Постановление по ч 2 ст 837 коап рф

Содержание:

Постановление по ч 2 ст 837 коап рф

Дело номер 12-115\11

по жалобе на постановление по делу об административном

20 мая 2011 года.

Судья Кстовского городского суда Нижегородской области Савинова Н Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кстово

административное дело с жалобой ,

на постановление начальника Нижегородского МРО по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов Ш. от (дата обезличена) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа 2000 рублей,

с участием , его защитника по доверенности ,

начальника Нижегородского МРО по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов Ш.

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника Нижегородского МРО по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000рублей.

С данным постановлением не согласен, обратившись в Кстовский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление как не законное и производство по делу прекратить.

Указывает, что в соответствии с Правилами добывания объектов животного мира отнесённых к объектам охоты (Утв. Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 18, в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2009 г. № 171.), приказом Министерства экологии и природных ресурсов по Нижегородской области № 329

от 07.04.2011 г., весенняя охота на территории Нижегородской области осуществляется на пернатую дичь: самцов тетерева, глухаря, вальдшнепа, селезня уток, гусей, и продолжается 16 дней — с 16 апреля по первое мая 2011 года.

Действительно, (дата обезличена) он находился на территории охотничьих угодий МУ « ФИО11 », расположенного в (адрес обезличен) . У него имеется охотничье ружье марки (данные обезличены) , 12 калибра, разрешительная документация на хранение и ношение охотничьего оружия.

Полагает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно: отсутствуют полные данные о должностном лице, составившим протокол, не указан состав административного правонарушения, статьи нормативно правовых актов. В протоколе сделана ссылка на Правила охоты № 18 от 10.01.2009 г.», которых не существует.

(дата обезличена) в отношении его вынесено Постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.

В нарушение статей 17.9, 25.6 КоАП РФ постановление вынесено лицом, проходящим по данному делу в качестве свидетеля.

Также в его действиях отсутствует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.

Указанным Постановлением он был признан виновным в нарушении п. 30 Правил добывания объектов животного мира отнесённым к объектам охоты (Утв. Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 18, в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2009 г. №171.) Полагает, что постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

В судебном заседании , его защитник поддержали жалобу и просят ее удовлетворить.

Начальник Нижегородского МРО по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов Ш. с жалобой не согласен, просит в ее удовлетворении отказать.

Заслушав участников процесса, изучив жалобу и материалы дела, судья, руководствуясь нормами статьи 30.7 части 1 пункта 1 КоАП РФ, оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статья 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет: ; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Таким образом, статья 8.37 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира.

Право пользования животным миром представляет собой обеспеченную законом возможность непосредственного использования объектов животного мира с целью получения определенных благ

Федеральный закон « О животном мире» приводит перечень видов права пользования животным миром,, первое место в нем занимают охота и рыболовство.

В соответствии со статьей 1 пункт 5 Федерального закона РФ « Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Охотник — физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства \статья 20 ФЗ\.

Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Правила охоты \статья 23 часть 1 ФЗ\.

В соответствии с Правилами добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановлением Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г.,

Утвержденных сроков добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты в редакции постановления Правительства РФ от 25.02.2009 N 171, приказом Министерства экологии и природных ресурсов по Нижегородской области номер 329 от 07 апреля 2011 года весенняя охота на территории Нижегородской области осуществляется на пернатую дичь в весенний период \ самцы тетерева, глухаря, вальдшнеп, селезни уток, Гуси — осуществляется в весенний период продолжительностью до 16 дней с 16 апреля 2011 года по 01 мая 2011 года.

В Перечень способов добывания объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, и разрешенных к применению (утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18) включены:

29. Вальдшнепы на вечерней и утренней тяге;

30. Селезни уток из укрытия с подсадной уткой и

(или) с чучелами, с манком

Контроль за соблюдением правил охоты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.

В Нижегородской области учреждено Государственное казенное учреждение «Центр охраны животного мира и водных биологических ресурсов» в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 04 марта 2011 года номер 297-р «О создании государственного казенного учреждения Нижегородской области «Центр охраны животного мира и водных биологических ресурсов».

Устав утвержден Министром экологии и природных ресурсов Нижегородской области Н. .

Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 14 января 2011 года номер 18\1 утверждено Положение О Нижегородском межрайонном отделе по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов, Положение об охотничьих отделах утверждено приказом ГКУ НО «Центр охраны животного мира» от 1 апреля 2011 года.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения об охотничьих угодьях отдел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в области охраны, воспроизводства и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, представлять их для рассмотрения начальнику межрайонного отдела по охране и контролю за использованием объектов животного мира.

