Казначейское исполнение местного бюджета это

Казначейское исполнение местных бюджетов

♦ отсутствие прозрачности в исполнении местного бюджета;

♦ неэффективный контроль за целевым использованием бюджетных средств;

♦ отсутствие оперативной информации о произведенных расходах, что затруд­няет расчет необходимых заемных средств;

♦ нерационально большой уровень средних остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков и т. п.

Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что все расчеты с по­ставщиками продукции и исполнителями услуг производятся на основе принци­па единства кассы с единого счета, на который поступают все доходы бюджета. Главные цели перехода на казначейское исполнение бюджета — установление опе­ративного контроля над целевым использованием бюджетных средств и ходом исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей, повышение точ­ности планирования и обоснованности использования средств за счет централи­зованного управления финансовыми потоками.

Основными результатами казначейского исполнения бюджета должны стать:

♦ обеспечение контроля целевого использования бюджетных средств;

♦ обоснованное планирование смет расходов;

♦ получение оперативной информации о состоянии бюджетных счетов в раз­резе учреждений, отраслей, статей расходов;

♦ оптимизация бюджетных потоков.

В результате введения казначейского исполнения бюджета распорядители рас­ходов отделены от получателей; потоки доходов и расходов централизованы и оптимизированы, обеспечивается гибкое маневрирование ресурсами. Практи­ческий опыт показал, что с введением казначейского исполнения бюджета исклю­чается возможность нецелевого использования бюджетных средств, а их эконо­мия за счет ускорения оборота составляет до 10-15 %.

Казначейское исполнение местного бюджета в настоящее время осуществля­ется в разных муниципальных образованиях по одной из двух схем.

Первая схема предусматривает создание в муниципальном образовании своего муниципального казначейства, как правило, в составе финансового органа адми­нистрации. Распорядители бюджетных средств открывают в муниципальном каз­начействе лицевые счета. Казначейство играет роль кассира всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Оно проверяет правильность заявок распоря­дителей бюджетных средств на финансирование расходов, их соответствие бюд­

Вторая схема предусматривает заключение соглашения о кассовом обслужи­вании исполнения местного бюджета с территориальным органом Федерального казначейства или казначейства субъекта РФ. Данные органы не вправе отказать муниципальному образованию в заключении такого соглашения.

Переход на казначейское исполнение бюджета — сложная процедура, требу­ющая создания соответствующих компьютерных программ и баз данных о распо­рядителях и получателях бюджетных средств, обучения персонала. В настоящее время на рынке программных продуктов присутствует несколько программ каз­начейского исполнения местных бюджетов, разработанных разными внедренче­скими организациями. Каждый из продуктов имеет достоинства и недостатки; при этом муниципальные образования внедряют у себя разные модели. Отсут­ствие унифицированного программного обеспечения приведет к негативным по­следствиям, осложняя обмен информацией.

Казначейское исполнение бюджета муниципального образования Синельникова Ольга Петровна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Синельникова Ольга Петровна. Казначейское исполнение бюджета муниципального образования : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.10 : Москва, 2004 181 c. РГБ ОД, 61:04-8/2635

Содержание к диссертации

Глава 1. Особенности финансового обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации 9

1.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации 9

1.2. Финансовое обеспечение расходных полномочий различных уровней бюджетной системы 20

1.3. Формирование института контроля за движением централизованных бюджетных средств 39

Глава 2. Сравнительный анализ казначейских систем исполнения бюджетов 53

2.1. Механизм исполнения муниципальных бюджетов органами федерального казначейства в Российской Федерации 53

2.2. Зарубежный опыт казначейского исполнения местных бюджетов 69

2.3. Принципы организации казначейского исполнения

муниципальных бюджетов 87

Глава 3. Казначейство — эффективный инструмент исполнения муниципального бюджета 99

3.1. Организационно-функциональная модель казначейского исполнения муниципального бюджета 99

3.2. Методические основы повышения эффективности исполнения местного бюджета 116

3.3. Организационно-правовые и финансовые условия применения информационных технологий при казначейском исполнении бюджета муниципального образования 135

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы развитие России характеризуется процессом постоянного реформирования бюджетной системы на всех уровнях. При этом актуальной задачей государства остается проведение единой финансовой политики, призванной обеспечить подконтрольность всех централизованных финансовых ресурсов для использования их в качестве важнейшего управляющего фактора развития страны. Экономическое развитие страны невозможно без проведения бюджетной политики, способствующей достижению высокой эффективности государственных расходов, а также без использования элементов современного механизма управления бюджетными ресурсами на базе информационно-технических систем.

Поскольку наиболее точно состояние дел в управлении экономическими и социальными процессами в России отражается в отношениях между центром, регионами и муниципальными образованиями при реализации возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления функций, то эти отношения рассматриваются как основа бюджетного процесса в Российской Федерации.

Перед экономической наукой стоит проблема поиска баланса принципов централизации и децентрализации в организации междбюджетных отношений. Эволюция государственного регулирования и усложнение межбюджетных связей обусловили развитие и постоянное совершенствование механизма бюджетной сбалансированности. Совершенствование финансовых взаимоотношений на федеральном, региональном и местном уровнях по-прежнему остается крайне актуальным.

Современная реформа федеративных отношений направлена на дальнейшую децентрализацию управления внутри субъектов Российской Федерации, поскольку решение сложных социальных вопросов требует долгосрочных усилий целого ряда ведомств по определению национальных приоритетов и удовлетворению местных потребностей по реализации поставленных целей. Первоочередной задачей становится эффективность

использования ограниченных бюджетных ресурсов, особенно на муниципальном уровне. Одним из инструментов является казначейское исполнение бюджета на муниципальном уровне, направленное на совершенствование механизмов распределения и контроля за расходованием бюджетных средств, а также на обеспечение органов исполнительной власти местного самоуправления оперативной и достоверной информацией для принятия ими управленческих решений.

Все вышеизложенное определяет актуальность, цель и задачи данного исследования.

Целью диссертации является исследование особенностей казначейской системы исполнения муниципальных бюджетов и разработка методики повышения эффективности использования бюджетных средств на муниципальном уровне.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать развитие межбюджетных отношений в России,
направленное на формирование финансовых основ федеративных отношений на
принципах разграничения налогово-бюджетных обязательств, закрепления
доходных источников за муниципальными образованиями, решение проблем
сбалансированности их бюджетов и снижение числа дотационных территорий
местного самоуправления;

— обосновать подходы к разработке форм и организационных процедур
исполнения местных бюджетов, позволяющих обеспечить финансовую
самостоятельность и ответственность органов власти местного самоуправления;

осуществить анализ становления системы казначейского исполнения бюджетов, определить тенденции ее развития, место и роль в системе управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами и на этой основе обосновать необходимость формирования муниципального казначейства;

определить концептуальные подходы к формированию организационно-функциональной модели казначейского исполнения муниципального бюджета для повышения эффективности использования финансовых ресурсов;

— разработать методику перехода на казначейское исполнение местного бюджета муниципальным казначейством в составе финансового органа муниципального образования.

Предметом исследования являются отношения между звеньями бюджетной системы по поводу казначейского исполнения муниципальных бюджетов.

Объектом исследования выбрана деятельность органов исполнительной власти всех уровней, осуществляющих исполнение бюджетов по казначейской системе.

Теоретическая основа и методы исследования. В основу диссертационного исследования положены теоретические работы отечественных и зарубежных авторов в области исполнения бюджетов. Определенный вклад в изучение проблем исполнения бюджетов всех уровней и концептуальных подходов к формированию и развитию казначейской системы внесли Акперов И.Г., Бабич A.M., Бетин О.И., Бриль Д.В., Врублевская О.В, Головач СП., Любимцев Ю.И, Нестеренко Т.Г., Павлов Н.П., Павлова Л.Н., Поляк Г.Б., Прокофьев С.Е., Романовский М.В., Серков Б.Н., Премчанд А., Тер-Минасян Т., Десай П., Гарамфалви Л. и другие.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные документы, аналитические материалы Счетной палаты Российской Федерации и методические разработки автора данного исследования. В работе анализируются отчетные данные об исполнении бюджетов всех уровней за ряд лет, представленные Правительством Российской Федерации, Минфином Московской области и финансовым органом г. Иркутска.

