Основания отказа в приватизации земли

Содержание:

Как действовать при отказе в приватизации земельного участка

Земельное законодательство предоставляет гражданам право приватизировать участки земли, находящиеся в муниципальной или федеральной собственности. Если в процессе оформления права собственности получен необоснованный отказ в приватизации земельного участка, то владелец надела имеет право добиваться справедливого решения через суд.

Какие участки земли приватизировать невозможно

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

Заявление на передачу земельного надела в частную собственность может не приниматься уполномоченными органами, если Земельный кодекс ограничивает возможность приватизации при следующих обстоятельствах:

  • приватизируемый участок относится к категории земель, изъятых из оборота;
  • закон запрещает оформление права собственности на конкретные виды земель;
  • территория находится в резерве и будет использована для нужд государства.

Категория изъятых из оборота земельных наделов включает в себя следующие зоны:

Парки и государственные заповедники, исключая территории, которые можно приватизировать в границах природных парков по ст. 95 Земельного кодекса;

  • земли, на которых расположены воинские и стратегические объекты;
  • зоны под предприятиями, относящимися к атомной энергетики;
  • территории, занятые захоронениями;
  • территории, на которых возведены здания, принадлежащие военным судам и учреждениям федеральной службы охраны.

Кроме перечисленных участков, невозможна приватизация земель, имеющих существенное значение на обороноспособность России.

Помимо прямого изъятия земельного оборот существует категория участков, использование которых возможно с ограничениями. Такие территории непозволительно оформлять в частную собственность. К землям, ограниченным в обороте, законодательство относит:

  • территории в границах природных зон, находящихся под охраной государства;
  • зоны, относящиеся к лесному или водному фонду;
  • земельные участки, находящиеся в закрытых АТО (административно-территориальных образований);
  • территории, отведенные под нужды предприятий связи, транспорта, энергетики;
  • зоны с расположенными на них объектами культурного и исторического наследия.

Отказ в приватизации земли возможен и в том случае, если территория резервируется под государственные или муниципальные нужды. Однако в этом случае резервирование должно быть оформлено в соответствии с действующим регламентом. Помимо решения органа государственной власти о предстоящем резервировании необходимо внесение соответствующей записи в ЕГРП, наличие подробной схемы забронированного участка с четко обозначенными границами и размещение сведений о нем в кадастре недвижимости.

Одной из распространенных причин отказа в передаче земли в собственность является резервация земель местными властями для собственных нужд. При этом порядок оформления бронирования не соблюдается и соответствующего решения не выносится. В таких ситуациях лицо, желающее приватизировать «запретный» участок, может добиться разрешения на оформление собственности в суде.

Следует отметить, что местные исполнительные органы власти могут мотивировать отказ в приватизации земель тем, что на спорном участке планируется строительство энергетических объектов или инженерных коммуникаций. Если возведение подобных сооружений не зафиксировано в генеральном плане застройки, то такой земельный участок (или его часть) не может быть признанным зарезервированным для муниципальных нужд, и его приватизация не может быть запрещена.

При приватизации земельных наделов, находящихся в ограниченном обороте, отказ местной администрации в большинстве случаев подлежит судебному обжалованию. Это объясняется тем, что в Земельном кодексе перечислен закрытый список земель ограниченного оборота. При принятии решении о передаче земельного надела в частную собственность уполномоченные органы обязаны иметь доказательства того, что приватизируемый участок может быть отнесен к категории земель ограниченного оборота.

Если таких документальных подтверждений нет, то отказ в приватизации должен рассматриваться как необоснованный и незаконный и обжаловаться в суде.

Причины отказа в приватизации земельного надела

Если земельный участок, подлежащий приватизации, не подпадает ни под одну из категорий «запретных» для оформления частной собственности земель, но территориальное подразделение Росреестра выносит решение об отказе, то возможны следующие основания:

  • невыполнение владельцем земли формальных требований закона – например, наличие на испрашиваемом участке самовольно возведенных строений либо построек, принадлежащих третьим лицам;
  • наличие разногласий по площади или границам приватизируемого участка.

Подобные основания должны не являются неустранимыми, и для завершения процедуры приватизации заявителю потребуется сформировать пакет документов, который предусматривается в конкретном регионе. Чтобы избежать излишних финансовых и временных затрат, землепользователь должен предварительно составить полный перечень необходимых для приватизации земли документов.

При сборе документации следует максимально внимательно отнестись к достоверности информации, представленной в кадастровом паспорте участка, исключить наличие расхождений между задокументированными и фактическими параметрами земельного надела.

Не предусмотрены действующим земельным законодательством отказы в приватизации земельных участков по следующим причинам:

  • нахождение приватизируемого надела в пределах «красных линий», которыми обозначаются границы зон общего пользования, дорог, земель под трубопроводами или линейно-кабельными сооружениями;
  • вхождение испрашиваемого для оформления в собственность участка в природный комплекс.

Подобные мотивы предоставления отказа не являются законными. Для регистрации права собственности на землю заявитель в обязательном порядке предъявляет актуальный кадастровый паспорт с указанными границами земельного участка. Этот документ подтверждает, что приватизируемый надел не располагается в зоне общего пользования и может быть оформлен в собственность.

Алгоритм действий при получении отказа на приватизацию земельных участков

При получении отрицательного ответа на заявление о передаче земельного участка в частную собственность гражданин имеет право подать жалобу на действие или бездействие уполномоченного органа.

Заявитель вправе выбрать досудебный порядок разрешения земельного конфликта с местной администрацией или обратиться с соответствующим исковым заявлением в судебный орган.

Для того чтобы обжаловать отказ в оформлении права собственность на земельный надел без привлечения судебных органов, землепользователь должен подать заявление-жалобу в территориальный орган Росимущества, в котором должно быть указано:

  • личные данные заявителя и его точный адрес;
  • суть и предмет жалобы с указанием местонахождения земельного участка, в приватизации которого отказано и фамилии ответственного сотрудника уполномоченного органа, подписавшего отказ;
  • персональная подпись заявителя.

Закон предусматривает 15 дней на рассмотрение заявления заинтересованного лица, после чего заявителю должен поступить письменный ответ с результатами досудебной проверки правомерности отказа в приватизации. Если землепользователя не удовлетворит решение органов Росимущества, то ему следует подготовить исковое заявление в Арбитражный суд.

Судебное обжалование отказа в приватизации земельного участка возможно в течение трех месяцев с момента получения его заявителем. Исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, включает в себя три части:

  • описательная часть, в которой содержится ссылка на полученный отказ в оформлении права собственности;
  • мотивировочная часть, представляющая все аргументы заявителя;
  • просительная часть с обоснованием своих требований на восстановление нарушенного права.

Вместе с исковым заявлением необходимо передать следующие документы:

  • копия вынесенного отказа;
  • копии искового заявления для предоставления ответчику и для судебного дела;
  • копия документа, подтверждающего право заявителя на пользование земельным участком;
  • копия кадастрового паспорта земельного надела;
  • документ об уплате государственной пошлины или справка, подтверждающая льготу по данному виду бюджетного платежа;
  • при подаче заявления уполномоченным лицом – доверенность, оформленная у нотариуса.

При рассмотрении дел, связанных с законностью отказов органов местной исполнительной власти на оформление земельных наделов в частную собственность, суды принимают во внимание доводы обеих сторон и рассматривают предоставленные аргументы.

Судебная практика по делам, связанным с отказом в приватизации земельного участка, показывает, что в большинстве случаев заявления землепользователей подлежат удовлетворению. Исключение могут составлять те случаи, когда запрет на приватизацию зафиксирован в законодательстве. Кроме того, суд может признать отказ мотивированным в том случае, если заявление на приватизацию надела было подано землепользователем после того, как был утвержден генеральный план развития населенного пункта и на спорном земельном участке планируется возведение городского объекта.

Срок проведения судебной процедуры четко регламентируется законодательством, поэтому в случае нарушения уполномоченным органом права землепользователя на приватизацию участка земли суд может обязать администрацию выдать разрешение на передачу спорного надела в собственность.

Особого рассмотрения требуют отказы, связанные с приватизацией земель в дачных и садоводческих товариществах или участках под имеющимися жилыми домами. Причиной отрицательного решения органов Росреестра в таких случаях чаще всего служит не полностью сформированный пакет документов.

Если такие земельные участки были получены в пользование до вступления в силу Земельного кодекса, то правоустанавливающими документами, необходимыми для приватизации, могут быть всевозможные решения районных и городских советов, акты о передаче участка в пользование, договоры аренды. При отсутствии указанных документов землепользователь автоматически получит отказ в приватизации.

Вопрос о правовой принадлежности земельного участка следует решать в суде, представив все имеющиеся у землепользователя бумаги, сколь старыми бы они ни были. Судебное решение о признании права на спорный земельный надел за гражданином обеспечит успешную приватизацию принадлежащего ему участка.

Остались вопросы?

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

  • +7 (499) 703-44-28 — Москва
  • +7 (812) 309-68-04 — Санкт-Петербург

Рекомендуем к прочтению

Дачная амнистия — что это и как этим пользоваться

Хотя многие россияне слышали о законе, условно называемом «дачная амнистия», что это такое, знают не все. И уж тем более не всем известно, как воспользоваться преимуществами, которые этот закон даёт.

Как получить разрешение на строительство и сколько это стоит

Чтобы построить дом, нужно не только подготовить проект и нанять строительную бригаду. Один из важнейших этапов строительства – получение разрешения на возведение объекта ИЖС.

Раздел земельного участка: грамотное и безопасное прохождение процедуры

Раздел земельного участка и регистрация права собственности на вновь образованные наделы невозможны без соглашения совладельцев общей долевой собственности или судебного решения.

Как приватизировать земельный участок: подробная инструкция

Чтобы приватизировать землю, нужно собрать необходимые документы и соблюсти все формальности. Кроме того, важно разобраться в условиях приватизации.

Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов

Действующее законодательство устанавливает формально ограниченный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность под расположенными на нем объектами недвижимости .

Данные основания могут быть разбиты на несколько основных групп:

  1. участок не может быть предоставлен в собственность в силу установленного публичного запрета на его приватизацию;
  2. участок не может быть предоставлен в собственность исключительно данного заявителя, так как на участке расположены объекты недвижимости иных лиц;
  3. объект, расположенный на участке, не является объектом недвижимости , либо является объектом незавершенного строительства , для оформления прав на землю под которыми установлены специальные правовые режимы.

Публичными запретами, исключающими возможность предоставления участка в собственность, являются:

Наличие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иному лицу, исключает возможность предоставления земельного участка в единоличную собственность одного из них.

В этой ситуации существует два варианта оформления прав на землю:

  • выкуп участка в долевую собственность всех собственников объектов недвижимости, расположенных на нем, на основании их совместного заявления, если участок является неделимым;
  • раздел земельного участка , который является делимым. В этом случае должны быть сформированы отдельные участки, занятые объектами недвижимости, принадлежащими соответствующему собственнику. После раздела каждый собственник самостоятельно обращается за выкупом земельного участка, занятого принадлежащими именно ему объектов недвижимости.

В ряде случаев основанием для отказа в выкупе земельного участка могут являться претензии публичного органа к самим объектам недвижимости , расположенным на участке.

Не для никого не секрет, что до недавнего времени достаточно широко была распространена схема выкупа земельных участков под расположенными на них «квазиобъектами» недвижимостями: заборами, разворотными площадками, будками охраны, силосными траншеями и пр. Данные «объекты» зачастую возводились на участках на основании декларации об объектах недвижимости как вспомогательные объекты, то есть без оформления разрешений на строительство.

Совершенно очевидно, что все указанные выше объекты не являются ни недвижимостью, ни объектами вспомогательного назначения , в связи с чем выкуп земельных участков под ними невозможен.

В настоящее время судебная практика, как правило, также исходит из невозможности выкупа земельного участка под указанными выше объектами, а также под любыми иными объектами, которые были зарегистрированы в обход закона как вспомогательные объекты.

В этой связи реализация подобного рода схем выкупа земельных участков становится крайне затруднительной. Кроме того, сам факт выкупа не гарантирует сохранение участка впоследствии, так как данная сделка может быть признана недействительной как по иску самого публичного органа, так и по иску органов прокуратуры.

Также необходимо учитывать, что нахождение в собственности объекта незавершенного строительства не дает его собственнику право на выкуп земельного участка без проведения торгов.

Законом предусмотрена особая процедура оформления прав на земельные участки под объектами незавершенного строительства , которая не предусматривает права выкупа участка ранее завершения строительства, ввода построенного объекта в эксплуатацию и оформления на него права собственности.

Правовой центр «Два М» оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

  • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов;
  • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
  • осуществляет правовое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
  • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов.

Причины отказа на приватизацию земельных участков

Исходя из аналитических данных, наиболее необоснованные и часто употребляемые основания отказов в осуществлении признания права собственности земельных участков, которые не предусмотрены ЗК РФ, связано с:

  • Нахождением участка либо его части в красных линиях. В соответствии с ГСК РФ, красные линии — это линии, обозначающие какие-либо границы (планируемые, изменяемые, существующие и др.) территорий, находящихся в общем пользовании, на которых имеет место расположения линий связи, электропередачи, трубопроводы, линий железных дорог, автомобильные линии и другая линейная инфраструктура. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что если участок либо его часть находится в существующих границах территорий, которые были указаны выше, то имеет место наложения нескольких границ данных участков, что в свою очередь является неоспоримым основанием для отказа в выдаче документа, такого, как, например, кадастровый паспорт участка, в пределах которого расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю. А учитывая, что кадастровый паспорт земельного участка является документом из отряда обязательных документов, которые должны прилагаться к заявлению на оформление прав собственности на данный участок. Исходя из всего выше перечисленного получается, что если кадастровый паспорт земельного участка был предоставлен ни кем иным как лицом, которое испрашивает право на него, то данный участок в соответствии с ГСК РФ не находится в красных линиях границ территорий, которые относятся к уже существующим. К таким территориям относятся уже перечисленные выше территории общего пользования, территорий, на которых расположены линии связи, линии электропередач, автомобильные и железнодорожные линии, трубопроводы и подобная инфраструктура линейного характера. В соответствии все с тем же ГСК РФ нахождение земельного участка, который испрашивают, либо его части в границах выше указанных территорий не является резервированием земельного участка и не может являться основанием, которое позволило бы отказать в признании права собственности на данный земельный участок. Определить отсутствие либо наличие красных линий Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
  • Нахождением участка либо его части в границах земли, определенной законодательством в качестве природного комплекса. В соответствии с ГСК РФ данное обстоятельство не может являться основанием, которое бы позволило отказать в оформлении права собственности на данный земельный участок. Определить является ли участок природным комплексом, Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
  • Нахождением участка в границах тех земель, в планах на которые существует такой пункт, как объявление данного участка относящегося к особо охраняемым природным территориям. Также необходимо отметить тот факт, что в соответствии с ЗК РФ земельный участок, который располагается в границах территорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям, ограничивает подобный участок в обороте, следовательно, является полноправным основанием для отказа в признании права собственности на земельный участок в данном случае. Но как было сказано выше, земельные участки, которые только планируется объявить таковыми, законодательством в обороте не ограничиваются. В отношении подобного рода земель обязаны приниматься решения о прохождении ими процедуры резервирования. Резервирование можно расценивать как предусмотренный законом специальный правовой механизм. Данный механизм предназначен для ограничения в оформлении права собственности на земельные участки, которые расположены на землях, которые в свою очередь планируется объявить природными территориями, находящимися под особой охраной. Определить такие земли Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
  • Нахождением земельного участка на территории, являющейся производственной зоной, подлежащей реорганизации. Это обстоятельство, как и предыдущее не изымает из оборота, не запрещает осуществлять оформление права собственности, не ограничивает в обороте земельные участки, входящие в территорию зон различного производства. Если же данные земли планируется использовать для других целей, то такие земли обязаны пройти процедуру резервирования для муниципальных либо государственных нужд. Резервирование, произведенное в соответствии с установленными в законодательстве требованиями, является полноправным основанием для отказа в признании права собственности на земельные участки, которые располагаются в границах зарезервированных земель. Определить зарезервированы ли некоторые земли Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.
  • Иными основаниями для отказа, которые не предусмотрены ГСК РФ. Определить имеет ли место основание для отказа в ГСК РФ, Вам помогут различные консультации по земельным вопросам.

Площадь земельного участка

Не редким основанием отказа со стороны уполномоченного органа власти в оформлении права собственности является несоответствие площади земельного участка с площадью объектов недвижимости, планируемых либо уже размещенных на данном участке. Другими словами, по мнению уполномоченного органа, площадь участка земли значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации объектов недвижимости, находящихся либо планируемых на данной земле. Данный случай в соответствии с ЗК РФ не является полноправным основанием для осуществления отказа в признании права собственности. Различные службы, оказывающие консультации по земельным вопросам, помогут Вам и в данном вопросе.

Также необходимо учитывать, что кадастровый паспорт земельного участка является обязательным приложением при обращении с заявлением на оформлении права собственности. Согласно ЗК РФ границы земельных участков, на которые осуществляется признание права собственности, определяется исключительно кадастровым паспортом земельного участка. Однако, если по мнению все того же уполномоченного органа площадь земельного участка превышает площадь, занятую и необходимую для использования объектом недвижимости, то орган власти в соответствии с ЗК РФ вправе инициировать процедуру формирования на оформление права собственности земельного участка и указать новые границы. В частности, согласно положением данного закона органом власти выдается графическое изображение расположения земельного участка уже в новых границах на плане территории. Именно на основании этого документа формируются новые границы участка, на который производится процесс оформления права собственности.

Получается, что если площадь земельного участка превышает площадь объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, то оснований для отказа в оформлении права собственности нет, однако орган власти вправе обозначить новые границы, которые при необходимости приведут к уменьшению площади земельного участка. Частные случаи помогут решить консультации по земельным вопросам.

Приватизация земли

Приватизация — это отчуждение имущества государственных предприятий, учреждений, организаций, жилищного и земельного фонда, находящегося в государственной и коммунальной собственности, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями согласно законодательству о приватизации.

Приватизация осуществляется с целью повышения социально-экономической эффективности производства, привлечения средств на структурную перестройку экономики, привлечения граждан к участию в содержании и сохранении жилья, формирования рыночных отношений, стимулирования эффективного использования земель и содействия предпринимательской деятельности.

В соответствии с Земельным кодексом Украины передача земельных участков в частную собственность (приватизация) производится местными Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.

Правом на бесплатную приватизацию земли (получение в собственность) из земель государственной и коммунальной собственности могут воспользоваться только граждане Украины, а также жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и объединения собственников многоквартирного дома.

При этом обязательным основанием для приобретения права на приватизацию земли является решение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или государственных органов приватизации в отношении земельных участков, на которых расположены приватизируемые объекты, принятое в пределах их полномочий, определенных Земельным кодексом Украины.

Бесплатная передача земельных участков (приватизация земли) в собственность граждан совершается в случаях:

  • приватизации земель, находящихся в их пользовании;
  • получения земельных участков при приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
  • получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации.

Граждане, заинтересованные в приватизации земли, подают заявление в соответствующий Совет народных депутатов, в котором указывается желаемый размер и место расположения земельного участка, цель его использования и состав семьи.

Местный Совет рассматривает заявление о приватизации земли и в случае согласия заказывает землеподрядной организации разработку проект отвода земли, который согласовывается с Советом народных депутатов, землеустроительным, природоохранными и санитарными органами, органами архитектуры и подается в городской Совет народных депутатов для принятия решение о приватизации земли.

Приватизация земли: необходимые документы

Для приватизации земли необходимы следующие документы

  • Копия паспорта (все страницы) и идентификационного кода;
  • Решение соответствующего органа местного самоуправления о разрешении на приватизацию земли;
  • Справка соответствующего органа самоуправления о пользовании данным земельным участком;
  • Викопирования из генплана застройки (или проекта формирования) с нанесением места расположения земельного участка, заверенные соответствующим органом местного самоуправления;
  • Акт установления и согласования пределов земельного участка (с подписями соседних землепользователей и заверенный соответствующим органом местного самоуправления);
  • Документы на недвижимость, расположенную на данном земельном участке.

Приватизация земли: подробно юридические аспекты

Согласно Конституции Украины земля является основным национальным богатством. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они от его имени распоряжаются землями и обязаны реализовывать право граждан на безвозмездную приватизацию земли согласно закону.

В соответствии с Земельным кодексом Украины обретения права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.

Порядок бесплатной приватизации земли гражданами определен в ст. 118 Земельного кодекса Украины, в соответствии с которой гражданин, заинтересованный в приватизации земли, находящегося в его пользовании, должен подать заявление на приватизацию земли в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. На основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка, указанный орган в месячный срок должен принять решение о приватизации земли.

На получение земельных участков при приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций имеют право только работники сельхозпредприятий и пенсионеры из их числа путем подачи ходатайства в сельский, поселковый, городской совет либо районную администрацию, которые в месячный срок должны его рассмотреть и предоставить разрешение на разработку проекта приватизации земли. При этом передача земельных участков указанным лицам осуществляется только после утверждения проекта приватизации земель в порядке, определенном ст. 25 Земельного кодекса Украины.

Госкомзем в письме от 20.10.2004 г. № 14-17-13/9024 акцентирует внимание на том, что согласно ст. 5 Закона Украины от 10.07.96 г. № 290/96-ВР «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» приватизация имущества государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляется путем преобразования их в коллективные сельскохозяйственные предприятия или в открытые акционерные общества по решению общих собраний (собраний уполномоченных).

В связи с этим в письме сделан вывод о том, что вопрос приватизации земли, которая находится в постоянном пользовании коммунального сельскохозяйственного предприятия, можно решать только после решения общего собрания о приватизации предприятия и положительного решения владельца предприятия (областного совета) о такой приватизации земли.

Все граждане Украины имеют право на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления получить бесплатно из земель коммунальной и государственной собственности в собственность земельные участки для ведения фермерского хозяйства или личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, дачного и гаражного строительства в пределах норм, определенных статьей ст. 121 Земельного кодекса Украины:

  • приватизация земли для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство;
  • приватизация земли для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектара;
  • приватизация земли для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;
  • приватизация земли для индивидуального дачного строительства — в размере не более 0,10 гектара;
  • приватизация земли для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;
  • приватизация земли для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

При этом, размер земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства может быть увеличен в случае получения в натуре земельной доли (пая) членами коллективного сельскохозяйственного предприятия, ее наследования членами личного крестьянского хозяйства и в соответствии с законом. Бесплатная приватизация земли не зависит от местожительства граждан — членов фермерского хозяйства.

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность или предоставляться в пользование земельные участки, размер которых не должен превышать 50 гектаров пашни и 100 гектаров всех земель, а в местностях с труднодоступными населенными пунктами, определенными КМУ, — 100 гектаров

Работники социальной сферы села имеют право на приватизацию земли сельскохозяйственного назначения и получение в пользование, в частности, для ведения личного крестьянского хозяйства, независимо от места проживания только при наличии свободных земель.

Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земель принимается на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Технические материалы на земельный участок разрабатываются по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки и на условиях, которые определяются соглашением сторон.

Приватизация земли на основе добросовестного владения

Согласно Земельному кодексу граждане, которые добросовестно, открыто и непрерывно пользуются земельным участком на протяжении 15 лет, но не имеют документов, которые бы свидетельствовали о наличии у них прав на этот земельный участок, могут обратиться в орган государственной власти или органа местного самоуправления с ходатайством о передаче ее в собственность (приватизацию земли) или предоставление в пользование. Размер этого земельного участка устанавливается в границах норм, определенных Земельным кодексом.

В данном случае процедура обращения подобная описанной выше, за исключением того, что необходимо доказать пользование земельным участком на протяжении 15 лет.

Если администрация Вам не поверит, насчет пользования земельным участком в течение 15 лет придется доказывать в судебном порядке. В этом случае результат будет зависеть от достоверности и убедительности представленных доказательств

Приватизация земли: размеры платы за землеустроительные работы

Утверждены предельные размеры платы за выполнение землеустроительных работ в случае бесплатной приватизации земли или передачи в пользование гражданам Украины земельных участков, а именно:

  • за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при выделении в натуре земельного участка владельцу земельной доли (пая) не может превышать 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при бесплатной приватизации земли гражданами Украины в соответствии со ст. 121ЗКУ, кроме случаев, определенных ч. 1 этой статьи, не может превышать 9 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Сверх норм бесплатной приватизации земель или передачи в пользование граждане могут приобретать в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства только по гражданско-правовым соглашениям. Что касается приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства сверх норм, установленных ст. 121 ЗКУ, то процедура выкупа указанных земель определена постановлением КМУ от 24.01.2000 г. № 118.

Для приватизации земли для вышеуказанных нужд гражданин должен подать заявление в сельский, поселковый, городской совет либо районную администрацию по местонахождению земельного участка, в котором указываются желательные размеры земельного участка и цель его использования. При этом в заявлении о приватизации земли заявитель должен указать, приобретал ли он право на земельную долю (пай)

Для бесплатной приватизации земли для ведения фермерского хозяйства, членам фермерского хозяйства необходимо в установленном порядке обратиться с заявлением в райгосадминистрацию или в сельский, поселковый, городской совет.

После рассмотрения заявления о приватизации земли, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству также и заключения конкурсной комиссии, в случае согласия предоставляется разрешение на разработку проекта его отвода. Порядок разработки проектов землеустройства относительно отвода земельных участков утвержден постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 677. Проект согласовывается и утверждается в порядке, определенном ст. 118 Земельного кодекса Украины.

При этом, если земельный участок передан бесплатно в собственность для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) из земель, которые находятся в пользовании фермерского хозяйства, в государственном акте на право собственности на землю указывается его льготное назначение — для ведения фермерского хозяйства, а не для товарного сельхозпроизводства.

В ряде случаев возникает необходимость проверки на месте соответствия фактического размера земельного участка, размерам, указанным в документах. Следует обратить внимание, что как за принятие решения совета, так и за указанные проверки граждане не должны платить, то есть передача земельных участков в собственность на основании соответствующих решений советов проводится бесплатно

В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка гражданину в частную собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

В соответствии со ст. 41 Земельного Кодекса Украины жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы могут бесплатно осуществлять приватизацию земли для гаражного или жилищного строительства на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только в размере, установленном в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

Объединение граждан, не может быть кооперативом и на него не распространяется действие указанной статьи, то есть оно не может бесплатно приватизировать земельный участок для гаражного или жилищного строительства.

Объединение совладельцев многоквартирного жилого дома согласно ст. 42 ЗКУ может бесплатно приватизировать землю, на которой расположен многоквартирный жилой дом, а также относящиеся к нему здания, сооружения и придомовые территории только в случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома и создания объединения совладельцев, при этом размеры и конфигурация указанного земельного участка определяются на основании проектов распределения территории квартала, микрорайона и соответствующей землеустроительной документации.

Следует отметить, что, проанализировав ряд нормативных документов Госкомзем в письме от 16.07.2002 г. № 14-21-11/3777 пришел к выводу, что поскольку передача части придомовой территории (земельного участка) в собственность владельца встроенного помещения многоквартирного жилого дома не предусмотрена законами Украины, то оформлять государственный акт на право собственности на землю должны совладельцы или пользователи вместе, а платить земельный налог в зависимости от части в собственности на здание или сооружение, хотя данный вывод противоречит ст. 42 Земельному кодексу Украины.

Необходимо обратить внимание на то, что нормы ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса Украины не ограничивают права жилищных кооперативов или объединений совладельцев многоквартирного жилого дома на получение земельного участка в собственность в случае если одним из участников кооператива или собственником квартиры в многоквартирном жилом доме будет иностранный гражданин.

Для создания статьи об приватизации земли использованы материалы из следующих источников:

  • Земельный кодекс Украины
  • Закон Украины «О приватизации«
  • Закон Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе»
  • Закон Украины «о приватизации государственного имущества»
  • Закон Украины от 16.06.92 г. № 2460-XII «Об объединениях граждан»
  • Постановление КМУ от 24.01.2000 г. № 118
  • Письмо Госкомзема Украины от 30.08.2002 г. № 14-20-6/4403
  • Электронный журнал «Аверс-Бухгалтерия»
  • Закон Украины«О плате за землю»
  • Закон Украины «Об аренде земли»

Источник: Meget
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции

Смотрите еще:

  • Материнский капитал и банк санкт-петербург Ипотека от банка Санкт-Петербург Интересуетесь действующими ипотечными программами в банке «Санкт-Петербург», которые доступны физическим лицам в 2018 году? В нашей статье вы сможете найти обновленные данные об условиях и процентных ставках, которые предлагает данная […]
  • Бинбанк вклады физических лиц 2018 и проценты в курске Вклады в Бинбанке Курска На данной странице представлены вклады Бинбанка в Курске . Также офисы где вы сможете оформить депозит и отзывы от настоящих людей выплата процентов в конце срока капитализация процентов ежедневно возможно частичное снятие возможно […]
  • Документы на алименты образец №30622: Заявление на алименты, образец можете подсказать есть ли образец заявления на алименты для ребенка? Или в свободной форме можно написать? Просто ходила в суд, там образца не нашла, хотела проконсультироваться, сказали к адвокату, а их не было. можете […]
  • Уголовный кодекс сроки возбуждения уголовного дела Глава 8. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Статья 94. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Поводами к возбуждению уголовного дела являются: 1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, […]
  • Фз 273 статья 95 Статья 95. Независимая оценка качества образования 1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. 2. Независимая оценка качества […]
  • Полномочия и структура совета федерации Структура и компетенция совета федерации РФ Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ). Срок полномочий представителей […]
  • Вождение на машине пдд На сколько оштрафуют за вождение автомобиля в шлепанцах – Вас могут оштрафовать по общему обвинению в «отсутствии надлежащего контроля над транспортным средством», если полицейский остановит за ошибки в управлении автомобилем, — объясняет представитель «Королевского […]
  • Расторжение контракта по соглашению сторон основание Расторжение контракта по соглашению сторон в рамках закона 44-ФЗ Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие должны быть "уважительные" причины для расторжения контракта, заключенному по 44-ФЗ, по соглашению сторон, если в контракте такие причины не прописаны? Слово […]