Понятие детский оздоровительный лагерь

Детский оздоровительный лагерь

Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ. Отдых детей и их оздоровление – это » совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления» [12].

Для того чтобы определить особенности организации деятельности детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения нам необходимо понять, что представляют собой типы детских лагерей, ведь деятельность лагеря при центре социального обслуживания населения строится по тем же принципам.

В настоящее время существует множество типов детских лагерей:

Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируются грандиозные развлекательные мероприятия, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Здесь устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсных программ, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным пребыванием детей.

Подобные лагеря организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков; организация активного отдыха детей с девиантным поведением; патриотическое воспитание. Также организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций (скаутов, пионеров); летние мастер – школы, профилактические летние лагеря и смены, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций. В настоящее время так же получила развитие форма лагеря при учреждениях социального обслуживания. Это лагеря с дневным пребыванием детей и подростков, профильные лагеря, лагеря с круглосуточным пребыванием детей, которые базируются при центрах социального обслуживания населения, центрах помощи семье и детям, различных реабилитационных центрах, целью деятельности, которых является не только организация отдыха детей, но и их социальная защита и реабилитация.

Целями организации воспитательной деятельности с детьми в конкретном макрорайоне (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:

Ø социально-педагогическая защита детей;

Ø предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

Ø формирование и развитие личностных качеств детей, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

Ø увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Ø создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Ø адаптация или реадаптация детей в обществе;

Ø компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

Ø дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

Таким образом, можно отметить, что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы лагеря по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, станции юных туристов, техников, спортивные детско-юношеские школы и др. Значительный спектр воспитательной деятельности по месту жительства в настоящее время могут взять на себя другие учреждения: социальной реабилитации, медико-психолого-педагогические службы микрорайона; центры социально-психологической помощи детям, семье и молодежи; центры экстренной психологической помощи по телефону; социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социального обслуживания, социальные приюты для детей и подростков и др.[15].

Основные виды услуг, предоставляемых детям в учреждениях отдыха и оздоровления:

Ø услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей;

Ø медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

Ø педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

Ø психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнеобитания;

Ø правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту своих законных прав и интересов;

Ø услуги по оказанию культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

Ø услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

Ø информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети учреждений отдыха и оздоровления детей и о каждом конкретном учреждении;

Таким образом, мы можем отметить, что в настоящее время существует достаточно много типов детских оздоровительных лагерей, предоставляющих детям различные виды услуг. Важно отметить, что в современном мире функцию по летнему отдыху и оздоровлению детей выполняют не только учреждения образования, но и учреждения социальной сферы, деятельность которых направлена на реализацию социальной защиты населения.

Детский оздоровительный лагерь, его функции

Современное определение понятия летнего детского лагеря как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.).

Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования этих учреждений, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

Выделим такие новые функции детских летних оздоровительно-образовательных центров, как: рекреативно-экологическую, лечебно-оздоровительную, психотерапевтическую, социокультурную, развивающую, коммуникативную, пропедевтическую, компенсаторно -профилактическую.

Разработка нормативно-правовой базы в организации летнего отдыха детей. В настоящее время отсутствует современный, отвечающий актуальным реалиям и потребностям документ, обуславливающий деятельность подобных учреждения. Но еще в 1995 г. был разработан проект Положения о детском оздоровительно-образовательном учреждении, согласно которому деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию рекреативной деятельности и индивидуально ориентированного досуга, способствующих физическому и духовному развитию детей и подростков, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Основными задачами учреждения в проекте общего Положения являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.

Проектом общего Положения устанавливается, что деятельность учреждения основывается на следующих принципах:

— безопасность жизни и здоровья детей и подростков, защита их прав и личного достоинства;

— приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

— гуманный характер отношений и оздоровительно -образовательных программ;

— конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей и подростков;

— единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Определение лагеря как оздоровительно-образовательного на первое место выдвинуло задачу внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает все же здоровье ребенка — физическое и психологическое. Комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет и новый характер оздоровительно-образовательной среды — адаптивный и здоровьесберегающий.

— Адаптивный характер оздоровительно-образовательной среды определяет ее предназначение содействовать образованию здоровой личности.

— Содействие образованию здоровой личности означает:

Информация о ообразовании:

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мел .

Учебные викторины
Одной из нетрадиционных форм обучения является учебная викторина. Она нацеливает учащихся на интерес к математике, развивает их умственные способности, заставляет их мыслить нетрадиционно. Рассмотрим несколько примеров проведения математических викторин в 11 и 5 классах. Математическая викторина 5 .

Разрыв между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов
В преамбуле к программам по математике для средней школы 1918 года было написано: «Курс математики строится и проводится в своей программе-минимум не столько в интересах будущих математиков или будущих техников, химиков, статистиков и т.п., сколько в целях пополнения тех недостающих звеньев в .

Что такое детский оздоровительный лагерь

эта статья для Вас. В преддверии летних каникул у многих на повестке дня стоит вопрос – где будут находиться дети во время длительных летних каникул: на даче, с бабушками и дедушками, в заграничной поездке или в детском оздоровительном лагере (в дальнейшем будем кратко обозначать его «ДОЛ»).

Кто-то из Вас уже имеет опыт, ориентируется среди многообразия предложений, имеет свои предпочтения. А кто-то только начинает знакомиться с отдыхом детей в ДОЛ. И тут возникает много таких вопросов, которые интересуют всех. Это: какие условия в ДОЛ, насколько безопасн условия отдыха, будет ли интересно и комфортно ребенку вдали от родителей и привычной обстановки, и ещё много других. Ведь при выборе детского лагеря родители основываются не только на цене, но и на таких факторах, как расположение, программа лагеря, склонности ребенка, наличие «своей» компании в смене, отзывы о лагере.

Если лагерь Вы выбираете по устной рекомендации, но не забывайте, что мнения о нём могут быть ошибочные, субъективные, ведь многое зависит от конкретного ребёнка и его родителей, их впечатлений. Поэтому, делая выбор, не пренебрегайте и объективными данными.

Какое-либо происшествие, произошедшее в лагере, – это ещё не повод считать этот лагерь плохим. Однако, Вас должна насторожить целая череда плохих отзывов, инцидентов, обвинений и оправданий в комментариях.

Что же такое детские оздоровительные лагеря? Вот о них и пойдёт речь в данной статье.

Начнем сначала. Под детским оздоровительным лагерем понимается стационарное детское учреждение, приспособленное для отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет. В советские времена подавляющее число наших детей отдыхало в таких лагерях, расположенных на всей территории огромной страны, по путевкам, которые предоставлялись родителям бесплатно или с большой скидкой. В постперестроечное время количество детских оздоровительных сократилось в несколько раз, да и много изменилось в самой системе организации детского отдыха.

Традиционно в нашей стране сложилась система классификации детских лагерей по условиям пребывания и по содержанию пребывания.

По условиям пребывания детские лагеря делятся на стационарные и палаточные.

В зависимости от расположения и направленности лагеря классифицируются как: загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания (при школах), туристские, профильные. Есть также лагеря санаторного типа, где оказываются медицинские услуги.

По времени работы лагеря бывают круглогодичного действия и сезонные.

Лагеря круглогодичного действия располагают зданиями капитальной постройки с отапливаемыми помещениями, удобствами в спальных корпусах для пребывания в них детей в течение всего года, закрытыми помещениями для занятий спортом, проведения культурно-массовых мероприятий и при необходимости – учебными классами.

Лагеря сезонного действия работают только в летний период времени (июнь – август), имеют условия для занятий спортом и проведения досуга, но здания не отапливаются (за редким исключением).

У всех лагерей есть хозяева (собственники). По виду собственности они делятся на следующие категории:

федеральные (лагеря находятся на балансе Министерства образования и науки России («Орлёнок» и «Смена» в Краснодарском крае, «Океан» на Дальнем Востоке и «Артек» в Крыму);

муниципальные (лагеря находятся на балансе муниципальных органов и их структурных подразделений. На сегодняшний день это преобладающая форма собственности лагерей в России, примерно 90% всех стационарных загородных лагерей);

общественные (принадлежат общественным организациям и объединениям: лагеря некоммерческих/общественных организаций, православные лагеря, туристские клубы и объединения и др.);

ведомственные (лагеря принадлежат и находятся на балансе министерств, ведомств, организаций, предприятий, например, сеть детских лагерей на территории страны, принадлежащих ОАО «РЖД». В последние десятилетия количество ведомственных лагерей в силу экономического положения предприятий резко сократилось и продолжает сокращаться.);

частные (принадлежат коммерческим фирмам/индивидуальным предпринимателям или частным лицам. В последние годы появилась устойчивая тенденция увеличения числа таких частных лагерей).

Несмотря на различную принадлежность лагерей, у них всех одна главная задача – организовать полноценный безопасный и интересный (познавательный, образовательный) отдых детей, создать условия для их оздоровления.

Детский лагерь считается оздоровительным, если смена по продолжительности составляет не менее 21 дня, т.е. времени, которое, по рекомендациям медиков, необходимо для курса адаптации и оздоровления ребёнка. На практике день приезда и отъезда включают в общее число дней путевки.

В течение трёх недель в таких лагерях реализуются оздоровительные программы, включающие водные процедуры, трекинги, занятия спортом; дети находятся в климатических условиях, благоприятных для восстановления жизненных сил организма. Как правило, оздоровительные лагеря располагаются в курортной или лесопарковой зоне вблизи реки, озера или моря, что уже само по себе очень благоприятно влияет на здоровье. В дополнение к этому, активная программа спортивных, интеллектуальных и развлекательных мероприятий способствует в большинстве случаев получению знаний, приобретению определенных навыков детьми.

Пребывание детей в ДОЛ продолжительностью 1–2 недели считается отдыхом.

Санаторно-оздоровительные лагеря относятся к стационарным лагерям, и, помимо указанной выше структуры, имеют корпуса (или специально оборудованные помещения) для проведения медицинских процедур по программе лечения, которая определяется для каждого ребёнка индивидуально.

Лагеря могут существенно отличаться друг от друга по количеству указанных хозяйственных объектов и их техническому состоянию, а также в различных регионах Российской Федерации существует разница в оснащенности лагерей.

Оздоровительные лагеря

Стационарные ДОЛ представляют собой комплекс на огороженной территории, на которой располагаются спальные корпуса, пищеблок для приготовления пищи и столовая, футбольное поле, волейбольная, баскетбольная и др.спортивные площадки, стадион, (бассейн открытого или закрытого типа в больших лагерях); помещения для проведения досуга: летняя эстрада, клуб, кинозал, помещения для занятий в кружках различной направленности, отрядные места, костровая площадка; медицинский пункт (кабинет, изолятор, процедурные кабинеты), вспомогательные хозяйственные постройки (прачечные, душевые, туалеты, гараж или автостоянки, скважины, котельные и т.д.), автотранспорт, при наличии водоёма может быть собственный оборудованный пляж.

Обязательным условием для открытия ДОЛ является обеспечение его питьевой водой, а также водой для гигиенических процедур, места для сушки белья.

Медицинское обеспечение

Каждый детский лагерь обязан иметь медицинский пункт, где детям могут оказать первую медицинскую помощь. В зависимости от количества детей в лагере помимо медсестры/фельдшера может быть 1–3 и более врачей – педиатров, изолятор. В лагерях специализированного профиля (санаторного типа), где организован курс лечения, работает медицинский персонал соответствующего профиля.

Если лагерь не обеспечивает необходимые условия по оказанию профессиональной помощи, то он заключает договор с медицинским учреждением, куда, при необходимости, отправляют детей на обследование и лечение.

Безопасность

Территория лагерей огорожена и на входе осуществляется контроль, чтобы посторонние лица не могли пройти на его территорию. На это имеются или штатные работники, или привлечённые охранные службы.

Размещение и проживание детей в лагере

Условия размещения детей в ДОЛ могут существенно различаться: от комфортабельных корпусов до дощатых домиков с удобствами на территории (или в палатках). Дети живут в многоместных комнатах. Редко – по 2–3 человека, или свыше 15 человек в комнате. Наиболее распространено – по 4 человека в комнате.

Такая практика проживания нескольких детей в одной комнате существует не только в нашей стране. Это также характерно и для лагерей в зарубежных странах.

Жилые комнаты оснащены мебелью (кровати, стулья, тумбочки, шкаф). Удобства (душ, туалеты, умывальники), как правило, расположены на этажах, значительно реже – в комнатах. В сезонных лагерях душ, туалеты и умывальники могут располагаться на территории лагеря на отдалении от спальных корпусов/домиков (в соответствии с санитарными нормами).

Стремление родителей, чтобы дети жили в двухместных комнатах с удобствами в корпусах гостиничного типа не всегда бывает оправдано с точки зрения безопасности и психологического климата.

Питание

Дети питаются в столовых, к санитарному состоянию которых предъявляются жесткие требования. Питание может быть организовано как в форме самообслуживания, когда дети на подносах берут еду у раздаточного стола, так и официантами, что значительно реже. Детям младшего возраста еда подается на столы.

Питание детей осуществляется по заранее согласованному и утвержденному меню 4–5 раз в день. Продуктами лагерь обеспечивается на договорной основе с определёнными поставщиками.

Говорить о том, что дети всегда довольны питанием было бы не правильно. Это зависит как от качества приготовленной еды, так и от субъективных предпочтений и вкусовых привязанностей детей. Несоблюдение санитарных норм, некачественное водоснабжение, возникающие в некоторых ДОЛ проблемы с персоналом периодически приводят к случаям массовых отравлений. К сожалению, это случается, но не так часто. С каждым годом требования и контроль за приготовлением пищи ужесточается и таких форс-мажорных случаев фиксируется меньше. Можете задать вопрос о питании по типу «шведский стол». По действующим санитарным нормам и требованиям учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора пока такая практика в лагерях не разрешена. Питание остаётся порционное, но некоторые лагеря практикуют в организации питания детей 2-3 блюда на выбор.

Обслуживающий персонал

В лагерях круглогодичного действия персонал работает на постоянной основе. В сезонных лагерях работают в большинстве своем привлеченные работники на договорной основе. За каждым отрядом закреплен воспитатель и вожатый. Вожатые – это, как правило, студенты педагогических вузов, но также и студенты других непрофильных вузов. Для работы с детьми в ДОЛ они проходят подготовку на специальных курсах, в «Школах вожатых».

Нельзя не сказать, что человеческий фактор играет очень большую роль и является основой успешной работы ДОЛ и качественного отдыха детей. Это имеет отношение как к руководству ДОЛ, так и тем сотрудникам, которые находятся в контакте с детьми. Весь персонал в соответствии со своими должностными обязанностями отвечает за жизнь и безопасность детей во время лагерной смены.

Программы отдыха и организация досуга

Отдых в ДОЛ предусматривает соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание, подвижный отдых, развлекательные мероприятия, обучающие занятия различных видов.

Приблизительный распорядок дня в лагере

Классификация детских лагерей

Суть трансформации воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере такова, что ее быстро меняющаяся структура требует иных подходов к определению типологии детских оздоровительных лагерей.

Любое оздоровительно-образовательное учреждение должно, прежде всего, решать задачи по формированию здорового образа жизни у детей, то есть оздоравливать их в самом широком смысле слова (духовно, умственно, телесно).

В этой связи понятие «смена образа жизни» является ключевым для осознания того, что отличает любой детский оздоровительный лагерь от той среды, в которой ребенок находится большую часть учебного года.

И это обязательно для всех детских оздоровительных лагерей, в которых дети имеют возможность отдохнуть. Впрочем, в определении видового многообразия учреждений отдыха и оздоровления детей (детских оздоровительных лагерей) таится одна серьезная опасность. Небрежность в употреблении специалистами терминов в нормативных документах приводит к ошибкам при принятии управленческих решений в организации воспитательной деятельности.

Существуют два подхода к типологии видов учреждений отдыха и оздоровления детей (или точнее «смен» этих учреждений).*

Первый — виды учреждений отдыха и оздоровления детей разнятся не по содержанию деятельности, по месту размещения (базирования) детей.

В этом случае можно выделить четыре вида учреждений отдыха и оздоровления детей:

· стационарные – специально создаваемые как детские оздоровительные учреждения, преимущественно за городом;

· создаваемые на базе общеобразовательных учреждений – в школах, учреждениях дополнительного образования детей, подростковых клубах и при стадионах;

· организуемые на уже имеющейся базе, то есть в помещениях учреждений и организаций, изначально создававшихся для других целей — на турбазе, в профилактории или гостинице либо в войсковой части;

· полевые и палаточные, экспедиционные, передвижные лагеря.

Данная классификация позволяет обновлять нормативную базу сферы отдыха и оздоровления детей в целом.

Второй подход к видовому разнообразию детских оздоровительных учреждений определяется их основной (доминантной) содержательной деятельностью.

Поэтому признаку детские оздоровительные учреждения (лагеря) могут квалифицироваться как:

· летние (зимние) школы по направлениям детского творчества;

· лидерские (лагеря ученического актива);

· оборонно-спортивные или гражданско-патриотические;

· семейные (для семейного отдыха).

Перечислим характеристики каждого из них.

Спортивно-оздоровительные лагеря, где вид оздоровительно-образовательной деятельности является:

— продолжением учебно-тренировочного процесса для юных спортсменов, воспитанников детско-юношеских спортивных школ;

— рекреативно-оздоровительной сменой для обучающихся, основным содержанием деятельности, которых служит развитие скоростных, силовых и двигательных качеств, как и выносливости в одном из видов физкультурно-оздоровительной или спортивной направленности.

Туристские лагеря: полевые (палаточные) по различным видам туризма (водный, пеший, горный и.т.п.) и краеведения с практической отработкой туристских навыков на основе теоретических знаний, полученных обучающимися в объединениях туристско-краеведческого направления системы дополнительного образования детей в течение года; проводимые в полевых условиях, где активно используются туристские навыки для обучающихся различной степени подготовленности.

Лагеря (либо отдельные их смены) активного труда и отдыха с круглосуточным или дневным пребыванием: форма приобретения обучающимися и воспитанниками практических трудовых навыков и вовлечения их в общественно-полезную деятельность в сочетании с формированием у них навыков здорового образа жизни в период каникул.

Санаторные (профилактические) лагеря: форма активной реабилитации обучающихся, имеющих недостатки в физическом (психическом) развитии либо нуждающихся в активном оздоровлении с использованием надлежащей медицинской базы.

Летние (зимние) школы по направлениям детского творчества или, иначе говоря, культурно-познавательные, интеллектуальные (профильные) лагеря: стационарная или передвижная форма активного отдыха, где в основе совместной деятельности педагога и обучающегося лежит нацеленность на творческое освоение мира. Эта разновидность лагеря может быть организованна как творческая дача, мастерская, фестиваль, смотр, экскурсия и.т.д.

Лидерские лагеря: форма освоения социально-творческой деятельности, сопровождаемой активным отдыхом и оздоровлением, в прежней терминологии – лагеря актива детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления.

Оборонно-спортивные и гражданско-патриотические лагеря: форма образовательной и оздоровительной деятельности с ярко выраженной гражданской направленностью, где реализуется программы дополнительного образования детей, допрофессиональной подготовки по оборонно-техническим видам спорта, школы безопасности, юных моряков, пограничников, десантников и.т.п.

Семейные лагеря: форма совместного сотворчества организации досуга родителей, детей и педагогов в рекреативной среде лагерного пространства.

Существует и государственная официальная классификация детских лагерей, по которой ведется государственный статистический учет.э

По этой классификации они подразделяются на такие типы, как:

— загородные стационарные детские оздоровительные лагеря;

— лагеря дневного пребывания;

Содержание воспитательной деятельности в детских лагерях

К числу наиболее значительных социокультурных систем, в которую на протяжении последнего столетия были интегрированы мировой опыт и отечественное педагогическое наследие, можно отнести воспитательную деятельность детского оздоровительного лагеря.

В контексте современных концептуальных посылок наибольшее значение имеет введенное в научный оборот понятие «воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря».

В 20-80-е гг. прошлого столетия при абсолютно строгой нормативной и научной лексике преобладали также понятия, как «летний отдых детей», «оздоровительная работа с детьми», и лишь изредка использовалось словосочетание «работа по оздоровлению и организации отдыха» (например, в постановлении Президиума ВЦСПС от 12,05,1974 «О работе профсоюзных организаций в связи с постановлением Центрального Комитета КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению организации отдыха пионеров и школьников»). Даже в нормативных правовых документах конца 80-х – начала 90-х гг. при их обновлении (как, например, в: Положении о детском оздоровительном лагере, Временном положении об оздоровительном лагере учащихся с дневным пребыванием, Примерном положении о профильном лагере (школе) речь идет об «отдыхе детей и их оздоровлении» в общем ряду практических задач, которые решали те или иные виды детских оздоровительных лагерей.

Лишь с 1995 г. Понятие «воспитательная деятельность» как важнейший компонент единой системы упоминается в постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 1995 г.».

Научное обоснование этого понятия впервые встречается в детском оздоровительно-образовательном учреждении.

Замена общепринятого термина «отдых детей» на понятие «отдых и оздоровление детей» применительно к воспитательной деятельности объясняется серьезнейшими проблемами состояния здоровья детей в Российской Федерации.

Анализ понятия «отдых» в бытовом и научном плане позволил, с одной стороны, определить его узость в научных и практических целях относительно реальной деятельности, организуемой педагогами, медицинскими и иными работниками в условиях детского оздоровительно лагеря.

В обще употребляемом медицинском значении оздоровление – это восстановление и расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов.

Таким образом, включение данного определения в интегрированное понятие «воспитательная деятельность» помогло сформировать руководителям социальной сферы, педагогам и медикам социальный заказ государства и родителей на проведение в детских лагерях работы, направленной на отдых и оздоровление ребенка.

Помимо чисто медицинских соображений, были учтены и социальные, а также педагогические составляющие термина «оздоровление» в контексте воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

«Оздоровление» в качестве важного понятия в нормативной лексике применительно к воспитательной системе детского оздоровительно лагеря рассматривалось во время подготовки проектов уже упоминавшегося Положения о детском оздоровительно-образовательном учреждении (1995-1996 гг.) и федерального закона «О государственной поддержке системы детского и семейного отдыха» (1997 г.).

Так, в данном законопроекте под оздоровлением понимался комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих: развитие творческого потенциала личности, охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и жизнедеятельности в экологически благоприятной среде, закаливание организма; занятия физической культуры, спортом и туризмом; формирование навыков здорового образа жизни. Но и этот момент без дополняющего его понятия «отдых» не отражал всей логики каникулярного взаимодействия ребенка и педагога. В ходе дальнейшей работы над законопроектом «отдых и оздоровление детей» были логично объединены в одно понятие.

Наконец, это интегрированное понятие было оформлено в проекте федерального закона №196488-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» («о государственной поддержке отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации), внесенного рабочей группой осенью 2003 г. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Исходя из формулировок данного законопроекта понятие «системообразующие компоненты воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря» может рассматриваться как условия и мероприятия, обеспечивающие развитие творческого потенциала личности и способствующие охране и укреплению здоровья, профилактике и закаливанию организма, организующие занятия физической культурой, спортом и туризмом, а также формирующие навыки здорового образа жизни, режима питания и жизнедеятельности в экологически благоприятной среде при соблюдении санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.*

Другим важным направлением в развитии понятийного аппарата является определение системы, в которой реализуется этот комплекс условий и мероприятий.

Система, как известно, начинается с того, что она объединяет компоненты, которые взаимодействуют между собой таким образом, что сообщают ей объективно необходимое для нее свойство целостности. Одно из свойств воспитательной системы заключается в степени организации ее компонентов. Составляющие систему компоненты получают или обнаруживают такие качества, которые они не имели индивидуально. По мнению некоторых авторов, воспитательная система должна представлять собой явление или процесс, состоящие из качественно определенной совокупности компонентов, находящихся во взаимосвязи и – отношениях, образующих единое целое и способных взаимодействовать с внешними условиями, изменяя свою структуру. Взаимодействие между элементами системы должно также отвечать требованию их совместимости. Под структурой системы обычно понимается устойчивая связь элементов. Существенными чертами любой воспитательной системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех компонентов ее структуры.

Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря – одна из подобных систем.

Выделение ее в число основных понятий представляет исключительную важность для практических (правовых, экономических и пр.) целей. В результате анализа научной литературы, а также нормативной правовой базы, сложившейся в 90-е гг., можно прийти к выводу, что традиционная оценка компонентов системы воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере как совокупности программ и иных форм работы педагогов и медиков с детьми в период летних каникул значительно объединяет то многообразие условий и мероприятий, которое реально было привнесено в практику.

Та управленческая логика, которая сложилась к концу 80-х гг. (вершина вертикали профсоюзно-комсомольских органов и лагеря как фундамента), позволяла называть «системой» нерядоположенные и неструктурированные компоненты, среди которых не было главных ее действующих лиц – детей и их родителей.

Материалы Всесоюзного сбора организаторов летнего отдыха детей в детском центре «Орленок» (март 1998 г.), Всесоюзной научно-практической конференции в Международном детском центре «Артек» (февраль 1991 г.) и концептуальные разработки ВНИКа «Лето», созданные Минобразованием России осенью того же года, позволили во многом по-новому оценить структурированность воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере. Переход к личностно-и гуманистически-ориентированной педагогике требовал кардинального изменения оценки структуры воспитательной системы в детском оздоровительном лагере.

Так, теоретическим основанием концепции развития воспитательной системы в детском оздоровительном лагере, подготовленной ВНИКом «Лето», является ребенок, выступающий как центральное звено и «системообразующий фактор в организации летнего каникулярного времени». Практически без изменений эта ведущая идея была воспроизведена в решении коллегии Минобразования России в марте 1992 г. «Об организации каникулярного отдыха детей в новых социально-экономических условиях», где рекомендовалось разработать научно-обоснованную и практически реализуемую стратегию и тактику для создания и развития системы летнего отдыха – более гуманистической и ориентированной на интересы личности и семьи.

На протяжении последующих лет формировалось научное и общественное мнение о расширении возможностей воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере.

Анализ научных работ, а так же наличие практических результатов, которые были получены в эти годы, позволили теоретически обосновать концептуальные основы каникулярного отдыха детей и сформулировать понятие «система каникулярного отдыха и оздоровления детей». К системе каникулярного отдыха и оздоровления детей относится совокупность следующих компонентов:

· прежде всего, детей, обладающих неотъемлемым правом на полноценную и безопасную жизнедеятельность в период каникул;

· вариативных образовательных и оздоровительных программ, реализуемых в каникулярное время;

· педагогов и иных специалистов, реализующих образовательные и оздоровительные программы в период каникул;

· членов семьи (родителей с детьми);

· организаций (учреждений) детского отдыха и оздоровления от форм собственности (лагеря, центры, базы);

· образовательных учреждений, организующих разнообразные формы каникулярного отдыха, оздоровления, досуга и занятости детей;

· общественных организаций и объединений, занимающихся разнообразными формами каникулярного отдыха и оздоровления детей;

· иных учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению отдыха и оздоровления, а также открывающих учреждения детского отдыха и оздоровления в соответствии с их уставной деятельностью;

· органов исполнительной и законодательной власти различных уровней (федеральных, региональных, муниципальных; образования, социальной защиты, по делам молодежи, здравоохранения и.т.п.), объективно влияющих на развитие разнообразных форм каникулярного отдыха и оздоровления детей.

При этом система каникулярного отдыха и оздоровления детей имеет все атрибуты философской категории «системность» — в том числе проявление в ней свойств целостности и устойчивости связей между компонентами, которые характеризуются внутренним единством и потенциальной возможностью отражения внешних воздействий, автономностью от них.

«Детоцентризм», применительно к системе воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, был всегда прерогативой педагогов-новаторов, руководителей лагерей и образовательных учреждений. Идеи самостоятельности, свободы и поддержки в отношении ребенка были характерны для передовой педагогики, которую, в частности, проповедовали в 60-80-е гг. коллективы Всероссийского лагеря «Орленок» и лагеря «Маяк».

В педагогической научной литературе довольно подробно указана роль, которую должны занимать в субъект-субъектных отношениях ребенок и педагог в учебной деятельности и воспитательной системе общеобразовательного учреждения. Более того, Минобразованием России в плане реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Было введено понятие «индивидуальная образовательная траектория» по отношению к обязательному содержанию образования.

Теперь обратимся к личностно-ориентированной педагогике в условиях детского оздоровительного лагеря.

Ребенок в структуре личностно-ориентированного пространства является не столько объектом, сколько субъектом педагогического взаимодействия. Само определение понятия «взаимодействие» предполагает наличие полноправных субъектов, наделенных активностью и инициативой, и определенную степень управления и влияния участников процесса друг на друга. Иными словами, мера развития ребенка становится мерой качества работы воспитателя.

С другой стороны, ребенок, участвуя в многообразных воспитательных формах отдыха и оздоровления, попадает в различные коллективы детей и взрослых, во многом отличающиеся от того, где он провел большую часть учебного года – классного коллектива или учреждения дополнительного образования детей. В этом случае он становится субъектом социализации.

В условиях детского оздоровительного лагеря (и в иных организованных формах каникулярного отдыха, как, например, в экспедиции или многодневном турпоходе) социализация ребенка во временном коллективе означает лично для него:

включенность в различные виды деятельности;

разнообразие социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности;

новизну связей и контактов, в которые он вступает, повышенную коммуникативность;

коллективный характер деятельности.

В число ключевых понятий, которые первостепенно важны для уточнения роли ребенка в системе воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря, входит такое понятие, как «социальное закаливание», апробированное в начале нового века. Оно предусматривает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Для этого необходимы упражнения, в которых дети смогут проявить свои качества, преодолеть себя, выработать определенный иммунитет к негативному влиянию социальной среды и ориентацию на обязательность выявления причин неудач и на поиск путей их преодоления.

Социальное закаливание было обоснованно и введено в научный оборот, исходя из применения на практике «социальных проб», которые предполагают самооценку детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения ими различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни ребенка в детском оздоровительном лагере и служат основой для большинства его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Условия для социального закаливания могут быть созданы в детском лагере или организованной форме отдыха детей (лагере труда и отдыха, походе, экспедиции), как в реальной деятельности и общении, так и в процессе различных игр.

Проведенный мониторинг законодательной базы по вопросам организации каникулярного отдыха детей позволил отметить особенность структуры детских оздоровительных лагерей, связанных с «детоцентризмом», означающим, что государство, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (ст. 23, 24, 29, 31), Конституцией Российской Федерации (ст. 37, 38, 41), Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 5, 12), обязано гарантировать ему право на отдых и оздоровление в тех или иных формах. Преимущественными правами в получении этих гарантий обладают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Для всех категорий детей существует неотъемлемое право на получение компенсации за некачественное или неполное выполнение услуг по организации отдыха и оздоровлению, а также в случае причинения вреда ребенку во время его пребывания в одном из учреждений отдыха и оздоровления либо образовательных или медицинских учреждений.

Из всего вышеперечисленного следует, что ребенок как системообразующий компонент воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря:

а) является целью педагогических усилий организаторов каникулярного отдыха и оздоровления детей;

б) может включаться в различные формы деятельности, среди которых ведущими будут общение и игра;

в) добровольно выбирает ту или иную форму каникулярного отдыха.

При этом государство обязано предоставить ему безопасные формы отдыха и оздоровления на весь период каникул.

Включение в число компонентов совокупности вариативных образовательных и оздоровительных программ означает, что идеологической составляющей разнообразных форм отдыха и оздоровления детей является возможность выбора ребенком целого спектра программ. В рамках проводимого на федеральном уровне конкурса вариативных программ молодежного, детского и семейного отдыха за минувшие пять лет было предложено 928 программ по 17 профилям деятельности. Если учесть, что только в системе дополнительного образования детей насчитывается более 500 направлений детского творчества, то получается, что выбор ребенком устраивающих его видов деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря достаточно велик и разнообразен.

За последние пять лет сформировалась устойчивая тенденция к разработке программ, которые основаны на личностно-ориентированном и деятельностном подходах. Подобные программы в большей степени опираются на изучение современных интересов и потребностей детей, запросы родителей. Рассмотрение семьи в качестве системообразующего компонента организации отдыха и воспитательной деятельности в детском лагере является важным фактором эффективного развития всех структурных составляющих лагеря (условий проживания, организации питания, медицинского обслуживания, педагогических кадров, стиля управления всеми многосложными процессами).

Для россиян ценность семьи и семейного образа жизни традиционно очень значима. Большинство опрошенных в ходе многочисленных исследований подчеркивают преимущества семейного образа жизни. Семья – уникальный социальный институт, посредник между индивидуумом и обществом, транслятор фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Исключение семьи из числа заказчиков услуг на отдых и оздоровление в период каникул означал бы отрыв от реальных запросов общества.

Социологический опрос также показал, что родители хотят от лагеря:

чтобы лагерь понравился им;

укрепил здоровье ребенка;

помог приобрети новые знания и умения;

научил общаться со взрослыми и сверстниками;

научил принимать самостоятельные, обдуманные решения;

научил совершенствовать жизненно-необходимые навыки.

Также, по мнению родителей, лагерь это хорошее место, где у ребенка можно сформировать нужные черты стойкого характера, самоуважение, уверенность в своих силах, умение подобающе вести себя в обществе, быть выносливым. Кроме того, важно, что лагерь предлагает благоприятную окружающую среду далекую от напряжения и жесткого ритма городской жизни.

Анализ педагогических программ детских лагерей показывает, что в настоящее время, кроме вариативности, они также приобретают свою индивидуальную для каждого лагеря содержательную направленность и уникальность, что, несомненно, благоприятно сказывается на расширении спектра услуг, предлагаемых детям и родителям. Однако изучение данного вопроса показывает также, что, несмотря на определенные продвижения, в большинстве детских лагерей содержание остается устаревшим, неинтересным детям и малоэффективным в решении воспитательных задач. При всем существующем многообразии педагогических программ для всех них есть общее, которое заключается в том, что они всегда должны разрабатываться на основе изучения интересов детей, родителей и общества.

Хорошо продуманные и организованные программы обеспечивают сотрудничество детей, детей и взрослых, учат детей делать выбор, брать на себя ответственность, развивают творческие способности детей, дают им уверенность в собственных силах, то есть, в конечном счете, эффективно решают задачи социализации ребенка и в большей степени соответствуют выполнению тех требований, которые сегодняшнее общество, социум предъявляют к гражданину своей страны.

Министерством образования и науки России разработаны требования к структуре и содержанию педагогических программ, тем не менее, важно выделение в них таких компонентов как:

— четко и грамотно сформулированная цель и ясное представление конечного результата;

— планирование и соответствие мероприятий для достижения поставленной цели;

— планирование организационных действий;

— учет интересов и потребностей каждого ребенка и коллектива;

— действия по формированию квалифицированных кадров, в том числе основные темы обучения персонала;

— прописывание рабочего процесса, в который включается:

1) обоснованные требования;

2) необходимое количество вожатых и инструкторов по видам деятельности для выполнения программ;

3) необходимое безопасное оборудование;

4) вопросы обеспечения безопасности детей и сотрудников;

5) описание действий в случае экстренной необходимости;

6) каким образом дети будут включены в процесс планирования смены;

7) за счет чего будет обеспечена эффективность работы, конкурентоспособности и привлечению в лагерь новых клиентов.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .

Смотрите еще:

  • Мировой суд азнакаевского района Мировой суд азнакаевского района 17.08.1964 года рождения, уроженец с. Суюндук Азнакаевского района РТ. Образование . В 1991 году окончил Дагестанский государственный университет г. Махачкалы. Трудовая деятельность. После окончания обучения служил в системе МВД РТ. […]
  • Начисление по больничному листу беларусь Начисление по больничному листу беларусь Категории лиц, имеющие право на пособие по временной нетрудоспособности: утрата нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту уход за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом до 18 лет) […]
  • В какой срок можно вернуть товар надлежащего качества В какой срок обязаны заменить товар ненадлежащего качества Согласно п. 6 ст. 8 Закона Украины "О защите прав потребителей" при наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае возникновения потребности в проверке […]
  • Длящееся административное правонарушение понятие Практические вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности при выявлении длящихся административных правонарушений Определение длящегося административного правонарушения В правоприменительной практике довольно часто возникают проблемы, связанные […]
  • Протокол одобрение крупной сделки с заинтересованностью Примерная форма протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью о совершении крупной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии с […]
  • Осинцева адвокат тобольск Осинцева адвокат тобольск г. Тобольск 14 ноября 2012 года Мировой судья Седова Ольга Геннадьевна судебного участка № 3 г. Тобольска, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 6 микрорайон, д. 120 Б (вставка), кабинет 10, с участием защитника - адвоката […]
  • Угон транспорта ук рф Угон автомобиля несовершеннолетним Среди общего числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, достаточно распространено завладение автотранспортным средством без цели хищения, а именно, угон. Чаще всего указанное правонарушение осуществляется […]
  • Шатура транспортный проезд г. Шатура, Транспортный проезд, 4 На странице представлены сведения об адресе Транспортный пр-д, дом 4: расположение на карте, индекс дома Информация о расстоянии до ближайших жд платформ и остановок, об учреждениях и организациях, находящихся рядом. Общая информация […]