Извещение о дтп закон

Уведомление страховой компании при ДТП по ОСАГО.

На рынке страхования Украины продолжаются непонятные движения. Вот, например:

  • страховые компании зажимают свободу своим агентам;
  • МТСБУ требует от них ускорения внесения данных, ужесточает санкции за ошибки и сроки;
  • Нацкомфинуслуг выпускает рекомендации, ставящие деятельность страховых компаний и страховой рынок в целом с ног на голову;
  • приостанавливают лицензии СК, которым вчера еще ставили все зеленые оценки на светофоре МТСБУ. Приостанавливают с формулировками странными, якобы по юрадресу не было директора на месте, поэтому грохнем всю СК, несмотря на то, что у этих СК сотни тысяч, а то и миллионы клиентов;
  • планируют еще до конца года уничтожить еще одного очень крупного игрока страхового рынка.

А еще в это «хаотическое движение» подключились судьи со своим внезапным желанием удивительных трактовок законодательства. И очень в этом преуспели. Нет стимуляции законодателя улучшать закон. Есть только внезапные видения, трактования того, что все эти годы работало несколько иначе. Это ломает саму идею Автогражданки. Судьи решили, что, по их мнению, например, можно иски на водителей подавать, а не на МТСБУ или СК (более подробно здесь).

Но. Меня интересует исключительно безопасность моих клиентов. Чтоб я могла порекомендовать им что-то в сложившихся условиях, в этой неразберихе и политических дрязгах, которые зацепили сейчас выплаты по ОСАГО.

Речь пойдет о своевременном информировании страховой компании о ДТП!

Судьи договорились до удивительной формулировки: вроде как, если виновник вовремя уведомил страховую компанию про ДТП, то пострадавший не имеет права отказаться от положенного ему ожидания выплат от СК или МТСБУ и, если решит подать иск непосредственно на виновного, суд ему должен отказать. И это разъяснение является руководством к применению в судах Украины. при пред’явленні позовних вимог про відшкодування такої шкоди в результаті дорожньо-транспортної пригоди безпосередньо до особи, яка здійснює діяльність, що є джерелом підвищеної небезпеки, суд має право виключно в порядку, передбаченому статтею 33 ЦПК, залучити до участі у справі страхову організацію (страховика), яка застрахувала цивільну відповідальність володільця транспортного засобу. Непред’явлення вимог до страховика за наявності підстав для стягнення завданої шкоди саме зі страховика є підставою для відмови в позові до завдавача шкоди у відповідному розмірі. 16 п., 1 абз. Постановления Пленума ВССУ* У разі невиконання особою, відповідальність якої застрахована, обов’язку письмового надання страховику, з яким укладено договір обов’язкового страхування цивільно-правової відповідальності (у передбачених випадках — МТСБУ), повідомлення про дорожньо-транспортну пригоду встановленого МТСБУ зразка, шкода відшкодовується завдавачем шкоди. 16 п., 4 абз. Постановления Пленума ВССУ*

А что если уведомление СК вовремя не было выполнено виновником? А что если суд удивительным образом назначил виновником того, кто им быть не должен был? Невовремя уведомил – теперь есть вероятность получить иск от пострадавшего напрямую. Уводим от удара СК и оставляем людей судиться друг с другом, круто, да? А то, что в Законе об ОСАГО указано, что невовремя уведомившему грозит всего лишь регресс – это теперь отходит на второй план. Страховик після виплати страхового відшкодування має право подати регресний позов: до страхувальника або водія забезпеченого транспортного засобу, який спричинив дорожньо-транспортну пригоду: якщо він не повідомив страховика у строки; ст. 38.1.1. ґ, Закон об ОСАГО*

Парадоксальная трактовка. Так что делать человеку, чтобы не оказаться в такой ситуации «неуведомившего вовремя»? Уведомить по телефону СК на горячую линию? Да? Вот так просто? Вот так классически, по-старому? А где подтверждение того, что вы уведомили? Где у вас доказательство того, что вы уведомили вовремя, в три рабочих дня после ДТП, как требует законодательство? невідкладно, але не пізніше трьох робочих днів з дня настання дорожньо-транспортної пригоди, письмово надати страховику, з яким укладено договір обов’язкового страхування цивільно-правової відповідальності (у випадках, передбачених статтею 41 цього Закону, — МТСБУ), повідомлення про дорожньо-транспортну пригоду встановленого МТСБУ зразка, а також відомості про місцезнаходження свого транспортного засобу та пошкодженого майна, контактний телефон та свою адресу. Якщо водій транспортного засобу з поважних причин не мав змоги виконати зазначений обов’язок, він має підтвердити це документально. ст. 33.1.4. Закон об ОСАГО*

Извещение о дтп закон

Можно, после чего необходимо направить его в страховую в течении 15 дней.

Да, это обязательное условие для получение страховой выплаты.

Согласно закону об ОСАГО и Правилам дорожного движения каждое транспортное средство подлежит обязательному страхованию автогражданской ответственности их владельцев, в результате чего выписывается страховой полис ОСАГО.

Данный вид страховки позволяет покрыть риски связанные с возникновением дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Для получения страховых выплат по ОСАГО участник дорожно-транспортного происшествия обязан предоставить в свою страховую компанию извещение о дорожно-транспортном происшествии.

Извещение о ДТП это специальный акт, который подтверждает или опровергает Вашу виновность в возникновении дорожно-транспортного происшествия. Как правило, он прилагается к страховому полису ОСАГО в количестве двух штук.

Где взять бланк извещения о ДТП? При необходимости Вы имеете возможность бесплатно получить бланк данного уведомления у страховщика (данное право закреплено пунктом 24 Главы IV Правил ОСАГО). Также можно воспользоваться интернет ресурсами и скачать бланк извещения о ДТП 2018 года по нижеуказанной ссылке http://zakon-auto.ru/dtp/img/izveshenie-o-dtp.pdf.

Данное извещение необходимо заполнить и доставить в страховую компанию второго участника аварии в течение трех пяти рабочих дней с момента ее возникновения, но не более чем 15. Если Вы желаете получить прямое возмещение убытков, то данный бланк необходимо предоставить в Вашу страховую компанию. Условия, при которых возможно прямое возмещение убытков:

В результате ДТП пострадало только имущество;

Участниками аварии было два автомобиля;

Обоюдное наличие страховых полисов ОСАГО.

Корректно заполненное извещения о ДТП позволяет получить страховое вознаграждение без особых проблем и проволочек. Следует отметить, что существует упрощенный порядок оформления компенсационных выплат, но при соблюдении нижеперечисленных условий:

в аварии участвовало не более двух автомобилей;

ущерб нанесен исключительно транспортным средствам;

отсутствие разногласий относительно причин аварии и перечня повреждений;

у обеих сторон есть полиса ОСАГО.

Можно выделить следующие правила заполнения данного уведомления:

лицевая часть извещения должна быть согласована со всеми участниками дорожно-транспортного происшествия, поскольку впоследствии она подписывается ими дважды;

если при разборе данного происшествия принимали участие сотрудники ГИБДД, то обязательно должна присутствовать подпись старшего наряда с указанием его ФИО, должности и звания;

при наличии свидетелей указывается их фамилия, имя и отчество, адрес проживания. Если их нет, то обязательно необходимо поставить отметку в пункте 7 данного извещения;

при заполнении пункта 13 (место первоначального удара) необходимо указать конкретную часть транспортного средства, а не перечислять все повреждения;

обязательно необходимо указать все видимые повреждения. Возмещению подлежат только те повреждения, которые указанные в данном уведомлении.

Рассмотрим на конкретном примере как правильно заполнить извещение о ДТП для страховой по ОСАГО.

Лицевая часть бланка заполняется каждым водителем самостоятельно (каждый в отношении своего транспортного средства). Исключением является только пункт 1 8 Общих сведений и пункт 17 Схема ДТП, которые заполняются одним из водителей.

Сбор общих сведений.

Заполнение лицевой части извещения о ДТП начинается со сбора общих сведений о нем:

количество поврежденных транспортных средств;

количество пострадавших в аварии;

свидетельские показания относительно состояния опьянения (алкогольного или наркотического);

наличие материального ущерба;

наличие свидетелей происшествия;

если оформление аварии проводилось при участии сотрудников ГИБДД, то указывается номер нагрудного значка сотрудника полиции.

Данные о транспортных средствах и их собственниках.

Каждый водитель заполняет данные относительно своего транспортного средства, а именно:

марку, модель и другие данные, указанные в паспорте соответствующего ТС;

ФИО и адрес проживания собственника транспортного средства.

Данные о водителе ТС, который управлял им в момент аварии, а именно ФИО, дату и год рождения, адрес проживания, контактный телефон, номер водительского удостоверения с указанием соответствующей категории и датой его выдачи.

Данные о страховых компаниях.

Указывается наименование страховой компании, реквизиты страхового полиса (номер и срок действия). Если автомобиль застрахован по программе КАСКО, то в графе ТС застраховано от ущерба проставляется галочка Да, а при ОСАГО Нет.

Схема дорожно-транспортного происшествия и перечень нанесенных повреждений.

В графе Место первоначального удара указывается та часть транспортного средства, на которую пришелся первый удар (указание участка осуществляется стрелкой).

В графе описаний видимых повреждений необходимо указать не только поврежденные детали, но и характер их повреждения царапина, вмятина или трещина.

Для получения страховых выплат на невидимые (скрытые) повреждения ТС необходимо дополнительно провести его осмотр с привлечением экспертов.

При отображении схемы дорожно-транспортного происшествия необходимо указать название улиц, направления движений автомобилей, их положение во время столкновения, наличие светофоров и дорожной разметки и знаков. По возможности рекомендуется отображать следы торможения и заносов.

Обратите внимание, если будут выявлены противоречия между сведениями, то во внимание будут браться сведения, изложенные в пункте 16 данного уведомления.

Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

Данный пункт предназначен для отображения маневра Вашего автомобиля. Здесь перечислен перечень возможных маневров напротив соответствующего необходимо поставить галочку. Заполнение графы Указать количество отмеченных клеток является обязательным, поскольку позволяет избежать недоразумений при оценке обстоятельств ДТП.

Замечания и визирование указанных данных.

В графе Замечания можно привести сведения не указанные в графе Обстоятельства ДТП. Данный пункт визируется подписями водителей, что подтверждает все вышеизложенные данные.

Если факт аварии оформляется без участия ГИБДД, то необходимо дополнительно поставить подписи в пункте 18 этого уведомления, что подтверждает отсутствие разногласий между сторонами дорожно-транспортного конфликта.

Важно, чтобы оба лицевых листка данного Извещения были подписаны. Обратите внимание, что после подписания и разъединения бланков исправления и дополнения не допускаются.

Не имеет никакого значения кто из участников ДТП возьмет оригинал данного уведомления, а кто отрывной (самокопирующийся) экземпляр. Оба бланка имеют одинаковую юридическую силу.

Заполнение обратной стороны бланка.

Обратная сторона извещения позволяет завизировать дополнительные сведения об аварии и транспортных средствах. Данная сторона заполняется каждым водителем самостоятельно:

Выбирается соответствующее транспортное средство, после чего идет краткое описание обстоятельств аварии, с указанием улиц, направлений движения и т. д.

Указывается под чьим управлением находилось данное транспортное средство собственника или иного лица, допущенного к управлению.

Сведения о других транспортных средствах участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

Наличие повреждения иного имущества.

Возможность самостоятельного передвижения ТС.

В графе Примечание указывается наличие видеорегистрации данного происшествия.

Заполненное извещение о ДТП необходимо предоставить в страховую компанию виновника происшествия.

Интересно! На сегодняшний день, некоторые зарубежные страховые компании позволяют заполнить извещение о ДТП онлайн.

Извещение о ДТП по европротоколу подразумевает оформление факта аварии без участия полиции, то есть заполняется пункт 18 Извещения. Кроме того данная форма протоколирования позволяет подтвердить право потерпевшего на получения выплат по ОСАГО. Максимальная сумма страхового возмещения по Европротоколу составляет 50000 рублей.

Извещение о ДТП является обязательным документом, на основании которого определяется размер страхового возмещения. Кроме него, можно дополнительно предоставить справку о дорожно-транспортном происшествии, которая выписывается органами ГИБДД.

Что делать, если нет извещения о ДТП?

Если у Вас нет бланка данного извещения, то можно воспользоваться бланком второго участника аварии. Если есть возможность можно скачать образец бланка в интернете.

Что делать, если не заполнили извещение о ДТП?

Далеко не всегда удается заполнить данное уведомление на месте аварии. Причины могут быть разные:

второй водитель скрылся с места аварии;

отказ одной из сторон от заполнения Извещения;

отсутствие бланков и прочие.

Согласно пункту 41 Правил ОСАГО предусмотрено:

При участии в дорожно-транспортном происшествии более 2 транспортных средств и наличии у водителей разногласий в оценке случившегося, а также при невозможности совместного заполнения водителями одного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (по состоянию здоровья, в случае гибели водителя, в связи с отказом одного из них от совместного заполнения бланка или по иным причинам) допускается заполнение каждым водителем своего бланка извещения с указанием причины невозможности совместного заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии.

То есть, данное уведомление можно заполнить в одностороннем порядке в ближайшее время после случившейся аварии, но не более 15 рабочих дней с даты возникновения дорожно-транспортного происшествия. При этом обязательно необходимо указать марку, цвет ТС другого участника ДТП, по возможности указать сведения о свидетелях аварии.

Обязательно ли заполнять извещение о ДТП, если было ГИБДД?

Уведомление о дорожно-транспортном происшествии является обязательным условием для получения страховых выплат. Наличие сотрудников ГИБДД не освобождает участников дорожно-транспортного происшествия от заполнения данного Извещения.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

За непредставление извещения о ДТП страховая компания может потребовать с виновника возмещение ущерба

Как сделать так, чтобы страховая компания не потребовала с виновника аварии в порядке регресса возмещение ущерба.

Сегодня ни у кого не вызывает удивления, что для того чтобы законно передвигаться на дороге за рулем автомобиля, согласно законодательству, необходимо приобрести полис ОСАГО, который в случае виновности водителя в ДТП покрывает в пределах установленных законом сумм, ущерб причиненный другим автомобилям, водителям и пассажирам. Но на самом деле, купив полис ОСАГО, каждый водитель должен знать, что, во-первых обычный полис ОСАГО ограничен суммой гражданской ответственности и в случае причинения значительного ущерба потерпевшему, не сможет покрыть всей суммы убытков.

Также многие водители забывают, что независимо от того, кто является виновником аварии, каждый участник ДТП обязан предоставлять в страховую компанию свое извещение об аварии. В противном случае, если вы виновник ДТП и имеете действующий полис ОСАГО, но не предоставите в страховую компанию, свой заполненный бланк об аварии, с вас могут, согласно федеральному законодательству, взыскать сумму выплаченного ущерба потерпевшей стороне. Удивлены? Как же так? Ведь в случае действующего полиса ОСАГО виновный водитель не должен платить, поскольку его ответственность застрахована. Да, но это так, если строго соблюдать правила страхования и действующее законодательство.

Вот типичный пример. Представьте обычное ДТП в котором участвовало два автомобиля. У участников аварии не было разногласий о виновнике аварии, а сумма ущерба автомобиля пострадавшей стороны не превышала 50 тыс. рублей. В итоге они решают оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД по европротоколу. Заполнив все необходимые документы, участники аварии разъехались. Естественно, согласно действующему законодательству, потерпевший затем обратился со всеми документами в свою страховую компанию для получения ущерба.

Затем спустя некоторое время виновник аварии получает письмо от страховой компании с просьбой предоставить свой автомобиль для осмотра, предупредив водителя, что если транспортное средство не будет предоставлено для осмотра, страховая компания будет иметь право потребовать возмещение ущерба в порядке регресса.

Естественно виновник аварии на следующий день поехал в страховую компанию и предоставил свой автомобиль для осмотра, который был сфотографирован сотрудником компании.

В принципе на этом бы история для виновника аварии должна была завершится, поскольку его действующий полис ОСАГО, должен был покрыть все убытки причинённые потерпевшей стороне. Но не в нашем случае.

Спустя некоторое время от страховой компании приходит письмо с требованием оплатить 45 тыс. рублей за причиненный ущерб потерпевшей стороне, который был выплачен страховой компанией. Но почему тогда страховая компания требовала оплатить от виновника ДТП ущерб, если этот ущерб должен быть возмещен в рамках договора ОСАГО?

Все дело в том что, по мнению страховой компании, виновник ДТП, нарушил пункт «ж» статьи 14 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002 (в редакции от 03.07.2016 года) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Так согласно пункту «ж» статьи 14 закона об ОСАГО, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, которое является виновником ДТП, в размере произведенной страховой выплаты в случае если виновник аварии не направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП, которое оформлялось без участия сотрудников ГИБДД, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Самое интересное, что когда виновнику ДТП приходило первое письмо с требованием предоставить автомобиль для осмотра, требований о необходимости предоставить бланк извещения ДТП, заполненный совместно с потерпевшим водителем, не было. То есть, страховая компания не требовала предоставить бланк ДТП. Тем не менее, в итоге выясняется, что виновник ДТП не предоставил в страховую компанию в установленный законом срок заполненный бланк об аварии, нарушив тем самым правила страхования обязательной гражданской ответственности.

В итоге к великому сожалению виновника ДТП, страховая компания имело законное право потребовать с водителя в порядке регресса возмещение убытка выплаченного страховой организацией.

Так что как видите, что покупка полиса ОСАГО, не означает, что он решает все проблемы водителя в случае его виновности в ДТП. Во-первых, стандартный полис ОСАГО, напомним, покрывает только ответственность в случае причинения ущерба автотранспортному средству в пределах до 400 тыс. рублей. В случае причинения вреда водителю и пассажирам максимальная сумма ущерба, покрываемая полисом ОСАГО, согласно сегодняшнему законодательству, составляет до 500 тыс. рублей.

Поэтому, купив стандартный полис ОСАГО, и причинив по своей вине ущерб, превышающий максимальные суммы покрытия, пострадавшая сторона имеет право в порядке судебного производства взыскать с виновника остальную сумму ущерба, а также все издержки связанные с судебным процессом.

Так как в настоящий момент стоимость запасных частей за последние годы существенно выросла, то в случае даже мелкого ДТП обычный полис ОСАГО может не покрыть всю сумму ущерба. Особенно в случае повреждения дорогого автомобиля. Поэтому советуем вам приобретать расширенный полис ОСАГО, за который к обычным тарифам ЦБ РФ добавится дополнительная небольшая сумма. То есть, заплатив немного больше за полис ОСАГО, вы получите увеличенную сумму покрытия ущерба, в случае если вы станете виновником ДТП.

Но главный риск для любого застрахованного водителя по полису ОСАГО, это регрессивные требования страховой компании с виновника ДТП, на основании выплаты ущерба потерпевшей стороне. Например, в случае непредставления бланка извещения об аварии, заполненного совместно виновником и потерпевшим, в течение 5 дней с момента дорожно-транспортного происшествия.

Так как в настоящий момент набирает популярность оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД (по европротоколу) каждый водитель обязан знать не только свои права, но и обязанности которые возлагаются на него в случае наступления страхового случая.

Помните, что незнание закона не освобождает вас от ответственности. Поэтому в случае нарушения сроков предоставления бланка-извещения в страховую компанию, к вам может быть применено законное требование в порядке регресса о возмещение ущерба, выплаченного страховой организацией пострадавшей стороны.

Хотим отметить, что согласно статье 14 Федерального закона №ФЗ-40 «Об ОСАГО», принятого 25 апреля 2002 года (в редакции от 03 июля 2016 года) в порядке регресса страховые организации вправе требовать выплаты ущерба с виновника ДТП не только за непредставление в установленный законом срок бланка извещения. Вот полный список случаев, когда страховая компания имеет законное право требовать в порядке регресса с виновника аварии возмещения ущерба, даже при действующем полисе ОСАГО:

  1. 1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями)

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования)

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов

к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

  1. 2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
  1. 3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.
  1. 4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 Федерального закона «Об ОСАГО» (Статья 14.1. Прямое возмещение убытков).

Так что, как видите, действующее законодательство содержит немаленький список норм, по которым страховая компания, выплатив ущерб потерпевшему, причинённому в результате ДТП, вправе потребовать с виновника возмещения убытков понесенных страховой организацией.

Поэтому, если вы не дай Бог, станете участником ДТП, в котором будете признаны виновным, то ни в коем случае не откладывайте поездку в страховую компанию, куда вы должны не только предоставить автомобиль для осмотра, но и обязательно предоставить бланк извещение о ДТП, полностью заполненный всеми участниками аварии.

Нервопротокол

Как оформить европротокол при ДТП без лишних нервов

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

На мое счастье, в рамках Всероссийской недели сбережений прошел информационно-разъяснительный семинар «Особенности оформления европротокола при ДТП», в рамках которого нас учили оформлять извещение о ДТП за 15 минут. Оказалось, все не так уж страшно: действительно, протокол можно заполнить довольно быстро. Само сложное, пожалуй, восстановить обстоятельства происшествия и аккуратно внести все данные — свои, автомобиля и полиса ОСАГО.

Напомню, европротоколом в быту принято называть как упрощенное оформление ДТП — без вызова гаишников, так и само извещение о ДТП. Эти извещения раньше заполнялись водителями только при упрощенной регистрации ДТП, хотя закон предписывает делать это при любом дорожном происшествии с участием двух и более автомобилей. Теперь же они стали насущной необходимостью, потому что ГАИ больше не выдает справок о ДТП, а протокол и прочие документы ГИБДД не позволяют страховщикам восстановить полностью картину произошедшего. Водители же в лучшем случае возят выданные им вместе с полисом ОСАГО бумажки в бардачке, не заглядывая в них. В худшем — бумажки лежат где-нибудь дома. Единственный документ, на основании которого страховая компания может принять решение о выплате, — то самое извещение, которое никто не знает, как заполнять. А изучать документ в нервной обстановке сразу после ДТП, согласитесь, не лучший вариант. Итак, разбираемся заранее.

Российский союз автостраховщиков (РСА) просит помощи у руководства ГИБДД России в связи с ситуацией, сложившейся вокруг оформления ДТП. В соответствии с приказом МВД, вступившим в силу месяц назад, инспекторы больше не выдают справки водителям — участникам аварий. Однако документ этот необходим по правилам ОСАГО, закрепленным положением Банка России, пишет «Коммерсант».

1. Вызывать или не вызывать сотрудников ГИБДД?

Начнем с ключевого вопроса: нужен ли нам кузнец, то есть представитель ГИБДД, для оформления ДТП.

Открывая семинар, его ведущий, автоэксперт, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов пояснил, что дожидаться приезда сотрудников ГАИ, как правило, необходимости нет, но позвонить им нужно обязательно. Скорее всего ГИБДД предложат вам зафиксировать произошедшее с помощью извещения и/или подъехать на ближайший пост ГАИ, чтобы оформить протокол и пр. Дожидаться приезда сотрудников полиции не только необязательно, но в большинстве случаев и не нужно, так как это может занять много времени, а столкнувшиеся автомобили мешают проезду других.

Для упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников полиции необходимо выполнение нескольких условий:

  • в ДТП участвовало два автомобиля;
  • не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;
  • ущерб нанесен только автомобилям участников ДТП;
  • водители единодушны в том, кто именно виноват в ДТП (разногласия отсутствуют);
  • у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО.

Если все эти условия соблюдены, можно заполнять европротокол, предварительно переместившись в удобное место и освободив проезжую часть. «Когда вы с другим участником ДТП договорились о том, кто виноват, убедились в подлинности полиса ОСАГО и решили заполнить европротокол, вам необходимо уехать с места происшествия, чтобы не создавать пробку. Главное — предоставить европротокол в страховую компанию в течение 5 рабочих дней после ДТП», — уточнил Сергей Смирнов.

Начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов обратил внимание участников на то, что договор ОСАГО — одно из важнейших условий оформления европротокола. Перед началом заполнения извещения необходимо убедиться в том, что полис ОСАГО у сторон подлинный. Это может сделать на сайте РСА любой желающий, не только сотрудники ГИБДД. «Иначе в итоге вместо страховой защиты автовладелец остается просто с ненужной бумажкой, от которой ничего не зависит. Страховщик после заключения договора ОСАГО обязан в течение одного рабочего дня передать сведения об этом договоре в систему РСА. Единственная ситуация, когда у человека настоящий полис, а сведения о нем в базе не пробились (при условии, что страховщик надлежащим образом выполняет свои обязанности по передаче сведений о заключенных договорах страхования в базу данных РСА), — человек только что купил полис, поэтому страховщик его данные не передал. Но таких случаев, естественно, очень мало», — сказал Порватов.

2. Где взять бланк извещения, если он утерян или уже использован?

В теории у обоих участников ДТП эти бланки должны быть — они выдаются вместе с полисом. Но возможна такая ситуация, когда ни у одного из водителей нет с собой бланка либо он уже использован при оформлении предыдущего ДТП.

В этом случае Сергей Смирнов порекомендовал заглянуть в ближайший офис страховой компании и попросить двойные самокопирующиеся бланки там. Если офиса страховой рядом не наблюдается, можно попробовать остановить коллег-автомобилистов и попросить бланк у них, советует Смирнов. Если вы еще дома обнаружили утрату бланков, можно распечатать их на обычном принтере, но тогда придется вручную заполнять оба бланка.

Чем хороши оригинальные бланки: с их помощью протокол можно заполнить всего один раз. Обе части может заполнить даже один участник ДТП, но подписать должны оба по два раза внизу страницы: каждый в своей колонке плюс еще раз в средней. Бланки самокопирующиеся, кому брать первый лист, кому — второй, абсолютно неважно, пояснили нам на семинаре. Страховщики примут корректно заполненное извещение в любом виде, уточнил Смирнов.

3. Кто заполняет протокол?

После того как подлинность полиса ОСАГО подтверждена, водители убедились в отсутствии разногласий, нашли бланки, можно приступать к заполнению извещения о ДТП. «Так как это упрощенная процедура оформления ДТП, без присутствия сотрудников полиции, в графах 4—6, 8 необходимо поставить галочку в поле «Нет». Именно эти пометки говорят о том, что оформление европротокола возможно и законно. Здесь важно помнить, что исправления в документе не допускаются, поэтому постарайтесь заполнять его максимально аккуратно», — предупредил Сергей Смирнов.

Кто же заполняет извещение? Этот вопрос возник у слушателей одним из первых. В протоколе есть три столбца, объяснили нам эксперты: левая — для пострадавшего, правая — для виновника, средняя — для обоих. В левой и правой каждый указывает свои данные (владельца и управлявшего автомобилем в момент ДТП, для последнего обязательно указывается номер водительского удостоверения) и данные своего автомобиля (VIN, государственный номер, свидетельство о регистрации), а также страховки (страховая компания, номер полиса, срок действия полиса). В средней части необходимо отметить обстоятельства ДТП. Все довольно просто — как в тестах по ЕГЭ: нужно выбрать из предложенных вариантов. Но рекомендую сначала прочитать все, чтобы выбрать подходящий. Я, например, порывалась поставить галочки чуть ли не во всех строчках — очевидно, с перепугу.

Если вы не нашли вашего варианта, можете вписать свой — для каждого из участников есть своя строка. Характер повреждений можно описать любыми словами без использования специальной терминологии. «Сотрудники страховой компании переведут то, что написано в извещении в части описания повреждений, на официальный язык, указав, что «продолговатая штука сзади» — это задний бампер», — пояснил Сергей Смирнов.

Что касается второй страницы европротокола, где вас просят подробно описать обстоятельства ДТП, ее можно заполнить дома, в спокойной обстановке. Подпись второй стороны на ней не нужна. Главное, донести ее до страховой в течение 5 дней со дня ДТП.

4. Как рисовать схему ДТП?

Схема ДТП одна на двоих, можно рисовать ее в четыре руки, можно доверить кому-то одному, предварительно оговорив, что там будет изображено. Когда меня вызвали «к доске» рисовать схему гипотетического столкновения, честно говоря, я растерялась и испугалась, хотя ничего высокохудожественного, естественно, никто от меня не ждал. В итоге запуталась в количестве полос, засомневалась, рисовать ли сплошную, двойную сплошную или прерывистую линию между встречными полосами. Сергей Смирнов успокоил меня, пояснив, что важно лишь обозначить правильно количество полос и направление движения обеих машин. Сам автомобиль можно изобразить прямоугольником, внутри которого просто пишется буква (А — пострадавший, Б — виновник) и ставится стрелочка в направлении движения.

На схеме нужно также указать адрес места ДТП, ближайший номер дома, дорожные знаки, светофор. Такая схема позволит максимально точно идентифицировать место ДТП. Помимо схемы необходимо сделать как можно больше фотографий происшествия. «Хоть они официально и не требуются, но помогут в случае возникновения спорных ситуаций», — добавил Михаил Порватов.

Также важно стрелочкой отметить направление удара в картинках каждого из участников. В пункте 13 извещения вы найдете три схематических изображения: грузовое авто, легковое и мотоцикл — нужно выбрать ваше транспортное средство и показать стрелкой, куда пришелся удар. Даже если вы случайно поставили стрелочку не к тому виду транспорта – не страшно, важно, чтобы направление было правильным. Хотя перепутать «Газель» с мотоциклом еще нужно суметь.

5. Как определить сумму ущерба?

Вопрос, можно ли применять упрощенное оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции, часто упирается еще и в сумму ущерба. Возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения предоставляется только в том случае, если ущерб не превышает 50 тыс. рублей.

Для Москвы и Московской области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области при оборудовании автомобиля технологией глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС) теоретически размер возмещения ущерба может составить до 400 тыс. рублей, но на практике система ГЛОНАСС еще не работает. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект о расширении правил применения европротокола — в частности, об увеличении суммы ущерба до 100 тыс. рублей и возможности фиксировать обстоятельства не только системой ГЛОНАСС, но и различными гаджетами с установленными мобильными приложениями РСА. Однако пока этот законопроект принят только в первом чтении. Страховщики надеются, что в ближайшее время он не будет принят, так как рынок ОСАГО и без того переживает не лучшие времена, а изменение условий европротокола все только еще больше запутает.

Так или иначе, при заполнении извещения о ДТП необходимо примерно определить размер ущерба, чтобы понять, укладываетесь ли вы в сумму до 50 тыс. рублей. Многие присутствующие на семинаре отметили, что это довольно сложно для несведущего человека и очень страшно промахнуться. Ничего страшного, если вы немного ошибетесь с суммой ущерба, успокоил собравшихся Сергей Смирнов. Если вы не вписались в лимит европротокола, никто вам не откажет в возмещении, просто ущерб сверх 50 тыс. придется возместить самостоятельно. Барышням и другим персонажам, не представляющим даже примерную стоимость той или иной детали автомобиля, Смирнов посоветовал совершить «звонок другу» — проконсультироваться с понимающим человеком или просто позвонить на сервис, которому доверяете.

6. Что будет, если второй участник ДТП не донес до страховщика свой экземпляр извещения?

Особо дотошных слушателей семинара (меня, например) взволновал вопрос ответственности участников ДТП. Можно же все заполнить, согласовать, подписать, отнести в страховую компанию, а потом выяснить, что другой участник манкировал своими обязанностями. Если вы пострадавший, для вас это не страшно, утешили нас эксперты. Ваша страховая компания, куда вы принесете документы, выплатит вам возмещение, а затем урегулирует убыток со страховщиком виновника через систему ПВУ. А вот виновник ДТП, не донесший свой экземпляр европротокола до своего страховщика (забыл или не захотел портить себе страховую историю и ухудшать КБМ), может потом получить регрессный иск от своей страховой компании, которая предварительно расплатилась с вашей.

7. Можно ли вообще не оформлять извещение?

Если ваш автомобиль был застрахован не только по ОСАГО, но и по каско, нужно поставить соответствующую галочку в пункте 12 извещения. При наличии двух страховок пострадавший волен выбирать, по какой из двух получать возмещение. В договорах каско часто есть опция ремонта без справок о ДТП — при небольшой сумме ущерба, так что, в принципе, можно извещение не заполнять вовсе. Не заполнять протокол можно и в том случае, если вы оба не собираетесь информировать о произошедшем свои страховые компании. Например, если вина обоюдная или виновник добровольно на месте выплатил возмещение пострадавшему (обязательно возьмите расписку!).

Однако в этом случае вас может ждать неприятный сюрприз: другая сторона может передумать и заявить о ДТП или подать заявление на возмещение по ОСАГО, хотя планировала обратиться по каско, при этом не поставив вас в известность об изменении своих планов. В этом случае если вы виновник, то рискуете получить регрессный иск. Так что лучше все же заполнить извещение на месте, получить подпись второй стороны и отнести документ в страховую.

Смотрите еще:

  • Типовой трудовой договор образец 2018 для ип Трудовой договор ИП с работником в 2018 году: образец и бланк Если вы решили принять в свою бизнес-команду сотрудников, вам понадобится трудовой договор. Он, как подушка безопасности, защитит вас от многих спорных ситуаций и позволит избежать проблем с […]
  • Ул олеко дундича д35 к1 дом под снос город Москва, улица Олеко Дундича, д.35, корпус 1 (район Фили-Давыдково, Западный АО) Паспорт многоквартирного дома Почтовый индекс - 121108. Тип здания - Многоквартирный жилой дом, Этажей - 5, Материал стен - блочный, Межэтажные перекрытия - ж/бетон, […]
  • Займ на киви кошелек срочно от частного лица Срочно нужны деньги? Tеперь получить займ очень просто! займы от 1 000 до 100 000 рублей срок займа — от 7 дней до 12 месяцев без комиссий и справок о доходах улучшаем кредитную историю процент одобрения - 96% Срочный займ на киви кошелек прямо […]
  • Оформить отказ от наследства рф Отказ от наследства Краткое содержание Срок отказа от наследства Наследование имущества, регламентированное разделом 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), предполагает под собой его передачу от умершего лица к другим лицам. Такая передача имущества подразумевает под […]
  • Типовой договор купли продажи для ип Договор розничной купли-продажи при ЕНВД: подводные камни Применение единого налога на вмененный доход накладывает на организации и ИП ряд существенных ограничений. Например, они не имеют права продавать товары оптом и для ведения предпринимательской деятельности. Как […]
  • Как подается заявление в детский сад Правила подачи заявления на постановку ребенка в очередь в детский сад Устроить ребенка в детский сад на сегодня большая проблема для родителей. Во многом это связано с нехваткой мест. Чтобы избавить себя от данной проблемы необходимо заранее становиться в очередь и […]
  • Статья о смерти тк рф Статья о смерти тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 141 ТК […]
  • Договор гпх с физическим лицом рк образец Договор возмездного оказания услуг (договор ГПХ): правила, нюансы, образцы Нередко компании сотрудничают с физическими и юридическими лицами по отдельным гражданско-правовым соглашениям. И если контракт с организацией — дело довольно привычное, то составлять договор […]