Конституционное право виды наказания

Конституционные основы наказания — нормативно-правовая основа наказания

Конституционные основы наказания — нормативно-правовая основа наказания. Наказание регулируется объемным комплексом правовых норм, внутренне связанных между собой, но принадлежащих к различным отраслям права.

Уголовное право, включая уже упоминавшуюся ст. 43 УК РФ, юридико-технически является ведущим в комплексе правовых норм о наказании. Однако оно занимает специфическое положение. С одной стороны, уголовно-правовые нормы о наказании опираются на Конституцию РФ, должны соответствовать ей. С другой, уголовное право предопределяет содержание относящихся к наказанию норм иных правовых отраслей. Его предписания выполняются при возможном возникновении противоречий. Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права образуют ведущую группу источников права наказания. Однако по прямому смыслу ст. 1, 3 УК РФ все нормы о наказании должны быть включены в УК РФ и соответственно должны применяться со ссылками на УК РФ.

Предписания Конституции РФ и международного права относительно уголовного наказания обращены как к законодателю и иным субъектам конституционно-правовых отношений, так и к субъектам уголовно-правовых отношений (субъектам назначения и исполнения наказания, лицам, обязанным отбывать, претерпевать наказание). Эти предписания прямо устанавливают в ряде случаев обязанности законодателя принимать законы и подзаконные акты о наказании в пределах предписаний Конституции РФ, изменяя их в случае обнаружения несоответствия Конституции РФ международному праву. Таким образом, например, был регламентирован (ограничен) круг оснований применения смертной казни в соответствии с Конституцией РСФСР, а затем с Конституцией РФ. Закономерно возникает проблема полного отказа от применения смертной казни; при признании соответствующих международно-правовых обязательств она может быть решена только путем принятия уголовного закона и включения его в УК РФ.

Наиболее существенное и притом непосредственное значение в сфере уголовного наказания для законодателя и субъектов конституционно-правовых отношений исполнительной власти, местного самоуправления имеют следующие положения Конституции РФ:

а) отнесение права наказания как части уголовного законодательства к ведению Российской Федерации; без изменения Конституции РФ субъекты Федерации, а тем более органы местного самоуправления не вправе вводить новые наказания, изменять либо ограничивать содержание и последствия видов наказания по УК РФ;

б) ограничение содержания наказаний тем, что оно (воздействие) не может вступать в противоречие с правами и свободами, закрепленными в гл. 2 Конституции РФ, в частности, равенством перед законом и судом (ст. 19), правом на жизнь (ст. 20), обязанностью государства охранять достоинство личности, запрещением пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21) и др.;

в) установление права человека, гражданина на то, что может именоваться надлежащей судебной процедурой при назначении наказания, и установление ответственности государства и действующих от его имени органов за надлежащее исполнение наказания; в соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; это принципиальное положение конкретизируется в ст. 47—51 Конституции РФ; ответственность же государства вытекает прежде всего из ст. 2 Конституции РФ, по которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина— обязанность государства». На этом основании государство и его органы не вправе ссылаться на материально-ресурсные основания несоблюдения прав лиц, отбывающих наказание, прежде всего состоящее в лишении свободы.

§ 2. ВИДЫ НАКАЗАНИЯ

Проблема системы и видов принятых законодателем наказаний является одной из важнейших в уголовном праве, прежде всего потому, что нормы уголовного законодательства в значительной части реализуются путем применения уголовного наказания.

Реализованные изменения и дополнения уголовного законодательства в области видов наказания имеют целью повышение действенности мер уголовного наказания, обеспечение максимальной индивидуализации наказания с учетом личности преступника и общественной опасности совершенного преступления и в конечном счете ( более эффективное использование уголовного наказания в борьбе с преступностью.

Уголовное наказание — наиболее острая форма государственного принуждения. Поэтому при его применении важно учитывать требования, содержащиеся в ст. 6 УК, которая провозглашает, что оно должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 г. «О практике применения судами общих начал назначения наказания» специально подчеркнуто, что назначение законного, обоснованного и справедливого наказания является важным средством борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, обеспечивает необходимое карательное воздействие, способствует исправлению и перевоспитанию осужденных, а также предупреждению совершения преступления как осужденными, так и иными лицами65.

Правоприменительная деятельность судов по уголовным делам осуществляется в форме вынесения приговоров с определением конкретной меры наказания, применяемой к лицам, совершившим преступление. Для того чтобы суд мог избрать индивидуализированное наказание, наиболее полно учитывающее характер преступления и степень общественной опасности лица, его совершившего, в уголовном законодательстве предусмотрены виды наказаний, различающиеся по содержанию, характеру воздействия, а также по условиям, пределам и порядку их применения. Перечень видов уголовных наказаний определен законом.

Суд может назначить осужденному только то наказание, которое прямо предусмотрено уголовным законом. Это обеспечивает соблюдение законности и единство практики применения уголовных наказаний в борьбе с преступностью. Конкретные виды наказаний образуют в совокупности их систему.

Система наказаний — это установленный законом, соответствующий понятию наказания и его целям, строго обязательный для судов, исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке соответственно степени их тяжести.

Из приведенного определения вытекают три главных признака системы наказаний: ее образует предусмотренный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказаний; суд в правоприменительной деятельности обязан неукоснительно придерживаться только этого перечня и не может применять иные наказания; систему образует перечень наказаний, классифицируемых в зависимости от степени их тяжести.

Действующая система наказаний является результатом предшествующего опыта законотворческой и правоприменительной деятельности государства. Оно, устанавливая подобную систему уголовного воздействия, провозгласило отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека, причиняющих осужденному излишние физические страдания.

Отказавшись от телесных наказаний и других подобных мер принуждения, российское уголовное право включило в систему наказаний только те из них, которые соответствуют взглядам законопослушной части общества. Широко осуществляется практика освобождения от уголовной ответственности и от наказания.

Виды наказаний в действующем уголовном праве отражают опыт прошлого законодательства, практику его применения, происходящие в обществе процессы, ход экономической реформы, становление правового государства, а также основные тенденции преодоления преступности в современных условиях. Система наказаний дает возможность усилить борьбу с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, сурово воздействовать на организованную преступность и создает предпосылки для сужения сферы уголовно-правового принуждения в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности, совершивших менее опасные преступления.

Перечень видов наказания предусмотрен УК (ст. 44). Он включает: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискацию имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертную казнь.

Перечень видов наказаний, установленных УК, является исчерпывающим.

Все наказания разделяются на основные и дополнительные, общие и специальные, срочные и не связанные со сроком, связанные с исправительно-трудовым воздействием и не связанные с ним.

В основе такой классификации лежат различные основания. Так, основные и дополнительные наказания подразделяются, когда налицо сочетание нескольких мер принуждения, назначенных одному лицу за совершение им преступления. Основные наказания, как правило, назначаются самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям. Их главная задача — обеспечить достижение цели общего предупреждения. В отличие от основных дополнительные наказания носят вспомогательный характер. Они призваны максимально индивидуализировать наказание, усилить его воспитательное воздействие. Дополнительные наказания не назначаются самостоятельно, они лишь присоединяются к основному.

В соответствии со ст. 45 УК основными видами наказания являются обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве основных или дополнительных наказаний.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества могут применяться только в качестве дополнительных наказаний.

Такое деление наказаний связано с соблюдением нескольких правил при их применении. Во-первых, основные наказания не могут сочетаться друг с другом, а дополнительные — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества — не могут назначаться самостоятельно, они применяются только в сочетании с основными. Все остальные меры могут назначаться самостоятельно, в сочетании с другими, в том числе с основными и дополнительными. Они определяются при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК), а также при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).

Общие и специальные наказания выделяются в зависимости от особенностей субъекта, к которому они применяются. Общие могут назначаться любому лицу, обладающему признаками субъекта преступления, специальные же — только к ограниченному законом кругу субъектов. Например, направление в дисциплинарную воинскую часть и лишение воинского звания могут быть применены лишь к военнослужащим.

Срочные и не связанные с определенным сроком наказания различаются с учетом их характера. Срочными являются наказания, в которых указан максимальный и минимальный срок. Конкретно он определяется приговором суда: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Другие меры уголовного наказания по своему характеру таковы, что не могут быть связаны с каким-либо сроком их отбытия. К ним относятся: штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества.

Наконец, по содержанию и характеру оказываемого ими воздействия различают наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием и не связанные с ним. К числу связанных с исправительно-трудовым воздействием относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок. Остальные наказания такого воздействия не требуют в силу того, что цели наказания достигаются в результате самого акта их применения.

Наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием, применяются в случаях, когда совершенное преступление и характеристика личности осужденного свидетельствуют о том, что цели исправления и предупреждения совершения новых преступлений не могут быть достигнуты без применения более сурового вида наказания, связанного с ограничением определенных прав осужденного и осуществлением в процессе его исполнения особого рода педагогического, воспитательного влияния на него — исправительно-трудового воздействия.

Виды уголовных наказаний

Понятие и виды уголовных наказаний

Наказание — мера государственного принуждения, предусмотренного УК РФ, применяемая по приговору суда от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Уголовный кодекс РФ насчитывает 13 видов наказания, которые подразделяется на две группы: основные (применяемые самостоятельно) и дополнительные (применяемые только в сочетании с основными), а также и меры, применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяются только в качестве дополнительных видов наказаний. Конфискация имущества исключена из перечня видов наказания и на сегодняшний день применяется как иная мера уголовно-правового характера.

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

Сущность штрафа состоит в ущемлении имущественных интересов лица, виновного в совершении преступления. Определение размера штрафа предусмотрено двумя способами:

  • в виде определенной денежной суммы (от 2,5 тыс. руб. до 1 млн руб.);
  • в виде заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (от двух недель до пяти лег).

Это имеет важное практическое значение, так как наказание одинаково репрессивно по отношению к различным слоям населения.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной статьей Особенной части УК РФ (ч. 5 ст. 46).

Понятие злостного уклонения от уплаты штрафа определено уголовно-исполнительным законом: злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в срок, установленный ч. 1, 3 ст. 32 УИК РФ.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отрабатываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными.

Особенностями рассматриваемого вида наказания являются:

  • обязательность работ;
  • выполнение работ только в свободное от основной работы или учебы время;
  • бесплатность работ для осужденного;
  • определение вида работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ, один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ).

Ограничение по военной службе состоит в лишении возможности повышения в должности и воинском звании осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с одновременным удержанием в доход государства установленной приговором суда части их денежного довольствия (ст. 51 УК РФ).

Во время отбывания ограничения по военной службе осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК РФ). Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, а при замене военнослужащему исправительных работ, назначенных за совершение преступлений, не связанных с военной службой, ограничением по военной службе, — на срок от двух месяцев до двух лет. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, гак и в связи с переводом в другую часть или местность (ст. 145 УИК РФ).

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 53 УК РФ).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначаемого приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы (ч. 4 ст. 53 УК РФ).

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до 20 лет.

В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров — более 30 лег.

Пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В настоящее время в России существует мораторий на смертную казнь до 2010 г. Конституционный Суд РФ своим постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П установил, что до создания судов присяжных заседателей во всех субъектах Российской Федерации смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.

Понятие, признаки и значение системы уголовных наказаний

Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Не случайно поэтому в уголовном законодательстве РФ (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий 12 видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чипа и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Закрепление разнообразных видов наказаний в законе — один из важнейших признаков перечня уголовных наказаний.

Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena sine lege» («нет преступления и нет наказания без указания о том в законе»), воплощенном в принципе законности (ст. 3 УК), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.

Еще одним признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность: все виды наказаний расположены в нем в соответствии с принципом «от менее строгого к более строгому», образуя «лестницу наказаний». Этот признак имеет важное практическое значение. Во-первых, он показывает, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что важно для назначения судом справедливого наказания осужденному, например, при избрании более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК), при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК) и в других случаях. Во-вторых, психологически ориентирует суды на экономик) мер уголовно-правовой репрессии, «работая» на выраженную в ч. 1 ст. 60 УК гуманную идею, согласно которой «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Эта же идея и указанный принцип лежат в основе построения альтернативных санкций статей Особенной части УК.

Важный признак перечня наказаний — его обязательность для суда. Обязательным для суда является как сам установленный законом исчерпывающий перечень видов наказаний, так и установленное законом соотношение степени строгости отдельных видов наказаний, а также их пределы, условия и порядок назначения и т.д.

В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать «системой наказаний», а последнюю определять как «установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести».

