Основные права граждан в сфере государственного управления

Основные права граждан в сфере государственного управления

5.5. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВА ОБЩИЕ

1. ПРАВО НА ЖИЗНЬ,

2. НА ЛИЧНУЮ СВОБОДУ,

3. НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, 4. НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ,

5. ЛИЧНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ,

6. ЗАЩИТУ СВОЕЙ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

ОБЩИЕ ПРАВА ГРАЖДАН ИЗЛОЖЕНЫ В СТАТЬЯХ 10—33 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРАВО НА НЕ ЗАПРЕЩЕННУЮ ЗАКОНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И Т Д.

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,

НА ОБРАЗОВАНИЕ, НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И Т.П.

ПРАВО НА СВОБОДУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА, НА УЧАСТИЕ

В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ И ДР.

ПРАВО НА СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ИЛИ УЧАСТИЕ В ИХ РАБОТЕ, НА СВОБОДУ СЛОВА,

НА ПРОВЕДЕНИЕ МИТИНГОВ, СОБРАНИЙ,

НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЛИ ЧЕРЕЗ СВОИХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И Т. П.

ОБЯЗАННОСТИ

ОБЩИЕ

· КАЖДЫЙ ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ КОНСТИТУЦИЮ И ЗАКО­НОДАТЕЛЬСТВО РК,

· УВАЖАТЬ ПРАВА, СВОБОДЫ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ДРУГИХ ЛИЦ,

· УВАЖАТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИЗЛОЖЕНЫ В СТАТЬЯХ 34—39 КОНСТИТУЦИИ РК

ГРАЖДАНЕ РК ОБЯЗАНЫ СОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ И БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДНЫМБОГАТСТВАМ

УПЛАТА ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫХ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И Т.П.

ОБЯЗАНЫ ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, БЕРЕЧЬ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ЗАЩИТА РК ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ ДОЛГОМ И ОБЯЗАННОСТЬЮ КАЖДОГО ЕЕ ГРАЖДАНИНА И ДРУГИЕ ОБЯЗАННОСТИ

Правовое положение иностранных граждан на территории РК регулируется казахстанским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РК, являются: Конституция РК, Закон РК «О правовом положении иностранных граждан».

Согласно действующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РК правами и несут обязанности наравне с гражданами РК.

Все иностранные граждане во время их пребывания в РК в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

Иностранным гражданам гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Однако объем административной правосубъектности этих лиц несколько уже, чем граждан Казахстана. Они не могут занимать государственные должности, или заниматься деятельностью, которая связана с государственной тайной. В отношении этих лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения безопасности. На иностранных граждан не распространяется законодательство о воинской обязанности и военной службе.

Иностранные граждане, прибывшие в Казахстан, различаются по цели пребывания: постоянно проживающие, временно пребывающие или проезжающие через территорию Казахстана транзитом. Прибывшие на постоянное проживание обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться (прописаться).

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 795 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией РФ. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают не­редко реальное значение, когда они трансформируются в адми­нистративно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосред­ственно действующими, не исключает того, что конституцион­ные права предполагают ту или иную степень участия админис­тративного права в правовом механизме их реализации. Возник­новение права собственности, например, часто удостоверяется юридическим документом, выдаваемым уполномоченным на это административным правом органом или должностным ли­цом. Конституционный запрет на насилие «уживается» с пра­вом работника милиции применять физическую силу, специ­альные средства в случаях угрозы жизни людей, общественной безопасности.

Права и обязанности граждан по содержанию можно из­начально подразделить на две группы:

а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное зна­чение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но, с точки зрения своего содер­жания, они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку граждани­на РФ за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.;

б) адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся: на личные (личная непри­косновенность, неприкосновенность частной жизни) социаль­но-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на социальное обеспечение, на образо­вание, на охрану здоровья и др.); социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на уча­стие в культурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги и т. д.).

Административное право влияет на осуществление консти­туционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной сте­пени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений (право на личную неприкос­новенность, на неприкосновенность жилища и др.).

Наиболее значительно влияние административного права на осуществление тех прав, свобод и обязанностей, процесс ко­торого предполагает конкретизацию конституционных положе­ний, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного прин­ципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (п. 3 ст. 17 Кон­ституции РФ).

