Источники конституционного права рф система

Конституционное право России

Учебники для вузов

1.7. Источники конституционного права

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами — «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием — федеральным представительным органом государственной власти:

1) федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).

В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

Федеральные конституционные законы имеют приоритет перед федеральными законами и последние не должны им противоречить. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;

2) федеральный закон. Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

Другим уровнем законов являются законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ. При этом законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным конституционным законам, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в этом случае действует федеральный закон. Если же противоречие происходит между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Федерации по предметам совместного ведения, то действует закон субъекта Федерации.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.

В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.

4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

* Такое санкционирование, «генеральная отсылка» содержится в Конституции РФ. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации* (ст. 19) устанавливает право органов и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры. Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае — нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.

Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право, которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. * Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции РФ и имеют приоритет перед другими нормами, содержащимися в ней. Решение вопроса, является или не является естественное право (наряду с позитивным правом) источником конституционного права, зависит от теоретических концепций, которых придерживается человек, изучающий конституционное право.

Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права

Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права – юридические формы выражения и закрепления принципов и норм, которые в совокупности составляют конституционное право. Это нормативные юридические акты, регулирующие (закрепляющие) политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью (например, конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (его нормы можно отнести к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм могут относиться одновременно и к конституционному праву.

Содержание

↑Федеральный уровень источников конституционного права РФ

Главным источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума (всенародного голосования), в которой закреплены основные черты общества и государства, статуса личности, система, принципы формирования, функции и ключевые полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция предопределяет содержание других источников конституционного права, которые призваны развивать ее нормы.

Источниками конституционного права являются также акты Конституционного Собрания Российской Федерации, законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Акты Конституционного Собрания Российской Федерации — нормативные акты, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 135) в связи с возможным ее пересмотром. Поскольку Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании до сих пор не принят, в конституционной практике нет и соответствующих примеров этого источника права.

Законы РФ о поправках к Конституции РФ — особый вид нормативных актов, посредством которых вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ. 30 декабря 2008 г. были приняты два Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»; «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Важнейшим источником конституционного права является закон. Федеральные конституционные законы — это нормативные акты, принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в Конституции РФ. Федеральные законы принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральным законом, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений и парламент, и другие государственные органы признают необходимость их первичного, основополагающего регулирования посредством федерального закона. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральным конституционным законам не могут противоречить федеральные законы.

Конституционному праву известен такой источник сильного политического звучания, как декларации. Так, 12 июня 1990 г. 1 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 25 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР принята Декларация о языках народов России. 21 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает своим постановлением Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

Многочисленные подзаконные акты также являются источниками конституционного права России.

Так, нормы конституционного права содержатся в нормативных актах палат Федерального Собрания – Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Есть также положения об аппаратах палат и некоторые другие нормативные акты.

б) Многие указы и распоряжения Президента РФ содержат нормы конституционного права, а зачастую и целиком являются источниками права.

в) Нормативные акты Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, изданы в развитие законов и детализируют соответствующие общественные отношения в связи с участием в них органов исполнительной власти.

↑Источники конституционного права РФ на уровне субъектов РФ

На уровне субъектов РФ издаются конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

↑Нормативные акты местного самоуправления или его органов

Прежде всего это уставы муниципальных образований — поселений, муниципальных районов, городских округов, которые могут приниматься как непосредственно населением путем местных референдумов, так и избранными им представительными органами местного самоуправления — думами, собраниями депутатов и т.п. Источниками могут быть и отдельные акты названных органов — регламенты представительных органов местного самоуправления, положения о местных администрациях, правила общеобязательного характера, регулирующие организацию жизни населения на соответствующей территории, и др.

↑Иные источники конституционного права РФ

Международно-правовые нормы являются возможными источниками конституционного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди источников конституционного права РФ выделяют отдельно внутригосударственные договоры и соглашения – договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, между различными субъектами РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по разграничению предметов ведения и полномочий. Следует, однако, отметить, что роль таких договоров существенно снизилась в настоящее время.

Вопрос о выделении в качестве самостоятельных источников конституционного права решений Конституционного Суда РФ, их конституционных (уставных) судов субъектов РФ является дискуссионным. С одной стороны, все чаще признаются в качестве источника конституционного права решения Конституционного Суда по вопросам толкования норм Конституции, о соответствии федерального и регионального законодательства Конституции РФ, поскольку, очевидно, что зачастую такие решения не просто уточняют существующие нормы конституционного права, но и создают новые общеобязательные правила поведения. С другой стороны, существует и противоположная точка зрения, согласно которой не Конституционный Суд РФ, а законодатель корректирует закон с учетом уточненного путем толкования содержания конституционной нормы (правила надлежащего понимания).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Источники конституционного права

Система источников конституционного права РФ

Источник права (в широком смысле слова) — совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания.

Источник права (в узком смысле) — действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

Конституция РФ является основным (основополагающим), но не единственным источником конституционного права. Как показывает практика, круг источников конституционного права более широк.

Существование иных, кроме конституции, источников конституционного права вызвано тем, что некоторые виды общественных отношений регулируются конституционным правом в полном объеме и не относятся к предмету других отраслей права. Причем эти отношения закрепляются не только конституцией, но и другими источниками (формами) права.

Под источниками конституционного права понимаются акты, содержащие юридические нормы, направленные на регламентацию правоотношений, составляющих предмет конституционного права.

Источник конституционного права РФ — совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

В отличие от источников науки конституционного права, источниками отрасли являются только действующие на данный момент нормативные акты. Причем если часть из них являются безусловными источниками (Конституция РФ, конституции субъектов Федерации, федеральные конституционные законы), то другая часть выступает в качестве источников лишь в случае наличия в них конституционно-правового содержания (федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры и т. д.).

Виды источников конституционного права РФ:

  • международные акты, например Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);
  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
  • федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) и др.;
  • внутригосударственные договоры, например Федеративный договор (договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г. и др.;
  • федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1 996 г., 17 марта 1 997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.; 5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября 1991 г. 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.;
  • законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
  • указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»; б) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.;
  • постановления Правительства РФ, например постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» (c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.);
  • решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.

Источники конституционного права находятся в иерархической соподчиненности. Место конкретного источника в иерархии источников конституционного права, как правило, устанавливается самой конституцией либо является следствием сложившейся правоприменительной практики и правовых традиций.

Разнообразие системы источников конституционного права и место в ней того или иного источника зависит от характера правовой системы (англосаксонской, романо-германской и др.), исторических, культурных традиций и иных факторов. Так, в англосаксонской правовой системе источниками (формами права) служат конституционные по характеру обычаи, судебный прецедент, судебная практика. В мусульманских системах обязательным источником права являются религиозные догматы, положения Корана и их толкование признанными специалистами.

Система источников зависит также от формы государственного устройства страны. В федеративных государствах, где имеются конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом ее субъекте, в систему источников конституционного права входят и соответствующие учредительные акты федерации и ее субъектов.

Таким образом, система источников конституционного права каждой страны имеет свою специфику и свои особенности.

Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников. По мнению О. Е. Кутафина, источники конституционного права можно разделить на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные. Кроме того, он выделял в качестве отдельного источника конституционный обычай. Такое деление позволяет лучше уяснить юридическую природу источников, механизм их реализации, а также их соотношение внутри системы.

Систему источников конституционного права можно условно поделить на следующие семь групп: конституционные, законодательные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локальные источники. В четырех первых группах выделяются, кроме того, по две подгруппы: федеральные и региональные источники.

Конституционные источники

Наиболее значимыми источниками отрасли являются конституционные. Они носят учредительный характер и обладают наивысшей юридической силой по сравнению со всеми остальными нормативными актами. В качестве федерального конституционного источника выступает Конституция РФ. К числу региональных конституционных источников относятся конституции российских республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Федеральная Конституция. Конституция РФ 1993 г., как и все предыдущие российские конституции, провозглашена в качестве акта высшей юридической силы. Однако действующая Конституция в отличие от всех прежних является актом прямого действия. Ее нормами надлежит руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах, в исполнительно-распорядительных органах и т. д. Прямое действие Конституции, несомненно, является большим достижением российской правовой системы в целом и российского конституционного права в частности. Применение конституционных норм прямо и непосредственно не исключает применение в дополнение к ним имеющихся нормативных актов более низкого уровня, развивающих нормы Конституции.

