Понятие и система источников банковского права

Банковское право ()

Информативные ответы на все вопросы курса «Банковское право» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

  • 1. Понятие банковского права
  • 2. Место банковского права в системе российского права
  • 3. Предмет банковского права. Метод банковского права
  • 4. Система банковского права
  • 5. Источники банковского права: понятие, виды
  • 6. Реализация норм банковского права
  • 7. Понятие и особенности банковских правоотношений
  • 8. Понятие, сущность и структура банковской системы РФ
  • 9. Небанковские кредитные организации в банковской системе РФ
  • 10. Банковские союзы, холдинги и ассоциации
  • 11. Иностранные банки, их филиалы и представительства
  • 12. Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ
  • 13. Юридический статус
  • 14. Финансовая основа деятельности ЦБ РФ

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Банковское право () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Источники банковского права: понятие, виды

Вопрос об источниках банковского права непосредственно связан с проблемой норм банковского права, поскольку нормы банковского права не могут быть оторваны от форм своего выражения.

Источник права– это форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права определенного содержания, на его формирование, изменение или констатацию факта его прекращения.

Нормы, регулирующие банковские правоотношения, можно поделить на две группы:

1) регулирующие банковскую деятельность;

2) непосредственно посвященные банковской деятельности.

В современной юридической науке и соответствующей учебной и научной литературе понятие «источники права» может использоваться в двух взаимосвязанных значениях – как «материальный источник права» (источник права в материальном смысле) и как «формальный источник права» (источник права в формальном смысле).

В первом случае к источникам права относят объективные факторы, «порождающие» право каксоциальное явление, т. е. то, что стало причиной образования права. В качестве таких факторов выступают материальные и духовные аспекты жизни общества, природа вещей, божья воля и воля законодателя и т. д.

Под формальным источником права действительно имеется в виду форма внешнего выражения содержания действующего права. При этом понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формирова

нию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно—юридических документов.

Источники банковского правапредставляют собой совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения.

Систему источников банковского права России составляют:

1) Конституция Российской Федерации;

2) нормы международного права;

3) международные договоры Российской Федерации;

4) Решения Конституционного Суда РФ;

5) банковское законодательство, которое включает в себя федеральные законы, содержащие нормы банковского права: ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О валютном регулировании и валютном контроле»; Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.;

6) внутренние нормативные акты банковских организаций (нормативные акты Центрального банка – это указания, положения и инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц).

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Банковское право () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

uristinfo.net

Проблема источников банковского права имеет в условиях со­временной России не только теоретическое, но и практическое значение. Реализация его принципов, а также принципов правово­го государства вообще, верховенства Конституции РФ, строгой ие­рархии нормативных правовых актов, содержащих нормы банков­ского права, наконец существование банковского права как отрасли права предполагают наличие научно обоснованной концепции его источников.

Одной из причин недостаточной теоретической разработаннос­ти этой проблемы является многозначность и нечеткость понятия «источник права». С.Ф. Кечекьян писал, что данное понятие «при­надлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь «источник права» — это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением» 1 .

В дореволюционном российском праве под источниками права понимались формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действую­щим правом 2 .

В современной российской юридической науке под источни­ком права обычно понимают форму выражения правила, сообщаю­щую ему качество правовой нормы 3 ; тот единственный «резерву­ар», в котором пребывают юридические нормы 4 ; форму установле­ния и выражения правовых норм 5 и т.д.

По нашему мнению, наиболее приемлемой с теоретической точки зрения является формула Г.Н. Муромцева, согласно которой под источником права следует понимать обусловленный характе­ром правопонимания данного общества способ признания соци­альных норм в качестве обязательных 6 . Внешней формой права на­зываются способы установления правовых норм. В юридической литературе за ними утвердилось традиционное наименование «ис­точники права» 7 .

Итак, источники банковского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие от­ношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы Российской Федерации, в частности, в процессе регулирования банковской системы со стороны Банка России и других органов государственной власти, а также союзов и ассоциа­ций кредитных организаций.

Рассмотрим источники банковского права.

1. Конституция Российской Федерации

Источниками банковского права являются положения Консти­туции РФ, которые в той или иной степени регламентируют банг ковскую деятельность кредитных организаций, а также деятель­ность Банка России либо устанавливают ограничения этой дея­тельности и образуют конституционные основы банковской дея­тельности. Сюда прежде всего относятся: п. «ж»,«з» ст. 71; ст. 74, 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.

Указанные положения Конституции являются неотъемлемой частью подсистемы конституционных норм, которые некоторые ав­торы называют «экономической конституцией», причем под этой совокупностью конституционных норм понимаются не только кон­кретные нормы, но и принципы, составляющие основы конститу­ционного строя, а также нормы, определяющие права человека 1 .

2. Федеральное банковское законодательство

Банковское законодательство Российской Федерации подраз­деляется на специальное и общее.

Под специальным банковским законодательством как основной группой источников банковского права понимается система зако­нодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Закона РФ «О налогообложении дохо­дов банков» 2 . Предмет специального банковского законодательст­ва совпадает с предметом отрасли банковского права, подчиняется тем же принципам и выполняет те же функции, что и отрасль бан­ковского права.

Специальное банковское законодательство в настоящее время еще окончательно не оформилось. На рассмотрении Госдумы находятся проекты таких Федеральных законов, как «О федеральном государственном архиве кредитных историй», «О гарантировании вкладов граждан в банках», «Об использовании платежных карт в Российской Федерации» и др.

Главным направлением совершенствования специального бан­ковского законодательства помимо принятия законов должна стать его кодификация, которая даст возможность проанализировать весь основной нормативный материал банковского законодатель­ства и корреспондирующей ему отрасли банковского права, обес­печить большую взаимоувязанность нормативных актов.

Общее банковское законодательство включают в себя нормы, со­держащиеся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в других законах, которые в той или иной мере регулируют порядок осуществления банковской деятельности кредитными организациями и Банком России.

Банковское законодательство занимает ведущее место в системе источников права, что предопределяется следующими специфи­ческими признаками законов как основного источника права:

1) они принимаются исключительно законодательными органа­ми государственной власти либо путем референдума;

2) они обладают вьющей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, т.е. содержание всех иных
нормативных правовых актов не должно противоречить законам;

3) они регулируют наиболее важные основополагающие отно­шения. В законах закрепляется тип банковской системы России,
компетенция Центробанка, права и обязанности кредитных орга­низаций и т.д.;

4) они содержат нормы первичного характера; все иные акты
призваны преимущественно конкретизировать и детализировать
нормативные установления законов;

5) они принимаются с соблюдением особых процессуальных норм.

3. Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права, в свою очередь, подразделяются на несколько групп:

1. Нормативные акты Банка России, действующие акты Госбанка СССР. В соответствии со ст. 6 Закона о Банке России Центробанк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физичес­ких лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В зависимости от содержания нормативные акты Банка России могут издаваться в форме:

1) указания (если его содержанием является установление от­дельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка
России);

2) положения (если его основным содержанием является уста­новление системно связанных между собой правил по вопросам,
отнесенным к компетенции Банка России);

3) инструкции (если ее основным содержанием является опре­деление порядка применения положений федеральных законов,
иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе в форме его указаний и положений).

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Акты Госбанка СССР действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и нормативным актам Банка Рос­сии.

2. Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Пре­зидента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам, состав­ляющим предмет банковского права, кроме случаев, когда этот во­прос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом.

Относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по ох­ране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и го­сударственной целостности, обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти меры Президент РФ уполномочен принимать не только на основании законов, но и в их отсутствие. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Прези­дента РФ в случаях отсутствия закона принимать нормативные правовые акты для обесценения норм Конституции до принятия федеральных законов.

Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворче­ства, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов испол­нительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Консти­туции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответ­ствующим судом.

3. Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. ,114 Конституции России Правительство РФ обеспечивает
проведение в Российской Федерации единой финансовой, кре­дитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юриди­ческую силу.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ под­лежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляю­щие государственную тайну, или сведения конфиденциального ха­рактера) в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней со дня их подписания.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, и поста­новления Правительства, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных ор­ганов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней со дня их официального опубликования.

Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепри­знанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую сис­тему введено две категории международно-правовых норм 1 .

К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т.е. принципы и нормы, установ­ленные и признанные международным сообществом государств. Сюда входят:

— нормы, содержащие основополагающие принципы между­народного права;

— нормы общего международного обычного права;

— общие принципы права, признанные цивилизованными на­циями.

Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в между­народных договорах России, причем согласно ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора.

Российское законодательство не дает четких указаний по поводу того, что следует считать общепризнанными принципами и норма­ми международного права. В юридической литературе высказаны различные мнения по вопросу о характере и значении общих прин­ципов международного права. В связи с этим в российской судеб­ной практике пока нет ясности, какие конкретно нормы и принци­пы могут применяться судами.

Тем не менее представляется правомерным утверждение, что общепризнанные нормы и принципы международного права со­держатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, двух- или многосторонних конвенциях (напри­мер, Женевская конвенция 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях», Женевская конвенция 1931 г. «О единообразном законе о чеках», Оттавская конвенция УНИД-РУА1988 г. «О международном факторинге», Оттавская конвенция УНИДРУА1988 г. «О международном финансовом лизинге» и др.).

По общему правилу, международные договоры Российской Федерации на территории России применяются непосредствен­но и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними. Международные договоры, заклю­ченные СССР, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении их дейст­вия.

Источники банковского права

Понятие и система источников банковского права

С формально-юридических позиций источник права — способ выражения вовне юридических правил поведения. В отечественной правовой системе основным источником права является нормативный правовой акт — акт правотворчества, содержащий нормы права, регулирующий определенные общественные отношения и рассчитанный на неоднократное применение.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:

  • Конституцией РФ;
  • Законом о банках и банковской деятельности;
  • Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Банковская деятельность не может регулироваться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления.

Конституция РФ

Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм.

Конституция России — акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Ее нормы, так или иначе относящиеся к банковской деятельности, можно разделить на три группы:

1. устанавливающие уровень правового регулирования банковской деятельности. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

2. регламентирующие основы денежной системы России. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

3. устанавливающие компетенцию высших органов государственной власти по назначению на должность Председателя Банка России. В силу п. «г» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. В соответствии с п. «в» ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.

Законы в банковском праве

Законы в банковском праве можно подразделить на специальные, целиком посвященные правовой регламентации вопросов банковской деятельности, и общие, имеющие опосредованное отношение к ней.

Специальными банковскими законами являются:

  • Закон о банках;
  • Закон о Банке России;
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2008 г.) (далее — Закон о страховании вкладов);
  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2008 г.) (далее — Закон о выплатах Банка России);
  • Закон о банкротстве кредитных организаций;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях» (в ред. от 24 июля 2007 г.);
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. «О банке развития»;
  • Федеральный закон от 27 октября 2008 г. «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (в ред. от 19 июля 2009 г.) (далее — Закон об укреплении банковской системы);
  • Закон о платежных агентах.

Закон о банках содержит понятия кредитной организации, банка и небанковской кредитной организации; перечень банковских операций и сделок; устанавливает порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций; регламентирует вопросы обеспечения финансовой надежности кредитных организаций, институт банковской тайны, межбанковские отношения, особенности создания филиалов, представительств и дочерних организаций кредитной организации на территории иностранных государств, сберегательное дело, а также устанавливает правовые основы бухгалтерского учета в кредитных организациях и надзора за их деятельностью.

Закон о Банке России закрепляет статус, цели деятельности и функции ЦБ РФ, регламентирует взаимоотношения Банка России с высшими органами государственной власти и органами местного самоуправления, компетенцию Национального банковского совета и органов управления Банка России, принципы организации Банка России, устанавливает основные правила организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России, перечень банковских операций и сделок, которые имеет право совершать ЦБ РФ, конкретизирует направления деятельности Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора.

Закон о страховании вкладов устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Он определяет виды вкладов, подлежащих страхованию; права и обязанности участников системы страхования вкладов; компетенцию, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов; порядок постановки банков на учет в системе страхования вкладов и выплаты возмещения по вкладам.

Закон о выплатах Банка России регулирует условия выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов; размер указанных выплат; порядок их осуществления и перехода к Банку России прав требований к признанному банкротом банку в размере произведенных выплат. Он имеет обратную силу и распространяется на все случаи признания банкротами банков, не участвующих в системе страхования вкладов, у которых лицензия на банковские операции была отозвана после 27 декабря 2003 г. (дата вступления в силу Закона о страховании вкладов).

Закон о банкротстве регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Он содержит понятие и признаки банкротства кредитной организации, устанавливает основания и порядок реализации таких мер по предупреждению банкротства, как финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации, а также особенности рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации арбитражным судом и особенности конкурсного производства в отношении кредитной организации, признанной банкротом.

Законом «О кредитных историях» определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

Закон «О банке развития» устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации банка развития — Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Закон об укреплении банковской системы наделяет АС В правом при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков — участников системы страхования вкладов осуществлять по согласованию с Банком России меры по предупреждению банкротства названных банков, устанавливает виды мер и порядок их применения.

Закон о платежных агентах регулирует деятельность по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение их денежных обязательств перед поставщиками по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляемую платежными агентами (операторами по приему платежей и платежными субагентами), а также осуществление платежными агентами последующих расчетов с поставщиками.

Общими законами в банковском праве являются ГК РФ, НК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22 июля 2008 г.), федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и проч.

Нормативные акты Банка России

Поскольку подавляющее большинство источников банковского права составляют нормативные акты Банка России, на их характеристике необходимо остановиться подробнее.

В соответствии со ст. 7 Закона о Банке России ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Следовательно, нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом о Банке России, рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ.

Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. Они также не имеют обратной силы.

В форме указаний принимаются нормативные акты Банка России, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

В форме положений принимаются нормативные акты Банка России, если их основное содержание — установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

В форме инструкций принимаются нормативные акты Банка России, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Не относятся к нормативным следующие акты Банка России: распорядительные; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов РФ в сфере компетенции Банка России, если правомочие по их толкованию непосредственно предоставлено Банку России; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, устаношгенном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

  • курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение процентных ставок;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», при этом устанавливается приоритет международного договора перед национальным законом.

В этой группе источников можно выделить Конвенцию о единообразном законе о простом и переводном векселе, Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, Конвенцию о гербовом сборе в отношении переводного и простого векселя, Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике

Применяемые в банковской практике обычаи делового оборота представляют собой не предусмотренные законодательством или договором, но сложившиеся, т. е. достаточно определенные в своем содержании, широко применяемые в банковской практике правила поведения независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Эта группа источников на современном этапе находится в стадии становления в силу молодости российской банковской практики. Между тем за рубежом, особенно в странах англо-американской системы права, банковские обычаи играют весьма важную роль и находят воплощение в кодексах честной банковской практики, стандартах корпоративного поведения банкиров и т. п. Примерами указанных актов в банковском праве Великобритании являются Кодекс добросовестной банковской практики и Кодекс практики жилищного кредитования, которым добровольно следуют английские кредитные организации во взаимоотношениях с клиентами.

2 апреля 2008 г. XIX Съездом Ассоциации российских банков был одобрен Кодекс этических принципов банковского дела. Он, как следует из преамбулы, является актом саморегулирования деятельности банковского сообщества на основе норм деловой этики, и одновременно составной частью единой системы морально-этического и правового обеспечения функционирования кредитных организаций в Российской Федерации. Кодекс устанавливает этические принципы и нормы, которыми кредитные организации намерены руководствоваться в своей профессиональной деятельности, как в общем при оказании банковских услуг, так и по отдельным направлениям, таким как отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, отношения со своими акционерами (участниками) и работниками, отношения по информационному обеспечению и проч.

Нормативное значение данного акта состоит в том, что за нарушения его положений к виновной кредитной организации могут применяться меры ответственности, предусмотренные п. 4.3 Кодекса. По состоянию на 28 апреля 2009 г. к Кодексу присоединилось 40 банков.

Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам банковского права актов Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 2 июня 2009 г.) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Иными словами, Конституционный Суд РФ не обладает полномочиями по изданию нормативных актов, не создает нормы права, а дает оценку уже принятым федеральным законам, нормативным актам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.

Однако все чаще в актах Конституционного Суда РФ делается ссылка на правовую позицию Суда, изложенную в ранее принятом постановлении, а в некоторых случаях он попутно разрешает вопросы, которые на уровне Конституции РФ не регулируются и относятся к компетенции законодателя. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, в том числе судебных актов, в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит. Но в ряде решений, не рассматривая поставленный перед ним вопрос по существу, Суд тем не менее даст оценку судебным решениям, вынесенным по этому вопросу.

Кроме того, согласно ст. 79 указанного Закона решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений или дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

При этом сам Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» указал, что его решения, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Источники банковского права

Понятие и система источников банковского права

С формально-юридических позиций источник права — способ выражения вовне юридических правил поведения. В отечественной правовой системе основным источником права является нормативный правовой акт — акт правотворчества, содержащий нормы права, регулирующий определенные общественные отношения и рассчитанный на неоднократное применение.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:

  • Конституцией РФ;
  • Законом о банках и банковской деятельности;
  • Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Банковская деятельность не может регулироваться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления.

Конституция РФ

Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм.

Конституция России — акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Ее нормы, так или иначе относящиеся к банковской деятельности, можно разделить на три группы:

1. устанавливающие уровень правового регулирования банковской деятельности. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

2. регламентирующие основы денежной системы России. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

3. устанавливающие компетенцию высших органов государственной власти по назначению на должность Председателя Банка России. В силу п. «г» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. В соответствии с п. «в» ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.

Законы в банковском праве

Законы в банковском праве можно подразделить на специальные, целиком посвященные правовой регламентации вопросов банковской деятельности, и общие, имеющие опосредованное отношение к ней.

Специальными банковскими законами являются:

  • Закон о банках;
  • Закон о Банке России;
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2008 г.) (далее — Закон о страховании вкладов);
  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2008 г.) (далее — Закон о выплатах Банка России);
  • Закон о банкротстве кредитных организаций;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях» (в ред. от 24 июля 2007 г.);
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. «О банке развития»;
  • Федеральный закон от 27 октября 2008 г. «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (в ред. от 19 июля 2009 г.) (далее — Закон об укреплении банковской системы);
  • Закон о платежных агентах.

Закон о банках содержит понятия кредитной организации, банка и небанковской кредитной организации; перечень банковских операций и сделок; устанавливает порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций; регламентирует вопросы обеспечения финансовой надежности кредитных организаций, институт банковской тайны, межбанковские отношения, особенности создания филиалов, представительств и дочерних организаций кредитной организации на территории иностранных государств, сберегательное дело, а также устанавливает правовые основы бухгалтерского учета в кредитных организациях и надзора за их деятельностью.

Закон о Банке России закрепляет статус, цели деятельности и функции ЦБ РФ, регламентирует взаимоотношения Банка России с высшими органами государственной власти и органами местного самоуправления, компетенцию Национального банковского совета и органов управления Банка России, принципы организации Банка России, устанавливает основные правила организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России, перечень банковских операций и сделок, которые имеет право совершать ЦБ РФ, конкретизирует направления деятельности Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора.

Закон о страховании вкладов устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Он определяет виды вкладов, подлежащих страхованию; права и обязанности участников системы страхования вкладов; компетенцию, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов; порядок постановки банков на учет в системе страхования вкладов и выплаты возмещения по вкладам.

Закон о выплатах Банка России регулирует условия выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов; размер указанных выплат; порядок их осуществления и перехода к Банку России прав требований к признанному банкротом банку в размере произведенных выплат. Он имеет обратную силу и распространяется на все случаи признания банкротами банков, не участвующих в системе страхования вкладов, у которых лицензия на банковские операции была отозвана после 27 декабря 2003 г. (дата вступления в силу Закона о страховании вкладов).

Закон о банкротстве регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Он содержит понятие и признаки банкротства кредитной организации, устанавливает основания и порядок реализации таких мер по предупреждению банкротства, как финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации, а также особенности рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации арбитражным судом и особенности конкурсного производства в отношении кредитной организации, признанной банкротом.

Законом «О кредитных историях» определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

Закон «О банке развития» устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации банка развития — Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Закон об укреплении банковской системы наделяет АС В правом при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков — участников системы страхования вкладов осуществлять по согласованию с Банком России меры по предупреждению банкротства названных банков, устанавливает виды мер и порядок их применения.

Закон о платежных агентах регулирует деятельность по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение их денежных обязательств перед поставщиками по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляемую платежными агентами (операторами по приему платежей и платежными субагентами), а также осуществление платежными агентами последующих расчетов с поставщиками.

Общими законами в банковском праве являются ГК РФ, НК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22 июля 2008 г.), федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и проч.

Нормативные акты Банка России

Поскольку подавляющее большинство источников банковского права составляют нормативные акты Банка России, на их характеристике необходимо остановиться подробнее.

В соответствии со ст. 7 Закона о Банке России ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Следовательно, нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом о Банке России, рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ.

Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. Они также не имеют обратной силы.

В форме указаний принимаются нормативные акты Банка России, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

В форме положений принимаются нормативные акты Банка России, если их основное содержание — установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

В форме инструкций принимаются нормативные акты Банка России, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Не относятся к нормативным следующие акты Банка России: распорядительные; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов РФ в сфере компетенции Банка России, если правомочие по их толкованию непосредственно предоставлено Банку России; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, устаношгенном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

  • курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение процентных ставок;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», при этом устанавливается приоритет международного договора перед национальным законом.

В этой группе источников можно выделить Конвенцию о единообразном законе о простом и переводном векселе, Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, Конвенцию о гербовом сборе в отношении переводного и простого векселя, Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике

Применяемые в банковской практике обычаи делового оборота представляют собой не предусмотренные законодательством или договором, но сложившиеся, т. е. достаточно определенные в своем содержании, широко применяемые в банковской практике правила поведения независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Эта группа источников на современном этапе находится в стадии становления в силу молодости российской банковской практики. Между тем за рубежом, особенно в странах англо-американской системы права, банковские обычаи играют весьма важную роль и находят воплощение в кодексах честной банковской практики, стандартах корпоративного поведения банкиров и т. п. Примерами указанных актов в банковском праве Великобритании являются Кодекс добросовестной банковской практики и Кодекс практики жилищного кредитования, которым добровольно следуют английские кредитные организации во взаимоотношениях с клиентами.

2 апреля 2008 г. XIX Съездом Ассоциации российских банков был одобрен Кодекс этических принципов банковского дела. Он, как следует из преамбулы, является актом саморегулирования деятельности банковского сообщества на основе норм деловой этики, и одновременно составной частью единой системы морально-этического и правового обеспечения функционирования кредитных организаций в Российской Федерации. Кодекс устанавливает этические принципы и нормы, которыми кредитные организации намерены руководствоваться в своей профессиональной деятельности, как в общем при оказании банковских услуг, так и по отдельным направлениям, таким как отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, отношения со своими акционерами (участниками) и работниками, отношения по информационному обеспечению и проч.

Нормативное значение данного акта состоит в том, что за нарушения его положений к виновной кредитной организации могут применяться меры ответственности, предусмотренные п. 4.3 Кодекса. По состоянию на 28 апреля 2009 г. к Кодексу присоединилось 40 банков.

Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам банковского права актов Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 2 июня 2009 г.) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Иными словами, Конституционный Суд РФ не обладает полномочиями по изданию нормативных актов, не создает нормы права, а дает оценку уже принятым федеральным законам, нормативным актам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.

Однако все чаще в актах Конституционного Суда РФ делается ссылка на правовую позицию Суда, изложенную в ранее принятом постановлении, а в некоторых случаях он попутно разрешает вопросы, которые на уровне Конституции РФ не регулируются и относятся к компетенции законодателя. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, в том числе судебных актов, в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит. Но в ряде решений, не рассматривая поставленный перед ним вопрос по существу, Суд тем не менее даст оценку судебным решениям, вынесенным по этому вопросу.

Кроме того, согласно ст. 79 указанного Закона решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений или дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

При этом сам Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» указал, что его решения, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Смотрите еще:

  • Консультация юристов ростов Бесплатная консультация юриста по телефону в Ростове на Дону Все сферы общественной жизни человека регулируются множеством законов. Каждый день люди совершают юридические действия, приобретая какой-либо товар, посещая парикмахера или врача, вступая в брак, заключая […]
  • Ст 98 гпк Статья 98 ГПК РФ. Распределение судебных расходов между сторонами Новая редакция Ст. 98 ГПК РФ 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, […]
  • Типовой трудовой договор образец 2018 для ип Трудовой договор ИП с работником в 2018 году: образец и бланк Если вы решили принять в свою бизнес-команду сотрудников, вам понадобится трудовой договор. Он, как подушка безопасности, защитит вас от многих спорных ситуаций и позволит избежать проблем с […]
  • Оформить отказ от наследства рф Отказ от наследства Краткое содержание Срок отказа от наследства Наследование имущества, регламентированное разделом 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), предполагает под собой его передачу от умершего лица к другим лицам. Такая передача имущества подразумевает под […]
  • Статья о смерти тк рф Статья о смерти тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 141 ТК […]
  • Содержание договора оказания услуг по гк рф Содержание договора возмездного оказания услуг. Любые студенческие работы - ДОРОГО! 100 р бонус за первый заказ Заказчик обязан (ст. 781 ГК РФ): оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, предусмотренном в договоре; оплатить услуги в полном объеме в […]
  • Как оформить продажу автомобиля в беларуси Как оформить продажу автомобиля в беларуси Ситуация, с которой сталкивался каждый автовладелец или столкнется с ней в будущем. С виду ничего сложного, однако самое важное- грамотно все сделать. В этой статье написан тот минимум информации, который вы должны знать при […]
  • Срок уплаты 3 ндфл в 2018 году для физических лиц Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Налог на доходы физических лиц – прямой налог, который взимается государством с доходов граждан. Плательщиками налога выступают как граждане, являющиеся резидентами (лица, находящиеся на территории РФ больше 183 дней в году), так […]