Права арендатора на выкуп земли

Содержание:

Договор аренды с правом выкупа: правовые основы
Советы юриста

Продолжаем серию статей (см. журнал «Основные Средства» № 9, 10 за 2014 г.) с комментариями опытных юристов, рассматривающих сложные вопросы, с которыми сталкиваются владельцы дорожно-строительной и специальной техники.

В соответствии со статьей 624 ГК договор аренды может содержать условие о переходе арендованного имущества в собственность арендатора после истечения срока аренды или ранее при условии выплаты всей выкупной цены. Если такое условие не предусмотрено договором, можно его прописать в дополнительном соглашении.

Президиум ВАС РФ (Постановление от 01.03.2005 № 12102/04) рассматривает договор аренды с правом выкупа как смешанный договор, ведь он содержит в себе элементы аренды – сведения об объекте аренды (параграф 1 гл. 34 ГК) и купли-продажи – выкупная стоимость имущества, порядок, сроки и размеры выкупных платежей (п. 3 ст. 609, ст. 624 ГК). ФАС Волго-Вятского округа, Уральского округа (Постановления от 11.04.2011 № Ф01-907/11, 17.08.2010 № Ф09-6216/10-С3) считают, что если речь идет об аренде недвижимости, условие о размере выкупной цены является существенным, а его отсутствие ведет к признанию договора незаключенным.

В соответствии с п. 3 ст. 609 ГК РФ форма договора аренды с правом выкупа должна быть аналогична форме договора купли-продажи такого имущества.

Статьи 550 и 560 ГК предусматривают специальные требования к форме договоров купли-продажи недвижимости и продажи предприятия соответственно. Продажа недвижимости оформляется в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. К договору продажи предприятия помимо этого должны быть приложены документы, прописанные в п. 2 ст. 561 ГК: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Статья 421 ГК предусматривает свободу договора, поэтому стороны договора аренды вправе определить выкупную цену в любом размере, а также могут установить в договоре любой механизм оплаты выкупной цены.

Президиум ВАС РФ (Постановление от 18.05.2010 № 1729/10) часть внесенной выкупной цены признает неосновательным обогащением, подлежащим возврату. После уплаты предусмотренной договором выкупной цены арендованное имущество переходит в собственность арендатора (ст. 624 ГК РФ).

Право собственности на недвижимое имущество, которое является предметом договора аренды с правом выкупа, переходит к покупателю – арендатору с момента государственной регистрации перехода права, гласит п. 2 статьи 223 ГК, если иное не установлено законом; недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (п. 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество у добросовестного приобретателя в случае, если он приобрел имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем добросовестный приобретатель не знал и не мог знать.

Обязательство арендатора по внесению арендной платы прекращается с момента уплаты всей выкупной цены, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Относительно аренды с правом выкупа земельного участка и если арендодателем является публично-правовое образование, Пленум ВАС РФ (п.п. 7, 8 постановления от 17.11.2011 № 73) постановил, что у покупателя-арендатора в таких случаях сохраняется обязанность вносить арендную плату согласно ранее заключенному договору аренды вплоть до государственной регистрации перехода права собственности на землю. Стороны не вправе установить в договоре иной момент прекращения обязанности по внесению арендной платы, так как использование земли в РФ по общему правилу является платным, а до момента регистрации перехода права собственности на земельный участок его покупатель земельный налог не уплачивает.

Приобретение в собственность арендованного имущества

Далее рассмотрим приобретение в собственность арендованного государственного или муниципального имущества.

В данном случае действует специальное правило, предусмотренное статьей 217 ГК: такое имущество может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Сейчас порядок приватизации регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». ФАС Поволжского округа (постановление от 13.05.2005 № А72-6835/04-25/287) обращает внимание на то, что способы приватизации государственного и муниципального имущества, перечисленные в ст. 18–26 этого федерального закона, не предусматривают выкуп имущества, арендуемого у государства или у муниципального образования.

Особые условия предусмотрены для договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных до даты вступления в силу Закона о приватизации, т. е. до 26.04.2002. Если такой договор предусматривает право арендатора выкупить имущество и в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения, выкуп осуществляется в соответствии с условиями договора. Как гласит пп. 1 п. 12 ст. 43 Закона о приватизации, в этом случае срок реализации арендатором своего права на выкуп государственного или муниципального имущества ограничен только сроком подачи заявления о выкупе, который установлен договором. Однако для этого договор должен указывать на конкретную цену выкупа – это условие обозначил Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 25.08.2009 № 02АП-3588/2009.

Необходимо учитывать, что для осуществления арендатором права на выкуп имущества, арендованного до вступления в силу закона о приватизации, договор аренды с правом выкупа должен соответствовать законодательству о приватизации, которое действовало на момент его заключения. Судебная практика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.03.2011 по делу № А45-8984/2010, ФАС Северо-Западного округа от 30.05.2008 № А52-4400/2007, ФАС Центрального округа от 29.05.2001 № А35-2823/00-С13) показывает, что, если договор аренды государственного или муниципального имущества с правом выкупа был заключен без учета этих требований, в выкупе имущества арендатору будет отказано.

Приватизация недвижимого имущества

Приватизация недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, весьма популярный способ усиления положения на рынке среди арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в п. 5 ст. 3 указывает, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. Данное указание отсылает к Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон прописывает преимущественное право арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение имущества при наличии определенных этим законом условий. Первоначально срок реализации такого преимущественного права был ограничен 1 июля 2010 г., но впоследствии он был продлен сначала до 1 июля 2013 г., а затем до 1 июля 2015 г. (федеральные законы от 02.07.2010 № 150-ФЗ и от 02.07.2013 № 144-ФЗ).

Закон № 159-ФЗ не распространяет преимущественное право выкупа на:

  1. отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  3. недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;
  4. недвижимое имущество, которое ограничено в обороте;
  5. государственное или муниципальное недвижимое имущество, если по состоянию на 01.07.2013 опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием.

Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 05.11.2009 № 134 разъясняет, что преимущественное право на приватизацию не распространяется также на:

  • земельные участки;
  • части здания или части нежилого помещения (например, торгового места), за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны выполнить следующие условия:

  1. арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества (за исключением случая, когда имущество приобретается на основании ч. 2.1 ст. 9 Закона № 159-ФЗ);
  2. отсутствует задолженность по арендной плате за арендуемое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) (ч. 2 ст. 3 Закона № 159-ФЗ);
  3. арендуемое имущество не включено в перечень, утвержденный на основании ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ч. 4 ст. 3 Закона № 159-ФЗ), за исключением случаев, когда оно приобретается на основании ч. 2.1 ст. 9 Закона № 159-ФЗ).

Закон предписывает, чтобы арендатор, претендующий на реализацию преимущественного права, имел статус субъекта малого или среднего предпринимательства на момент заключения договора купли-продажи арендуемого имущества (ч. 5 ст. 4 Закона № 159-ФЗ). Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Преимущественное право в соответствии со ст. 4 Закона № 159-ФЗ означает также, что арендатор должен быть уведомлен о предстоящей сделке, имущество может быть продано третьему лицу только в случае отказа арендатора от покупки или непредоставления ответа в указанный срок, в противном случае есть право на обращение в суд.

Согласие арендатора воспользоваться преимущественным правом обязует собственника заключить с ним договор купли-продажи в течение 30 дней со дня, когда арендатор получил предложение заключить договор или проект договора купли-продажи. Течение данного срока приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда, если арендатор оспаривает достоверность величины рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком.

Арендатор имеет возможность сам инициировать приватизацию, если отвечает всем условиям, установленным ст. 3 и ст. 1 Закона № 159-ФЗ, он может направить в уполномоченный орган заявление в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 159-ФЗ. В соответствии с частью 2.1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ инициировать приватизацию может субъект малого или среднего предпринимательства, у которого имущество находилось в аренде по состоянию на 01.09.2012 в течение пяти и более лет при условии, что в течение пяти и более лет до момента подачи заявления о выкупе имущество было включено в перечень государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. В таком случае государственный или муниципальный орган, если выполнены все вышеуказанные условия, обязан провести подготовительную работу и направить заявителю проект договора купли-продажи.

Арендатор не вправе инициировать приватизацию путем подачи заявления в следующих случаях:

  • если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения;
  • если арендуемое имущество необходимо муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения и соответствует требованиям законодательства о составе объектов муниципальной собственности.

Оплата недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права, предусмотренного Законом № 159-ФЗ, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. В последнем случае приобретаемая недвижимость находится в залоге у продавца до ее полной оплаты. Срок выплаты стоимости имущества в рассрочку устанавливается законами субъектов РФ, но не может составлять менее трех лет. Если законом субъекта РФ такой срок не установлен, применяется срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, равный трем годам (ч.ч.1, 5 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Закона № 159-ФЗ).

Следует отметить, что Закон № 159-ФЗ не содержит положений, запрещающих субъектам малого и среднего предпринимательства реализовывать принадлежащее им право на приобретение в отношении нескольких арендуемых ими объектов недвижимого имущества (п. 12 письма № 134).

Уступка преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается.

Не имеют преимущественного права субъекты малого и среднего предпринимательства, указанные в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, и субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Как выкупить земельный участок из аренды?

Аренда земельного участка – это сделка по передаче имущества во временное использование от арендодателя (собственника) к арендатору на возмездной основе.

Аренда земельных участков у государственных и муниципальных властей регулируется Земельным кодексом, а также отдельными пунктами Гражданского кодекса (Главы 30,7,9).

Основной документ, который будет определять права и обязанности сторон сделки – это договор аренды. Если какие-либо пункты в договоре не будут освещены, то приоритет в урегулировании споров принадлежит ГК РФ.

Что такое право выкупа ЗУ

Право выкупа земельного участка – это зафиксированное в договоре аренды право арендатора земли за определенную плату в оговоренные сроки приобрести земельный участок у арендодателя. В результате такой сделки арендатор становится полноправным собственником земельного участка.

Особенности и основные правила заключаемых договоров аренды земельных участков содержатся в 606 и 624 статьях ГК РФ. Перечень оснований для выкупа арендатором земли у муниципалитета прописан в 39 ст. Земельного кодекса.

Земельные участки для выкупа могут принадлежать государству, муниципалитету или частному лицу. Порядок выкупа земли в данных случаях будет несколько отличаться, так как властные структуры обязаны следовать административному регламенту при продаже участка. В частности, в некоторых случаях они должны организовать торги, победителем которых станет физическое или юридическое лицо, предложившее наибольшую цену. Тогда как в практике взаимодействия частных лиц данный этап не является обязательным, а покупка участка производится по соглашению сторон.

Земельный участок с последующим выкупом должен принадлежать к разрешенной категории. Так, не допускается продавать парковые территории, заповедники, земли ЗАТО, территории захоронения отходов и некоторые другие объекты.

Арендовать земельные участки с последующим выкупом разрешается следующие категории земель:

  • земли сельхозназначения (для КФХ, ЛПХ, садоводства и огородничества);
  • участки, предназначенные для ИЖС;
  • земли под социальную застройку.

На участках под выкуп не должны располагаться трасформаторы, трубо- и газопроводы, ЛЭП. Также обязательным требованием к земельному участку под продажу является его предварительная постановка на кадастровый учет.

В ст. 39.3 приводятся основания для выкупа участков без проведения торгов. Это правило распространяется на:

  • участки для комплексного освоения (кроме возведения жилья эконом-класса);
  • участки для НКО под ИЖС;
  • участки с расположенными на них зданиями в собственности покупателя;
  • при продаже земли юридическим лицам с правом бессрочного пользования;
  • после окончания срока аренды с/х земель при условии их надлежащей эксплуатации более 3 лет;
  • при предварительном согласовании участка, выделенного для ИЖС, ЛПХ или дачное строительство.

В остальных случаях проводятся торги в формате электронного аукциона с шагом на повышение.

Как выкупить арендованный земельный участок у государства

Для выкупа земельного участка из государственной и муниципальной собственности необходимо пройти ряд обязательных этапов. Стоит отметить, что указанные этапы не отличаются в зависимости от того, в чей собственности находится участок земли. Различаются лишь структуры, которые уполномочены контролировать данный вид сделок.

Этап 1. Заключить договор аренды

После предварительного согласования участка земли в администрации и получения его в аренду по итогам торгов или без таковых заключается договор аренды. При заключении договора аренды с государством нужно обратить внимание на следующие пункты:

  1. Договор обязательно должен предусматривать возможность выкупа земли и условия.
  2. Договор должен четко идентифицировать предмет аренды и последующего выкупа.
  3. В договоре должны быть прописаны сроки для выкупа земельного участка: это может быть четкая дата или наступление определенного события (например, выкуп допускается после постройки на земле дома и перевода его в собственность арендатора, либо целевого использования сельскохозяйственной земли в течение 3 лет).
  4. В документе должны отображаться арендная ставка и выкупная цена или алгоритм, который будет использоваться для ее определения.