Региональные конституции и уставы. Конституция (устав) субъекта Федерации — основной закон, обладающий высшей юридической силой в системе законодательства субъекта Федерации, принимаемый в установленном федеральной Конституцией порядке, определяющий статус субъекта Федерации и регламентирующий вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ.

В отличие от республик, изначально обладавших правом принимать собственные конституции, иные субъекты Федерации получили право принятия своих уставов относительно недавно. Данные источники включают в себя нормы, регламентирующие правовой статус того или иного субъекта Федерации, права, свободы и обязанности граждан, проживающих на соответствующей территории, порядок образования и полномочия региональных государственных органов и органов местного самоуправления.

Законодательные источники

Законы — наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Именно законы, обладающие более высокой юридической силой (по сравнению с остальными нижестоящими актами), регламентируют важнейшие общественные отношения. В то же время Конституция РФ устанавливает определенные требования к законам. В частности, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54).

Некоторые отношения в соответствии с Конституцией могут быть урегулированы только в форме закона (федерального конституционного закона или федерального закона). Например, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения прав и свобод граждан могут быть произведены только федеральным законом. Другая конституционная норма предусматривает еще более высокую по юридической силе форму акта для введения ограничений нрав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ). Причем в нем должны быть указаны пределы и срок действия ограничений, которые вводятся для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

В настоящее время существует несколько видов законов, применяемых в Российской Федерации. К ним относятся: законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, региональные законы. Самостоятельную группу законодательных источников формируют законы, принятые в предыдущие периоды развития России: законы СССР и РСФСР (позднее РФ), принятые до вступления в силу Конституции 1993 г. Такие акты согласно п. 2 раздела второго Конституции РФ применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. По мере принятия новых федеральных законов и иных правовых актов число действующих законов СССР и РСФСР сокращается.

Законы о поправках к Конституции РФ. Из всех источников конституционного права один вид не предусмотрен прямо Конституцией РФ. Конституция, устанавливая возможность внесения в ее текст определенных поправок (дополнений, изменений), хранит молчание относительно формы акта» которым такие поправки должны вноситься.

Федеральные конституционные законы — новый вид источников российского права. Они развивают наиболее важные положения Конституции РФ. Отличает их от федеральных законов ряд признаков, зафиксированных в Конституции. Конституционные законы обладают более высокой юридической силой (ч. 3 ст. 76); принимаются по более сложной процедуре (ч. 2 ст. 108); глава государства не вправе применить по отношению к ним вето (ч. 3 ст. 107); принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108). В их числе: чрезвычайное и военное положение (ст. 56, 87, 88); порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137); порядок изменения статуса субъекта Федерации (ч. 5 ст. 66); описание и порядок официального использования государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70); назначение референдума (п. «в» ст. 84); статус Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); статус Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128); порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2ст. 135).

Федеральные законы в качестве источников конституционного права выступают только в том случае, если включают конституционно-правовое содержание. К их числу можно отнести федеральные законы о выборах, политических партиях, гражданстве Российской Федерации, статусе иностранных граждан и др.

Декларации. Особое место в системе источников конституционного права занимают декларации. Их назначение — закрепление соответствующих принципов, концепций, определяющих основные направления развития государства, его политики, а не прямое регулирование каких-либо отношений. На основе таких принципов должно развиваться все законодательство. В этом, собственно, и заключается правовое значение декларативных документов, принимаемых парламентом. На сегодняшний день приняты декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. После принятия Конституции 1993 г. не было принято ни одной декларации.

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Промежуточную позицию между законодательными и подзаконными источниками конституционного права занимают регламенты, постановления и иные акты (например, положения) палат Федерального Собрания Российской Федерации. Последние, как известно, принимают и федеральные законы. Это обстоятельство роднит акты палат парламента с законодательными источниками. Однако юридическая сила законов выше рассматриваемых актов.

Используя свои конституционные полномочия, палаты Федерального Собрания принимают постановления. Так, Совет Федерации 25 июня 1999 г. принял постановление «Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия», поскольку п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ возлагает решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны именно на Совет Федерации. Государственная Дума 20 апреля 2005 г. приняла постановление «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», руководствуясь п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, возлагающим функцию объявления амнистии на Думу.

Региональные законы. Согласно Конституции РФ правом принятия законов обладают все субъекты Федерации. До недавнего времени такое право предоставлялось только республикам. Федеративная природа Российского государства предполагает распределение компетенции между федеральным центром и субъектами, в том числе и по вопросам принятия законов, иных нормативных правовых актов. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, включая конституционные. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними региональные законы и иные правовые акты. Последние принимаются также по вопросам ведения субъектов Федерации и не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках предметов федерального и совместного ведения. В случае обнаружения такого противоречия действует федеральный закон. В то же время, если имеет место противоречие между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по предметам своего ведения, действуют региональный закон, иной правовой акт. Закрепление этих принципов на конституционном уровне (ст. 76 Конституции РФ) выступает в качестве важной гарантии самостоятельности субъектов Федерации, их права на принятие собственных законов, иных нормативных правовых актов.

Наиболее сложен вопрос о разграничении законодательных полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При отсутствии базового федерального закона, в соответствии с которым, как уже отмечалось, должен приниматься региональный закон, иной правовой акт, субъекты Федерации вправе применить опережающее регулирование. Однако после принятия федерального закона региональный закон должен быть приведен в соответствие с федеральным.

Используя широкие законотворческие полномочия, субъекты Федерации принимают собственные законы. В качестве примеров можно привести законы: «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека»; «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга»; «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области»; «О референдуме Республики Марий Эл»; «О порядке отзыва депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания»; «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области»; Избирательный кодекс Свердловской области.

Подзаконные и локальные источники

К федеральным подзаконным источникам относятся нормативные указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Названные акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам. Правительственные акты и акты федеральных министерств и ведомств, кроме того, не должны противоречить указам Президента РФ, а акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих.

В системе источников конституционного права акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) следуют за правительственными актами. Их типичными признаками являются подзаконность, специализированность, оперативная распорядительность. Они издаются на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, имеют официальный характер и обязательную силу для всех субъектов в сфере, подведомственной соответствующему министерству или ведомству. К актам федеральных органов исполнительной власти, являющимся источниками конституционного права, можно отнести те, что устанавливают конкретный механизм реализации тех или иных конституционных прав и свобод граждан путем введения правил, порядка, обязанностей должностных лиц. Такой механизм может содержаться, в частности, в ведомственных актах, утверждающих различного рода положения. Например, министром юстиции РФ 24 августа 2005 г. издан приказ № 139, утвердивший Положение о порядке ведения Государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него. Все нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию. Без такой регистрации и опубликования указанные акты не имеют правовых последствий.

В качестве региональных подзаконных источников выступают акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов республик, губернаторов краев, областей и т. д.), высших органов исполнительной власти субъектов Федерации (правительств, администраций) и акты иных органов исполнительной власти этих субъектов (министерств, департаментов, управлений). Они принимаются на основе и во исполнение региональных конституций (уставов) и законов, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — на основе Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов.

Локальные источники. К локальным источникам конституционного права относятся нормативные акты органов местного самоуправления. Эти органы вправе принимать собственные нормативные акты, которые в случаях регулирования ими отношений в сфере конституционного права выступают в качестве источников данной отрасли. Примерами могут служить уставы муниципальных образований, акты, утверждающие положения об органах местного самоуправления, акты, расширяющие права и свободы граждан, проживающих на соответствующей территории, усиливающие их гарантии, и т. п.

Судебные источники

Введение института конституционного контроля в России, учреждение федерального Конституционного Суда, региональных конституционных (уставных) судов, наделение их широкими полномочиями означает появление нового источника конституционного права — судебного решения. Последние подразделяются как по содержанию, так и по территориальному уровню соответствующего суда. Конституционный суд принимает несколько видов решений: заключения, определения, постановления и др. Содержание данных решений различно. В качестве источника отрасли можно рассматривать лишь постановления, материализующие такие полномочия Суда, как проверка конституционности законов, подзаконных актов, договоров и т. д., разрешение споров о компетенции, а также толкование федеральной Конституции.

По территории судебные источники делятся на федеральные (решения Конституционного Суда РФ) и региональные (решения конституционных, уставных судов субъектов Федерации). В качестве судебных источников в ряде случаев могут выступать решения судов обшей юрисдикции, например решения Верховного Суда РФ.

Решения федерального Конституционного Суда. Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Данное положение поднимает судебное решение до уровня закона, оно уже не просто акт применения права, оно само — право. Отсюда правоприменитель-профессионал обязан владеть не только нормативными правовыми актами, но и судебными решениями. Что касается толкования Конституции РФ, то оно, особенно в условиях трудности внесения в Конституцию изменений, приобретает сегодня качество конституционного законодательствования. Для государств с прецедентной системой нрава это обычное явление. В США, например, Верховный суд широко использует право официального толкования Конституции, благодаря чему не в последнюю очередь обеспечивается жизнеспособность самой Конституции.

Конституционный Суд РФ, включившись в работу по официальному толкованию Конституции РФ, пошел дальше простого разъяснения смысла отдельных ее положений. В ряде случаев он выступает в качестве квазизаконодателя. Таким образом, осуществляя толкование Основного закона, Конституционный Суд РФ принимает решения, без которых сам текст Конституции уже не может считаться полным. Интерпретация конституционной нормы, получившей официальное толкование Конституционным Судом РФ, каким-либо иным органом недопустима.

Решения региональных конституционных (уставных) судов. Конституции (уставы) субъектов РФ также предусматривают создание конституционных (уставных) судов, окончательность их решений и невозможность обжалования. Решения этих судебных органов направлены на проверку соответствия конституциям (уставам) субъектов Федерации принимаемых в них актов, толкование их основных законов. Например, постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 1994 г. был признан неконституционным Указ Президента Республики; постановлением Уставного суда Свердловской области от 7 июля 1999 г. — не соответствующим Уставу области ряд положений Устава муниципального образования «город Нижний Тагил».

Решения судов общей юрисдикции. Решения судов общей юрисдикции в большинстве своем не могут считаться источниками права. Однако некоторые из них, главным образом решения Верховного Суда РФ, могут выступать в качестве источников конституционного права. Например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации»; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 п № 5 «О применении судами обшей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Договорные источники

Договорно-правовые источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения. Будучи формально однотипными (в обоих случаях формой акта выступает договор), международные и внутригосударственные источники целесообразнее рассматривать в разных группах по следующим причинам. Международные и внутригосударственные договоры различаются по их юридической силе и предмету регулирования. Одна из сторон в обоих видах договоров совпадает (федеральные органы государственной власти), а вторая сторона всегда отлична (в международных договорах — это иностранное государство, международная организация и т. п., а во внутригосударственных договорах — всегда субъект Федерации в лице соответствующих органов). Наконец, ст. 15 Конституции РФ, впервые включившая международно-правовые источники в состав российской правовой системы, относит к их числу не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что не позволяет рассматривать названные источники в отрыве друг от друга.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых появились относительно недавно. Они включают горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами Федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между Федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т. д.

Федеративный договор. В 1992 г. были заключены три договора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти различных типов субъектов Федерации, получившие в целом родовое название — Федеративный договор. Данный документ был включен тогда в текст Конституции.

Сейчас Конституция РФ не содержит в своем тексте Федеративный договор. Более того, согласно ч. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции. В условиях, когда ст. 71-73 Конституции РФ по-новому, по сравнению с Федеративным договором, формулируют принципы разграничения предметов ведения между центром и субъектами, положений Договора, не противоречащих Конституции, остается крайне мало. Так, рассматривая дело о «республиканском суверенитете», Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что, как следует из преамбулы, ч. 3 ст. 3 и п. 1 раздела второго Конституции РФ, принятая всенародным голосованием Конституция РФ как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.

Часть 3 ст. II Конституции называет Федеративный договор в качестве одного из документов, посредством которого разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

В то же время, как указал Конституционный Суд РФ, в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ кроме Федеративного указываются и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. К ним относятся индивидуальные договоры с отдельными субъектами Федерации. Предметами таких договоров могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора. Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе по предмету совместного ведения на его допустимость, а также при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения — с условием приведения договора в соответствие с федеральным законом после его принятия. Договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов Федерации.

Вертикальные соглашения. Последние заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ. Предметами соглашений могут быть: передача части полномочий, условия их осуществления, порядок, материально-финансовая основа; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Пример подобных соглашений — действовавшее до 1 января 2009 г. Соглашение между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Правительством Санкт-Петербурга о передаче Правительству Санкт-Петербурга осуществления части полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. №841′.

Горизонтальные договоры и соглашения. Они заключаются между субъектами Федерации. Последние самостоятельно реализовывают свою компетенцию, в том числе путем кооперации усилий и средств в рамках двусторонних и многосторонних договоров без участия федерального центра. Предметом горизонтальных договоров и соглашений являются экономическое, культурное, научно- техническое и иное сотрудничество. В качестве примера можно привести договоры между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 апреля 2002 г., нацеленные на объединение усилий сторон для реализации их конституционных полномочий.

Международные источники

В настоящее время нет альтернатив глобализации современного мира, сотрудничеству государств в самых различных областях жизни, сближению национальных правовых систем, развитию международного права. Ценность национальных конституций может быть существенно повышена, если они будут, во-первых, наиболее полно отражать общепризнанные принципы и нормы международного права, во-вторых, четко решать вопрос о соотношении международного права и национального права, в частности конституции.

В конституциях многих стран провозглашается положение о приоритете международного права перед внутригосударственным правом, в том числе конституцией. В ряде стран за конституцией и международным правом признается равная юридическая сила.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Включенная в Конституцию РФ категория общепризнанных принципов и норм международного права всякий раз ставит вопрос определения этих принципов и норм. Таковыми являются принципы Устава Организации Объединенных Наций и др. Универсальное признание каких-либо принципов или норм большинством государств не порождает обязанности каждого государства соблюдать их, если эти принципы или нормы не нашли своего закрепления во внутригосударственном праве, в акте их ратификации или международном договоре.

Конституция РФ закрепляет, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). В ней также специально оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Другие статьи Конституции РФ предписывают руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при гарантировании прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Из этих положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в случае признания их Российской Федерацией стоят на уровне конституционных норм, г. е. приравниваются по юридической силе к самой Конституции. Конституционный Суд РФ, ссылаясь в своих решениях на те или иные общепризнанные принципы и нормы международного права, тем самым фиксирует факт их признания Российской Федерацией.

Международные договоры Российской Федерации как источник конституционного права

По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Отсюда можно сделать вывод о том, что в иерархии источников конституционного права ратифицированный международный договор Российской Федерации стоит выше, чем федеральные законы, поскольку нормы последних не могут отменить положения международного договора Российской Федерации или противоречить им.

Заключение Россией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения Российской Федерации к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

Названный Закон закрепляет «особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров»: если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22). Международный договор, следовательно, сам по себе не может изменить Конституцию РФ или действовать в противоречии с ней.

Признание приоритета за международными договорами Российской Федерации не придает им, однако, силы конституционных установлений. Нормы международного договора Российской Федерации не входят в содержание Конституции РФ и не приравниваются по юридической силе к силе самой Конституции РФ. Международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом перед всеми видами законов в Российской Федерации, но уступают по юридической силе самой Конституции РФ. В силу этого допускается проверка Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). Если Конституционный Суд РФ признает их не соответствующими Конституции РФ, то такие договоры не подлежат введению в действие.

Рассматривая международные источники отрасли, следует упомянуть и о Конституционном Суде РФ, который, с одной стороны, наделен полномочием разрешения дел о конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, а с другой — сам применяет в своей деятельности общепризнанные принципы и нормы международного права.

Конституционные обычаи

Являются нетрадиционным источником конституционного права в Российской Федерации. Это неоднократно применяемые на практике правила, не зафиксированные в официальных правовых источниках, но неуклонно соблюдаемые, в сущности, санкционированные компетентными органами. Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике государств в зависимости от исторических или национальных особенностей этих государств.

Конституционные обычаи (обыкновения) применяются и в государственной практике Российской Федерации в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, высших судебных инстанций. Они могут отражаться в регламентах палат Федерального Собрания РФ, в регламенте Конституционного Суда РФ.

Вполне возможно и желательно формирование конституционного обычая, связанного с принесением Президентом РФ присяги народу. В ч. 2 ст. 82 Конституции РФ закреплено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. К сожалению, условия и процедура принятия присяги Президента РФ народу не отработана и всякий раз наполняется новыми элементами, а подчас определяется размерами помещения, в котором проводится это конституционно значимое действие.

Система источников конституционного права — это не застывшее явление, раз и навсегда установленное. Конституционное право во многих странах, особенно в развивающихся, а также в государствах молодой демократии, более мобильно, чем в государствах традиционной демократии. Объясняется это динамичностью общественно-политических и государственно- правовых процессов, происходящих в них. Так, в постсоветских независимых государствах появился такой новый источник национального, в том числе конституционного, права, как решения и правовые позиции конституционных судов и иных органов судебного конституционного контроля.

Смотрите еще:

  • Коап ст163 ч1 Штраф за превышение предельной суммы наличных расчетов начинается от 1700 грн. (ст. 163 (15) КоАП). Применяется ли в данном случае ст. 38 КоАП, согласно которой адміністративне стягнення може бути накладено не пізніш як через два місяці з дня вчинення правопорушення, […]
  • Лицевой счет укртелекома Лицевой счет укртелекома Відтепер Ви маєте можливість роздрукувати рахунок за телекомунікаційні послуги, надані ПАТ "Укртелеком" за останній розрахунковий період, та самостійно сформувати рахунок на потрібну Вам суму. Як це працює? 1. Ви вводите особовий рахунок (16 […]
  • Уголовный кодекс республики казахстан статья 273 ПУБЛИКАЦИИ И ТРУДЫ Доцент кафедры «Организация расследования преступлений», Карагандинского юридического института им. Б. Бейсенова кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции Феткулов Г.Х. Дальнейшее развитие уголовного законодательства в сфере борьбы с […]
  • Усыновление детей спб Усыновление детей спб Региональный оператор ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга 190000, Санкт-Петербург, Антоненко пер., д.6 Телефон: (812) 576-26-31 Факс: (812) 576-26-30 Ржаненков Александр […]
  • Что значит 58 статья Что значит 58 статья center"> И з истории статьи 58-10 УК РСФСР Недавно в Москве в продаже появился каталог " 58-10 . Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской пропаганде и агитации. Март 1953 - 1991". 58-10 - статья советского уголовного […]
  • Договор розничной купли продажи в рассрочку Гражданское право 102 3. Договор розничной купли-продажи. Договором розничной купли-продажи является договор, по которому продавец, который осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товара, обязуется передать покупателю товар, который обычно […]
  • Логическое понятие система права СИСТЕМА ПРАВА Система права – это представленная в совокупной связи отраслей права общеобязательная воля господствующего класса или всего общества. В юридической литературе система права определяется как его внутреннее строение, которое выражается в единстве и […]
  • Развод по каско 5 основных ошибок при покупке КАСКО Наблюдая каждый день, как люди выбирают компанию, чтобы застраховать подешевле автомобиль, понимаешь, что многие до конца не понимают предназначение страхования и значимость этой услуги для их личного финансового благополучия. […]