Конституционный контроль и надзор в ссср

§ 1. Конституционный контроль, его понятие и истоки

Конституционный контроль относится к одному из средств обес­печения верховенства конституционных предписаний, которое при­нято расценивать в качестве признака демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля в широком смыс­ле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противо­речащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться зако­ны, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфе­ре могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться от подписи принимаемых парламентами законов (на­лагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям.

Кое-где к конституционному контролю стали привлекать су­ды. Многие считают, что впервые это произошло в США. Там еще в 1803 г. федеральный Верховный суд признал, что у него есть пра­во объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявле­ние закона таковым означало и означает в наши дни, что он не дол­жен применяться, в первую очередь судами. Другими словами, к контролю за соблюдением Конституции были «подключены» суды. Они стали дополнять то, что делалось либо должно было делаться органами законодательной и исполнительной властей. В других стра­нах отношение к такому контролю было весьма сдержанным.

Лишь в последние 40—50 лет целесообразность привлечения органов судебной власти к осуществлению конституционного контроля была признана во многих странах. Это происходило по мере того, как преодолевалась боязнь причинения ущерба авторитету законных и исполнительных органов тем, что их действия окажутся под судебным контролем. Естественно в процессе внедрения осуществляемого судами конституционного контроля было найдено немало оригинальных решений, отражавших специфику соответствующих стран и уровень сформировавшейся там правовой культуры. Проявилось это как в неодинаковом наполнении содержания понятия «конституционный контроль» и определении пределов компетенции соответствующих органов, так и в наименовании последних. Например, во Франции данная функция возложена на орган, именуемый Конституционным советом, а в Австрии, Италии и Германии на специально созданные конституционные суды. В большинстве стран, где конституционный контроль является прерогативой судебной власти, этим делом занимаются высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды.

Что касается полномочий этих органов, то среди них наряду с проверкой конституционности законов можно обнаружить и некоторые другие: контроль за решениями различного рода государственных органов; рассмотрение споров между субъектами федерации (в федеративных государствах) и между государственными органами о разграничении их компетенции; споров, связанных с подведением итогов выборов; возбуждение и разбирательство уголовных дел в отношении должностных лиц высшего уровня.

Судьба конституционного контроля, осуществляемого органами судебной власти, в нашей стране тоже не была простой. До 1918 г. вопрос даже не ставился, поскольку в России до этого года не было акта, называвшегося Конституцией и имевшего соответствующее юридическое, социальное и политическое значение. Повышенный интерес к проблеме такого контроля возник, когда после образования Союза ССР потребовалось преодолевать «разнобой и пестроту» в законодательстве союзных республик. Разумеется, юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 г. Верховный Суд СССР.

В соответствии со ст. 43 действовавшей тогда Конституции СССР этот Суд наделялся такими полномочиями: дача руководящих разъяснений судам союзных республик; проверка законности и обоснованности судебных решений, принимаемых в союзных республиках; рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц союзного уровня; разбирательство споров между союзными республиками; конституционный контроль (надзор).

Последнее из этих полномочий ставилось в жесткие рамки: оно могло быть реализовано только в виде дачи заключений «о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зре­ния Конституции», которые могли даваться лишь по требованию высшего представительного органа тех лет — ЦИК СССР.

В принятых почти одновременно с Конституцией СССР Поло­жении о Верховном Суде СССР и Наказе Верховному Суду СССР эти рамки были существенно раздвинуты. Это выразилось, во-первых, в том, что заключения по требованию ЦИК СССР могли даваться не только в отношении «тех или иных постановлений союзных респуб­лик», но и в отношении постановлений общесоюзного Правительст­ва — Совета Народных Комиссаров СССР. Во-вторых, на Верховный Суд СССР возлагалось внесение представлений о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений» всех союзных органов (кроме ЦИК СССР и его Президиума) по собственной ини­циативе, по предложениям центральных органов союзных респуб­лик или прокурора Верховного Суда СССР. Направлялись такие представления в Президиум ЦИК СССР. Другими словами, Верхов­ный Суд СССР мог проверять на соответствие Конституции СССР довольно широкий круг правовых актов. Заканчивалась проверка дачей заключения или внесением представления.

Осуществление конституционного контроля (надзора) в таких масштабах требовало значительных усилий. Только для того, чтобы своевременно проявлять инициативу по отмене и приостановлению неконституционных актов союзного уровня, необходимо было регу­лярно изучать все правовые акты, принимавшиеся органами этого уровня. Их копии в обязательном порядке направлялись в Верхов­ный Суд СССР и там тщательно изучались. За первые пять лет вы­полнения данной функции поступило более 24 тыс. актов. Это был большой объем работы.

С начала 30-х гг. активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля (надзора) значительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом какими бы то ни было судами.

В последующие десятилетия широкое распространение полу­чила установка, что конституционный контроль — не дело суда, его должны осуществлять только те, кто принимает законы. Эта уста­новка в итоге привела к тому, что о конституционном контроле по­степенно «забыли». И в этом была своя логика: тот, кто пишет и принимает законы, не может эффективно контролировать их каче­ство и не заинтересован в этом. Были и другие причины, в том чис­ле — политического свойства.

Интерес к проблемам конституционного контроля появился вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей к тому, что многие называют правовым государством. К середи­не 1989г. стали предприниматься конкретные шаги по возрождению эффективного контроля за соблюдением Конституции СССР. 23 декабря 1989 г. состоялось принятие Закона «О конституционном надзоре в СССР». В соответствии с ним был образован Комитет конституционного надзора СССР. С середины 1990 г. он начал свою работу и до момента ликвидации в декабре 1991 г. успел принять ряд важных решений, содействовавших демократизации законодательства в соответствии с требованиями конституционных положений того времени.

Образование Комитета конституционного надзора СССР стимулировало соответствующие усилия в Российской Федерации. 15 де­кабря 1990 г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании не комитета (наподобие того, что был образован на союзном уровне), а Конституционного Суда. На основе этих положений 12 июля 1991 г. состоялось принятие первого Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», а 30 октября того же года Пятый (Внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал первых 13 членов этого Суда, после чего реально началась его деятельность. С ноября 1991 г. по октябрь 1993 г. в соответствии с действовавшим тогда законом он принял ряд решений, имевших большой общественный резонанс. Среди них можно было бы отметить, к примеру, решения по вопросу о конституционности актов, касавшихся деятельности КПСС, о конституционности правоприменительной практики, связанной с индексацией доходов и сбережений населения, о конституционности актов, допускавших выселение граждан из занимаемых ими помещений в административном порядке, о конституционности актов Президиума Верховного Совета РФ, изданных им с превышением предоставленных ему полномочий, и др.

7 октября 1993 г. активная деятельность этого Суда была практически приостановлена. В Указе Президента РФ по данному вопросу отмечался ряд обстоятельств, послуживших поводом для такого решения (в частности, тот факт, что «Конституционный Суд Российской Федерации оказался в глубоком кризисном состоянии»). Обращалось также внимание на необходимость существенных изменений и дополнений действовавшего в то время Закона о Конституционном Суде РСФСР. С учетом этого обстоятельства он Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. признан недействующим. Началась разработка проекта нового закона, который к весне 1994 г. был готов и представлен на рассмотрение Федерального Собрания. Его подписание Президентом РФ состоялось 21 июля 1994 г., т.е. чуть более трех лет спустя после принятия первого закона о Конституционном Суде.

Вскоре после принятия этого закона начался процесс назначения Советом Федерации недостающих судей (чтобы Конституционный Суд РФ по новому закону мог начать свою работу, требовалось иметь полный его состав —19 судей, предусмотренных Конституцией РФ). Процесс этот оказался непростым в связи с тем, что Совет Федерации отклонил многих представленных ему кандидатов. Завершился он только в феврале 1995 г. После этого Суд получил возможность возобновить свои заседания и заняться непосредственно выполнением своих ответственных функций.

Конституционный контроль и надзор в ссср

Созданием системы органов власти первой Российской Республики должно было заняться Учредительное Собрание. Особая комиссия по составлению проекта Основных Законов при Временном правительстве, приступившая к работе в октябре 1917 года, включила в программу законопроектной работы тему «судебная гарантия Конституции».

После решения вопроса о власти и установления Советского строя контрольные функции, в соответствии с принципом «Вся власть Советам!», были сосредоточены в высшем органе Советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

С созданием Союза ССР и формированием его органов власти (1922 — 1924) контрольные функции были переданы Съезду Советов СССР и его органам, а надзорные — Верховному Суду СССР. В соответствии с Конституцией СССР 1924 года верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР — Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего — Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками. Центральные исполнительные комитеты союзных республик имели право опротестовывать декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИК СССР. В исключительных случаях ЦИКи республик и их президиумы имели право приостанавливать распоряжения народных комиссаров СССР (при явном их несоответствии постановлениям СНК или ЦИК СССР).

Конституция СССР 1936 года окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Принятая в 1977 году новая («брежневская») Конституция СССР сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

В 1988 году Президиуму Верховного Совета СССР дважды пришлось обсуждать вопросы о конституционности актов нижестоящих Советов: в июле — решений Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области, Верховных Советов Азербайджана и Армении по карабахскому вопросу; в декабре — Декларации о государственном суверенитете Эстонской ССР. В обоих случаях Президиум ВС СССР, признав некоторые акты неконституционными, предлагал отменить эти акты самим органам, их издавшим. Однако этот механизм, успешно применявшийся Президиумом ВС СССР в 30-х — 70-х годах, перестал срабатывать в условиях ухода от однопартийности и зарождения политического плюрализма. Выявившаяся в обоих делах беспомощность союзных властей продемонстрировала, что при переходе реальной власти от партии к Советам могут возникать проблемы, нерешаемые в отсутствие органа постоянного конституционного контроля, уполномоченного отменять неконституционные нормативные акты.

Конституционный контроль в России: история возникновения и развития

Говоря о становлении конституционного судебного контроля в современной России, нельзя не отметить, что она восприняла основные черты европейской модели конституционного контроля, хотя и имеет свою специфику, связанную с трудностями перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству.

Основные этапы становления института конституционного контроля в России 1 следующие:

1) зарождение идей о конституционном контроле в России (XIX — начало XX в.); [1]

2) осуществление конституционного контроля Центральным исполнительным комитетом СССР (ЦИК СССР) при вспомогательной роли Верховного Суда СССР (конец 1920-х — начало 1930-х гг.);

3) осуществление конституционного контроля Президиумом Верховного Совета СССР (конец 1930-х — начало 1980-х гг.);

4) осуществление конституционного контроля высшими органами государственной власти: Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и Комитетом конституционного надзора СССР (1988-1991 гг.);

5) обеспечение верховенства Конституции и ее правовой защиты самостоятельным и независимым органом судебного конституционного контроля — Конституционным Судом РФ (с 1991 г.).

Практическое осуществление конституционного контроля начинается в первые годы советской власти. В это время конституционный контроль осуществлялся Всероссийским съездом советов и Всероссийским Центральным исполнительным комитетом (ВЦИК), который был вправе отменить практически любой акт в случае его противоречия Конституции РСФСР. На практике отмену конституционных актов реализовывал Президиум ВЦИК. Свои предварительные заключения о конституционности того или иного правового акта давал отдел законодательных предположений.

В связи с образованием в 1922 г. Союза ССР и необходимостью обеспечить соответствие республиканского законодательства общесоюзным нормам функции по осуществлению конституционного контроля переходят к ЦИК СССР, а в период между его сессиями — Президиуму ЦИК СССР. Вспомогательную роль в осуществлении конституционного контроля стал выполнять образованный в 1923 г. Верховный Суд при ЦИК Союза ССР.

К середине 1930-х гг., когда в Советском Союзе уже полностью сформировалась и стабилизировалась командно-административная система, возможное несоответствие как актов союзных республик, так и ведомственных нормативных правовых актов общесоюзному законодательству могло быть только технической ошибкой, а не проявлением политической воли. В случае появления подобной юридической ошибки ее можно было устранить без формального привлечения государственных органов через систему партийной иерархии. В связи с этим принятая в 1936 г. Конституция СССР не предусматривала создания специализированных органов конституционного контроля, так как функции конституционного контроля могли выполнять постоянно действующий высший орган государственной власти — Президиум Верховного Совета СССР и Прокуратура СССР.

Во второй половине 1980-х гг. начинается масштабный кризис всей системы государственной власти в нашей стране. Осознание необходимости перемен в обществе приводит к внесению значительных изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик. Существенным изменениям подверглась ст. 6 Конституции СССР, на цели демократизации общественной жизни были направлены изменения ст. 104 Конституции СССР, которые привели к усовершенствованию высших органов государственной власти — образованию Съезда народных депутатов СССР и реформированию Верховного Совета СССР [2] .

Данные органы государственной власти осуществляли законодательную деятельность, обеспечивали единство законодательного регулирования на всей территории СССР, осуществляли толкование законов Союза ССР. 23 декабря 1989 г. принимается Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР». С мая 1990 г. к работе приступил Комитет конституционного надзора СССР. Члены Комитета конституционного надзора избирались Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе председателя (им стал известный ученый-юрист, член-корреспондент АН СССР С. С. Алексеев), его заместителя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики. Закон установил ряд важных гарантий независимости членов Комитета, прежде всего их подчинение при выполнении ими своих обязанностей только Конституции СССР.

Впервые осуществление конституционного контроля специализированным судебным органом начинается в 1991 г., когда Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» (ред. от 25 февраля 1993 г.) был образован судебный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. Конституционным Судом РФ на основе Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» в 1992—1993 гг. было рассмотрено 27 дел, из них 19 — по обращениям о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, 8 — по индивидуальным жалобам граждан. Им было рассмотрено также более 30 тыс. обращений граждан, государственных органов, общественных объединений, на которые были даны ответы.

Обострение политического кризиса в стране и его трагическая развязка 3—4 октября 1993 г. в Москве привели к фактическому роспуску парламента и приостановлению реального осуществления Конституционным Судом РФ функций конституционного судебного контроля до принятия новой Конституции России и нового закона о конституционном правосудии.

Конституция РФ 1993 г., сохранив специализированный орган конституционного судебного контроля, урегулировала важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Конституционного Суда РФ, внесла существенные изменения в правовой статус данного органа, но все положительное, что было накоплено в ходе становления этого государственно-правового института в России, нашло затем отражение в Законе о Конституционном Суде РФ 1994 г. После завершения формирования полного состава Конституционного Суда РФ в феврале 1995 г. начался новый этап его деятельности.

  • [1] См. подробнее: Штрихи к истории Конституционного Суда России: из дневников, блокнотов, интервью, стенограмм и иных документов и материалов 1989—1996 годов. М., 2014.; Митюков М. А., Барпашов А. М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск, 1999; Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. М., 1995; Митюков М. А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки (30-е — начало 90-х гг. XX в.); Он же: Судебный конституционный надзор 1924—1933 гг.: вопросы истории, теории и практики.
  • [2] См.: Закон СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-Х1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР».

Конституционный контроль и конституционный надзор в РФ

Конституционный контроль — контроль соответствующих органов за конституционностью нормативных актов — соответствие НА Конституции, соответствие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов.

Формы осуществления конституционного контроля: судебный контроль, парламентский контроль, контроль, осуществляемый главой государства; контроль, осуществляемый другими гос. органами, уполномоченными на то Конституцией и др.

Существуют две основные модели конституционного контроля — «американская» и «европейская».

В нашем государстве конституционный контроль, в современном его понимании, начал вводиться с начала 90-х.. В СССР был образован Комитет Конституционного надзора, просуществовавший до 1991 г., а затем — в РФ был образован Конституционный Суд РФ, деятельность

была приостановлена осенью 1993 г и вновь возобновилась, но уже в соответствии с новой Конституцией РФ, в первой половине 1995 г.

В S-х в составе РФ, также создаются конституционные и уставные суды, осуществляющие контроль за соответствием конституция или уставу принимаемых в S-х РФ законов и других нормативно-правовых актов.

Конституционный контроль — осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. к. осуществляют специальные органы — конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. к. совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. дает этому органу право отмены или признания недействующим акта, признанного противоречащим конституции. Конституционный надзор такого права не дает и выражается в том, что орган предлагает тому, кто принял неконституционный акт, или органу, стоящему над ним, отменить этот акт.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР — осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Суть К. н. состоит в том, что надзирающий орган осуществляет наблюдение за соответствием правовых актов конституции, по сигналам или по своей инициативе находит противоконституционные акты и предлагает соответствующим органам их отменить. Сам он отменить такие акты не может, если выполняет в чистом виде функции К. н. Однако если одновременно он является органом конституционного контроля, то может и сам отменять, признавать недействующими подобные акты (см.: Конституционный контроль).

К. н. могут осуществлять различные государственные органы, для которых К. н. — одна из функциональных задач (например, президент, прокуратура). Однако как правило К. н. поручается специально уполномоченному на то органу — комитету конституционного надзора (ККН).

Становление и развитие конституционного контроля

Понятие конституционного контроля

Конституционный контроль, его понятие, становление и развитие, основные задачи и место в государственно-правовом механизме

Тема № 9. Конституционный Суд РФ

1. Конституционный контроль, его понятие, становление и развитие, основные задачи и место в государственно-правовом механизме.

2. Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда РФ.

3. Состав Конституционного Суда РФ, его полномочия.

4. Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание и формы.

Нормативно-правовые акты и основная литература:

1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

2. Любой учебник по дисциплине Правоохранительные органы. Лучше 2010—2012 года.

Конституционный контроль — это проверка соответствия Конституции РФ решений (действий, бездействия), принятых (осуществленных) юридическими и физическими лицами (органами и должностными лицами).

Исходя из содержания ст. 1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в РФ является Конституционный Суд РФ.

«Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Начавшаяся в XVIII веке тенденция к ограничению монархической власти конституцией выявила необходимость создания специального органа, который бы определял конституционность нормативных актов, принятых высшими законодательными и исполнительными органами государства.

Впервые в наиболее законченном виде конституционный контроль возник в США, где в 1803 г. Верховный суд признал за собой право объявлять противоречащими Конституции США любые правовые акты, принимаемые органами законодательной власти. Признание закона не соответствующим Конституции влекло то, что нижестоящие суды и сам Верховный суд не применяли его в дальнейшем. В настоящее время конституционный контроль возложен на суды общей юрисдикции высшего звена также в Канаде, Японии, Швейцарии и ряде других государств.

Другой формой осуществления конституционного контроля является создание специализированных конституционных судов (Россия, Германия, Италия, Испания, Австрия, Бельгия и др.).

Третьей, наименее распространенной, формой конституционного контроля (надзора) является учреждение несудебных или квазисудебных органов конституционного контроля или надзора. Например, во Франции таковым является Конституционный совет, в СССР в 1990—1991 гг. действовал Комитет конституционного надзора СССР.

До 1917 г. в России не было создано органов конституционного контроля или надзора. С принятием Конституции СССР возникла необходимость создания органа, который мог бы проверять соответствие конституций союзных республик Конституции СССР. Таким органом стал Верховный Суд СССР. В период с 1923 по 1931 г. он осуществлял конституционный надзор, однако его полномочия были весьма ограничены: он не мог принимать в рамках этого направления своей деятельности юридически обязательных решений. По требованию Президиума ЦИК СССР он давал заключения о конституционности постановлений СНК СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик. Таким образом, в сферу его компетенции входило рассмотрение вопроса о конституционности лишь актов исполнительных органов. Он мог вносить по своей инициативе представления в Президиум ЦИК СССР о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений всех союзных органов (кроме ЦИК СССР и его Президиума). Все правовые акты, принимавшиеся соответствующими органами исполнительной власти, изучались Верховным Судом СССР на предмет их конституционности.

В Конституции СССР 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле.

С началом перестройки идея конституционного надзора вновь начала пробивать себе дорогу. XIX Всесоюзная конференция КПСС в 1988 г. поддержала предложение учредить Комитет конституционного надзора. Однако создание Комитета затянулось, так принцип разделения властей был отвергнут в нашей стране большевистским переворотом 1917 г. и заменен принципом «полновластия Советов». Выдвинутая учеными идея создания Конституционного суда тогда поддержки не получила. Законом от 1 декабря 1988 г. в Конституцию СССР была включена статья о Комитете конституционного надзора СССР, а 23 декабря 1989 г. был принят Закон о конституционном надзоре в СССР. Однако этот Закон наделял Комитет конституционного надзора СССР весьма ограниченной компетенцией. Комитет не мог принимать обязательных решений, кроме решений об отмене актов, нарушающих основные права и свободы человека. Комитет должен был реагировать, в том числе и по своей инициативе, на противоречащие Конституции поднадзорные акты путем принятия заключений, а юридическое значение последних зависело от того, каким органом изданы эти акты. Так, отрицательные заключения на акты Съезда народных депутатов СССР и на Конституции союзных республик должны были направляться Съезду, который мог отклонить заключение Комитета. Принятие Комитетом отрицательного заключения на другие акты влекло временное приостановление их действия. При этом орган, издавший акт, обязан был в трехмесячный срок устранить его несоответствие требованиям Конституции или закона СССР, а если нарушение не устранялось, то Комитет мог обращаться в вышестоящий орган, и так вопрос мог дойти до Съезда народных депутатов СССР, который опять же мог отклонить заключение Комитета. Комитет мог проверять конституционность законов СССР только по инициативе Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также его Президиума (в дальнейшем — соответственно Председателя Верховного Совета и Президента СССР).

Комитет начал работу только в апреле 1990 г., его председателем был избран С.С. Алексеев, а заместителем — Б.М. Лазарев. Комитет просуществовал до распада СССР в декабре 1991 г. За столь небольшой отрезок времени он успел принять ряд важных решений, содействовавших демократизации советского законодательства, становлению и защите прав и свобод человека на основе принципов международного права.

12 июля 1991 г. парламентом России был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». В том же году Суд был сформирован, а его председателем избран В.Д. Зорькин.

Попытки Конституционного Суда ввести исполнительную власть в правовые рамки, ограничить ее антиконституционные действия повлекли ответную реакцию. Узурпация власти Президентом РФ Б.Н. Ельциным осенью 1993 г.: разгон парламента, приостановление действия Конституции РСФСР не могли пройти мимо внимания Конституционного Суда. 21 сентября 1993 г. Суд в полном соответствии с Законом «О Конституционном Суде РСФСР» и Конституцией России выносит Заключение «О соответствии Конституции РФ действий и решений Президента РФ Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 г. № 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 г., в котором указал, что данные акты не соответствуют действовавшей Конституции и служат основанием для отрешения Президента РФ Б.Н. Ельцина от должности. Президент РФ, в свою очередь, 7 октября издает Указ о приостановлении деятельности Конституционного Суда РФ, а 24 декабря того же года — о признании недействующим (!) Закона о Конституционном Суде РСФСР.

Лишь в феврале 1995 г. Конституционный Суд возобновил свою работу, теперь уже на основе нового Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». Этим Законом были существенно сужены полномочия Конституционного Суда РФ. Из его компетенции была исключена проверка конституционности создания и деятельности политических партий, проверка конституционности судебной практики. Если по Закону 1991 г. Конституционный Суд мог по своей инициативе проверять нормативные акты на предмет соответствия Конституции, то теперь он может это сделать лишь в случае обращения узкого круга государственных органов и должностных лиц, что тем не менее в большей степени отвечает его природе как органа судебной власти» [1] .

Смотрите еще:

  • Закон о пенсии военнослужащих с 1 января 2014 года Первые выплаты повышенных пенсий военным: Гройсман назвал даты и суммы В апреле военные пенсионеры получат перерасчет за четыре месяца Первые выплаты повышенных пенсий военнослужащим начнутся уже в конце марта, а перечисленную пенсию за январь-апрель военные […]
  • Займ на киви кошелек срочно от частного лица Срочно нужны деньги? Tеперь получить займ очень просто! займы от 1 000 до 100 000 рублей срок займа — от 7 дней до 12 месяцев без комиссий и справок о доходах улучшаем кредитную историю процент одобрения - 96% Срочный займ на киви кошелек прямо […]
  • Ст 719 ук рф Статья 719. Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда 1. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление […]
  • Дотация и материальная помощь Профком обучающихся МАИ Социальная комиссия Социальная комиссия занимается вопросами оказания материальной поддержки и материальной поддержки (экс дотация) Мэрии города Москвы остронуждающимся обучающимся. Для того что бы оформить заявление на материальную поддержку и […]
  • Ул олеко дундича д35 к1 дом под снос город Москва, улица Олеко Дундича, д.35, корпус 1 (район Фили-Давыдково, Западный АО) Паспорт многоквартирного дома Почтовый индекс - 121108. Тип здания - Многоквартирный жилой дом, Этажей - 5, Материал стен - блочный, Межэтажные перекрытия - ж/бетон, […]
  • Налоговая дачная амнистия Дачная амнистия: что делать и куда идти О том как воспользоваться дачной амнистией, "Вести.Недвижимость" рассказал адвокат Олег Сухов. Дачную амнистию продлили до 1 марта 2018 года, однако уже в этом году процедура усложнилась — упрощенный порядок для оформления […]
  • Ст 1070 ст 1069 гк рф Статья 1070 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда Новая редакция Ст. 1070 ГК РФ 1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к […]
  • Не выплачивают расчетные при увольнении что делать Куда обратиться, если не дали расчет при увольнении? Добрый день, подскажите как быть и куда обратиться, я уволился 9 мая 2017 года и по сей день Не могу получить окончательный расчет сегодня уже 3 августа 2017г. На требования расчета кормят завтраками и […]