Во взаимодействии с управленческими структурами реа­лизуются прежде всего следующие права, свободы и обязанно­сти:

1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления. В результате гражданин может стать соучастником либо непос­редственным субъектом управленческой деятельности. Гражда­нин может участвовать в управлении делами государства, реа­лизуя право доступа к государственной службе. Нормативны­ми правовыми актами предусматриваются также различные формы взаимодействия граждан РФ непосредственно либо че­рез их объединения с органами государственного управления как в процессе реализации ими субъективных прав и обязанно­стей, так и в обеспечении публичных интересов.

Граждане участвуют в осуществлении местного самоуправ­ления в различных формах, в том числе и через его органы, а также в статусе муниципальных служащих.

2. Право граждан на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Ад­министративная правосубъектность общественных объедине­ний, в частности, их взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления и местного самоуп­равления, детализируется в специально изданных правовых ак­тах (см. главу 10).

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонст­рации, шествия и пикетирование, т. е. публичное мероприятие (акцию) (см. § 4 данной главы).

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы и органы местного самоуправления (см. § 5 данной главы).

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновен­ность. Арест, заключение под стражу и содержание под стра­жей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Основания и порядок применения административного за­держания, а также ареста урегулированы, в основном, законо­дательством об административных правонарушениях. По обще­му правилу, срок административного задержания не должен превышать три часа, а в исключительных случаях — не более 48 часов (ст. 27.5 КоАП РФ). Например, лица, в отношении которо­го ведется производство об административном правонаруше­нии, посягающего на установленный режим Государственной границы РФ, о нарушении таможенных правил и т. д.

Случаи, допускающие административное задержание не более 48 часов, должны быть предусмотрены федеральным за­коном.

Административный арест ограничен законом как по осно­ваниям его назначения, так и по кругу лиц, в отношении кото­рых он может быть применен, а также по сроку и порядку его назначения (ст. 3.9 КоАП РФ).

Что касается личной неприкосновенности, то право на нее ограничивается в случаях, когда поведение гражданина являет­ся противоправным. К гражданам, совершившим правонаруше­ния, могут быть применены физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспече­ния производства по делу и обеспечения выполнения постанов­ления о применении наказания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.).

6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Законодательством предоставлено право проникать в жи­лище против воли проживающих в них лиц, например: работ­никам милиции в установленных случаях; уполномоченным должностным лицам налоговой инспекции в отдельных случа­ях, связанных с контролем соблюдения налогового законода­тельства; военнослужащим внутренних войск — при преследо­вании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что в жилище соверше­но или совершается преступление либо произошел несчастный случай; судебным приставам, исполняющим решения судов.

7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находит­ся на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, вы­бирать место пребывания и жительства.

Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Они предус­мотрены Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Рос­сийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Данное право может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-тер­риториальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в слу­чае опасности распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрез­вычайное или военное положение.

Этим Законом вместо прописки, существовавшей до его принятия, введена регистрация граждан Российской Федерации и установлены основы порядка ее осуществления.

В настоящее время ограничения указанного права в преде­лах РФ допускаются в основном в соответствии с этим Зако­ном. Процедуры и организационный механизм, связанные с обеспечением исполнения этого Закона, определены Правила­ми регистрации и снятия граждан Российской Федерации с ре­гистрационного учета по месту пребывания и по месту житель­ства в пределах РФ, утвержденными постановлением Правитель­ства РФ от 17 июля 1995 г.

Законом и Правилами установлены особенности регистра­ции граждан по месту пребывания и по месту жительства. В со­ответствии с федеральным законом гражданину отказывается в регистрации по месту жительства, если: дом (жилое помеще­ние) грозит обвалом, размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего, окажется менее нормы жилой площа­ди, установленной федеральным законом, и др.

Постановлением от 17 июля 1995 г. утвержден перечень дол­жностных лиц, ответственных за регистрацию. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ регистрация по месту жительства является уведомительной, а не разрешитель­ной мерой.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить ос­нованием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями, уставами и законами субъектов РФ.

Правовыми актами субъектов РФ вышеназванные Закон и Правила адаптируются к конкретным условиям, регламентируя организацию практического осуществления регистрации и сня­тие с регистрационного учета граждан РФ.

Лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятст­венного возвращения в РФ обладают только ее граждане. Поря­док реализации этих конституционных прав регламентируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [19] . Им регламентируется порядок осуществления указанных прав как гражданами РФ, так и иностранными гражданами и лица­ми без гражданства.

Данным Законом предусмотрены основания и порядок ог­раничения права гражданина Российской Федерации на выезд из РФ, а также устанавливается, что он не может быть лишен права на въезд в РФ. Выезд гражданина РФ не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограниче­ний прав.

Въезд и выезд граждане РФ осуществляют по действитель­ным документам, удостоверяющим личность гражданина за пре­делами РФ. Такими основными документами являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моря­ка (удостоверение моряка). Порядок оформления, выдачи и изъятия эти документов определяется указанным Законом.

Случаи возможных временных ограничений прав гражда­нина РФ на выезд оговорены в самом Законе и касаются лиц, обладающих сведениями, которые относятся Законом РФ «О государственной тайне» к сведениям особой важности и совер­шенно секретным. При этом возможность временного ограни­чения должна быть оговорена в трудовом договоре (контракте). Кроме того, ограничен определенными сроками выезд за гра­ницу лиц, призванных на военную службу; задержанных по по­дозрению в совершении преступления либо привлеченных в ка­честве обвиняемых; осужденных за совершение преступления; уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных су­дом; сообщивших о себе заведомо ложные сведения при офор­млении документов для выезда.

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государ­ственную тайну. Перечень таких сведений определяется феде­ральным законом.

Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» [20] , Фе­деральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, ин­форматизации и защите информации» [21] , а также отдельными указами Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в ин­тересах безопасности РФ, регулируются Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» [22] .

9. Право граждан на возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями (или бездействием) орга­нов государственной власти или их должностных лиц, закреп­лено в ст. 53 Конституции РФ. Гражданский кодекс РФ предус­матривает право граждан на возмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Вред, причиненный гражданину незаконными действия­ми (бездействием) указанных органов и должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или орга­на местного самоуправления, подлежит возмещению за счет со­ответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. По этим же основани­ям и в таком же порядке подлежит возмещению вред, причинен­ный гражданину в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Однако вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуж­дения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заклю­чения под стражу или подписки о невыезде, незаконного нало­жения административного наказания в виде ареста, возмеща­ется за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образо­вания в полном объеме независимо от вины должностных лиц этих правоохранительных органов, а также суда. Порядок воз­мещения вреда в таких случаях должен определяться законом.

Возмещение вреда гражданину в рассмотренных случаях по своей сути представляет собой один из гражданско-право­вых способов, во-первых, защиты законных прав и интересов граждан, а во-вторых, укрепления законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц во взаимоотношениях с граждана­ми. При этом следует иметь в виду, что в широком смысле орга­ны прокуратуры, суда также относятся к органам государствен­ной власти, а их ответственность выделяется исходя из специ­фики выполняемых ими функций.

Для правильного понимания значения этих и иных кон­ституционных прав для реальной жизни людей необходимо иметь в виду, что:

во-первых, права и свободы могут быть ограничены феде­ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но понимание «меры», «необходимости», «целей» может быть различным и всегда привязано к их пониманию заинтересованными власт­ными структурами;

во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкет­ными нормами, предусматривающими издание закона, регламен­тирующего возможность и режим их осуществления (например, случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц, перечень сведений, составляющих государственную тайну, и т. д.), определяется федеральными законами;

в-третьих, ограничение некоторых прав возможно на ос­новании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф­ных и иных сообщений и т. д.); но такие решения, в свою оче­редь, должны быть основаны на законе;

в-четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако их осуществление будет невозможно без из­дания закона, устанавливающего режим и механизм их осуще­ствления (например, право на передвижение, право на объеди­нение, право на благоприятную окружающую природную сре­ду и др.);

в-пятых, ряд положений Конституции РФ, посвященных правам, в действительности представляет собой декларации, про­возглашающие цели, к которым необходимо стремиться.

Конституция РФ содержит принципиально важную оговор­ку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других обще­признанных прав и свобод человека и гражданина. За их преде­лами граждане РФ имеют и другие права, в том числе и входя­щие в содержание их административно-правового статуса. На­пример, право на изменение фамилии, имени и отчества, право на управление транспортными средствами, право на донорство, на приобретение оружия и др.

Граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право на изменение фамилии, имени и отчества. Этот вопрос решается по инициативе самих граждан органами загса в соответствии с Законом РФ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состо­яния» [23] . Не допускается изменение фамилии, имени и отчества, если заинтересованное в этом лицо находится под следствием, судом или у него имеется судимость, а также в случае возраже­ния со стороны заинтересованных государственных органов.

Право на донорство крови и ее компонентов закреплено За­коном РФ от 9 июня 1993 г. «О донорстве крови и ее компонен­тов», Законом РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации орга­нов и (или) тканей человека» [24] определены условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека.

Граждане РФ имеют право на приобретение оружия. Дан­ное право и основные принципы его реализации закреплены Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии». За­кон определяет субъектов, имеющих право на приобретение оружия, а также виды оружия, которые каждый из них может приобретать. В частности, определенные виды оружия могут приобретать граждане, достигшие 18-летнего возраста. Законо­дательные (представительные) органы субъектов РФ могут сни­зить этот возраст на два года. Для приобретения оружия граж­данин должен получить лицензию в органах внутренних дел по месту жительства. Лицензия не выдается гражданам РФ, не до­стигшим возраста, установленного Законом «Об оружии»; не представившим медицинское заключение об отсутствии проти­вопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за со­вершение умышленного преступления; отбывающим наказание за совершенное преступление; совершившим повторно в тече­ние года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управле­ния; не имеющим постоянного места жительства; не предста­вившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возло­женные на них законом обязанности. Конституция РФ акценти­рует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция РФ относит обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богат­ствам; защищать Отечество. Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Консти­туции РФ и законов. Законность и правопорядок предполага­ют, чтобы граждане не только в полной мере могли использо­вать данные им права и свободы, но и с наилучшим результа­том выполняли свои обязанности.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов админи­стративного права является соблюдение ими административ­но-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В систему административного права входит значительное число норм, устанавливающих правовой режим охраны соб­ственности, пользования природными ресурсами, охраны окру­жающей природной среды, сохранения культурных ценностей, образования, охраны здоровья. Видное место занимают нормы, касающиеся охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественными поступками. Со­блюдение их является важнейшей обязанностью граждан.

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возмож­ность применения мер правового воздействия. В необходимых случаях уполномоченные на то органы государственной влас­ти, местного самоуправления и их должностные лица привле­кают граждан к административной, уголовной, гражданско-пра­вовой ответственности в зависимости от характера совершен­ного правонарушения.

Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами админис­тративного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные. Пра­вомерные действия граждан могут быть связаны как с их пра­вами, так и с обязанностями. К правомерным действиям, свя­занным с реализацией гражданами своих прав, относятся та­кие, которые направлены на:

а) фактическое использование прав (например, обучение в университете, предполагающее посещение занятий, сдачу экза­менов);

б) приобретение законных прав (например, подача заявле­ния о поступлении в вуз);

в) защиту нарушенных прав (подача жалобы). Правомерные действия, вытекающие из обязанностей, выражаются в добро­вольном их выполнении, соблюдении требований законности.

Неправомерные действия граждан образуют администра­тивные правонарушения, влекущие административное принуж­дение. Причинение административным правонарушением ма­териального ущерба может повлечь за собой наряду с админис­тративной гражданско-правовую ответственность.

Правомерные действия граждан и совершенные ими адми­нистративные правонарушения влекут возникновение, измене­ние или прекращение конкретных административных правоот­ношений.

Электронная библиотека

Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами права на следующее:

· совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ;

· требование от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации.

В юридической литературе существуют различные классификации прав граждан. Так, их делят на статутные и адекватные тем сферам, в которых они могут реализоваться.

Статутные права указывают на положение гражданина в социальной структуре страны, например право на имя, запрет на высылку гражданина РФ за ее пределы и т.п.

Адекватными сферам реализации являются, например, личные, социально-экономические, политические и другие права.

Профессор А.П. Коренев подразделяет права и свободы граждан в сфере государственного управления на абсолютные и относительные. В качестве обоснования своего подхода он указывал на степень возможности их реализации. Права и свободы он подразделял также на социально-экономические, политические и личные.

Профессор Д.Н. Бахрах выделяет права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным он относит права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. С учетом территориального фактора права могут быть федеральными, региональными, локальными. По содержанию различаются такие группы прав граждан, как право на социально-политическую активность, на участие в государственных делах.

В более детальном варианте свое конкретное выражение получают следующие группы прав и свобод граждан:

1) права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления;

2) права и свободы, вытекающие из характера государственно-управленческой деятельности;

3) права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами. Например, Министерство образования и науки Российской Федерации определило порядок приема граждан в государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.

В соответствии с федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», принятым для реализации гражданами конституционного права (статья 31 Конституции Российской Федерации) на объединение, создание, а также в связи с деятельностью, реорганизацией или ликвидацией общественных объединений, иностранные граждане и лица без гражданства наделены равными правами с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых этим законом. Федеральные законы и международные договоры Российской Федерации могут предусматривать определенные исключения.

Действие федерального закона (ФЗ) «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

· орган общественной самодеятельности.

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном ФЗ «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Право граждан на участие в управлении закреплено в ст. 32 Конституции РФ. Участие граждан в управлении может проявляться как непосредственно лично ими (выборы, референдум, участие в работе органов власти), так и через избираемых представителей. Новой нормой для Конституции РФ является право граждан на равный доступ к государственной службе, что означает равенство исходных возможностей при поступлении на государственную службу.

На законодательном уровне установлен единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности, который определен федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, определен способ обеспечения доступа к такой информации. Детализирована процедура подачи запроса о получении интересующей информации и ответа на него (через средства массовой информации, Интернет, официальные адресные ответы, присутствие граждан на заседаниях коллегиальных органов, библиотечные и архивные фонды и т.д.). Определены основания для отказа в получении информации.

В соответствии с приказом Министерства юстиции от 22 декабря 2008 года № 300 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов», определен порядок предоставления различным способом сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов. В этом также проявляется право граждан не только на участие в управлении, но и на контроль действий органов управления.

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Вначале реализация этого конституционного права регламентировалась указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Затем был принят федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях

и пикетированиях». Он устанавливает принципы проведения публичных мероприятий, порядок их организации и гарантии реализации прав граждан на проведение публичного мероприятия.

На законодательном уровне дается определение следующим правовым дефинициям:

· публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

· собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

· митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

· демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

· шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

· пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Право на проведение подобных публичных мероприятий предоставляется только гражданам РФ. Инициаторами этих мероприятий могут быть граждане, достигшие 18 лет. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что уполномоченный, например общественного объединения, трудового коллектива и т.п., подает письменное заявление (уведомление) о предстоящем публичном мероприятии в местную администрацию не позднее 10 дней до намеченной даты его проведения. В заявлении указываются цель проведения мероприятия, сроки проведения и место. По результатам рассмотрения данного заявления принимается решение, которое не позднее чем за пять дней до времени проведения публичного мероприятия сообщается уполномоченному.

Декларация прав и свобод человека и гражданина провозглашает, что осуществление права на проведение публичных мероприятий не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. При проведении этих мероприятий должен соблюдаться общественный порядок.

По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть запрещено:

· если не было подано заявление о его проведении;

· если нарушен порядок его проведения;

· если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;

· если нарушен общественный порядок.

Лица, нарушившие порядок организации или проведения публичного мероприятия, а также участия в нем, при отсутствии признаков преступления несут административную ответственность по статье 5.38 КоАП Российской Федерации.

Статья 22 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Под правом личной неприкосновенности понимаются гарантированные государством личная безопасность и свобода человека, состоящие в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую, нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность. Право на личную неприкосновенность может быть ограничено в отношении тех лиц, которые совершили правонарушение. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях административное задержание лица, совершившего административный проступок. Статья 27.5 устанавливает общий срок задержания, который не может превышать 3 часов, а также – по некоторым категориям дел – специальный срок – не более 48 часов.

Право граждан на неприкосновенность жилища закреплено в ст.25 Конституции РФ. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Законное проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц возможно в следующих случаях:

1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожарах, обвалах, авариях, землетрясении, подозрении, что хозяин дома умер);

2) при защите правопорядка. В данном случае эти меры осуществляются:

· в интересах раскрытия преступления и установления истины по делу;

· для получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной работы;

· для пресечения преступлений и иных правонарушений;

· с целью исполнения приговоров и иных судебных решений.

Порядок проникновения в жилище в этих случаях регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), федеральными законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О судебных приставах», и др.

Статьи 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Данная конституционная норма полностью соответствует статьям Международного пакта о гражданских и политических правах. Принятый 1 октября 1993 года закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установил лишь основные правила регистрации по месту пребывания и месту жительства. Именно этим законом была введена новая система регистрации граждан вместо ранее действующей системы прописки.

В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы РФ и право граждан РФ беспрепятственно возвращаться на ее территорию. Эта конституционная норма нашла свое развитие в федеральном законе от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в нее, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Пересечение Государственной границы РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными законом РФ 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» дает следующие исчерпывающие основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы РФ:

· если гражданин осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну;

· если гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную службу;

· если гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления;

· если гражданин сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения;

· если гражданин уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

В ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны меняться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности и т.д.

Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав.

В 1998 г. был принят указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению права гражданина Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации». Указ основывался на Постановлении Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации частей 1 и 3 статьи 8 федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», по существу препятствующих выдаче гражданину РФ паспорта, удостоверяющего его личность за пределами РФ, при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также в случае если он имеет место жительства за пределами Российской Федерации. Впредь до урегулирования федеральным законом устанавливалось, что в этих случаях оформление и выдача паспорта производятся по заявлению гражданина органом внутренних дел по месту фактического проживания на территории РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. было утверждено Положение об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. В случае утраты гражданином Российской Федерации паспорта, ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в Россию. Выдача свидетельства производится дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ по письменному заявлению гражданина России на срок, необходимый для въезда (возвращения) на территорию России, но не свыше 15 дней.

В неординарных случаях процедура порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства может быть упрощена.

Конституция Российской Федерации (ст. 53) провозгласила ответственность государства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В Гражданском кодексе РФ впервые личным неимущественным правам и принадлежащим гражданам нематериальным благам отведена самостоятельная глава. Гражданско-правовая защита личного неимущественного права осуществляется в порядке искового производства как разрешение спора о праве гражданском в отличие от рас

смотрения судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан (речь идет о споре административно-правового характера). Статья 151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда. Статья 152 ГК РФ решает вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Общие положения об имущественной ответственности сформулированы в статье 16 ГК РФ. В ней определено, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием нормативных правовых актов, не соответствующих закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Гражданам Российской Федерации предоставлена юридическая возможность самостоятельно защищать свои права и законные интересы, нарушаемые в процессе государственно-управленческой деятельности, способами, не запрещенными законом. Имеется в виду право на обращение, в том числе и на обжалование действий или решений исполнительных органов (должностных лиц), которые, по мнению граждан, нарушают или ограничивают их права и законные интересы.

Обращение гражданина может быть выражено в форме письменного предложения, заявления или жалобы, а также в устной форме, что определено федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В министерствах и ведомствах разработаны:

· инструкции, предписывающие порядок работы с обращениями граждан (например, приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 141 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 декабря 2007 г. № 167);

· приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 апреля 2009 года № 86 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок»;

· приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 апреля 2009 года № 226 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

Предложение должно содержать рекомендации гражданина, направленные на:

· совершенствование законов и иных нормативных правовых актов;

· совершенствование деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

· развитие общественных отношений;

· улучшение социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление должно содержать:

· просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц;

· сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;

· указание на недостатки в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

· критику деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – это форма обращения, в которой содержится просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Работа с обращениями является прямой служебной обязанностью государственных служащих. Поступившие обращения подлежат обязательному рассмотрению. При рассмотрении обращения не допускается разглашения сведений, содержащихся в нем, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Если невозможно направление жалобы на рассмотрение в соответствующий орган государственной власти или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается автору с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Обращение, содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов. Гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.

Ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, если текст письменного обращения не поддается прочтению. Однако если возможно прочитать почтовый адрес и фамилию заявителя, ему сообщается о причинах оставления обращения без ответа. Не подлежат рассмотрению и обращения, лишенные смыслового содержания.

Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему уже давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу и уведомить об этом гражданина, направившего обращение.

Подача гражданином жалобы является юридическим фактом, на основе которого возникает конкретное административно-правовое отношение между подателем жалобы и органом (должностным лицом), полномочным на ее рассмотрение и разрешение.

Правом жалобы обладают все граждане. Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными. Не подлежат рассмотрению анонимные жалобы, за исключением случаев, когда в них содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях. За сообщение в жалобе заведомо ложных, клеветнических измышлений ее автор несет ответственность, как правило, в судебном порядке.

Жалобы подаются либо в административном порядке, т.е. органу (должностному лицу), вышестоящему по отношению к тому, чьи действия обжалуются, либо в судебном порядке. Практика судебного рассмотрения жалоб граждан постоянно расширяется.

В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих субъективных прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и с выполнением возложенных на них обязанностей.

Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления.

Содержание обязанностей в сфере государственного управления выражается в двух разновидностях:

1) необходимость совершать активные положительные действия (активные);

2) необходимость воздерживаться от действий, запрещенных нормами права (пассивные).

Важнейшей обязанностью граждан является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти представляют собой их общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать Отечество и др.).

Кроме этого, граждане выполняют определенные юридические обязанности, устанавливаемые в интересах конкретизации их конституционного статуса. Так, в области государственного управления внутренними делами на граждан возлагаются обязанности соблюдать правила общественного порядка, безопасности дорожного движения, паспортной и регистрационной системы; в области юстиции – соблюдать правила регистрации актов гражданского состояния и т.п.

Установление для граждан юридических обязанностей помимо предусмотренных в законе строго наказуемо. Это означает, что обязанности устанавливаются не в результате усмотрения того или иного органа (должностного лица), а исключительно действующими правовыми, в том числе и административно-правовыми, нормами.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданами своих обязанностей влечет за собой, как правило, административную ответственность. Составы конкретных правонарушений, совершаемых гражданами в сфере государственного управления, сформулированы в Кодексе РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Контроль и надзор за установлением в процессе реализации исполнительной власти юридических обязанностей для граждан осуществляются вышестоящими звеньями системы органов государственного управления. Ведущая роль в этом принадлежит судебной системе и органам прокуратуры.

Важным элементом административно-правового статуса гражданина являются гарантии реализации предоставляемых прав и обязанностей. Гарантии предназначены обеспечивать и создавать необходимые условия для реализации гражданами своих прав и исполнение ими обязанностей. К ним следует отнести: политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические. На органы исполнительной власти возлагается:

· выполнение юридических обязанностей по обеспечению конституционных прав и свобод граждан;

· создание необходимых организационно-правовых условий для их реализации;

· осуществление постоянного наблюдения и контроля за их реализацией;

· охрану прав и свобод граждан;

· применение мер административного принуждения в случаях нарушения или ущемления конституционных прав и свобод граждан.

В числе гарантий подобного рода следует рассматривать то, что механизм исполнительной власти действует на основе принципов, среди которых важнейшее место отводится принципу обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Он закреплен во всех законодательных актах, регламентирующих те или иные стороны реализации исполнительной власти.

Таким образом, под административно-правовыми гарантиями понимаются юридические средства, обеспечивающие фактическую реализацию прав и законных интересов граждан в сфере государственного управления.

Существуют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан. Например, они закреплены законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях (обстоятельства, смягчающие административную ответственность граждан; ограничения при применении к гражданам наиболее строгих административных взысканий и т.п.). Предусматриваются также административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан (например, при рассмотрении жалоб и заявлений, при поступлении на государственную службу и т.п.).

Федеральный закон «О беженцах» (в ред. 1 июля 2011 г.) определил основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации. Он устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон «О беженцах» не распространяет свое действие на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вынужденным переселенцем по российскому законодательству признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (федеральный закон «О вынужденных переселенцах» (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. № 15-П, в ред. от 1 июля 2011 г.)

Смотрите еще:

  • Консультация юристов ростов Бесплатная консультация юриста по телефону в Ростове на Дону Все сферы общественной жизни человека регулируются множеством законов. Каждый день люди совершают юридические действия, приобретая какой-либо товар, посещая парикмахера или врача, вступая в брак, заключая […]
  • Ст 98 гпк Статья 98 ГПК РФ. Распределение судебных расходов между сторонами Новая редакция Ст. 98 ГПК РФ 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, […]
  • Гражданский кодекс 671 Статья 671 ГК РФ. Договор найма жилого помещения 1. По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и […]
  • Типовой трудовой договор образец 2018 для ип Трудовой договор ИП с работником в 2018 году: образец и бланк Если вы решили принять в свою бизнес-команду сотрудников, вам понадобится трудовой договор. Он, как подушка безопасности, защитит вас от многих спорных ситуаций и позволит избежать проблем с […]
  • Оформить отказ от наследства рф Отказ от наследства Краткое содержание Срок отказа от наследства Наследование имущества, регламентированное разделом 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), предполагает под собой его передачу от умершего лица к другим лицам. Такая передача имущества подразумевает под […]
  • Статья о смерти тк рф Статья о смерти тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 141 ТК […]
  • Ст 1070 ст 1069 гк рф Статья 1070 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда Новая редакция Ст. 1070 ГК РФ 1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к […]
  • Статья ук за сепаратизм в украине Ответственность за призывы к сепаратизму С 9 мая 2014 г. в Уголовный кодекс РФ вступила в действие новая статья 280.1, предусматривающая ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской […]