Право граждан на судебную защиту и юридическую помощь

Страницы истории

Тема 13. Система судебной защиты прав человека

Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие – это деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Только наличие в правовой системе государства института судебной защиты прав и свобод человека, основанного на принципе «всякое нарушенное право подлежит судебной защите», является необходимым условием признания такой системы подлинно демократической.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину России, иностранному гражданину и лицу без гражданства в соответствии с положением статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается:

– в установлении системы судов в России [18] ;

– в четком определении компетенции судов по защите прав и свобод граждан и других лиц;

– в установлении гарантий самостоятельности, независимости судов;

– в определении видов судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного) и его принципов: рав енство всех перед законом и судом; недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности; освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины; истолкование сомнений в пользу обвиняемого и др.;

– в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т. д.

В судебном порядке могут быть обжалованы решения и действия любых лиц в случаях нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ закрепляет право каждого на рассмотрение его дела только тем судом и судьей, которым оно по закону подсудно. Тем самым обеспечивается реальный доступ лица к правосудию. А это, в свою очередь, является одной из предпосылок реализации другого конституционного права – на судебную защиту.

Гарантией права на судебную защиту выступает право на получение каждым квалифицированной юридической помощи .

Организации, оказывающие квалифицированную юридическую помощь : суд; прокуратура; адвокатура; нотариат; частные детективные службы; общественные объединения потребителей, федеральные и территориальные антимонопольные органы и др.; юридические службы в учреждениях, организациях, на предприятиях.

Наиболее широкие и многообразные возможности в оказании квалифицированной юридической помощи имеет адвокатура (позднелат. advokatura – добровольная самоуправляющаяся организация адвокатов, от нем. Advokat;, лат. advocatus – призывать на помощь).

Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты, их прав, свобод, интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокат является независимым советником по правовым проблемам, осуществляющим юридическую помощь путем:

– дачи консультаций и справок по правовым вопросам;

– составления жалоб, заявлений, ходатайств и других документов;

– представления интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, третейском суде и иных органах;

– участия в качестве представителя или защитника в уголовном судопроизводстве и по делам об административных правонарушениях и т. п.

В соответствии с Конституцией РФ при исчерпании внутригосударственных способов защиты своих прав каждый может, следуя международным договорам Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека [19] .

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения об адвокатуре?

А. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям в судебном разбирательстве.

Б. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям, когда они вступают в какие-либо правоотношения.

§ 3.3. Право граждан на квалифицированную юридическую помощь

Статья 48 Конституции РФ предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Конституция РФ 1993 г. (раздел «Права и свободы человека и гражданина») и новый УПК РФ укрепили позиции адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве. Кроме того, с принятием Конституции РФ 1993 г. адвокат стал активным участником новых видов судопроизводства — конституционного и административного, а также участником производства по экономическим спорам в арбитражном суде.

Согласно Конституции РФ отдельные конституционные права и обязанности касаются только граждан России (избирательное право, обязанности военной службы). В статье 48 Конституции РФ используется понятие «каждый», поэтому право на квалифицированную юридическую помощь распространяется на всех без исключения лиц — граждан РФ, лиц без гражданства (апатридов), иностранных граждан. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 55) право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение.

Население России испытывает острую потребность в юридических знаниях (частично этим обстоятельством объясняется бум, который ныне переживает юридическое образование). Мошеннические пирамиды, массовый обман и нарушения прав граждан при купле-продаже квартир в середине 1990-х гг. имели общую причину — юридическую неподготовленность населения и отсутствие гарантий получения высококвалифицированной юридической помощи. Однако современная правовая система настолько усложнилась, что даже наличие юридического образования недостаточно для защиты своих прав, и в квалифицированной специализированной юридической помощи нуждаются все граждане, в том числе имеющие дипломы юридических вузов. Очевидно, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли возможна эффективная защита всех иных гражданских прав и свобод. Поэтому, возможно, не случайно в конституционном регулировании права на юридическую помощь (ст. 48) и других прав человека обнаруживаются различия. Например, в соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, но указание на ее качество отсутствует.

Особая необходимость в квалифицированной юридической помощи возникает в уголовном судопроизводстве. Лишение обвиняемого права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, что влечет возвращение дела на дополнительное расследование, отмену приговора и принятие иного решения. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г., при нарушении конституционного права пользоваться помощью адвоката (защитника) «все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с их участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона»*(46).

Приведем пример нарушения права на защиту из российской судебной практики.

Гр-н Гаргуль был осужден по ч. 1 ст. 108 УК РСФСР. Определением Судебной коллегии по уголовным делам ВС Республики Северная Осетия-Алания действия осужденного были переквалифицированы на менее тяжкое преступление, и на основании акта амнистии Гаргуль был от наказания освобожден. В надзорном порядке приговор и кассационное определение оставлены без изменений. В своем протесте заместитель Генерального прокурора России указал, что в судебном заседании не было обеспечено участие адвоката. Гаргулю был предоставлен адвокат Ц., но в подготовительной части судебного заседания Гаргуль отказался от услуг адвоката, хотя в дальнейшем признал, что отказ имел вынужденный характер. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала нарушение конституционного права Гаргуля на защиту существенным нарушением уголовно-процессуального закона, повлекшим отмену всех судебных постановлений*(47).

Основанием для отмены решения по гражданскому делу также может явиться лишение права истца или ответчика на защиту их интересов*(48).

Рассматривая положения ч. 2 ст. 48 Конституции РФ в системной связи с общепризнанными нормами международного права, в частности и со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право каждого при рассмотрении предъявленного ему обвинения сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство, автор считает нужным признать, что конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) включает и право на самостоятельный выбор защитника. Конституционный Суд РФ подтвердил это право в одном из своих решений.

В статье 48 Конституции РФ говорится не просто о правовых услугах, а о квалифицированной юридической помощи. Термин «эффективная юридическая помощь», устоявшийся в международном праве, в том числе в прецедентах Европейского суда по правам человека, был трансформирован в конституционном праве России в термин «квалифицированная*(49) юридическая помощь».

Ценность гарантии, закрепленной в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, состоит не только в том, что каждый может обжаловать в суде правоприменительную практику, нарушающую предоставляемое Конституцией право юридической помощи, но и в том, что законодательство, регламентирующее предоставление такой помощи, может быть оспорено на предмет соответствия Конституции РФ, если помощь окажется неэффективной (неквалифицированной).

Конституция РФ не содержит специальных положений об органах и организациях, оказывающих юридическую помощь. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что основными субъектами (институтами) оказания юридической помощи являются адвокатура и нотариат.

В настоящее время критерии (стандарты) квалифицированной юридической помощи недостаточно определены в законе, что создает проблемы на практике. В различных государствах такими критериями являются квалификационный экзамен, наличие определенного юридического образования, стаж работы по специальности, испытательный срок, возрастной ценз.*(50)

Квалифицированная юридическая помощь обеспечивается тем, что к субъектам, ее оказывающим, предъявляются повышенные профессиональные и моральные требования. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. предписывает адвокатам постоянно повышать свою деловую квалификацию. В члены коллегий адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет, после прохождения испытательного срока продолжительностью до 3 месяцев. К сожалению, Президиумы некоторых «параллельных» коллегий адвокатов принимают лиц, судимых за тяжкие преступления, не имеющих высшего юридического образования и даже исключенных из адвокатуры за неблаговидные проступки.

Сами формальные признаки не являются гарантией получения квалифицированной юридической помощи*(51). Так, хотя наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь гражданам, является обязательным*(52), его недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи. Законодателю и правоприменительной практике предоставляется возможность с учетом правовой ситуации, отечественного и зарубежного опыта выработать единую позицию в вопросе о критериях, используемых для оценки способности оказывать квалифицированную юридическую помощь по отдельным категориям дел и для защиты определенных категорий лиц. Для этого необходимо в первую очередь произвести мониторинг действующего законодательства РФ и зарубежных стран об оказании юридической помощи.

Согласно ст. 16 УПК РФ, на стадии предварительного следствия защиту подозреваемого и обвиняемого может осуществлять любой защитник (не только адвокат). Следует отметить, что ранее в решениях о конкретных уголовных делах Верховный Суд РФ*(53) отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии*(54).

На стадии производства в суде, согласно ст. 49 УПК РФ, предусматривается возможность участия адвоката в качестве защитника. При производстве у мирового судьи возможен допуск в качестве защитников не только адвокатов, но и одного из близких родственников обвиняемого или иного лица, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Представляется, что последнее положение не вполне соответствует требованиям ч. 2 ст. 48 Конституции РФ.

Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», участвовать в заседаниях Конституционного Суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушения РФ 2001 г. (ст. 25.5) оказывать юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г., гражданин при оказании ему психиатрической помощи вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия — администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения. Защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат. Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, за исключением неотложных случаев, предусмотренных пунктом «а» ч. 4 ст. 23 и п. «а» ст. 29 Закона.

В настоящее время обращение за помощью адвоката, самостоятельное ведение дел в суде и другие формы защиты прав недоступны большинству психически больных граждан, поэтому служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, может стать эффективным механизмом, стоящим на страже интересов психических больных. Многочисленны нарушения прав заключенных, страдающих психическими заболеваниями. По мнению Уполномоченного по правам человека РФ, врачей-психиатров и большинства правозащитных отечественных и зарубежных организаций, основной правовой акт, регламентирующий оказание психиатрической помощи, неизвестен не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля.

В юридической литературе и правоприменительной практике вопрос о соотношении понятий «защита» и «оказание юридической помощи» является предметом дискуссий. Высказывается точка зрения о том, что защита осуществляется только в случае уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого (а также обвиняемого и подозреваемого в широком — конституционно-правовом смысле, т.е. лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, изобличительная деятельность). Во взаимоотношениях с другими участниками процесса адвокат лишь оказывает им юридическую помощь, чтобы не допустить ущемления их прав и законных интересов. Поэтому назрела необходимость рассматривать адвоката, оказывающего лишь юридическую помощь некоторым участникам процесса, в рамках иного, не получившего пока надлежащей разработки института уголовного процесса, но не института защиты*(55). В связи с этим представляется практически значимой дополнительная доктринальная разработка понятий «защита» и «оказание юридической помощи».

Решающую роль в разъяснении гражданам их права пользоваться услугами защитника играют сотрудники правоохранительных органов, доводящие до участников процесса право пользоваться услугами защитника лишь в случае, если очевидна их причастность к преступлению. В некоторых регионах право на юридическую помощь адвоката разъясняют всем свидетелям, вызванным впервые для допроса, и отражают факт разъяснения в протоколе. Последующие следственные действия разъяснением не сопровождаются. В других случаях в протокол следственного действия вписывается фраза о возможности участия адвоката, если действие чревато ограничением прав участвующих в нем лиц.

Разъяснение права на квалифицированную юридическую помощь не подкреплено обязанностью следователя и заведующего юридической консультацией обеспечить помощь в случае материальных затруднений свидетеля (потерпевшего, гражданского ответчика и др.).

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин в состоянии оплатить услуги адвоката. Ст. 48 Конституции РФ, предусматривая возможность оказания бесплатной юридической помощи, тем самым обеспечивает льготы при оказании юридической помощи, устанавливая одинаковую юридическую защиту для всех нуждающихся независимо от их экономического положения. Явилось бы нарушением принципа равенства, права на доступ к правосудию и гарантии справедливого ведения процесса, если бы одна из сторон была вынуждена отказаться от реализации своих прав по причине нехватки средств для его ведения или не в состоянии так же действенно выразить свои претензии, как и сторона, экономически более обеспеченная*(56).

Бесплатная юридическая помощь является постоянной и общефедеральной льготой и распространяется на определенные категории физических лиц. Наиболее устоявшимся является понятие льгот как разновидности специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения (М.Е. Панкин, Н.В. Витрук), более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем (Р.З. Лифшиц). Другие авторы считают, что льготы представляют собой поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей (В.М. Баранов). Льготы являются правомерным исключением из общих правил и сопровождаются более полным удовлетворением собственных интересов субъекта, облегчением условий его жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов*(57).

Право на юридическую помощь должно рассматриваться как важнейшая гарантия юридической безопасности. Конституция РФ содержит упоминания о безопасности экологической (ст. 72), безопасности людей (ст. 98), государственной (ст. 114). Юридическая безопасность как одна из основных социальных и юридических категорий конституционного статуса еще не получила надлежащей научной оценки. Юридическая безопасность — это состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз. Это понятие включает, наряду с правовым обеспечением безопасности, надлежащую деятельность правоохранительных, судебных и правоприменительных органов, адвокатуры и нотариата, иных органов и организаций, предоставляющих юридическую помощь.

Жизненно важные интересы личности включают компоненты, образующие обязательные условия полноценного существования и самовыражения личности: витальный, интеллектуальный, духовный, физиологический, психический, генетический, репродуктивный, экономические (материальные), информационные, медицинские, продовольственные. Обеспечение жизненно важных интересов требует выявления, изучения и устранения угроз юридической безопасности, значительных материальных затрат, проведения необходимых мероприятий на территории всей страны.

К числу угроз юридической безопасности относятся, в частности, пробелы правового регулирования права на юридическую помощь, судебная волокита, недоступность юридической помощи, дороговизна обращения за юридическими услугами, их коммерциализация и низкая эффективность (оплата адвоката, а порой и экспертизы по уголовным делам, высокие нотариальные тарифы и т.п.).

Конституция РФ 1993 г. значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод. Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Обязательность государственного участия в обеспечении юридической безопасности граждан, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь, обусловлена тем, что речь идет о жизненно важных интересах личности как высшей социальной ценности, а это главенство может быть определено, установлено и защищено только государством, обладающим для этого соответствующими средствами, в том числе правовыми. Передача функции охраны прав и интересов человека негосударственным структурам, в частности абсолютный отказ от государственного контроля в сфере оказания юридической помощи, наносит урон не только общественным (публичным) интересам, но и национальной безопасности России*(58).

1. Что такое адвокатура?

2. Каково значение адвокатуры в современном обществе и государстве?

3. Что такое адвокатская деятельность?

4. Кто по закону может оказывать квалифицированную юридическую помощь?

5. Какая юридическая помощь не относится к закрепленным в законе видам адвокатской деятельности?

6. Является ли адвокатская деятельность предпринимательством, а адвокат — предпринимателем?

7. Каковы принципы деятельности современной адвокатуры?

8. Какова структура современной адвокатуры?

9. Что такое адвокатский кабинет?

10. Что такое коллегия адвокатов?

11. Каковы особенности работы адвокатского бюро?

12. В каких случаях и кем создаются юридические консультации?

13. Что представляют собой традиционные и «параллельные» коллегии адвокатов?

14. Что представляет собой право граждан на квалифицированную юридическую помощь?

15. Какова роль и предназначение адвоката в аспекте реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь?

Право на судебную защиту

Статья 46 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов — судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания — смертная казнь — может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

16. Право на судебную защиту.

Конституция РФ закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45). Одним из таких способов является судебная защита, которая согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ гарантируется каждому.

Право на судебную защиту относиться к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Право на судебную защиту случит гарантией осуществления всех других прав и свобод. Ограничение право на судебную защиту не допускается.

В РФ право на судебную защиту признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права – Международным пактом о гражданских политических правах, Всеобщей декларацией прав человека и Конвекцией о защите прав человека и основных свобод. Право на судебную защиту закреплено в Конституции РФ (ст.46), а Законе «О судоустройстве РСФСР» (ст.6), а также в отраслевом законодательстве.

Под судебной защитой понимается эффективное восстановление каждого в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства.

Право на судебную защиту включает 3 обязательных элемента:

возможность для каждого обратиться в суд;

обязанность суда рассмотреть дело и вынести законное, обоснованное и справедливое решение;

исполнение судебного решения.

Гарантии обеспечения права на судебную защиту:

1. Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

2. Обращение в суд может быть связано с требованием о восстановлении любых нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

3. В ч.2. ст.46 Конституции РФ закреплено право каждого на судебное обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

4. Возможность эффективного восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина на основе справедливого судебного разбирательства – законным, независимым и беспристрастным судом, в разумный срок, с равно предоставляемой сторонам реальной возможности довести до сведения суда свою позицию относительно всех аспектов дела, возможность пересмотра ошибочного судебного акта

5. Каждый вправе обращаться в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46).

18. Право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.

Право на получение квалифицированной юридической помощи – это гарантированная Конституцией РФ (ч.1 ст.48, ч.3 ст.56) и обеспечиваемая государством возможность каждого получать необходимую помощь от лиц, обладающих специальными познаниями и навыками в области права, для эффективной защиты своих прав, свобод и законных интересов. Ограничение этого права не допускается. Особое значение получения квалифицированной юр.помощи приобретает при осуществлении правосудия, поскольку в условиях состязательного судопроизводства эффективная реализация права на судебную защиту возможна лишь при условии обладания сторонами высоким уровнем правовых знаний и навыков. Право на получение квалифицированной юр.помощи регулируется, ст. 48 Конституции РФ, а также ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и рядом других норм.актов.

1. Гарантируя право на получение именно квалифицированной юр.помощи, государство устанавливает определенные проф.требования и критерии к лицам, оказывающим правовую помощь. Государство создает институт адвокатуры, на которую возлагает осуществление указанной публичной функции.

2. В случаях, предусмотренных законом, юр.помощь оказывается бесплатно (ч.1 ст.48). Эта обязанность возложена на адвокатуру. Возможность получения юр.помощи бесплатно предусмотрена, во-первых, для социально незащищенных или недостаточно защищенных граждан.

3. При рассмотрении дел судами право на получение квалифицированной юр.помощи реализуется через институт судебного представительства. Судебное представительство предполагает право лица вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя.

4. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч.2 ст.48).

Реализация конституционного права граждан на судебную защиту

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае

Глава XIII. Реализация конституционного права граждан на судебную защиту

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения, имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В свою очередь, статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод. Данное право является одним из важнейших конституционных прав человека, так как судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие гражданину. Судебный порядок обеспечения прав граждан является наиболее совершенным из всех известных методов и средств обеспечения прав личности. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

Однако качественно реализовать свое право на судебную защиту гражданам удается далеко не всегда. В 2008 году к Уполномоченному поступило 277 обращений и жалоб граждан, связанных с осуществлением их прав на судебную защиту (в 2007 году — 380 обращений). Среди них значительная часть обращений касается нарушений прав на справедливое судебное разбирательство, несогласия с решением суда, нарушения сроков рассмотрения дел, а также неисполнения судебных решений.

Нередко граждане сталкиваются с серьезными трудностями при подаче иска в суд. Сегодня незнание требований статьи 131 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, установившей форму и содержание искового заявления, может свести на нет любые попытки гражданина подать иск в защиту своих прав и законных интересов. Любые недочеты приводят к вынесению судьей определения об отказе в принятии заявления либо оставлении его без рассмотрения. Как правило, такие действия судьи основаны на законе. Однако закон не может охватить все особенности жизни и менталитета людей, поэтому судьи должны с пониманием относиться к правовой безграмотности населения.

Все жители края не могут быть практикующими юристами, владеющими нюансами процессуального законодательства. Особенно трудно получить доступ к правосудию социально уязвимым гражданам, прежде всего — пенсионерам и инвалидам. Из-за слабого материального положения они не могут прибегнуть к помощи юристов при составлении исковых заявлений, а излишние эмоции мешают человеку спокойно составить иск. В итоге требования, предъявляемые законодательством к исковым заявлениям, создают серьезные препятствия при реализации гражданами своих прав на судебную защиту.

Довольно часто в зданиях судов, судебных участках мировых судей размещаются образцы процессуальных документов, шаблоны исковых заявлений, которые должны, по мнению аппарата суда, значительно минимизировать трудности граждан при обращении в суд. Но на практике специалист, который принимает исковые заявления, категорически отказывается их регистрировать как входящую корреспонденцию до тех пор, пока документ не будет соответствовать установленному образцу.

Серьезную проблему в доступности права на судебную защиту вносит неразвитость транспортного сообщения в крае, а также значительная удаленность населенных пунктов от районных судов и мировых участков. Находясь в таких населенных пунктах, когда расстояние до органа правосудия составляет десятки, а то и сотни километров, совсем по-другому воспринимаются рекомендации юристов о необходимости скорейшего обращения в суд или обжалования вынесенного решения. В связи с этим Уполномоченный полностью поддерживает постановление Законодательной Думы от 27 февраля 2008 года № 1214 «Об обращении управления Судебного департамента в Хабаровском крае», которым признана нецелесообразность разработки проекта федерального закона об упразднении двухсоставного Аяно-Майского районного суда, трехсоставных Охотского, Тугуро-Чумиканского районных судов и трехсоставного суда района имени Полины Осипенко и создании на их основе межрайонного суда.

В этих районах нет развитой транспортной схемы, что является причиной труднодоступности многих населенных пунктов как по отношению к районному центру, так и другим муниципальным районам края. Транспортное сообщение в основном осуществляется с помощью малой авиации. Значительные периоды неблагоприятных метеоусловий приводят к длительной задержке или частой отмене авиарейсов. Поэтому даже при наличии действующих судов доступ граждан к правосудию затруднен. Предлагаемое управлением Судебного департамента создание межрайонного суда значительно затруднило бы реализацию гражданами права на судебную защиту, негативно скажется на сроках рассмотрения дел и принятии решений.

К сожалению, на взгляд Уполномоченного, не всегда судьи предоставляют гражданам, обвиняемым в совершении уголовного преступления, возможности использовать все средства и способы своей защиты, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством страны.

Так, в адрес Уполномоченного поступило обращение осужденного К. (дело № 744/к от 29.07.2008) о несогласии с постановлением судьи Хабаровского краевого суда, которым было отказано в удовлетворении ходатайства осужденного о привлечении в качестве защитника иного лица.

В ходе судебного заседания осужденный К. признал действия адвоката по его защите неудовлетворительными. В итоге им было заявлено ходатайство о привлечении в процесс в качестве защитника иного лица, которое не являлось адвокатом. Однако судья, выслушав мнения прокурора и адвоката, полагавших, что новый защитник ничего по делу пояснить не сможет, данное ходатайство отклонил. Постановление суда осужденный считал незаконным, так как в нем отсутствовали достаточные мотивы для отказа в удовлетворении его ходатайства. Осужденный полагал, что он, согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, имеет право защищать свои интересы любым законным способом.

Рассмотрев обращение осужденного и постановление суда, Уполномоченный признал обращение обоснованным, так как в соответствии с частью 2 статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по определению или постановлению суда в качестве защитника может быть допущен, наряду с адвокатом, один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 №268-0 установлено, что на судебных стадиях уголовного судопроизводства именно суд обеспечивает условия для реализации сторонами своих прав, в том числе права обвиняемого пользоваться помощью защитника и защищаться всеми не запрещенными законом способами. Отказ суда в предоставлении обвиняемому возможности воспользоваться этим способом и тем самым ограничение гарантируемого частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации права на защиту может иметь место лишь при наличии существенных к тому оснований, в том числе предусмотренных уголовно-процессуальным законом обстоятельств, исключающих участие защитника в производстве по уголовному делу.

Таким образом, при отсутствии у суда фактических оснований для отказа в удовлетворении такого рода ходатайства, он не имеет права не удовлетворить ходатайства обвиняемого и не вправе препятствовать участию в качестве защитника иного лица.

Уполномоченный посчитал, что постановление судьи Хабаровского краевого суда было вынесено без учета вышеупомянутых требований Конституционного Суда Российской Федерации, а также не мотивировано нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что создало препятствия гражданину К. при защите своих прав и законных интересов. Данная позиция была доведена до председателя Хабаровского краевого суда. Обращение Уполномоченного вместе с материалами уголовного дела были направлены в Верховный Суд Российской Федерации на кассационное рассмотрение.

На взгляд Уполномоченного, в крае постепенно нарабатывается практика взаимодействия данного правозащитного института с судейским корпусом. Судьи приходят к пониманию того, что Уполномоченный, не являясь стороной процесса, вправе изложить свою правовую позицию по делу при нарушениях прав граждан. В конечном итоге, решение остается за судом, однако дополнительный правовой анализ не может быть лишним в деле обеспечения и защиты прав человека.

Существенно влияет на реализацию гражданами права на судебную защиту несоблюдение судами процессуальных сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. Размах данного явления привел к тому, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2007 года принял специальное постановление № 52 по данной проблеме.

Ошибки, допускаемые судами при применении норм материального и процессуального права, приводят к отмене судебных постановлений и направлению дел на новое рассмотрение. Все это отторгает граждан от системы правосудия, подрывает их доверие к суду.

Непременным условием для своевременного доступа к правосудию является право на квалифицированную юридическую помощь. Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует данное право как в повседневной жизни, так и в случае обращения в суд. Однако личные приемы граждан, а также анализ письменных обращений убеждают, что в крае есть реальная проблема по получению гражданами квалифицированной юридической помощи, прежде всего бесплатной.

Для решения проблемы принят Закон Хабаровского края от 29 декабря 2004 года № 242 «О юридической помощи гражданам Российской Федерации в труднодоступных и малонаселенных местностях Хабаровского края», который установил меры материально-технического и финансового обеспечения юридической помощи в Аяно-Майском, Охотском, Тугуро-Чумиканском, Ульчском муниципальных районах, а также в районе имени Полины Осипенко.

В соответствии со статьей 12 Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по права человека в Хабаровском крае» Уполномоченному предоставлено право по жалобам, принятым к рассмотрению, оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь. Причем, подобная помощь может быть оказана любому человеку вне зависимости от его материального положения или социального статуса.

Так, за 2008 год аппаратом Уполномоченного было составлено 103 процессуальных документа (в 2007 году — 50), дано правовых консультаций и разъяснений 1553 гражданам.

К примеру, в адрес Уполномоченного поступило заявление гражданки О. (дело № 57/о от 24.01.2008) о содействии в предоставлении освободившейся жилой комнаты в коммунальной квартире. Гражданка О. вместе со своим внуком занимали комнату площадью 15 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире. Две другие комнаты принадлежали иным нанимателям. В связи со смертью одного из них освободилась комната. Гражданка О. неоднократно обращалась в администрацию города Хабаровска о предоставлении этой комнаты по договору со-циального найма, однако все ее попытки оказались безрезультатными. В итоге заявитель обратилась к Уполномоченному.

Правовой анализ показал, что самым эффективным способом защиты прав гражданки О. и ее внука является обращение в суд. Аппаратом Уполномоченного в интересах заявительницы было подготовлено исковое заявление в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска, который 2 июня 2008 года признал за гражданкой О. и ее внуком право пользования жилой комнатой размером 17, 5 кв. м на условиях социального найма. Решение суда вступило в законную силу 17 июня 2008 года. Законные права гражданки были реализованы.

Другой пример. К Уполномоченному поступило заявление гражданки Б. (дело № 1316/б от 18.12.2007) об оказании помощи в регистрации заявительницы и ее несовершеннолетних детей по месту жительства.

В заявлении было указано, что мужу гражданки Б. в 1991 году по устному распоряжению начальника НГЧ было предоставлено жилое помещение № 4. Однако она, ее муж и несовершеннолетние дети ошибочно были зарегистрированы в квартире №1. НГЧ ликвидировали, а жилой дом был передан в муниципальную собственность г. Хабаровска. К сожалению, убедить чиновников в законности пользования жилым помещением № 4 она не смогла и вынуждена была обратиться к Уполномоченному.

Аппаратом Уполномоченного в интересах семьи заявительницы было подготовлено исковое заявление в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска, который 2 апреля 2008 года исковые требования заявительницы удовлетворил в полном объеме и признал за ней и членами ее семьи право пользования жилым помещением № 4 с заключением договора социального найма. Решение вступило в законную силу 15 апреля 2008 года.

Прежде всего, право на судебную защиту обеспечивается обязанностью суда рассмотреть требование гражданина и принять по нему законное, обоснованное и справедливое решение. Между тем, предусмотренная Конституцией страны гарантия на судебную защиту заключается не только в вынесении справедливого судебного решения, но и в его неукоснительном исполнении

Однако анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, показывает, что граждане сталкиваются с серьезными трудностями при исполнении судебных решений. В частности, трудно исполняются решения судов о капитальном ремонте жилых домов, предоставлении жилых помещений, взыскании заработной платы, алиментов и многие другие.

К примеру, в адрес Уполномоченного поступило обращение гражданки Г. (дело № 569/г от 02.06.2008) о неисполнении решения суда о взыскании задолженности по заработной плате. В своем обращении заявитель указывает, что она была уволена с ФКП АПЗ «Вымпел» в октябре 2007 года, но долг по зарплате за семь месяцев работы и выходное пособие она так и не получила. В январе 2008 года гражданка была вынуждена обратиться в суд. Мировой судья выдал судебный приказ о взыскании задолженности по заработной плате с ФКП АПЗ «Вымпел» в сумме 52940 рублей, судебными приставами было возбуждено исполнительное производство. Однако прошло пять месяцев, а исполнительные действия по взысканию долга ни к чему не привели. Гражданка Г. обратилась за помощью к Уполномоченному. Проверкой, проведенной управлением Федеральной службы судебных приставов по краю, было установлено, что исполнительный документ не был реализован в связи с непоступлением на предприятие финансовых средств из федерального бюджета. В результате принудительного списания денежных средств 15 июля 2008 года долг по заработной плате перед гражданкой Г. был полностью погашен. Для исполнения решения суда и восстановления нарушенного права человека государственным структурам понадобилось 7 месяцев.

В большинстве случаев на неисполнение решений судов влияют объективные причины: неплатежеспособность физических или юридических лиц, отсутствие ликвидного имущества, невозможность установить место нахождения должника. Проверки деятельности судебных приставов, проводимые органами прокуратуры, нарушений законодательства об исполнительном производстве не устанавливают.

В отдельных случаях проблемы по неисполнению решений судов напрямую связаны с ненадлежащей работой отдельных судебных приставов. Так, в адрес Уполномоченного обратилась гражданка М. (дело № 88/м от 30.01.2008) об оказании помощи в исполнении решения суда и жалобой на действия судебных приставов-исполнителей по непринятию мер для взыскания долга.

