Переход из ооо в оао

Преобразование ООО в ОАО/ЗАО

Преобразование ООО в ОАО/ЗАО

Одной из форм реорганизации, которая допускается действующим законодательством, является преобразование компании. Под преобразованием предприятия необходимо понимать изменением им своей организационно-правовой формы, то есть организация, созданная в форме ООО, трансформируется (преобразовывается) в АО. Реорганизация ООО в АО в форме преобразования может быть вызвана множеством различных причин. При этом закон устанавливает:

  • преобразование ООО в ОАО/ЗАО в добровольном порядке (к примеру, по желанию участников ООО для привлечения дополнительных инвестиций);
  • преобразование ООО в ОАО/ЗАО в принудительном порядке (к примеру, в случае, когда общее число участников ООО стало больше 50).

Процесс преобразования ООО в ОАО состоит (включает в себя) из следующих стадий (этапов):

1) Принятие собранием участников ООО решения о его преобразовании в АО.

За утверждение данного решения должен проголосовать каждый из участников ООО. Помимо этого в принятом решении также определяются:

  • условия и порядок преобразования ООО в ОАО/ЗАО;
  • условия и порядок обмена долей, принадлежащих участникам ООО, на акции в создаваемом ОАО/ЗАО.

2) Извещение ИФНС о начале реорганизации ООО в АО в форме преобразования.

Для направления данного извещения обществу предоставлено 3 дня, начиная со дня утверждения решения о преобразовании.

3) Направление уведомлений о преобразовании ООО в ОАО/ЗАО каждому из кредиторов ООО.

Для направления данных уведомлений обществу предоставлено 5 дней, начиная со дня направления извещения в ИФНС. При этом для сохранения доказательств направления таких уведомлений целесообразно направлять их кредитором заказным письмом с описью вложения.

4) Опубликование информации о преобразовании ООО в АО.

СМИ, в котором публикуется данная информация – Вестник государственной регистрации.

Срок публикации данной информации – 2 раза не реже 1-го раза в месяц.

5) Инвентаризация (ревизия) имущества ООО.

Проведение инвентаризации обусловлено требованием ч.2 ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете», которая гласит об обязательности проведения инвентаризации при осуществлении процедуры преобразования компании.

6) Составление и утверждение передаточного акта.

В состав передаточного акта должны входить следующие основные документы:

  • бух. отчетность;
  • акт об инвентаризации (ревизии) имущества предприятия;
  • информация о задолженности предприятия (дебиторской и кредиторской).

7) Созыв и проведение собрания участников ООО.

Основные цели проведения данного собрания:

  • принятие устава вновь создаваемого ОАО (ЗАО);
  • утверждение и оформление передаточного акта;
  • назначение/избрание органов управления организации (к примеру, ревизора, членов совета директоров).

8) Направление сведений (информации) в ПФ РФ.

Перечень данных сведений определяется напрямую законодательством и должен быть направлен в фонд в течение 1 месяца, начиная с даты утверждения и оформления передаточного акта.

9) Представление документов на регистрацию в налоговый орган.

Можно ли реорганизовать ОАО в ООО?

Вопрос №1:
Ситуация: ОАО (с единственным акционером – физическим лицом), имеющее уставный капитал 97 000 000 руб. состоящий из 15 000 именных обыкновенный акций, преобразуется в ООО с уставным капиталом 100 000 руб.

Возможно ли при реорганизации ОАО в ООО сформировать уставный капитал ООО не за счет основных средств ОАО, стоимость которых находится в основе акций ОАО, образующих его уставный капитал, а за счет дополнительного взноса единственного учредителя ООО в размере 100 000 руб.? (подвопрос: Что должно быть указано про уставный капитал в решении акционера о реорганизации в данном случае?)

Вопрос № 2:
Ситуация: ОАО за 1 квартал 2011г. имело стоимость чистых активов больше стоимости своего уставного капитала. В результате переоценки своих основных средств в сторону уменьшения. ОАО во 2 квартале 2011г. будет иметь стоимость своих основных средств меньше своего уставного капитала, информация о которых будет подана в налоговый орган. ОАО планирует преобразование в ООО.

Вправе ли ОАО во 2 квартале 2011 г. начать процедуру реорганизации или сначала ОАО необходимо произвести уменьшение своего уставного капитала до величины своих чистых активов?

Согласно ст. 99 Гражданского кодекса РФ уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.

Как следует из указанного определения, уставный капитал и образующие его акции никак не связаны с конкретным имуществом общества, в том числе с основными средствами, находящимися на балансе общества. Уставный капитал – это юридическая фикция, определенное число, отражаемое в балансе в разделе пассивов и необходимое для сравнения с чистыми активами общества с целью защиты прав кредиторов общества.

Согласно пп. 3. п. 3. Ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах» решение о преобразовании акционерного общества должно содержать порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. При этом никакого внесения взносов в уставный капитал (формирования уставного капитала) создаваемого в результате реорганизации ООО не происходит.

Более того, п. 3 ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах» прямо предусматривает, что формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Поэтому никаких дополнительных взносов от учредителей (акционеров) при реорганизации ОАО не допускается.

Последствия уменьшения чистых активов акционерного общества установлены ст. 35 ФЗ «Об акционерных обществах». Согласно указанной статье:

6. Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:

1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;

2) о ликвидации общества.

7. Если стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала более чем на 25 процентов по окончании трех, шести, девяти или двенадцати месяцев финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество дважды с периодичностью один раз в месяц обязано поместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о снижении стоимости чистых активов общества.

8. В уведомлении о снижении стоимости чистых активов общества указываются:

1) полное и сокращенное наименование общества, сведения о месте нахождения общества;

2) показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

3) стоимость чистых активов общества по окончании трех, шести, девяти и двенадцати месяцев финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;

4) описание порядка и условий заявления кредиторами общества требований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, с указанием адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества, дополнительных адресов, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способов связи с обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения).

9. Кредитор общества, если его права требования возникли до опубликования уведомления о снижении стоимости чистых активов общества, не позднее 30 дней с даты последнего опубликования такого уведомления вправе потребовать от общества досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности его досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Срок исковой давности для обращения в суд с данным требованием составляет шесть месяцев со дня последнего опубликования уведомления о снижении стоимости чистых активов общества.

10. Суд вправе отказать в удовлетворении требования, указанного в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если общество докажет, что:

1) в результате снижения стоимости его чистых активов права кредиторов не нарушаются;

2) обеспечение, предоставленное для надлежащего исполнения соответствующего обязательства, является достаточным.

11. Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала, указанной в статье 26 настоящего Федерального закона, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о своей ликвидации.

12. Если в течение сроков, установленных пунктами 6, 7 и 11 настоящей статьи, общество не исполнит обязанностей, предусмотренных указанными пунктами, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного исполнения соответствующих обязательств или при невозможности их досрочного исполнения прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков, а орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.

Процедура реорганизации в форме преобразования регулируются ст. 15, 20 ФЗ «Об АО».

Так согласно п. 6 ст. 15 ФЗ «Об АО» реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным пунктами 6.1 и 6.2 настоящей статьи

6.1. В сообщении (уведомлении) о реорганизации указываются:

1) полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого участвующего в реорганизации общества;

2) полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого создаваемого (продолжающего деятельность) в результате реорганизации общества;

3) форма реорганизации;

4) описание порядка и условий заявления кредиторами каждого участвующего в реорганизации юридического лица своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);

5) сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации;

6) сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).

Для преобразования АО в соответствии с требования ст. 20 ФЗ «Об АО», общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать:

1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;

2) порядок и условия преобразования;

3) порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью или производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство;

4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора и образование ревизионной комиссии или избрание ревизора отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;

5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица;

6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица;

7) список членов иного органа (за исключением общего собрания участников хозяйственного общества или членов некоммерческого партнерства) создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;

8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;

9) указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.

В законе об АО нет запрета уменьшения уставного капитала при реорганизации общества. Более того, ст. 75 ФЗ «Об АО», предоставляющая право требовать выкупа акций акционерам, голосовавшим против реорганизации или не участвовавшим в собрании, допускает ситуацию, когда не все акции АО будут обменяны на доли в ООО, что в конечном итоге повлечет уменьшение уставного капитала реорганизуемого общества.

Уменьшение уставного капитала необходимо производить в порядке, установленном ст. 29 ФЗ «Об АО»:

1. Общество вправе, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязано уменьшить свой уставный капитал.

Уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения части акций, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уменьшение уставного капитала общества путем приобретения и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена уставом общества.

Общество не вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, а в случаях, если в соответствии с настоящим Федеральным законом общество обязано уменьшить свой уставный капитал, — на дату государственной регистрации общества.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

2. Решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций или путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества принимается общим собранием акционеров.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

3. Решением об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций могут быть предусмотрены выплата всем акционерам общества денежных средств и (или) передача им принадлежащих обществу эмиссионных ценных бумаг, размещенных другим юридическим лицом. При этом решением должны быть определены:

величина, на которую уменьшается уставный капитал общества;

категории (типы) акций, номинальная стоимость которых уменьшается, и величина, на которую уменьшается номинальная стоимость каждой акции;

номинальная стоимость акции каждой категории (типа) после ее уменьшения;

сумма денежных средств, выплачиваемая акционерам общества при уменьшении номинальной стоимости каждой акции, и (или) количество, вид, категория (тип) эмиссионных ценных бумаг, передаваемых акционерам общества при уменьшении номинальной стоимости каждой акции.

Решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций общества принимается общим собранием акционеров общества большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров общества, только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций общества с передачей акционерам эмиссионных ценных бумаг должно предусматривать передачу каждому акционеру общества эмиссионных ценных бумаг одинаковой категории (типа), которые выпущены одним и тем же эмитентом и количество которых составляет целое число и пропорционально сумме, на которую уменьшается номинальная стоимость принадлежащих акционеру акций. В случае, если указанное требование не может быть выполнено, решение общего собрания акционеров, принятое в соответствии с настоящим пунктом, не подлежит исполнению. Если эмиссионными ценными бумагами, приобретаемыми в соответствии с настоящим пунктом акционерами общества, являются акции другого общества, решением об уменьшении уставного капитала общества, принятым в соответствии с настоящим пунктом, в целях выполнения указанного требования могут быть учтены результаты консолидации или дробления акций другого общества, не осуществленные на момент принятия этого решения.

Отношение величины, на которую уменьшается уставный капитал общества, к размеру уставного капитала общества до его уменьшения не может быть меньше отношения получаемых акционерами общества денежных средств и (или) совокупной стоимости приобретаемых акционерами общества эмиссионных ценных бумаг к размеру чистых активов общества. Стоимость эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих обществу, и размер чистых активов общества определяются по данным бухгалтерского учета общества на отчетную дату за последний квартал, предшествующий кварталу, в течение которого советом директоров (наблюдательным советом) общества принято решение о созыве общего собрания акционеров общества, повестка дня которого содержит вопрос об уменьшении уставного капитала общества.

Документы для государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав общества и связанных с уменьшением его уставного капитала в соответствии с правилами настоящего пункта, представляются обществом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не ранее чем через 90 дней с момента принятия решения об уменьшении уставного капитала общества.

Список лиц, имеющих право на получение денежных средств и (или) приобретаемых акционерами общества на основании решения об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций эмиссионных ценных бумаг, составляется на дату государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав общества и связанных с уменьшением его уставного капитала. В случае, если решение об уменьшении уставного капитала общества принято с учетом результатов консолидации или дробления акций другого общества, список лиц, имеющих право на получение денежных средств и (или) приобретаемых акционерами общества акций другого общества в соответствии с настоящим пунктом, составляется на дату государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций другого общества, размещаемых при консолидации или дроблении. Решение о консолидации или дроблении акций другого общества и решение об уменьшении уставного капитала общества могут быть приняты одновременно. Для составления указанного списка лиц номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями.

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно подп. 16 п. 1 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных в подп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ). В силу подп. 17 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде был уменьшен уставный (складочный) капитал организации в соответствии с требованиями законодательства РФ.

При этом, налоговые инспекции руководствуются позицией, что при уменьшении в силу требований законодательства размера уставного капитала доходом признается разница между величиной чистых активов и той меньшей величиной, до которой фактически уменьшен уставный капитал. Данный подход поддерживается судебной практикой ФАС Северо-Кавказского округа: см. Постановления от 07.04.2008 № Ф08-1417/08-503А по делу № А32-16673/2004-59/415-2005-60/503 и от 18.05.2005 № Ф08-2051/05-840А по делу № А32-16673/2004-59/415. В них сделан вывод, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик вправе не учитывать уменьшение уставного капитала лишь до размера чистых активов.

Уменьшение же уставного капитала до величины чистых активов не порождает обязанность заплатить налог на прибыль ни у ООО, ни у АО (см, например, Определение ВАС РФ от 13.10.2009 N ВАС-11664/09 по делу N А35-3805/08-С21).

Комментарии и аналитика

О некоторых проблемах присоединения, деления и преобразования юридических лиц

Реорганизация юридических лиц играет в отечественных бизнес-процессах важную роль и, кроме своих классических задач (уменьшение управленческих расходов, улучшение корпоративного управления, экономическая интеграция), выполняет час­то специфические задачи (в частности, уклонение от выполнения договорных обязательств, оптимизация налогообложения). Причиной этого, вероятно, является несовершенство отечественного законодательства, регулирующего отношения, возникающие при реорганизации юридических лиц. Так, Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон о государственной регистрации) регулирует лишь публично-правовые отношения, связанные с подачей государственному регистратору определенных документов. При этом содержание таких документов, как правило, последним не проверяется (важно лишь, чтобы на документах было как можно больше печатей и нотариально удостоверенные подписи всех уполномоченных лиц).

Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины (ГК и ХК), а также Закон Украины «О хозяйственных обществах» регулируют частно-публичные отношения в этой сфере, во-первых, довольно скупо и поверхностно, а во-вторых, несинхронно с Законом о государственной регистрации и с нуждами бизнес-процессов. И наконец третий сегмент законодательства, регулирующего отношения реорганизации юридических лиц, — нормативные документы Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (речь, прежде всего, идет о Положении о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ № 221 от 30 декабря 1998 года (Положение)).