В соответствии с утвержденной приказом ГКУ НО Цент охраны животного мира должностной инструкцией охотоведа 1 категории \пункт 3.1\ осуществляет госконтроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории, и в соответствии с пунктом 4 5 имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Как установлено по делу, охотоведом 1 категории Ш. в соответствии с указанными нормами закона и должностной инструкцией был составлен протокол об административном правонарушении (дата обезличена) в отношении гражданина по обвинению его в нарушении Правил охоты, выразившихся в охоте на селезня уток без укрытия.

Протокол составлен уполномочным лицом, от правонарушителя взяты письменные объяснения, копия протокола вручена .

Поэтому несостоятельны утверждения и его защитника на составление протокола с нарушением части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола были предъявлены удостоверения должностных лиц, никаких сомнений в полномочиях Ш. при составлении протокола у охотника не было.

В суде также установлено, что и Ш. знакомы не были, неприязненных отношений между ними также не было, что свидетельствует об отсутствии личной заинтересованности со стороны должностных лиц в отношении по обвинению его в совершении административного правонарушения.

С достоверностью установлено судом, что была выдана путёвка на использование объектов животного мира, право охоты, рыбной ловли, отдыха в угодьях Кстовского охотничьего хозяйства с (дата обезличена) по (дата обезличена) охотиться на гусей, вальдшнепов, селезней уток, имеется разрешение на оружие.

(дата обезличена) после 20.00 часов вместе со своими знакомыми находился на территории охотничьих угодий МУ « ФИО11 », расположенного в (адрес обезличен) . Имея разрешение на охоту, охотничье ружье без соответствующих укрытий он осуществлял охоту на селезней уток, тем самым нарушив Правила охоты.

Таким образом, в отношении охотника обоснованно был составлен протокол об административном правонарушении и его действия квалифицированы по статье 8.37 части 1 КоАП РФ.

Наказание правонарушителю назначено в пределах санкции указанной статьи.

Ссылка на то, что в законодательстве не имеется четкого понятия «укрытие», поэтому он не знает что подразумевается под этим, не является основанием для освобождения его от административной ответственности, так как охотника перед производством охоты знакомят с Правилами, что подтвердил в судебном заседании.

Факт нахождения гражданина в позднее время в охотничьем угодье с охотничьим ружьём подтверждает ведение охоты. Данное обстоятельство не отрицает и сам

Допрошенные в судебном заседании свидетели К. ,, Г. подтвердили нахождение вместе с в охотничьем угодье в указанный день и вечернее время для производства охоты.

Суд находит не обоснованной ссылку на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения в связи с отсутствием причиненного материального ущерба, поскольку законодатель не связывает административную ответственность по данной статье с добычей объекта и причинения материального ущерба действиями охотника.

Подтверждаются пояснения начальника Нижегородского МРО о том, что он услышал выстрелы, стал следить за группой охотников, после чего только подошел к ним с проверкой, так как при обследовании охотничьего ружья (данные обезличены) кал.12/76 оно было заряжено, и в нем было 4, а не 5 патронов.

В судебном заседании, в жалобе признает, что когда к ним подошел Ш. , они готовились к охоте, высадке подсадных уток, искали место, подходящее для укрытия, необходимого для охоты на селезня.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что укрытие для производства охоты на селезня в момент проверки соблюдения ими Правил охоты охотником найдено не было.

имеет разрешения (номер обезличен) на хранение и ношение охотничьего пневматического огнестрельного оружия, выданное Управлением внутренних дел по г. Нижнему Новгороду, отделом милиции №5, путёвки (договора) на использование объектов животного мира, право охоты, рыбной ловли, отдыха (номер обезличен) , охотничье-рыболовного билета (номер обезличен) выданного Управлением Россельхознадзора, разрешение на добычу охотничьих ресурсов (номер обезличен) , выданное Муниципальным учреждением «Кстовское охотничье хозяйство» Кстовского муниципального района Нижегородской области, Имеет разрешение на добычу пернатой дичи ( кроме тетерева.), то есть является охотников.

Следовательно, он является субъектом административного правонарушения по статье 8.37 части 1 КоАП РФ.

При составлении протокола и постановления были соблюдены все процессуальные права , вручены копии протокола и постановления.

Поэтому суд не находит оснований для удовлетворения жалобы об отмены постановления и прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 — 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья

Постановление начальника Нижегородского МРО по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов (номер обезличен) от (дата обезличена) о признании виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.37 части 1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушения и привлечении его к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей оставить без изменения, жалобу — без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней с момента его принятия.

Комментарии к СТ 8.37 КоАП РФ

Статья 8.37 КоАП РФ. Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства

Комментарий к статье 8.37 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья состоит из трех частей, в которых сформулированы формальные составы незаконной охоты, нарушения правил добычи (вылова) водных биоресурсов (за исключением относящихся к морским и биоресурсам континентального шельфа) и нарушения иных правил пользования объектами животного мира.

Целями данной статьи являются охрана фауны (животного мира) как важнейшего компонента окружающей среды, а также обеспечение правопорядка при пользовании животным миром. Сфера применения статьи — деятельность граждан, предприятий, организаций по добыче, охране объектов животного мира и воздействию на диких зверей и птиц, а также на водные биоресурсы, в первую очередь рыбные запасы.

Составы административных экологических правонарушений, предусмотренные в данной статье, различаются между собой по предмету нарушения, объективной стороне, но сходны по субъекту и субъективной стороне.

2. Правовое регулирование охраны животного мира и пользования им регламентируется многочисленными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим, как и в отношении иных экологических правонарушений, установление противоправности деяния представляет собой достаточно сложную задачу. Базовым актом здесь является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» (с изм. и доп.), устанавливающий правила охраны объектов животного мира, виды и способы их использования, в том числе охоты и рыболовства, применения традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетного использования объектов животного мира.

Статья 59 Федерального закона «О животном мире» устанавливает, что незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством РФ.

Безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания, а в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания (а также полученная из них продукция), подлежат реализации или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Безвозмездное изъятие или конфискация указанных выше объектов не освобождает граждан и юридических лиц, незаконно добывших эти объекты, от обязанности возместить вред, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

Кроме того, правила охраны рыбных запасов устанавливаются Водным кодексом РФ.

3. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира. Предметом посягательства является животный мир, т.е. «совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы» (ст. 1 Федерального закона «О животном мире»), а также относящиеся к природным биоресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. В качестве предмета административного правонарушения может выступать отдельное (конкретное) дикое животное. Традиционно в качестве предмета выделяются дикие звери и птицы, водные биоресурсы, т.е. рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, неразрывно связанные с акваторией их нахождения, амфибии и рептилии. Насекомые, черви и др. выступают предметом в данном случае, если они являются почвообразователями, естественными санитарами среды, опылителями растений и обладают иными полезными свойствами либо продукты их жизнедеятельности используются человеком, а пользование ими устанавливается законом (см. ст. ст. 45, 46 Федерального закона «О животном мире»).

4. Объективная сторона правонарушений по данной статье включает действие (при нарушениях правил охоты и рыболовства), а при нарушении правил осуществления других видов использования объектов животного мира и правил охраны рыбных запасов может быть выражена и в виде бездействия. Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил.

5. Правовая основа осуществления охоты за последние годы претерпела существенные изменения. Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18 утверждены Правила и сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Одновременно было признано утратившим силу Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 26 июля 1993 г. N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации».

В Федеральном законе от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп.) понятие «охота» определено как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов (т.е. объектов животного мира, которые в соответствии с данным Федеральным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты), их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

В указанном Федеральном законе установлены перечень охотничьих ресурсов (ст. 11) и виды охоты (ст. 12), определены основное содержание правил охоты, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 23), и порядок утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов для каждого субъекта РФ (ст. 24). Предусмотрен перечень ограничений охоты (ст. 22).

Установлены также порядок заключения охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на срок от 20 до 49 лет (ст. ст. 27, 28) и основные положения, касающиеся выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов (ст. ст. 29 — 31). В главе 10 данного Федерального закона определены меры по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Упомянутый Федеральный закон вступил в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением отдельных положений, касающихся, в частности, порядка выдачи охотничьих билетов и ведения государственного охотхозяйственного реестра, которые вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 апреля 2010 г. N 121 (РГ. 2010. 25 июня) (с изм. и доп.).

Во исполнение ст. 23 вышеуказанного Федерального закона издан Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 ноября 2010 г. N 512 «Об утверждении Правил охоты» (РГ. 2011. 24 февраля).

Данный Приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» сроков добывания и перечней разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

По вопросам регулирования отношений в сфере охоты см. Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 344 (РН. 2010. 15 окт.), а также Приказ упомянутого Министерства от 24 декабря 2010 г. «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов» (РГ. 2011. 4 февр.).

6. Добыча водных биологических ресурсов — вид пользования животным миром. Различают промышленное, прибрежное рыболовство, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, обеспечения традиционного образа жизни, спортивный, любительский лов рыбы, осуществляемые с помощью судов, стационарных или береговых орудий и способов лова, летних или зимних удочек всех видов, спиннингов и т.п. (см. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп.)).

Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортивного рыболовства, платы, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации и контроля за осуществлением рыболовства разрешаются в нормативных правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленном законом порядке.

Промышленное рыболовство осуществляется зарегистрированными в Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании специального разрешения, а также иностранными гражданами и юридическими лицами в соответствии с международными договорами РФ. Законодательством определены порядок, сроки и условия регистрации разрешений, включения их в реестр и др. Наличие разрешений на промышленное (промысловое) рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разрешений на право промысла водных биоресурсов. Кроме того, на пользование рыбопромысловым участком должен быть заключен договор (см. ч. 5 ст. 18, ст. 33.1 упомянутого выше Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ).

Право на любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ бесплатно в водоемах общего пользования, т.е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный режим водопользования.

Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан РФ и их объединений, являющихся представителями малочисленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

7. Осуществление других видов пользования животным миром — это (помимо охоты и рыболовства) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира: почвообразователей, естественных санитаров леса, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, которая допускается только по разрешению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды обитания, например для изъятия находящихся под угрозой исчезновения животных с целью искусственного разведения в неволе и т.п.

8. Субъектами правонарушений по всем частям данной статьи являются граждане, должностные и юридические лица.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ в ч. 1 данной статьи в качестве альтернативной дополнительной санкции включено лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет. Существенно повышен размер штрафных санкций.

Субъективная сторона правонарушений — вина в форме умысла или неосторожности.

9. Согласно ст. 59 Федерального закона «О животном мире» и ст. 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» незаконно добытые объекты животного мира, водные ресурсы и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи указанных объектов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 367 утверждены Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.

10. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов — о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (ст. 23.10); органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (в части административных правонарушений, совершенных на указанной территории, — ст. 23.25); по ч. 1 — должностными лицами органов, осуществляющих в пределах своей компетенции функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 23.26); по ч. ч. 2 и 3 — органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27); по ч. 3 — органов государственного экологического контроля (ст. 23.29), а также судьями в случае передачи им этих дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. ч. 1 и 2 данной статьи — также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Кроме того, по ч. ч. 1 и 3 данной статьи (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), протоколы вправе составлять должностные лица государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

11. По вопросам применения норм комментируемой статьи см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» (БВС РФ. 2011. N 1).

Постановления по ст 837 ч1 коап рф

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

СТ 8.37 КоАП РФ. Нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.37 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира. Предметом посягательства является животный мир, т.е. «совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы» (ст. 1 Федерального закона «О животном мире»), а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В качестве предмета административного правонарушения может выступать отдельное (конкретное) дикое животное. Традиционно в качестве предмета выделяются дикие звери и птицы, водные биологические ресурсы, т.е. рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, неразрывно связанные с акваторией их нахождения, амфибии и рептилии. Насекомые, черви и другие организмы выступают предметом в данном случае, если они являются почвообразователями, естественными санитарами среды, опылителями растений и обладают иными полезными свойствами либо продукты их жизнедеятельности используются человеком, а пользование ими устанавливается законом (см. ст. ст. 45, 46 названного Закона).

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1.2, 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 1.1 комментируемой статьи) заключается в повторном в течение года совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 1.2 комментируемой статьи) заключается в осуществлении охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 1.3 комментируемой статьи) заключается в непредъявлении по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством РФ должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием.

6. Объективная сторона правонарушения (ч. 2 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

7. Объективная сторона правонарушения (ч. 3 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 — 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

8. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 анализируемой статьи, могут быть граждане и должностные лица; ч. ч. 2 и 3 — граждане, юридические лица и должностные лица.

9. Субъективная сторона правонарушения может заключаться как в умысле, так и в неосторожности.

10. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. ч. 1 — 2 анализируемой статьи — также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Кроме этого, по ч. ч. 1 — 3 данной статьи (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения) протоколы вправе составлять должностные лица государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

11. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов — о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (ст. 23.10 КоАП РФ); органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (в части административных правонарушений, совершенных на указанной территории, — ст. 23.25 КоАП РФ); по ч. ч. 1, 1.1 и 3 ст. 8.37 КоАП РФ — должностными лицами органов, осуществляющих в пределах своей компетенции функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 23.26 КоАП РФ); по ч. ч. 2 и 3 — органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27 КоАП РФ); по ч. 3 — органов государственного экологического контроля (ст. 23.29 КоАП РФ), а также судьями в случае передачи им на рассмотрение подобных дел (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

12. Статья 258 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба; применением специальных средств; в отношении животных, охота на которых полностью запрещена; на территориях особой охраны и в зонах чрезвычайной экологической ситуации; лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору.

Состав административного правонарушения необходимо отграничивать и от преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов). Уголовная ответственность наступает, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба и другими квалифицирующими данное преступление признаками.

13. При применении комментируемой статьи следует руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства».

С П Р А В К А

изучения дел об административных правонарушениях,

предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

В 2009 году судьями Новочебоксарского городского суда ЧР в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ было рассмотрено 4 жалобы на постановления об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ (из них 2 постановления о назначении наказания изменены, 2- прекращены по основанию, предусмотренному п.2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).

1. Какие лица привлекались к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.37 КоАП РФ?

На основании ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ к административной ответственности привлекались физические лица (граждане, не должностные лица), производившие улов в запретной зоне.

2. За нарушение требований каких нормативных правовых актов виновные лица привлекались к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.37 КоАП РФ. В каких действиях выражалось это нарушение?

По изученным делам лица привлекались к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение ст.ст. 9 п.5, 22 п.3 Правил любительского и спортивного рыболовства, утвержденных приказом Средневолжского бассейнового управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства.

Нарушение выражалось как в нахождении в запретной зоне (в 4-х км запретной зоне Чебоксарской ГЭС р. Волга Куйбышевского водохранилища) с орудиями лова, а именно с удочкой, так и в производстве лова рыбы в запретной зоне.

3. Возникают ли у судей сложности при разрешении вопроса о том, признаки какого противоправного деяния (преступления или административного правонарушения) содержатся в действиях (бездействии) физического лица?

Таких сложностей не возникает.

4. Какие виды наказаний назначались за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ?

За совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, виновные лица были подвергнуты к административному наказанию в виде штрафа.

Так, согласно протоколу об административном правонарушении от 17 февраля 2009 года, А. 17.02.2009 г. в 10 часов 10 минут находился на территории Куйбышевского водохранилища реки Волга в 4-х километровой запретной зоне Чебоксарской ГЭС на водоеме с запрещенными орудиями лова — удочкой, ящиком.

Постановлением старшего госинспектора отдела по ЧР Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 24 февраля 2009 года А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1200 рублей.

А. обжаловал данное постановление 02.03.2009 г. в Чебоксарский районный суд ЧР. Определением от 27.03.2009 г. жалоба направлена для рассмотрения в Новочебоксарский городской суд по подведомственности.

В ходе рассмотрения жалобы в городском суде, А. не отрицал факт приезда в запретную зону для ловли рыбы. Действия А. были квалифицированы правильно, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено. Вместе с тем, при назначении наказания должностное лицо в соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ не учел, что А. является студентом и впервые привлекается к административной ответственности. При таких обстоятельствах, А. было назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией примененного закона, в виде штрафа в размере 1000 рублей (дело № 12-67/10, судья Дурницын Э.В.).

Постановлением старшего госинспектора отдела по ЧР Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 31 марта 2009 года Александров В.В. подвергнут к административному наказанию виде штрафа в размере 1300 рублей за то, что 14.03.2009 г. в 14 часов 10 минут он ловил рыбу на зимнюю удочку в 4-х километровой запретной зоне Чебоксарской ГЭС на расстоянии 300 метров ниже по течению от ГЭС и 50 метров от левого берега реки Волга, то есть за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Данное постановление было обжаловано А. в городской суд 16.04.2009 г. При рассмотрении жалобы было выявлено, что при назначении наказания должностным лицом в соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ не были учтены, что А. признал свою вину в содеянном и впервые привлекается к административной ответственности. В связи с чем, судья изменил постановление от 31.03.2009 г., назначив А. минимальное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменений, поскольку действия А. квалифицированы правильно, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено (дело № 12-84/10, судья Дурницын Э.В.).

5. Санкцией части 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде конфискации судна .

Какие плавучие средства были отнесены к судам. Возникают ли у судей какие-либо затруднения при решении вопроса о том, является ли судном то или иное плавучее средство?

При каких обстоятельствах судьи приходили к выводу о необходимости назначения дополнительного наказания в виде конфискации судна?

Имелись ли случаи, когда судьи приходили к выводу о невозможности применения конфискации судна. Если имелись, то чем руководствовались при этом судьи?

При разрешении вопроса о возможности или невозможности применения конфискации судна выяснялось ли судьями, на каком основании лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет данным судном?

Назначалась ли конфискация судна, если было установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет судном не на праве собственности, а на ином законном основании. Если не назначалась, то как поступали судьи в отношении судна, на которое был наложен арест или которое было изъято в ходе осуществления производства по делу?

Назначалась ли конфискация судна, если было установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет судном на незаконном основании. Если не назначалась, то как поступали судьи в отношении судна, на которое был наложен арест или которое было изъято в ходе осуществления производства по дел?.

Возникают ли у судей сложности при назначении конфискации судна.

В практике суда случаев назначения дополнительного наказания в виде конфискации судна по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, не было.

6. Санкцией части 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения.

Что судьи относили к иным (помимо судна) орудиям совершения административного правонарушения. Возникают ли сложности при решении вопроса о том, относится ли конкретный объект к орудиям совершения административного правонарушения?

При каких обстоятельствах судьи приходили к выводу о необходимости назначения дополнительного вида наказания в виде конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения?

Имелись ли случаи, когда судьи приходили к выводу о невозможности применения конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения. Если имелись, то чем руководствовались при этом судьи?

При разрешении вопроса о возможности или невозможности применения конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения выяснялось ли судьями, на каком основании лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет данными орудиями?

Назначалась ли конфискация иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения, если было установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет ими не на праве собственности, а на ином законном основании. Если не назначалась, то как поступали судьи в отношении орудий, на которые был наложен арест или которые были изъяты в ходе осуществления производства по делу?

Назначалась ли конфискация иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения, если было установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, владеет ими на незаконном основании. Если не назначалась, то как поступали судьи в отношении орудий, на которые наложен арест или которые были изъяты в ходе осуществления производства по дел?.

Возникают ли у судей сложности при назначении конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения?

В практике суда случаев назначения дополнительного наказания в виде конфискации иных (помимо судна) орудий совершения административного правонарушения по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, не было.

7. В постановлениях о привлечении к административной ответственности разрешался ли судьями вопрос в отношении водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения. Если разрешался, то как поступали судьи и чем руководствовались при этом?

Судьями в постановлениях о привлечении к административной ответственности вопрос в отношении водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, не разрешался.

8. Имелись ли случаи, когда одновременно с назначением административного наказания с удьями разрешался вопрос о возмещении имущественного ущерба (абзац первый части 1 статьи 4.7, абзац первый части 2 статьи 29.10 КоАП РФ)?

Если имелись, то на какое лицо возлагалась обязанность возместить ущерб?

Каким образом определялись размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения?

Таких случае не было.

9. Имелись ли случаи прекращения производства по делам данной категории. Если имелись, то по каким основаниям?

В каких случаях судьи приходили к выводу об отсутствии состава административного правонарушения?

В каких ситуациях правонарушения признавались малозначительными?

В каких случаях судьи приходили к выводу о том, что в действиях (бездействии) лица содержатся признаки преступления, а не административного правонарушения?

В случае прекращения производства по делу разрешался ли судьями вопрос в отношении биологических ресурсов, на которые был наложен арест или которые были изъяты в ходе осуществления производства по делу. Если разрешался, то каким образом?

При прекращении производства по делу разрешался ли судьями вопрос в отношении судна и иных орудий добычи (вылова), на которые был наложен арест или которые были изъяты при осуществлении производства по делу. Если разрешался, то каким образом?

По 2 делам производство прекращено по основанию, предусмотренному п.2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Так, инспекцией рыбоохраны в отношении О. как физического лица 24.03.2009 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением по делу об административном правонарушении от 31 марта 2009 года О. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1300 рублей.

О. обжаловал данное постановление 09.04.2009 г. в Чебоксарский районный суд ЧР. Определением от 10.04.2009 г. жалоба направлена для рассмотрения в Новочебоксарский городской суд по подведомственности.

23.04.2009 г. судей городского суда был запрошен административный материал, который поступил в суд 05.05.2009 г.

В ходе рассмотрения жалобы выяснилось, что протокол по ст. 8.37 ч.2 КоАП РФ был составлен в отношении лица, имеющего иные анкетные данные (место рождения). О. родился на ст. Тюрлема Козловского района ЧР (по паспорту), тогда как по протоколу он значиться уроженцем д. Шинер-Поси Чебоксарского района. Представитель Средневолжского территориального управления по рыболовству пояснил, что человек, назвавшийся О., указал все сведения о дате и месте рождения, о месте жительства, указанные им данные были проверены через адресное бюро МВД ЧР. Допрошенная в качестве свидетеля мать О. подтвердила, что в день, когда ее сын якобы рыбачил на Волге, О. был дома и никуда не отлучался. Сотрудник ГИМС МЧС РФ по ЧР К. (свидетель) также подтвердил, что лицо О. ему не знакомо. В его практике были случаи, когда задержанные правонарушители представлялись именами других лиц.

Решением от 13 мая 2009 года обжалуемое постановление отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п.2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ (дело № 12-81/09, судья Балясина Н.В.).

Постановлением прокурора г. Новочебоксарск ЧР от 15 января 2009 года в отношении Семенова Н.В. возбуждено дело об административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора Федерального агентства по рыболовству Митина А.Д. от 03.02.2009 г. № 73 С. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1200 рублей. Этим же постановлением С. предъявлено возмещение ущерба в размере 250 рублей.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения С. с жалобой в городской суд.

В ходе судебного заседания заявитель С. пояснял, что 15 января 2009 года он ловлю рыбы не осуществлял и объяснения сотруднику прокуратуры не давал, поскольку находился на работе и выполнял заказы по осуществлению услуг по перевозке пассажиров и грузов, что подтверждается справкой директора ООО «Алло такси».

Вместе с тем, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.01.2009 г. отсутствуют сведения о месте рождения С., а также нет ссылки на документы, удостоверяющее его личность.

Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ был нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности (не была выяснена личность лица, совершившего административное правонарушение). Кроме признательных объяснений якобы С. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, других доказательств вины С. не имеется. При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ судья пришел к выводу о недоказанности вины С. Решением от 16 марта 2009 года обжалуемое постановление от 03.02.2009 г. отменено и производство прекращено по основанию, предусмотренному п.2. ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ (дело № 12-49\09 судья Дурницын Э.В.).

10. Имелись ли случаи возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в орган или должностному лицу на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Если имелись, то какие нарушения были допущены органом, должностным лицом?

В практике суда случаев возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в орган или должностному лицу на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, не имеется.

11. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносились ли в соответствующие организации и должностным лицам представления на основании части 1 статьи 29.13 КоАП РФ. Если вносились, то в какие организации и каким должностным лицам. Каково количество таких представлений?

Всегда ли сообщалось судье о принятых мерах (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ)?

Представлений не вносилось.

12. Какие неясные либо спорные вопросы, требующие разъяснения, возникают при рассмотрении данной категории дел?

Вопросов у судей, требующих разъяснения по данной категории дел, не имеется.

К справке прилагается таблица.

Мировыми судьями г. Новочебоксарска дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, в 2009 году не рассматривались. Протоколы об административных правонарушениях по данной категории дел в судебные участки не поступали.

О результатах рассмотрения в 2009 году дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил охоты) составляет один год

Постановлением начальника управления охотничьего хозяйства края У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа за то, что он находился в охотугодьях на снегоходе с личным охотничьим оружием, не имея разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Решением судьи районного суда, оставленным без изменения постановлением заместителя председателя краевого суда, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился к первому заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации с протестом об их отмене по следующим основаниям.

Суды указали, что срок давности привлечения У. к административной ответственности за совершение вменяемого ему правонарушения составляет два месяца.

Однако, согласно ст. 1 Федерального закона «О животном мире» животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды — это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (ч. 5 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Охота является одним из видов пользования животным миром (ст. 34 Федерального закона «О животном мире»).

Согласно ст. 40 Федерального закона «О животном мире» пользователи животным миром обязаны, в частности, применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира, осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что общественные отношения в области охоты как вида природопользования регулируются законодательством об охране окружающей среды.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил охоты, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, составляет один год.

Первым заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации доводы, изложенные в протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, признаны обоснованными.

Вместе с тем, судебные постановления не отменены, а изменены ввиду недопустимости ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности (постановление от 27.03.2014 № 51-АД14-2).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Статья 8.37 КоАП РФ. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

Новая редакция Ст. 8.37 КоАП РФ

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Комментарий к Статье 8.37 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной объектов животного мира. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Юридическими лицами и гражданами в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (ч. 1 ст. 34).

3. Охотой согласно Положению об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 , признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. Удостоверением на право охоты служит охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины. Охотник обязан иметь при себе охотничий билет и предъявлять его по требованию уполномоченных на это лиц и членов охотничьих обществ во время охоты, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям. Продукцией незаконной охоты признается пушное сырье, шкуры, мясо и другая продукция охотничьего промысла, добытые недозволенными способами, в запрещенные для охоты сроки или в запрещенных местах; вся продукция охоты, добытая во всякое время лицами, не имеющими охотничьего билета, за исключением шкурок зверей, указанных в п. 16; пушное сырье, шкуры и мясо диких зверей и птиц, запрещенных к добыче или добытых сверх установленных норм (п. 10, п. 15, п. 18, п. 30).
———————————
СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; см. с изм. и доп.

