Понятие содержание и виды договора перевозки

uristinfo.net

В Основах гражданского законодательства 1961 г. и Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. (далее — ГК 1964 г.) содержались отдельные определения договора перевозки грузов и договора перевозки пассажира.

Договором перевозки грузов признавался такой договор, по которому транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч. 1 ст. 72 Основ, ст. 373 ГК 1964 г.).

По договору перевозки пассажира перевозчик обязан был перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязан был уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — за провоз багажа (ч. 2 ст. 72 Основ, ст. 374 ГК 1964 г.) .

Далее речь пойдет о договоре перевозки груза, договор перевозки пассажира и багажа будет рассмотрен отдельно.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственность сторон по этим перевозкам в соответствии с Основами должны были определяться уставами (кодексами) отдельных видов транспорта и издаваемыми в установленном порядке правилами (ч. 3 ст. 72 Основ, ч. 1 ст. 375 ГК 1964 г.). Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ответственность сторон по этим перевозкам должны были определяться, в соответствии с ГК 1964 г., Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и издаваемыми в установленном порядке правилами автомобильных перевозок (ч. 2 ст. 375 ГК 1964 г.).

Исходя из законодательного определения договора перевозки груза, можно сделать вывод, что он был сконструирован по модели реального договора. На данное обстоятельство обращали внимание многие исследователи. Например, В.Т. Смирнов писал: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз. Однако в некоторых случаях заключаются консенсуальные договоры перевозки груза. Так, консенсуальными являются договоры морской перевозки груза в форме чартера (ст. 120 КТМ СССР)» .

Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. 3-е изд., испр. и доп. М., 1982. С. 444.

А.Л. Маковский указывает: «Основным квалифицирующим признаком договора перевозки грузов, определение которого содержится в ст. 72 (ч. 1) Основ, является принимаемая на себя перевозчиком возмездно обязанность доставить груз другого лица из одного пункта в другой и там выдать этот груз управомоченному на его получение лицу. В этом основное содержание договора перевозки груза, дающее возможность отграничить его от других договоров, заключаемых в целях транспортировки груза: а) от навигационных, годовых и специальных договоров, не возлагающих на перевозчика обязанность перевозки конкретного груза, а определяющих условия перевозки в течение некоторого периода времени — навигации, года и т.п.; б) от договора фрахтования судна на время (тайм-чартер), по которому фрахтовщик обязуется за вознаграждение предоставить другой стороне во временное пользование морское судно; в) от договора буксировки судна, так как объектом этого договора не является транспортировка груза. Поскольку эти договоры не являются договорами перевозки груза, на них не распространяются нормы гл. 9 Основ» . В другой своей работе А.Л. Маковский пишет: «Так как транспорт не создает вещественной продукции, а лишь перемещает уже созданные продукты, то выполнение перевозчиком свой обязанности по перевозке зависит от предъявления другой стороной — отправителем — грузов, требующих перевозки. Пока перевозчик не получил соответствующий груз, он не может гарантировать выполнение своей основной обязанности: доставить груз в место назначения. Поэтому договор перевозки по общему правилу является реальным договором: он признается заключенным лишь после передачи отправителем перевозчику груза» .

Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. С. 281.

Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. М., 1961. С. 47.

Аналогичную позицию относительно реального характера всякого договора перевозки высказывал и М.Е. Ходунов: «Заключение договора перевозки груза совпадает с моментом принятия перевозчиком груза. С этого момента перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение и просрочку доставки груза, а отправитель — за несвоевременную оплату перевозки и неправильное наименование сданного к перевозке груза. Не следует смешивать с договором перевозки заключаемые до предъявления груза к перевозке соглашения о подаче перевозочных средств для погрузки, об условиях перевозки, в частности навигационные договоры на перевозку грузов во исполнение государственного плана перевозок по внутренним водным и морским путям, договоры об условиях воздушных и автомобильных перевозок в течение определенного периода» .

Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М., 1965. С. 58.

С мнением о том, что договором перевозки может признаваться только реальный договор, категорически не соглашался Х.И. Шварц, который применительно к автомобильной перевозке груза призывал различать разовый и годовой (длящийся) договор автомобильной перевозки. Понятие разового договора по существу базировалось на определении договора перевозки, данном в ст. 72 Основ гражданского законодательства 1961 г.: по разовому договору автомобильной перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз к месту назначения и выдать его грузополучателю, а отправитель обязуется уплатить перевозчику провозную плату. «Однако из данного определения, — подчеркивал Х.И. Шварц, — вовсе не вытекает. что договор перевозки имеет место только в том случае, если грузоотправитель уже вверил конкретный груз перевозчику или договаривается с перевозчиком о перемещении конкретного груза, который будет вверен перевозчику во исполнение договора» . Отмечая роль годового договора перевозки, который приобрел на автомобильном транспорте значение важнейшей правовой формы, опосредствующей наиболее существенные связи автохозяйств с их клиентурой, Х.И. Шварц указывал: «Нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что наиболее важная договорная форма, которой вот уже много лет опосредуется перевозочная работа на автотранспорте и которой принадлежит еще большее значение в перспективе, — это не договор о перевозке» . Более того, уже применительно и к годовому, и к разовому договору автомобильной перевозки Х.И. Шварц подчеркивал, что «автомобильные перевозки осуществляются на основе договоров, заключаемых не в момент принятия груза от отправителя, а значительно ранее этого момента» .

Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С. 27.

Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. С. 28.

Г.П. Савичев также допускал договор перевозки в форме как реального, так и консенсуального договора, он писал: «Представляется, что разделение договора перевозки на договор перевозки «данного» груза и на договор о заключении «будущих конкретных договоров» является искусственным. Оба эти вида следует отнести к договорам перевозки, но в первом случае это — реальные договоры, а во втором — консенсуальные. Следовательно, договор перевозки. в одних случаях — реальный, а других — консенсуальный» .

Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках грузов. М., 1967. С. 104.

Однако представляется, что квалификация так называемых организационных договоров перевозки: годовых на автомобильном, специальных на воздушном и навигационных на речном транспорте — не имеет отношения к проблеме квалификации договора перевозки в качестве реального либо консенсуального договора, во всяком случае в том понимании, которое следует из ст. 72 Основ гражданского законодательства. В этой статье законодатель дал определение договора перевозки конкретной партии груза, оставив за пределами его предмета обязанности сторон по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Такой договор, поскольку он считается заключенным в момент передачи груза перевозчику, по общему правилу является реальным договором. Однако в некоторых случаях (например, по договору разового заказа на автомобильном транспорте) первоначально, до вручения груза перевозчику, на стороне последнего возникают обязанности по подаче транспортного средства под погрузку. Указанные обязанности перевозчика не могут быть исключены из содержания договора, и по существу соответствующие действия перевозчика входят в состав предмета договора перевозки, а следовательно, сам договор перевозки должен считаться заключенным ранее момента вручения перевозчику груза, подлежащего перевозке. О таких ситуациях, когда обязанность транспортных организаций по подаче грузоотправителю подвижного состава возникает еще до момента вручения груза перевозчику, О.С. Иоффе писал: «Если эта обязанность возникает из плана и уточняющих его актов (например, заявок грузоотправителя), она предшествует договору и на построение последнего как реального влияния не оказывает. Но такая же обязанность по неплановым отношениям может возникнуть из договора, когда, например, морское пароходство соглашается предоставить грузоотправителю для заполнения его грузом определенное судно (часть судна) или когда автотранспортное предприятие принимает заказ грузоотправителя на подачу определенного количества автомобилей к обусловленному сроку для перевозки определенного груза. Нельзя поэтому не признать, что неплановые договоры грузовых перевозок строятся как консенсуальные, если уже в силу соглашения сторон одна из них обязуется предоставить перевозочные средства, а другая — сдать груз для перевозки. Все прочие неплановые перевозки грузов оформляются реальными договорами» .

Иоффе О.С. Указ. соч. С. 561.

Итак, мы можем констатировать, что гражданско-правовая доктрина признавала, что договор перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным. Договор перевозки груза признавался возмездным, так как исполнение перевозчиком обязанности по перемещению груза предполагало определенное встречное предоставление со стороны грузоотправителя (провозная плата), а также двусторонним (взаимным), поскольку на стороне обоих контрагентов имелись как права, так и обязанности по отношению друг к другу.

Правовая природа договора перевозки, его место в системе иных гражданско-правовых договоров вызывали дискуссии лишь на первых этапах развития советского гражданского права, когда отдельные правоведы рассматривали договор перевозки в качестве разновидности договора подряда либо как особый вид договора, состоящий исключительно из элементов иных гражданско-правовых договоров . По этому поводу К.К. Яичков указывал, что, «выясняя правовую природу договора перевозки, надо идти не путем подведения этого договора под другие виды договоров, известных советскому гражданскому праву, не путем отыскания в нем элементов других договоров, а следует в нем самом найти характеризующие его особенности», чего можно добиться, если обратиться к «экономическому содержанию отношений по перевозке, так как из особого характера экономических отношений по перевозке вытекает целый ряд особенностей в правовой регламентации договора перевозки» .

См., напр.: Гусаков А.Г. Железнодорожное право по законодательству СССР. М., 1929. С. 46; Самойлович П.Д. Договор морской перевозки по советскому праву. М., 1952. С. 12.

Яичков К.К. Договор перевозки и его значение в осуществлении планов народнохозяйственной деятельности // Советское государство и право. 1955. N 5. С. 68.

О.С. Иоффе утверждал, что природу договора определяет его основная цель; основную цель перевозки «составляет перемещение грузов или пассажиров, и только с ориентацией на нее должна выявляться особая природа договора перевозки». Но отличие договора перевозки от наиболее сходных с ним правоотношений, связанных с осуществлением подрядных работ, было выявлено им все же путем анализа не целей указанных договоров, а их экономического содержания. «Одна из особенностей транспорта, — писал О.С. Иоффе, — состоит в том, что производственный процесс здесь совпадает во времени с процессом потребления производимой продукции, в качестве которой выступает самая перевозка. Производят эту продукцию предприятия, входящие в состав транспорта как особой отрасли народного хозяйства. Транспорт не создает каких-либо новых материальных ценностей, а обеспечивает лишь их перемещение. Работа по перемещению материальных ценностей и пассажиров настолько специфична, что нуждается в особом правовом нормировании, существенно отличающемся от нормирования отношения по договору подряда. Все это и приводит к образованию, независимо от подряда, самостоятельного типа гражданских правоотношений — обязательств по перевозкам» .

Иоффе О.С. Указ. соч. С. 554 — 555.

Таким образом, договор перевозки признавался самостоятельным договором (sui generis), который мог быть как реальным, так и консенсуальным, но во всех случаях являлся возмездным и взаимным.

Понятие и виды договоров перевозки

Виды договоров перевозки выделяются по различным основаниям, среди которых — объект перевозки и тип используемого транспорта. Далее в статье мы рассмотрим, что собой представляет и чем регулируется договор перевозки, а также разберем 2 вида договора перевозки: договор морской перевозки груза и договор воздушной перевозки пассажира.

Образец договора воздушной перевозки пассажира.doc

Образец договора морской перевозки груза.doc

Понятие и виды договора перевозки

Понятие договора перевозки включает в себя обязательства одного лица (перевозчика) по осуществлению действий по перемещению груза, физического лица (пассажира) или багажа в определенное место назначения (т. е. оказание транспортных услуг) и корреспондирующую обязанность отправителя груза / пассажира оплатить данные услуги перевозчика.

Одной из основных классификаций перевозки является следующее деление договоров по объекту транспортировки:

  • перевозка грузов;
  • перевозка пассажиров;
  • перевозка багажа.

Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.

Базовые положения договора перевозки регламентируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ). Вместе с тем в зависимости от вида перевозки при регулировании транспортных отношений следует руководствоваться специальными нормативными правовыми актами, а именно:

  • Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее — ВК РФ);
  • законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ;
  • законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…» от 13.07.2015 № 220-ФЗ;
  • Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее — КТМ РФ);
  • Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ и др.

Понятие и виды договоров перевозки груза

Понятие договора перевозки грузов дано в ст. 785 ГК РФ, согласно которой перевозчик обязуется доставить переданное ему отправителем имущество (груз) по конкретному адресу и передать его уполномоченному лицу (получателю), а грузоотправитель должен внести соответствующую плату за оказанные транспортные услуги.

Договоры перевозки (в том числе грузов) разделяются по следующим основаниям:

  1. Типу транспорта:
    • перевозка железнодорожным транспортом;
    • перевозка внутриводным транспортом;
    • перевозка воздушным транспортом;
    • перевозка морским транспортом;
    • перевозка автомобильным транспортом;
  2. Количеству транспортных компаний, организующих перевозку:
    • перевозка в местном сообщении (транспортировкой занимается одна транспортная компания);
    • перевозка в прямом сообщении (транспортировка, совершаемая несколькими транспортными компаниями одного типа транспорта);
    • комбинированная перевозка (транспортировка несколькими транспортными компаниями и отличающимися типами транспорта).

В свою очередь, перевозки также могут быть классифицированы внутри некоторых типов транспорта. Например, перевозки автомобилем делятся:

  • на городские — транспортировка в границах города;
  • пригородные — транспортировка за границами города на расстояние до 50 км включительно;
  • междугородние — транспортировка за пределами города на расстояние более 50 км и др.

Подробнее об автомобильных перевозках рассказывается в статье Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом (образец).

По количеству груза на железнодорожном транспорте выделяются перевозки:

  • мелкие;
  • повагонные;
  • перевозки полными составами.

Содержание договора перевозки груза

Договор перевозки считается заключенным с момента вручения груза перевозчику с сопутствующими транспортными документами (накладной, коносаментом).

Содержание договора перевозки груза составляют определенные сторонами условия, среди которых большое значение имеют предмет договора, срок и цена перевозки.

Предмет договора перевозки груза — транспортная услуга по перемещению имущества из одной точки координат в другую, хранению груза, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ и иных действий. Для согласования предмета договора сторонам необходимо определиться со следующими моментами:

  • характеристиками груза (наименованием, количеством, весом, размером и т. д.);
  • адресами отправки и доставки груза.

Важным условием договора является также срок доставки и выдачи груза получателю. Данный период определяется транспортными уставами и кодексами исходя из типа и скорости транспорта, преодолеваемого расстояния и др. параметров. При отсутствии такого срока в законе применяется принцип разумности (ст. 792 ГК РФ).

Цена перевозки представляет собой провозную плату за оказываемые перевозчиком услуги. При наличии в законе специальных положений о стоимости перевозки и/или утвержденных государством тарифов (например, при перевозках общественным транспортом) стороны обязаны применять соответствующий расчет цены (ст. 790 ГК РФ).

ВАЖНО! В судебной практике прослеживается неоднозначная позиция об указании в договоре перевозки таких условий, как срок и цена транспортировки, поскольку они могут быть определены на основании положений закона.

Виды договоров перевозки: разовый и долгосрочный договор

В зависимости от длительности отношений между отправителем и перевозчиком выделяются следующие виды договора перевозки:

  • разовый договор;
  • договор об организации перевозок.

Разовое соглашение предполагает транспортировку конкретного груза с индивидуальными (например, спортивный инвентарь) или родовыми признаками (продовольственная продукция). Как правило, для разовой перевозки не обязательно составлять документ в письменной форме. Перевозка осуществляется по заявке (заказу) и подтверждается транспортной накладной.

Подробнее о перевозке по заявке рассказывается в статье Договор-заявка на перевозку груза (образец).

Договор перевозки пассажира и багажа также подпадает под признаки разовой перевозки. Обычно заключение такого договора осуществляется в устной форме, а оказание транспортных услуг подтверждается пассажирским билетом, багажной квитанцией и др. документами.

Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

Договор об организации перевозок носит долгосрочный характер и имеет целью оптимизировать процесс повторяющейся транспортировки грузов. По нему в обязанности перевозчика входит приемка груза в определенные сроки, а в обязанности грузоотправителя — своевременное представление к перевозке имущества (товаров) в соответствующем количестве (ст. 798 ГК РФ).

В договоре об организации перевозок определяются, как правило, следующие условия:

  • количество перевозимого груза;
  • сроки отправки и доставки;
  • порядок осуществления расчетов;
  • иные условия, согласованные сторонами.

Образец договора морской перевозки груза

Договор морской перевозки груза предполагает транспортировку перевозчиком имущества после его получения от отправителя в конкретное место (порт назначения) и его дальнейшую передачу уполномоченному лицу. За перевозку груза должна быть внесена соразмерная плата — фрахт.

Морская перевозка может осуществляться с предоставлением для транспортировки целого корабля или его части (палубы, трюма и др.). Такой договор именуется чартером (ст. 115 КТМ РФ), а перевозка — трамповой. Договор перевозки груза может и не содержать такое условие, и тогда будет иметь место линейная перевозка.

Помимо стандартных условий договора перевозки (предмета, срока и цены), стороны договора морской перевозки согласовывают также следующие условия:

  • сталийное время (период, в течение которого перевозчик подает судно для погрузки груза и ожидает его получения без взимания дополнительной платы);
  • контрсталийное время (период, когда за дополнительное время ожидания взимается установленная плата);
  • размер компенсации за убытки перевозчика в случае задержки судна свыше контрсталийного срока;
  • обязательства перевозчика обеспечить мореходное состояние судна (ст. 124 КТМ РФ) и др. условия.

Образец договора морской перевозки груза можно скачать по ссылке: Договор морской перевозки груза (образец).

Договор воздушной перевозки пассажира

В зависимости от территории перемещения воздушные перевозки подразделяются:

  • на внутренние, при которых пункты посадки и прибытия расположены в пределах РФ;
  • международные, при которых любой из вышеуказанных пунктов находится за пределами РФ.

Порядок осуществления перевозок воздушным транспортом регламентирован ВК РФ, а также Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82.

Договор воздушной перевозки пассажира заключается между перевозчиком, имеющим лицензию в области авиации, и физическим лицом — пассажиром и подтверждается билетом и багажной квитанцией.

ВАЖНО! Согласно авиационным правилам определенные категории граждан вправе рассчитывать на льготы при покупке билета, например при перевозке несовершеннолетних детей и др.

В обязанности перевозчика по договору перевозки воздушным транспортом входят:

  • транспортировка пассажира по указанному в билете рейсу в пункт назначения с предоставлением ему конкретного места на воздушном транспорте;
  • перемещение багажа пассажира в пункт назначения и выдача его пассажиру или другому уполномоченному лицу;
  • оказание пассажирам сопутствующих перелету услуг согласно правилам данного перевозчика (регистрация пассажиров, погрузка в самолет и т. д.);
  • информирование пассажиров о правилах полета и безопасности на борту воздушного транспорта и др.

В обязанности пассажира входят:

  • оплата перевозки его самого;
  • оплата транспортировки багажа;
  • соблюдение установленных правил поведения во время полета и др.

Образец договора воздушной перевозки пассажира можно скачать по ссылке: Договор воздушной перевозки пассажира (образец).

Итак, основными видами договоров перевозки являются:

  • в зависимости от объекта перемещения — договор перевозки груза, пассажира или багажа;
  • исходя из типа транспорта — договор перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутриводным или морским транспортом.

Общие правила перевозок регулируются ГК РФ и специальными законами, действующими в отношении перевозок разного типа транспорта.

Договор перевозки понятие, виды, стороны, содержание

Главная > Кодекс >Государство и право

Договор перевозки: понятие, виды, стороны, содержание (права и обязанности сторон).

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Виды договоров перевозки:

1) Договор перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

2) Договор перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

-перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

-провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

-сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

3) Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

4) Прямое смешанное сообщение

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

5) Перевозка транспортом общего пользования

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Сроки доставки груза, пассажира и багажа

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за не использование поданных транспортных средств

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо не использование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо не использования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Документы о причинах не сохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Претензии и иски по перевозкам грузов

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

об оказании медицинской помощи сотрудникам Федеральной Противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий учреждениями Государственного и муниципальной систем здравоохранения

г. Михайловка «09» ноября 2009 год.

Государственное учреждение 10 Отряд Федеральной Противопожарной Службы по Волгоградской области в лице начальника Панфилова Сергея Николаевича, действующего на основании Устава, и именуемого в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и МУЗ «Михайловская Центральная районная больница», в лице главного врача Бондаревой Ольги Викторовны, действующего на основании Устава и именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем

1.1 Настоящий договор предусматривает оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг (далее медицинская помощь) сотрудникам Федеральной Противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ФПС МЧС России) в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее учреждения здравоохранения). При отсутствии по месту службы, месту жительства, (проживания) или иному месту нахождения медицинских учреждений системы МВД России, или при отсутствии в них соответствующих отделений, либо специального оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждением здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена специальная служба (далее ГУ МЧС России по Волгоградской области.

«Заказчик» берет на себя обязательство оплачивать учреждениям здравоохранения затраты, связанные с оказанием медицинской помощи (оказанием медицинских услуг) сотрудникам ФПС МЧС России, а «исполнитель» обеспечивать оказание сотрудникам медицинской помощи надлежащего качества в учреждениях здравоохранения.

1.2. Для приема сотрудников ФПС МЧС России в учреждения здравоохранения на плановое лечение или обследование (освидетельствование) предоставляются направление начальника учреждения, согласованное с органом управления, отвечающим за организацию оказания медицинской помощи в соответствующем территориальном органе федеральной исполнительной власти (ГУ МЧС России по Волгоградской области), с указанием в направлении паспортных данных больного, цели направления в учреждение здравоохранения, наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти, к которому относится по подчиненности настоящее учреждение и его банковских реквизитов (номер расчетного счета), заверенное гербовой печатью подчиненного учреждения и документ удостоверяющий личность сотрудника ФПС МЧС России (служебное удостоверение, военные билет, паспорт) В неотложных случаях сотрудники госпитализируются в учреждение здравоохранения немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.

предоставляет документы, необходимые для лечения (обследования, освидетельствования);

своевременно оплачивает исполнителю медицинские услуги, представленные сотрудникам «заказчика», в порядке предусмотренном настоящим договором.

обеспечивает своевременное предоставление пациентам медицинской помощи надлежащего качества;

сообщает о поступлении на лечение сотрудников ФПС МЧС России в 3-дневный срок;

ведет персональный учет услуг, оказанных сотрудникам и предоставляет «заказчику» сведения об объеме этих услуг и стоимости.

3.1 Медицинская помощь, предоставленная сотрудникам ФПС МЧС России «исполнителем» оплачивается «заказчиком» по тарифам действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи.

3.2 «Исполнитель» в течение 5 дней после завершения стационарного или амбулаторного лечения (обследования, освидетельствования) сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения о сотрудниках и об оказанной им медицинской помощи (ФИО, специальное звание, год рождения, место службы, номер и дата направления на лечение, диагноз, количество посещений, койко-дней, количество и наименование лекарственных средств, полученных при амбулаторном (стационарном) лечении, иные требуемые «заказчиком» сведения и направляет их «заказчику» с указанием банковских реквизитов и почтового адреса.

3.3. «Заказчик» осуществляет проверку счетов-фактур и сведений об оказанной сотрудникам медицинской помощи, обоснованности их приема на лечение (обследование, освидетельствование) и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок оплачивает учреждению здравоохранения указанные счета-фактуры либо дает мотивированный отказ от их оплаты.

3.4 Излишне оплаченные заказчиком суммы подлежат возврату, либо учитываются при последующих расчетах.

4. Ответственность сторон

4.1 «Заказчик» имеет право осуществлять проверку достоверности тарифов на медицинские услуги, указанные в счете-фактуре, обоснованности приема, качества и продолжительности лечения, полноты лечения (обследования освидетельствования) сотрудников ФПС МЧС России.

4.2 В случае некачественного оказания медицинских услуг, подтвержденного актом экспертизы, их повторное оказание и оплата услуг экспертизы осуществляется за счет «исполнителя».

4.3 Все претензии по финансовым расчетам, качеству лечения (обследования, освидетельствования) сотрудников, уходу за ними и другим вопросам рассматриваются и разрешаются непосредственно между «заказчиком», с которым заключен настоящий договор об оказании медицинской помощи и исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Срок действия договора

5.1 Настоящий договор об оказании медицинских услуг сотрудникам ФПС МЧС России заключается сроком на один календарный год и вступает в силу с даты его подписания сторонами.

5.2 Если ни одна из сторон не заявит о прекращении (изменении) настоящего договора за 1 месяц до окончания его срока, его действие автоматически пролонгируется на следующий календарный год.

5.3 Настоящий договор может быть досрочно расторгнут в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5.4 При утрате одной из сторон прав юридического лица вследствие реорганизации, то права и обязанности предусмотренные настоящим договором , переходят к соответствующему правопреемнику.

6. Дополнительные условия

6.1 Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

6.2 К настоящему договору прилагаются тарифы на медицинские услуги, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (выписка из прейскуранта медицинских услуг в учреждении здравоохранения) на дату заключения договора.

6.3 Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на это лицами.

7.ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН.

ЗАКАЗЧИК: Государственное учреждение 10 Отряд Федеральной Противопожарной Службы по Волгоградской области;

Юридический и почтовый адрес:

ул. Серафимовича 27, г. Михайловка Волгоградская область, 403343, тел. 8(84463) 2-56-49 факс, 2-69-32.

ИНН:3437013180; КПП: 343701001;

БАНК: ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области, г. Волгоград БИК:04180600; р/с 40105810500000010142; л/с: 03291А07060 УФК по Волгоградской области

ИСПОЛНИТЕЛЬ: «Исполнитель» МУЗ «Михайловская ЦРБ» 403343 г. Михайловка ул. Некрасова 1-Б ИНН 3437010982 КПП 343701001 «ТУ городского округа г Михайловка КБПФПиК», (л/с 5237370330 МЦРБ),Р/с 40703810300003000002

РКЦ Михайловка г. Михайловка Волгоградской обл.

Начальник 10 ОФПС по Волгоградской области

полковник внутренней службы

С. Н. Панфилов_______________

Главный врач МУЗ «Михайловская ЦРБ»

О. В. Бондарева ______________

Кирсанова обратилась в суд с иском к Борисовой о взыскании с нее 5500 рублей. В исковом заявлении она согласилась на то , что намеревалась купить дом у Борисовой , в связи с чем дала ей задаток в сумме 5500 рублей. О получении данной суммы в качестве задатка Борисова выдала ей расписку.

В дальнейшем она, Кирсанова, от покупки дома отказалась, однако Борисова названную денежную сумму ей не возвращает. Решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано. Основано ли на закон решение суда.

Ответ: Решение суда об удовлетворении исковых требований основано на закон ст. 381 ГК РФ.

Статья 381. Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком

1. При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.

2. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

4. Дать правильный ответ:

Изъятие имущества у собственника безвозмездно по решению суда в виде санкций за совершение преступление или иного правонарушения называется: конфискацией.

Имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, является собственностью: каждого из супругов.

Предметом договора контрактации может быть: выращенная хозяйством сельскохозяйственная продукция.

4 .Предметом договора может быть: используемые в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личными, семейными, домашними и иным подобным использованием.

Смотрите еще:

  • Что положено при увольнении с полиции Денежные выплаты сотрудникам полиции при увольнении Добрый день! Подскажите пожалуйста, муж увольняется с ппс полиции по собственному желанию, срок службы 2 года 1 месяц, практически всю форму покупали за свой счет! В отпуске был в прошлом году в мае! Помогите, какие […]
  • Статья 72 ук рф с изменениями на 2018 год Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания См. комментарии к статье 72 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 72 внесены изменения 1. […]
  • Краснодарский край воинская часть спецназ 10-я Отдельная Бригада спецназа ГРУ ГШ (10 ОБрСпН) На основании Директивы ГШ ВС СССР в период с 22 сентября по 4 октября 1962 года была сформирована 10 обрСпН, место дислокации: г. Старый Крым (пгт. Первомайское). Работу по формированию бригады возглавил полковник […]
  • Срок исковой давности при разделе имущества супругов Срок исковой давности раздела совместно нажитого имущества супругов. Совет юриста. Срок исковой давности раздела совместно нажитого имущества супругов. Совет юриста. В октябре будет 3 года как сестра в разводе. Развод был через суд, о разделе имущества не […]
  • Расчет пени за коммунальные услуги в рб Расчет пени за коммунальные услуги в рб Наши телефоны: +375 (222) 22-66-52 (факс) E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Республики Беларусь […]
  • Шилов иван тверь адвокат Шилов иван тверь адвокат 170026 г.Тверь наб. А. Никитина, д. 72, 3 этаж телефоны:(4822) 52-00-75, 52-38-55 Партнерство и сотрудничество Наши партнеры: - Производство судебно-бухгалтерских и судебно-экономических экспертиз: Общество с ограниченной ответственностью […]
  • Дома под снос в кчр Штрафы за аварийные дома Карачаево-Черкесии грозят штрафы за просрочку программы переселения из аварийного жилья На официальном сайте Правительства РФ опубликована рекомендация главам регионов по усилению контроля соблюдения графиков реализации программ, направленных […]
  • Форма сделки с недвижимостью гк рф Статья 550 ГК РФ. Форма договора продажи недвижимости Новая редакция Ст. 550 ГК РФ Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи […]