По ч5 ст290 ук рф срок

Покушение на получение взятки — статья УК РФ

Покушение на получение взятки несет меньшую опасность для общества, нежели состоявшееся ее получение, но, несомненно, демонстрирует противоправные наклонности субъекта. В предложенном материале рассмотрены особенности этого состава и его квалификации.

Что можно считать покушением на получение взятки

Говоря о покушении на совершение любого преступления, нужно обратиться к ч. 3 ст. 30 УК РФ. Применительно к получению взятки (ст. 290 УК РФ) под покушением понимаются действия или бездействие должностного лица, направленные непосредственно на получение материальных благ или прав в обмен на действия или бездействие в интересах третьих лица в рамках служебных полномочий взяткополучателя, которые не привели к намеченному результату по причинам, не зависящим от фигуранта.

Возможные варианты покушения на получение взятки

На практике можно выделить следующие возможные случаи квалификации действий должностного лица как покушение на получение взятки:

  • Пресечение преступления работниками правоохранительных органов до момента передачи хотя бы части предмета преступления. Принципиально важен в этом контексте момент пресечения преступления, так как получение взятки считается оконченным составом с момента получения хотя бы небольшой части средств. Тем не менее такая ситуация является скорее исключением. Как правило, работники правоохранительных органов, желая провести задержание с поличным, ждут момента передачи вознаграждения.
  • Незавершенность преступления ввиду передачи негодного предмета. Речь идет о передаче пачек бумаги, «кукол», вместо денег, пустого конверта и т. д. В данном случае нельзя говорить об оконченном преступлении, поскольку фактически не был передан предмет преступления, оговоренный в статье УК. Принимая негодный предмет, фигурант демонстрирует преступное намерение и совершает действия, направленные на совершение преступления, но не совершает его, поэтому правильно квалифицировать его поведение как покушение.

Существует убеждение, что пресечение получения взятки при передаче части оговоренной суммы взятки в крупном или особо крупном размере должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. Оно представляется ошибочным. Исходя из п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24, получение взятки считается совершенным с момента получения хотя бы части благ, при этом размер этой части значения не имеет.

Является ли вымогательство взятки должностным лицом покушением на взяточничество

П. «б» ч. 5. ст. 290 УК РФ содержит квалифицирующий признак — получение взятки, сопряженное с ее вымогательством. При этом сам УК не содержит разъяснения того, что можно считать вымогательством. На практике этот аспект может быть весьма сложен в доказывании. Желая получить благодарность, мздоимец обычно не выражает своих намерений открытым текстом.

В такой ситуации разъяснения дают судьи Верховного суда в п. 18 постановления Пленума от 09.07.2013 № 24. В соответствии с ним под вымогательством взятки можно понимать:

  • непосредственно требование должностного лица дать взятку в сочетании с угрозой причинения вреда правам и законным интересам гражданина;
  • создание условий, которые могут причинить вред правам и интересам граждан с целью получения взятки.

ВАЖНО! Для квалификации действий должностного лица как вымогательства взятки не имеет значения наличие фактической возможности причинения вреда, достаточно угрозы такого причинения.

Отдельного состава преступления вымогательство взятки не образует, но ч. 3 ст. 30 УК РФ позволяет квалифицировать как покушение на преступление любые действия или бездействие, направленные на достижение преступной цели, при условии незавершенности преступления по причинам, не зависящим от виновников. То есть о покушении на взяточничество речь пойдет только в момент передачи вознаграждения.

Если же имело место вымогательство взятки, а передача/получение ее предмета так и не состоялось, можно говорить только о приготовлении к преступлению, выраженном в виде создания условий для его совершения. Учитывая, что в 290-й статье УК РФ вымогательство взятки расценивается как квалифицирующий признак особо тяжкого преступления, субъекту вполне может грозить уголовная ответственность (ч. 2 ст. 30 УК: ответственность за приготовление возможна только при условии, что речь идет о тяжком или особо тяжком преступлении).

Доказывание покушения на получение взятки

Говоря о покушении на получение взятки, стоит отметить, что львиная доля таких преступлений квалифицируются в качестве неоконченных только благодаря работе сотрудников правоохранительных органов и своевременным обращениям лиц, ставших жертвами вымогательства коррупционеров. Работа антикоррупционного комитета и профильных ведомств становится все более эффективной.

Задача по доказыванию вины взяточников сводится к установлению:

  • намерений субъекта относительно получения взятки;
  • факта получения взятки (при оконченном преступлении);
  • причинно-следственной связи между полученным вознаграждением и дальнейшим поведением взяткополучателя в интересах взяткодателя и т. д.

Для этого проводятся:

  • Оперативные мероприятия, направленные на задержание фигуранта при получении взятки. Операция подготавливается заранее в обстановке максимальной секретности от лиц, которые могут проинформировать взяткополучателя.
  • Изъятие и изучение документации и иных вещественных доказательств по делу.
  • Иные мероприятия, способствующие установлению истины по делу.

Ответственность за покушение на получение взятки

Покушение на получение взятки относится к неоконченным составам преступления, однако даже в таком виде может повлечь серьезные меры уголовно-правового воздействия. Для определения пределов ответственности нужно обратиться к ч. 3 ст. 66 УК РФ. В соответствии с ней предельное наказание не может превысить ¾ от максимального срока наиболее сурового вида наказания по соответствующей части ст. 290 УК РФ.

Нужно обратить внимание, что ст. 66 ограничивает только предел по самому строгому виду ответственности, более легкие меры могут применяться в полной мере.

Таким образом, предел наказания за покушение на получение взятки должностным лицом составит 11 лет 3 месяца лишения свободы в сочетании с возможным лишением права занимать должности или вести некоторые виды деятельности, а также штрафом на усмотрение суда.

Вымогательство взятки должностным лицом также относится к неоконченным составам, при условии что вымогатель не получил желаемого результата. При том деяния по ч. 5 ст. 290 УК РФ относятся к категории особо тяжких, а потому уголовная ответственность за такое приготовление к преступлению вполне возможна. Предельный срок наказания по ней, исходя из положений ч. 2 ст. 66 УК РФ, не превысит 6 лет лишения свободы.

Остается сделать вывод, что в большинстве случаев квалификация покушения на получение взятки происходит при вмешательстве в преступление правоохранительных органов и от того, насколько успешной будет такая работа, зависит мера ответственности виновных лиц.

Взятки не гладки

Наказание за мздоимство зависит от размера вознаграждения и места работы

Согласно обвинительному заключению, утверждённому первым заместителем Московского межрегионального транспортного прокурора, экс-железнодорожник обвиняется в получении взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ), получении взятки в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ), мелком взяточничестве (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ) и мошенничестве с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

Установлено, что с августа 2015-го по февраль 2016 года обвиняемый получал от представителей нескольких коммерческих организаций деньги за ускорение подачи и уборки их вагонов на станции. Документально зафиксированы перечисления на его банковскую карту взяток в размере 24,5 тыс., 125 тыс.и 7,5 тыс. руб. Ещё 95 тыс. руб. должностному лицу передал один коммерсант за содействие в продлении договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. При этом соответствующими полномочиями начальник станции не обладает. Фактически обвиняемый ввёл контрагента в заблуждение.

О сути нелегального бизнеса, основанного на использовании должностных полномочий, «Гудку» рассказал начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью в органах СК РФ ММТП Сергей Портянов.

В адрес некой организации на станцию прибывает вагон. В соответствии со ст. 100 «Устава железнодорожного транспорта» в течение определённого времени груз нужно забрать, а порожняк убрать с путей. Если этого не происходит, контролирующие органы имеют право наложить штраф в размере 0,2 МРОТ (на сегодня 1500 руб.) за каждый час простоя вагона. Грузополучатели всячески пытаются ускорить процесс подачи вагонов, и не всегда легальными способами.

Так случилось и на станции Одинцово. Деньги бывшему начальнику станции предприниматели перечисляли по собственной инициативе, а он содействовал тому, чтобы их вагоны отправлялись под разгрузку вне очереди. К слову, «подносители» уже осуждены и оштрафованы на 2,5 млн руб.
«Пример этого экс-начальника во многом показательный. Он обвиняется по целому спектру «коррупционных» статей УК РФ, в том числе по статье «Мелкое взяточничество», вступившей в силу в середине прошлого года, – говорит Сергей Портянов. – 3, 5, 10 тыс. руб. – это тоже взятка. Да, теперь за подобные суммы законом предусмотрено менее суровое наказание, чем раньше, но и оно весьма существенное».

За подобные действия грозит штраф до 200 тыс. руб., исправительные работы на срок до одного года, ограничение свободы до двух лет либо год лишения свободы. Ранее и мелких взяточников карали по ст. 290 и 291 УК РФ штрафами до 1 млн руб., лишением свободы на срок до трёх лет. По словам представителя прокуратуры, часто начальники разного уровня не осознают, что совершили противоправные действия, по их мнению, слишком уж «символические» суммы фигурируют в деле. Но размер взятки не освобождает от ответственности.

Уголовная ответственность не грозит только тем гражданам, у которых взятки вымогали либо они после совершения преступления сообщали об этом в правоохранительные или следственные органы и активно способствовали раскрытию преступления. «Если у гражданина или предпринимателя вымогают деньги и он их отдаст, а после этого обратится в правоохранительные органы и поспособствует поимке взяточника, то сам он от уголовного наказания может быть освобождён», – рассказывает Сергей Портянов.

Человека, занимающего определённый пост, по разным причинам могут провоцировать на получение взятки. Самая простая – отстранение принципиального и несговорчивого человека от должности. «В этом случае должностному лицу следует отказаться от предложения так, чтобы его слова не могли быть истолкованы двояко, и необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы», – говорит прокурор.

Мера ответственности
Сергей Портянов пояснил, что Уголовный кодекс РФ классифицирует взятки по размеру и наказание напрямую зависит от переданной суммы и действий, которые выполнены после получения вознаграждения.
Так, взяткой в значительном размере считается сумма, превышающая 25 тыс. руб., в крупном размере – более 150 тыс. руб., а в особо крупном размере – более 1 млн руб. Последнее квалифицируется как особо тяжкое преступление, за которое можно лишиться свободы на срок до 15 лет.
Закон № 265-ФЗ, который вступил в силу в июле 2015 года, предусматривает ответственность должностных лиц акционерных обществ, контрольный пакет которых принадлежит государству. Если они стали субъектами должностных преступлений, то для них предусмотрено более строгое наказание. Если до принятия этого закона действия коррупционного характера карались в соответствии со сравнительно «лёгкой» ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», то сейчас – по ст. 290 и 291 УК РФ («Получение взятки» и «Дача взятки»).
Так, экс-начальник Казанского вокзала Сергей Донецкий, приговор которому суд огласил на прошлой неделе, был осуждён за незаконное получение средств от коммерческих организаций: ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы и штрафа в размере 2,6 млн руб.
По словам Сергея Портянова, поскольку доказанные следствием факты коррупционной деятельности датируются 2014 годом, в отношении обвиняемого применены нормы ст. 204 УК РФ, а если бы те же самые действия осуждённый совершил после вступления в силу закона № 265-ФЗ, ответственность для него наступила бы по ч. 5 ст. 290 УК РФ. Наказание было бы строже – до 12 лет лишения свободы.

