Конституция как источник трудового права

Конституция как источник трудового права

§ 2 Источники трудового права

. Источники трудового права — это разнообразные нормативные акты органов государственной власти и управления, регулирующие трудовые и иные отношения, тесно с ними связанные. Однако поскольку источник трудового права является формой выражения трудо ового законодательства в соответствующем нормативном акте, такие нормативные акты по содержанию могут быть двух видов: а) содержат лишь нормы трудового права, например,. Кодекс законов о труде Украины, б) содержащие нормы различных отраслей права, в том числе трудового (их называют комплексными). Учитывая общую теорию национального права Украины можно утверждать, что источники права, в том числе и т. Рудова, могут иметь нормативный и ненормативный характер. Например, указы. Президента Украины о персональном награждении орденом. Ярослава. Мудрого или присвоении почетного звания»Заслуженный работник превысил ик науки»- это правовые акты правоприменительного характера, в то время как. Указ. Президента Украины от 26 апреля 1995 г»О введении на территории Украины региональных графиков начала рабочего дня»является нормативным актом трудового праварава.

По важности и подчиненностью источники трудового права делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства: конституционные (Конституция Украины от 28 июня 1996 г. Декларация о государств ный суверенитете Украины от 16 июля 1990 г,. Декларация прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 г и др.) и обычные (Законы Украины»О занятости населения»от 1 марта 1991 г и»О е дпусткы»от 15 ноября 1996 т.тощо).

Источники трудового права классифицируются также по его системой и институтами. Так, законы Украины о труде могут быть кодифицированными (например. КЗоТ Украины) и текущими, касающиеся отдельных институтов трудового права (в частности. Закон Украины»О коллективных договорах и соглашениях?. От. И июля 1993 г,. Закон Украины»Об отпусках»от 15 ноября 1996 т.що).

Если классифицировать законы как источники трудового права согласно его системе (общей и особенной), то следует выделять источники, принадлежащие как к общей части, так и ко всем институтам особой й части трудового права (это. Конституция Украины и. КЗоТ Украины). Но есть законы, относятся только к определенного института трудового права (например,. Закона Украины»Об оплате труда»от 24 марта 199 5 г и»Об отпусках»от 15 ноября 1996р.).

Среди основных источников трудового права следует выделить. Конституцию Украины от 28 июня 1996 г и. КЗоТ Украины

Главная сущность. Конституции Украины заключается в закреплении основных трудовых прав с обязательным учетом того, что она имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе. Конституции Украины и должны соответствовать ей (ч. 2 ст 8. Конституции Украины). Конституция Украины как. Основной. Закон нашего государства обеспечивает единство правового регулирования труда на всех пред приятиях независимо от формы собственности, закрепляет принципы такого регулирования, которые реально оказываются в конституционных трудовых правах, в юридических гарантиях по всей системы трудового законодательства частности,. Конституция Украины закрепляет равенство перед законом (ст. 24), право на участие в профсоюзах с целью защиты своих трудовых прав и интересов (в 36); равное право доступа к государственной службе (в 38), право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом (ст. 42), право на труд, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом (ст. 43); право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов (в 44), право на отдых (ст. 45), право на социальную защиту, в частности, по временной нетрудоспособности, безработице, старости и в других, предусмотренных законом случаях (в 46дках (ст. 46).

Основным. Законом Украины от 28 июня 1996 г не закреплены обязанности в области труда. Они предусмотрены вторым по важности нормативным актом в сфере труда -. КЗоТ Украины (статьи 2, 139

143) с обязательным учетом того, что. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу

Главным источником трудового права является. КЗоТ Украины от 10 декабря 1971 г, как кодифицированный нормативно-правовой акт. Ему свойственна четкая последовательность размещения институтов в виде глав

Наряду. КЗоТ Украины действуют также другие законы Украины, принятие которых обусловлено новыми рыночными отношениями. Это, в частности, законы Украины»О занятости населения»от 1 марта 1991 г,»О коллективных и договорах и соглашениях»от 1 июля 1992,»Об оплате труда»от 24 марта 1995 г,»Об отпусках»от 15 ноября 1996 тощ тощо.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uristinfo.net

Вопрос 6. Источники трудового права

Источниками трудового права являются законодательные (нормативные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.
Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. “Мужчина и женщина, — говорится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.
Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.
Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г. “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”. Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК — с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:
— внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;
— согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);
— признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).
Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,. содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.
Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).
Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.
Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.

Источники трудового права

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации.

Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет право каждого гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы. Она признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Также Конституция гарантирует работающим по трудовому договору право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому вторым важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции).

В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) (хотя Россия ратифицировала не все заключенные под эгидой этой организации конвенции).

Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между этим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в данный Кодекс.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и постановления Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Постановления, инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости (до апреля 2004 г. — Минтруд РФ) — следующие источники трудового права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также могут быть источниками трудового права. Они выстраиваются по такой же схеме, как и указанные выше федеральные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ,

иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т.п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.

Широкое распространение в настоящее время получили заключаемые на различном уровне акты-соглашения между работниками (в лице их представителей) и работодателями. Эти акты представляют собой результат договоренностей сторон, участвовавших в переговорах на равноправной основе. Они могут быть как дву- (представители работников и представители работодателя), так и трехсторонними (третья сторона — представители государства). Участники соглашений на основе двустороннего и трехстороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда.

Наконец, специфическим источником трудового права являются локальные нормативные акты, т. е. акты, действующие в пределах только той организации, в которой они были приняты (от лат. locus — место). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Можно выделить следующие отличия этого вида источника трудового права: 1)

локальные акты действуют в пределах конкретной организации (включая филиалы и представительства); 2)

в основном действие их ограничено по времени; 3)

они не должны противоречить указанным выше нормативным правовым актам, снижать установленный там уровень правовых и социальных гарантий работников; 4)

локальные акты отражают специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывают их экономические возможности.

Примером локальных нормативных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании или положение организации о вознаграждении по итогам работы за год и т. д.

Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права

Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 году, на территории России не применялась. Вплоть до 7 октября 1992 года норма рабочего времени в России составляла 41 час в неделю. Казалось бы, работники могли потребовать на основании данной Конвенции МОТ оплаты одного часа как сверхурочной работы за весь период с 1956 по 1992 год. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.

С точки зрения формального выражения организации общего правопорядка в сфере труда, Конституция РФ является источником трудового права. Материальное выражение Конституции РФ в конкретных отношениях при регулировании труда связано с применением ее отдельных норм. При регулировании отношений, составляющих предмет трудового права, применяются, а следовательно, и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана которых объявлена обязанностью государства. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законодательства, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Причем обязанность обеспечить их реализацию возложена на полномочные государственные органы.

В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда. Названная конституционная норма применима во всех случаях оценки условий труда, их влияния на здоровье людей, а также при рассмотрении заявлений о величине минимальной заработной платы.

Включение в правовую систему Российской Федерации норм международно-правовой регламентации позволяет при каждом случае их материализации в конкретные отношения делать ссылку и на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

В ч. 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено правило, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.

В ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Из данной нормы следует, что само существование системы судов общей юрисдикции обусловлено обеспечением правосудием прав и свобод человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления также должна быть подчинена обеспечению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Поэтому каждое решение органов государственной власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда. С данных позиций следует оценивать прежде всего законность вынесенных решений, связанных с применением трудового законодательства.

В ст. 19 Конституции РФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам. Рассматриваемая конституционная норма не позволяет устанавливать различные подходы к регламентации труда в зависимости от должностного положения. В частности, запрещено устанавливать различные коэффициенты и надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от должностного положения.

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.

В ст. 37 Конституции РФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда. Содержание данной конституционной нормы позволяет применять ее непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Например, никто не может ограничить право работника на свободу выбора места работы, а также на выражение добровольного волеизъявления при расторжении трудового договора по инициативе работника. Отсутствие подобного волеизъявления, подтвержденного письменным заявлением работника об увольнении, не позволяет работодателю ни при каких обстоятельствах издать приказ о расторжении трудового договора по инициативе работника, поскольку отсутствует свободное распоряжение им своими способностями к труду.

В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в отправлении правосудия. В связи с чем при возникновении трудовых споров заинтересованные лица вправе требовать участие в их разрешении не только профессиональных судей, но и представителей общественности.

В ст. 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение, в том числе при утрате трудоспособности. Данное право реализуется и при получении работником трудового увечья или профессионального заболевания.

В ст. 43 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на образование. Указанная конституционная норма может применяться при реализации обучающимися предоставленных трудовым законодательством льгот в связи с обучением. Отказ работодателей предоставить такие льготы необходимо рассматривать и как нарушение права на образование.

В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Невыполнение представителями работодателя данного запрета является основанием для прекращения работниками работы, создающей угрозу для жизни и здоровья, а также для предъявления требований о возмещении причиненных работодателями убытков и компенсации морального вреда.

В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст. 379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим. С целью самозащиты трудовых прав и законных интересов работники могут использовать любые не запрещенные законом способы.

В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту, в том числе и прав в сфере труда. Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от должностного положения. В связи с чем следует признать незаконным отказ судебных органов в защите трудовых прав всенародно избранного Президента Мордовской ССР Гуслянникова В. Д. на основании решения Верховного Совета МССР об упразднении занимаемого им поста. Несмотря на то что 5 июля 2002 года Закон МССР от 7 апреля 1993 года «Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Мордовской ССР» отменен, Гуслянников В. Д. не может быть лишен права требовать в судебном порядке компенсации морального вреда и возмещения убытков, причиненных нарушением трудовых прав.

При ограничении трудовых прав и свобод следует руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.

При разработке и принятии нормативных правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях должны быть соблюдены требования ст. ст. 72, 76 Конституции РФ, в которых определена компетенция органов государственной власти по регулированию отношений, составляющих предмет трудового права.

В свою очередь, органы местного самоуправления, работодатели не могут вторгаться в сферу предоставленных органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов прав.

При применении норм трудового права следует учитывать, что в ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное право отнесено к ведению Российской Федерации. Переход от формального к материальному проявлению источников трудового права строится на нормах гражданского процессуального законодательства. Поэтому новые способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права, как минимум, не могут противоречить установленным в гражданском процессуальном законодательстве правилам. Данные в нем правила не могут обеспечить переход от формального к материальному выражению подавляющего большинства норм трудового права. Конституционные нормы, которые могут быть применены к отношениям в сфере труда, также далеко не всегда переходят в материальное воплощение в конкретные отношения, так как в содержании гражданского процессуального законодательства способов для их реализации явно недостаточно. В связи с изложенным требуется разработка специального нормативного правового акта, создающего самостоятельную процессуальную базу для реализации источников трудового права, в том числе и конституционных норм. Таким актом может стать Трудовой процессуальный кодекс РФ.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Конституция — основной источник трудового права

Ведущее место в системе источников трудового права занимает Конституция Украины. Конституция (от лат. constitutio — устройство) — Основной Закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя в той или иной стране форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в стране, организацию и основные принципы правосудия. Конституция Украины принята 28 июня 1996 г. на пятой сессии Верховной Рады Украины второго созыва.

Согласно ст. 8 Основного Закона в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют цели, задачи и содержание законов и других нормативных актов, направленность деятельности органов законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются защитой правосудия. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Суды при рассмотрении конкретных дел должны оценивать содержание любого закона или другого нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Конституции и во всех необходимых случаях применять Основной Закон как акт прямого действия. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли примененный закон или закон, который подлежит применению в конкретном деле, суд по ходатайству участников процесса или по собственной инициативе приостанавливает рассмотрение дела и обращается с мотивированным определением (постановлением) в Верховный Суд Украины, который согласно ст. 150 Основного Закона может ставить перед Конституционным Судом Украины вопрос о соответствии Конституции законов и других нормативных актов. Такое решение суд может принять в любой стадии рассмотрения дела. Суд непосредственно применяет Конституцию в случае, если:

1) из содержания норм Конституции не вытекает необходимость дополнительной регламентации ее положений законом;

2) закон, который был действующим до введения в действие Конституции или принятый после этого, противоречит ей;

3) правоотношения, которые рассматриваются судом, законом Украины не урегулирован, а нормативно-правовой акт, принятый Верховной Радой или Советом министров Автономной Республики Крым, противоречит Конституции Украины;

4) указы Президента Украины, которые вследствие их нормативно-правового характера подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, противоречат Конституции Украины.

Основной Закон провозглашает, что Украина является суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Она обеспечивает не только защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, но и социальную направленность экономики. В Конституции приведен такой перечень трудовых прав: а) право свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род занятий и профессию; б) право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда; в) право на своевременное получение заработной платы, не ниже определенной законом; г) право на защиту от безработицы; д) право на защиту своих прав через механизм индивидуальных и коллективных трудовых споров с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку; д) право на отдых и др.

Согласно положениям ст. 43 Основного Закона Украины каждый имеет право на труд. Это право включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который лицо свободно выбирает или на которую свободно соглашается. Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями. Впервые Конституция запретила использование принудительного труда. Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, которая выполняется лицом по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном состояния. Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не низшую от определенной законом. Это также было закреплено впервые. Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения. В статье 44 Конституции Украины впервые закреплено право тех, кто работает, на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. В Конституции Украины отражены такие права, как право на отдых (ст. 45), на социальную защиту (ст. 46), на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье (ст. 48) и др.

Смотрите еще:

  • Форма соглашение об уплате алиментов Глава 16. Соглашения об уплате алиментов (ст.ст. 99 - 105) Условия и порядок заключения соглашений об уплате алиментов, установленные главой 16 настоящего Кодекса, применяются к соглашениям об уплате алиментов, которые заключены после 1 марта 1996 г. Заключенные до 1 […]
  • Конфискация имущества может применяться Конфискация имущества может применяться § 6. Исполнение наказания в виде конфискации имущества В соответствии со ст. 52 УК РФ конфискация имущества за­ключается в принудительном безвозмездном изъятии в собст­венность государства всего или части […]
  • Ст Гк рф 26-28 ст 26 ГК РФ. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет 1. Максим: Здравствуйте, меня зовут Максим и мне 16 лет, у меня такая проблема и даже не знаю куда обратиться, я сейчас учусь в 10 классе вечерней школы в Кировской области и […]
  • Закон о банках и банковской деятельности 17-фз Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.02.96 N 17-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР" "Российская газета", N […]
  • Переуступка прав лизинга Уступка по договору лизинга: проводки Добрый день!Помогите, пожалуйста, разобраться в следующей ситуации: У нас две организации, обе на ОСНО.Основной договор лизинга от 26.06.15 г. - легковой а/м на балансе лизингополучателя, стоимость б/НДС 1 124 830,51 по акту […]
  • Государственные внебюджетные фонды российской федерации статья Статья 144. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Информация об изменениях: Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 144 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г. Статья 144. Состав бюджетов […]
  • Журнал вак закон и право Журнал вак закон и право Журнал «Legea și viața» ("Закон и Жизнь") Журнал «Legea și viața» был зарегистрирован в августе 1990 года. Учредителями журнала стали Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Верховный суд, Министерство внутренних дел, Государственный […]
  • Выплаты за второго ребенка волгоградская область Выплаты и пособия на ребенка в Волгоградской области и Волгограде в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Волгоградской области и Волгограде в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ […]