Изменение функционального назначения помещения требования

uristinfo.net

§ 1. Перевод помещений

Любое помещение (жилое и нежилое) представляет собой объект недвижимости, входящий в состав зданий и сооружений.

Как уже говорилось ранее, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В первую очередь оно предназначено для проживания граждан. Соответственно, использоваться оно должно в соответствии с назначением (для проживания в нем физических лиц).

При этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Размещение промышленных производств в жилых домах запрещено. В соответствии со ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. То есть для этого необходимо провести смену правового статуса объекта недвижимости.

А перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством (согласно ст. 288 ГК РФ), с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации (согласно ст. 22 ЖК РФ).

Таким образом, изменение функционального назначения помещения, перевод его из группы жилых помещений в группу нежилых влечет изменение его правового статуса и правовых последствий. Например, в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации.

Статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» относит жилые и нежилые помещения к недвижимому имуществу, право на которое, а также сделки с которым подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных законом.

Глава третья ЖК РФ регламентирует перевод жилого помещения в нежилое, а также обратные действия. В указанной главе предусмотрены условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, порядок проведения указанных действий, возможности и последствия отказа в переводе.

Ранее порядок перевода жилых помещений в состав нежилого фонда по инициативе собственника регулировался нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. То есть законодательной основой для осуществления перевода было законодательство региона по данному вопросу.

В настоящее время требования и основания для перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое установлены главой третьей ЖК РФ.

Можно выделить следующие основания для изменения функционального назначения помещения:

1) исключение из жилищного фонда домов и помещений, непригодных для проживания граждан;

2) признание целесообразности изменения функционального назначения переводимых помещений по инициативе собственника.

В ст. 22 ЖК РФ приведен перечень условий, при наличии которых не допускается перевод жилого помещения в нежилое. Исходя из них, можно говорить о следующих требованиях, которые должны быть соблюдены при указанном переводе:

1) в помещение, переводимое из разряда жилых в категорию нежилых, должен быть доступ без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. Или предусмотрен иной вариант — должна иметься техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению;

2) переводимое помещение не должно быть частью жилого помещения, не должно использоваться собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания. Таким образом, в данном помещении не должны быть зарегистрированы и не должны проживать физические лица. Кроме того, по смыслу данной статьи необходимо указать на тот факт, что не может допускаться перевод пригодных для проживания жилых помещений в нежилые, если в результате такого перевода собственник жилого помещения и (или) члены его семьи становятся нуждающимися в получении жилья или улучшении жилищных условий;

3) право собственности на переводимое помещение не должно быть обременено правами третьих лиц (не должен быть заключен договор аренды, оно не должно быть предметом залога и т.д.);

4) перевод жилых помещений в нежилые в многоквартирном доме допускается на первом этаже или на более высоких этажах здания, если одновременно переводятся в нежилой фонд или являются нежилыми помещения, расположенные на этажах здания непосредственно под переводимыми. При этом обязательно устройство отдельного входа в нежилой фонд здания и обеспечение отсутствия доступа в жилой фонд здания посетителям и посторонним лицам.

Для перевода нежилого помещения в жилое установлены другие требования:

1) переводимое нежилое помещение должно соответствовать установленным требованиям (быть пригодным для проживания, т.е. не находиться в ветхом или аварийном состоянии, а также в нем не должно присутствовать вредное воздействие факторов среды обитания);

2) должна иметься возможность обеспечить соответствие такого помещения требованиям, которые содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. В качестве примера можно привести следующие нормы: жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории; несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования; основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом, и т.д.;

3) право собственности на переводимое помещение не должно быть обременено правами третьих лиц (аренда, залог, ипотека и т.д.).

При наличии одного из трех оснований перевод нежилого помещения в жилое не допускается.

В ЖК РФ впервые установлен порядок перевода как жилых помещений в нежилые, так и нежилых в жилые, он содержит положения, которые упорядочивают действия органов, осуществляющих соответствующий перевод помещений, и тех лиц, которые намерены изменить целевое использование принадлежащих им помещений.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Статья 23 ЖК РФ, согласно которой указанные полномочия предоставлены органу местного самоуправления, соответствует ст. 14 ЖК РФ, на основании которой именно к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

Положения ЖК РФ, содержащиеся в ст. 23, упорядочивают действия органа, осуществляющего соответствующий перевод, и тех лиц, которые намерены изменить целевое использование принадлежащих им помещений.

Для дальнейшего перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые собственник переводимого помещения или иное уполномоченное им лицо, действующее по его поручению, оформленному в установленном порядке (далее — заявитель), представляет в орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями, расположенный по месту нахождения переводимого помещения, следующие документы:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Данный перечень является исчерпывающим и содержит все необходимые для перевода помещений документы. Поэтому орган местного самоуправления, который осуществляет соответствующий перевод, не вправе требовать представление иных документов, кроме указанных. Факт подачи документов подтверждается выданной органом местного самоуправления распиской в получении документов, где указаны их список и дата их получения.

Орган местного самоуправления, который занимается изменением целевого назначения помещений, должен рассмотреть соответствующее заявление (а также приложенные к нему необходимые документы) и на основании результатов рассмотрения принять решение о переводе или об отказе в переводе заявленного помещения. Срок принятия решения — не более сорока пяти дней со дня подачи заявления и представления документов.

После принятия соответствующего решения по вопросу перевода помещения (о разрешении перевода или отказе в переводе) орган местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями по переводу помещений, должен в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения, выдать или направить по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, содержащий текст принятого решения. Данный документ является актом, подтверждающим принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством РФ.

Собственники иных помещений, примыкающих к переводимому (соседних), также должны быть информированы о принятии указанного решения. Уведомление им направляется органом, осуществляющим перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю вышеуказанного документа.

Документ, в котором содержится принятое решение по вопросу перевода помещения, подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения согласно присвоенной ему категории (в качестве жилого или нежилого помещения). Исключением является ситуация, когда для использования уже переведенного помещения необходимо проведение его переустройства, перепланировки, выполнение иных работ.

Рассмотрим ситуацию, когда процесс перевода и осуществления перепланировки или переустройства переводимого помещения производится одновременно.

Если возникает необходимость проведения собственником переводимого помещения его переустройства, перепланировки, иных работ в целях обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, принятое органом местного самоуправления решение должно содержать требование об их проведении, а также их перечень. Указанное решение является основанием для их проведения.

Для выполнения переустройства, перепланировки, иных работ необходимы:

1) проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, подготовленный и оформленный в установленном порядке. Он должен быть представлен заявителем при подаче документов для принятия соответствующего решения и входит в перечень обязательных документов;

2) перечень работ, указанных в документе, содержащем решение органа местного самоуправления.

По окончании работ по перепланировке, переустройству, иных ремонтных работ составляется акт приемочной комиссии, которая формируется органом, осуществляющим перевод помещений (орган местного самоуправления). Форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266. Она подлежит применению и в случае проведения перепланировки при соответствующем переводе помещения.

Его подписанием подтверждается факт завершения указанных работ. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Данный документ подтверждает окончание процесса перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Таким образом, документом, подтверждающим окончание процесса перевода помещения и использования его в новом качестве (в случае отсутствия необходимости в проведении работ по переустройству, перепланировке, иных работ), является документ, в котором содержится решение органа местного самоуправления о соответствующем переводе помещения. В случае если возникла необходимость в проведении указанных работ, таким документом, допускающим использование помещения в новом качестве, является акт приемочной комиссии.

После перевода помещения при его использовании в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Ответственные лица обязаны соблюдать все перечисленные требования, применяемые в отношении недвижимости. В противном случае наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 7.22 КоАП РФ.

В ЖК РФ предусмотрены как случаи принятия решения, согласовывающего перевод помещения из одной категории в другую, так и вариант отказа уполномоченного органа местного самоуправления в переводе. Орган местного самоуправления вправе принять обоснованное решение о разрешении соответствующего перевода либо об отказе в переводе.

В ст. 22 ЖК РФ перечислены условия, при нарушении которых перевод не допускается. Статья 24 ЖК РФ, в свою очередь, предусматривает основания для отказа в переводе. Данный перечень не может трактоваться расширительно, иные основания для отказа в переводе ЖК РФ не предусмотрены.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое допускается в случае:

1) если заявитель не представил документы из перечня обязательных документов (ч. 2 ст. 23 ЖК РФ);

2) указанные документы представлены в ненадлежащий орган;

3) если заявителем не соблюдены условия и требования ст. 22 ЖК РФ, являющиеся основаниями для соответствующего перевода помещения;

4) наличия несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В указанном решении, содержащем отказ в переводе, обязательно должны содержаться основания отказа, а также ссылка на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ. В срок не позднее трех дней с момента принятия решения об отказе в переводе помещения оно выдается или направляется заявителю. Указанное решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке с соблюдением процессуального законодательства.

В рамках рассмотрения вопросов смены целевого назначения помещения и перевода его из категории жилых в категорию нежилых помещений несколько слов необходимо сказать о следующем.

Так как право инициировать процесс перевода принадлежит собственнику помещения, им также обладают собственники жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда. От их имени вправе действовать уполномоченные государственные органы или уполномоченные органы местного самоуправления либо управомоченные им лица. Жилые помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда предоставляются определенным ЖК РФ категориям лиц по договорам социального найма. Согласно ст. ст. 85, 87 ЖК РФ указанные лица подлежат выселению из жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма и подлежащих переводу в категорию нежилых. При этом им должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Изменение функционального назначения помещения требования

На объекте «Строительство бизнес-центра в г. Минске» ведутся строительно-монтажные работы по возведению цокольного этажа в соответствии с заключенным между заказчиком и подрядчиком договором строительного подряда. На стадии выполнения работ по возведению внутренних стен и перегородок инвестором было принято решение о внесении изменений в проект с целью замены части административных помещений на первом этаже общей площадью 600 м 2 на помещение банка и выполнении строительных работ в соответствии с требованиями, существующими для помещений банков в Республике Беларусь.

Что необходимо учесть заказчику в данной ситуации?

Проектирование и экспертиза проекта

Проектирование объектов административного общественного назначения ведется в соответствии с требованиями ТКП 45-3.02-189-2010 «Общественные здания и помещения административного назначения. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267 (с учетом изменений № 1-2). Однако здание, в т.ч. указанные помещения площадью 600 м 2 , запроектированное и возводимое согласно данному ТКП не будет соответствовать требованиям, существующим для зданий банков и банковских помещений.

Обязательные при осуществлении проектирования требования к размещению зданий банков, объемно-планировочным и конструктивным решениям, инженерному обеспечению с учетом противопожарных и санитарно-гигиенических требований, а также требования, учитывающие специфику деятельности банков и безопасность их функционирования содержатся в ТКП 45-3.02-55-2006 «Здания банков. Правила проектирования», утвержденном приказом Минстройархитектуры от 27.11.2006 № 334 (с учетом изменений № 1-2) (далее – ТКП 45-3.02-55-2006). Положения этого ТКП также распространяются на помещения зданий банков, встраиваемые в здания другого назначения.

Согласно п. 5.3 ТКП 45-3.02-55-2006 помещения банков, пристроенные или встроенные в здания другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными преградами, имеющими высокую степень защиты от взлома в соответствии с приложением Б к ТКП 45-3.02-55-2006. При этом должна обеспечиваться их взаимная планировочная изоляция и автономное функционирование.

Проектирование банков согласно п. 4.2 ТКП 45-3.02-55-2006 подразумевает наличие дополнительных разделов в проектной документации, содержащих:

  • требования к технической укрепленности зданий банков и оснащению техническими средствами охраны;
  • мероприятия по информационной защите данных.

Данные требования и мероприятия приведены в приложении А к ТКП 45-3.02-55-2006 и должны быть отражены в специальных разделах задания на проектирование.

Вместе с тем на основании п. 4.3 ТКП 45-3.02-55-2006 при проектировании зданий банков следует предусматривать выполнение инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО), технических условий и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, также устанавливаемых в задании на проектирование.

Вступившим в силу 15.06.2017 изменением № 2 к ТКП 45-3.02-55-2006 отменено согласование задания на проектирование банков с территориальными областными (Минским городским) управлениями Департамента охраны МВД.
В процессе проектирования банков оставлена без изменения необходимость согласования в Департаментах охраны МВД следующих вопросов:

  • необходимость защиты оконных проемов, а также снижение требований к технической укрепленности оконных проемов помещений первого этажа, не относящихся к кассовому узлу и выходящих на внутреннюю территорию банка, охраняемую с помощью систем охранной сигнализации или постом милиции, и другие вопросы, не регламентированные ТКП 45-3.02-55-2006 (подп. 6.1.20 ТКП 45-3.02-55-2006);
  • класс стойкости ко взлому входных дверей (роллет) в здание банка, указанный в задании на проектирование (подп. 6.1.22 ТКП 45-3.02-55-2006);
  • задание на проектирование технических средств охраны помещения банка (п. 13.4 ТКП 45-3.02-55-2006).

Особое внимание при внесении изменений в проектную документацию по объекту также следует уделить конструкциям и материалам, применяемым для строительства помещений банка по степени защищенности от взлома (приложение Б к ТКП 45-3.02-55-2006).

В рассматриваемой ситуации задание на проектирование, ранее разработанное заказчиком по форме приложения Ж к ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденному приказом Минстройархитектуры от 14.07.2014 № 196 (с учетом изменений № 1-2), подлежит корректировке и повторному утверждению заказчиком с целью изменения проектной документации на строительство части здания, планируемой под помещение банка.

Таким образом, изменение проекта с учетом перевода помещений административного назначения в банковское требует тщательной проработки всех разделов проектной документации с дальнейшим повторным прохождением государственной экспертизы в соответствии с порядком, изложенным в п. 34 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совмина от 04.10.2016 № 791 (далее – Положение № 791).

В соответствии с п. 31 Положения № 791 повторная государственная экспертиза проекта проводится в следующих случаях:

  • выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы;
  • необходимости повторного утверждения документации с внесенными в нее изменениями;
  • внесения изменений в строительный проект при двухстадийном проектировании в отношении объектов государственной экспертизы, указанных в подп. 6.1.2 Положения № 791;
  • принятия заявителем решения о необходимости проведения дополнительной оценки соответствия объекта государственной экспертизы требованиям, определенным заявителем в соответствии с приложением 2 к Положению № 791.

Договор на разработку проектной документации и ведение авторского надзора

Если договор на выполнение проектных работ и ведение авторского надзора за строительством не закрыт, то в соответствии с п. 5 письма Минстройархитектуры от 30.03.2017 № 02-3-04/4307 «О разъяснении особенностей проведения подрядных торгов при выборе подрядной проектной организации» внесение изменений в проектную документацию в пределах 10 % от стоимости проектных работ допускается без проведения конкурсных процедур путем проведения переговоров и заключением дополнительного соглашения к договору.

Соответственно, в случае превышения стоимости проектных работ более чем на 10 % от первоначальной стоимости проектной документации возникает необходимость проведения процедуры закупки в порядке, установленном Указом от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», и в соответствии с Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 29.04.2017 № 318 (далее – Положение № 88).

Согласно п. 51 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совмина от 01.04.2014 № 297, в редакции от 22.05.2017 № 377 (далее – Правила № 297), внесение изменений в договор производится в письменной форме путем заключения сторонами дополнительного соглашения. При подготовке дополнительного соглашения к ранее заключенному договору в случае выявления необходимости выполнения дополнительных объемов работ, не являющихся предметом договора, заказчик и (или) подрядчик имеют право требовать изменения существенных условий договора (п. 52 Правил № 297).

Договор строительного подряда

При внесении изменений в проектную документацию изменится и сметная стоимость строительства согласно сводному сметному расчету стоимости строительства, которая подлежит повторному утверждению заказчиком, и, соответственно, изменится фактическая стоимость подрядных работ.

В рассматриваемой ситуации на объекте строительства уже ведутся работы по возведению внутренних стен и перегородок цокольного этажа, что подразумевает наличие заключенного договора строительного подряда на выполнение комплекса строительных работ с внесенными в него существенными условиями, установленными по результатам проведения подрядных торгов.

Согласно п. 80 Положения № 88 существенные условия, сформированные на стадии проведения процедуры закупки, вносятся в заключаемый договор строительного подряда и не могут быть изменены на этапе исполнения работ, кроме случаев, оговоренных в п. 73 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 22.05.2017 № 377 (далее – Правила № 1450), а именно:

  • реорганизации юридического лица, являющегося одной из сторон договора;
  • необходимости изменения сроков строительства объекта в случаях, предусмотренных в части первой п. 75 Правил № 1450;
  • существенного увеличения стоимостистроительства объекта вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства.

Согласно Положению о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденному постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 03.06.2016 № 434 (далее – Положение № 1553), независимо от источников финансирования заключенным по результатом подрядных торгов (переговоров) договором строительного подряда устанавливается неизменная договорная (контрактная) цена (далее – неизменная цена). В свою очередь, на основании вышеизложенного, а также в соответствии с п. 10 Положения № 1553 неизменная цена может быть откорректирована в случае внесения по инициативе заказчика изменений в проектную документацию.

В случае, когда внесенные заказчиком изменения в проектную документацию влекут увеличение стоимости строительства объекта на 10 % и более, пересмотр сметы допускается только с согласия подрядчика. При отсутствии такого согласия подрядчик может требовать расторжения договора строительного подряда в связи с существенным изменением его условий (п. 37 Правил № 1450).

Стороны могут внести изменения и дополнения в договор строительного подряда путем заключения дополнительного соглашения (п. 71 Правил № 1450).

Заключение

Заказчику, столкнувшемуся с необходимостью внесения изменений в проект для перевода части административных помещений объекта в банковские на стадии ведения строительных работ, необходимо выполнить полный комплекс сопутствующих мероприятий, связывающих между собой всех участников строительства.

В целях грамотного и четкого руководства процессом дальнейшего проектирования и выполнения строительных работ в полном соответствии с новой проектной документацией заказчику следует урегулировать сложившиеся договорные отношения с проектной и подрядной организациями, а также провести в случаях, установленных законодательством, необходимые процедуры согласований и закупок, экспертизу проектной документации.

Значение функционального назначения нежилого помещения

В п. 6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214) указано, что информация о проекте строительства должна соответствовать проектной документации и содержать информацию о функциональном назначении нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, если строящимся (создаваемым) объектом недвижимости является многоквартирный дом.

Это единственное место в законе, где прямо упоминается функциональное назначение нежилого помещения (да и вообще помещения). Более того, остальной законодательный массив недвусмысленно намекает, что существуют лишь жилые и нежилые помещения (Жилищный кодекс, Закон о кадастре).

Отсюда возникает вопрос, каково правовое значение этого самого функционального назначения, закрепленного в проектной документации? Если, скажем, указали магазин, а открыли салон красоты (предположим, все тех регламенты и ГОСТы были соблюдены таким образом, что в помещении можно открывать и то и другое), то каковы последствия? Является ли это только бизнес решением и не имеет значения, что написано в проекте, или все-таки необходимо менять это самое функциональное нащначение? Если кто-нибудь знает, поделитесь, пожалуста, опытом. Желательно, со ссылкой на НПА! 🙂

Чтобы проблема не показалась надуманной, стоит обратить внимание на несовершенное и непоследовательное законодательное регулирование. Так, п. 3 ч. 1.1. ст. 9 Закона № 214 предусмотрено, что по требованию участника долевого строительства договор может быть расторгнут в судебном порядке в случае изменения назначения общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Указанная норма в контексте п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона № 214 не дает однозначного ответа на вопрос, имеется ли в виду функциональное назначение помещения, указанное в проекте, или изменение назначения помещения с нежилого на жилое, и, как следствие, может повлечь за собой злоупотребления.

  • 16831
  • рейтинг 3

Юридические семинары для профессионалов

Видеокурс «Право недвижимости»

Подписка на журналы для юристов

Похожие материалы

Комментарии (10)

Добрый день, Артем,

может я неправильно понял вопрос, но, как минимум от функционального назначения нежилого помещения зависит его класс пожарной опасности, соответственно противопожарные требования.

К примеру, магазин — Ф3.1 — одни требования, а если вместо магазина сделать склад — класс изменится на Ф5.2, соответственно требования поменяются.

Артем, я правильно понимаю, что дом уже построен? Значит проектная документация уже существует и прошла экспертизу, и это нежилое помещение обозначено как магазин.

Соответственно, это помещение запроектировано с учетом всех санитарных, архитектурно-планировочных, технологических, противопожарных и других норм, как для магазина.

Изменение функционального назначения помещения влечет за собой и изменение требований, предъявляемых к помещению. В отельных случаях, связанных например, с изменением несущих конструкций, к реконструкции здания. Также, некоторые объекты размещать на цокольных и первых этажах зданий не допускается (п. 4.10 СНиП 31-01-2003).

ИМХО необходимо перепрофилирование помещения, начать с Жил. инспекции.

Федор, спасибо, прекрасный комменатрий с интересной точкой зрения.

В развитие темы могу предложить копипаст очередного запретительного законопроекта с достаточно содержательной и вменяемо написанной пояснительной запиской (из нее вроде как видно, что цель-то законодателя благая) и просто ужасающим по качеству текстом самой нормы, которую хотят принять. В худших традициях сгребли все в одну кучу. При чем так, что норма работать будет едва ли.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 7.22 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Законопроектом предлагается предусмотреть административную ответственность за незаконное переустройство и перепланировку нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.
Порядок осуществления перепланировки и (или) переустройства жилого помещения урегулирован в главе 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и предусмотрен нормативно-правовыми актами значительной части субъектов Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за незаконную перепланировку и переустройство нежилых помещений в многоквартирном доме федеральным законодательством до сих пор не установлена.
В то же время, в нежилых помещениях многоквартирных жилых домов, как правило, располагаются по договору аренды учреждения жилищно-коммунального хозяйства и развлекательные заведения (клубы, кафе, рестораны, фитнесы и т.п.), складские помещения.
И на практике арендаторы таких нежилых помещений осуществляют их перепланировку и переустройство по своему усмотрению, без согласования с органом местного самоуправления и компетентными организациями, и не несут ответственности за конструктивные нарушения нежилых помещений в многоквартирном доме.
Перепланировка и переустройство нежилого помещения обусловлена техническими действиями собственника в отношении принадлежащего ему жилого помещения, связанными с изменениями конфигурации данного помещения, а также возможными последствиями такого изменения.
В качестве неблагоприятных последствий могут быть ухудшение технического состояния многоквартирного дома или его части, разрушение многоквартирного дома или его части, причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
Вопросы перепланировки и переустройства нежилого помещения в многоквартирном доме не являются предметом регулирования жилищного законодательства, что исключает возможность применения главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении соответствующих работ собственником нежилого помещения в многоквартирном доме.
Следует отметить, что порядок переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, включая нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных жилых домах, федеральным законодательством не установлен, за исключением регламентирования проведения переустройства нежилого помещения в части 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанного с переводом жилого помещения в нежилое помещения и нежилого помещения в жилое помещение.
Несмотря на это, в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях принимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок согласования перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирных домах.
В частности, Постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах», Решение Совета депутатов городского округа Котельники МО от 21.03.2007 N 245/33 «Об утверждении Положения о порядке принятия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах г. Котельники, Регламента проведения ремонтно-строительных работ по переустройству и перепланировке помещений в жилых домах г. Котельники, Порядка принятия решения о согласовании переустройства и перепланировки нежилых помещений в жилых домах г. Котельники»,
Постановление главы городского округа Электросталь МО от 22.09.2006 N 869/12 «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии городского округа Электросталь Московской области по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и (или) нежилых помещений, перевод жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию жилых помещений непригодными для проживания, а также признанию многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» и т.д.
Следует отметить, что данные правовые акты в части согласования перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирных домах субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не уполномочены издавать действующим законодательством Российской Федерации.
Отсутствие соответствующих полномочий не позволяет органам местного самоуправления осуществлять контроль за перепланировкой и (или) переустройством нежилого помещения в многоквартирном доме, и привлекать нарушителей к ответственности, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям, нарушению законных прав и интересов собственников и пользователей указанных помещений.
Таким образом, путем определения в федеральном законодательстве ответственности за нарушение порядка перепланировки и переустройства нежилого помещения в многоквартирном доме, во-первых, будет соблюден баланс интересов собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в части равенства участников правоотношений при выполнении ими своих правомочий, во-вторых, будут соблюдены законные права и интересы всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, предлагается внести изменение в статью 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изложить статью в следующей редакции:

«Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирном доме

Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, нежилых помещений в многоквартирном доме, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений (и нежилых помещений в многоквартирном доме) без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.».

Введение административной ответственности за незаконное переустройство и перепланировку нежилых помещений в многоквартирных жилых домах позволит органам местного самоуправления осуществлять надлежащий контроль за состоянием жилого фонда и вопросами безопасности проживания граждан в многоквартирных жилых домах.

Смотрите еще:

  • Право собственности и другие вещные права на землю на жилые помещения Раздел II. Право собственности и другие вещные права Жилые помещения как объекты права собственности получили особый правовой режим. Будучи недвижимостью, они, кроме того, имеют теперь строго целевое назначение. Такой подход закона обусловлен сохраняющимся […]
  • 1 право собственности граждан на жилые помещения 1 право собственности граждан на жилые помещения Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения (ст. 288-293) Жилые помещения как объекты права собственности получили особый правовой режим. Будучи недвижимостью, они, кроме того, […]
  • Понятие жилое помещение гк рф Ст. 288 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 288. Собственность на жилое помещение. 26 апреля 2015 5 ноября 2014 7 июня 2013 4 июня 2013 11 декабря 2012 Обсуждение статьи Вопросы по статье УСН: расходы индивидуального предпринимателя при аренде жилого дома В 2-х […]
  • Тк рф статья 288 Статья 288. Дополнительные основания прекращения трудового договора с лицами, работающими по совместительству Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим […]
  • Выписка из квартиры без собственника Можно ли выписаться из жилья без присутствия собственника? Здравствуйте! Сняться с регистрационного учета по месту жительства вы можете на основании заявления в письменной форме, ничье присутствие не нужно. Можете зарегистрироваться по новому месту жительства не […]
  • Оао нефтэл самара ликвидация Оао нефтэл ликвидация информация актуальна на 01.05.2018 на карточке организации с учетом всех используемых участвует данное физическое лицо.»> Добавьте организацию в Закладки, чтобы всегда быть в курсе ее новостей. Организация ликвидирована 22 марта 2016 г. Причина: […]
  • П1 ст 24 коап Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям Стаття 22. Можливість звільнення від адміністративної відповідальності при малозначності правопорушення При малозначності вчиненого адміністративного правопорушення орган […]
  • Определите личные права и свободы человека Образовательный портал - все для студента юриста. V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. Личные права и свободы - это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения. Виды личных прав […]