Коллективный субъект административного правонарушения

Субъекты административного права

Понятие субъекта административного права

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, строительстве, сфере общественного порядка и т. д.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно- правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

  • в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
  • управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
  • административном процессе, т. с. в системе отношений по поводу обеспечения судебной зашиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
  • административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государствен- но-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

К числу коллективных субъектов административного права относятся создаваемые в течение нескольких последних лет государственные корпорации. Правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций определяются федеральными законами. Например, Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» устанавливает, что данная организация по организационно-правовой форме является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Целью корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организации эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие ааминистративно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-право- вых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой отрасли права накладывает отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

С одной стороны, все субъекты административного права имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет активное и творческое начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т. е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

  • возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
  • должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
  • правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
  • результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Лекция 4. Субъекты административного права

4.3. Коллективные субъекты административного права

В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. При этом в административном праве коллективный субъект совсем не обязательно должен обладать статусом юридического лица. Так в качестве коллективного субъекта в административном праве признаются участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.

Рассмотрим некоторые виды коллективных субъектов административного права.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г, отказавшись от термина «государственное управление», ввела в оборот новое понятие — «исполнительная власть». Исполнительная власть функционирует не сама по себе, реализуется в деятельности специальных органов, формируемых на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации

Длительный опыт функционирования органов исполнительной власти и научные разработки позволяют выделить следующие их основные черты

— орган исполнительной власти — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного механизма и реализующий задачи и функции исполнительной власти,

— орган исполнительной власти представляет собой часть единой системы органов исполнительной власти Российской Федерации или субъекта РФ;

— орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями, действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ,

— орган исполнительной власти обладает правовым статусом, который формируется нормами конституций (уставов), законодательных и подзаконных актов РФ и ее субъектов,

— орган исполнительной власти имеет собственные функции и компетенцию,

— орган исполнительной власти подзаконен, осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона,

— орган исполнительной власти имеет территориальный масштаб деятельности,

— персонал органа исполнительной власти составляют государственные служащие,

— орган исполнительной власти структурно организован, обеспечен необходимыми материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами,

— образование, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном нормативными актами РФ и ее субъектов.

Названные признаки приложимы к различным видам органов исполнительной власти Их реальное многообразие требует научных подходов к классификации с целью определения их функций, форм, полномочий и т. д.

Орган исполнительной власти можно определить как самостоятельный структурный элемент государственного механизма, действующий на определенной территории, наделенный властными полномочиями, правовыми, материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами и реализующий задачи и функции исполнительной власти

В соответствии с федеративным устройством России различаются:

— федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов республиканского значения).

Конституция РФ (ст. 77) устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По территориальному масштабу деятельности в Российской Федерации функционируют:

— федеральные исполнительные органы (действуют в масштабе всей страны);

— исполнительные органы субъектов РФ (действуют на территории одного субъекта РФ);

— территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ);

— территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ,

— межтерриториальные исполнительные органы специального назначения (действуют в пределах функционально-территориальных округов, зон и т. д.).

По характеру компетенции выделяются органы общей и специальной (отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой) компетенции.

Органы общей компетенции осуществляют общие административные функции, руководят на подведомственной им территории всеми или большинством отраслей и сфер управления. К ним относятся правительства, администрации и т. д.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями (например, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство энергетики РФ).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специализированные функции для нескольких отраслей или сфер управления. К таким органам можно отнести Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство экономического развития и торговли и др.

Органы внутриотраслевой компетенции действуют в рамках отдельных отраслей, выполняя специальные функции. К ним относятся территориальные органы федеральных министерств (например, межрегиональные территориальные управления и территориальные управления воздушного транспорта Министерства транспорта РФ).

На основе действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов можно выделить следующие организационно-правовые формы органов исполнительной власти: правительства; советы министров, имеющие статус правительств; министерства; комитеты; комиссии; службы, агентства; надзоры; администрации; главные управления; управления; инспекции; департаменты; мэрии и т. д.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делят на две группы: коллегиальные и единоначальные.

В соответствии с принципом коллегиальности решения в коллегиальном органе исполнительной власти (в Правительстве РФ, правительствах и администрациях субъектов РФ, государственных комитетах и др.) принимаются большинством голосов. В единоначальных органах (в министерствах, комиссиях, службах, агентствах, надзорах и др.) решающая власть по всем вопросам принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Следует отметить, что многие органы исполнительной власти в своей работе сочетают принципы единоначалия и коллегиальности. В единоначальных органах создаются коллегии, а единоначалие в коллегиальных органах проявляется при решении руководителем вопросов внутриведомственного характера.

Местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Функции местного самоуправления:

1) обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов);

2) управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия;

3) обеспечение развития соответствующей территории;

4) социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения;

5) охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей территории;

6) и, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.

В соответствии с законом «О местном самоуправлении в Ростовской области», принятым Законодательным Собранием 26 декабря 1995 г. (в редакции областного закона от 14.02.1996 г.), муниципальными образованиями являются все города областного значения.

В сельских районах единым муниципальным образованием является район. В административно-территориальных единицах района действуют образуемые в порядке, определяемом уставом района, территориальные органы районного образования.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления.

Виды органов местного самоуправления:

1. Выборные органы.

2. Органы, создаваемые в соответствии с уставами муниципальных образований, (глава муниципального образования и иные выборные должности).

3. Местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сходы) граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Органы местного самоуправления также имеют свой административно-правовой статус, который характеризуется прежде всего тем, что:

— они отделены от государства, не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права;

— органы местного самоуправления на конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;

— Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения: владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

— местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления;

— решения органов местного самоуправления должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами; решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами или должностными лицами, которые их приняли, либо по решению суда признаны недействительными;

— ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения;

— ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального образования. В случае нарушений орган государственной власти может обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законодательству или уставу муниципального образования.

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, исполняющих экономические, социально-культурные и иные функции. В качестве таковых они являются субъектами управления.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера.

Предприятия и учреждения осуществляют деятельность на основании Гражданского кодекса РФ.

Классификация предприятий может быть произведена по нескольким основаниям:

1) в зависимости от видов собственности: государственные, муниципальные, частные, общественные,

смешанных форм собственности;

2) в зависимости от организационно-правовых форм: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, потребительский кооператив и др.

3) в зависимости от форм предприятий, определяемых их отраслевой, производственно-технологической специализацией:

промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, предприятия связи, предприятия торговли, жилищно-коммунальные предприятия.

Административно-правовое положение предприятий и учреждений может быть охарактеризовано следующими чертами:

— создание предприятия осуществляется государственными органами или органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества или органами, уполномоченными на то собственниками имущества;

— предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация производится на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;

— осуществление предприятием (учреждением) некоторых видов деятельности требует специального разрешения государства (лицензии). Лицензирование осуществляется лицензирующими органами — федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

— некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, в соответствии со ст. 33 Закона РФ «Об образовании» права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено федеральным законом;

— предприятия и учреждения обязаны представлять государственным органам налоговую и статистическую отчетность.

Органы государственной власти не вмешиваются в деятельность предприятий и учреждений, кроме случаев осуществления контрольных полномочий, вправе применять к ним меры ответственности. Создание и ликвидация предприятий осуществляется под контролем федерального антимонопольного органа.

Собственником государственных унитарных предприятий является государство. К его ведению относится:

1) учреждение предприятий;

2) определение их профиля и дислокации;

3) утверждение устава;

4) управление ими;

5) назначение на должность и освобождение от должности руководителей;

6) доведение в установленных случаях государственных заказов;

7) реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

В соответствии с действующим законодательством государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества делятся на два вида:

— основанные на праве хозяйственного ведения;

— основанные на праве оперативного управления. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного

управления, образуются по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устав утверждается государственным органом. Устав унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), утверждается Правительством РФ.

Во исполнение Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999г., Министерство государственного имущества РФ утвердило Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на объединение закреплено в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях».

Право граждан на объединение включает в себя:

— право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

— право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединении;

— граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Порядок создание общественного объединения включает три этапа:

1) инициатива организаторов;

2) разработка проекта Устава;

3) государственная регистрация Устава. Общественные объединения создаются по инициативе

не менее трех физических лиц.

Статьями 17 и 19 Закона «Об общественных объединениях» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, и вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

ТЕМА 4 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1. Понятие и признаки субъектов административного права

2. Особенность административной правосубъектности субъектов административного права

3. Граждане как субъекты административного права

4 административно-правовом статусе иностранцев

1 Понятие и признаки субъектов административного права

Вопрос о суб объекты административного права является одним из важных, поскольку речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, к координируют распорядительные и контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершаемых физическим и и юридическими лицами в хозяйственной, финансовой, таможенной сферах, а также о нарушении общественного порядка [25, с418].

Субъекты административного права — это физические и юридические лица, которые в соответствии с установленным административного законодательства и административно-правовых норм наделены определенным объемом прав и обязанностей вязки в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализуют функции исполнительной властей.

Необходимо отметить, что субъекты административного права — это:

— во-первых, реальные участники административно-правовых отношений, обладающие административно-правовым статусом и участвуют в организации подержанного управления;

— во-вторых, одна из сторон публичной управленческой деятельности, которая наделена соответствующей компетенцией, полномочиями, предоставленными законодательством;

— в-третьих, они могут быть конкретными участниками административно-правовых отношений, в которые они вступают по собственному желанию или в силу обязанности (граждане, должностные лица)

. Признаки субъектов административного права:

-. Владение соответствии с предписаниями административно-правовых норм способностью иметь или реализовывать (непосредственно или через представителя) права и юридические обязанности в сфере государственного управления, т.е. то владение административной правосубъектностью [13, с4];

-. Владение потенциальной возможностью реально участвовать в административно-правовых отношениях;

-. Внешняя самостоятельность в реализации своих прав и обязанностей в сфере государственного управления

Необходимо разграничивать понятия «субъекты административного права»и»субъекты административных правоотношений»[18,. С51]. Субъект права может определяться абстрактно в общем виде. Субъект правоотношений дносин всегда конкретен субъект права не всегда субъектами правоотношений. Последним он становится с момента реализации своих прав и обязанностей в сфере исполнительной властейвлади.

Для того, чтобы субъект административного права стал субъектом административно-правовых отношений, нужны следующие условия:

— наличие нормы административного права, которая предусматривает определенные права и обязанности [21,. С52];

— наличие у субъекта административной правосубъектности;

— наличие юридического факта как основания для возникновения или прекращения административных правоотношений

Субъекты административного права могут быть:

— индивидуальные (физические лица);

— коллективные (юридические лица, коллективные образования)

В индивидуальных субъектов административного права относятся граждане Украины, иностранные граждане, беженцы, государственные служащие, которые могут выступать и как простые граждане (при защите своих личных х, частных интересов), и как официальные представители государства (при защите публичных интересов.

В коллективных субъектов относятся органы государственного управления, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации

Все суб объекты административного права создают систему, в которой можно выделить:

— граждан Украины, иностранных граждан, беженцев;

— органы исполнительной власти;

— органы местного самоуправления

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

§ 4. Понятие и виды коллективных субъектов административного права, основы их административно-правового статуса

Коллективные субъекты— это организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицировано 25 .

Исходя из определения, признаками коллективного субъекта будут следующие:

1) это группа людей– то есть два и более человека. Люди объединяются в группы, что бы совместно, объединив свои усилия, достичь какой либо цели, которую в одиночку человек достичь не может;

2) эта группа людей имеет внутреннюю организацию, то есть у каждого ее члена есть определенные функции, обязанности, соединяя которые люди достигают определенной цели;

3) эта группа людей обособляет себя от внешнего мира, давая название своей организации, которая теперь от своего имени будет выступать вовне, устанавливая членство в своей организации и определенную систему его получения, и иными способами;

4) в результате обособления организации от внешнего мира она теперь выступает вовне как единое целое, самостоятельно, поэтому она теперь имеет свои права и обязанности, и ее члены частично утрачивают право выступать вовне от имени всей организации – только по согласованию с ее остальными членами, или если остальные члены специально его уполномочили на ведение дел организации;

5) персонификация– (от лат. hersonae) – наделение животного, предмета, явления природы или социальной структуры человеческими свойствами. Термин «персонификация» использовался с эпохи античности и уже тогда совпадал по значению с термином «олицетворение» 26 . В нашем случае это означает, что организация наделяется самостоятельными чертами, которые не производны от свойств организовавших и работающих в нем людей и не сводимы к сумме этих свойств. Это именно черты самой организации, которые появляются в результате её деятельности.

В отличие от гражданского права, в котором коллективные субъекты – это только юридические лица, в административном праве большее количество разновидностей коллективных субъектов.

Коллективных субъектов можно разделить на тех, которые обладают властными полномочиями, и тех, которые ими не обладают.

Последних, кроме того, – на тех, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и тех, которые не осуществляют.

Так же коллективных субъектов можно разделить на тех, кто имеет статус юридического лица, и тех, кто его не имеет.

Традиционным делением невластных коллективных субъектов административного права является их разделение на:

юридических лиц (коммерческих и некоммерческих),

структурные подразделения юридических лиц,

Юридические лица – самая активная часть коллективных субъектов, наиболее часто вступающая в отношения с государственными органами. Их правовой статус будет рассмотрен нами далее.

Иные организации– это, прежде всего, те общественные организации, которые не стали регистрироваться в качестве юридического лица. В том случае, если общественное объединение не собирается открывать счет, пользоваться государственной поддержкой и осуществлять иные права, которые принадлежат юридическим лицам как в административных, так и в гражданских правоотношениях, то они могут и не регистрироваться в качестве юридического лица.

Структурные подразделения юридических лиц– филиалы и представительства. Они не считаются самостоятельными юридическими лицами ни в гражданском, ни в административном праве, но в административном праве они являются самостоятельными субъектами. Это выражается в их возможности самостоятельно вступать в отношения с органами исполнительной власти, например, с налоговыми.

Трудовые коллективы– традиционно выделяемый вид коллективных субъектов. В настоящее время примеры участия трудовых коллективов в административно-правовых отношениях очень редки (дела о банкротстве, коллективные трудовые споры), да и там они участвуют опосредованно.

Сложные организации– речь идет о холдингах, концернах, финансово-промышленных группах, то есть группах юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность в рамках единой стратегии, направленной на достижение единой цели, действия которых часто неформально определяются решениями одних и тех же лиц, и т.д. Для отношений с государственными органами их иногда имеет смысл расценивать как самостоятельных субъектов – в отношениях, связанных с защитой конкуренции, в отношениях, связанных с реализацией и защитой интересов государства.

Смотрите еще:

  • Консультация юристов ростов Бесплатная консультация юриста по телефону в Ростове на Дону Все сферы общественной жизни человека регулируются множеством законов. Каждый день люди совершают юридические действия, приобретая какой-либо товар, посещая парикмахера или врача, вступая в брак, заключая […]
  • Ст 98 гпк Статья 98 ГПК РФ. Распределение судебных расходов между сторонами Новая редакция Ст. 98 ГПК РФ 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, […]
  • Гражданский кодекс 671 Статья 671 ГК РФ. Договор найма жилого помещения 1. По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и […]
  • Типовой трудовой договор образец 2018 для ип Трудовой договор ИП с работником в 2018 году: образец и бланк Если вы решили принять в свою бизнес-команду сотрудников, вам понадобится трудовой договор. Он, как подушка безопасности, защитит вас от многих спорных ситуаций и позволит избежать проблем с […]
  • Оформить отказ от наследства рф Отказ от наследства Краткое содержание Срок отказа от наследства Наследование имущества, регламентированное разделом 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), предполагает под собой его передачу от умершего лица к другим лицам. Такая передача имущества подразумевает под […]
  • Статья о смерти тк рф Статья о смерти тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 141 ТК […]
  • Ст 1070 ст 1069 гк рф Статья 1070 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда Новая редакция Ст. 1070 ГК РФ 1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к […]
  • Статья ук за сепаратизм в украине Ответственность за призывы к сепаратизму С 9 мая 2014 г. в Уголовный кодекс РФ вступила в действие новая статья 280.1, предусматривающая ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской […]