Экономические и социальные права человека и гражданина по конституции рф

1. Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации

Экономические права и свободы — это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

— Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

— Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

— Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

— Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

— Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

— Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

— Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

— Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами.

Особенностью экономических прав является их способность нередко выступать в качестве права-гарантии, обеспечивающего реализацию других прав и свобод. Основные экономические и социальные права в России впервые в целостном виде были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.

К основным экономическим правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

– право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности (ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).

Порядок реализации, гарантии и пределы пользования экономическими правами и свободами регулируется ГК РФ, НК РФ, Федеральными законами от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в ч. 1 ст. 34

Конституции РФ, более емко можно определить как право на свободу предпринимательства. Такое право не закреплялось в советских конституциях.

В ГК РФ предпринимательство определяется как деятельность, «направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Под имуществом в Конституции РФ понимаются не только вещи и иные объекты гражданского права, указанные в ГК РФ. Имущество используется в качестве собирательного понятия, включающего как предметы материального мира, имущественные права на них, так и результаты интеллектуальной деятельности, информацию, энергию и исключительные права на них. К этой категории относятся также имущественные комплексы, природные богатства и пр.

В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Данное право принадлежит частным, т.е. физическим, лицам (индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет, прежде всего, о гражданах России; о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ), а также о юридических лицах.

Из положений ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц и всех иных субъектов права как участников имущественных отношений. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами также имеет конституционный характер, поскольку право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю установлено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), а условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (ч. 3) и регулируются ЗК РФ.

Основными принципами земельного законодательства являются учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Распоряжение землей в Российской Федерации осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, установлен также приоритет охраны жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами; особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности; занятые объектами космической инфраструктуры; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и т.п.

Социальные и экономические права человека и гражданина как основа социальной государственности (с учетом законодательства и практики Казахстана) (Ау Т.И.)

Дата размещения статьи: 06.06.2016

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, его интересов, их охрана и гарантированность — важнейший принцип демократического, правового и социального государства. Состояние тех или иных прав человека и гражданина характеризует государство как состоявшееся или формирующееся демократическое, правовое и социальное государство. Так, предоставление и гарантирование обширных политических прав гражданам того или иного государства свидетельствует о том, что данное государство состоялось как демократическое, а уровень правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, отраженный как в национальном законодательстве, так и при реализации на практике, — о том, что оно состоялось как правовое. Критериями оценки социального государства, а также основой социальной государственности выступают социальные, экономические и иные права человека и гражданина.
Если учитывать современный этап развития государства, нельзя сказать, что только социальные и экономические права человека и гражданина составляют основу социальной государственности, ее составляет целый конгломерат прав и свобод, в том числе трудовых, культурных, экологических, а также то, как на самом деле они соблюдаются.
Рассматриваемые права являются субъективными. Каждое из этих прав, по мнению Н.И. Матузова, должно включать четыре возможных правила поведения субъекта: «а) вести себя определенным образом; б) требовать соответствующего поведения от других лиц; в) пользоваться определенным социальным благом; г) прибегнуть в необходимых случаях к мерам государственного принуждения. Иными словами, субъективное право рассматривается одновременно как право поведения, право-требование, право-притязание и право-пользование» . В целом мы поддерживаем такое понимание содержания субъективного права.
———————————
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 214.

Выделение социальных и экономических прав человека и гражданина произведено в соответствии с классификацией, в основу которой легло так называемое генерационное основание. Согласно этому подходу выделяется несколько поколений прав человека, каждое из которых возникает и развивается в определенный период и получает правовое опосредование.
Социальные и экономические права человека относятся ко второму поколению. Они сформировались в XIX веке в процессе борьбы определенных слоев населения за улучшение своего экономического уровня, повышение социального статуса.
Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. Так, в Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже несмотря на то что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала, и хотя бы этим оказывала воздействие на мировое общественное сознание. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем они имеют более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не устанавливает каких-либо жестких критериев осуществления этих прав. Например, в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер» .
———————————
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml.

Признание второго поколения прав человека означало существенные изменения в их концепции. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Таким образом, свобода субъекта предполагает не только отсутствие принуждения со стороны других людей, но и наличие возможности реализовать свою волю. В таком понимании экономические и социальные права и свободы означают наличие возможности воспользоваться каждым из них, а для этого требуются материальные и иные ресурсы, например: для того чтобы реализовать свое право на социальное обеспечение, необходимо наличие финансовых средств, предоставленных для этих целей.
В мировой практике и теории пока не сложился единый подход в отношении определения и содержания экономических и социальных прав. В контексте нашего исследования заслуживает пристального внимания классификация прав человека, где основанием классификации является содержание этих прав.
В зависимости от содержания права человека можно подразделить на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.
Данный вид классификации является традиционным, так как перечисленные группы прав закреплены в международных и национальных документах. Конституция РК также придерживается этого деления, хотя это не выражается напрямую, но прослеживается в порядке следования статей.
Личные или гражданские права — совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. К таким правам следует отнести право на жизнь (ст. 15 Конституции РК), на личную свободу (ст. 16) и личную неприкосновенность (ст. 17), неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 18 Конституции РК) и др.
Политические права — это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право на объединение (ст. 23 Конституции РК), право мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 32), право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме (ст. 33 Конституции РК) и др.
Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на образование, на участие в культурной жизни и др.
По мнению Г. Сапаргалиева, «экономические права и свободы нужны человеку для реализации своих возможностей в сфере материального производства и распределения» . И.А. Федотов утверждает, что экономические права являются подсистемой в общей системе прав и свобод человека и гражданина, и предлагает их рассматривать как закрепленный и гарантированный Конституцией РФ комплекс юридических возможностей в экономической сфере, позволяющих человеку и гражданину участвовать в функционировании экономической системы Российской Федерации .
———————————
Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. Алматы: Жет жаргы, 2005. С. 114.
Федотов И.А. Экономические права человека и гражданина в социальном государстве: современный опыт России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 7.

Из вышеуказанных утверждений нам импонирует первое, так как оно является более конкретным и более четко обозначившим сферу реализации экономических прав и свобод.
К экономическим правам и свободам обычно относят право собственности; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности; право на свободный труд .
———————————
См.: Там же.

В Республике Казахстан к таким правам относятся право на имущество, право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции РК), право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 24 Конституции) и др. С правом на свободу труда связаны иные права и свободы граждан (право на здоровые и благоприятные условия труда, соответствующие требованиям техники безопасности и санитарной гигиены; право на продвижение по работе; право на вознаграждение за труд; право на отдых; право на социальную защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, в том числе на забастовку; право на заключение коллективных договоров).
Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Конституция РК к таким правам относит право на отдых, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, право на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом); право на охрану и помощь семье, матерям и детям.
В отношении социальных прав и свобод в литературе имеются различные точки зрения на сущность и содержание этих прав. Так, некоторые авторы данные права толкуют как «совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ» . По нашему мнению, это довольно узкая трактовка, скорее, характеризующая право на социальное обеспечение. Также некоторая «узость», но другого порядка, имеется в определении социальных прав, разработанном Н.В. Путило: «Исходя из собственного содержания социальных прав человека, в диссертации они определены как основные, неотъемлемые возможности каждого, посредством которых гарантируется поддержка и защита со стороны общества и государства в случаях объективной невозможности самостоятельно обеспечить достойные условия существования для себя и своей семьи; осуществлять содействие в получении доступа к элементарным благам цивилизованного общества, прежде всего к образованию, культуре и здравоохранению» . Здесь акцент делается на праве социального обеспечения, на патерналистской роли государства и общества, хотя в условиях развития социальной государственности гражданам предоставляется больше возможностей для самореализации. То есть государство должно обеспечить условия для того, чтобы человек мог сам стать успешным, а не просто оказывать материальную поддержку неимущим. А.Е. Козлов выделяет следующие сущностные признаки социальных прав: 1) они направлены на удовлетворение основных потребностей человека, необходимых для нормального существования; 2) их объем не зависит от количества и качества труда . Такая трактовка также не является удовлетворительной, так как весьма обтекаема и многозначительна: для нормального существования человека необходимо довольно много потребностей разного порядка, в том числе политические права и свободы. Г. Сапаргалиевым отмечается, что «социальные права и свободы служат для удовлетворения духовных и других общественных (личных) потребностей человека» . На наш взгляд, и эта трактовка неубедительна, так как на удовлетворение духовных потребностей направлены культурные права и свободы.
———————————
Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М., 2002. С. 579.
Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1999. С. 6.
Козлов А.Е. Социальная политика государства. М., 1991. С. 16.
Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. С. 114.

Более расширенное толкование дает Ж.А. Хамзина, которая утверждает, что «социальные права человека — это одна из категорий конституционных прав, определяющая возможность получения от государства или при помощи государства благ в сфере социального обеспечения, охраны здоровья, образования вне рыночных отношений. Реализация данных прав непосредственно связана с государственным перераспределением национального дохода. Важнейшим основанием выделения социальных прав человека как самостоятельной категории прав является то, что они предполагают возможность человека получить указанные блага не через рыночные механизмы, а через механизм государственной перераспределительной политики» . По нашему мнению, недостатком данного определения является то, что здесь сделан акцент на государственном перераспределении национального дохода и отрицается предоставление благ через рыночные механизмы. Можно сделать вывод, что социальные права здесь рассматриваются все-таки в узком смысле — как право социального обеспечения, то есть как обязанности государства. Профессор Е.Е. Мачульская также обращает на это внимание: «Распространена точка зрения о том, что социальные права вообще невозможно гарантировать в качестве субъективных прав, так как рыночная экономика порождает неравенство между людьми. В отличие от гражданских и политических прав социальные права рассматриваются не как субъективные права человека, а как обязанности государства, выполнение которых зависит от уровня экономического развития. Фактически они представляют собой целевые установки, конкретизируемые в национальном законодательстве с учетом финансовых возможностей страны» .
———————————
Хамзина Ж.А. Социальные права человека и гражданина в Республике Казахстан. URL: http://www.rusnauka.com/11._NPRT_2007/Pravo/22201.doc.htm.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2011. С. 19 — 21.

Мы полагаем, что социальные права являются субъективными правами, и не считаем, что только государство является единственным субъектом оказания социальной поддержки, такая обязанность может возлагаться и на иных субъектов, например на бизнес-сообщества. Не случайно современность ставит вопросы о так называемом социальном партнерстве, ведь на данном этапе развития Казахстана государство не может единолично обеспечить достойное социальное положение каждому своему гражданину, поэтому требуется подключение на добровольных началах субъектов предпринимательства, которые могут оказать финансовую и иную поддержку нуждающимся слоям населения, а задача государства — направить действия бизнес-сообщества в нужное русло. Кстати, Ж.А. Хамзина в своем определении сама указала на то, что социальные права человека определяют возможность получения от государства или при помощи государства благ в сфере социального обеспечения, охраны здоровья, образования и т.д., то есть блага могут быть получены не только от самого государства, но и при его помощи от кого-либо другого.
Наиболее приближенным к современному пониманию социальных прав является определение, представленное В.А. Иваненко и В.С. Иваненко, которые, обобщив взгляды представителей различных отраслей права на природу социальных прав, истолковали социальные права как «признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых ему для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности» . В данном определении указаны два важных момента. Во-первых, социальные права и свободы направлены на реализацию не только материальных, но и физиологических и духовных потребностей. Такая трактовка существенно расширяет понятие социальных прав и свобод. Во-вторых, рассматриваемые права и свободы имеют целью обеспечить социально достойную жизнь и общественно значимую деятельность человека. Здесь прямо подчеркивается сущность социальных прав и свобод, ведь их основный смысл и предназначение — помочь человеку занять достойное место в социуме. Как отмечает А.В. Гурлев, «рассмотрение основных социальных прав человека показывает, что они являются естественными правами человека, естественными в том смысле, что вытекают из самой сущности человека как существа социального. Социальные права человека призваны создать человеку и гражданину такие условия жизни, при которых он мог бы быть равноправным, полноценным членом данного сообщества, имеющим возможность для оптимальной самореализации своего природного потенциала» .
———————————
Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. М., 2003. С. 34.
Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 157.

В современный период — период формирования социальной государственности социальные права и свободы не должны трактоваться в узком смысле. Не случайно в теории конституционного права встречается обширный разброс точек зрения на понятие и сущность социальных прав и свобод, выделение наряду с социальными и экономическими правами и свободами социально-экономических прав и свобод, неясность в принадлежности некоторых прав и свобод к тому или иному перечню трудовых, экономических, культурных прав и свобод.
Так, например, по мнению В.В. Сангаджиевой, «до последнего времени в отечественном правоведении не совсем адекватно обозначалось понятие «конституционных социально-экономических прав», что приводило к путанице в толковании их содержания и применения. Так, зачастую к группе социально-экономических прав примешивают экономические, социальные права, тогда как по юридическому содержанию, а следовательно по целому ряду аспектов их применения, они различны» . Как видим, этот автор дифференцирует права на социально-экономические, экономические и социальные права, при этом конституционными социально-экономическими правами граждан В.В. Сангаджиева считает «те права, для возможности реализации которых государство берет на себя обязательство совершать некоторые организационно-правовые мероприятия (принятие законов, организация служб), влекущие за собой перераспределение части финансовых средств государства на прямое обеспечение материальными благами отдельных категорий граждан» . По нашему мнению, такое понимание социально-экономических прав неоправданно сужено, так как, судя по содержанию основных выводов, сделанных В.В. Сангаджиевой, под социально-экономическими правами понимается не что иное, как право социального обеспечения.
———————————
Сангаджиева В.В. Судебная защита конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 130.
Там же. С. 9 — 10.

Более четкой в своих суждениях является М.П. Граф. Она отмечает, что «социальные права рассматриваются в группе социально-экономических, т.е. дифференциации, разграничения между ними не проводится, что требует исследования и анализа понятия социально-экономических прав в целом. Хотя справедливости ради нужно подчеркнуть, что и четкого общепризнанного определения социально-экономических прав и свобод не существует ни в науке конституционного права, ни в конституционном и отраслевом законодательстве. Вопрос о характере социально-экономических прав решается в научной литературе по-разному» . Она отмечает, что «в современном конституционном праве некоторые авторы обоснованно полагают некорректным объединение социальных и экономических прав в одну группу» . Сама автор считает, что имеются достаточные основания для разграничения социальных и экономических прав. «Во-первых, социальные и экономические права различаются по времени своего возникновения (закрепления в нормативных правовых актах), во-вторых, по отношению государства к обеспечению реализации этих групп прав, в-третьих, по модели взаимоотношения государства и индивида в процессе реализации социальных и экономических прав. Кроме того, подобная дробность классификации, как представляется, является показателем зрелости научного знания» .
———————————
Граф М.П. Права граждан как элемент конституционной концепции социальной государственности России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 19.
Там же. С. 21.
Там же.

По мнению М.П. Граф, «конституционные социальные права определены как закрепленный в Конституции РФ комплекс прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающих достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие, и позволяющий распоряжаться основными факторами хозяйственной деятельности» .
———————————
Там же. С. 22.

Спорно в позиции М.П. Граф то, что, во-первых, приведенное ею определение позволяет включить в перечень конституционных социальных прав те права, которые автор не считает социальными, а относит к экономическим, например: право собственности, право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Именно эти права обеспечивают предпринимателям достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. Во-вторых, право на труд относится к тем правам, которые можно отнести к экономическим правам, ведь любой труд создает экономическую основу благосостояния человека. Некоторые авторы прямо причисляют право на свободный труд к экономическим правам .
———————————
См.: Там же.

По нашему мнению, категория социально-экономических прав выделяется многими учеными в связи с тем, что данное понятие позволяет охватывать все необходимые для достаточного уровня жизни человека права, которые трудно четко классифицировать. К сожалению, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, не дает четкого деления этих прав на отдельные группы. Например, можно выделить в самостоятельную группу культурные права, но куда следует отнести такие права, как право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору, право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, права, связанные с охраной и помощью семье? Видимо, поэтому многие ученые предпочитают использовать категорию «социально-экономические права», которая может иметь весьма обширное толкование. При этом некоторые авторы выделяют культурные права наряду с социально-экономическими , а другие — в составе социально-экономических выделяют социальные, экономические и культурные .
———————————
Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернина. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/115/index.htm.
Фетюхин М.И. Социальное право: Курс лекций. Волгоград: ВГУ, 1998. С. 13.

Итак, анализ представлений о социальных и экономических правах и свободах человека позволяет согласиться с выводом о том, что в период формирования социальной государственности социальные права должны трактоваться более широко, не только как право социальной защиты, право претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Об этом пишут многие ученые. Так, М.И. Фетюхин отмечает, что «обособление в системе прав личности социальных прав, направленных на удовлетворение ее материальных и духовных потребностей, отличается известной неопределенностью. Сфера социальных связей, в которой обеспечиваются столь многообразные запросы людей, охватывает самые разные стороны их жизни и деятельности. В этом смысле можно сделать вывод о том, что удовлетворение таких потребностей происходит посредством всех социально-экономических прав. В связи с этим правы, конечно, и те авторы, которые называют все социально-экономические права социальными . Мы бы пошли дальше и указали бы, что современное понимание социальных прав выходит за рамки понимания социально-экономических или даже социальных, экономических и культурных прав, как обычно их трактуют в теории. Действительно, современному человеку для того, чтобы чувствовать себя социально адаптированным в обществе, недостаточно только материальной поддержки от государства, запросы людей становятся все более многообразными, им необходима благоприятная окружающая среда, возможность участия в общественных объединениях и т.д.
———————————
Там же. С. 14.

В современный период следует ставить вопрос не только о правах человека, но и правах коллективов людей, объединенных родственными, трудовыми и иными интересами, тем более что с XX века коллективные сообщества становятся борцами за свои права. Как справедливо отмечает Р.И. Ахметшин, «индивидуальная природа не является существенным признаком прав человека, и в отдельных случаях обладателями этих прав могут быть социальные коллективы. Это подтверждается, во-первых, документами международного и национального права в области защиты прав и свобод человека, которые содержат указания на права отдельных социальных коллективов (таких как народ, меньшинство, семья) и на обязанности государств по уважению этих прав, и, во-вторых, развитием общей доктрины прав человека, которая в целом допускает существование иных, нежели индивид, субъектов этих прав» .
———————————
Ахметшин Р.И. К проблеме третьего поколения прав человека (Международно-правовые аспекты): Дис. . канд. юрид. наук. М., 1999. С. 8.

В научной литературе приводятся различные классификации социальных прав и свобод. Они, безусловно, заслуживают внимания; и все же мы предлагаем свою классификацию социальных прав и свобод:
— права и свободы, способствующие материальному развитию субъекта (право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы (ст. 24), право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности (ст. 26) и т.д.);
— права и свободы, способствующие удовлетворению духовных потребностей субъекта (право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 19 Конституции), свободу слова и творчества (ч. 1 ст. 20 Конституции), право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом (ч. 2 ст. 20 Конституции), право на бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях (ч. 1 ст. 30 Конституции), право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении (ч. 2 ст. 30 Конституции);
— права и свободы, способствующие физическому развитию субъекта (право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, право на установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 24 Конституции), право на охрану здоровья, на получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (ст. 29 Конституции);
— права и свободы, обеспечивающие вступление субъекта в социальные связи (право на свободу объединений (ст. 23 Конституции), право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 24).

Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации

Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни.

Социальные права имеют общегражданскую направленность, выступают важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости. Особенность данных прав заключается в том, что они являются необходимыми гарантиями жизни и деятельности человека, по своей сути обеспечивают его «физическое» воспроизводство. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия экономической деятельности, обеспечивают нормальное развитие личности.

К основным социальным правам, установленным в Конституции РФ, относятся следующие права:

– в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. – ст. 37);

– на отдых (ч. 5 ст. 37);

– на социальное обеспечение (ст. 39);

– на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39);

– на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39);

– на жилище (ст. 40);

– на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

– на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

– на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30).

В ст. 37 Конституции РФ подробно раскрывается содержание прав в сфере труда, подразумевающих систему частных прав, свобод и возможностей:

а) право на свободу труда (труд в Российской Федерации свободен), что означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1); принудительный труд запрещен (ч. 2);

б) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3);

в) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3) (согласно ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда);

г) право на защиту от безработицы (ч. 3) (Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, комплексно решает вопросы защиты от безработицы (в Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964 г. и в Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г.)). В Российской Федерации отношения в сфере занятости населения регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; ТК РФ и иными законами и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы;

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4).

Право на индивидуальные споры выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован в ТК РФ, в соответствии со ст. 381 которого под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров также подробно определен в ТК РФ, согласно ст. 398 которого коллективный трудовой спорнеурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

В ст. 409 ТК РФ регулируются условия и порядок реализации права на забастовку: если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Основные положения законодательства о праве на отдых сосредоточены в ТК РФ.

Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы; участникам Великой Отечественной войны; работающим пенсионерам по старости; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы; работающим инвалидам; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников; в других случаях, предусмотренных ТК, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено право на социальное обеспечение. Согласно ч. 1 ст. 39

Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данное право вытекает из более общих положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на социальное обеспечение имеет общий характер и выражается через целый ряд более конкретных прав, часть из которых закреплена непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности, право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан.

В Российской Федерации принято немало Федеральных законов, посвященных социальному обеспечению: от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др. Законодательством гарантируются самые разнообразные формы социального обеспечения: осуществляется специальная государственная поддержка; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция РФ связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Отнесением таких случаев к сфере регулирования законом подтверждается конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в Конституции РФ и предусмотренных законом случаев, которые обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Таким образом, субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т.е. не способные в силу определенных физиологических, умственных, возрастных, климатических и иных условий позаботиться о себе сами в такой мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.

В Конституции РФ особо подчеркивается забота государства о социальном обеспечении отдельных категорий граждан: каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); пенсионерам и лицам, получающим социальную помощь, государственные пенсии и социальные пособия устанавливает закон (ч. 2 ст. 39).

Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Данное право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных в Конституции РФ: а) материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); б) каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); в) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, которым устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ч. 1), а также особо подчеркивается, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

В законодательстве РФ устанавливаются системы широких гарантий и льгот для пенсионеров. Одним из достижений социального государства является всеобщность пенсионного обеспечения, гарантируемого законом. Данный принцип получил надлежащую конституционно-правовую защиту в решениях Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2).

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК РФ). В ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Условия нуждаемости в жилище определены в ЖК РФ, а также в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов (например, в примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утверждаемых исполнительными органами власти субъектов РФ).

В Конституции РФ подчеркивается, что предоставление жилых помещений в установленных законам случаях осуществляется как бесплатно, так и за доступную плату, под которой для малоимущих и иных указанных в законе граждан понимается плата, которая посильна для данных категорий граждан; соответственно ее нижний предел должен быть соизмерим с уровнем прожиточного минимума.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Положения Конституции РФ получили развитие в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который закрепляет принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, реализуемый в том числе путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие ценности. В то же время здоровье имеет не только личный, а еще и социальный характер. Иначе говоря, не только человек должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Особенностью данного права является также то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого уровня здоровья.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры но развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данному праву гражданина корреспондируют обязанности государства и других субъектов правоотношений по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая средаэто окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

К виду социальных прав, способствующих достижению социального партнерства в обществе, относится право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30 Конституции РФ).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено данным Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Каждый, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры и соглашения.

Смотрите еще:

  • Экономические права российских граждан примеры Образовательный портал - все для студента юриста. V-4. Экономические права и свободы. Экономические права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества. Виды экономических прав и […]
  • Социальные и культурные права и свободы ребенка Социальные и культурные права и свободы ребенка Совокупность социальных, экономических и культурных прав и свобод ребенка имеет своей целью охрану его здоровья, удовлетворение материальных, социальных и нравственных потребностей, обеспечивающих развитие личности и ее […]
  • Права водителя трактора категории с Категория C (самоходные машины) К категории «С» относятся колесные машины например такие, как тракторы и экскаваторы-погрузчики с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт (от 35 до 150 л.с.) Документы при записи на обучение: Фото 3*4 матовые – 2 шт. Паспорт […]
  • Сроки выплаты пенсии по случаю потери кормильца Пенсии в связи с потерей кормильца Кто и в каком размере имеет право на пенсию в связи с утратой кормильца, как начисляется и до скольки лет она выплачивается выяснял Prostopravo.com.ua. Еще одним видом пенсий, которые выплачиваются в солидарной системе пенсионного […]
  • Дополнительные гарантии при увольнении для женщин Лекция №34. Дополнительные гарантии при увольнении отдельных категорий работников Гарантии при увольнении работников отдельных категорий Эти дополнительные гарантии предусмотрены ТК и сводятся к следующему: Запрещение увольнения беременных женщин (кроме случаев ст. […]
  • Права и свободы обучающихся Прокуратура Московской области В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6, частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с […]
  • П ж ч 2 ст 105 ук рф срок Какой грозит максимальный срок по ч 3 ст 30 и ч 1 ст 105 УК РФ? Здравствуйте,подскажите пожалуйста какой максимальный срок по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ ?Читал,что по практики 3/4 т.е. От 15/11,верно или нет? Ответы юристов (1) К РФ, Статья 66. Назначение […]
  • Юрист мурманск работа Работа юриста в Мурманске По запросу работа юристом в Мурманске на сайте HotWork.ru собрано 12 вакансий. За эту неделю добавлено 49 свежих вакансий. Успешно закрыто 37 вакансий. Новые вакансии добавляются ежедневно. Средняя зарплата для профессии юрист в Мурманске - […]