Упомянутые три блока законодательных актов регулируют отношения в этой сфере крайне несогласованно и преследуют, как правило, лишь узкоспециальные задачи тех государственных органов, на которые распространяется их регулятивное действие. Для примера: сегодня на Украине ООО можно присоединить к ОАО и зарегистрировать соответствующие юридические действия у государственного регистратора без совершения действий, предусмотренных Положением. Кроме того, ни в ГК, ни в ХК не содержится норм, определяющих правовую природу и регулирующих отношения, связанные с заключением договоров о слиянии (присоединении), преду­смотренных Положением. В конце концов, и между самими ГК, ХК и Законом Украины «О хозяйственных обществах» существуют многочисленные нормативные и терминологические несогласованности в сфере правового регулирования прекращения (в том числе реорганизации) юридических лиц.

Не решает правоприменительных проблем в сфере реорганизации юридических лиц и разъяснение Высшего арбитражного суда Украины № 02-5/334 от 12 сентября 1996 года, которое базируется большей частью на нормах уже недействующего законодательства и едва ли может заполнить законодательный вакуум в правовом регулировании ряда вопросов (в конце концов, это положение довольно противоречиво и не учитывает новелл отечественного законодательства).

Следствием такого разношерстного законодательного регулирования отношений в упомянутой сфере являются многочисленные правоприменительные проблемы, порой даже комического характера. К примеру, случай с преобразованием ООО в частное предприятие, когда ЧП-правопреемник было зарегистрировано лишь через пять дней после того, как было прекращено (исключено из государственного реестра) ООО. Пять дней юридического лица не существовало. Тем не менее (поскольку осуществлялось всего-навсего преобразование юридического лица) его деятельность не прекращалась (предоставлялись услуги, происходили поставки товаров и т.п.). Какую организационно-правовую форму необходимо указывать в официальных документах за этот 5-дневный период деятельности юридическому лицу? В конце концов, существовало ли в это время юридическое лицо вообще (ведь еще не создано ЧП, но уже исключено из единого государственного реестра ООО)?

Еще один пример. ООО «У» задолжало ЗАО «Х» значительную (больше 1 млн грн) сумму за поставленный товар. Не желая выполнять свои денежные обязательства, ООО начало (тайно от своего контрагента) процедуру своей реорганизации путем деления на ЧП «А» и ЧП «В». При этом по распределительному балансу к ЧП «А» перешли все основные активы ООО «У», а к ЧП «В» — кредиторская задолженность перед ЗАО «Х». В результате нескольких оперативных юридически-бухгалтерских ходов представителей ООО «У» его контр­агенту не оставалось ничего, кроме как обратиться с иском к ЧП «В» (правопреемнику ООО «У»), которое имело небольшой уставный капитал и 20 тыс. грн на текущем счету.

Приведенных примеров (а их перечень можно продолжить), кажется, достаточно для того, чтобы обосновать актуальность данной публикации. При этом проблемы, затронутые в данной статье, не будут касаться реорганизации страховщиков и банков. Ведь особенности их реорганизации предусмотрены специальными нормативно-правовыми актами (например, Методические рекомендации о порядке реорганизации, реструктуризации коммерческих банков, утвержденные постановлением Правления Национального банка Украины № 395 от 9 октября 2000 года; Положение об особенностях обеспечения правопреемства по заключенным договорам страхования в случае реорганизации страховщиков, утвер­жденное распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины № 913 от 4 июня 2004 года), которые, на наш взгляд, довольно четко и логично регулируют порядок реорганизации страховщиков (банков) и заслуживают того, чтобы быть примером для законодателя при заполнении правовых пробелов в рассматриваемой нами сфере.

Правопреемство юридических лиц при реорганизации: проблема определения момента

Одним из самых существенных недостатков отечественного законодательства является то, что осуществить реорганизацию (за исключением преобразования и выделения) юридического лица без прекращения его деятельности практически (то есть юридически правильно) невозможно. Причина — необходимость снятия с налогового учета юридического лица — предшественника (для чего юридическому лицу необходимо временно — хотя бы с момента начала налоговой проверки и до момента его исключения из единого государственного реестра — свернуть свою хозяйственную деятельность). Поэтому, например, присоединить одно работающее юридическое лицо (например, сахарный завод) к другому юридическому лицу без временного приостановления хозяйственной деятельности юридического лица — предшественника крайне проблематично.

Одной из причин таких коммерческих и операционных неудобств является, по нашему мнению, то, что в действующем законодательстве не совсем четко определен момент правопреемства юридических лиц при их реорганизации.

Так, в Законе о государственной регистрации (части 13—15 статьи 37) указано, что «слияния (деления, преобразования) считаются завершенными с момента государственной регистрации новообразованного юридического лица (юридических лиц) и государственной регистрации прекращения юридических лиц (юридического лица), которые прекращаются в результате слияния (деления, преобразования)». Если толковать эту норму буквально, то для осуществления реорганизации юридических лиц и правопреемства между ними необходимо наступление фактического состава: создание одного юридического лица (правопреемника) и прекращение второго юридического лица (предшественника). Тем не менее невыясненным остается вопрос, в какой же последовательности должны происходить государственная регистрация новообразованного юридического лица (правопреемника) и прекращение юридического лица, которое реорганизовывается (предшественника)?

Как свидетельствует практика, государственные регистраторы (в связи с особенностями функционирования автоматизированной системы Единого государственного реестра) сначала регистрируют прекращение юридических лиц — предшественников, а потом регистрируют создание их правопреемников. А это порождает немало рисков, связанных с завершением процедуры реорганизации и правопреемством юридических лиц. Ведь новообразованное юридическое лицо могут и не зарегистрировать. Иногда даже по сугубо техническим причинам. Представим, что у предшественника был налоговый (по плану реорганизации) или договорной долг.

Еще больше усложняет ситуацию норма части 11 статьи 37 Закона о государственной регистрации. В ней указано, что «изменения в учредительные документы юридического лица, которое не прекращается в результате присоединения, подлежат государственной регистрации после государственной регистрации прекращения юридического лица в результате присоединения… Присоединение считается завершенным с момента государственной регистрации прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате присоединения, и государственной регистрации соответствующих изменений в учредительные документы».

Из этой нормы следует, что для того, чтобы ООО «А» (к которому присоединяется ООО «Б») стало правопреемником ­ООО «Б», должен произойти фактический состав: 1) ООО «Б» должно быть исключено из Единого государственного реестра; 2) в устав ООО «А» должны быть внесены (и зарегистрированы) изменения о том, что оно является правопреемником ООО «Б».

Тем не менее оба эти события может разделять большой промежуток времени. В конце концов, общее собрание участников ООО «А» еще должно принять решение об утверждении устава в новой редакции. Может случиться, что общее собрание участников ООО «А» вообще не состоится (например, из-за отсутствия кворума).

На основе упомянутой нормы можно смоделировать ситуацию, когда ООО «Б» (имея значительную кредиторскую задолженность) может начать процедуру своего присоединения к ООО «А» именно с целью невыполнения своих долговых обязательств. И теоретически возможна ситуация, что участники ООО «А» не проголосуют за внесение соответствующих изменений в устав ООО «А» (или же вообще не придут на собрание, и оно не состоится).

Или же представим, что у ООО «Б» есть налоговая задолженность и согласованный с налоговой план реорганизации (в том числе подписанный уполномоченными лицами правопреемника). Известно, что руководитель юридического лица (или другое уполномоченное лицо) и участники (владельцы корпоративных прав) юридического лица — это зачастую разные лица. И то, что руководитель юридического лица — правопреемника подписал план реорганизации, не гарантирует того, что это юридическое лицо станет правопреемником реорганизованного юридического лица (если буквально читать упомянутые нормы Закона, ведь владелец корпоративных прав такого юридического лица может и не утвердить соответствующие изменения в устав). Представим себе, какие могут начаться злоупотребления упомянутыми нормами и судебные волокиты с ГНИ.

Некоторые юристы-практики связывают момент правопреемства юридических лиц с моментом подписания передаточного акта. Более того, если проанализировать норму статьи 37 уже недействующего ГК УССР 1963 года, то можно сделать вывод, что до 1 января 2004 года момент правопреемства приравнивался фактически к моменту подписания передаточного баланса. Похожая позиция изложена и в упомянутом разъяснении ВХСУ, а именно: «В случае слияния, деления, присоединения предприятий момент перехода имущества и соответствующих прав и обязанностей к новым предприятиям определяется, если другое не предусмотрено законом или постановлением о реорганизации, днем подписания передаточного или распределительного акта или баланса и потому может не совпадать во времени с моментом осуществления реорганизации предприятия, то есть исключением его из государственного реестра».

С такой позицией трудно согласиться. Во-первых, она не совсем основана на нормах действующего законодательства. Вовторых, разъяснение довольно осторожно акцентирует: «если другое не предусмотрено законом», а Законом о государственной регистрации как раз преду­смотрено другое. В конце концов, в части 2 пункта 10-1 разъяснения указывается, что «правопреемник должен доказать факт правопреемства, подав, в частности, документы, подтверждающие прекращение существования реорганизованного предприятия и создание в связи с этим нового (или новых)». В-третьих, юридическое лицо, которое должно прекратиться в результате реорганизации, составив передаточный акт, по разным причинам еще долго может существовать как самостоятельное юридическое лицо (следовательно, между датой подписания передаточного акта и датой прекращения юридического лица, которое присоединяется, может пройти немало времени). Вчетвертых, учитывая нормы действующего гражданского законодательства, трудно согласиться с тезисом (который зафиксирован в разъяснении ВХСУ) о том, что момент правопреемства и момент реорганизации не совпадают во времени.