Научная новизна работы. Сформулированы концептуальные подходы к организации казначейской системы исполнения муниципального бюджета, дающие максимальный эффект при ориентации на принципы формирования муниципального казначейства.

На защиту выносятся следующие наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной:

— выявлены причины неэффективности межбюджетных отношений между федеральным, региональными и местными бюджетами, вытекающие из

противоречий, заложенных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в законодательно установленных нормах и фактическим финансовым обеспечением территориальных бюджетов;

сформулированы принципы функционирования муниципального казначейства, являющиеся основой казначейского исполнения местного бюджета: единства казначейства (единство кассы), единства исполнения бюджета, разделения (адресности и целевого характера бюджетных средств), прозрачности исполнения местного бюджета, эффективного использования финансовых ресурсов, финансирования расходов бюджета и осуществления платежей в пределах средств, находящихся на едином счете казначейства ;

определена организационно-функциональная модель казначейского исполнения муниципального бюджета, включающая мобилизацию финансовых ресурсов, кассовое исполнение местного бюджета, контроль за эффективностью использования бюджетных средств;

проведен анализ системы казначейского исполнения муниципальных бюджетов и на его основе разработаны: методические рекомендации по созданию казначейской системы исполнения муниципального бюджета, позволяющие путем совершенствования работы финансовых органов муниципальных образований добиться нового качественного уровня исполнения местных бюджетов, и методика осуществления контроля за исполнением муниципального бюджета с использованием информационных технологий;

разработаны основные организационно-правовые и финансовые условия, ориентированные на применение информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающие деятельность муниципального финансового органа и других органов исполнительной власти муниципального образования, участвующих в процессе исполнения муниципального бюджета, позволяющие реализовать основные принципы казначейского исполнения местных бюджетов.

Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения, выводы и рекомендации диссертации явились основой при разработке автором методических рекомендаций по переходу на казначейское исполнение бюджета муниципального образования и контролю за исполнением муниципальных финансовых ресурсов. Автором диссертационного исследования

осуществлялась постановка технических заданий для совершенствования комплекса информационной системы управления финансами на этапе его внедрения и эксплуатации в Московской области, который использовался при переводе муниципальных образований на функционирование по казначейской системе в городах и районах Московской и Псковской областей, в г. Иркутске.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение на «Научно-практической конференции по проблемам казначейского исполнения бюджетов всех уровней» в 2001 году (г. Москва), на региональных семинарах по проблемам исполнения местного бюджета казначейским способом в Московской области в 2000 и 2001 годах.

Результаты исследования реализованы в 2001 — 2002 годах при организации исполнения местных бюджетов казначейским способом в муниципальных образованиях Московской и Псковской областей, в г. Иркутске.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 4 работы общим объемом 2,8 п.л., в т.ч. авторские -2,7 п.л.

Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации

Основной задачей государства является стабилизация экономики, которая направлена на обеспечение роста объемов производства, занятости населения, снижения уровня цен, повышение доходов населения, поддержание внутреннего спроса, создание условий для воспроизводства рабочей силы.

Достижение этих задач осуществляется через мобилизацию финансовых средств, их распределение и использование на основе законодательства.

Государство, вмешиваясь в экономику, с целью перераспределения доходов, оказывает влияние на степень различий в уровне потребления и обеспечения благоприятных условий материальной жизни для всех людей общества.

В Российской Федерации государство на протяжении всего переходного периода к рыночной экономике регулирует налогообложение и государственные расходы с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Варьируя объемом государственных расходов, достигается сбалансированность спроса и предложения. Кроме того, за весь этот период периодически корректировался уровень ставок налогов и величина государственных расходов. Так увеличение налоговых поступлений влияет на увеличение объема продаж и доходы населения. При создании условий, когда налоговые поступления превышают государственные расходы, возникает их излишек — профицит госбюджета, который позволяет расплатиться по государственным долговым обязательствам.

Проводя финансовую политику, направленную на сдерживание государственных расходов и увеличение налогов и их сочетание, государство тем самым сдерживает падение экономики страны. В тоже время на уровне бюджетной политики государством принимаются все усилия для сбалансированности бюджета по доходам и расходам. В большей степени усилия государства направлены на ежегодно сбалансированный бюджет.

При планомерном проведении бюджетной политики, направленной на достижение эффективности государственных расходов всех уровней бюджетной системы, возможно экономическое развитие страны.

Между тем, анализ соотношения утвержденных федеральными законами о федеральном бюджете и фактически исполненными основными характеристиками федерального бюджета за ряд лет, показывает, что складывающихся профицит федерального бюджета обусловлен, прежде всего, недостаточно четким планированием и искусственно создаваемым показателем профицита.

Механизм исполнения муниципальных бюджетов органами федерального казначейства в Российской Федерации

При исполнении бюджета по доходам органы федерального казначейства осуществляют распределение поступивших доходов по их видам в соответствии с кодами бюджетной классификации, отдельно определяют суммы, подлежащие зачислению в бюджеты различных уровней по их видам, и осуществляют операции по возврату плательщикам излишне уплаченных или взысканных сумм доходов по заключениям налоговых органов.

Однако, в 2002 году, по сравнению с 2001 годом, налоговые доходы территориальных бюджетов увеличились на 1,7 процентных пункта и составили 39,4 % (без учета межбюджетных перераспределений) [32], как видно из данных, представленных в таблице 4 (для сопоставимости в 2002 году данные указаны без учета средств от единого социального налога):

Следует отметить, что увеличение территориальных бюджетов по налогу на прибыль организаций произошло на 4,4 процентных пункта, по акцизам доля территориальных бюджетов увеличилась на 2,1 процентных пункта, по налогам на имущество — на 0,5 процентных пункта, а на совокупный доход — на 0,7 процентных пункта.

Увеличению доли территориальных бюджетов способствовала внедренная система распределения регулирующих доходов между бюджетами всех уровней через органы федерального казначейства.

А вот на резкое сокращение удельного веса платежей за пользование природными ресурсами, по сравнению с 2001 годом, по территориальным бюджетам (в 1,8 раза) повлияло изменение налогового законодательства.

На полноту поступления доходов в бюджеты всех уровней оказывают влияние принимаемые в субъектах Российской Федерации законодательные акты, устанавливающие на территориях субъектов Российской Федерации различные налоговые льготы, что приводит к фактическому занижению нормативов отчислений доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, устанавливаемых Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной год. Так по данным отчета Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2002 год, нарушения пропорций распределения доходов от уплаты конкретных налогов и сборов между бюджетами разных уровней в целом по Российской Федерации в 2002 году привели к невыполнению нормативов отчислений в федеральный бюджет по акцизам на этиловый спирт-сырец из пищевого сырья (49,89 % при нормативе 50 %) и из всех видов сырья (99,99 % при нормативе 100 %), спиртосодержащие растворы (49,75 % при нормативе 50 %), водку и ликероводочные изделия (49,94 % при нормативе 50 %), по платежам за добычу углеводородного сырья (39,87 % при нормативе 40 %).

Не смотря на то, что зачастую предоставление налоговых льгот (преференций), налоговых кредитов и отсрочек осуществляется в целях развития регионов и отраслей экономики, — это приводят к недопоступлению налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Примером таких потерь от предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет явились потери федерального бюджета в 2001 году в размере 21,3 млрд. рублей. Из них, только по состоянию на 1 октября 2001 года в 10 субъектах Российской Федерации и 9 муниципальных образованиях Российской Федерации действовали отсрочки по налогу на добавленную стоимость на общую сумму 603,6 млн. рублей, предоставленные органами исполнительной власти, в том числе: в Республике Татарстан — на сумму 276,2 млн. рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе — на сумму 257,3 млн. рублей.

В целом объем льгот по федеральным налогам, предоставленным в 2001 году законодательством Российской Федерации и межправительственными соглашениями, составил 686,9 млрд. рублей [33].

Организационно-функциональная модель казначейского исполнения муниципального бюджета

Основной целью диссертационного исследования является разработка организационно-функциональной модели казначейского исполнения муниципального бюджета, позволяющей мобилизовать финансовые ресурсы, осуществлять кассовое исполнение местных бюджетов, а также действенный предварительный и текущий контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

Для ее достижения рассмотрим три варианта казначейского исполнения местного бюджета:

— отделением федерального казначейства на территории муниципального образования;

— вновь созданным управлением или отделом вне организационной структуры существующего муниципального финансового органа;

— отделом или управлением, созданным в рамках существующего муниципального финансового органа, и подробно обоснуем все преимущества и недостатки каждого из вариантов.

Рассмотрим первый вариант, когда казначейское исполнение местного бюджета осуществляет действующих орган федерального казначейства.

Многие регионы, а в их составе муниципальные образования, перешедшие на кассовое обслуживание исполнения их бюджетов органами федерального казначейства, лишились возможности своевременного получения информации о зачислении, возвратах и регулировании доходов, поступающих в региональные и местные бюджеты, в разрезе сведений о плательщиках, перечисленных ими суммах, назначениях платежей. Что в конечном результате затрудняет процесс планирования и краткосрочного прогнозирования доходной базы и выполнение контрольных функций финансовым органом. Утрата контроля своевременного поступления средств в местный бюджет ведет к ослаблению бюджетной дисциплины. В то же время прохождение платежных документов увеличивается на 3-5 дней, а задержка прохождения банковских документов приводит к задержке платежей и невыполнению обязательств по договорам. Отсутствие объективной информации о наличии финансовых средств и их острая недостаточность не позволяют перегруппировать финансовые ресурсы для рационального их использования, что влияет на процесс определения потребности в заемных средствах, в том числе краткосрочных банковских кредитах.

В силу того, что основной функцией казначейства является предварительный контроль, то он должен осуществляться и на уровне исполнения местного бюджета при его казначейском исполнении органами федерального казначейства. На практике же данная функция органами федерального казначейства (при открытии лицевого счета финансовому управлению муниципального образования и при открытии лицевых счетов ведомствам, в составе которых централизованные бухгалтерии, ведут бухгалтерский учет учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и других) не осуществляется.

Органы федерального казначейства, при исполнении бюджетов ведомств, находящихся в муниципальных образованиях, осуществляющих бухгалтерский учет в централизованных бухгалтериях, проводят кассовые операции только в рамках распорядителей средств бюджета (централизованных расходов по ведомству). При таком учете не возможно осуществить предварительный контроль расходов бюджета (то есть целевой характер расходов и законность платежей) силами органа федерального казначейства на уровне каждого учреждения, находящего в ведении ведомства. То есть в полном объеме не реализуется принцип прозрачности казначейского исполнения местного бюджета. Финансовые управления вынуждены в своем составе создавать отдел, способный применяя программное обеспечение, решать эту задачу, что явно требует финансовых затрат и решения кадровых вопросов.

Рассмотрим второй вариант, при котором орган представительной власти принимает решение о создании муниципального казначейства, вне существующей структуры органов исполнительной власти муниципального образования.

Преимуществами сосредоточения всех функций исполнения местного бюджета в руках исполнительной власти являются:полная ответственность за конечный результат, возможность оперативно реагировать в кризисных ситуациях (стихийное бедствие, неурожай и т. д.), жесткий контроль всех стадий бюджетного процесса.

При этом, казначейская система исполнения местного бюджета муниципальным казначейством позволяет вести прозрачное для финансового органа и очень точное планирование ежедневных расходов, создает условия полной и постоянной доступности всех активов для управления (отпадает потребность в заемных средствах на покрытие кассовых разрывов, оперативно используются свободные остатки средств на лицевых счетах и средства ежедневных переходящих остатков, размер последних увеличивается как минимум в три раза).

Создание принципиально новой организационной структуры потребует следующих дополнительных действий: решения законодательной власти о создании новой структуры; регистрации в управлении юстиции; утверждения устава организации (с филиалами или отделениями), положения и штатного расписания; регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц; открытия расчетного счета в кредитном учреждении и лицевого счета в отделении федерального казначейства (и лицевого счета в органе, осуществляющем казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации).

Казначейское исполнение местного бюджета

Главная > Реферат >Финансы

Глава 1. Теоретические основы казначейской системы исполнения бюджета

Сущность казначейского исполнения бюджета

Структура Федерального казначейства

Функции Федерального казначейства

Принципы казначейского исполнения бюджета

Процесс казначейского исполнения муниципального бюджета

Глава 2. Анализ казначейского исполнения города Дзержинска

2.1. Исполнение расходов городского бюджета города Дзержинска

2.2. Исполнение бюджета города Дзержинска по доходам

Глава 3. Направления совершенствования системы казначейского исполнения бюджета муниципального образования

3.1. Проблемы совершенствования казначейской системы России

3.2. Применение опыта зарубежных стран в работе казначейства России

Список используемой литературы

В результате кардинальных изменений, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние год, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из всех видов бюджетов и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.

В связи с этим в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов всех уровней Российской Федерации в 1992 г. было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Федеральное Казначейство.

В настоящее время наблюдается серьёзное отставание теоретических разработок по данной теме, тем не менее ей усиленно занимались И.Г. Акпёров, И.А.Коноплева, С.П.Головач, В.М.Тиницкий.

Целью моей работы выступило изучение системы органов казначейской системы Российской Федерации, а также непосредственно казначейское исполнение бюджета местного уровня.

Предметом моей работы стало казначейское исполнение муниципального бюджета, а объектом, в свою очередь, выступило муниципальное образование.

В первую главу своей работы «Теоретические основы казначейской системы исполнения муниципального бюджета» я включила 5 пунктов, и я постаралась рассмотреть следующие аспекты: понятие, сущность, структуру, функции, основные принципы функционирования и процесс казначейского исполнения муниципального бюджета.

Во второй главе «Анализ казначейского исполнения города Дзержинска» нашли своё отражение следующие аспекты: порядок и особенности исполнения доходов и расходов городского бюджета города Дзержинска.

И третья глава «Направления совершенствования системы казначейского исполнения бюджета муниципального образования» посвящена проблемам совершенствования казначейской системы России на местном уровне и применению опыта зарубежных стран в работе органов Федерального казначейства России.

Глава 1. Теоретические основы казначейской системы исполнения муниципального бюджета

Сущность казначейского исполнения бюджетов

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

Вышеуказанный Указ Президента Российской Федерации определил основную задачу для Федерального казначейства — это создание условий для проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета, повышения оперативности в осуществлении платежей государства, усилении контроля за поступлением и целевым использованием бюджетных средств.

Казначейство было учреждено как федеральное, но предусматривалось создание его отделений во всех субъектах Российской Федерации. Смысл создания казначейства в том, что все бюджетные деньги по доходам и расходам находятся только на счетах бюджета, которыми распоряжается казначейство в соответствии с учреждёнными правилами и показателями. Тем самым, обеспечивается принцип единого фонда и единства кассы для бюджетных денег.

Воссоздание казначейской системы исполнения бюджета в условиях России означает, что средства бюджета будут поступать непосредственным получателям этих денег от подразделений казначейства минуя посредников. Казначейская система означает, что «живые» государственные деньги двигаются только по счетам бюджета, которыми распоряжается казначейство, и поступают для окончательного расходования только в те организации, которые относятся к бюджетополучателям. Все посредники, пусть и находящиеся на высоких уровнях управления, остаются в стороне от реального использования денег. Хотя, конечно, они сохраняют свои полномочия по распределению полученных лимитов бюджетных средств между подведомственными организациями. В качестве таких посредников выступают чаще всего федеральные ведомства и управляющие структуры субъектов Федерации. Поэтому казначейская система исполнения бюджета нравится далеко не всем. А её внедрение может и тормозиться. Но к середине 2001 года основные трудности были преодолены, и отделения Федерального казначейства действуют во всех субъектах Российской Федерации. Важно отметить, что то что касается исполнения муниципального бюджета отделениями Федерального казначейства на муниципальном уровне, то оно осуществляется на основании «Регламента о порядке и условиях обмена информацией между Управления Федерального казначейства муниципалитета и Департаментом финансов Администрации данного муниципалитета. Завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета и отладка её работы дают значительную экономию бюджетных ресурсов.

Органы Федерального казначейства, представляя интересы государства, берут под контроль действия участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевыми использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность предназначаемых объемов финансирования. Как правило, получатели бюджетных денег в России должны представлять в казначейство особый документ – смету, в которой указывается, сколько и на какие цели и в какие сроки желательно получить израсходованные бюджетные деньги. Единство кассы касается не только расхода бюджетных денег, но и их сбора, т.е. предназначенные для бюджета деньги должны поступать только в казначейство. Здесь, правда, возможны исключения. В некоторых условиях ускорения сбора денег создаются специальные сборные (приёмные) кассы, например для таможенных доходов. Но такие кассы не могут никому ничего платить, они могут только перечислять собранные деньги в казначейство.

В связи с этим, я хотела бы дать определение казначейского исполнения бюджета. Казначейское исполнение бюджета — это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими.

По моему мнению, сущность казначейского исполнения бюджетов раскрывается в основном через следующие присущие такому их исполнению особенности:

— функционирование единого счета соответствующего бюджета;

— осуществление операций по распределению поступлений в бюджетную систему РФ по ее уровням через органы Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов;

— применение системы лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных организаций, открытых в кредитных учреждениях;

— доведение финансирования непосредственно (без посредников) до конечных бюджетополучателей;

— повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств;

— широкое внедрение автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных потоков;

— обязательность осуществления и учета кассовых операций органами Федерального казначейства.

1.2. Структура Федерального казначейства

Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трёхуровневая.

Первый уровень – служба Федерального казначейства, которая осуществляет сводный учёт доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейств. Кроме того, она руководит работой нижестоящих органов казначейства.

Второй уровень – управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной и расходной частей федерального бюджета. Третий уровень – отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения). Они формируют доходную часть федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.

Органы Федерального казначейства – это юридические лица ,которые относятся к органам исполнительной власти.

Казначейское исполнение местных бюджетов

Бюджетный кодекс РФ установил обязательность казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные.

Существовавшая (а во многих регионах до сих пор существующая) система исполнения местных бюджетов предусматривает последовательное перечисление бюджетных средств на оплату закупаемой продукции и бюджетных услуг со счета финансового органа муниципального образования на расчетные счета заказчиков продукции и услуг — распорядителей бюджетных средств, а затем с их счетов на расчетные счета поставщиков и исполнителей. Перечисление осуществляется через соответствующие банки. Поскольку участники бюджетного процесса могут хранить свои расчетные счета в разных банках, этот процесс занимает много времени, в течение которого финансовые средства замораживаются. Следствием такой схемы являются:

отсутствие «прозрачности» в исполнении местного бюджета;

неэффективный контроль целевого использования бюджетных средств (факт нецелевого использования может быть обнаружен лишь при рассмотрении итогового отчета распорядителя бюджетных средств);

отсутствие оперативной информации о произведенных расходах, что затрудняет расчет необходимых заемных средств;

нерационально большой уровень средних остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков и т.п.

Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что все расчеты с поставщиками продукции и исполнителями услуг производятся на основе принципа единства кассы с единого счета, на который поступают все доходы бюджета. Главная цель перехода на казначейское исполнение бюджета — установление оперативного контроля над целевым использованием средств и ходом исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей, повышение точности планирования и обоснованности использования средств за счет централизованного управления финансовыми потоками. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти муниципальных образований являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Основными результатами казначейского исполнения бюджета должны стать:

обеспечение контроля целевого использования бюджетных средств;

обоснованное планирование расходов;

получение оперативной информации о состоянии бюджетных счетов по учреждениям, отраслям, статьям расходов;

оптимизация бюджетных потоков.

В результате введения казначейского исполнения бюджета распорядители расходов отделены от получателей, потоки доходов и расходов централизованы и оптимизированы, обеспечивается гибкое маневрирование ресурсами. Практический опыт показал, что с введением казначейского исполнения бюджета исключается возможность нецелевого использования средств, а их экономия за счет ускорения оборота составляет до 10-15%.

Казначейское исполнение местного бюджета может осуществляться в разных муниципальных образованиях по одной из двух схем.

Первая предусматривает создание в муниципальном образовании своего муниципального казначейства, как правило в составе финансового органа администрации. Распорядители бюджетных средств открывают в муниципальном казначействе лицевые счета. Оно выполняет функции кассира всех распорядителей и получателей бюджетных средств и проверяет правильность заявок распорядителей бюджетных средств на финансирование расходов, их соответствие бюджетной росписи и оплачивает счета поставщиков. На расчетные счета бюджетных организаций перечисляются только расходы на заработную плату работников.

Вторая предусматривает заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения местного бюджета с территориальным органом Федерального казначейства или казначейства субъекта РФ. Данные органы не вправе отказать муниципальному образованию в заключении такого соглашения.

В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней осуществляется территориальными органами Федерального казначейства, т.е. ими производятся сами кассовые операции по перечислению бюджетных средств в соответствии с поручениями финансового органа муниципального образования либо муниципального казначейства.

Переход на казначейское исполнение бюджета — сложная процедура, требующая создания соответствующих компьютерных программ и баз данных о распорядителях и получателях бюджетных средств, обучения персонала. В настоящее время на рынке программных продуктов присутствует несколько программ казначейского исполнения местных бюджетов, разработанных разными внедренческими организациями. Каждый из продуктов имеет достоинства и недостатки; при этом муниципальные образования внедряют у себя разные модели. Отсутствие унифицированного программного обеспечения приведет к негативным последствиям, осложнив обмен информацией.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Смотрите еще:

  • Консультация юристов ростов Бесплатная консультация юриста по телефону в Ростове на Дону Все сферы общественной жизни человека регулируются множеством законов. Каждый день люди совершают юридические действия, приобретая какой-либо товар, посещая парикмахера или врача, вступая в брак, заключая […]
  • Ст 98 гпк Статья 98 ГПК РФ. Распределение судебных расходов между сторонами Новая редакция Ст. 98 ГПК РФ 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, […]
  • Купить недорогой земельный участок у моря Участки недорого Срочно куплю участок от хозяина в Овидиопольском районе. Земельные участки, Одесская область, Овидиопольский, Большая Долина , Возле воды , Дома, дачи, недорого , Инвестиционные проекты , Недвижимость для бизнеса , Участки недорого Совершенно […]
  • Как восстановится после развода Как восстановиться после развода Сразу после развала семьи наступает психологически сложный период. К разводу нужно быть готовым психологически В это время важно понять, как восстановиться после развода, чтобы адекватно пережить потерю и с исцеленной душой наладить […]
  • Закон о пенсии военнослужащих с 1 января 2014 года Первые выплаты повышенных пенсий военным: Гройсман назвал даты и суммы В апреле военные пенсионеры получат перерасчет за четыре месяца Первые выплаты повышенных пенсий военнослужащим начнутся уже в конце марта, а перечисленную пенсию за январь-апрель военные […]
  • Гражданский кодекс 671 Статья 671 ГК РФ. Договор найма жилого помещения 1. По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и […]
  • Нотариус разрешение на вывоз ребенка за границу цена Нотариус разрешение на вывоз ребенка за границу цена Отправляете бабушку, тетю, учителя с ребенком за границу? Планируете выезд с ребенком за границу без одного из родителей - тогда не забудьте, что на границе потребуется нотариальное разрешение на выезд детей за […]
  • Типовой трудовой договор образец 2018 для ип Трудовой договор ИП с работником в 2018 году: образец и бланк Если вы решили принять в свою бизнес-команду сотрудников, вам понадобится трудовой договор. Он, как подушка безопасности, защитит вас от многих спорных ситуаций и позволит избежать проблем с […]