Наименование для обособленного подразделения

Название обособленного подразделения ООО в документах

Светлана
— в счете на оплату указывается наименование головной организации ООО «Ромашка», КПП тоже головной орг.

Счет-фактура:
Продавец: ООО «Ромашка»
ИНН/КПП продавца: инн головного/кпп ОБОСОБЛЕННОГО

Грузоотправитель: ООО»Ромашка» с адресом ОП без слова «обособленное подразделение»

Организация-грузоотправитель: ООО»Ромашка» с адресом ОП без слова «обособленное подразделение»
Поставщик: ООО «Ромашка».

про накладные см. п.п. 2 и 4 ст. 9 Закона «О бухучете». в п. 2 приведены обязательные сведения (т.е. наименование головы), а в п. 4 сказано, что компании в учетной политике утверждают применяемую первичку, т.е. ничто не мешает в утвержденной накладной добавить графу для ОП.

что касается счетов-фактур, то в графе покупатель указывается наименование головы, его ИНН, КПП ОП, в графе грузоотправитель — наименование и адрес ОП (Письмо Минфина России от 03.06.2014 N 03-07-15/26524).

Наименование обособленного подразделения

Название обособленного подразделения ООО в документах

Порядок заполнения страницы «Сведения

об обособленном подразделении»

13. В случае, если в сообщении одновременно указывается о создании нескольких обособленных подразделений или об изменении сведений о нескольких обособленных подразделениях российской организации, по каждому из них заполняется отдельная страница, содержащая сведения об обособленном подразделении.

14. В полях «ИНН» и «КПП» указываются ИНН и КПП организации, присвоенные ей при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.

15. В поле «Стр.» указывается номер страницы.

16. При указании вида сообщения в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:

«1» — об изменении места нахождения;

«2» — об изменении наименования;

«3» — об изменении места нахождения и наименования.

17. В поле «КПП» в случае внесения изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении указывается КПП, присвоенный налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения.

18. В поле «Наименование (при наличии)» указывается наименование обособленного подразделения при наличии.

При сообщении сведений об изменении наименования обособленного подразделения указывается новое наименование обособленного подразделения.

19. При сообщении сведений об изменении адреса места нахождения обособленного подразделения указывается новый адрес места нахождения.

При заполнении сведений о месте нахождения (адресе) обособленного подразделения указываются: почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса). Цифровой код региона указывается в соответствии со справочником «Субъекты Российской Федерации» (приложение N 1 к приложению N 11).

При заполнении сведений о месте нахождения (адресе) обособленного подразделения для городов Москва и Санкт-Петербург поля «Район» и «Город» не заполняются.

20. В поле «Дата создания (внесения изменений в ранее сообщенные сведения)» указывается дата создания обособленного подразделения или дата внесения изменений в ранее сообщенные сведения о нем.

21. В поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» проставляется подпись лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении.

22. Раздел «Сведения о постановке на учет (внесении изменений, снятии с учета) в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организации» содержит следующие сведения:

1) должность, фамилия и инициалы имени и отчества работника налогового органа, осуществившего постановку на учет (снятие с учета) российской организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесение изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении, его подпись;

2) в поле «Присвоен код причины постановки на учет» при постановке на учет работником налогового органа проставляется КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения;

3) дата осуществления постановки на учет (внесения изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении, снятия с учета) российской организации по месту нахождения обособленного подразделения.

Статья 11 НК РФ называет три признака обособленного подразделения

В ГК есть такое понятие, как обособленное подразделение — это подразделение, находящееся вне места нахождения ЮЛ, осуществляющее все его функции или их часть.

Причины создания обособленного подразделения

  • Расширение бизнеса
  • Оптимизация управления структурными подразделениями в других регионах
  • Стремление организации приблизить производство к источникам сырья требования экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств вдали от населенных пунктов

Признаки обособленного подразделения

  • Территориальная обособленность — располагаются вне места нахождения юридического лица
  • Стационарное рабочее место — подразумевает наличие работников
  • Обособлены — имеют собственную структуру органов управления, определяемую головной организацией (ст. 209 ТК РФ)

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Обособленные подразделения делятся на

  • Филиалы
  • Представительства
  • ОП по налоговому законодательству

Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями организации, расположенными вне места нахождения самого юридического лица. Основные различия между представительством и филиалом общества заключаются в выполняемых функциях.

Поскольку в НК РФ и других отраслях законодательства отсутствует понятие «структурное подразделение организации», следует руководствоваться п.16 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, в соответствии с которым под структурными подразделениями организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, секторы и т.п.

Функции Представительства и Филиала ЮЛ

Представительства исключительно представляют интересы Общества и осуществляют их защиту, филиал же напротив, осуществляет все или часть функций головного Общества, в том числе функции представительства. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Означает ли создание ОП заключение трудового договора с работником, который трудится вне офиса?

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие характер работы.

Как оформляется наименование подразделения?

При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, нет оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265). Например, когда работники посещают различные организации, при установке оборудования или программ указанные работники не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном).

То же самое относится к работникам осуществляющих труд непосредственно у себя дома.

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ст. 310 ТК РФ).

При осуществлении организацией деятельности с использованием труда надомника без стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника не возникают.

Если для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет, то между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе.

Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, в частности, вне стационарного рабочего места. Тем самым, дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места. Следовательно, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение не образуется.

Не создает обособленное подразделение организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных третьей организацией. Обособленное подразделение возникает у организации, предоставивший персонал.

  • Рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца

Фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения принципиального значения не имеет.

Вышеназванные признаки в совокупности означают, что организация осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение.

Для целей налогового контроля российская организация по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения) должна быть поставлена на учет в налоговом органе (ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться

  • Договором аренды помещения
  • Трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения
  • Первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи)

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты деятельность может осуществляться.

УСН при регистрации обособленного подразделения

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН.

ККТ, применяемая ОП, регистрируется в ИФНС по месту нахождения данного подразделения.

Если ОП не выделено на отдельный баланс, организация должна уплатить страховые взносы и представить отчетность по ним в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по месту своего нахождения.

Организация, в состав которой входят ОП, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего ОП.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Смена адреса обособленного подразделения… Или обещанного три года ждут

На протяжении нескольких лет Минфин обещал внести в налоговое законодательство поправки, регламентирующие порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением их местонахождения. Подтверждением служит ряд письменных разъяснений по этому вопросу. В настоящее время Налоговый кодекс скорректирован — в том числе по вопросам налогового администрирования. А вот выполнило ли финансовое ведомство свое обещание?

Пробел в налоговом законодательстве

Напомним суть проблем. Налоговым законодательством РФ не определено, что понимается под изменением места нахождения обособленного подразделения организации, и, как следствие, не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организации при изменении места их нахождения.

В связи с этим (в отсутствие каких-либо норм налогового законодательства, регламентирующих действия налогоплательщиков при смене адреса обособленного подразделения) Минфин в своих разъяснениях регулярно советует налогоплательщикам набраться терпения и ожидать соответствующих изменений в Налоговом кодексе, а пока этого не произошло, настаивает на осуществлении процедуры закрытия и открытия обособленного подразделения. Об этом говорится и в его недавнем Письме от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282 .

Текст Письма и комментарий к нему опубликованы в журнале «Акты и комментарии для бухгалтера», N 15, 2010.

Обособленное подразделение переезжает в новый офис

На практике довольно распространена ситуация, когда после расторжения договорных отношений с одним арендодателем обособленному подразделению приходится переезжать в другое помещение, что, естественно, предполагает и смену адреса.

Как следствие, у налогоплательщика возникает обязанность постановки на налоговый учет обособленного подразделения по новому адресу. Таковы правила, установленные в ст. ст. 23, 83 НК РФ.

Обратите внимание! Налоговый кодекс не содержит указаний о том, каким днем считать день создания обособленного подразделения. Какие-либо разъяснения контролирующих органов по этому вопросу отсутствуют. Более того, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение считается созданным и в том случае, если факт его создания не отражен ни в одном организационно-распорядительном документе.

За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет организации согласно ст. 116 НК РФ грозят штрафные санкции в размере от 5000 до 10 000 руб.

Указывая в Письме N 03-02-07/1-282 на отсутствие в налоговом законодательстве норм, регламентирующих порядок изменения адреса обособленного подразделения, чиновники Минфина рекомендуют налогоплательщикам в данной ситуации снимать его с учета в налоговом органе по старому месту нахождения и ставить на учет в налоговом органе по новому адресу (см. также Письма Минфина России от 28.12.2009 N 03-02-07/1-575, от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278).

Примечание. Минфин считает, что при смене адреса обособленного подразделения организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.

Аналогичной точки зрения придерживается налоговое ведомство в Письмах от 21.08.2009 N 3-6-03/345, от 02.05.2007 N 09-2-04/[email protected], причем на практике налоговики нередко настаивают на соблюдении указанных правил и в случае, когда организация вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу.

Такой подход к смене адреса обособленным подразделением поддержали и судьи в Постановлении ФАС ВВО от 16.09.2008 по делу N А82-14769/2007-20. Как указали арбитры, положения НК РФ не предусматривают проведения процедуры изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица путем внесения такой записи, а содержат лишь процедуру снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет независимо от места нахождения налогового органа.

В случае когда организация не выполняет рекомендации контролеров и не закрывает обособленное подразделение по старому адресу, налоговики нередко возвращают без исполнения сообщение организации о постановке ее обособленного подразделения на налоговый учет по новому адресу, направленное в целях выполнения обязанности, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации», утвержденная Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/[email protected], или письменное уведомление, составленное в произвольном виде).

Требования контролеров, предъявляемые к налогоплательщикам при смене адреса обособленного подразделения, нельзя назвать обоснованными, и подтверждением тому служат судебные решения, в частности Постановление ФАС ДВО от 24.11.2008 N Ф03-5147/2008. В нем судьи указали, что ссылка налогового органа на ст. 11 НК РФ как на обоснование того, что адрес местонахождения обособленного подразделения не может быть изменен, является неправомерной, расширительно толкует эту норму права, поскольку в данном случае изменился лишь адрес подразделения в связи с окончанием срока аренды занимаемого ранее помещения, а руководство, штатное расписание работников подразделения, функции последнего остались прежними.

Более того, нормы налогового и гражданского законодательства не предусматривают ликвидацию организации в случае изменения ее места нахождения. Поскольку налоговое законодательство не содержит норм, предусматривающих изменение места нахождения обособленного подразделения, вывод инспекции о том, что этот термин относится только к юридическому лицу, также не основан на нормах права.

По мнению судей, в данном случае налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения обособленного подразделения для снятия его с налогового учета и постановки на учет по новому адресу (см. также Постановление ФАС ПО от 27.02.2010 по делу N А55-10094/2009).

С учетом системного толкования норм, установленных в ст. ст. 11, 83, 84 НК РФ, судьи в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N 09-АП-6722/2010-АК также указывают на несостоятельность доводов налоговых органов по вопросу изменения адреса обособленного подразделения.

Адрес меняется — проблемы остаются

Смена адреса обособленного подразделения доставляет налогоплательщикам немало хлопот. С одной стороны, процедура закрытия обособленного подразделения (на которой настаивают контролеры) связана, как правило, со сверкой взаиморасчетов (в том числе и с налоговым органом) или с проведением выездной налоговой проверки в отношении этого подразделения, что предусмотрено п. 5 ст. 84 НК РФ. Также закрытие сопряжено со значительными затратами на оформление довольно большого объема документов. Часть из них необходимо представить в налоговый орган, другие нужны для приведения в соответствие внутренних документов (например, приказы на закрытие (открытие) обособленного подразделения, приказ о назначении руководителя, кадровые приказы и др.).

С другой стороны, налоговые органы предъявляют претензии к организациям, осуществляющим деятельность по адресу, отличному от прописанного в уставе. Более того, не найдя налогоплательщика по его юридическому адресу, налоговики нередко обращаются в суд с требованием о его ликвидации, мотивируя это тем, что указание фиктивного адреса при регистрации является грубым нарушением закона (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Однако такая позиция налоговиков, как правило, не находит поддержки у судей, поскольку в названной норме речь идет о нарушениях, носящих неустранимый характер. Несовпадение же адресов едва ли можно считать таковым, о чем свидетельствует имеющаяся арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС СЗО от 27.02.2010 по делу N А56-25535/2009, ФАС ДВО от 13.11.2008 N Ф03-5002/2008, ФАС ПО от 14.08.2008 по делу N А06-187/2008-21, ФАС ЗСО от 01.04.2008 N Ф04-1548/2008(1783-А03-24), Определение ВАС РФ от 30.05.2007 N 5933/07).

Если же налогоплательщик не готов вступать в судебные тяжбы с налоговой инспекцией, чтобы избежать проблем, связанных с адресом, а точнее, с несовпадением юридического и фактического адресов, он порой прибегает к самому безобидному в данном случае способу — регистрирует обособленное подразделение по месту своего фактического нахождения, например по адресу арендуемого офиса.

Примечание. Арбитражная практика свидетельствует о том, что несовпадение адресов не является нарушением, носящим неустранимый характер.

Выходит, что, избежав претензий налоговиков по поводу адреса в одном случае, налогоплательщик сталкивается с проблемой изменения адреса обособленного подразделения в другом, когда приходится переезжать в новый офис. В случае если организация не зарегистрирует обособленное подразделение по новому адресу, она вновь рискует столкнуться с претензиями налоговиков, вызванными несовпадением адресов — юридического и фактического. Получается замкнутый круг (и, к сожалению, это далеко не единственная проблема, связанная с деятельностью обособленных подразделений).

Однако за последние полгода произошли значительные изменения, касающиеся обособленных подразделений, в частности, в порядке учета в налоговых органах организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

Изменения, которые уже произошли

Первым шагом было вступление 10 марта 2010 в силу Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений (далее — Порядок). Названным Порядком предусматривается возможность постановки на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее филиала (представительства) на основании заявления о постановке на учет, которое подается организацией в регистрирующий налоговый орган одновременно с заявлением о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в отношении соответствующего филиала (представительства). Отметим, что ранее единого документа, регламентирующего порядок постановки на учет (и снятия с учета) обособленных подразделений, не существовало, были лишь разрозненные нормативные акты, которыми утверждались формы документов, используемых при постановке на учет таких подразделений в определенных случаях, да разъяснения чиновников по этому поводу.

Утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

Затем в Письме от 16.03.2010 N МН-22-6/[email protected] ФНС был разъяснен алгоритм и особенности выполнения налоговыми органами отдельных положений названного Порядка с учетом действующих в настоящее время программных средств. Кроме того, Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/[email protected] была утверждена форма сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

Далее произошла смена позиции главного налогового ведомства в отношении несовпадения юридического и фактического адресов. Так, согласившись, наконец, с мнением судей, ФНС в Письме от 05.05.2010 N МН-20-6/622 признала, что ликвидировать организацию только за то, что она не находится по своему юридическому адресу, — слишком суровая мера. Поэтому нижестоящим налоговым органом ФНС рекомендовала ограничиваться наложением штрафа на руководителя организации в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

И наконец, выпущено Письмо Минфина России от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282, в котором, в отличие от предыдущих разъяснений по вопросу смены адреса обособленного подразделения, указано на (тогда еще) законопроект, предусматривающий внесение изменений в часть первую НК РФ, в том числе направленных на совершенствование порядка учета организаций в налоговых органах.

Изменения, которых ждали

Изменения в ст. ст. 23, 83, 84 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ , следует расценивать прежде всего как выполнение Минфином своих обещаний.

А чтобы выяснить, в каком порядке и в какие сроки нужно извещать налоговый орган об изменении адреса обособленного подразделения, обратимся к положениям названного Закона.

Текст Закона и комментарий к нему см. в журнале «Акты и комментарии для бухгалтера», N N 16, 17, 2010.

Согласно новой редакции пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность (так было и ранее) сообщать обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств). Сделать это нужно, как и раньше, в течение месяца. Также налогоплательщику вменена обязанность внесения изменений в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких подразделениях. Для ее исполнения законодатели отвели трехдневный срок.

Трехдневный срок установлен и для сообщения о прекращении деятельности через обособленные подразделения, включая филиалы и представительства. В этот срок должна уложиться организация и в случае закрытия обособленных подразделений (филиалов и представительств) (пп.

Территориально обособленное подразделение

3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Тем самым налогоплательщику будет отведен более короткий срок для подачи сведений о закрытии, нежели месяц согласно ранее действовавшей редакции.

Кроме того, перечень способов представления налогоплательщиками таких сведений (п. 7 ст. 23 НК РФ) также будет расширен. Теперь названной нормой предусмотрена возможность подачи сообщений не только лично или через представителя, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что значительно, на наш взгляд, упростит данную процедуру для налогоплательщика.

В этой связи с учетом вносимых изменений следующим шагом на пути упорядочения процедуры подачи сведений об обособленных подразделениях должно стать утверждение новых форм (форматов) сообщений, а также порядка их представления, которые в силу п. 7 ст. 23 НК РФ утверждаются главным налоговым ведомством страны.

Итак, из дословного прочтения пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (в новой редакции) следует, что перечень изменений, вносимых в сведения об обособленном подразделении, не конкретизирован. В то же время смена его местонахождения (или смена адреса) в полной мере, по мнению автора, отвечает признаку изменения, тем более что п. 4 ст. 84 НК РФ (в новой редакции) прямо указывает: в случае изменения места нахождения обособленного подразделения организации снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. И сделать это налоговики обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (который корреспондирует с п. 7 названной статьи). Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения организации.

Таким образом, принимая во внимание поправки, внесенные в Налоговый кодекс, можно сделать вывод о том, что процедура подачи в налоговый орган сведений о смене адреса обособленного подразделения регламентирована. Правда, действовать она будет с момента вступления в законную силу названных изменений, то есть с 02.09.2010 . Можно утверждать, что необходимость в закрытии и открытии обособленного подразделения в связи со сменой его местонахождения, на чем ранее настаивали контролеры, отпала.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Документ был опубликован в «Российской газете», N 169, 02.08.2010.

Обособленные подразделения

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места*.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

*Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Соответственно, если компания создает рабочие места вне места своего нахождения, то у нее появляется обособленное подразделение, о котором необходимо уведомить ИФНС. При этом, создание такого обособленного подразделения может не влиять на учредительные документы компании, если оно не является филиалом или представительством.

Согласно положениям ст.55 ГК РФ, представительством является обособленное подразделение юридического лица:

  • расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица:

  • расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал может иметь свое название, включающее в себя наименование организации.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Представительства и филиалы действуют от имени создавшей их организации и не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, вследствие чего ответственность за их деятельность несет создавшая их компания.

Все обособленные подразделения организаций, отвечающие признакам филиала (представительства), вне зависимости от их названия(дополнительный офис, отделение и т.п.), подчиняются правовому режиму филиала или представительства.

В статье будут рассмотрены часто возникающие вопросы, касающиеся обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством.

Сроки уведомления ФНС

  • Обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
  • в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
  • в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

О прекращении деятельности организации через обособленное подразделение ИФНС необходимо уведомить в течении трех дней со дня такого прекращения (пп.3.1 п.2 ст.23 НК РФ).

Обособленное подразделение или командировка?

Согласно п.1 ст.83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом, если у налогоплательщика возникают затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе, то решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п.9 ст.83 НК РФ).

Налоговые органы принимают указанное решение, исходя из представленных организацией документов, на основании которых она осуществляет соответствующую деятельность:

  • либо по месту нахождения организации,
  • либо по месту осуществления деятельности организации.

Как отмечает Минфин в своем Письме от 02.08.2013г.№03-02-07/1/31001:

«Обособленное подразделение признается таковым независимо от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте.»

При этом, никакого определенного ответа на вопрос, нужно ли создавать обособленное подразделение в случае:

  • длительных командировок сотрудников,
  • оказания услуг заказчикам в других регионах,
  • и т.п.

ведомство не дает, отсылая к вышеприведенным нормам НК РФ.

Соответственно, если компания не имеет собственной четкой позиции по вопросу возникновения обособленного подразделения, она может обратиться в свою налоговую, которая и будет решать – быть обособленному подразделению или не быть.

Аналогичной позиции придерживается Минфин, отвечая на вопросы о создании обособленных подразделений в случае заключения трудовых договоров с дистанционными работниками.

Так, в своем Письме от 17.07.2013г. №03-02-07/1/27861 Минфин пишет следующее:

«Согласно ст. 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодатели, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенное в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

В определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации, указанных в п. 2 ст. 11 Кодекса.

В соответствии с п. 9 ст. 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им сведений принимается налоговым органом.

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации, который принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов о выполнении ее работниками дистанционной работы.»

Такой же позиции Минфин придерживается и в своем Письме 04.07.2013г. №03-02-07/1/25829.

На наш взгляд, никаких обращений по этому вопросу в налоговые органы не нужно, чтобы сделать простой и очевидный вывод:

  • В связи с тем, что трудовая функция дистанционного работника выполняется вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя, заключение трудового договора с дистанционным работником не приводит к образованию стационарного рабочего места, а значит, у компании-работодателя не возникает обособленного подразделения, так как не выполняются требования п.2 ст.11 НК РФ.

Касса обособленного подразделения

Делать это необходимо на основании абз.9 п.2.5 Положения Банка России от 12.10.2011г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» в соответствии с которым:

  • листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

Согласно п.5.2 Положения №373-П записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному и расходному кассовому ордеру, оформленному на полученные и выданные наличные средства.

На основании п.5.6 Положения №373-П, обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня должно передать лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

Как отмечает ФНС в своем Письме от 17.05.2013г. №АС-4-2/8827О:

«Таким образом, Положением №373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только организацией, но и каждым обособленным подразделением организации.

Вышеизложенное подтверждается постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013г. по делу №А56-59643/2012.

Нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании наличных денежных средств, в связи с неведением (неоформлением) кассовой книги и кассовых документов обособленными подразделениями организации, в соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»

Порядок оформления документов, выставляемых обособленным подразделением

  • Счета фактуры.

На основании п.3 ст.169 НК РФ,налогоплательщик НДС обязан:

  • составлять счета-фактуры,
  • вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур,
  • вести книги покупок и книги продаж.

При этом, согласно ст.143 НК РФ, обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками по НДС.

Таким образом, в случае, если товары/работы/услуги реализуются организациями через свои обособленные подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам могут выписываться обособленными подразделениями только от имени организаций.

Как указывает Минфин в своем Письме от 03.04.2012г. №03-07-09/32:

«При заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным обособленными подразделениями организаций, в строке 2б указываются ИНН организации и КПП соответствующего обособленного подразделения организации, а в строке 3 — наименование и почтовый адрес этого обособленного подразделения.»

Необходимо отметить, что компании, имеющие обособленные подразделения, не могут устанавливать порядок нумерации счетов-фактур, выставляемых обособленными подразделениями, самостоятельно.

Порядковый номер счету-фактуре, выставляемому обособленным подразделением присваивается в общем хронологическом порядке и дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Такой порядок нумерации счетов-фактур установлен п.1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», в случае если организация реализует:

  • товары (работы, услуги),
  • имущественные права

через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

  • Товарные накладные и доверенности.

Согласно положениям ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.

Не смотря на то, что с 2013 года многие первичные документы унифицированных форм можно не применять, составлять «первичку» все же необходимо. А составляя, нужно помнить об обязательных реквизитах первичных документов.

В соответствии с п.2 ст.9 закона №402-ФЗ, обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо наименование должности лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи ответственных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При оформлении обособленными подразделениями актов и накладных, они должны указывать наименование организации и наименование должностных лиц, совершающих операции по доверенности, выданной уполномоченными лицами компании.

Если в документах указывается адрес, видится разумным указать юридический адрес основной организации и адрес местонахождения обособленного подразделения.

Например, если компании используют форму товарной накладной ТОРГ-12, то в строке «организация-грузоотправитель, адрес» указывается название компании и ее юр.адрес, а в строке «структурное подразделение» — наименование и адрес подразделения.

Что касается вопроса оформления доверенности на получение:

  • товаров,
  • документов,
  • и т.п.,

если ее оформляют на любого другого сотрудника, кроме руководителя обособленного подразделения, то она должна быть либо выдана основной организацией, либо нотариально заверена (если полномочия руководителя обособленного подразделения предусматривают передоверие).

В соответствии с п.3 ст.40 закона от 08.02.1998г.№14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п.2 ст.69 закона от 26.12.1995г.№208-ФЗ «Об акционерных обществах», единоличный исполнительный орган общества:

  • директор,
  • генеральный директор,

без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества.

Соответственно, остальные сотрудники могут представлять интересы организации только на основании доверенности, выданной руководителем.

Согласно ст.185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Таким образом, если сотрудники обособленного подразделения представляют интересы компании перед третьими лицами, то их полномочия должны подтверждаться доверенностью, выданной руководителем организации.

Если же доверенность выдает руководитель обособленного подразделения, сам действующий по доверенности, то необходимо руководствоваться положениями ст.187 ГК РФ.

На основании п.3 ст.187 ГК РФ, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

Смотрите еще:

  • Как встать на очередь в садик тольятти Как устроить ребенка в детский сад в Тольятти 26.03.2018 Вставать на очередь в детский сад лучше как можно раньше – сразу после рождения ребенка. Так шансы получить путевку к желаемому возрасту, значительно возрастают. Куда обратится и какие документы нужны […]
  • Воинская часть тихвин Воинская часть тихвин Средние розничные цены на бензин в октябре текущего года выросли на 0,4%. Температура воздуха ночью 7 ноября составит +1. +6 гр., на востоке местами до -1 гр., днем +4. +9 гр. Новым главой Северо-Западного таможенного управления назначен […]
  • Аванс в декларации по усн Авансовые платежи по УСН Похожие публикации Применение упрощенной системы налогообложения предполагает авансовый принцип расчета с бюджетом. Это означает, что плательщик единого «упрощенного» налога – фирма или ИП – перечисляет ежеквартально в ИФНС те или иные суммы […]
  • Буклет торговля людьми Буклет торговля людьми Мова сайту: Корисні посилання: Структура Web-порталу ПошукКонтакти Департамент соціального захисту населенняпров. 9 травня, 2, м. Суми, 40000 тел. / факс (0542)60-02-08, E-mail: This email address is being protected from spambots. You need […]
  • Расторжение контракта по 44 фз в схемах Где можно найти 44 фз для чайников в схемах? Литвинов И 30 Ответ написан год назад Оценка ответа: 30 Владислав Эксперт 240 Ответ написан год назад Оценка ответа: 90 Добавить сообщение или Задать свой вопрос «Развитие» — Онлайн-сервис для специалиста в сфере […]
  • Ооо спортмастер устав Характеристика деятельности компании «Спортмастер» 1.Организационно-правовая форма собственности ООО «Спортмастер»2.Ассортиментная политика организации ООО «Спортмастер» и место сети спортивных магазинов на рынке реализации спортивного инвентаря3. Целевая аудитория и […]
  • Где в туле можно поставить машину на учет Где в Туле поставить машину на учет? Посмотрел контакты на сайте, там всего 4 отделения МОТОР, из них три на регистрацию и одно на ГТО: МОТОР ОТДЕЛЕНИЕ №1 (192 км а/д «Крым», регистрация автомототранспортных средств) 36-70-33 МАТУШКИН Сергей Валентинович ВрИО […]
  • Налоговая база ндфл с продажи квартиры 3-НДФЛ при продаже квартиры-2017 Актуально на: 27 апреля 2017 г. 3-НДФЛ при продаже квартиры (образец) Иногда гражданин, продавший свою квартиру, должен подать декларацию по форме 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 24.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected] ), а также уплатить налог в […]