Непонятными остаются и сама природа передаточного акта, и круг лиц, которые его должны подписывать (лишь представители юридического лица, которое прекращается, или также представители юридического лица — правопреемника). Например, в Законе о государственной регистрации (часть 4 статьи 37) указывается лишь о подписях главы и членов комиссии по прекращению юридического лица. Похожая позиция заложена и в ГК. Как свидетельствует практика применения этих норм, в одних случаях для ­исключения из государственного реестра юридического лица, которое реорганизуется, достаточно передаточного акта, подписанного лишь членами комиссии по прекращению (и утвержденного участниками соответствующего юридического лица), в других — требуются также подписи представителей (учредителей, участников, уполномоченных лиц) юридического лица — правопреемника (которое, кстати, в некоторых случаях (например, при преобразовании) на момент подписания передаточного акта может еще и не существовать).

Тяжело согласиться также с мнением о том, что передаточный акт можно рассматривать как основание замены стороны в обязательствах юридического лица, которое реорганизуется. И если относительно дебиторских обязательств юридического лица — предшественника с этим еще теоретически (хотя и не безапелляционно) можно согласиться (ведь в соответствии с частями 1, 2 статьи 512 ГК замена кредитора в обязательстве допускается), то на передачу кредиторских обязательств необходимо согласие всех кредиторов юридического лица, которое реорганизуется. И наконец как быть с применением норм статей 516—519 ГК в этой ситуации? А что, если на момент подписания передаточного акта юридического лица еще не существует (например, при преобразовании). О каком правопреемстве здесь может идти речь?

Немалые риски для контрагентов юридического лица, которое реорганизуется, порождают и нормы части 4 статьи 59 ХК и части 2 статьи 107 ГК. В ХК указано, что «в случае деления субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых субъектов хозяйствования, которые образованы вследствие этого деления». Упомянутая норма (довольно общая и неконкретная) дает возможность субъекту хозяйствования составлять распределительный баланс на свое усмотрение и путем финансово-бухгалтерских манипуляций переводить, например, на одно юридическое лицо кредиторскую задолженность юридического лица — предшественника, а на другое — его основные активы.

Учитывая нормы действующего законодательства, считаем, что передаточный акт — это всего-навсего «паспорт» (набор прав и обязанностей с отлагательным условием), фиксирующий права и обязанности, которые переходят к юридическому лицу — правопреемнику. Сам же факт правопреемства возможен при наличии упомянутых выше фактических составов. Интересными в данном случае представляются Методические рекомендации о порядке реорганизации, реструктуризации коммерческих банков. В них, в частности, указано, что «имущество, права и обязательства со всеми последствиями относительно правопреемства переходят к банку-правопреемнику в день подписания передаточного (разделительного) баланса банка». Возможность использования этого нормативного положения при правовом регулировании реорганизации небанковских учреждений позволила бы избежать ситуаций «простаивания бизнеса», о которых упоминалось выше. Тем не менее, вводя такое положение в действующее законодательство, необходимо учитывать риски, которые оно может породить, и возможные манипуляции с ним, а также адаптировать к нему соответствующие нормы налогового и гражданского (особенно обязательственного) законодательства.

Нуждаются в усовершенствовании и упомянутые выше нормы частей 11, 13—15 статьи 37 Закона о государственной регистрации. Считаем, что в них на законодательном уровне необходимо четко преду­смотреть обязанность сначала создать юридическое лицо — правопреемника (или зарегистрировать соответствующие изменения в его устав), а потом уже прекращать юридическое лицо — предшественника. Можно предусмотреть также обязанность зафиксировать в уставе юридического лица — правопреемника положения о правопреемстве, которые вступят в силу (как, в общем-то, и само правопреемство) с момента прекращения юридического лица — предшественника (положение с отлагательным условием).

Следует также усилить на нормативном уровне (необязательно законодательном) механизм контроля государственными органами момента составления передаточного акта, который должен был бы составляться после проведения всех расчетов с кредиторами (а не просто по истечении минимум двух месяцев с момента публикации соответствующего сообщения), и механизм контроля за персональным уведомлением кредиторов юридического лица, которое реорганизовывается. Ведь довольно часто предъявление кредиторами требований к юридическому лицу становится головной болью самих кредиторов, поскольку государственного регистратора не интересует ни дата составления, ни само содержание передаточного акта (главное, чтобы на нем стояли подписи и печати уполномоченных лиц, а дата представления его регистратору не превышала двухмесячный срок от даты публикации соответствующего сообщения).

Нуждается в определенных коррективах и норма части 4 статьи 59 ХК. Считаем целесообразным четко прописать на законодательном уровне обязанность выровнять соотношение прав и обязанностей юридических лиц — правопреемников в распределительном балансе юридического лица, которое реорганизовывается или из которого выделяется юридическое лицо — правопреемник. Здесь, кстати, следует учесть и нормативно углубить философию положения части 4 пункта 10 разъяснения ВХСУ: «если в распределительном акте (балансе) отображено лишь распределение имущества, а данные о распределении кредиторской и дебиторской задолженности отсутствуют, распределение задолженности при наличии спора осуществляется между новообразовавшимися предприятиями пропорционально стоимости полученного ими имущества». Не повредит законодательному регламентированию отношений в этой сфере и предусмотренная на законодательном уровне обязанность осуществлять аудиторскую проверку всех без исключения передаточных актов и распределительных балансов.

Присоединение дочернего предприятия к материнскому: нужно ли увеличивать уставный капитал?

Ни ГК, ни ХК, ни Закон о государственной регистрации не содержат требования относительно увеличения уставного капитала при присоединении одного юридического лица к другому. Тем не менее, Положением о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ предусмотрено, что «сумма размеров уставных фондов всех обществ до реорганизации (на момент принятия решения об их реорганизации) должна равняться сумме размеров уставных фондов всех обществ, которые созданы путем реорганизации».

Несмотря на целесообразность такой нормы, следует заметить, что она порождает в правоприменительной деятельности немало вопросов, на которые не всегда можно найти правильный ответ. Например, распространяется ли эта норма на реорганизацию частных предприятий, производственных кооперативов? Несмотря на буквальное толкование этой нормы (в которой употребляется слово «общества»), распространяется она, например, на слияние двух обществ с ограниченной ответственностью или касается лишь тех случаев, когда реорганизация юридических лиц сопровождается эмиссией акций? И еще один вопрос, на котором мы остановимся ниже: нужно ли увеличивать уставный капитал открытого акционерного общества при присоединении к нему его дочерних предприятий?

Прежде всего, хотим напомнить, что дочерним предприятием, по нашему мнению, необходимо считать зависимое юридическое лицо, в уставном капитале которого материнское предприятие имеет контрольный пакет размером по меньшей мере 50 % + 1 уставного капитала (См.: Сывый Р. Компания. и «лапочка-дочка» // Юридическая практика. — 2006. — № 5 (423)). Таким образом, дочерним предприятием в нашем понимании должно признаваться юридическое лицо, которое создано в любой организационно-правовой форме (а не только унитарное дочернее предприятие — ДП «Х» ООО «У») и связано отношениями решающей зависимости с другим — материнским — юридическим лицом.

Учитывая такое наше понимание термина «дочернее предприятие», ответ на вопрос о необходимости и целесообразности увеличения уставного капитала необходимо поделить на две части:

— когда в уставном капитале дочернего предприятия материнскому предприятию принадлежит доля от 50 % + 1 до 99,9999 %;

— когда материнскому предприятию принадлежит 100 % в уставном капитале дочернего предприятия (например, 100 % в уставном капитале ООО, ОАО, ЧП и т.п.).

Случай первый. Если к материнскому предприятию (ОАО) присоединяется дочернее предприятие, в уставном капитале которого материнскому предприятию не принадлежит 100 %, то уставный капитал материнского предприятия подлежит увеличению, поскольку в противном случае будут нарушаться права других — миноритарных владельцев корпоративных прав (долей) дочернего предприятия. Другим, более сложным является вопрос о том, насколько же увеличится уставный капитал ОАО и кто станет держателем акций, выпущенных в обмен на корпоративные права (доли, акции) материнского предприятия (то есть того же ОАО) в уставном капитале дочернего предприятия.

Если мыслить согласно логике Положения, то держателем акций ОАО, выпущенных в обмен на корпоративные права (доли, акции) ОАО в уставном капитале дочернего предприятия должно стать именно ОАО. Но не будут ли нарушаться в таком случае права акционеров ОАО, не будут ли размываться их доли в уставном капитале материнского предприятия? Ведь ОАО (материнское предприятие) может потом продать акции в своем же уставном капитале другим физическим и/или юридическим лицам.

Считаем, что решение такого вопроса целесообразно делегировать собранию акционеров. Поскольку вопрос о реорганизации дочерних предприятий принадлежит к исключительной компетенции собрания акционеров, на нем должен решаться вопрос и о соответствующих изменениях в уставном капитале акционерного общества. При этом на законодательном уровне должно быть прописано положение о том, что право на приобретение дополнительно выпущенных акций (в процессе присоединения дочернего предприятия к АО) принадлежит акционерам, а не АО.

Случай второй. Если к материнскому предприятию (ОАО) присоединяется дочернее предприятие, в уставном капитале которого материнскому предприятию принадлежит 100 %, то решение вопроса об увеличении уставного капитала ОАО целесообразно отнести на усмотрение общего собрания акционеров. Акционеры вправе или отказаться от увеличения уставного капитала, или же его увеличить (при этом на законодательном уровне должно быть прописано, что в таком случае уставный капитал должен увеличиваться лишь путем увеличения номинальной стоимости акций акционеров). Представляется, что в таком случае не будут нарушаться права акционеров и это будет отвечать европейским стандартам нормативного регулирования отношений в этой сфере.

Если же руководствоваться нынешними реалиями — отсутствием четкого механизма реализации Положения об увеличении уставных капиталов при присоединении дочернего предприятия к материнскому, то можно спрогнозировать следующий возможный случай злоупотреблений топ-менеджмента акционерных обществ при присоединении дочерних предприятий к АО.

При присоединении ДП к АО уставный капитал последнего увеличивается путем дополнительного выпуска акций. Руководствуясь логикой Положения, держателем таких акций должно стать именно АО, которое вправе самостоятельно ими распоряжаться. При этом норма статьи 32 Закона Украины «О хозяйственных обществах» на эти отношения не будет распространяться. Результатом такой операции может стать существенное размывание соотношения долей акционеров в уставном капитале АО.

Рассмотренные в этой статье проблемы и случаи из правоприменительной практики иллюстрируют несовершенство законодательства, регулирующего процессы реорганизации юридических лиц. Считаем, что оно однозначно нуждается в реформировании. При этом обязательно должны учитываться следующие обстоятельства:

1) в законодательстве должен быть четко определен момент правопреемства юридических лиц при реорганизации;

2) нормы относительно правопреемства должны быть максимально детализированы и не допускать (даже теоретически) возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных участников хозяйственного оборота;

3) нормы относительно правопреемства должны обеспечить бесперебойность деятельности всех участников реорганизации (бизнес-процессы не должны останавливаться ни на минуту).

СЫВЫЙ Роман начальник отдела договорно-правовой работы ОАО «Концерн Галнафтогаз», г. Львов

ЖУК Андрей ведущий юрисконсульт отдела договорно-правовой работы ­ОАО «Концерн Галнафтогаз», г. Львов

Смотрите еще:

  • Как оформить продажу автомобиля в беларуси Как оформить продажу автомобиля в беларуси Ситуация, с которой сталкивался каждый автовладелец или столкнется с ней в будущем. С виду ничего сложного, однако самое важное- грамотно все сделать. В этой статье написан тот минимум информации, который вы должны знать при […]
  • Развод через суд заключенный Процедура расторжения брака с заключенным в России Порядок и условия развода с заключенным зависят не только от наличия его согласия, но и от срока заключения, поэтому инициатору расторжения брака придется учитывать определенные нюансы. В целом же развод с заключенным […]
  • Срок уплаты 3 ндфл в 2018 году для физических лиц Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Налог на доходы физических лиц – прямой налог, который взимается государством с доходов граждан. Плательщиками налога выступают как граждане, являющиеся резидентами (лица, находящиеся на территории РФ больше 183 дней в году), так […]
  • Как написать устав некоммерческой организации Устав некоммерческой организации - образец 2017-2018 года Устав некоммерческой организации 2017-2018 годов является основным документом, регулирующим основы ее деятельности. Закон определяет требования к нему и его регистрации, но оставляет на усмотрение учредителей […]
  • Воинская часть 16383 ингушетия ЖДУ СОЛДАТА Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » ЖДУ СОЛДАТА » БЕСЕДКА » в/ч 16383 (Ингушетия, стан. Троицкая) в/ч 16383 (Ингушетия, стан. Троицкая) Сообщений 1 страница 3 из 3 Поделиться113-06-2016 17:56:41 Автор: […]
  • Сроки выплаты пенсии по случаю потери кормильца Пенсии в связи с потерей кормильца Кто и в каком размере имеет право на пенсию в связи с утратой кормильца, как начисляется и до скольки лет она выплачивается выяснял Prostopravo.com.ua. Еще одним видом пенсий, которые выплачиваются в солидарной системе пенсионного […]
  • Материнский капитал заемщика Материнский капитал (Заем на сумму МСК) Ипотека под материнский капитал по программе АО «САИЖК» - это возможность приобретения нового жилья на льготных условиях: процентная ставка составляет 11,9% и не меняется в течение срока выплаты займа; заемщик может […]
  • Возврат денежных средств покупателю образец Форма (акт) КМ-3: скачать бланк, образец заполнения Если покупатель возвращает товар, оплаченный наличными, или если чек пробит ошибочно, заполняется форма (акт) КМ-3. Скачать бланк, образец заполнения, а также прочитать инструкцию по оформлению можно ниже. Получите […]