4. Право пользования водными биоресурсами, согласно Типовым правилам рыболовства, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 28 июля 2005 г. N 133 , возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ (п. 6). Добыча водных биоресурсов в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ представляет собой изъятие водных биоресурсов из среды их обитания. Под рыболовством понимается деятельность по добыче водных биоресурсов. В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться такие ограничения рыболовства, как запрет рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальные размер и вес добываемых водных биоресурсов; виды разрешаемых орудий и способов добычи водных биоресурсов; размер ячеи орудий лова, размер и конструкция орудий добычи водных биоресурсов; объем и состав водных биоресурсов, добыча которых допускается одновременно с добычей водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу водных биоресурсов (разрешенный прилов); распределение районов промысла между группами судов, различающихся по орудиям добычи водных биоресурсов, типам и размерам; периоды промысла для групп судов, различающихся орудиями добычи водных биоресурсов, типами и размерами; количество и типы судов, которые могут осуществлять промышленное рыболовство одновременно в одном районе промысла; минимальный объем добычи водных биоресурсов на одно промысловое судно; время выхода в море рыбопромысловых судов для осуществления промышленного рыболовства; периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения; иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства (ч. 8, ч. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 26).
———————————
БНА. 2005. N 38.

5. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289. Форма долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, форма заявки на получение объектов животного мира в пользование и Порядок определения размеров сбора за выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира утверждены Приказом Минсельхозпрода РФ от 22 июня 1998 г. N 378 и Госкомэкологии РФ от 22 июня 1998 г. N 400 . Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении, утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 28 апреля 2005 г. N 70 . Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства утвержден Приказом МПР РФ от 27 июля 2005 г. N 211 . Перечень лицензируемых видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, утвержден Приказом Госкомрыболовства РФ от 15 мая 2001 г. N 137. Форма сведений о выданных организациям лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, форма сведений о выданных индивидуальным предпринимателям лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и форма сведений о выданных физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов утверждены Приказом МНС РФ от 5 апреля 2004 г. N САЭ-3-21/[email protected] . Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства и Положение о комиссии по проведению аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 5 сентября 2005 г. N 163 .
———————————
БНА. 1998. N 21.

Другой комментарий к Ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

2. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил охоты; нарушении правил рыболовства; нарушении правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов; нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением вышеперечисленных случаев.

3. Незаконная охота, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; а также совершено лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, является в соответствии со ст.258 УК РФ уголовно наказуемым преступлением.

4. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

5. Субъектами правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

Смотрите еще:

  • Часть 1 статья 67 федерального закона Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 67 настоящего Федерального закона Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Федеральный закон статья 16 пункт 2 Статья 16. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции Информация об изменениях: Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции Статья 16. Особые требования к […]
  • Статья 715 гражданский кодекс рк Статья 715 гражданский кодекс рк Подскажите, пожалуйста, имеет ли право коммерческая компания выдавать своим сотрудникам ссуды под проценты? Есть ликакие-нибудь ограничения? Какими нормативно-правовыми актами следует руководствоваться при выдаче ссуды? Не возникает ли […]
  • Адвокат волков владимир михайлович ВОЛКОВ Владимир Михайлович ВОЛКОВ Владимир Михайлович — заместитель мэра города Ярославля по вопросам градостроительства — исполняющий обязанности мэра города Ярославля с 4 октября 2018 года. Глава Переславля-Залесского и Переславского района в […]
  • Купить недорогой земельный участок у моря Участки недорого Срочно куплю участок от хозяина в Овидиопольском районе. Земельные участки, Одесская область, Овидиопольский, Большая Долина , Возле воды , Дома, дачи, недорого , Инвестиционные проекты , Недвижимость для бизнеса , Участки недорого Совершенно […]
  • Федеральный закон об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов […]
  • П 71 ч1 ст 81 тк рф Увольнение по инициативе работодателя: судебная практика (Болгерт Д.) Дата размещения статьи: 05.06.2015 При расторжении трудового договора по инициативе работодателя не всегда соблюдается установленный законодательством порядок. Обычно это приводит к восстановлению […]
  • Письмо президенту рб написать Обращения граждан и юридических лиц Президент Республики Беларусь уделяет особое внимание работе государственных органов с обращениями граждан. Обеспечение реализации Президентом Республики Беларусь полномочий по работе с обращениями граждан, в том числе […]