Кто не может быть выселен из служебного жилья

Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Выселение из служебного помещения

Служебное помещение — специализированная площадь в виде индивидуальной квартиры или отдельного дома. Ее можно получить в аренду во время трудовых отношений, при прохождении службы или нахождении на государственной должности. Прекращение трудовых отношений или пребывание на государственной или выборной должности, включая исключение с трудовой деятельности, влечет за собой расторжение договора.

Служебная недвижимость — площадь для размещения персонала конкретной категории. Они располагаются на территории трудовой деятельности или недалеко от местоположения:

  • Промежуточные этажи для нанимателей;
  • В качестве опциональных кабин для одного или нескольких человек;
  • На переходах и тому подобное.

В них устанавливаются:

Они должны соответствовать условиям комфортного проживания, быть удобными для трудовой деятельности человека и отвечать условиям по пожарной безопасности. Проходы оборудуются дверями с защитными замками, которые запираются на ключ.

Судебная практика определяет популярные основания для выселения жильцов из служебных помещений:

  • Действие договора с нанимателем подошло к концу;
  • Договор был расторгнут;
  • Плата за проживание не перечисляется;
  • Был нанесен вред квартире или ее состояние признается аварийным, в результате чего инициируется процесс выселения;
  • Незаконность проводимого решения;
  • Переезд человека;
  • Смена собственника.

Без предоставления жилья

Согласно статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выселении предоставляется жилье:

  • Военнослужащим;
  • Должностным лицам;
  • Сотрудникам органов внутренних дел;
  • Органов федеральной службы безопасности;
  • Пенсионеры по достижении определенного возраста не выселяются;
  • Членам семей сотрудников, которым предоставлялась недвижимость на проживания, но они погибли;
  • Человек с ограниченными возможностями первой и второй категории, которые приобрели ее во время трудовой деятельности.

Выселение из жилья остальных нанимателей происходит без предоставления жилья с аналогичными условиями также согласно договору найма.

С предоставлением жилья

Выселение из служебного помещения осуществляется в том случае, если договор социального найма предоставляется недействительным. Жильцы выселяются из подобной квартиры в том случае, если:

  • Условия и правила относительно порядка нарушаются;
  • Отсутствуют причины для заключения повторного договора с человеком.

Если происходит выселение из служебного жилья нанимателей (в том числе общежития) согласно законодательству, контролирующий орган обязан предоставить аналогичное жилье описанным выше группам людей.

Ветерана боевых действий

Служебное помещение — особая категория строительства. Поэтому, жить и пользоваться всеми коммуникациями имеют право лишь определенные наниматели, в том числе военные. Несмотря на предоставление военным подобного недвижимого имущества, они не являются собственниками. В результате они могут быть выселены в любой момент. Главные причины утраты:

  • Жилье не пригодное для последующего проживания;
  • Необходимость в капитальном ремонте;
  • Утрата статуса военнослужащего.

Первый и второй случай относится к предоставлению альтернативного жилья по договору нанимателям в случае выселения. Однако после проведения ремонта, оно возвращается для последующего проживания. Третий вариант — военному предлагают субсидию на покупку новой квартиры. Этим правом пользуются ветераны.

Выселение из служебного помещения нанимателей может быть осуществлено за долги. Если оно единственное жилье как для неплательщика, так и для всей семьи, то выселение осуществить невозможно. Исключение из правил — жилье считается предметом ипотеки. Однако на служебное жилье невозможно получить ипотеку. Оно предоставляется государством.

Кто не может быть выселен из служебного жилого помещения?

Если вы не наниматель служебного помещения, то без предоставления другой недвижимости выселить человека нельзя. Также это относится к собственникам. Но собственники в данном случае — это государство. Следовательно, из служебного жилого помещения не может быть выселен:

  • Человек в семье военнослужащего, работников органов внутренних дел, должностных лиц, органы федеральной безопасности, противопожарной службы, учреждений по работе с уголовными делами, без вести пропавших военных или погибших на войне;
  • Пенсионеры по достижении определенного возраста;
  • Семья человека, которому предоставлялось служебное помещение и который умер, не может быть выселена;
  • Инвалиды второй и первой группы;
  • Дети-сироты, которые остались без обеспечения родителей.