По ч5 ст290 ук рф срок

Судебная коллегия по уголовным делам Новгородского областного суда рассмотрела уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Кузнецова А.В. на приговор Чудовского районного суда Новгородской области от 08 февраля 2017 года, которым Кузнецов А.В. осужден по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере семидесятикратной суммы взятки в размере 2800000 рублей с лишением права занимать должности в правоохранительных органах, связанные с осуществлением функций представителя власти, на срок 2 года;на основании ч. 5 ст. 72 УК РФ с учетом задержания Кузнецова А.В. в период с 10 июня 2016 года по 12 июня 2016 года и нахождения под домашним арестом с 12 июня 2016 года по 08 февраля 2017 года назначенное наказание снижено, уменьшен размер штрафа до 2 000 000 рублей.

В судебном заседании Кузнецов А.В. вину не признал. В апелляционной жалобе осужденный Кузнецов А.В. считает приговор суда незаконным, необоснованным, а назначенное наказание несправедливым.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав стороны, судебная коллегия пришла к следующему.

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, которые могли бы повлечь отмену приговора, не допущено.

Кузнецов А.В. признан виновным и осужден за получение взятки в виде денег, за совершение действий и бездействие в пользу взяткодателя и представляемых им лиц, за общее покровительство, в значительном размере, с вымогательством взятки.

Судом первой инстанции, исходя из исследованных в судебном заседании допустимых, относимых, а в своей совокупности достаточных доказательств, достоверно установлено, что Кузнецов А.В., являясь должностным лицом – старшим оперуполномоченным направления экономической безопасности и противодействия коррупции отдела МВД России по Маловишерскому району Новгородской области, 27 апреля 2016 года, в ходе встречи с Б. — представителем собственника одного из магазинов в г. Малая Вишера, в целях вымогательства взятки, пригрозил проведением проверки магазина, прекращением его деятельности и изъятием товара, выдвинул требование о передаче ему под предлогом оказания помощи отделу внутренних дел взятки в сумме 5000 рублей ежемесячно за общее покровительство. Действовавший в рамках оперативно-розыскных мероприятий Б. дважды — 11 мая 2016 года и 10 июня 2016 года передал Кузнецову А.В. взятку в виде денег по 5000 рублей. После передачи последней взятки Кузнецов А.В. был задержан сотрудниками ОРЧ по собственной безопасности УМВД России по Новгородской области.

Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: показаниями свидетелей, которые согласуются между собой и подтверждаются вещественными доказательствами, результатами оперативно-розыскной деятельности; протоколом осмотра места происшествия от 10 июня 2016 года, в ходе которого из автомобиля Кузнецова А.В. были изъяты денежные средства в сумме 5000 рублей, номера купюр которых соответствуют номерам купюр, переданных Б. при проведении оперативного эксперимента; протоколами осмотра, в ходе которых просмотрены видеозаписи оперативно-розыскных мероприятий в отношении Кузнецова А.В., на которых, с учетом пояснений участвовавшего в осмотре Б. зафиксированы факты передачи денежных средств Кузнецову А.В.; детализацией телефонных соединений абонентских номеров Кузнецова А.В. и Б., приказом назначения на должность и должностной инструкцией Кузнецова А.В.

Суд оценил и проанализировал все исследованные в суде доказательства, представленные стороной обвинения и стороной защиты, в их совокупности. Все изложенные в приговоре доказательства суд, в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ, проверил, сопоставив их между собой, и каждому из них дал оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.

Вместе с тем, судебная коллегия нашла приговор подлежащим изменению.

Согласно положениям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 389.16 УПК РФ, приговор признается не соответствующим фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, если выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании.

Квалифицируя действия Кузнецова А.В. по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ, как получение должностным лицом лично взятки в виде денег, в значительном размере, с вымогательством взятки, суд исходил из того, что осужденный дважды получил от Б. взятку в виде 5000 рублей, как части более крупной взятки в 40000 рублей.

Однако, данный вывод не подтвержден исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре доказательствами., в том числе показаниями свидетеля Б., пояснившего, что сумма взятки в 40000 рублей Кузнецовым А.В. не оговаривалась. Данная сумма была исчислена органом предварительного расследования исходя из числа оставшихся месяцев в году, помноженного на 5000 рублей.

При таких обстоятельствах выводы суда о том, что Кузнецов А.В. требовал передать ему взятку в значительном размере, то есть 40000 рублей, а полученные им денежные средства в размере 10000 рублей являются частью этой суммы, основаны на предположениях, на которых в силу ч. 4 ст. 302 УПК РФ не может быть основан обвинительный приговор.

Поскольку размер полученной Кузнецовым А.В. взятки не превысил 10000 рублей, совершенное им деяние, с учетом изменений, внесенных в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом РФ от 03.07.2016 года № 324-ФЗ, на основании ст. 10 УК РФ, подлежит квалификации по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, как мелкое взяточничество.

С учетом требований УК РФ, характера и степени общественной опасности совершенного Кузнецовым А.В. преступления, данных о личности виновного, смягчающих наказание обстоятельств, которые установлены судом первой инстанции и которым судебная коллегия признала также наличие малолетнего ребенка у осужденного, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, судебная коллегия назначила ему наказание в виде штрафа.

С учетом времени проведенного Кузнецовым А.В. под домашним арестом, размер назначенного наказания в виде штрафа подлежит смягчению.

На основании изложенного, судебная коллегия приговор Чудовского районного суда Новгородской области от 08 февраля 2017 года в отношении Кузнецова А. В. изменила: действия Кузнецова А.В. переквалифицированы на мелкое взяточничество, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 180000 рублей.

На основании УК РФ, с учетом времени задержания Кузнецова А.В. в период с 10 июня 2016 года по 12 июня 2016 года, а также времени нахождения его под домашним арестом с 12 июня 2016 года по 08 февраля 2017 года смягчить назначенное наказание в виде штрафа до 50000 рублей.

В остальной части приговор оставлен без изменения, апелляционная жалоба осужденного Кузнецова А.В. – без удовлетворения.

Статья 290. УК РФ

Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) с вымогательством взятки;
  • в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарии к статье 290 УК РФ

Объект преступления — осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления.

Предметом взяточничества (ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатное либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта .

См.: пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // РГ. 2013. 17 июля.

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 ст. 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:

а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

в) за общее покровительство или попустительство по службе;

г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

К действиям (бездействию), входящим в служебные полномочия должностного лица, относятся такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Иными словами, это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Кроме того, в приговоре должны быть описаны конкретные действия, связанные со служебными полномочиями должностного лица.

Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 9 июля 2013 г. N 24 разъяснил, что способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействия) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

Вместе с тем получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействия) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий. Оно может, в частности, проявляться в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

Общее попустительство рассматривается как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.

Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 290 УК РФ.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 обращается внимание на то, что время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этом случае между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное) в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК РФ разрешается дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным (муниципальным) служащим, служащим Банка России обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей. Однако следует учитывать, что данное положение ГК РФ неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК РФ говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК РФ как посредничество во взяточничестве.

Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 ст. 290 УК РФ преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Для наличия оконченного состава получения взятки не имеет значения, получили ли лица, которым передан предмет взятки, реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ.

Если предметом получения взятки или дачи взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

При этом сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 290 и соответствующей статье УК РФ (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Поскольку получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, то обращение должностного лица в органы полиции не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение должностного лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в виде фальшивых денег, драгоценностей, принятие имитации денежных средств (муляжа денежных купюр).

В то же время получение или дача взятки, в том числе через посредника, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Однако нужно обратить внимание на то, что обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по не зависящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно ч. ч. 3 — 5 ст. 291 УК РФ) или к получению взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно ч. ч. 2 — 6 ст. 290 УК РФ).

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу не образует состава получения взятки и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.