Но подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому перечислению их в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Система — это не любое, а только особое состояние определенного множества: чтобы некое множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены, необходима достаточная совокупность системообразующих признаков. Понятие «система наказаний» богаче по содержанию, чем понятие «перечень наказаний». Наряду с отмеченными выше признаками перечня наказаний, свойственными и системе наказаний, последняя обладает еще таким отличительным признаком, как функциональность: система — это не «мертвый», статичный перечень, а «живое» динамичное явление; перечень — это лишь «технологический» метод изложения се в законе (A.JT. Цвстипович). Имеется и другое — формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний: если последнему посвящена единственная ст. 44 УК, то вопросам построения и функционирования системы наказаний — весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующих институт наказания и его назначения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.

Система уголовных наказаний создается государством, т.е. волей людей. Однако она не является чем-то надуманным, искусственным: своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний предопределяется рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов. Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести.

Классификация уголовных наказаний

Разнообразие свойств уголовных наказаний позволяет классифицировать их по различным основаниям. Наиболее значимыми в уго- ловно-правовом отношении являются критерии, содержащиеся в УК, где прямо предусмотрены три основания для деления наказаний на виды:

  • по степени их строгости (ст. 44);
  • по их потенциальным возможностям (ст. 45);
  • по выполняемой ими нагрузке и роли в реализации целей наказания (ст. 45).

По степени строгости содержащихся в них лишений и ограничений различаются все 12 видов наказаний: в соответствии сданным критерием каждый из них занимает определенное ему законом место в системе, что имеет значение при применении целого ряда институтов уголовного права.

В зависимости от их потенциальных возможностей все виды наказаний, предусмотренные законом (ст. 44 УК), делятся натри группы: одни могут применяться только в качестве основных (ч. 1 ст. 45 УК), другие — только в качестве дополнительных (ч. 3 ст. 45 УК), третьи могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных — наказания так называемого смешанного типа или универсальные (ч. 2 ст. 45 УК).

В зависимости от выполняемой конкретными видами наказаний нагрузки и их роли в реализации целей наказания (ч. 2 ст. 43 УК) различаются наказания основные — выполняющие главную (основную) роль в реализации стоящих перед наказанием целей, и дополнительные — выполняющие вспомогательную (дополнительную) роль в реализации этих целей. Классификации наказаний поданному основанию законодатель придаст наиболее важное значение, посвящая ему специальную статью уголовного закона (ст. 45 УК), отражая его в правилах применения отдельных видов наказаний (например, ст. 46, 47, 64 УК) и санкциях статей Особенной части УК.

Основные и дополнительные наказания

Основные и дополнительные наказания имеют единое социальное назначение, единую сущность, общие цели и функции. Вместе с тем они несут разную нагрузку в реализации целей наказания, что обусловливает целый ряд их отличительных особенностей.

Основные наказания — это такие предусмотренные уголовным законом виды наказаний, которые призваны нести основную нагрузку (выполнять главную роль) в реализации стоящих перед наказанием целей. К основным относятся восемь видов наказаний, перечисленных в ч. 1 ст. 45 УК (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы, указанные в ч. 2 ст. 45 УК.

К иным отличительным особенностям основных наказаний относится, в частности,то,что они:

  • указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях Особенной части УК;
  • назначаются судом всегда, когда суд придет к убеждению о необходимости назначить виновному уголовное наказание;
  • применяются лишь как самостоятельные, их нельзя присоединять ни к какому другому наказанию и др.

Основные наказания назначаются судом только при наличии их в санкциях и лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, могут применяться при отсутствии указаний о них в санкциях в порядке замены другого наказания (ст. 64, 65, 80-82, 84, 85 УК).

Дополнительными наказаниями признаются такие виды наказаний, которые призваны нести дополнительную нагрузку и выполнять вспомогательную роль в реализации целей наказания. К их числу относятся наказания так называемого смешанного типа — штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, а также лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 2 и 3 ст. 45 УК). В отличие от основных наказаний дополнительные указываются в санкциях не за все, а лишь за некоторые преступления, в одних случаях как обязательные для назначения, в других — как факультативные (необязательные). Назначаются они судом только в дополнение к основным наказаниям — в случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом особенностей личности виновного необходимо усилить карательные и (или) воспитательно-предупредительные возможности общей меры наказания, индивидуализировать ее для более успешного осуществления целей наказания. Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяются, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл в их совместном применении и логика соотношения их ролей в реализации целей наказания.

Роль основных наказаний очевидна, смысл же признака дополнительности наказаний нуждается в объяснении. Этот признак состоит в наличии у дополнительных наказаний специфических функциональных возможностей, которые они реализуют, участвуя в осуществлении общих целей и функций уголовного наказания. Эти функциональные возможности заключаются в том, что дополнительные наказания могут (и, по нашему мнению, должны) применяться в тех случаях, когда это необходимо:

  • для обеспечения индивидуализации наказания посредством дополнения меры основного наказания необходимыми карательными и воспитательно-предупредительными возможностями, имеющимися у дополнительного наказания;
  • для усиления строгости назначаемой виновному меры наказания;
  • для смягчения меры основного наказания (например, когда дополнительное наказание назначить необходимо, но так, чтобы это не привело к отягчению обшей меры наказания, либо если возникает необходимость отказаться от нецелесообразного основного наказания путем замены его менее строгим основным наказанием в сочетании с наказанием дополнительным);
  • для реадаптации к условиям к свободной жизни (например, в период отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы) лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые утратили социально полезные связи, если существует опасность новых преступлений с их стороны.

Подразделение наказаний на основные и дополнительные виды позволяете большей полнотой учитывать при назначении наказания специфику преступления и особенности личности виновных, эффективнее осуществлять стоящие перед наказанием цели.

В теории уголовного права предлагаются и иные классификации наказаний, многие из которых имеют существенное научно-познавательное значение:

  • по характеру оказываемого ими воздействия (морально-психологическое воздействие на осужденного; воздействие на корыстную мотивацию осужденного; ограничивающие профессиональные права осужденного; ограничивающие личную свободу осужденного; лишающие осужденного за особо тяжкое преступление права на жизнь — смертная казнь);
  • в зависимости от связи наказания с исправительным воздействием на осужденных (наказания, связанные и не связанные с таким воздействием);
  • в зависимости от степени «универсальности» видов наказаний (наказания общие и специальные — применимые только к некоторым видам осужденных);
  • в зависимости от продолжительности оказываемого на осужденного исправительного воздействия (срочные и наказания, не связанные с установлением какого-либо срока);
  • дополнительные наказания, применяемые лишь при упоминании о них в санкциях статей Особенной части УК и такие их виды, которые могут быть назначены судом и при отсутствии упоминаний о них в санкциях).

По сути, любой существенно значимый признак может послужить основанием классификации наказаний, при этом важно лишь, чтобы в соответствующей классификации существовала необходимость и соблюдались логические правила классификации явлений. При соблюдении этих условий каждый вид классификации способен привнести новые знания о предмете классификации, его многообразных свойствах и возможностях.

§ 4. Ответственность в конституционном праве

За нарушение определенных конституционно-правовых норм (конституционные деликты) наступает ответственность. Ее несут должностные лица и государственные органы. От этой ответственности следует отличать ответственность за нарушение конституционно-правовых норм, которую несут граждане и должностные лица по другим отраслям права (уголовному, административному, гражданскому).

веденных случаях ответственность носит не конституционно-правовой характер, хотя она наступает также за нарушение норм конституционного права. Что же касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она предусмотрена нормами самого конституционного права. Эта ответственность не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответственность не распространяется. В тоталитарном государстве ответственность носит формальный характер и распространяется на несущественные государственно-правовые отношения. Но в демократическом, правовом государстве ответственности гораздо больше, и она выступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребления ею. Ответственность должна распространяться на должностных лиц и органы не только низшего и среднего звена, но и самого высшего. Президент, например, несмотря на то, что он пользуется высшей легитимностью, ибо напрямую избирается народом, несет ответственность перед Конституционным Судом, который вправе отменить его нормативные акты, если они противоречат Конституции, а также перед Федеральным Собранием, которое вправе отрешить его от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ.

Конституционно-правовая ответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-правовой норме. Такой санкцией выступает и отмена незаконных актов, и освобождение от должности (отставка), и лишение депутата его полномочий. В российском конституционном праве закреплена ответственность Правительства перед Президентом, который, например, вправе без объяснения причин отправить в отставку любого министра. Правительство также несет определенную ответственность перед Федеральным Собранием, которое вправе выразить ему недоверие. Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конституции РФ, эту ответственность реализует Конституционный Суд. Как видим, такие формы ответственности наступают за

конкретное правонарушение, но иногда не связаны с ним, а отражают потребность в

регулировании политических отношений.

Конституция РФ санкций не предусматривает.

В последние годы в связи с коренной демократизацией государственного строя

России получила распространение ответственность государства перед гражданами за

Раздел I. Основы теории конституционного права

ные в прошлом массовые нарушения законности. Например, Законом о реабилитации

жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г. были реабилитированы и

восстановлены в правах миллионы граждан, пострадавших в годы тоталитарного

режима, этим гражданам выплачивалась из бюджета посильная компенсация.

Специальным парламентским постановлением в 1991 г. были признаны незаконными и

преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному

переселению, и приняты меры по обеспечению их прав. Подобного рода правовые акты

устанавливают принципиально новые отношения между гражданами и государством.

Теперь признается, что правонарушения могут совершать не только граждане и не

только отдельные государственные органы, но и государство в целом. И тогда

наступает ответственность государства за свои действия. Это, разумеется,

относится к далекому прошлому, к тоталитарному государству, и ответственность, к

сожалению, уже не может быть распространена на виновных должностных лиц. Однако

важно, чтобы демократическое правовое государство теоретически предусматривало

возможность такой ответственности как своеобразную превентивную меру против

поползновений антидемократических сил.

Другая форма ответственности государства перед своими гражданами связана с

реализацией гражданами своего конституционного права обжаловать в суд решения и

действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления и должностных лиц (ст. 46 Конституции). Ответственность

государства перед гражданами также вытекает из его конституционных обязанностей,

например, обязанности органов государственной власти и органов местного

самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,

если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции).

Конституционная ответственность чаще всего носит политический и моральный

характер. Например, потеря политической репутации профессионального политика

может оказаться вполне достаточным наказанием за антиконституционные действия.

Только в определенных случаях эта ответственность требует наличия вины того или

иного должностного лица, которая должна устанавливаться с соблюдением законных

процессуальных правил. Поэтому конституционная ответственность часто выполняет

скорее профилактическую функцию. В процессуальных формах эта ответственность

устанавливается только судебными органами.

Глава 3. Этапы развития конституционного права России 35

Смотрите еще:

  • Запрет на выезд как обойти Возможно ли обойти запрет на выезд, который назначили судебные приставы? Возможно ли обойти запрет о невыезде ,которую назначили судебные приставы , осуждён был по ст. Мошенничество (долг составляет 300тыс) не погашён, но если это единственные доход ,с помощью […]
  • Увольнение на больничном в рб Больничный лист перед увольнением. Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. нет только после выхода Простите, а где такой запрет установлен? Трудовой кодекс Республики Беларусь Статья 43. Порядок и условия расторжения […]
  • Хочу развода дочери Советы психолога на тему "Развод" Источник: Профессиональный психолог Бывает жизнь идет так, как мы не планировали. Когда мы выходили замуж, женились, то хотели прожить долгую и счастливую семейную жизнь. Оказалось, что всё не так просто. Что же делать, когда вопрос в […]
  • 206 ук рф комментарии 206 ук рф комментарии 1. Захват заложника признается преступлением международного характера. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. , определяет основные направления противодействия этому […]
  • За права человека и гражданина в республике башкортостан За права человека и гражданина в республике башкортостан 1. Региональная правозащитная общественная организация Республики Башкортостан «Центр информационно-правовой помощи малоимущим «ЛЕКС» 450084, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Руставелли, д. 43, тел.: […]
  • Исковое заявление в суд о взыскании денежных средств по договору Исковое заявление о взыскании денежных средств и процентов по договору займа Исковое заявление о взыскании денежных средств и процентов по договору займа В Мещанский районный суд г. Москвы /129090 г. Москва, ул. Каланчевская, д.43 / Истец: Иванов Иван […]
  • Сделать завещание на имущество Как правильно завещать недвижимость в 2018 году: подробности законодательства Законодательство Украины относит завещания к договорам о передаче прав и обязанностей наследодателя к наследникам и требует нотариальной заверки документа. Автор завещания указывает в […]
  • Приемная семья в иркутской области Закон Иркутской области от 1 июня 2018 г. N 43-ОЗ "О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в Иркутской области" (не вступил в силу) Обзор документа Регламентирован порядок создания приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в […]