Эти категории граждан нанимателей не могут быть выселены из служебных помещений без предоставления альтернативного жилья со схожими или улучшенными жилищными условиями. При этом квартира должна находиться в границах одного и того же населенного пункта.

Если вы не смогли разобраться с вопросом, обратитесь к нашему юристу! Мы предлагаем качественную и быструю консультацию.

Выселение из служебного жилья

Автор: Виктория Трофимова

Служебное жилье — это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы. Предоставление служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения носит временный характер. В рамках данной статьи рассмотрим вопросы, касающиеся прекращения договора найма служебного жилого помещения в связи с прекращением трудовых отношений и выселения из служебного жилья.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Военный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли РФ с иском к ответчикам Л.О.М., Л.С.А, требуя выселить ответчиков из изолированного служебного жилого помещения в многоквартирном доме без предоставления других жилых помещений. В период работы ответчика Л.О.М. в войсковой части на объекте по уничтожению химического оружия ей было предоставлено изолированное служебное жилое помещение в доме, собственником которого является Российская Федерация. После увольнения из войсковой части ответчики жилое помещение не освободили. Иск прокурора судом был удовлетворен, т.к. согласно ст. 10 Федерального закона № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством РФ, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 811 «Об утверждении порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием» служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы влечет прекращение договора найма и является основанием для выселения. К категории граждан, предусмотренной ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, ответчики не относятся, а, следовательно, подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления других жилых помещений (решение Камбарского районного суда от 25 декабря 2013 г. Дело № 2-459/2013).

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).

Служебное жилье имеет четкое целевое назначение. Часть 3 ст. 92 ЖК РФ устанавливает запрет на отчуждение, передачу в аренду, в наем данной категории жилья, за исключением передачи по договору найма специализированного жилого помещения. Однако судебной практике известны примеры, когда служебное жилье использовалось бывшим нанимателем не по целевому назначению. Вот один из таких примеров.

Администрация городского округа обратилась в суд с иском к ответчику о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, взыскании задолженности по оплате за пользование жилым помещением. Данное жилое помещение, собственником которого является городской округ, было предоставлено ответчику в период прохождения им военной службы в вооруженных силах РФ по договору найма служебного жилого помещения. После увольнения с военной службы ответчик был снят с регистрационного учета в связи с убытием на постоянное место жительства. Однако в судебном заседании выяснилось, что по настоящее время ответчик пользуется и распоряжается указанным жилым помещением, сдавая его в поднаем, а также имеет задолженность перед администрацией городского округа по оплате за пользование жилым помещением. Исковые требования удовлетворены в полном объеме (решение Татищевского районного суда от 8 октября 2015 г. по делу № 2-784/2015).

Согласно п. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Решение собственника служебного жилого помещения является основанием для заключения с гражданином договора найма служебного жилого помещения. Следовательно, актуальным является вопрос смены собственника служебного жилого помещения и последствия перехода права собственности на данное помещение для нанимателя. Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор найма служебного жилого помещения по своей правовой природе является особым видом договора найма специализированного жилого помещения, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор найма служебного жилого помещения может быть либо расторгнут по основаниям, установленным ст. 101 ЖК РФ, либо прекращен по основаниям, установленным ст. 102 ЖК РФ. Специальной нормой — ч. 2 ст. 102 ЖК РФ — установлено основание для прекращения договора найма служебного жилого помещения. Согласно этой норме переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения (определение Красноармейского районного суда от 3 ноября 2011 г. по делу № 2-233/2011).

Расторжение и прекращение договора найма служебного жилого помещения влечет обязанность нанимателя и членов его семьи освободить служебное жилье. В случае отказа добровольно освободить занимаемую жилую площадь наниматель может быть выселен принудительно, в судебном порядке. Судом должно быть установлено наличие законных оснований для осуществления данной процедуры, иначе в иске будет отказано. Рассмотрим пример.

Войсковая часть обратилась в суд с иском к ответчику, проходящему военную службу в данной войсковой части, о признании договора найма служебного жилого помещения прекращенным и о выселении из занимаемого служебного жилого помещения в предоставленное для постоянного проживания жилое помещение. Решением жилищной комиссии ответчику и членам его семьи была предоставлена квартира. От выделенного жилого помещения ответчик отказался, мотивируя отказ тем, что предоставлением такой квартиры права его ребенка не соблюдены. После дополнительной проверки указанное жилое помещение было ему вновь распределено. Однако ответчик повторно отказался от предоставления ему данной квартиры и не освободил занимаемое им служебное жилое помещение, по мнению истца злоупотребив своим правом, в связи с чем истцу не представляется возможным заключение с ответчиком договора социального найма на предоставленное ему жилое помещение. Суд посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению, т.к. ответчик, являясь военнослужащим, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и при этом проживает в служебном жилом помещении в соответствии с заключенным договором найма служебного жилого помещения, условия которого и предусмотренные им обязанности нанимателем исполняются надлежащим образом. Следовательно, оснований для расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения, предусмотренных ст. ст. 83 , 101 , 102 ЖК РФ, не имеется (решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 сентября 2014 г. по делу № 2-4421/2014).

Частью 2 ст. 103 ЖК РФ закреплен круг лиц, которые не могут быть выселены из общежитий и служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

Гражданам, указанным в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. Однако указания на то, что предоставляемое взамен служебного жилье должно быть благоустроенным, в ч. 3 ст. 103 ЖК РФ не содержится. Согласно ч. 4 ст. 103 ЖК РФ выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения. Рассмотрим пример из судебной практики.

Администрация городского округа обратилась в суд с иском к ответчикам с просьбой выселить их из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения. В связи с прекращением трудовых отношений ответчика заключенный с ним ранее договор найма служебного жилого помещения является прекращенным, а граждане, проживающие в спорной квартире, обязаны её освободить. Ответчик и его супруга, являющиеся пенсионерами по старости, признаны малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения. В силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ они не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Поскольку в добровольном порядке занимаемое жилье ответчики не освободили, они подлежат выселению из служебной квартиры с предоставлением другого жилого помещения. Исковые требования удовлетворены (решение Верхнесалдинского городского суда от 3 октября 2011 г. по делу № 2-599/2011).

Помимо указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ категорий граждан, не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления других жилых помещений лица, указанные в ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно данной статье граждане, которые проживают в служебных жилых помещения и жилых помещения в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Обратимся к судебной практике.

Войсковая часть обратилась в суд к ответчикам о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения. В 1964 г. ответчикам было предоставлено жилое помещение. В настоящее время в трудовых отношениях ответчики с войсковой частью не состоят. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 41 Постановления Пленума от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. Частью 2 статьи 297 ГК РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру. В материалы дела не представлены доказательства того, что на момент предоставления ответчикам спорного жилого помещения принималось решение о включении его в число служебных. В условиях договора не указано на предоставление квартиры ответчикам как служебного жилого помещения на период трудовых отношений. Установленный договором срок истек, а потому договор носит бессрочный характер. Суд пришел к выводу, что даже если рассматривать спорное жилое помещение как служебное, следует учитывать, что ранее действующее законодательство (ст. 108 ЖК РСФСР) не допускало выселение из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения пенсионеров по старости (решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 16 апреля 2015 г. по делу № 2-2222/2015).

К аналогичному выводу пришел и Белогорский городской суд Амурской области в решении от 14 января 2016 г. по делу № 2-2900/2015, отказывая в удовлетворении исковых требований Учреждению Министерства обороны РФ о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением и выселении их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Кроме того, суд указал, что несмотря на то обстоятельство, что ответчики не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, это не свидетельствует об отсутствии у них права на предусмотренные статьей 13 Вводного закона дополнительные гарантии, и в соответствии с п. 4 ст. 108 ЖК РСФСР они не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения.

Необходимо учитывать, что право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ. В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения, установлены для определенной категории сотрудников соответствующими подзаконными актами. Рассмотрим пример из судебной практики.

Учреждение МЧС России обратилось в суд с иском к ответчикам о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на том основании, что данное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду, было предоставлено ответчику Г. на основании договора служебного найма на период работы. После увольнения Г. ответчики продолжают проживать в спорной квартире и не желают освободить жилое помещение в добровольном порядке. Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, на данное решение ответчиками была подана апелляционная жалоба, в которой ее податель сослался на п.п. 2, 27-28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 № 897, согласно которому без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет. На основании изложенного ответчик (податель апелляционной жалобы), имеющий выслугу более 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья. Решение суда первой инстанции было отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано (апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2015 г. по делу № 33-8339/2015).

Актуальным является вопрос приобретения прав членами семьи лица, получившего служебное жилье, на данное жилое помещение, в т.ч. права пользования служебным жилым помещением бывшим членом семьи нанимателя. Обратимся к судебной практике.

Военнослужащий, наниматель служебного жилого помещения, обратился в суд с иском к бывшей супруге, проживающей в данной квартире, о признании ее утратившей право пользования жилым служебным помещением и снятии с регистрационного учета. Исковые требования мотивированы тем, что истец обязан сдать (фактически освободить) жилое помещения при переводе к новому месту службы. Суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч. 5 ст. 100 и ч. 2-4 ст. 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя по общему правилу не сохраняется (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ). Таким образом, суд признал прекращенным право пользования служебным жилым помещением с сохранением права временного пользования указанным жилым помещением на определенный судом срок, по истечении которого она обязана освободить занимаемое жилое помещение (решение Алейского городского суда от 8 октября 2014 г. по делу № 2-1149/2014).

Исходя из норм материального права, регулирующих данное правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы. Исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 100 , ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.

Таким образом, изучив законодательство РФ и судебную практику по вопросу, обозначенному в теме настоящей статьи, можно сделать вывод,

что предоставление служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения носит временный характер, т.к. связано с временным характером трудовых отношений. Жилищное законодательство РФ предусматривает как расторжение договора найма служебного жилого помещения, так и его прекращение. Прекращение трудовых либо государственно-служебных отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, а также влечет обязанность нанимателя освободить служебное жилье. В случае отказа добровольно освободить занимаемую жилую площадь наниматель может быть выселен принудительно, в судебном порядке. Помимо прекращения трудовых отношений основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения является смена собственника служебного жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения. Законодательством РФ закреплен круг лиц, которые не могут быть выселены из общежитий и служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения. Перечень категорий граждан, которым предоставляется другое жилое помещение при выселении из служебных жилых помещений, закреплен в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Гражданам, указанным в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. Однако указания на то, что предоставляемое взамен служебного жилье должно быть благоустроенным, в ч. 3 ст. 103 ЖК РФ не содержится. Помимо указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ категорий граждан не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления других жилых помещений лица, указанные в ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Но следует иметь в виду, что право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ, иначе при возникновении спорных правоотношений положения данной нормы на них не будут распространяться. Для определенных категорий сотрудников дополнительные гарантии в виде невозможности их выселения из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения устанавливаются соответствующими подзаконными актами. Что касается прав членов семьи нанимателя служебного жилого помещения на данное жилье, то, исходя из норм материального права, регулирующих данное правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы. Исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 100 , ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.

Выселение из служебного жилья: перспективы судебного разбирательства

Автор: Артур Давыдов

Тема: «Выселение из служебного жилья: перспективы судебного разбирательства»

А. Давыдов, практикующий юрист, г. Москва

В настоящее время правовому регулированию отношений, связанных с предоставлением и использованием жилых помещений специализированного фонда, в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) посвящен самостоятельный раздел IV «Специализированный жилищный фонд», положениями которого определено назначение каждого вида специализированного жилья.

Ранее основные нормы о служебных жилых помещениях содержались в ст. ст. 101–108 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 г. и действ. до 01 марта 2005 г.) и в других правовых актах, некоторые из которых могут применяться и в настоящее время в той части, которая не противоречит действующему в настоящее время ЖК РФ (см. ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В силу ст. ст. 92–93 раздела IV ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Т.е. служебное жилье предоставляется не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

Согласно ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. В Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» эта норма уточняется: «…не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме».

Основанием предоставления служебных жилых помещений является решение собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц (ст. 99 ЖК РФ).

Между тем следует иметь в виду, что согласно ст. 100 ЖК РФ основанием для вселения в служебное жилое помещение является договор найма специализированного жилого помещения, который заключается на основании решения собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц о предоставлении такого помещения.

Хотелось бы отметить, что по действовавшему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся ордер установленной формы (ст. ст. 47, 105 ЖК РСФСР) .

В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Этим же Постановлением утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма применяются правила, предусмотренные частями 2–4 ст. 31, ст. 65 и частями 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ.

Основанием выселения из служебных жилых помещений, независимо от их вида, является расторжение или прекращение договора найма специализированного жилого помещения, что по общему правилу влечет за собой выселение нанимателя. Следовательно, граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае же отказа освободить указанные жилые помещения граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, а также ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Так, согласно ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя; инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей; инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ с 1 января 2013 г. ч. 2 ст. 103 ЖК РФ дополнена пунктом 5 следующего содержания: «5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта». Действие указанного изменения распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 15-ФЗ, в том случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года .

Согласно ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности, выселение из служебных жилых помещений в судебном порядке может производиться в следующих случаях:

1) при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, в частности в случаях (п. 4 ст. 83, п. 3 ст. 101 ЖК РФ):
– невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;

Как показывает судебная практика, большинство судов тщательно исследуют причины образовавшейся задолженности по оплате жилой площади, исходя из того, что они относятся к обстоятельствам, имеющим юридическое значение .

– разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
– систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

Как указал ВС РФ в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление), к систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений ч. 2 ст. 1 и ч. 4 ст. 17 ЖК РФ следует отнести их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями (например прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.) .

– использования жилого помещения не по назначению;

Под использованием жилого помещения не по назначению, исходя из положений ч. ч. 1–3 ст. 17 ЖК РФ, следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), т.е. фактическое превращение жилого помещения в нежилое (п. 39 Постановления).

2) в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства (договор найма специализированного жилого помещения считается в данном случае расторгнутым со дня выезда) (п. 3 ст. 83, п. 3 ст. 101 ЖК РФ);

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 32 Постановления, условием удовлетворения иска в данном случае будет являться установление факта постоянного непроживания истца в спорном служебном жилом помещении, обусловленного его добровольным выездом в другое место жительства и отказом от прав и обязанностей нанимателя по договору найма при отсутствии препятствий в пользовании этим помещением.

3) в случае признания недействительными решения о предоставлении специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 99 ЖК РФ).

В подп. «в» п. 41 Постановления сказано, что нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Однако в большинстве случаев, как показывает судебная практика, выселение из служебных жилых помещений в судебном порядке является крайней мерой, которая применяется в основном лишь в случаях отказа граждан добровольно освободить эти помещения.

В качестве примеров выселения в судебном порядке можно привести следующие дела.

1. В декабре 2007 года отряд государственной противопожарной службы № 14 обратился в суд с иском к З., З.Г., З.Ф. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: , без предоставления другого жилого помещения, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение является служебным, передано в оперативное управление истца, в 1999 году было предоставлено работнику ОГПС № 14 С. Последний 15 ноября 2000 года выехал из указанного жилого помещения, снялся с регистрационного учета. В жилом помещении остались проживать его жена З., брак которой с С. расторгнут 28 февраля 2001 года, и дети З.Г., З.Ф. (в отношении детей С. 17 декабря 2001 года лишен родительских прав). Поскольку освободить служебное жилое помещение ответчики отказываются, истец просил суд выселить ответчиков без предоставления другого жилого помещения.

Решением Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 января 2008 г. иск удовлетворен.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 1 апреля 2008 г. решение суда от 10 января 2008 г. отменено и дело было направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела решением Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 мая 2008 г. в иске отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26 августа 2008 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым постановлено выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: , без предоставления другого жилого помещения.

В надзорной жалобе, поданной З., поставлен вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26 августа 2008 г. и передаче надзорной жалобы для рассмотрения на судебном заседании суда надзорной инстанции.

В связи с поданной надзорной жалобой на указанные судебные постановления и сомнениями в их законности, 23 декабря 2008 года судьей Верховного Суда РФ Кнышевым В.П. указанное дело было истребовано в Верховный Суд РФ и определением того же судьи от 29 апреля 2009 г. передано для рассмотрения на судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Определением от 26.05.2009 № 69-В09-5 судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указанное дело о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как доводы ответчицы о том, что до введения в действие Жилищного кодекса РФ она являлась одинокой матерью с проживающими вместе с ней несовершеннолетними детьми и ее выселение без предоставления другого жилого помещения не допускалось законом, так как она подпадала под действие п. 12 ч. 1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, не были учтены судом .

Из приведенного примера следует, что, если к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ у лица при наличии оснований, указанных в статье 108 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные данной нормой, то к спорным правоотношениям применяются положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса РФ.

2. Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к М.Е., М.Г. и М.А. о признании их утратившими право пользования жилым помещением — трехкомнатной квартирой , выселении их из указанной квартиры со снятием с регистрационного учета.

В обосновании своих требований истец указал, что ответчица М.Е. занимала должность . В связи с трудовыми отношениями М.Е. на основании договора найма специализированного (служебного) жилого помещения истцом была предоставлена трехкомнатная квартира . Совместно с нанимателем в квартиру были вселены члены ее семьи — супруг М.Г. и дочь М.А. М.Е. была освобождена от занимаемой должности и уволена по сокращению штата работников. В связи с этим истцом в адрес ответчицы неоднократно направлялись уведомления о прекращении действия договора найма и необходимости освободить спорную квартиру. Так как ответчики в добровольном порядке не выполнили требование собственника об освобождении жилого помещения, истец вынужден был обратиться в суд.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2011 г. М.Е., М.Г. и М.А. выселены из трехкомнатной квартиры . В удовлетворении остальной части иска Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области отказано.

Не соглашаясь с решением суда, ответчица М.Е. подала кассационную жалобу на указанное решение, в которой просит решение отменить. В обосновании своей жалобы ответчица указала, что такое основание для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, как прекращение трудовых отношений, ЖК РФ не предусмотрено.

Определением Ленинградского областного суда от 26.10.2011 № 33-5254/2011 решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2011 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба М.Е. — без удовлетворения. При этом судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда указала, что прекращение трудовых отношений в соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Предусмотренных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ оснований, по которым ответчики не могли быть выселены из спорной квартиры без предоставления других жилых помещений, не имеется.
Из приведенного примера следует: срок договора найма служебного жилого помещения определяется продолжительностью трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

3. Администрация закрытого административно-территориального образования (далее — ЗАТО ) обратилась в суд с иском к Р.С. и Р.Е. о выселении их вместе с несовершеннолетними детьми Р.В. и Р.Д. из жилого помещения — квартиры № , расположенной в доме № , без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета. Требование мотивировалось тем, что названная квартира является муниципальной собственностью и в 2001 году включена в число служебных жилых помещений. Квартира была предоставлена Р.С. как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту. В 2002 году ответчик в связи с организационно-штатными мероприятиями был досрочно уволен в запас. По программе «Обеспечение жильем молодых семей» в 2009 году ответчики были обеспечены жилым помещением, однако освободить служебное жилое помещение отказываются.

Решением Пермского районного суда от 21.11.2011 исковые требования ЗАТО удовлетворены.

Не соглашаясь с решением суда, ответчики подали кассационную жалобу на указанное решение, в которой просят решение суда отменить. В обосновании своей жалобы ответчики указали, что возникшие правоотношения по пользованию служебным жилым помещением носят договорной характер, в связи с чем к ним должны быть применены положения ст. 196 ГК РФ о трехлетнем сроке исковой давности, что срок исковой давности истцом был пропущен и положения ст. 208 ГК РФ, на которую сослался суд, в данном случае, исходя из характера правоотношений, не подлежали применению. Кроме того, ответчики указали, что не может являться основанием для их выселения и покупка ими 3-комнатной квартиры по программе «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку положения ст. ст. 101, 102, 83 ЖК РФ не содержат такого основания для расторжения договора найма специализированного жилого помещения, как приобретение нанимателями другого жилого помещения в собственность.

Определением Пермского краевого суда от 28.12.2011 по делу № 33-13326 кассационная жалоба ответчиков оставлена без удовлетворения.

При этом судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда указала, что, поскольку в настоящее время ответчик, являясь долевым собственником жилого помещения, не состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и не относится к числу лиц, которые имеют право состоять на данном учете, он подлежит выселению из служебного жилого помещения.

Кроме того, судебная коллегия указала на ошибочность вывода суда о том, что на возникшие правоотношения не распространяется срок исковой давности. Однако ошибочность данного вывода суда не влечет за собой необходимость отмены решения, поскольку в целом вывод суда о том, что срок исковой давности на обращение в суд истцом не пропущен, является правильным.

Из приведенного примера следует, что гражданин подлежит выселению из служебного жилого помещения, если основания, в силу которых он состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и относился к числу лиц, имеющих право состоять на данном учете, отпали.

Кроме того, при возникновении споров о выселении из служебных жилых помещений необходимо четко разграничивать жилищные правоотношения и гражданские, учитывая, что к первым не могут применяться положения статьи 208 ГК РФ, в соответствии с которой на требования о защите прав собственника или владельца недвижимого имущества не распространяется общий трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, на что указывает Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2008 г. № 5-В08-77

Пункт 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»» // Российская газета. — № 34. — 17.02.2006.

«Российская газета». — N 46. — 02.03.2012.

Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Пункт 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2009 № 69-В09-5// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Определение Ленинградского областного суда от 26.10.2011 № 33-5254/2011// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2008 № 5-В08-77// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Смотрите еще:

  • Лобненский мировой суд участок 103 Лобненский мировой суд участок 103 Судебный участок №101 Лобненского судебного района Московской области Адрес: 141730, Московская область, г. Лобня, ул. Циолковского, д.13 А Мировой судья: Шамко Ирина Петровна секретариат - тел.: (495) 577-50-96 Судебный участок […]
  • Регистрация права собственности по договору ренты Регистрация права собственности по договору ренты Особенности государственной регистрации прав на основании договора ренты, договора пожизненного содержания с иждивением. (Вопрос 104) (ст. 583-605, абз. 2 п. 3 ст. 8.1, п. 1 ст. 430 ГК РФ, п. 2 ст. 20 Федеральный закон […]
  • Ст129 ч4 коап рф 2014 ПОПРАВКИ 2014 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии с Федеральным законом от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое […]
  • Нормативное понятие жилое помещение Виды жилых помещений Автор: Хуснетдинова Л. М. Виды жилых помещений Статья 5 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» определяет имущество, которое может быть предметом ипотеки. Таким имуществом может быть жилое […]
  • Уведомление о передаче прав аренды земельного участка в залог Уведомление собственника земельного участка о передаче арендатором земельного участка, находящегося в государственной (или: муниципальной) собственности, в залог арендных прав на данный земельный участок (при аренде земельного участка, находящегося в государственной […]
  • Соглашение об уплате алиментов у нотариуса Как заключить соглашение об уплате алиментов? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Соглашение об уплате алиментов (далее — Соглашение) заключается между лицом, обязанным уплачивать […]
  • Мировой суд участок 107 Мировой суд участок 107 Судебный участок № 107 в Кировском судебном районе в городе Омске Аппарат мирового судьи начальник отдела Калугина Наталья Николаевна Телефон: 8(3812) 51-37-56 канцелярия 8(3812) 51-36-63 факс 8(3812) 55-22-17 мировой судья судебного участка […]
  • Гражданский кодекс решение собраний Решения собраний как основание возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Согласно ст. 8 ГК гражданские права и обязанности могут возникать из решений собраний в случаях, предусмотренных законом. Легального определения решения собраний в законе не содержится. […]