Организация автомобильных перевозок и безопасность движения задачи

Организация автомобильных перевозок и безопасность движения

Транскрипт

1 Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный технический университет Факультет Подготовки и переподготовки кадров Кафедра Автомобильные перевозки Организация автомобильных перевозок и безопасность движения Программа курса, методические указания и контрольные задания. Специальность 1502 Автомобили и автомобильное хозяйство Наименование Форма обучения заочная заочносокращенная Курс 5 3 Семестр 18 5 Всего часов по плану, час Всего аудиторных, час 12 8 Лекций, час Практических занятий, час Контрольных работ, шт 1 1 Зачет (семестр, курс) 5 5 Экзамен (семестр, курс) — — Составил: старший преподаватель Зав.кафедрой АП Л.И.Осипова Гудков В.А. Волгоград 2003

2 2 I Программа курса Изучение курса Организация автомобильных перевозок и безопасность движения предусматривает формирование знаний в области организации автомобильных перевозок и безопасности движения и базируется на знании методов теории вероятностей, линейного программирования, а знаний устройства автомобилей и специализированного подвижного состава, экономика автомобильного транспорта базируется на знании методов теории вероятностей, линейного программирования, теории массового обслуживания, знаний устройства автомобилей и специализированного подвижного состава, экономики автомобильного транспорта. Целью данного курса является формирование у студентов научных и профессиональных знаний и навыков в области рациональной организации перевозок грузов и пассажиров и управления перевозочным процессом в новых условиях работы транспортного комплекса страны. Для достижения этой цели студенту необходимо изучить следующие вопросы. 1. Значение и задачи транспорта в современных условиях хозяйствования: — проблемы функционирования транспортного комплекса; — актуальность проблемы совершенствования перевозочного процесса; — перспективы развития грузовых и пассажирских перевозок. 2. Основы теории транспортных процессов и систем: — транспортные процессы; — процесс перевозки грузов; — характеристика основных этапов процесса перевозки грузов; — основные понятия и измерители процесса перевозки пассажиров; — городские транспортные сети; — характеристика этапов процесса передвижения пассажиров. 3. Транспортные системы:

3 3 — принципиальная схема организации перевозки груза; — транспортный комплекс; — состав и провозные возможности транспортного комплекса; — соответствие между величиной грузопотока и провозной возможностью транспортного комплекса; — показатели использования подвижного состава; — анализ производительности и себестоимости перевозок автомобиля. 4. Автомобильные транспортные средства: — классификация транспортных средств. 5. Основы грузоведения: — грузы и их свойства; — классификация грузов; — тара и упаковка, маркировка грузов. 6. Организация движения при перевозке грузов и пассажиров: — маршруты движения при городских перевозках грузов и пассажиров; — виды и характеристика маршрутов при городских перевозках грузов; — формы организации движения при междугородних перевозках; — организация работы водителей при магистральных перевозках. 7. Технология автомобильных перевозок грузов: — основные принципы технологии перевозочного процесса; — типовые технологические схемы перевозки грузов; — контейнерные перевозки; — перевозки грузов пакетами; — комбинированные перевозки. 8. Организация автомобильных перевозок: — основы организации перевозочного процесса. — основные положения, определяющие организационные принципы перевозочных операций; — транспортно-экспедиционное обслуживание;

4 4 — передовые методы организации перевозок. 9. Управление автомобильные перевозками: — организационные структуры управления перевозочным процессом; -централизованные системы управления; — функции управления; — диспетчерское управление работой грузового и пассажирского транспорта; -оперативное планирование и учет; — контроль за работой подвижного состава на линии. 10. Безопасность движения: — учет требований безопасности автомобильного движения; — оценка степени обеспечения безопасности. II. Методические указания и задание на контрольную работу Цель контрольной работы — способствовать более глубокому усвоению теоретического материала и выработке у студентов практических навыков в решении вопросов, связанных с организацией перевозок грузов. Задание состоит из 1 контрольной работы, включающий решение двух задач. Каждая задача дана в десяти вариантах, содержащие которых указано в соответствующих таблицах. Решение задач необходимо выполнять только по одному варианту, номер которого совпадает с последней цифрой зачетной книжки студента. Контрольную работу необходимо выполнять в следующей последовательности: изучить соответствующие разделы курса; выписать из таблиц содержание нужного варианта решаемых задач с указанием его номера;

5 5 выполнить решение задач в соответствии методическими указаниями; кратко описать ход решения задачи; выводы. Текст контрольной работы должен быть написан чернилами или пастой на листах формата А4 по ГОСТ или на листах ученический тетради. Текст записки пишут с двух сторон листа. Высота букв не менее 2,5 мм. На всех листах записки должна быть выполнена рамка по ГОСТ Допускается выполнение текста машинописным способом. При этом текст печатается через два интервала лентой черного цвета. В текст, выполненный машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки вписывают от руки чертежным шрифтом черной тушью или пастой. Выполненная работа должна быть зарегистрирована в деканате ФПИК в установленные деканатом сроки. По прибытию на сессию студент прослушивает краткий курс лекций по данному курсу, выполняет лабораторные работы. При изучении курса и выполнении контрольной работы студентов может получить консультацию на кафедре. Задача 1 Определить наиболее рациональные пути повышения производительности автомобиля на 15 %. Исходные значения технико-эксплуатационных показателей приведены в табл Методические указания по выполнению задачи 1 контрольной работы 1

6 6 Работы включает проведение анализа влияния основных техникоэкплуатационных показателей на часовую производительность автомобиля в тоннах. Количественную оценку влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность автомобиля получают методом построения характеристических графиков. Для построения характеристических графиков производят расчет часовой производительности автомобиля от изменения каждого техникоэксплуатационного показателя при постоянной длине ездки с грузом. При анализе и построении графиков принять следующие значения технико-эксплутационных показателей: техническая скорость 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40 км/ч; коэффициент использования грузоподъемности — 0,68; 0,7; 0,72; 0,74; 0,78; 0,8; 0,82; время простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку — 0,35; 0,40; 0,45; 0,50; 0,55; 0,60; 0,65; коэффициент использования пробега — 0,5; 0,51; 0,52; 0,53; 0,54; 0,55; 0,56. Результаты расчетов сводят в табличную форму (табл.1.2). Значения технико-эксплуатационных показателей работы автомобиля Таблица 1.1

7 7 Номер Марка Длина Коэфф. Коэфф. Технич. Время варианта автомобиля ездки с использ. использ. скор., простоя грузом, км грузоподъемн. пробега км/ч под нагрузкойразрузкой., ч 0 Зил ,7 0,5 28 0,6 1 ЗИЛ-133 ГЯ 19 0,7 0,5 30 0,6 2 КамАЗ ,7 0,5 30 0,6 3 МАЗ ,7 0,5 28 0,6 4 КрАЗ ,7 0,5 30 0,6 5 ЗИЛ-ММЗ ,7 0,5 30 0,6 6 КамАЗ ,7 0,5 28 0,6 7 КрАЗ-256 Б1 11 0,7 0,5 28 0,6 8 ГАЗ-САЗ-53Б 12 0,7 0,5 30 0,6 9 МАЗ ,7 0,5 30 0,6 Таблица 1.2 Значения часовой производительности автомобиля от изменения Часовая производительность автомобиля, т/ч Значение показателя По результатам расчетов на миллиметровой бумаге формата А4 (297х210) построить характеристические графики и определить степень влияния каждого из показателей на производительность. При анализе влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность принимают один из показателей (анализируемый показатель) переменным, а остальные постоянными.

8 8 Чтобы определить степень влияния отдельных показателей на производительность, откладывают на характеристическом графике значение производительности, определенное согласно исходным данным (табл.1.1) и проводят через эту точку горизонтальную прямую. Затем определяют производительность из условия увеличения ее на 15 % и проводят горизонтальную прямую, отвечающую новому уровню производительности. Между двумя прямыми находят такой показатель, изменение которого будет в большей степени влиять на приращение производительности. Таким будет показатель, кривая изменения которого наклонена под большим углом к оси абсцисс в границах приращения производительности. Задача 2 Двум кирпичным заводам (В1 и В2) и двум строительным площадкам (В3 и В4) требуется песок. Потребность в песке произведена в табл Песок завозится из трех карьеров (А1, А2 и А3). Объемы поставок приведены в табл Расстояния между грузоотправителями и грузополучателями представлены в табл Составить схемы грузопотоков таким образом, чтобы выполненная транспортная работа была минимальной. Методические указания по выполнению задачи 2 Приведенная задача относится к классу экстремальных задач, решение которых находится с помощью методов линейного программирования. Для определения рациональных вариантов грузопотоков необходимо: представить данные для решения задачи в матричной форме; провести математическую запись задачи расчета грузопотоков. Процесс определения оптимального плана состоит из следующих этапов:

9 9 составление исходного допустимого плана; проверка его оптимальность; улучшение плана, доведение его до оптимального. Составление исходного допустимого плана проводить любым известным студенту методом. Проверку на оптимальность проводить модифицированным методом (метод потенциалов). Привести и промежуточные и конечные результаты расчетов. Варианты условия задачи Таблица 1.3 Суточная потребность в песке и мощности грузоотправителей, т Грузоотправители и их мощности карьер А1 карьер А2 карьер А3 Грузополучатели и их потребности в грузе кирпичные заводы В1 В2 В3 В Кратчайшие расстояния между грузоотправителями и грузополучателями Таблица 1.4 От пункта До А1 А2 А3 В1 В2 В3 В4 А А А

10 10 Литература Основная 1. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б., Теория транспортных процессов и систем.- М.: Транспорт, 1998, с. 2. Вельможин А.В., Гудков В.А. Основы теории транспортных процессов и систем. — Волгоград, с. 3. Афанасьев Л.Л. и др. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. — М.: Транспорт, 1984, 336 с. 4. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки. Киев: Высшая школа, с. 5. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками. — Волгоград, Волгоградский государственный технический университет, 301 с г. 6. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения — М.: Транспорт, 1991, 122 с. Дополнительная 7. Вельможин А.В. Технология и организация грузовых автомобильных перевозок. Волгоград: 1987, 126 с. 8. Кожин А.П., Мезенцев В.Н. Математические методы планирования и управления грузовыми автомобильными перевозками. — М.: Транспорт, 1994, 304 с. 9. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. — М.: Транспорт, 1983, 262 с.

Организация автомобильных перевозок (3)

Главная > Контрольная работа >Транспорт

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра автомобильного транспорта

«Организация автомобильных перевозок»

Выполнил: Ченакал А. В.

Севастополь 2010 г.

Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом «транспорт» понимать, прежде всего, процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.

С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в груз образующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения.

Задание: Привести сравнительную характеристику автобусного внутригородского вида транспорта.

Автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров. Их важной эксплуатационной характеристикой является вместимость. По этому параметру различают автобусы: особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м); малой вместимости 10—35 мест (длина 6,0—7,5 м); средней вместимости 35—60 мест (длина 8,0— 9,5 м); большой вместимости 60—100 мест (длина 10,5—12,0 м); особо большой вместимости 100 мест (длина 12—16,5 м); особо большой вместимости (сочлененный) свыше 160—190 мест (длина 16,5 м и более).

По назначению автобусы делят на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные и школьные.

Городские автобусы предназначены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, имеют большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально использовать габаритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном движении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы применяют как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке. Особенностью городских автобусов является их способность к интенсивному разгону, обеспечивающему высокую среднюю скорость движения при частых остановках. Максимальная скорость ограничена 70—80 км/ч

Пригородные автобусы работают на маршрутах, связывающих города с пригородами. По сравнению с городскими автобусами они рассчитаны для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеют более высокую максимальную скорость. Эта же разновидность автобусов используется на внутригородских экспрессных линиях.

Междугородные автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров на значительные расстояния, должны обеспечивать быстроту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши.

Автобусы местного сообщения курсируют между небольшими городами, населенными пунктами и внутри них преимущественно в сельской местности по сети дорог с различными видами покрытий, а также по грунтовым дорогам.

Туристские автобусы используют на туристских маршрутах. По конструкции они аналогичны междугородным, но дополнительно должны иметь оборудованное место для экскурсовода.

Экскурсионные автобусы предназначены для перевозки пассажиров по городам и за их пределами на небольшие расстояния. Они имеют большую площадь остекления, высокую комфортабельность для пассажиров.

Школьные автобусы используют для перевозки школьников в сельской местности и малонаселенных районах. Их оборудуют устройствами, повышающими безопасность движения, сиденьями соответствующих габаритов. На этих автобусах устанавливают трафареты, указывающие их назначение.

Задание: Определить объёмы перевозок и построить эпюру годовых грузопотоков при перевозке штучных грузов на авто линии АВ с промежуточным пунктом С. Определить среднюю длину груженой ездки, исходя из приведённых провозных возможностей автомобилей и приведённых в таблице 3 показателей их работы.

Количество автомобилей, работающих на участках

Организация автомобильных перевозок и безопасность движения

Формулировка исходной ситуации варианта организации перевозок. Обоснование использования рационального типа подвижного состава в малой ненасыщенной системе. Расчет плановых показателей для автомобилей, перевозящих груз. Решение транспортной задачи.

Подобные документы

Модель транспортной сети и расчет расстояний между грузопунктами. Правила перевозки груза навалом. Сравнительная оценка подвижного состава. Структура перевозок. Выбор типа погрузо-разгрузочного механизма. Определение оптимального плана возврата порожняка.

курсовая работа, добавлен 20.10.2014

Характеристика заданных грузопотоков и составление маршрутов их перевозок. Выбор и обоснование подвижного состава. Выбор типа погрузо-разгрузочных машин и устройств. Разработка графика выпуска и возврата автомобилей, технико-эксплуатационных показателей.

курсовая работа, добавлен 28.06.2011

Классификация, характеристика и организация перевозок массового груза. Изучение и изложение транспортной характеристики тарно-штучных и опасных грузов. Выбор типа подвижного состава для перевозки. Расчет сил, действующих на груз и на крепления, его тип.

курсовая работа, добавлен 11.05.2009

Расчет объемных и качественных показателей перевозок грузов и использования подвижного состава, их графическое представление. Расчет средней дальности перевозок пассажиров, оценка влияния дальности и структуры перевозок по видам сообщений на ее величину.

курсовая работа, добавлен 03.06.2010

Организация междугородных автомобильных перевозок пропана. Характеристика подвижного состава, определение его производительности и технико-эксплуатационных показателей его использования. Организация оперативного планирования перевозок грузов на маршруте.

курсовая работа, добавлен 13.05.2012

Краткая характеристика заданных грузопотоков. Выбор и обоснование подвижного состава. Маршрутизация перевозки грузов. Составление графиков движения автомобилей на маршрутах. Главные технико-эксплуатационные показатели по автотранспортному предприятию.

курсовая работа, добавлен 03.11.2014

Организация работы подвижного состава на линии. Характеристика дорожных условий. Шахматные таблицы грузопотоков. Построение маршрутов и привязка их к АТП для массовых перевозок. Расчет показателей работы автомобилей. График работы водителей на маршруте.

курсовая работа, добавлен 28.09.2013

Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы Беларуси. Структура организации, роль автомобильных грузовых перевозок. Показатели экономической деятельности грузового транспорта. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок.

курсовая работа, добавлен 14.12.2010

Выбор подвижного состава, маршрута и способа упаковки силикатных кирпичей. Расчет себестоимости перевозок и производительности как основных показателей использования подвижного состава на маршруте. Организация диспетчерского руководства перевозками.

курсовая работа, добавлен 26.08.2013

Формирование маршрутов перевозок, выбор типа подвижного состава и расчет грузооборота. Расчет времени и скорости доставки грузов. Расчет технико-эксплуатационных и экономических показателей использования транспортных средств различных видов транспорта.

ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Транскрипт

1 КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал КФУ в г.чистополе АНТОНОВ В.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ Конспект лекций Казань 2013

2 Антонов В.Н. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Конспект лекций / Антонов В.Н., Каз.федер.ун-т. Казань с. В предлагаемых лекциях изучаются вопросы организации автомобильных перевозок и безопасности движения. Приведены основные положения и способы по организации автомобильных перевозок и безопасности движения. Рассмотрены основные этапы проектирования транспортного процесса, описаны инструментальные средства проектирования, вопросы управления предприятием и ведение сопроводительной документацией. Подготовленный материал можно изучать самостоятельно, выполняя предлагаемые задания и проводя самоконтроль усвоения материала. Принято на заседании кафедры механизации в АПК Протокол 01 от 20 сентября 2013 г. Казанский федеральный университет Антонов В.Н.

3 Содержание Лекция 1. Введение. 1.1.Цели и задачи дисциплины 1.2.Развитие автомобильных перевозок в России 1.3.Значение автомобильных перевозок для экономики 1.4.Лицензирование 1.5.Вопросы для самоконтроля 1.6.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 1.8.Список сокращений Лекция 2. Формирование показателей работы автомобильного транспорта 2.1.Транспортный процесс и его элементы 2.2.Показатели работы автомобильного транспорта 2.3.Пробег подвижного состава и его использование 2.4.Время работы подвижного состава 2.5.Скорости движения автомобиля 2.6.Грузоподъёмность подвижного состава 2.7.Вопросы для самоконтроля 2.8.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 2.10.Список сокращений Лекция 3. Маршруты перевозки 3.1.Классификация маршрутов грузовых перевозок 3.2.Характеристики основных видов маршрутов грузовых перевозок 3.3.Вопросы для самоконтроля 3.4.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 3.6.Список сокращений Лекция 4. Себестоимость и тарифы на перевозки 4.1.Документальное оформление перевозки грузов 4.2.Путевой лист 4.3.Товарно-транспортная накладная 4.4.Вопросы для самоконтроля 4.5.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 4.7.Список сокращений Лекция 5. Система управления перевозками 5.1.Структура службы эксплуатации АТП 5.2.Вопросы для самоконтроля 5.3.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 5.5.Список сокращений Лекция 6. Грузы и их классификация 6.1.Степень опасности грузов 6.2.Транспортная тара 6.3.Вопросы для самоконтроля 6.4.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы

4 6.6.Список сокращений Лекция 7. Классификация грузовых автомобильных перевозок 7.1.Технологический процесс перевозки грузов 7.2.Вопросы для самоконтроля 7.3.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 7.5.Список сокращений Лекция 8. Перевозки грузов специализированным подвижным составом 8.1.Перевозки тарно-штучных грузов 8.2.Перевозки навалочных грузов 8.3. Организация и эффективность централизованных перевозок 8.4.Вопросы для самоконтроля 8.5.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 8.7.Список сокращений Лекция 9. Контейнерные перевозки 9.1.Организация междугородних и международных перевозок 9.2.Перевозки скоропортящихся грузов 9.3.Вопросы для самоконтроля 9.4.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 9.6.Список сокращений Лекция 10. Перевозки опасных грузов 10.1.Система информации об опасности при перевозке опасных грузов 10.2.Требования к дополнительному оборудованию ПС 10.3.Транспортно-сопроводительные документы при перевозке опасных грузов 10.4.Выбор и согласование маршрута перевозки опасных грузов 10.5.Вопросы для самоконтроля 10.6.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 10.8.Список сокращений Лекция 11. Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов 11.1.Охрана труда и техника безопасности при грузовых перевозках и выполнении ПРР 11.2.Вопросы для самоконтроля 11.3.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 11.5.Список сокращений Лекция 12.Конструктивная безопасность транспортных средств 12.1.Активная безопасность транспортных средств 12.2.Вопросы для самоконтроля 12.3.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 12.5.Список сокращений Лекция 13.Пассивная безопасность транспортных средств 13.1.Вопросы для самоконтроля 13.2.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 13.4.Список сокращений

5 Лекция 14.Послеаварийная безопасность транспортных средств 14.1.Экологическая безопасность транспортных средств 14.2.Вопросы для самоконтроля 14.3.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 14.5.Список сокращений Лекция 15.Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации 15.1.Вопросы для самоконтроля 15.2.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 15.4.Список сокращений Лекция 16.Обеспечение надежности водителей 16.1.Виды инструктажа 16.2.Вопросы для самоконтроля 16.3.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 16.5.Список сокращений Лекция 17. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в АТП 17.1 Профилактика дорожно-транспортных происшествий 17.2.Вопросы для самоконтроля 17.3.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 17.5.Список сокращений Лекция 18. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения 18.1.Оснащение кабинета по безопасности движения 18.2.Вопросы для самоконтроля 18.3.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 18.5.Список сокращений Лекция 19. Понятие о дорожно-транспортном происшествии 19.1.Основные виды дорожно-транспортных происшествий 19.2.Обязанности водителя причастного к ДТП 19.3.Вопросы для самоконтроля 19.4.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 19.6.Список сокращений Лекция 20. Система государственного управления безопасностью дорожного движения 20.1.Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения 20.2.Факторы, связанные с человеком 20.3.Факторы, связанные с транспортным средством 20.4.Факторы, связанные с внешней средой 20.5.Вопросы для самоконтроля 20.6.Глоссарий к лекции Использованные информационные ресурсы 20.8.Список сокращений Приложение

6 Лекция 1. Введение. Аннотация. В данном разделе ставятся основные цели и задачи изучения дисциплины и рассматриваются пути развития автомобильных перевозок в России. Ключевые слова. Основы автомобильных перевозок, организация грузовых перевозок, безопасность дорожного движения, лицензирование. Методические рекомендации по изучению темы. Изучить теоретическую часть с определениями и основными понятиями. Ответить на вопросы для самоконтроля, изучить и усвоить глоссарий, разобрать список сокращений приведённый в конце лекции. Вопросы возникшие при изучении данной темы можно более подробно рассмотреть в первоисточниках использованных информационных ресурсах. Для контроля усвоения материала необходимо пройти тестирование (приложение 1). 1.1.Цели и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы специалисты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава получили основные сведения о планировании, организации и технологиях перевозок пассажиров и грузов, а также о методах обеспечения безопасной эксплуатации подвижного состава. В данной дисциплине рассматриваются три раздела: Раздел 1. «Основы автомобильных перевозок» содержит основные сведения о значении автомобильного транспорта для экономики и населения, анализ состояния и перспектив развития перевозок, раскрывает сущность транспортного процесса и его основные закономерности. Раздел 2. «Организация грузовых перевозок» приводятся основные сведения о грузах, транспортном оборудовании, технологических процессах перевозки различных видов грузов с использованием разных видов подвижного состава. Раздел 3. «Безопасность дорожного движения» раскрывает основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и меры по их предотвращению. 1.2.Развитие автомобильных перевозок в России. Началом зарождения автомобильного транспорта в России как отрасли экономики является 11 сентября 1896 г., когда Министерство путей сообщения издало постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Первая грузовая автотранспортная организация (АТО) была организована в 1901 г. и состояла из пяти грузовых автомобилей. Автомобильные грузовые перевозки существенно расширились для обслуживания промышленных предприятий и железнодорожных узлов в годы первой мировой войны (28 июля ноября 1918) один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. По окончании Гражданской войны (1920г.) в России насчитывалось около 17 тыс. грузовых автомобилей. На один автомобиль приходилось пять человек обслуживающего персонала, коэффициент технической готовности не превышал 0,31. К началу второй мировой войны в СССР эксплуатировалось уже более 200 тыс. грузовиков. Большое значение грузовые перевозки имели в обеспечении фронтовых операций во время Великой Отечественной войны. Особо примечателен пример использования льда Ладожского озера для организации автомобильных перевозок в блокадный Ленинград («Дорога жизни»). За две зимы по этой дороге на автомобилях с санными прицепами было перевезено более 600 тыс. т грузов и эвакуировано более 780 тыс. человек.) Началом пассажирского сообщения можно считать 1 августа 1899 г., когда в Санкт-Петербурге прошли испытания автомобилей для перевозки пассажиров. В 1904 г. в Петербурге насчитывалось уже 600 пассажирских автомобилей. 6

7 Первый регулярный маршрут в России открылся в 1906 г. между Новороссийском и Сухуми. В Москве регулярное движение автобусов открылось 13 августа 1908 г. На маршруте работали два автобуса вместимостью 10 пассажиров. К концу 1970-х годов в была создана централизованная система транспорта общего пользования, в основу которой были положены специализированные по видам перевозок крупные автотранспортные объединения имеющие в своем составе несколько сотен единиц ПС. В последние годы к числу основных изменений произошедших на AT с начала экономической реформы, можно отнести следующее: падение объемов перевозки грузов, грузооборот сократился в 1,5-2 раза; сокращение размеров транспортных организаций (сейчас в одном АТП в среднем эксплуатируется 5 единиц подвижного состава, в то время как в 1993 г. это число составляло 12,5 единиц); изменение структуры парка автотранспортных средств (АТС) (увеличилась доля автомобилей небольшой грузоподъемности, от 1 до 3т); рост количества субъектов, осуществляющих перевозочную деятельность (в настоящее время число таких субъектов приближается к ); изменение формы собственности АТО (до 1991 г. практически все АТО принадлежали государству, к 1995 г. доля таких АТО составляла 22 %, в настоящее время частным лицам принадлежит примерно 75 % всех организаций AT). За последние годы средний темп роста парка грузового ПС составляет 3-5% в год. При этом грузовой AT обеспечивает до 90 % объемов внутренних грузовых перевозок в экономике страны, являясь основным видом транспорта для растущих секторов экономики. Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках грузов на малые и средние расстояния, в розничной торговле, в промышленности, в транспортном обеспечении малого бизнеса и обслуживании агропромышленного комплекса. Доля автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики составляет: -в промышленности не менее 15 %, -в строительстве до 30 %, -в сельском хозяйстве и торговле до 40 % и более. На увеличение этих издержек влияют следующие факторы: низкая производительность грузового автотранспорта ( в настоящее время она в 2,6 раза ниже по сравнению с дореформенным периодом и в 4 раза ниже по сравнению с развитыми зарубежными странами); низкий технический уровень отечественных автомобилей, высокая степень их изношенности в эксплуатации, несоответствие структуры парка автомобилей номенклатуре грузов и требованиям обеспечения их сохранности; отсутствие эффективных технологий в грузоперерабатывающих узлах; высокая ресурсоемкость. На долю AT приходится:10% всех работающих граждан страны; 60% мирового производства нефтяных топлив; 20% стали; 80% свинца; 40% лакокрасочных изделий) Значение автомобильных перевозок для экономики К отрасли AT относятся организации и физические лица, выполняющие на основе договора перевозки или для собственных нужд автомобильные перевозки грузов или пассажиров. Основной целью автотранспортной организации (АТО) является оказание услуг по перевозке грузов или пассажиров. Для этого в автотранспортной организации создаётся служба эксплуатации (коммерческая служба) которая организует предоставление перевозочных услуг в соответствии с планом работы. Оказание перевозочных услуг возможно только при наличии исправного и готового к эксплуатации подвижного состава (ПС). 7

8 Спрос на грузовые автомобильные перевозки определяется изменением объемов производства в стране и платежеспособностью предприятий и организаций. Экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга, развитие экономики вызывает рост перевозок, так и высокий уровень перевозочных услуг положительно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе. Автомобильным транспортом (AT) в Российской Федерации перевозится около 80 % общего объема грузов(т), перевозимых всеми видами транспорта, т.е. подавляющая часть грузов не может быть доставлена потребителям без AT. В то же время в общем грузообороте(т км) всех видов транспорта доля AT составляет около 3%,сказывается незначительное расстояние перевозок. Таким образом, основная сфера деятельности AT это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта. Продукция транспорта имеет материальный характер и выражается в перемещении продукта производства других отраслей и имеет следующие особенности: 1.материальный характер транспортной продукции заключается в изменении пространственного положения перевозимых грузов; 2.транспортную продукцию нельзя накопить впрок, повышение спроса на перевозки потребует дополнительного ПС; 3.в процессе работы транспорта не создается новой продукции; 4.транспортная продукция вызывает дополнительные затраты в производящих отраслях(транспортные расходы); С экономической точки зрения AT неоднороден и делится на три группы: 1.Транспорт общего пользования — выполняет коммерческие перевозки грузов сторонних организации и физических лиц на договорной основе. 2.Транспорт предприятий и организаций — перевозит собственные грузы за собственный счет для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих этим предприятиям.(в РФ транспортом этой группы выполняется порядка 90 % общих грузоперевозок по народному хозяйству) 3.Личный транспорт — служит для удовлетворения потребностей владельца транспортного средства. Эффективность работы автотранспорта зависит от следующих факторов: 1.пополнения парка автомобилей, пользующихся спросом на рынке транспортных услуг; 2.стабилизации стоимости моторного топлива; 3.развития транспортно-экспедиторских фирм; 4.создание условий, стимулирующих перевозчика к обеспечению безопасности дорожного движения Лицензирование. Как и многие сферы экономической деятельности транспортные услуги подлежат лицензированию. Лицензирование — это выдача государственными органами управления разрешений (лицензий) на право осуществления определённого вида деятельности. Основным лицензирующим органом на автомобильном транспорте является Российская транспортная инспекция (РТИ). Все виды лицензий выдаются на определенный срок (от 3-х месяцев до 5 лет). Необходимость лицензирования заключается в следующем: а) социальная значимость AT; б)контроль за деятельностью АТП и уровнем тарифов; в)специфическая роль AT в чрезвычайных ситуациях и в системе обороны страны; г)необходимость финансирования транспортных проектов; д)необходимость разработки единых правил по безопасности и ОТ. 8

9 Согласно Федеральному закону от 2 июля 2005 г. 80-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом и деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны исключены из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Таким образом, в настоящее время в сфере автомобильного транспорта существует лицензирование только деятельности по перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лицензии являются платными и их стоимость зависит от: — пассажировместимости ПС; — вида выполняемых перевозок; — срока действия лицензии. Для получения лицензий предприятия АТ представляют следующую документацию: 1) заявление установленной формы, с указанием вида и зоны деятельности, а также срока действия лицензии; 2) копию документа о государственной регистрации предприятия; 3) данные о количестве имеющихся автотранспортных средств; 4) данные об основных производственных фондах; 5) копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия; Отказ в выдаче лицензий производится в случаях когда: а) профессиональная подготовка руководителя предприятия не соответствует установленным требованиям; б) в представленных документах указаны неверные сведения; в) подвижной состав не пригоден для перевозок, указанных в заявлении для получения лицензии; г) производственная база заявителя не отвечает экологическим требованиям или не обеспечивает поддержание транспортных средств в исправном состоянии; д) не выполняются иные условия, необходимые для осуществления деятельности, указанной в заявлении. Выдача лицензий осуществляется в 30-дневный срок со дня подачи заявления Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику транспортной продукции и особенностям ее производства. 2. Какова роль автомобильных перевозок в экономике страны? 3. Каковы основные изменения, произошедшие на автомобильном транспорте с началом экономической реформы? 4. Каковы тенденции развития автомобильных перевозок на современном этапе? 5. В чём заключается необходимость лицензирования транспортных услуг? 1.6. Глоссарий к лекции 1. Продукция транспорта — изменение пространственного положения перевозимых грузов. Транспорт общего пользования — ПС выполняющий коммерческие перевозки грузов сторонних организации и физических лиц на договорной основе. Транспорт предприятий и организаций ПС перевозящий собственные грузы за собственный счет для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих этим предприятиям. Личный транспорт автомобили, служащие для удовлетворения потребностей в перевозках владельца транспортного средства. 9

10 1.7. Использованные информационные ресурсы. 1.А.Э.Горев, Е.М. Олещенко «Организация автомобильных перевозок и безопасность движения»: учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.,2006 г. 2.В.А.Гудков.,Л.Б.Миротин, «Пассажирские автомобильные перевози.» Учебник для вузов.2004 г Список сокращений. AT автомобильный транспорт; АТО автотранспортная организация; АТС автотранспортное средство; ПС подвижной состав: АТП автотранспортная организация; РФ Российская Федерация; РТИ — Российская транспортная инспекция; Лекция 2.Формирование показателей работы автомобильного транспорта Аннотация. В данном разделе раскрываются вопросы формирования показателей работы автомобильного транспорта, транспортного процесса и его элементов, а так же приводятся классификация пробега и время работы подвижного состава. Ключевые слова. Транспортный процесс, погрузка ПС, перемещение груза, разгрузка ПС. Методические рекомендации по изучению темы. Изучить теоретическую часть с определениями и основными понятиями. Ответить на вопросы для самоконтроля, изучить и усвоить глоссарий, разобрать список сокращений приведённый в конце лекции. Вопросы возникшие при изучении данной темы можно более подробно рассмотреть в первоисточниках использованных информационных ресурсах. Для контроля усвоения материала необходимо пройти тестирование (приложение 1). Методические рекомендации по изучению темы. Изучить теоретическую часть с определениями и основными понятиями. Ответить на вопросы для самоконтроля, изучить и усвоить глоссарий, разобрать список сокращений приведённый в конце лекции. Вопросы возникшие при изучении данной темы можно более подробно рассмотреть в первоисточнике использованных информационных ресурсах. Для контроля усвоения материала необходимо пройти тестирование (приложение 1) Транспортный процесс и его элементы. Транспортный процесс это перемещение грузов или пассажиров на какое либо расстояние, с учетом всех подготовительных и заключительных операций. Транспортный процесс перевозки грузов складывается из трёх основных элементов: -погрузка ПС; -перемещение груза; -разгрузка ПС и подача ПС к следующему месту погрузки; Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нужному месту, организацию фронта работ, накопление, формирование и сортировку груза, оформление документов, сопровождающих перевозку. Движение является основной функцией транспорта. Усложнившееся движение транспортного потока требует большего внимания и от составителей маршрутов, и от водителей для гарантированной безопасности перевозки грузов или пассажиров и сокращения времени в пути. Разгрузка это подача транспортного средства в зону работ, расформирование и сортировка груза, оформление документов на прибывший груз. 10

11 При осуществлении перевозок элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава постоянно повторяются. Комплекс трех элементов транспортного процесса от одной погрузки груза на каждую единицу подвижного состава до следующей погрузки называется ездкой. Тогда время выполнения одной ездки: t e = tп + tдв + tр = Lе / VT + tп-р где t п время погрузки; t дв время движения в прямом и обратном направлении; t p время разгрузки; L е длина ездки; v T техническая скорость движения; tп-р время погрузки и разгрузки. Каждая новая ездка начинается с момента подачи порожнего ПС под загрузку Показатели работы автомобильного транспорта. Для планирования, учета и анализа работы ПС установлена система техникоэксплуатационных показателей, позволяющих оценивать эффективность использования АТС и результаты их работы. Показателями, характеризующими степень использования подвижного состава, являются: α т коэффициент технической готовности подвижного состава; αв коэффициент выпуска подвижного состава на линию; γ коэффициент использования грузоподъемности; β коэффициент использования пробега; l ЕГ средняя длина ездки; км; l ГР среднее расстояние перевозки груза, км; t n -p время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой, ч; Т н время в наряде, ч; V Т техническая скорость движения, км/ч; V э эксплуатационная скорость, км/ч. Показателями, характеризующими результаты работы подвижного состава, являются: n е число ездок; L ГР пробег с грузом, км; L o6 общий пробег, км; U производительность подвижного состава выработка в тоннах, т; W производительность подвижного состава выработка в тонно-километрах, ткм; Q объем перевозок в тоннах, т; Р грузооборот в тонно-километрах, т-км. Списочным парком АТО называется весь ПС, числящийся на балансе организации: Асп = А Т + А Р, где А Т число АТС, готовых к эксплуатации; А Р число АТС, находящихся в ремонте или техническом обслуживании. Число АТС, готовых к эксплуатации: А Т = Аэ + Апр, где Аэ число АТС, находящихся в эксплуатации (на линии); Апр число АТС, находящихся в простое по организационным причинам (из-за отсутствия работы, топлива, водителей и по другим организационным причинам). Для учета использования парка подвижного состава за определенный период времени используют показатель «автодень» АД: АД СП авто-дни списочные; АД Т авто-дни технически исправного парка (готового к эксплуатации); АД Э авто-дни парка, находящегося в эксплуатации; АД ОП авто-дни простоя по организационным причинам готового к эксплуатации подвижного состава; АД Р авто-дни простоя подвижного состава в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта. 11

12 По аналогии с формулами : АД сп = АД т +АД р ; АД т = АД э + АД оп ; АД сп = АД э +АД оп +АД р. Пример: если в течении 5 дней в АТП:20 а/м работали на линии 2 а/м находились в ремонте и 1 а/м находился в простое, то списочные авто-дни: АД сп = АД э +АД оп +АД р = = 115 а/м д. Эффективность работы парка ПС оценивают рядом коэффициентов. Коэффициент технической готовности определяет долю исправного (готового к эксплуатации) ПС в парке и характеризует техническое состояние парка АТС: α Т = А Т /А СП ; α Т = АД Т /АД СП Коэффициент выпуска характеризует долю парка ПС, находящегося в эксплуатации: α В = Аэ/ А СП ; α В = АДэ/ДА СП Задача 1. Списочное количество автомобилей в парке 30 ед. Количество дней в периоде 30 дн. Авто-дни простоя по организационным причинам по парку за указанный период составили 20 а-дн, коэффициент выпуска автомобилей на линию равен 0,82. Определить количество авто-дней простоя в ТО и ремонте. Дано: Асп = 30 ед., Дк = 30 дн, АД ОП = 20 а-дн, α в = 0,82 Определить: АД Р Решение: — Авто-дни списочные: АД СП = А СП Д К = = 900 а-дн. — Авто-дни в эксплуатации: АД Э = АДсп α в = 900 0,82 = 738 а-дн. — Авто-дни простоя в ТО и ремонте: АДр = АД СП АД Э -АДоп = = 142 а-дн. Задача автомобилей КамАЗ-5320 в течение месяца (30 дней) 5 дней простоял в техническом обслуживании и ремонте и еще 3 дня по организационным причинам. Определить коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска за месяц. Дано: А СП = 10 ед, Дк = 30 дн,адр = 50 дн, АДоп = 30 дн Определить: α т, α в Решение: — Автомобиле дни, в течение которых автомобиль был технически исправен: АД Т = АД К -АД Р = = 250дн. — Дни, в течение которых автомобиль находился в эксплуатации: АДэ =А Д Т АДоп = = 220 дн. -Коэффициент технической готовности за месяц: α Т = АД Т /АД СП = 0, Коэффициент выпуска за месяц: α в = АД Э /АД СП = 0, Пробег подвижного состава и его использование. За время работы на линии подвижной состав проходит определенный путь, который называется пробегом и измеряется в километрах. Путь, пройденный за время нахождения автомобиля на линии, называется общим пробегом (L о6щ ) подвижного состава. Путь, пройденный за сутки, называется суточным пробегом (L cyт ) подвижного состава. Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный. 12

13 Пробеги классифицируются на: общий пробег производительный пробег (груженый) непроизводительный холостой нулевой Для повышения эффективности эксплуатации ПС необходимо стремиться к снижению непроизводительного пробега (без груза или пассажиров). Общий пробег подвижного состава в километрах за день (смену) будет складываться их груженого пробега, холостого и нулевого: L о6щ = L сут = L гр + L x + L н где L гр груженый пробег за день (смену); L x холостой пробег за день (смену); L н нулевой пробег за день (смену). Общий пробег подвижного состава за одну ездку в километрах: l е =l ег +l х, где l ег пробег с грузом, км; l х холостой пробег, км. Использование пробега ПС характеризуется коэффициентом использования пробега. Он определяет долю гружёного пробега в общем пробеге ПС и рассчитывается отношением пробега с грузом к общему пробегу за данный период. β = L гр /L o6, где L гр пробег с грузом(производительный) АТС; L o6 общий пробег АТС. Производительным для грузовых АТС является пробег с грузом (груженый), для пассажирских маршрутных перевозок пробег на маршруте, для автомобилей-такси платный пробег (с пассажирами). 2.4.Время работы подвижного состава. В течении рабочего дня каждый автомобиль находится в наряде (в работе на линии) Время пребывания АТС в наряде: Т = Тм + tн где Т М время работы на маршруте; t H время на выполнение нулевого пробега. Время работы на маршруте определяется из соотношений: для грузовых перевозок Т М = tдв +tп-р для пассажирских перевозок Т М = tдв+tпр tпр время простоя автобуса на промежуточных и конечных остановочных пунктах; 2.5.Скорости движения автомобиля. Технической скоростью V Т называется средняя скорость движения, равная отношению пробега автомобиля к времени движения, включая время кратковременных простоев в пути, связанных с регулированием движения. Техническая скорость учитывает только время движения ПС: VТ= Le/ te, км/ч. Эксплуатационная скорость дополнительно учитывает время простоя ПС в период его нахождения в наряде. Vэ= Le/ te + tпр Скорость сообщения для пассажирских перевозок, характеризует среднюю скорость доставки пассажиров Vс= Lм/ tдв+tпр. tпр время простоя на промежуточных остановках на маршруте. 13

14 В одних и тех же условиях эксплуатации самое высокое значение имеет техническая скорость движения, самое низкое эксплуатационная, а скорость сообщения занимает промежуточное значение. 2.6.Грузоподъёмность подвижного состава. Использование грузоподъёмности ПС оценивают коэффициентом использования грузоподъемности. Для грузового ПС КИГ: γ = q ф / q н где q Ф фактическая грузоподъемность ПС; q n номинальная грузоподъемность ПС. Коэффициент наполнения для автобуса это степень использования его вместимости оценивается аналогичным коэффициентом: γ = q ф / q н где q ф фактическая пассажировместимость ПС; q n номинальная пассажировместимость ПС. Производительность труда характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени. Транспортная продукция это перемещение пассажиров или груза, следовательно, производительность ПС это число пассажиров или количество груза, перевозимое в единицу времени. Производительность грузового ПС определяют в физических единицах измерения массы, объема или количества груза, например тоннах, м 3, контейнерах, и тонно-километрах W. За одну ездку эти показатели составят: U е = γ qн (т) W е = U е lег (т км) Производительность автобуса, определяется числом перевезенных пассажиров и пассажирокилометров. За одну ездку эти показатели составят Uе = γ η см q H, Wе = γ q H l M, где η см коэффициент сменности пассажиров, который определяется отношением общего числа перевезенных за рейс пассажиров к номинальной вместимости автобуса. η см = Q общ / q H Производительность автомобиля-такси определяется в доходах на 1 ч работы. Доходы складываются из оплаченных пробега и простоя Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение транспортного процесса. 2. Что называется ездкой? 3. Классификация пробега ПС. 4. Показатели работы автомобильного транспорта. 5. Дать определение технической скорости движения АТ Глоссарий к лекции 2. Производительность ПС это число пассажиров или количество груза, перевозимое в единицу времени. Производительный пробег — пробег с грузом. Нулевой пробег это пробег автомобиля от места хранения до места первой погрузки. Скорость сообщения — среднюя скорость доставки пассажиров Использованные информационные ресурсы. 1.А.Э.Горев, Е.М.Олещенко «Организация автомобильных перевозок и безопасность движения»: учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.,2006 г. 14

15 2.В.А.Гудков.,Л.Б.Миротин, «Пассажирские автомобильные перевози.» Учебник для вузов.2004 г Список сокращений. КИП коэффициент технической готовности; КТГ коэффициент технической готовности; КИГ коэффициентом использования грузоподъемности; АД автодень; АТС автотранспортное средство; ПС подвижной состав: АТП автотранспортная организация; Лекция 3. Маршруты перевозки Аннотация. В данном разделе ставятся цели и задачи изучения видов маршрутов перевозок, их классификация и характеристики. Ключевые слова. Маршрут движения, маятниковый, кольцевой, развозочно-сборочный. Методические рекомендации по изучению темы. Изучить теоретическую часть с определениями и основными понятиями. Ответить на вопросы для самоконтроля, изучить и усвоить глоссарий, разобрать список сокращений приведённый в конце лекции. Вопросы возникшие при изучении данной темы можно более подробно рассмотреть в первоисточниках использованных информационных ресурсах. Для контроля усвоения материала необходимо пройти тестирование (приложение 1). Маршрутом движения называется путь следования ПС при выполнении перевозок. Выбор маршрута определяется вариантом организации транспортного процесса, особенностью дорожной сети и расположением на ней пунктов отправления и назначения. Рис Классификация маршрутов грузовых перевозок. 3.1.Классификация маршрутов грузовых перевозок Классификация разных типов маршрутов грузовых перевозок представлена на рис. 3.1, а их характеристики приведены в табл Для маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности можно использовать коэффициент использования пробега. Чем больше будет его величина, тем меньше будет расходоваться ресурсов на перемещение ПС без груза и, естественно, ниже будет себестоимость перевозок. При выполнении перевозок по развозочно-сборочным маршрутам какое-то количество груза находится в кузове АТС на всем пути следования, поэтому использовать в качестве критерия эффективности коэффициент использования пробега нельзя. Для того чтобы определить такой критерий, рассмотрим простой пример. 15

16 Пусть из пункта отправления (ГОП) нужно развезти груз в три пункта. Объемы завоза и расстояния между пунктами приведены на рис Число возможных вариантов порядка объезда пунктов доставки груза равно 3! = 6. Показатели работы АТС при развозе груза по каждому из возможных вариантов приведены в табл Характеристики основных видов маршрутов грузовых перевозок Таблица 3.1. Характеристики основных видов маршрутов грузовых перевозок. П р и м е ч а н и е. k число пунктов погрузки ПС на кольцевом маршруте; т число пунктов заезда на маршруте, где производится погрузка и (или) разгрузка ПС; t 3 дополнительное время, требуемое на один заезд; у р, значение коэффициента использования грузоподъемности на первом участке развозки груза; γ сп значение коэффициента использования грузоподъемности j последнем участке сбора груза. Очевидно, что минимальные затраты ресурсов будут достигнуты при наименьших значениях пробега ПС и выполняемой при этом транспортной работы. Этим условиям соответствует вариант 3 в табл Таблица 3.2.Варианты развоза груза. Рис.3.2. Схема расположения пункта отправления (ГОП) и пунктов завоза груза ( 1 3). 16

17 3.3. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение маршрута движения АТ. 2. Перечислить разновидности маятниковых маршрутов? 3. Что называется кольцевым маршрутом? 4. Что называется маятниковым маршрутом? 3.4. Глоссарий к лекции 3. Развозочно-сборочный маршрут — маршрут при котором производится развоз и сбор груза или пустой тары у отправителя. Кольцевой маршрут — маршрут при котором движение АТС происходит по замкнутой траектории (по кольцу). Маятниковый маршрут — маршрут при котором движение АТС происходит из пункта А в пункт Б и обратно Использованные информационные ресурсы. 1.А.Э.Горев, Е.М.Олещенко «Организация автомобильных перевозок и безопасность движения»: учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.,2006 г. 2.В.А.Гудков.,Л.Б.Миротин, «Пассажирские автомобильные перевози.» Учебник для вузов.2004 г Список сокращений. АТС автотранспортное средство. ПС подвижной состав. Лекция 4. Себестоимость и тарифы на перевозки Аннотация. В данном разделе раскрываются вопросы формирования показателей себестоимости и тарифов, а так же документальное оформление перевозки грузов автомобильным транспортом. Ключевые слова. Себестоимость, тарифы, расходы, топливо, эксплуатационные материалы, техническое обслуживание, ремонт, амортизационные отчисления. путевой лист, товарнотранспортная накладная Методические рекомендации по изучению темы. Изучить теоретическую часть с определениями и основными понятиями. Ответить на вопросы для самоконтроля, изучить и усвоить глоссарий, разобрать список сокращений приведённый в конце лекции. Вопросы возникшие при изучении данной темы можно более подробно рассмотреть в первоисточниках использованных информационных ресурсах. Для контроля усвоения материала необходимо пройти тестирование (приложение 1). Себестоимостью перевозок называются затраты АТП на выполнение перевозок в денежной форме и представляют собой эксплуатационные расходы, рассчитанные на единицу транспортной продукции. Себестоимость исчисляются в : р./(т км), р./км, р./т или р./ч. В структуру себестоимости входят переменные и постоянные расходы. К переменным относятся расходы, связанные с работой ПС и рассчитываемые на 1 км пробега. К таким расходам относятся затраты на: топливо и эксплуатационные материалы, техническое обслуживание и ремонт, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и приобретение шин и т.п. 17

18 К постоянным относятся расходы, рассчитываемые на календарное время пребывания ПС в АТП. (Такие расходы не зависят от того, где находится АТС: на линии, в парке или ремонте). К постоянным расходам относятся затраты на содержание территории и зданий АТО, хозяйственные расходы, налоги и сборы, затраты на заработную плату управленческого аппарата и т. п. Себестоимость перевозок определяет тарифы на перевозки. Транспортными тарифами называется система цен, по которой взимается плата за перевозки. Снижение себестоимости перевозок влечёт снижение тарифов и, привлечения дополнительных клиентов. Основные методы снижения себестоимости заключаются в: -повышении производительности ПС за счет увеличения количества груза, перевозимого за одну ездку, -сокращения непроизводительных простоев и холостых пробегов, -повышения скорости движения. -экономии топлива, -использования более нового и совершенного ПС, -уменьшения накладных расходов -сокращения вспомогательного персонала АТП. Грузовые тарифы возмещают затраты на транспортирование продукции плюс прибыль перевозчика. Размер средней тарифной ставки определяется из соотношения Т = С + П, где С себестоимость перевозок; П прибыль перевозчика. На AT наибольшее распространение получили следующие схемы формирования грузовых тарифов. Повременные тарифы используются при предоставлении клиенту ПС на определенное время, когда невозможно определять количественные характеристики перевозок. Ставка тарифа рассчитывается за 1 ч,(руб/ч) и зависит от типа ПС. При незначительном времени использования ПС устанавливается минимальная плата за предоставление АТС. Покилометровые тарифы предусматривают оплату в зависимости от модели и типа ПС исходя из величины пробега. Используется при выполнении междугородних и международных перевозок. Ставка тарифа рассчитывается за 1км(руб/км), Сдельные тарифы используются, когда имеется возможность точного учета объема перевозимого груза. Ставка сдельного тарифа зависит от расстояния, объёма и класса перевозимого груза Документальное оформление перевозки грузов. При выполнении грузовых перевозок на каждое АТС оформляются следующие документы: путевой лист; товарно-транспортная накладная (ТТН) Путевой лист Путевой лист является основным первичным документом определяющим показатели работы ТС и водителя, начислении заработной платы водителю и расчетах за перевозки. На путевых листах проставляется штамп или печать владельца ТС. Заполнение путевого листа производится до выезда на линию и после возвращения ТС в АТП. В путевой лист заполняются сведения о водителе, и автомобиле, о времени начала и окончания работы, о заказчике перевозок, дата выдачи, километраж и движение горючего. В путевой лист должны быть поставлены подписи диспетчера, подтверждающая правильность заполнения и наличия у водителя водительского удостоверения, медицинского работника о возможности допуска водителя к управлению ТС, механика об исправности ТС, водителя, о принятии ТС в технически исправном состоянии и получении задания на работу. 18

19 Данные в путевой лист заносятся должностными лицами АТП диспетчером, техником по ГСМ и др. После сдачи водителем путевого листа диспетчер заполняет данные о выполненной работе водителем и движении горючего. Водитель своей подписью удостоверяет сдачу ПС механику в технически исправном состоянии. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители АТП и лица ответственные за эксплуатацию ПС. Путевые листы хранятся в АТП вместе с ТТН. Для контроля движения путевых листов ведется специальный журнал Товарно-транспортная накладная ТТН представляется перевозчику грузоотправителем и является основным документом для списания груза грузоотправителем и оприходования его грузополучателем. Грузоотправитель оформляет отдельную ТТН для каждого грузополучателя и выписывает в четырех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя, второй сдается грузополучателю, третий и четвертый поступают в АТП. После выполнения расчетов по выполненным перевозкам третий экземпляр возвращается отправителю груза вместе со счетом за перевозку. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Товарный раздел заполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе и лице, отпускающем груз. В транспортном разделе ТТН приводятся сведения о погрузо-разгрузочных операциях и показатели работы ТС. В ТТН также указывают дату ее выписки и наименование заказчика, наименование АТП, марку и государственный номер ТС, данные о водителе и номер путевого листа. При получении груза водитель получает три экземпляра ТТН, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя. При сдаче груза получатель ставит в ТТН свою подпись и печать. В случае перегрузки груза в пути следования на другое ТС в ТТН записываются новые данные и заверяются подписью работника, руководящим перегрузкой. В зависимости от вида перевозимых грузов к ТТН могут прилагаться и другие сопроводительные документы Вопросы для самоконтроля 1. Себестоимость автомобильных перевозок и её структура. 2. Грузовые тарифы на автомобильном транспорте. 3. Документальное оформление перевозки грузов Глоссарий к лекции 4. Путевой лист — основной первичный документ определяющий показатели работы ТС и водителя и служит для начисления заработной платы водителю и расчетах за перевозки. Товарно-транспортная накладная — является основным документом для списания груза грузоотправителем и оприходования его грузополучателем. Себестоимость перевозок — затраты АТП на выполнение перевозок в денежной форме Использованные информационные ресурсы. 1.А.Э.Горев, Е.М.Олещенко «Организация автомобильных перевозок и безопасность движения»: учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.,2006 г. 2.В.А.Гудков.,Л.Б.Миротин, «Пассажирские автомобильные перевози.» Учебник для вузов.2004 г Список сокращений. АТП автотранспортное предприятие. АТС автотранспортное средство. ПС подвижной состав. ТТН — товарно-транспортная накладная. ГСМ горючесмазочные материалы. 19

20 Лекция 5.Система управления перевозками. Аннотация. В данном разделе раскрываются вопросы управления перевозками на автомобильном транспорте. Ключевые слова. Управление, транспортный процесс, погрузка ПС, перемещение груза, разгрузка ПС, диспетчер, водители. Методические рекомендации по изучению темы. Изучить теоретическую часть с определениями и основными понятиями. Ответить на вопросы для самоконтроля, изучить и усвоить глоссарий, разобрать список сокращений приведённый в конце лекции. Вопросы возникшие при изучении данной темы можно более подробно рассмотреть в первоисточниках использованных информационных ресурсах. Для контроля усвоения материала необходимо пройти тестирование (приложение 1). Руководство и управление перевозками в АТП возложено на службу эксплуатации и включают в себя следующие функции: 1.организацию приема заявок на перевозки и изучение потребностей клиентуры АТП в перевозках и дополнительных услугах; 2.разработку сменно-суточных планов; 3.организацию выпуска ПС на линию и оформление документов при его возвращении с линии; 4.осуществление оперативного руководства и контроля работы ПС на линии; Служба эксплуатации является важнейшим структурным подразделением АТП. К основным задачам службы эксплуатации относятся организация перевозок, обеспечение выполнения принятого плана работы АТП, достижение наиболее эффективного использования ПС при необходимом уровне качества перевозок, обеспечение безопасности движения АТС на линии. 5.1.Структура службы эксплуатации АТП Структура службы эксплуатации АТП: Зам.директора по эксплуатации начальник отдела эксплуатации начальники автоколонн начальник отдела по БД коммерческая группа диспетчерская группа контрольно-расчётная группа водители Начальник отдела эксплуатации осуществляет общее руководство службой и несёт персональную ответственность за эффективность её работы. Коммерческая группа является ведущей в службе эксплуатации и выполняет следующие функции: изучение грузовых потоков, потребностей в перевозках, клиентуры в районе обслуживания АТП; контроль за состоянием подъездных путей и погрузочно-разгрузочных пунктов; подготовка маршрутов и расписания движения автобусного транспорта; разработка мероприятий по повышению эффективности использования ПС; подготовка договоров с клиентурой и прием заявок на перевозку; составление сменно-суточного плана и подготовка заданий водителям. В автобусных АТП в задачи коммерческой группы так же входят задачи по оснащению автобусных маршрутов линейным оборудованием (указателями остановочных пунктов, расписаниями, павильонами и т.п.), формированию бригад водителей и кондукторов. 20

21 В таксомоторных организациях коммерческая группа составляет графики выхода на линию, устанавливает и оборудует места стоянок такси, принимает заказы на перевозки. Диспетчер это работник, регулирующий ход производственного процесса и координирующий взаимодействие всех его звеньев с помощью средств контроля, управления и связи. Диспетчерская группа в службе эксплуатации выполняет следующие функции: выпуск ПС на линию, выдача и прием документации на перевозку; оперативное руководство работой ПС на линии; первичная обработка путевой документации; составление сменно-суточного отчета по выпуску ПС на линию, результатам работы за истекшие сутки и выполнению плана перевозок. Выпуск ПС на линию проводят на основании графика выпуска, при составлении которого учитывают режим работы ТС и график проведения ТО и ТР. При выпуске ПС на линию сменный диспетчер проверяет наличие у водителя водительского удостоверения, контролирует сдачу предыдущей путевой документации и после этого выдает новую путевую документацию. При возвращении с линии водители сдают путевую документацию сменному диспетчеру который проверяет заполнение всех необходимых разделов и сверяет данные путевых листов с записями в ТТН. При управлении процессом работы ПС сотрудники диспетчерской группы: 1.поддерживают связь с пунктами отправления и прибытия ПС; 2.контролируют выполнение графика работы ПС; 3.следят за выполнением наиболее важных перевозок, в случае необходимости переключая ПС между маршрутами и объектами обслуживания; 4.принимают необходимые меры для ликвидации простоев ПС; 5.направляют на линию по заявкам водителей техническую помощь. Распоряжения, поступающие водителям от диспетчера, являются обязательными для исполнения. Для быстрого принятия решений разрабатывают карты типовых действий диспетчера, в которых описываются типичные ситуации, возникающие при сбоях перевозочного процесса, и даются рекомендации для их устранения. Например: при поломке ПС на линии диспетчер может принять одно из следующих решений: 1.ввод резервного ПС; 2.принятие сокращенного плана перевозок; 3.переключение ПС с второстепенных на основные перевозки. Этим обеспечивается сокращение времени реакции на сбои перевозочного процесса. Специалисты контрольно-расчетной группы выполняют первичную обработку путевой документации, в ходе которой: -проверяют пройденные ПС расстояния, время работы, число выполненных рейсов или объемы перевезенных грузов; -рассчитывают окончательную плату за перевозки; -рассчитывают нормативный расход топлива и сравнивают с фактическим; -рассчитывают заработную плату водителей за выполненные перевозки; -определяют фактические технико-эксплуатационные показатели работы ПС Вопросы для самоконтроля 1.Раскройте понятие транспортного процесса и его элементов. 2.Дайте характеристику системы технико-эксплуатационных показателей оценки состояния и использования автомобильного парка. 3.Как влияют эксплуатационные факторы на производительность подвижного состава? 4.Перечислите показатели использования подвижного состава, приведите порядок их расчета. 21

22 5.Назовите виды маршрутов, достоинства и недостатки организации перевозок по разным маршрутам. 6.Дайте характеристику кольцевым маршрутам. Приведите показатели использования подвижного состава на кольцевых маршрутах. 7.Дайте характеристику развозочно-сборочным маршрутам. Приведите показатели использования подвижного состава на развозочно-сбороч-ных маршрутах. 8.Что такое себестоимость автомобильных перевозок, какова ее структура? 9.Приведите системы и схемы построения тарифов на автомобильные перевозки. 10.Что представляет собой система управления автотранспортной организацией? 11.Каковы функции службы эксплуатации по управлению транспортным процессом автотранспортной организации? 12.Опишите схему документооборота при выполнении автомобильных перевозок. 13.В чем суть диспетчерского управления перевозками? 14.Какие технические средства могут быть использованы для контроля и управления работой водителя на линии? 15.На кого возложен контроль выполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения? 5.3. Глоссарий к лекции 5. Служба эксплуатации — структурное подразделение АТП решающая задачи организации перевозок, обеспечения выполнения принятого плана работы АТП, достижения эффективного использования ПС и обеспечения безопасности движения АТС на линии. Коммерческая группа ведущее подразделение в службе эксплуатации выполняющая функции изучения грузопотоков, потребностей в перевозках, клиентуры, контроля, подготовке маршрутов и договоров с клиентурой и прием заявок на перевозку, разработки мероприятий по повышению эффективности использования ПС, составление сменносуточного плана и заданий водителям Использованные информационные ресурсы. 1.А.Э.Горев, Е.М.Олещенко «Организация автомобильных перевозок и безопасность движения»: учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.,2006 г. 2.В.А.Гудков.,Л.Б.Миротин, «Пассажирские автомобильные перевози.» Учебник для вузов.2004 г Список сокращений. АТП автотранспортное предприятие. АТС автотранспортное средство. ПС подвижной состав. ТО и ТР техническое обслуживание и текущий ремонт. БД безопасность движения. Лекция 6. Грузы и их классификация Аннотация. В данном разделе раскрываются вопросы о грузах и приводится их классификация. Ключевые слова. Грузы, транспортная тара, транспортный процесс, погрузка ПС, перемещение груза, разгрузка ПС. Методические рекомендации по изучению темы. Изучить теоретическую часть с определениями и основными понятиями. Ответить на вопросы для самоконтроля, изучить и усвоить глоссарий, разобрать список сокращений приведённый в конце лекции. 22

Смотрите еще:

  • 6 федеральный закон об актах гражданского состояния Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями от: 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 […]
  • Движение велосипеда по пдд Глава 20. Движение на велосипедах и мопедах ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История Правил Последние […]
  • Коды оквэд для юристов Коды оквэд ЗДРАВСТВУЙТЕ! Я ИП, УСН, КОД ОКВЭД 85.32., ХОЧУ ОТКРЫТЬ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С 7 ДО 18 ЛЕТ И РОДИТЕЛЕЙ, УСЛУГИ БУДУТ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА: 1.КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, ДОСУГА..(, 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ […]
  • Судебный пристав воронов Крутицкий вал 18 стр 2 3 служба судебных приставов воронов и а Строева Алина Юрьевна 74995581934 Судебный пристав-исполнитель Суханова Елизавета Валерьевна 74955581925 Судебный пристав-исполнитель Фаль Дмитрий Викторович +7(499)270-59-57 Судебный пристав-исполнитель […]
  • Мировой суд ленинского района г оренбурга 2 участок судебный участок №2 мирового судьи Ленинского района Оренбурга С 20 октября водители-нарушители смогут получить права назад только после уплаты всех штрафов на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы Оренбургской области […]
  • Томск покупка дома Продажа домов в Томске этажей 1 , соток 9 , дом блочный , 2016 год канализация, электричество, газ этажей 1 , соток 14 , брусовой отопление, водопровод, канализация, электричество этажей 2 , соток 4 , кирпич , 2016 год отопление, водопровод, канализация, […]
  • Статья 37 фз от 21121994 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ"О пожарной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., […]
  • Согласно статье 112 тк рф Статья 112. Нерабочие праздничные дни Трудовой кодекс (ТК РФ) проверено сегодня кодекс от 22.10.2018 вступила в силу 01.02.2002 Ст. 112 ТК РФ в последней действующей редакции от 24 апреля 2012 года. Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют. Часть […]