Если должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пеней, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором оно работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует. Так, Президиум Верховного Суда РФ переквалифицировал действия лица со ст. ст. 290 на 285 УК РФ и указал, что по смыслу ст. 290 УК РФ как получение взятки следует квалифицировать действия должностного лица, если имущественная выгода была предоставлена ему или его близким, если он не возражал против этого. Из приговора же суда видно, что должностное лицо использовало полученное имущество не в личных целях, а для благоустройства своего служебного кабинета, что охватывается диспозицией ст. 285 УК РФ .

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 5. С. 27.

При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.

К иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 290 УК РФ под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291, и 291.1 УК РФ понимается:

— любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства;

— любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

В ч. 2 ст. 290 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. рублей.

Часть 3 ст. 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Часть 4 ст. 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:

— п. «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ).

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействия) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными ст. 290 УК РФ, участвующих в получении взятки группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются как посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. В организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Квалификация получения взятки в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы осуществляется исходя из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы;

— п. «б»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы. Так, не является вымогательством взятки требование сотрудника налоговой инспекции передачи денег под угрозой наложения штрафа на организацию, допустившую просрочку по уплате налогов.

Для квалификации содеянного по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить свою угрозу, но только в том случае, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

Вымогательство взятки будет иметь место и в том случае, когда вымогательство осуществлялось не самим должностным лицом, а по его поручению или с его согласия другим лицом, не являющимся должностным.

В таких случаях действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по соответствующим частям ст. 291.1 УК РФ;

— п. «в»: в крупном размере (согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. рублей).

В ч. 6 ст. 290 УК РФ предусмотрена более строгая ответственность за получение взятки (ч. ч. 1, 3, 4 или п. п. «а», «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ) в особо крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ особо крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 1 млн. рублей.

Продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки следует отличать от совокупности преступлений. В частности, как единое продолжаемое преступление следует квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

Совокупность преступлений будет отсутствовать и в случаях, когда взятка получена или передана от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Однако не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

Если общая стоимость полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей, сто пятьдесят тысяч рублей либо один миллион рублей, то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.

Смотрите еще:

  • Ч3 ст 290 ук рф ч1 ст292 ук рф Поиск по тегу «взятка» Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 59-летнему бывшему заведующему кафедрой социально-экономических и […]
  • Какое выходное пособие выплачивается при увольнении Какое выходное пособие выплачивается при увольнении При увольнении работника ему выплачивается выходное пособие. Облагается ли такая выплата НДФЛ и является ли она для работодателя базой начисления ЕСВ? Согласно ст. 44 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г. […]
  • Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. 308024, г. Белгород, […]
  • Сдача декларации ооо по усн в 2018 году Порядок сдачи отчетности при УСН в 2018 году Отчетность УСН 2018 года формируется по тем же правилам, которые действовали в прошлом году. Рассмотрим особенности отчетности УСН 2018 года, заслуживающие особого внимания. Бухгалтерская УСН-отчетность Обязанность […]
  • Адвокат козлов Адвокат Козлов Сергей Владимирович Полезная информация? Поделиться: По данным опубликованных судебных решений Козлов С. В. участвовал(-а) в делах, рассматривавшихся в судах: Новошахтинский районный суд Ростовский областной суд Судебный участок №1 г. […]
  • Досрочное погашение кредита скб банк Кредитный калькулятор СКБ-Банк. СКБ-Банк калькулятор потребительского кредита. Кредитный калькулятор СКБ-Банка поможет рассчитать потребительский кредит наличными в 2018 - 2019 году: сумму ежемесячных платежей по займу и сроки оплаты при досрочном погашении. […]
  • Досрочное погашение кредита в отп калькулятор Кредитный калькулятор ОТП Банк. ОТП Банк калькулятор потребительского кредита. Кредитный калькулятор ОТП Банка поможет рассчитать потребительский кредит наличными в 2018 - 2019 году: сумму ежемесячных платежей по займу и сроки оплаты при досрочном погашении. […]
  • Может ли земельный участок быть признан бесхозяйной вещью Может ли земельный участок быть признан бесхозяйной вещью Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь 1. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, […]