения

В Постановлении №781 перечисляются:

  • должности и специальности медработников, в отношении которых действует льготное обеспечение;
  • все ЛПУ, работа в которых засчитывается для исчисления стажа.

Этот же документ устанавливает правила начисления специального стажа.

Так, например, работа на полставки до ноября 1999 года записывается в стаж, а после этого года – уже нет.

В Постановлении содержится немало нюансов, которые касаются статуса медучреждений, специализации медиков и периодов трудовой деятельности.

Нужно обратить внимание на то, что двадцатипятилетний стаж является основанием для досрочного назначения выплат только при условии, если все эти годы человек проработал на селе.

Если он за это время трудился и в городской местности, стаж в городе будет учитываться обычным образом, а в селе — как год за 15 месяцев.

Общие критерии льготных условий:

  • в наименовании медицинской организации обязательно должны фигурировать такие термины, как «больница», «медсанчасть», «дом ребенка», «госпиталь» и др.;
  • организационно-правовая форма объекта здравоохранения – именно «учреждение», т. е. юридическое лицо;
  • если медработник трудился не в обособленной организации здравоохранения, а в медицинском структурном подразделении какого-либо учреждения такая деятельность также засчитывается в стаж (например, здравпункты в учебных заведениях, медсанчасти, лаборатории в воинской части и др. – полный перечень приведен в Постановлении №781);
  • должность, занимаемая конкретным медслужащим, должна входить в перечень №781 (все категории врачей и средний медперсонал);
  • заведующие (например, отделением в поликлинике), также могут рассчитывать на досрочный выход, но только если они за все это время не прекращали медицинскую практику.

Возраст человека, достигшего необходимый стаж, роли не играет. Для назначения досрочного обеспечения нужно, чтобы за все время трудовой деятельности работодатель перечислял взносы в ПФР.

Право некоторых категорий граждан на досрочный выход на пенсию регулируется законом №400. Этот документ также предусматривает льготную пенсию медикам.

Для этого нужно наработать определенный стаж:

  • в селе и поселке городского типа – 25 лет;
  • в городе, селе и поселке городского типа, либо только в городе – от 30 лет.

При определении даты досрочного выхода нужно учитывать особенности обновленного пенсионного законодательства:

  • минимальный страховой стаж в прошлом году составлял пять лет, с каждым годом к этой цифре прибавляется еще год (на 2025 год этот показатель составит пятнадцать лет);
  • гражданин должен накопить 30 пенсионных баллов.

Перечисленные обстоятельства относятся ко всем, чей труд не связан с вредными условиями и кто не входит в число «льготников». Медработники входят в последнюю категорию.

Сотрудникам государственных больниц

Досрочный выход на пенсию работников государственных ЛПУ осуществляется в общем порядке в соответствии с постановлением №781 и законом №400.

В трудовой стаж засчитывается работа при нормальной и сокращенной продолжительности рабочего дня.

Стаж для сотрудников государственных медучреждений в сёлах и поселках городского типа начисляется по пропорции год к 15 месяцам.

Правило «год за полтора» применимо к следующим категориям служащих госучреждений:

  • оперирующие врачи, трудящиеся в хирургических отделениях;
  • анестезиологи-реаниматологи, проработавшие в отделениях интенсивной терапии;
  • патологоанатомы, трудящиеся в соответствующих отделениях при ЛПУ;
  • медэксперты, проработавшие в бюро судмедэкспертизы.

Если перечисленные специалисты отработали в ЛПУ на селе, один год приравнивается к 21 месяцу стажа.

Работникам частных клиник

В России активно развивается платная медицина. В связи с этим, работники частных медучреждений часто получают отказы в ПФР в назначении льготной пенсии.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 г. №11/П, все медработники должны ставиться в равнозначное положение, независимо от формы собственности ЛПУ.

Конституционным судом гарантирован досрочный выход на пенсию всем медработникам. При соблюдении всех условий, установленных законодательством, сотрудники частного сектора здравоохранения имеют полное право на льготное пенсионное обеспечение.

В то же время сотрудник коммерческой медицинской организации должен сверить свою должность с установленной номенклатурой. Еще одно обязательное условие для назначения досрочной пенсии – перечисление фирмой-работодателем взносов в ПФР.

В сельской местности

Российское законодательство предусматривает досрочный выход на пенсию медработников, отслуживших в сельской местности. В этом случае применятся повышающий коэффициент «год за 15 месяцев».

Здесь действует одно ограничение: согласно Постановлению №781, указанное выше правило применимо только к гражданам, проработавшим и в городе, и на селе.

Если стаж имелся только в сельской местности, расчет ведется по общей схеме.

Выход на отдых

Досрочный выход на пенсию обычно не вызывает у медработников каких-либо трудностей. Для его оформления нужно обратиться в Пенсионный фонд со всеми необходимыми справками.

Как оформить?

Процедура оформления пенсии медслужащим не отличается от общепринятого порядка. Гражданин должен обратиться в ПФР по месту прописки. Перед этим нужно получить на работе все необходимые бумаги.

Что подготовить:

  • заявление в ПФР о назначении льготного обеспечения;
  • паспорт;
  • трудовую книгу, в которой указан суммарный стаж.

Дополнительно могут потребоваться:

  • справка о средней зарплате за 60 дней непрерывного труда до 2002 г.;
  • справка о смене местопроживания;
  • справка о смене фамилии;
  • документальное подтверждение инвалидности и др.

Сроки предоставления

Заявление рассматривается в течение десяти дней после подачи. Начисление выплат производится со дня обращения заявителем. Пенсия по выслуге лет предоставляется бессрочно.

Особенности начисления

В трудовой стаж медработников засчитываются:

  • время нахождения на больничном;
  • ежегодные оплачиваемые отпуска;
  • отпуск по беременности и родам;
  • период прохождения обучения или повышения квалификации.

Как рассчитать?

Пособие рассчитывается исходя из наработанного медиком стажа и его доходов, которые он получал в ЛПУ за указанный период.

В целом, применяется стандартная схема расчета, которая предусматривает:

  • исчисление стажа трудовой деятельности;
  • учет различных льгот и надбавок;
  • подсчет индивидуального коэффициента;
  • расчет суммы пенсии.

Учитываются ли декретный отпуск и декретные выплаты?

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса, в стаж не входит отпуск по уходу за ребенком. Тем не менее, женщины, вышедшие в декрет (отпуск по беременности и родам), получают дополнительный стаж за этот период. В расчете пенсии будут учитываться все пособия, связанные с указанным обстоятельством.

Пенсионное обеспечение медиков в каждом регионе рассчитывается с учетом районных коэффициентов. Выплаты начисляются в зависимости от заработной платы и составляют в среднем 40%.

Пример расчета

Хирург пятнадцать лет проработал в сельской местности в отделении хирургии, далее он был назначен замом главврача в городе. Стаж на последнем месте составил шесть лет.

Расчет стажа: 6 лет в городе + 15 лет на селе хирургом + 10,5 льготный лет за практику в хирургии + 3,5 года за работу на селе, итого получается 35 лет трудового стажа.

Судебная практика

В последнее время судебные прецеденты касаемо льготного пенсионного обеспечения медработников возникают редко. Это связано с тем, что законодательство четко регулирует эту процедуру.

С трудностями обычно сталкиваются граждане, чьи должности прописаны неверно. В таких случаях предусмотрен принцип тождественности, установленный федеральным законодательством.

Ранее сложности возникали у медиков, работающих в частных клиниках. Сейчас в суд обращаются по этому поводу нечасто, поскольку обширная судебная практика говорит об одном: бесспорно, прав медслужащий.

Куда обращаться, если ваши права нарушены?

Право на оформление пенсии по выслуге лет медработник защитить в суде. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, следовательно, нужно доказать, что сотрудник осуществлял функции, которые позволяют его отнести к перечню Постановления №781.

Как составить исковое заявление?

Исковое заявление составляется по общему образцу:

  • сначала указывается наименование и адрес судебного органа, в который подается иск;
  • затем прописывается вся информация о заявителе (ФИО, дата рождения, паспортные данные, адрес по прописке);
  • далее нужно изложить суть иска, указать основания подачи и требования.

Как заработать северную пенсию? Узнайте тут.

Удерживаются ли алименты с пенсии по инвалидности? Смотрите здесь.

Последние новости

Исходя из последних новостей, можно сделать вывод, что существенных изменений в ближайшее время не ожидается. Медработникам по-прежнему полагается ранний выход на пенсию и льготное начисление стажа.

Какие изменения в 2018 году следует ожидать?

В 2018 году изменений касаемо оформления льготной пенсии не будет, но уже сейчас в Министерстве труда идут дискуссии по поводу корректировки трудового стажа для медработников в будущем.

В 2018-2019 годах необходимый стаж, возможно, будет увеличиваться на три месяца за каждый год. А в последующих 2020-2022 годах – уже на шесть месяцев ежегодно.

Планируется ли отмена выплат?

Отмена льготной пенсии для медработников не входит в планы Минтруда. Врачи и средний медперсонал будут по-прежнему выходить на пенсию по достижении необходимого стажа. Вопрос состоит в том, насколько изменятся критерии и условия такого выхода.

Будет ли индексация?

Индексация пенсий медслужащих происходит наравне с пособиями других категорий пенсионеров.

Перерасчет в текущем году запланирован на февраль, после чего выплаты увеличатся чуть более, чем на 5%. В конце года индексация составит 5,8%.

Смотрите еще:

  • Закон о обязательном государственном страховании Закон о обязательном государственном страховании Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья […]
  • Страхование жизни здоровья военнослужащих Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной […]
  • Земельный участок в голицыно Земельный участок в голицыно Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Земельные участки в Подмосковье Голицыно КРАСИВЫЙ участок правильной прямоугольной формы. Удобный широкий подъезд по асфальтированной дороге. Газ,… Минское […]
  • Федеральный закон об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов […]
  • Ооо челябинск устав Устав Миасского городского округа Челябинской области от 20 января 2000 г. (с изменениями и дополнениями) Устав Миасского городского округа Челябинской области с изменениями и дополнениями, внесенными решением городского Совета депутатов от 8 февраля 2001 г. N 3 С […]
  • Изменение в уставе волости Решение Собрания депутатов сельского поселения "Алольская волость" Пустошкинского района Псковской области от 17 июня 2008 г. N 48 "О внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения "Алольская волость" Решение Собрания депутатов сельского поселения […]
  • Марат файзуллин адвокат Адвокат РБ Информация Описание: Решение любых сложных вопросовПомощь Адвокат – это специалист, который предоставляет юридическую помощь высокого уровня квалификации как физическим, так и юридическим лицам. Именно адвокат может защищать права человека, либо целой […]
  • Статья уголовного кодекса рф 115 116 Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 27 января 2017 года Одобрен Советом Федерации 1 февраля […]