Если в период действия договора арендатор будет использовать участок не по своему целевому назначению (например, заниматься там предпринимательской деятельностью), то муниципалитет вправе досрочно расторгнуть договор.

Договор аренды нужно подписать в трех экземплярах, после чего оплачивается арендная плата за несколько месяцев вперед. В связи с тем, что договор аренды с правом выкупа заключается на длительный срок (от 3 лет) он подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

Этап 2. Подать заявление на покупку участка

Для покупки земельного участка необходимо обратиться в Администрацию муниципального образования и написать заявление о желании выкупить землю. Его необходимо подать до того момента как истечет срок действия арендного договора.

Заявление пишется на имя Главы администрации и содержит:

  • личные и контактные данные заявителя;
  • кадастровый номер участка, его месторасположение и площадь;
  • целевое назначение;
  • данные об имеющихся постройках на участке, их кадастровые номера и дата оформления в собственность;
  • основания, дающие право на покупку участка без торгов со ссылками на законодательство (если есть);
  • согласие на обработку персональных данных;
  • перечень прилагаемых документов.

Перед подачей заявления арендатору нужно подготовить комплект документов, включающий договор аренды, выписку из ЕГРН из Росреестра, кадастровый паспорт участка, паспорт.

Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Далее возможно три варианта развития событий:

  1. Заявителю откажут в покупке участка (например, если он был изъят из оборота, заявитель предоставил неполный комплект документов или допустил фактические ошибки, в отношении него ведется процедура банкротства).
  2. Участок выставят на торги, в которых сможет участвовать арендатор. Если участок будет выставлен на торги арендатору нужно зарегистрироваться на электронной площадке, которая будет отвечать за проведение аукциона. Если он предложит наиболее высокую цену, либо будет единственным участником, тогда арендатор получит статус победителя и сможет переходить к следующему этапу.
  3. При наличии оснований для продажи участка без торгов заявителю предоставят постановление с положительным решением администрации о передаче участка на возмездной основе с указанием выкупной цены.

Этап 3. Подписать договор купли-продажи

После вынесения положительного решения представители администрации приступают к подготовке договора. У арендатора будет 30 дней на ознакомление с условиями документа и его подписание.

Договор имеет стандартную структуру и включает в себя:

  • данные продавца/покупателя;
  • сведения о предмете договора-земельном участке: расположение, площадь, кадастровый номер;
  • цена договора;
  • порядок и дата перехода права собственности на участок;
  • права и обязанности сторон;
  • дополнительные условия;
  • дата составления и подписи сторон.

Договор имеет простую письменную форму и не подлежит обязательному нотариальному заверению.

Этап 4. Зарегистрировать права собственности

После одобрения покупки земли у администрации и подписания договора купли-продажи прежний арендатор должен внести оплату на указанные в нем реквизиты. После чего остается перерегистрировать земельный участок на нового собственника.

Перерегистрацией прав собственности в России занимается Росреестр. Для этого требуется предоставить:

  • заявление на оформление прав собственности;
  • правоустанавливающий документ: в данном случае это договор купли продажи;
  • квитанция с оплаченной госпошлиной (не обязательна, но поможет ускорить время оказания госуслуги);
  • постановление/акт муниципалитета, которое подтверждает передачу земли в собственность.

После приема документов собственнику предоставят расписку с указанной в ней датой получения выписки из ЕГРН.

Особенности если выкупается участок под объектом недвижимости

При выкупе земельного участка у государства, на котором располагаются принадлежащие арендатору объекты недвижимости, есть свои особенности. В 2015 году утратила силу 36 ст. Земельного кодекса, которая указывала на преимущественное право покупки земель из государственной/муниципальной собственности, на которых есть здания и строения.

При этом в статье 39.9 Земельного кодекса прописано, что ЗУ со зданиями и сооружениями продается их владельцам без торгов. Т.е. фактически преимущественное право выкупа было сохранено за ними. Статья 39.20 закрепляет за собственниками зданий и сооружений исключительное право на покупку земель.

Если на участке несколько построек, принадлежащих разным собственникам, то он может быть оформлен в общедолевую собственность. Для получения права собственности через выкуп собственник здания или все собственники должны все вместе обратиться в администрацию.

Обычно выкупная стоимость земельного участка привязана к кадастровой оценке. Так, при условии строительства на участке под ИЖС или ЛПХ жилого дома в течение трех лет, землю можно будет выкупить за 3% от кадастровой стоимости.

Преимущественное право выкупа земельного участка (2017)

Информация о компании

Компании и рынка

Помощь в любых вопросах

Документы и справки

Документы и справки

Преимущественное право выкупа земельного участка (2017)

Преимущественное право выкупа земельного участка (2017)

Узнать о преимущественном праве выкупа земельного участка будет полезно как продавцам земельных участков, так и тем, кто ищет возможности приобретения земли из государственной или муниципальной собственности в упрощенном порядке. Также статья будет полезна, если вы хотите отстоять свое право преимущественного приобретения участка, который продается частным лицом. В статье приведена актуальная информация по состоянию на 2017 год.

1. Преимущественное право выкупа арендуемого земельного участка

Особенности аренды земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) (ст. 22) [2], Гражданским кодексом (ГК РФ) (ст. 606-625) [1] и другими законами в земельной сфере.

В соответствии с ЗК РФ, в аренду могут передаваться все виды земельных участков, кроме изъятых из оборота. Арендаторами могут выступать любые юридические или физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. Более детально о существенных условиях аренды и договоре аренды земельного участка читайте в отдельной статье.

Изменения в законодательстве

С 1 марта 2015 г. в Земельный кодекс законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. [6] были внесены существенные изменения, которые касаются преимущественного права заключения нового договора аренды и преимущественного права выкупа арендованного земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности. Так, в связи с принятием закона № 171-ФЗ, утратили силу пункты 3 и 8 ст. 22 ЗК РФ об аренде земельных участков.

Для справки

В п. 3 ст. 22 ЗК РФ значилось, что «по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.

В п. 8 ст. 22 ЗК РФ было установлено, что «при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.

Таким образом, из Земельного кодекса были исключены положения о преимущественном праве выкупа арендованного земельного участка из государственной или муниципальной собственности, а также о преимущественном праве заключения нового договора аренды. Но в то же время в Гражданском Кодексе данные положения сохранились.

Гражданский кодекс о преимущественном праве выкупа или заключения договора аренды на новый срок в отношении арендованного земельного участка

Статья 621 ГК РФ устанавливает преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок: «Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок». При этом арендатор должен заблаговременно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор. Если арендодатель отказывает арендатору, но при этом в течение года после окончания договора аренды заключает новый договор аренды с другим лицом, то арендатор вправе через суд требовать переведения на него прав по новому договору аренды и компенсации убытков, причиненных отказом возобновить договор.

Статья 624 ГК РФ регулирует отношения по выкупу арендованного имущества. В статье указано, что переход права собственности на арендованное имущество к арендодателю может быть предусмотрен в самом договоре аренды. Данное положение позволяет установить преимущественное право выкупа для земельного участка, который находится в частной собственности.

И снова к Земельному кодексу

В Земельном же кодексе вместо института преимущественного права выкупа арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности предусмотрены случаи, когда выкуп земельного участка проводится в упрощенном порядке без торгов одному участнику. Данные случаи установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

2. Преимущественное право выкупа земельного участка субъектами малого и среднего предпринимательства

Где установлено преимущественное право субъектов малого и среднего бизнеса выкупать арендуемое ими имущество из государственной или муниципальной собственности?

Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. [4]. Согласно данному закону, субъекты малого и среднего предпринимательства в случае, если арендуемое ими имущество из государственной или муниципальной собственности планируется выставить на продажу, пользуются преимущественным правом выкупа такого имущества по рыночной цене, определенной независимым оценщиком.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?

В соответствии со ст. 4 закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. [5], к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые отвечают следующим условиям:

1) для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств должны выполняться требования относительно учредителей и состава капитала;

2) среднесписочная численность работников за предыдущий год не должна превышать 100 человек для малых предприятий и 250 человек для средних предприятий;

3) суммарный доход за предыдущий календарный год не должен превышать 800 млн. руб. для малых предприятий и 2 млрд. руб. для средних предприятий.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые не имеют преимущественного права выкупа арендованного ими государственного или муниципального имущества

Преимущественным правом выкупа предложенного к приватизации имущества не могут обладать субъекты малого и среднего предпринимательства:

1) кредитные организации;

2) страховые общества (за исключением потребительских кооперативов);

3) инвестиционные фонды;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) организации, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

8) организации, занимающиеся игорным бизнесом;

9) организации нерезиденты (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);

10) организации, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Условия реализации преимущественного права

Для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо, чтобы:

1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находилось в собственности таких субъектов и/или в их временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням);

3) арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Порядок реализации преимущественного права

Порядок реализации преимущественного права арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, утвержденный статьей 4 закона № 159-ФЗ, действует до 1 июля 2018 года. Данный порядок состоит в том, что уполномоченные на осуществление приватизации органы госвласти субъектов РФ или органы местного самоуправления направляют арендатору предложение о заключении договора и сам проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

Если субъект малого или среднего предпринимательства согласен использовать свое преимущественное право выкупа арендованного имущества, а также согласен с ценой договора и погашает всю задолженность, в течение 30 дней договор купли-продажи должен быть заключен. Если субъект малого или среднего предпринимательства направляет в уполномоченный орган заявление об отказе в использовании своего преимущественного права выкупа или в течение 30 дней не обжалует положения и не подписывает проект договора купли-продажи, он утрачивает свое преимущественное право приобретения арендованного имущества.

3. Преимущественное право выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения

Земельный кодекс: приобретение арендуемого сельхозучастка без торгов

В соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, по преимущественному праву выкупа без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом преимущественным правом выкупа земельного пользуется гражданин либо юридическое лицо, которые по договору аренды использовали предоставленный участок надлежащим образом в течение не менее трех лет.

Надлежащее использование земельного участка должно быть подтверждено документально. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков, устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ. В данный момент перечень таких документов не установлен.

Чтобы не утратить свое преимущественное право на приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности без торгов, заявление о намерении заключить договор купли-продажи такого земельного участка необходимо подать до дня истечения срока договора аренды.

А что в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?

Некоторые положения о преимущественном праве выкупа сельскохозяйственного земельного участка приведены в законе № 101-ФЗ от 27.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3]. Но в связи с принятием закона № 171-ФЗ, которым в Земельный кодекс были внесены значительные изменения, относящиеся к процедуре предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были изъяты положения о преимущественном праве выкупа земель сельскохозяйственного назначения. Теперь все отношения по данному поводу регулируются Земельным кодексом, и преимущественное право выкупа реализуется через процедуру предоставления участка без торгов.

Несколько интересных положений о реализации преимущественного права в законе № 101-ФЗ все же осталось:

1. В частности, как и в ГК РФ, в данном законе по поводу договора аренды земель сельскохозяйственного назначения сказано, что в таком договоре «может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены».

2. Также в данном законе установлено, что арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, по истечении срока аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

3. Кроме общих условий получения земельного участка сельскохозяйственного назначения без торгов для сельскохозяйственных организацией и крестьянских (фермерских) хозяйств есть возможность получить такой земельный участок в собственность или аренду без торгов по сниженной цене (не более 15% кадастровой стоимости) или сниженной арендной плате (не более 0,3% кадастровой стоимости в год). Реализовать такое право можно по отношению к фактически используемым земельным участкам, которые находятся в муниципальной собственности и выделены в счет земельных долей.

При этом подать заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в орган местного самоуправления необходимо в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Орган местного самоуправления не позднее чем в течение 2 недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, разместить на своем официальном сайте, а также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования, информацию о возможности приобретения земельного участка.

4. Преимущественное право приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения также имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые пользуются такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. При этом цена приобретения участков в собственность не может превышать 15% кадастровой стоимости. Субъекты РФ могут устанавливать случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

5. По отношению к земельным участкам сельскохозяйственного назначения, в случае их продажи частными лицами, действует правило преимущественного права выкупа таких участков субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями. Продавец земельного участка сельскохозяйственного назначения обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продать такой земельный участок с указанием его цены, размера и местоположения, а также срока, до истечения которого необходимо провести взаимный расчет. Срок для взаимных расчетов не должен превышать 90 дней.

Государственные органы могут выкупить земельный участок только по цене, установленной продавцом. При этом если орган госвласти откажется приобретать участок по предложенной цене, продавец вправе в течение 1 года продать данный участок по установленной цене третьему лицу. Продавать участок по более низкой цене можно только после повторной подачи в орган госвласти предложения о продаже земли.

4. Преимущественное право покупки доли земельного участка

Определение доли земельного участка

Определение доли земельного участка, способы ее образования и регистрации, а также особенности оборота долей в праве собственности на земельные участки описаны в отдельной статье на нашем сайте. Более детально о порядке купли, продажи, дарения и аренды долей земельного участка читайте в следующей статье.

Преимущественное право покупки земельной доли

Сейчас же речь пойдет именно о преимущественном праве покупки земельной доли, которое установлено ст. 250 ГК РФ. В данной статье указано, что в случае намерения собственника доли в праве общей собственности (в том числе доли в праве собственности на земельный участок) продать эту долю постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки по цене, по которой она продается. У сособственников преимущественное право покупки исчезает в случае продажи имущества на публичных торгах, а также в случае, если продается доля в праве собственности на земельный участок, на котором расположено здание или помещение. В последнем случае преимущественное право покупки земельной доли принадлежит собственнику здания.

Проведение торгов по продаже доли в праве общей собственности может проводиться по согласию всех участников долевой собственности или без их согласия, если такие участники отказываются выкупить у собственника его долю.

Для того чтобы сособственники могли реализовать свое преимущественное право на приобретение доли в праве общей собственности, продавец такой доли должен в письменной форме известить остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу. Если остальные собственники откажутся от приобретения доли в недвижимом имуществе или не выкупят ее в течение одного месяца (для движимого имущества в течение 10 дней) со дня извещения, продавец имеет право продать свою долю любому лицу. Если данный порядок был нарушен, участник долевой собственности вправе в течение 3 месяцев подать в суд иск с требованием перевода на него прав и обязанностей покупателя.

При продаже доли одному из участников долевой собственности уведомлять остальных участников не обязательно.

Особенности продажи доли земельного участка сельскохозяйственного назначения

Существуют некоторые особенности при продаже доли в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. Без выделения земельной доли в натуре продать ее можно только другому участнику долевой собственности, сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют земельный участок, находящийся в долевой собственности. Таким образом, при продаже доли (пая) в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения вообще не предусмотрено возможности продажи ее стороннему лицу (ст. 12 закона № 101-ФЗ [3]).

В случае выделения доли в натуре, действует преимущественное право на приобретение участка органом госвласти субъекта РФ или муниципалитетом. Если они откажутся приобретать выделенный участок по предложенной цене, только в таком случае его можно продать любому лицу.

5. Преимущественное право выкупа земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения

Выкуп участка, на котором расположено здание, из государственной или муниципальной собственности

В связи с принятием закона № 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратила силу ст. 36 ЗК РФ. Ранее данная статья регулировала отношения по поводу приобретения прав на земельные участки из государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения. Теперь по поводу изучения вопроса преимущественного права выкупа таких участков следует руководствоваться общим порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данный порядок описан в главе V.1 ЗК РФ.

В ст. 39.3 ЗК РФ п. 2 указано, что земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, продаются собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них без торгов, то есть в упрощенном порядке, фактически по преимущественному праву выкупа.

Особенности предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, регулируются отдельной статьей 39.20 ЗК РФ. В данной статье обозначено, что даже не преимущественное, а исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками таких зданий, сооружений. Если на участке расположено несколько зданий, или одно здание принадлежит нескольким собственникам, то земельный участок может быть приобретен в общую долевую собственность.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них должны совместно обратиться в уполномоченный орган. В случае приобретения участка в общую долевую собственность несколькими правообладателями здания, размеры долей должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

Преимущественное право выкупа участка, на котором расположено здание, из частной собственности

В отличие от утратившей силу статьи 36, в Земельном кодексе РФ осталась статья 35, которая регулирует особенности перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение. Данная статья касается всех земельных участков, а не только тех, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

В статье 35 ЗК РФ обозначено, что собственник здания (сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды такого земельного участка. Данное право осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. То есть собственник участка, на котором расположено чужое здание, должен письменно уведомить собственника этого здания о намерении продать участок. Если собственник здания не выкупит участок в течение 30 дней, продавец земли может продать ее любому стороннему лицу. При этом стороннему лицу нельзя продать участок по более низкой цене, потому что собственник здания в течение 3 месяцев через суд может потребовать перевода на себя всех прав и обязанностей покупателя.

Преимущественное право покупки земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют даже иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники таких зданий, сооружений. Перечень видов зданий, на которые данное правило не распространяется, может установить только Президент.

Источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. – http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_17.html.
  2. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/.
  3. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164516/ .
  4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
  5. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения / Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.
  6. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации / Федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78582/.

Читайте также

На каких землях можно строить дом (2017)

Рассматривая разные варианты строительства частного дома, нужно четко знать, на каких земельных участках разрешено строительство. На каких – возможно, но с ограничениями. А на каких – вовсе запрещено. Если вы построите дом на неподходящем участке, это может привести к невозможности оформления права собственности на дом и невозможности регистрации места проживания. А также к административным штрафам и судебным искам с требованием сноса самовольной постройки. Данная статья поможет вам разобраться во всех тонкостях категорий и видов разрешенного использования земель. Вы узнаете, на каких землях можно строить дом в 2017 г.

Баня на даче своими руками: недорогой вариант (фото, видео)

Баня на даче – это особая философия, культура, традиции. Часто счастливые обладатели загородных земельных участков начинают их облагораживать со строительства бани, а не дома. В России бани – это отдельно стоящие здания, соответственно, они должны органично вписываться в оформление придомовой территории.

Как сделать красивые грядки на даче своими руками: фото, видео, варианты оформления

Получая удовольствие от сада и огорода, мы порой лишены времени серьезно и подолгу ими заниматься. Но если в первые годы приобретения дачного участка приложить максимум усилий для его капитального обустройства, огородным культурам в последующем потребуется минимум ухода и забот. Казалось бы сложная задача, зато вдохновляющая, и даже новичкам вполне по силам.

Выращивание арбузов в Подмосковье в открытом грунте и в теплице: правила посадки, рекомендации по выращиванию

Арбуз обыкновенный — широко распространенная бахчевая культура из семейства тыквенных. Ее выращивают в 96 странах мира. Насчитывается более 1200 разновидностей арбуза, имеющих разную форму, окраску, плотность, мякоть. Внешне плоды похожи на тыквины, а по строению — на ягоды. На родине арбуза, в Южной Африке, до сих пор растет ее близкий дикорастущий родственник — колоцинт.

Границы земельного участка 2018: как устанавливаются, наложение, нарушения и споры с соседями

В законодательстве нашей страны отсутствует легальное понятие границ территории участка. Вместе с тем границы имеют не только важное практическое значение, но и являются важной юридической категорией.

Бизнес-план по открытию магазина продуктов в поселке: пошаговая инструкция, плюсы и минусы

Жители больших городов всегда имеют возможность посетить крупный торговый центр и приобрести все необходимое, а жители маленьких деревень или поселков лишены такой возможности. Именно поэтому хороший продуманный магазин в поселке практически сразу после начала работы станет популярным местом, а доходы хозяина стремительно пойдут вверх.

Бизнес-план по организации платной рыбалки в Подмосковье

Платная рыбалка позволяет любому человеку ощутить все прелести рыбной ловли, полностью исключив недостатки этого занятия. Платная рыбалка – это идеальный отдых на природе: наличие комфортных условий и хороший клев. Именно поэтому жители больших городов избирают данный вид досуга.

Смотрите еще:

  • Купить недорогой земельный участок у моря Участки недорого Срочно куплю участок от хозяина в Овидиопольском районе. Земельные участки, Одесская область, Овидиопольский, Большая Долина , Возле воды , Дома, дачи, недорого , Инвестиционные проекты , Недвижимость для бизнеса , Участки недорого Совершенно […]
  • Закон о банках и банковской деятельности 17-фз Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.02.96 N 17-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР" "Российская газета", N […]
  • Закон об обязательном социальном страховании в российской федерации Закон об обязательном социальном страховании в российской федерации Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на […]
  • Продам земельный участок одесская область Участок у моря в Новой Дофиновке Одесская обл, Коминтерновский район, Новая дофиновка, Курортная ул. Цена: грн 497 800 $19 000 + 5% Площадь: 12 соток участок в Ильичёвке, 4 сотки Одесская обл, Коминтерновский район, Ильичовка Цена: грн 476 000 $17 000 + 5% […]
  • Гк рф 1107 Ст. 1107 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 1107. Возмещение потерпевшему неполученных доходов. 7 марта 2017 3 марта 2015 18 февраля 2013 8 октября 2012 8 ноября 2010 Обсуждение статьи Вопросы по статье Со заемщик не платил ипотеку более 3 лет. Ему присудили выплатить […]
  • Закон 256 фз от 2014 года Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и […]
  • Дополнительные гарантии при увольнении для женщин Лекция №34. Дополнительные гарантии при увольнении отдельных категорий работников Гарантии при увольнении работников отдельных категорий Эти дополнительные гарантии предусмотрены ТК и сводятся к следующему: Запрещение увольнения беременных женщин (кроме случаев ст. […]
  • Права и свободы обучающихся Прокуратура Московской области В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6, частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с […]