Как себя вести в суде эксперту

Как вести себя в суде начинающему эксперту.

библиографическое описание:
Как вести себя в суде начинающему эксперту. / Доктор ФОР — .

код для вставки на форум:

1. Прежде всего, сразу же после получения повестки поднимаю заключение (экспертиз-то у меня много, всего и не упомнишь).
2. Потом звоню судье. Спросите зачем? Отвечу: во-первых, часто приходится сталкиваться с формальным вызовом, когда следователь перед передачей уголовного дела в списке лиц, подлежащих допросу в суде, указал и СМ эксперта, причем повестки выписывает секретарь, зачастую без контроля со стороны судьи, поэтому после звонка повестки, бывает, отменяют и обещают вызвать еще раз в случае необходимости. Во-вторых, судья, прежде чем удовлетворить ходатайство о допросе эксперта (т.е. меня), должен признать его обоснованным, а, следовательно, знает направленность вопросов сторон (да, вот так бывает.).
3. Бывает иногда, наоборот: при звонке судьи, сразу ссылаюсь на невероятную занятость и невозможность присутствовать на заседании именно в этот день. На вопрос когда смогу — отвечаю, что сейчас посмотрю в органайзере (надо же показать кто в доме хозяин). Никогда не хамлю и разговариваю исключительно вежливо и делово! Совместно договариваемся о встрече. Это конечно может показаться верхом нахальства и самодовольства, но я так не считаю (чего и вам советую).
4. Начинаю готовиться к заседанию заранее. Пишу заготовки ответов на вопросы, о которых узнал от судьи. Максимально критично вычитываю заключение, пытаясь найти в нем потенциально слабые места, и обдумываю, как обойти их стороной либо как их объяснить. Обязательно освежаю в памяти литературу по тематике предполагаемых вопросов. Не столько для того, чтобы узнать что-то новое, сколько для того, чтобы «переключиться» на язык терминов и научных обоснований. Если есть время, то составляю список литературы и авторов, поскольку их упоминание в судебном заседании, как правило, окончательно добивает вопрошающих.

И вот он суд….

6. Прихожу на минут 15-20 заранее, чтобы знать, о чем будет идти речь.
7. Кстати: на заседание захватываю с собой архивный экземпляр экспертного заключения т.к. из дела «черпать сведения» бывает неудобно. Иногда встречаюсь с судьей до заседания, познакомиться, что называется себя показать. Если встреча прошла на «ура», то он сам ограждает от излишних эмоций сторон и бесконечных глупых вопросов.
8. Бывает, что общаюсь с адвокатами и прокурорами «на людях» перед судебным заседанием, но главное это «внутреннее» отождествление смысла судебного процесса с игрой актеров в спектакле.
9. В зале суда прекрасно осознаю, что медицинскими познаниями никто не кроме меня не обладает. По большому счету все, что говорю в судеб участники процесса «схавают».
10. Если чувствую, что могу «поплыть», всегда есть прекрасный способ запросить время для ответа (часы, сутки) . Позвоню друзьям по работе и посоветуюсь.
11. Из маленьких хитростей могу добавить, что обязательно коротко записываю вопросы, которые мне задают. Адвокаты очень любят задавать один и тот же вопрос по 25 раз в разных интерпретациях и с разных сторон, пытаясь поймать нас на противоречиях. В случае появления подобного вопроса сразу же обращаю внимание судьи, что я на него уже отвечал.

Вот мои советы, что делать нельзя:

1. Нельзя ни с кем из посторонних, особенно с адвокатами, в привате обсуждать ваш случай.
2. Относиться к судебному заседанию, как к заседанию. Это конфликт! Разборка, часто очень грязная. Вы там случайно оказались и ваша задача с минимальными потерями из этой драки, как посторонему, ускользнуть.
3. Давать себя притянуть к одной из сторон. Даже если вы с одной из сторон симпатизируете всё равно делайте вид, что вам всё равно и ни подавайте никаких сигналов оценки происшедшего. Типа — Да, зверски он его убил. Произносите только судебно-медицинские термины. Убил — термин юридический и не ваш.
4. Эмоционально солидаризироваться с участниками процесса. Не пытайтесь утешать мать убитого и не курите с дружком обвиняемого. Слыша всплески эмоций перед заседанием или, чаще в перерывах, бегите сразу от них. Это громкий разговор, плач, неуместная суета в предбаннике. Это не ваш конфликт! Не участвуйте ни в чём! Это приносит только ненужные проблемы.
5. Разговаривать про дело и экспертизу в перерыве с адвокатом, да лучше и с прокурором. Это табу! Говорите про погоду! Лучше этой темы нет. Ничего никому не даёт, но время занимает и объединяет всегда всех при это ни к чему не обязывая.
6. Показывать какие-либо эмоции самому. Будьте сухи и сосредоточены всё время, не смотрите зря на обвиняемого или его адвоката. Ни в коем случае не завязывайте никаких мимолётных знакомств с адвокатами в перерывах, забудьте про женщин, мужчин, комплименты и прочие атрибуты внешней сексуальной активности. Вы бесполы и не теряйте зря время на эту лабуду. Это в данной ситуации не стоит и выеденного яйца и никогда ни в чём вам не поможет, может только круто навредить. Будьте неприступным для всех. Даже не улыбайтесь, т.к. это вообще ни к чему.
7. Быть многословным. Бубните про своё, но мало и монотонно. Лучше отвечать односложно, но с добавлением уточнения. Типа: Обычно нет; да бывает. И не пускайтесь ни в коем случае в излишние объяснения. Только отвечайте.
8 Поддаваться временному нажиму. Если ответить не можете, то требуйте время для подготовки ответа.
9. Врать. Это самое главное! Если не знаете, то признайтесь в этом сразу и открыто. Это обезоруживает всех оппонентов и даёт вам неожиданно очки. Кроме того вопрос снимается.

Да, кстати об одежде!

В суд хожу всегда в темном костюме и строгом галстуке, трезвым, бритым, накупанным и полным боевого духа. Коллеги женского пола по работе… ходят… хм… в общем совет: одевайте тёмный брючный костюм со светлой блузкой, без выреза. И никаких особых украшений и боевого макияжа. Всё в меру приглушённо. Вторичные половые признаки надо бы, по возможности скрывать под одеждой. И причёска тоже не лохматая должна быть, а как у классической советской учительницы.

Кстати, данные это не догма и не руководство к действию! Некоторыми пунктами можно принебречь и действовать по своему усмотрению.

С уважением всегда ваш, доктор ФОР!

Сам себе адвокат

Как вести себя в суде

как вести себя в суде, порядок ведения судебного процесса

Как вести себя в суде

Как вести себя в суде в ходе судебного разбирательства знают далеко не все. Многие, оказавшись в гражданском процессе, ведут себя как на производственном собрании, что вызывает раздражение судей и других участников процесса, приводит к неблагоприятному судебному решению для стороны. Отсюда, участникам гражданского процесса необходимо знать как вести себя в суде.

Процедура судебного разбирательства подробно регламентирована законом, которую судья и все участники процесса обязаны строго соблюдать. На практике судьи нередко нарушают процедуру судебного разбирательства, но основных положений все же всегда придерживаются.

При входе в зал судебного заседания судьи ( судей) все присутствующие в зале обязаны встать. Садиться можно после того, как это предложит сделать председательствующий судья.

Показания сторонами, другими участниками процесса, свидетелями даются в суде стоя. Только с разрешения судьи, показания могут даваться суду сидя. Следует помнить, что показания даются суду, а не участникам процесса, поэтому, когда участник процесса дает показания, он должен обращаться к председательствующему судье и не вступать в перепалки с другими участниками процесса.

Затем председательствующий судья выясняет у секретаря судебного заседания, кто явился в суд из вызванных им лиц. Если кто-то не явился, докладываются известные причины неявки. Явившиеся свидетели, специалисты удаляются из зала судебного заседания. На практике их в зал и не пускают, предупредив, чтобы они ждали, когда их позовёт в зал судья.

После этого судья объявляет, какое гражданское дело слушается, к каком составе, с чьим участием и выясняет у сторон и третьих лиц имеются ли у них отводы к судье, секретарю судебного заседания или прокурору, если он участвует в процессе.

Если заявляется отвод судье, то судья поочерёдно выясняет мнение по заявленному отводу у всех участников процесса и удаляется в совещательную комнату для разрешения заявленного отвода.

Если отвод не заявляется, то судья разъясняет сторонам и третьим лицам их права и обязанности. После разъяснения прав судья выясняет у этих лиц имеют ли они ходатайства до начала судебного разбирательства ( о вызове и допросе свидетелей, приобщении к материалам дела документов или исследования и приобщения к делу иных доказательств, о назначении экспертизы и другие). Если ходатайства кем-либо заявляются, председательствующий судья, выяснив мнение участников процесса по заявленному ходатайству, разрешает его по существу, т. е. удовлетворяет или отказывает в удовлетворении.

Затем суд выясняет мнение участников процесса о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившейся стороны, ее представителя. После выяснения мнения участников процесса судья принимает решение о продолжении слушания дела или о его отложении и повторном вызове всех участников процесса.

Нередко из- за неявки участников процесса судебное разбирательство неоднократно откладывается, в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении стороны о времени и месте слушания дела. Стороны зачастую высказывают свое недовольство относительно отложения дела, но совершенно напрасно. Если суд рассмотрит гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика, сведения, о надлежащем извещении которого отсутствуют, вышестоящий суд по жалобе ответчика отменит любое состоявшееся решение, каким-бы правильным оно не было.

Суд не может рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, если он об этом не просил. В случае повторной неявки без уважительной причины истца судья вправе вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения.

Если место нахождение ответчика не известно, суд привлекает к участию в деле для представления интересов ответчика адвоката.

Если все стороны явились или суд признает причину неявки ответчика неуважительной, судья докладывает дело, то есть, излагает существо заявленных исковых требований. После объявления дела судья спрашивает у истца, поддерживает ли он свои исковые требования, а у ответчика признает ли он эти требования, аналогично этот вопрос выясняется у третьих лиц.

Затем судья предлагает истцу или его представителю изложить свои исковые требования. После изложения истцом или его представителем исковых требований судья спрашивает у ответчика, его представителя, третьих лиц, прокурора есть ли у них вопросы к истцу по существу изложенных требований. После ответа на вопрос можно задать следующий вопрос. При ответе на вопросы стороной не следует перебивать истца, комментировать его ответ, вступать в полемику с участниками процесса. Во-первых, это является нарушением порядка ведения процесса, во вторых не принесет пользы сторонам, так как секретарь судебного заседания полемику между сторонами в протокол не записывает.

После того как вопросы истцу зададут все участники процесса вопросы задает председательствующий судья. После вопросов председательствующего задать вопрос можно лишь с разрешения судьи.

После вопросов истцу слово предоставляется ответчику, который высказывает свои возражения относительно исковых требований. Затем, ответчику поочередно задают вопросы истец и его представитель, третьи лица, прокурор и судья.

После допроса сторон суд переходит к допросу явившихся свидетелей. Перед допросом свидетеля суд предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Вначале ведется допрос свидетелей со стороны истца, а затем со стороны ответчика. Допрос своих свидетелей ведут стороны или их представители. После изложения свидетелем показаний ему задает вопросы та сторона, по чьей инициативе был вызван свидетелей, затем другая сторона процесса. После всех участников процесса вопросы задает судья.

После допроса свидетелей суд допрашивает специалиста, эксперта, если об этом ходатайствовали стороны.

После всех допросов судья объявляет о начале исследования материалов гражданского дела. Судья зачитывает документы, имеющиеся в гражданском деле, если по поводу документов имеются вопросы, задает их стороне представившей документ.

После исследования материалов дела суд предлагает прокурору дать свое заключение по делу. После заключения прокурора суд выясняет у участников процесса, имеются ли у них какие-либо заявления или ходатайства. Если таковые есть, суд их разрешает.

После этого суд объявляет судебное разбирательство оконченным и переходит к прениям. Первым в прениях выступает истец и (или) его представитель, затем третье лицо на стороне истца. Далее в прениях выступает ответчик и его представитель, третье лицо на стороне ответчика. Последним выступает третье лицо, заявившее самостоятельное требование, если таковое имеется.

После речей сторон и третьих лиц каждый вправе выступить с отдельной репликой.

По окончании прений суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения. При удалении судьи все участники процесса встают.

Составив судебное решение, суд возвращается в зал судебного заседания и оглашает полное решение или только его резолютивную часть. Оглашение судебного решения выслушивается стоя.

После оглашения решения суда судья разъясняет лицам, участвующим в деле сроки и порядок обжалования судебного решения. Если судья оглашает только резолютивную часть решения, то он разъясняет, когда стороны могут ознакомиться с полным решением суда.

За нарушение порядка в судебном заседании судья вправе объявить замечание, удалить нарушителя из зала судебного заседания, наложить штраф в размере до 1000 рублей.

В соответствии с законом участники процесса обращаются к судьям в процессе «Уважаемый суд». Обращение в со словами «Ваша честь» предусмотрено в уголовном процессе. Отсюда, обращение к председательствующему судье в гражданском процессе «Ваша честь», с позиции закона является неверным.

Аудиозапись судебного заседания может вести участниками процесса свободно, для этого нужно лишь известить председательствующего. Отказать в ведении аудиозаписи суд не может. Ведение фото и видеосъемки возможно только с разрешения суда. Видя аудиозапись, фото и видеосъемку вы не должны нарушать порядок в судебном заседании может последовать судебный запрет.

Статью о том, как правильно обращаться к судье в судебном заседании читайте статью здесь.

Как выиграть дело в суде?

Однако есть случаи, когда обращаться в суд просто необходимо. Так, обязательное обращение в суд предусмотрено для признания лица недееспособным, безвестно отсутствующим и т. д. В суд стоит обращаться, если вопрос в обычном порядке не решается, а цена его и значимость для вас велики. Наконец, нельзя исключать жажды справедливости любой ценой.

Будьте внимательны в своих требованиях и не просите у суда того, что он вам не может дать. И напротив, если закон дает вам возможность, требуйте по максимуму. Судья будет рассматривать дело в пределах требований, которые вы сами выдвинули. Правда, в некоторых случаях суд вправе выйти за пределы требований (например, при лишении родительских прав суд решает вопрос об алиментах на ребенка вне зависимости от того, были заявлены требования об алиментах или нет).

Суд простой или мировой?

До недавнего времени альтернативы не было — в большинстве случаев надо было обращаться в районный суд. Теперь в некоторых регионах появились и успешно работают мировые судьи. Мировые судьи не работают в районном суде — им передана часть полномочий судей федеральных.

Вот перечень дел, который рассматривают мировые судьи:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

дела о выдаче судебного приказа;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления;

дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ (ст. 3 Федерального закона от 17.12.98 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»).

Если в вашем регионе нет мирового судьи, то вышеперечисленные дела рассматриваются судьями обычных судов единолично.

Основной ваш документ, разумеется, исковое заявление. Оно пишется в произвольной форме, но должно содержать определенные реквизиты, в том числе:

наименование суда, в который подается заявление;

наименование истца, его местожительство или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

наименование ответчика, его местожительство или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

обстоятельства, на которых истец основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм.

Есть два варианта подачи исковых заявлений в суд.

Вариант N 1: судье на приеме.

Вариант N 2: заказное письмо с заказным же уведомлением о вручении.

Если судья откажет

Судья не может вам отказать в приеме заявления из-за того, например, что он завален работой или скоро уезжает в отпуск. Вам могут отказать в приеме заявления, если вы не можете выступать стороной по делу в суде по причине:

недееспособности (но этот факт должен быть подтвержден судебным решением);

отсутствия полномочий на ведение дела (если вы ведете дело не от себя лично, то нужна доверенность).

Отказ может быть и по причине того, что ваше дело не подлежит рассмотрению:

в данном суде вообще;

в данном суде вследствие несоблюдения особого, установленного законом порядка предварительного внесудебного разрешения отдельных категорий дел;

в данном суде по причине того, что вы ранее заключили с ответчиком соглашение о рассмотрении дела третейским судом.

Наконец, в приеме заявления может быть отказано, если вы уже ранее подали такое же заявление в этот суд, и оно:

в настоящее время находится в производстве;

уже было рассмотрено и решение по этому вопросу вступило в законную силу;

ранее рассматривалось судом, однако в судебном процессе вы отказались от иска;

ранее рассматривалось судом, однако в судебном процессе вы заключили с ответчиком мировое соглашение.

Как вести себя ответчику?

Вы получили повестку в суд? Проверьте наличие или отсутствие искового заявления. Первоочередная ваша задача — ознакомиться с делом. В этом вам никто не может отказать.

Согласно статье 114 ГПК РФ одновременно с судебной повесткой, адресованной ответчику, судья должен направить копию искового заявления. Если вы не получили его по почте, потребуйте документы в суде — либо на предварительном заседании, либо на первом слушании дела.

Нелишне знать о требованиях, предъявляемых к содержанию судебных повесток, в которых должны быть указаны:

наименование и адрес суда;

указание времени и места судебного заседания;

наименование адресата — лица, извещаемого или вызываемого в суд;

указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

наименование дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата.

Причем судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

Заключение мирового соглашения не надо путать с досудебным урегулированием спора. Оно достигается сторонами в суде, оформляется в письменной форме и утверждается судом.

Подписав мировое соглашение, вы сообщаете, что никаких претензий, связанных с данной ситуацией, друг к другу больше не имеете и в дальнейшем иметь не будете. Следовательно, истец уже не сможет вновь обратиться в суд с дополнительными требованиями.

Вы вправе заявить отвод судье, прокурору, секретарю судебного заседания (а также эксперту, специалисту, переводчику, если таковые лица имеются). Правда, необходимы веские на то основания.

Так, судья подлежит отводу, если:

при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;

является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

Далее судья разъясняет права и обязанности сторон в судебном процессе. Если вместо вашего противника выступает его представитель, попросите проверки его полномочий (если, конечно, судья сам этого не сделает).

Истец и ответчик могут заявить суду ходатайства: опросить свидетелей, приобщить к делу документ, назначить экспертизу, отложить слушание дела и т. п.

Совет и истцам, и ответчикам: будьте вежливы как взаимно, так и по отношению к суду. Не мешайте противнику, не делайте замечаний, не огрызайтесь, ведите себя как взрослый человек. По ходу процесса делайте заметки. И не спешите, когда говорите, ибо секретарь может не успевать вести протокол.

Порядок обжалования решения, с которым вы не согласны, различается в зависимости от того, кто вынес это решение. При несогласии с решением мирового судьи подается апелляционная жалоба. Обжаловать решение может как истец, так и ответчик. Жалобу адресуют в соответствующий районный суд, но передают мировому судье.

Решения всех судов могут быть обжалованы в кассационном порядке. Кассационная жалоба в 10-дневный срок после вынесения судом решения в окончательной форме адресуется в суд второй инстанции (республиканский, краевой или областной суд, а для Москвы и Санкт-Петербурга — городской суд). Жалоба сдается в канцелярию того суда, который вынес обжалуемое решение: там к вашей жалобе присоединят все материалы по делу и передадут по принадлежности. Направлять жалобу сразу в кассационную инстанцию нецелесообразно, поскольку это может затянуть процедуру.

Итак, что нужно знать
о суде второй инстанции?

1. Неявка в суд не является препятствием к разбирательству дела.

2. Ссылки на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускаются лишь в случае обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции.

Определение суда кассационной инстанции обжалованию вступает в законную силу с момента его вынесения. Рассматривать экстраординарные случаи (рассмотрение в порядке судебного надзора и обращение в Европейский суд).

Как себя вести в суде эксперту

При принятии Вашего иска суд проводит подготовку к судебному разбирательству.

В ходе этой подготовки суд может вызвать Вас и предложить представить дополнительные доказательства. Если Вам трудно их представить. Вы можете обратиться к судье с просьбой направить соответствующие запросы в компетентные организации либо выдать эти запросы Вам на руки, чтобы Вы отвезли их в суд лично. Аналогичные действия судья производит и в отношении с ответчиком, выясняя его мнение по вашему иску и предлагая представить свои возражения и доказательства.

КАК «ПОЙМАТЬ» ОТВЕТЧИКА

Очень часто ответчики не хотят являться в суд (просто не берут повестки), и поэтому судье приходится раз за разом откладывать рассмотрение дела.

Суд не вправе рассматривать дело, если не будет уверен, что стороны, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

Для того чтобы Ваше дело было рассмотрено в кратчайшие сроки, вы можете помочь суду «поймать» ответчика:

  1. Можно, с согласия судьи, отправить телеграмму о дате, времени и месте слушания дела с обратным уведомлением о ее вручении. В суд приносится копия телеграммы и уведомление о ее вручении.
  2. Вы можете попросить суд дать повестку для ответчика Вам на руки и вручить сами. Тогда в суд Вы приносите расписку о вручении (вторую половину судебной повестки).
  3. Если ответчик отказывается взять повестку, то можно взять двух свидетелей и уведомить его в их присутствии, о чем составляется акт, в котором указываются паспортные данные свидетелей, их место жительства, время, место и то, что человек отказался от получения повестки или иного судебного извещения.

Статья 117 ГПК РФ определяет последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения:

  1. При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.
  2. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Имея такой акт, суд вправе рассмотреть дело в порядке заочного производства, т.е. без ответчика.

После оглашения решения как истец, так и ответчик могут обжаловать решение в течение 10 дней в вышестоящий суд. Если никто не обжаловал решение, то через 10 дней по делам о расторжении брака Вы должны сделать следующее:

  1. Прийти в канцелярию суда и взять «Выписку из решения суда».
  2. Заплатить в сберегательной кассе того района, где вы зарегистрированы, пошлину в размере одного МРОТа. Обратите внимание, что пошлина оплачивается на счет ЗАГСа того района, где вы зарегистрированы на момент расторжения брака.
  3. Пойти в ЗАГС района и получить «Свидетельство о расторжении брака».

Если Вы согласитесь на заочный порядок рассмотрения дела, то порядок вступления заочного решения в силу иной. После вынесения решения суд отправляет его копию ответчику, и у ответчика есть семь дней с момента ее получения для подачи в суд заявления о пересмотре решения по делу. По истечении семи дней со дня получения ответчиком копии заочного решения начинает течь десятидневный срок для обжалования решения в вышестоящий суд. Если по истечении 17 дней (со дня получения ответчиком копии решения) ни заявления, ни жалобы на решение от ответчика не поступит, то Вы можете прийти в суд за «выпиской». Здесь существует одна особенность: если ответчик не получил повестки, он, скорее всего, не получит и копию решения по почте. Здесь Вы также можете помочь суду, вручив копию заочного решения лично ответчику под роспись либо под составление акта об отказе ответчика расписываться за получение копии решения.

Если ответчик явился в суд, то судья производит следующие действия:

Судья может назначить предварительное заседание по Вашему делу (ст. 152 ГПК РФ), которое имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству; определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела; определение достаточности доказательств по делу; исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.

Когда подготовка по делу произведена, Вы получаете судебную повестку, согласно которой вызываетесь в суд в качестве истца. Сразу скажем — не обольщайтесь. Ответчик, получив судебную повестку, может не явиться в судебное заседание. Тогда судья разъяснит Вам Ваши права по ст. 35 ГПК РФ, а именно:

«Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами».

В соответствии со ст. 48 ГПК РФ «граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя».

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СУДЕ

После разъяснения Ваших прав и выяснения судом, имеются ли у Вас и Вашего ответчика какие-либо ходатайства (заявления), начинается судебное разбирательство.

Суд доложит Ваше дело и спросит, поддерживаете ли вы свой иск. Если Ваша позиция осталась неизменной, Вы ответите положительно (т.е. «ДА, в полном объеме»).

Запомните: подробно свою позицию Вы обоснуете только тогда, когда судья Вам предложит это сделать. На начальном же этапе судью интересуют только мнение сторон по иску и возможность заключения мирового соглашения между Вами и Вашим ответчиком.

По ст. 158 ГИК РФ все участники процесса обращаются к судьям со словами: «Уважаемый суд!», и свои показания и объяснения они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено только с разрешения председательствующего. При ответе на любое обращение к Вам судьи, Вы встаете и отвечаете, обращаясь к судье. В то же время помните — судье вопросов не задают. Вы вправе задавать вопросы только участникам процесса и своим представителям по ходу слушания дела.

Имейте в виду — нельзя вступать в перепалку с выступающим ответчиком. Помните — он Вас не перебивал. За нарушение порядка в судебном заседании суд вправе предупредить Вас о недопустимости подобного поведения, а если Вы не успокоитесь, то оштрафовать Вас на сумму до 1000 рублей (ст. 159 ГПК РФ).

После исследования всех доказательств по делу суд объявляет исследование дела законченным и переходит к судебным прениям. В данной стадии судебного процесса Вы не вправе уже обращаться с ходатайствами к суду об истребовании дополнительных доказательств. У Вас было на это время в ходе судебного слушания. В прениях (в последовательности, определенной судом) Вы кратко излагаете свою позицию еще раз. Но помните, что отказаться от иска либо предложить заключить мировое соглашение Вы можете в любое время, в том числе и в прениях.

По окончании судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения.

После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

При объявлении только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда. В соответствии со ст. 199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более пяти дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.

СОСТОЯЛОСЬ РЕШЕНИЕ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

Если Вы согласны с решением, то спокойно ждите, когда оно вступит в законную силу (в течение 10 дней) либо получаете жалобу во вторую инстанцию от ответчика и ждете назначения рассмотрения дела вышестоящим судом.

Если Вы не согласны с вынесенным решением — обжалуйте его в течение 10 дней.

При обжаловании решения мирового судьи (в соответствии со ст. 322 ГПК РФ) апелляционная жалоба и представление должны содержать:

  1. наименование районного суда, в который адресуются жалоба, представление;
  2. наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;
  3. указание на обжалуемое решение мирового судьи;
  4. доводы жалобы, представления;
  5. просьбу заинтересованного лица;
  6. перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

В апелляционной жалобе не могут содержаться требования, не заявленные мировому судье. Несмотря на то, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам первой инстанции (там Вы вправе только дополнительно истребовать определенные доказательства, а не менять, изменять и увеличивать свои исковые требования), мировой судья их не исследовал, поэтому районный суд также не вправе это делать. Нарушение апелляционной инстанцией данного порядка будет являться основанием для отмены апелляционного решения в дальнейшем.

Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, если в деле не имеется таких полномочий.

К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.

Апелляционная жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

В силу ст. 323 ГПК РФ:

  1. При подаче апелляционной жалобы, не соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 322 ГПК РФ, а также при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, мировой судья выносит определение, на основании которого оставляет жалобу, представление без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, срок для исправления недостатков.
  2. В случае, если лицо, подавшее апелляционную жалобу, или прокурор, принесший апелляционное представление, выполнит в установленный срок указания мирового судьи, содержащиеся в определении, жалоба, представление считаются поданными в день первоначального поступления их в суд.

Апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу (ст. 324 ГПК РФ), в случае:

  • невыполнения в установленный срок указаний мирового судьи, содержащихся в определении суда об оставлении жалобы, представления без движения;
  • истечения срока обжалования, если в жалобе, представлении не содержится просьбы о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

Апелляционная жалоба возвращается мировым судьей также по просьбе лица, подавшего жалобу, апелляционное представление — при отзыве его прокурором, если дело не направлено в районный суд.

Возврат апелляционной жалобы лицу, подавшему жалобу, осуществляется на основании определения мирового судьи. Лицо, подавшее жалобу; принесший представление прокурор вправе обжаловать указанное определение в районный суд.

Если Ваша апелляционная жалоба будет принята, то ждите назначения даты ее слушания — об этом Вас уведомят дополнительно; второй стороне предложат представить свои возражения на Вашу жалобу. Не удивляйтесь — это не предвзятость суда, а его обязанность (ст. 325 ГПК РФ).

Теперь Вы знаете, как вести себя в судебном заседании, на что имеете право, на что — не имеете. Все прочитанное выше относится абсолютно ко всем гражданским делам, которые рассматриваются мировыми судьями и судами общей юрисдикции (районными судами).

Каждое дело индивидуально, и есть разные тонкости и нюансы.

Дальше мы приведем несколько примеров по некоторым категориям дел.

Опыт судебно-психологической экспертизы по вопросам о воспитании и месте жительства детей: измерение рисков 2828

В гражданском судопроизводстве определенное место занимают процессы, связанные с охраной неимущественных прав детей и родителей. В случае если лица, участвующие в судебном процессе (судья, специалист отдела опеки, который обязательно участвует, если в судебной тяжбе фигурирует ребенок), не обладают достаточными познаниями для анализа имеющейся информации, они имеют право привлечь эксперта-психолога. Речь идет о проведении судебной психологической экспертизы с целью предоставления суду информации о психологических составляющих конфликтной ситуации, необходимой для всестороннего рассмотрения спора. Содержанием данных споров являются:

  • определение места жительства ребенка (например, с кем из родителей будет жить ребенок после развода или с кем оставить ребенка в сложной ситуации – с родителем или прародителем);
  • определение порядка общения ребенка с родителями (при сопротивлении одного из родителей, ущемлении другого в его правах на воспитание и заботу о ребенке);
  • лишение родительских прав, ограничение родительских прав;
  • отмена опеки над ребенком, отмена усыновления.

В современных профессиональных изданиях рассматривается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ) [4]. Наряду с нею часто проводится и судебная психологическая экспертиза (СПЭ), проведение которой поручается либо экспертам-психологам, являющимся сотрудниками судебно-экспертных учреждений Минюста России, либо педагогам-психологам, являющимся специалистами образовательных учреждений. Цель экспертной деятельности – получение информации, позволяющей оценить риски, могущие развиться при различных обстоятельствах и условиях в жизни ребенка [3].

Следует отметить, что перечисленные выше споры так или иначе могут находиться в поле зрения не только судебных органов, но и отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними. В первом случае мы говорим о процессуальной форме решения спора, во втором – о непроцессуальной, досудебной. Психологи могут привлекаться в обоих случаях, но статус и регламентация их деятельности в этих случаях имеет важные отличия.

На рассмотрение психолога могут быть выставлены вопросы:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т. д.;
  • особенности родительской позиции;
  • особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
  • взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением;
  • содержание конфликта между родителями.

Прогностическая оценка важна и для судьи, и для специалиста отдела опеки, так как дает основание для принятия решения, которое будет оптимальным с течением времени. На основании многолетнего опыта анализа рисков проживания или встреч ребенка с конкретным родителем можно выделить и систематизировать наиболее распространенные ситуации.

Установление порядка общение инициируется в случаях, когда:

  • у бывших супругов незаконченные отношения, они конфликтуют, тем самым поддерживая контакты. Судебная тяжба или обращение в отдел опеки по поводу ребенка является одним из способов поддерживать отношения, манипулировать бывшим супругом, удерживать его возле себя (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • имеется острый конфликт, неприятие личности бывшего супруга, невозможность конструктивно общаться, решать сообща вопросы, связанные с воспитанием и обучение ребенка. Дабы снизить необходимость видеться, обсуждать, договариваться, родители устанавливают порядок общения с ребенком (в центре конфликта – супружеские отношения);
  • оба родителя привязаны к ребенку, выражают желание общаться с ним, заботиться о нем, но после развода не могут выстроить новую систему контактов, адаптироваться к новой жизненной ситуации (в центре конфликта – привязанность родителей к общему ребенку);
  • желание ограничить и отрегулировать спонтанность, стихийность контактов отдельно проживающего родителя с ребенком, что негативно отражается на его эмоциональном развитии, состоянии (в центре конфликта – забота о состоянии ребенка);
  • желание устранить препятствия к общению с ребенком, чинимые другим родителем;

Определение места жительства ребенка становится актуальным, когда:

  • ребенок стал проживать после развода (или еще до развода) с одним родителем без согласия другого родителя;
  • родители после развода находятся в ситуации конфликта и спора по поводу ребенка, каждый хочет, что ребенок должен проживать с ним, считает, что сможет лучше заботиться о нем;
  • ситуация является следствием претензий другого родителя на алименты, сопротивлением другого или его встречным желанием получать алименты;
  • имеются объективные и субъективные жалобы на негативное влияние на ребенка со стороны другого родителя.

Лишение или ограничение родительских прав:

  • отсутствие каких бы то ни было контактов с отдельно проживающим родителем, его участия в воспитании ребенка и материальной помощи;
  • между родителями конфликтные или нарушенные контакты, есть препятствия организации событий в совместной жизни ребенка и родителя, с которым он проживает, например, вывозу ребенка за границу (если другой родитель не дает такого разрешения);
  • между родителями конфликтные отношения, высокая неудовлетворенность браком, желание «вычеркнуть» бывшего супруга из жизни, начать новую жизнь без него, без оглядки на его права;
  • восприятие биологического родителя как помехи в организации жизни новой семьи родителя, с которым проживает ребенок (например, мать хочет, чтобы у ребенка был только один отец – ее нынешний муж, чтобы биологический отец не мешал выстраивать отношения между новым мужем и ее ребенком от первого брака).

В связи с назначением опеки, отменой опеки случаются споры между родителем и прародителем. Например:

  • прародители не доверяют своему ребенку, то есть родителю внука, заботу и воспитание. Это связано с собственным разочарованием своим ребенком и желанием оправдать себя, утвердиться в том, что они успешные родители. Прародители хотят сблизиться с внуком, так как не сложились близкие отношения с ребенком;
  • ввиду определенных жизненных обстоятельств прародители назначаются опекунами и воспитывают внука в течение длительного времени. После нормализации родительской позиции (улучшение состояния здоровья, социализации) родитель хочет сам жить с ребенком и заниматься воспитанием, однако прародители препятствуют этому по далеко не всегда объективным причинам.

Часто желание заботиться о внуке является определяющей составляющей образа жизни, ценностью, которая делает жизнь наполненной содержательным смыслом. Тогда прародители настраивают ребенка против родителя, приучают к себе, чрезмерно опекают.

В ряде случаев родители обращаются за помощью по поводу детей, но не из-за детей. Их скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся:

  • к разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материального имущества и детей);
  • незаконченным отношениям с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
  • неудовлетворительным отношениям в браке, обиде, как следствие, желанию унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получив удовлетворение от унижения другого;
  • оправданию себя, своей жизненной позиции, поступков;
  • желанию вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки.

Выделение типичных ситуаций позволяет понять, как они будут развиваться, как это скажется на ребенке. Например, последнее время значительно участились случаи, когда отцы отсуживают своего ребенка у его матери, что, на первый взгляд, может вызвать недоумение из-за несоответствия гендерному и культурному стереотипу.

Удобно рассматривать специфичность судебной экспертной деятельности в сравнении с другим видом психологического исследования, очень близкого по объекту изучения, а именно – психологическим исследованием по запросу отдела опеки и попечительства [5].

Процессуальная (работа судебного эксперта, работающего по определению суда) и непроцессуальная форма исследования (работа специалиста, действующего не в рамках ГПК, а выполняющий запрос ООП) имеет ряд существенных отличий.

Внешне проведение экспертизы и исследования (решаемые вопросы, алгоритм исследования) очень схоже. План работы.

  1. Получение письменного запроса.
  2. Приглашение сторон (по телефону или по почте).
  3. Диагностические беседы отдельно с каждым взрослым клиентом.
  4. Диагностика ребенка.
  5. Сбор дополнительной информации (знакомство с содержанием гражданского дела, беседа со специалистом ООП и т. д.).
  6. Анализ собранных данных, формулировка ответов и составление заключения.
  7. Передача заключения в инстанцию, из которой был запрос.

Однако имеются многие различия и в целях исследования, и в возможностях психолога. Ключевое отличие следующее. Реализация заявки отдела опеки и попечительства по сути своей является психологическим исследованием, предполагающим оказание помощи клиентам (ребенку и его законным представителям). Судебная психологическая экспертиза является деятельностью в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Экспертная деятельность жестко регламентирована Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) [1] и Федеральным законом № 73 от 31.05.01 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» (ФЗ № 73) [6].

Рассмотрим отличия процессуальной и непроцессуальной форм использования психологических знаний.

Для проведения психологического исследования необходима письменная заявка от руководителя ОПП на имя руководителя учреждения, в котором работает педагог-психолог, либо устная просьба. В случае если ООП намерен официально использовать данные исследования (рассматривать как основание для мирового разрешения спора, обращаться к ним на попечительском совете), то и заявка должна быть официальной. Официальный запрос отличается от других рабочих форм, например, направления семьи на консультацию к психологу.

Основанием для производства СПЭ является судебное определение. Это указано в ст. 79 ГПК «Назначение экспертизы» и ст. 80 ГПК «Содержание определения суда о назначении экспертизы».

Из этого следует, что СПЭ не может быть проведена по обращению одной из сторон судебной тяжбы непосредственно к психологу.

Кому может быть поручена данная работа?

В первом случае исследование проводят, как правило, психологи системы Минюста или муниципальных психологических центров. Обычно исследование осуществляют те психологи, с которыми у специалистов ООП налажены связи.

Во втором случае мы имеем указания в ФЗ № 73 и ГПК.

В статье 1 ФЗ № 73 «Государственная судебно-экспертная деятельность» формулировка следующая: «Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами…»

В статье 79 ГПК «Назначение экспертизы» говорится о том, что «Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам».

Кроме того, в ст. 41 ФЗ № 73 сделано уточнение, что «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами», то есть выполнение экспертизы может быть поручено любому психологу, обладающему соответствующей квалификацией.

Инициировать психологическое исследование может специалист ООП, контролирующий соблюдение прав ребенка и работающий с конкретной семьей.

СПЭ может быть инициирована по ходатайству любой из двух сторон, участвующих в судебной тяжбе (может быть сделана через законного представителя), а также по инициативе суда, ООП. Назначение экспертизы происходит при подготовке дела к судебному разбирательству либо непосредственно в ходе его.

Заявка на проведение исследования может быть переправлена в исполняющее учреждение или специалисту в тот же день, когда и составлена (в том числе передана через самих клиентов). Сроки исследования для ООП могут быть оговорены как устно, так и в заявке. Общие сроки выполнения работ – от недели до одного месяца.

Судебное определение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента судебного решения. По истечении этого срока направляется в экспертное учреждение. Судебное определение также может быть составлено с пометкой «обжалованию не подлежит». В этом случае оно сразу направляется по адресу реализации экспертизы. Общие сроки выполнения работ – до одного месяца.

В определении может быть указано, до какого срока необходимо предоставить результаты экспертизы, а также отмечается, что на период ее проведения дело приостанавливается. Это связано с назначением судебных заседаний и динамикой судебного процесса.

Если экспертиза поручается конкретному учреждению, руководителем назначается психолог-эксперт, а также определяются сроки окончания экспертизы.

Психолог, выполняющий психологическое исследование по заявке ООП, отчитывается перед ООП, конкретно – перед специалистом, ведущим данное дело.

Эксперт посредством судебного экспертного заключения отчитывается непосредственно перед судьей, ведущим данное дело. Согласно ст. 16 ФЗ № 73 эксперт не имеет права передавать информацию о результатах экспертизы третьим лицам, а значит, не консультирует родителей, не знакомит их с содержанием заключения, не дает рекомендации. Родители могут получить консультацию психолога только после окончания судебного процесса, обратившись в частном порядке.

Психолог-эксперт предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

И при непроцессуальной и при процессуальной формах заключения психолога-эксперта могут быть доказательством по гражданскому делу.

Права и обязанности психолога

При непроцессуальной форме исследования педагог-психолог действует в рамках своего должностного функционала и этических принципов и правил работы психолога.

У эксперта есть специфические права и обязанности. Они регламентированы в следующих документах: ст. 85 ГПК «Обязанности и права эксперта», ст. 16 ФЗ № 73 «Обязанности эксперта», ст. 17 ФЗ № 73 «Права эксперта».

В обязанности эксперта входит «принять к производству порученную ему руководителем… судебную экспертизу», «провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам», «не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы», «обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела».

При этом эксперту нельзя «самостоятельно собирать материалы для судебной экспертизы и уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства». Протоколы наблюдений и бесед, детские рисунки, результаты выполнения диагностических методик должны сохраняться в архиве.

Особо хочется выделить, что эксперт не в праве «сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших, вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела, а также осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта».

Эксперт вправе «ходатайствовать о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения», «имеет право знакомиться с материалами дела, просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям».

Вопросы к психологу

Здесь перечислены некоторые варианты вопросов, которые могут быть поставлены перед психологом. Вопросы формулируют судьи (в определении) и специалисты ООП (в заявке или устно). Цель изучения ситуации – оценить риски негативного влияния психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние, особенности психического развития ребенка.

В обоих случаях на разрешение могут быть представлены следующие вопросы.

  • Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  • Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?
  • Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  • Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  • Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
  • Каков уровень тревожности ребенка?
  • Каково отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

Содержание первичной консультации

В начале для проведения психологического исследования и экспертной процедуры приглашаются взрослые участники конфликта. Каждый приглашается в разное время, чтобы случайно не произошло встречи, без детей. На встречу необходимо принести паспорт для установления личности.

Цель первой встречи – собрать общие сведения, познакомиться с клиентами и содержанием конфликта, составить общее представление о ситуации. На первой встрече проводится также тестирование, но для этого может быть назначено и другое время. Если назначение встречи происходит по телефону, желательно на этом этапе обговорить краткий план, чтобы клиент мог располагать необходимым количеством времени.

1. Знакомство. Сбор общих сведений

  • о родителе (ф.и.о., возраст, образование, место работы, семейное положение, наличие других детей,…),
  • о ребенке (возраст, ОУ, группа/класс, дополнительные занятия и т. д.

Далее нужно выяснять ситуацию, начиная с содержания конфликта. Когда клиент приходит на встречу с психологом, к нему можно обратиться со следующей инструкцией: «Сейчас у вас есть возможность изложить свою точку зрения, описать свою позицию в вашей тяжбе. Мне как специалисту (эксперту) необходимо составить объективное представление о том, что происходит. А для этого надо понять мнение каждой стороны». Распространенной является ситуация, когда клиенты начинают рассказ с моментов, которые вызывают у них наибольшее напряжение, а значит косвенно или напрямую повествуют о реальных сторонах конфликта, мотивах, целях.

2. История конфликта

  • Что предшествовало данной ситуации?
  • Каково положение дел на сегодняшний день?
  • Какие цели преследует клиент?
  • Каким он видит разрешение конфликта?
  • Как будут разворачиваться события в случае достижения своей цели?
  • Как буду разворачиваться события в случае проигрыша?
  • Анализ ожиданий и страхов клиента по поводу конфликтной ситуации.

Клиенты часто рассказывают о конфликте в его развитии в ходе времени, начиная со свадьбы или даже еще раньше. Такой рассказ позволяет понять характер взаимоотношений между родителями ребенка (родителем и прародителем) в его развитии, во взаимосвязи с событиями жизни, отношениями с окружающими людьми. В этом случае вопросы психолога могут иметь уточняющий характер, иметь косвенную форму.

После того как составлена картина событий, выяснены хронологические подробности, происходит сбор информации о ребенке. Этот блок очень важен, и не только для получения сведений о ребенке. Формируется представление о том, насколько клиент вообще знает своего ребенка, насколько включен в его жизнь. Бывает, что родительские «воздушные замки» разбиваются именно о такие простые вопросы.

3. История развития ребенка

  • Особенности развития. Успехи в ДОУ, школьная успеваемость;
  • Состояние ребенка до начала конфликтной ситуации, во время оной, на сегодняшний день?
  • Отношения ребенка и родителя (законного представителя): характер, частота, степень близости?
  • Участие другой стороны (родителя, прародителя) в заботе, воспитании, образовании ребенка?
  • Отношение ребенка к родителям как к супружеской паре и к каждому в отдельности?
  • Отношения ребенка с другими окружающими людьми, сверстниками?
  • Взаимодействие с образовательными учреждениями, общественными институтами (отдел опеки, детская поликлиника и т. д.).

Исследование родителей не ограничивается диагностической беседой. Обычно на первой встрече, иногда – на отдельной, происходит оценка родительской позиции с помощью стандартизированных методик.

4. Диагностика родителя / законного представителя

  • Характер родительского отношения к ребенку.
  • Стиль воспитания, родительских установок.
  • Особенности психоэмоционального состояния родителя.
  • Характер знаний и представлений о воспитании, развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
  • Истинные мотивы поведения, преследуемые цели.
  • Особенности конфликта между сторонами.

Обязательно на первой встрече необходимо поставить клиента в известность о том, какая дальнейшая работа будет обязательной, и какая может иметь место.

5. Оговаривается содержание дальнейшей работы

  • Диагностика ребенка (обязательно согласовать, в сопровождении кого из родителей ребенок придет на диагностику, если это уже не указано в заявке или судебном определении);
  • Подготовка заключения в соответствующую инстанцию (клиенты могут познакомиться с заключением в ООП/суде, участники судебного конфликта имеют право сделать себе копию).
  • Наличие или отсутствие права получить консультацию по результатам диагностики.

Деятельность эксперта ограничивается только экспертизой, результаты которой передаются в суд (ст. 85 п. 2 ГПК «Эксперт не вправе … сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего»). Эксперт – это диагност и аналитик.

При непроцессуальной форме исследования специалист и диагностирует, и консультирует, и сопровождает семью. В связи с этим бывают моменты этического характера: с одной стороны, он должен дать оценку, с другой – видит возможность изменить эту ситуацию. Сложность данной роли заключается в том, что если психолог семью консультирует, то есть устанавливает с клиентом отношения, ему сложно оставаться на уровне констатации. Клиенты, направленные к психологу из ООП, имеют право на получение консультации по результатам диагностики (после того как заключение будет иметь законченный вид); право получить помощь психолога.

Диагностическое обследование ребенка

По данному критерию различий в проведении психологического исследования и судебной психологической экспертизы нет. Для обследования ребенка выбирается специально подготовленное помещение. Диагностика ребенка предполагает первоначальное установление контакта с ним, использование диагностического инструментария, соответствующего возрастным особенностям детей, ведение протоколов, сбор продуктов продуктивной и творческой деятельности, при необходимости – фотографирование детских работ.

Тем не менее, ст. 84 ГПК «Порядок проведения экспертизы» содержит особые указания : п. 2. «Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований …». То есть психолог-эксперт при необходимости должен пояснить, почему экспертиза проводится не в здании суда, а предполагает целый ряд процедур в специальном учреждении. Далее, п. 3. « Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию». Обследование ребенка происходит без присутствия родителей, и это может вызвать сопротивление у законного представителя ребенка. Так же как и в предыдущем случае, необходимо тактично, но веско объяснить механизм влияния на ребенка присутствия третьих лиц, и следовательно, возможного искажения результатов обследования.

Для обследования ребенка следует подбирать психодиагностические методики, позволяющие оценить:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка,
  • индивидуальные потребности и ценности,
  • психоэмоциональное состояние,
  • особенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений, межличностных отношений,
  • особенности отношений к конкретным людям и самому себе,
  • изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций.

Работа с ребенком

  • Проективная методика «Свободный рисунок» (диагностика актуальных потребностей и ценностей).
  • Проективная методика «Несуществующее животное» (изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка, автор М.З. Дукаревич).
  • Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).
  • Проективная методика «Человек под дождем» (изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций, авторы Е. Романова и Т. Сытько).
  • Проективная методика «Незаконченные предложения» (модификация теста Сакса-Леви).
  • Тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов).
  • Цветовой тест отношений (автор Эткинд).
  • Методика «Метаморфозы» (изучение «образа Я» ребенка, отношения к значимым взрослым, автор Ж. Руайер).
  • Методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи. Модификация А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).
  • Методика Кооса, Методика «Рисунок человека» (изучение общего интеллектуального статуса).

Дополнительно для детей младшего дошкольного возраста

  • Проективные задания в песочнице.

На первый взгляд можно предположить, что более уместны структурированные методики, которые дают однозначный результат. Однако большой процент составляют проективные методики, так как именно они позволяют исследовать эмоционально-личностную сферу детей до 10 лет. Рекомендуется использовать сочетание разных видов методик.

Кроме того, необходимо изучение интеллекта ребенка.

Особую проблемы составляет исследование детей младшего дошкольного возраста. Необходимо использовать разработанные в детской психологии методы оценки психического развития.

Работа с родителями

  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская)

Кроме письменных и печатных вариантов уместно использовать автоматизированные компьютерные системы.

При производстве СПЭ обязательным является и применение метода психологического анализа материалов гражданского дела.

Структура и содержание заключения должны соответствовать запросу. Информацию в отдел опеки не всегда необходимо представлять в письменном виде. Неоднократны случаи, когда сам процесс взаимодействия с психологом в ходе исследования по запросу отдела опеки помогал родителям осознать причины конфликтов, сделать необходимые изменения в своих родительских установках и поведении, нормализовать ситуацию. В этих случаях заключение как письменный документ, с которым бы специалисты ООП проделывали дальнейшую работу, теряет свою актуальность. Если же психолог дает заключение в письменной форме, оно должно соответствовать запросу, то есть содержать ответы на поставленные вопросы.

В случае подготовки заключения по результатам судебной психологической экспертизы надо помнить о строгой регламентации письменной формы и структуры этого документа. Структура заключения регламентирована ст. 86 ГПК «Заключение эксперта» и ст. 25 ФЗ № 73 «Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание».

Деятельность, выходящая за рамки обследования

После направления заключения в соответствующий орган работа психолога может быть окончена.

При взаимодействии с ООП психолог может быть приглашен на попечительский совет по разбору конфликтной ситуации, связанной с соблюдением прав ребенка, а также привлечен к дальнейшему психологическому сопровождению ребенка и его законных представителей: разработке рекомендаций по оптимизации отношений «ребенок-взрослый», организации коррекционно-развивающей работы. Участники исследования от ООП могут самостоятельно обращаться к психологу уже после окончания отношений с ООП, а могут получить это в качестве рекомендаций.

Эксперт может быть вызван в суд для личного участия в судебном заседании на допрос, в ходе которого он должен ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. Эта обязанность эксперта может быть не реализована, если содержания заключения достаточно для дальнейшего решения спорного вопроса по существу. Согласно ст. 17 ФЗ № 73, эксперт может «делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний».

Экспертная психологическая деятельность предполагает наличие у специалиста соответствующей квалификации, опыта, знания этических принципов и границ компетенции. Прогностическая оценка возможных рисков развития ситуации делают экспертное исследование зоной особой профессиональной ответственности.

Смотрите еще:

  • Входной ндс при переходе на усн Учет выходного и входного НДС при УСН Цитата (По материалам БСС "Система Главбух", 2016): Восстановление НДС При переходе на упрощенку с общей системы налогообложения организация обязана восстанавливать суммы входного НДС, принятого к вычету (п. 3 ст. 170 НК РФ). […]
  • Юрист куликов Куликов Алексей Александрович Закажите у юриста консультацию, документ или напишите сообщение Обратиться к юристу Вопросы по земельным отношениям любой сложности. Составление договоров купли-продажи, дарения, мены. Опыт работы в Росреестре и Кадастровой Палате свыше […]
  • Анкету на вид на жительство Заявление Вид на жительство (ВНЖ) Можно заполнять вручную, писать разборчиво и понятно (не обязательно печатными буквами), можно выполнить на компьютере и распечатать на принтере. Печатать можно на А3, А4 формате, обязательно с двух сторон. Размер шрифта, которым […]
  • Если ты не вписан в страховку 2014 Управление автомобилем лицом, не вписанным в страховку. Нужна ли доверенность? Управление автомобилем лицом, не вписанным в страховку Здравствуйте! Возникла ситуация, когда необходимо перегнать автомобиль. Страховка ограниченная, водитель в больнице. Нужна ли […]
  • Личный досмотр 2004 Личный досмотр Strip Search Личный досмотр Strip Search Личный досмотр Strip Search Страна: США Год: 2004 Жанр: драма Продолжительность: 120 минут (2:00) Режиссер: Сидни Люмет Сценарист: Том Фонтана […]
  • Списание долгов инвалидам В России началось массовое списание кредитных долгов на законных основаниях. Жители России имеющие на сегодняшний день задолженность свыше 300 тысяч рублей смогут избавиться от долга вполне на законных основаниях. Жителями Москвы и Московской области, […]
  • Ст1225 коап Статья 12.25 КоАП РФ - Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства 1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных […]
  • Усн является налоговым агентом по ндс Является ли организация (на УСН) налоговым агентом по НДС в случае аренды муниципального имущества (помещения)? В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ арендатор является налоговым агентом по НДС в случае аренды муниципального имущества у органа местного […]