С ноября 2006 года заявительница не могла добиться взыскания с индивидуального предпринимателя М. суммы долга в размере 15000 рублей за некачественное изготовление и установку металлической двери. По мнению гражданки М., действия судебных приставов по Верхнебуреинскому району приняли волокитный характер, исполнение решения суда осуществлялось с нарушением федерального законодательства. Для решения проблемы Уполномоченный вынужден был обратиться к главному судебному приставу края с просьбой взять под личный контроль данное исполнительное производство и напомнить, что волокита при исполнении судебных решений значительно подрывает доверие граждан к правосудию и к службе судебных приставов, в частности. В результате проведенных мероприятий факты нарушения судебным приставом-исполнителем нашли свое подтверждение, он был привлечен к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, сумма долга с индивидуального предпринимателя М. была взыскана в полном объеме и 26 февраля 2008 года денежная сумма была перечислена на счет гражданки М.

Другой пример. К Уполномоченному поступила жалоба гражданина М. (дело № 715/м от 24.07.2008) о непринятии судебным приставом-исполнителем г. Советская Гавань мер по взысканию суммы долга. В своей жалобе гражданин указал, что судебный пристав только оформил постановление о возбуждении исполнительного производства. На этом его действия закончились. Попытки в течение полутора лет добиться исполнения решения суда результата не дали. Проверка, проведенная управлением Федеральной службы судебных приставов по краю, показала, что судебный пристав даже не выезжал по месту жительства одного из должников для установления ликвидного имущества, на которое может быть наложено взыскание. За допущенные нарушения он привлечен к дисциплинарной ответственности, решается вопрос о его должностном соответствии.

По-прежнему остра проблема по неисполнению судебных постановлений о взыскании алиментов на содержание детей. Зачастую у должников действительно нет денежных средств на содержание детей, так как они не имеют постоянного дохода и чаще всего относятся к категории лиц без определенного места жительства. В тоже время многие граждане, имея стабильный заработок, квартиры и автомобили, не считают своей обязанностью содержание и воспитание их детей, умышленно уклоняются от уплаты алиментов. Так, в детском доме № 4 г. Комсомольска-на-Амуре проживают 68 детей, из них 58 — социальные сироты. Только 10 детей получают алименты. В отношении родителей возбуждено 5 уголовных дел за уклонение от уплаты алиментов. Такие родители прилагают любые усилия, чтобы скрыть истинный размер своего заработка, стараются оформить свое имущество на близких родственников, меняют место жительства.

Проблемами по неуплате алиментов порой занимается и Уполномоченный. Так, к нему обратилась гражданка П. (дело № 448/п от 24.04.2008) об оказании помощи по взысканию алиментов за период с 1995 по 2001 годы и привлечении должника к ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»).

Гражданка П. является инвалидом первой группы и на ее иждивении находятся двое несовершеннолетних детей. Следственным управлением при УВД по Железнодорожному району г. Хабаровска уголовное дело было возбуждено, однако регулярно выносились постановления о его прекращении. Жалобы заявительницы в прокуратуру района по фактам волокиты и бездействию сотрудников правоохранительных органов неоднократно удовлетворялись. В свою очередь судебными приставами исполнительное производство в отношении должника также было прекращено.

Аппаратом Уполномоченного совместно с работниками прокуратуры Железнодорожного района г. Хабаровска, судебными приставами, в чьем производстве находилось исполнительное производство, с привлечением работников следственного управления было проведено совещание, выработаны совместные пути решения проблемы гражданки П. и защите прав ее несовершеннолетних детей. В итоге прокурором Железнодорожного района постановление о прекращении уголовного дела отменено как незаконное. Исполнительное производство судебными приставами было возобновлено, сумма задолженности по алиментам определена в размере 235668,5 рублей. Это дело остается на контроле.

Уполномоченный убежден, когда судебными решениями затрагиваются права и интересы ребенка, судебные приставы должны активней принимать меры по его исполнению, а исполнительные производства находиться на особом контроле.

Следует отметить, что немаловажным средством воздействия на должников стала практика ограничения выезда за пределы Российской Федерации. Статья 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установила, что при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • Закон об ао ценные бумаги Государственная регистрация выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества “О рынке ценных бумаг” (далее — Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”) и Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденным Указом Президента Российской […]
  • Работа в госслужбе вакансии пермь Работа в госслужбе вакансии пермь Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 17 000 до 20 000 руб. Прием документов заканчивается через 1 день Администрация города Перми Пермский край, Пермь от 16 000 до 20 000 […]
  • Статья 177 ук рк за что она статья 177, часть 3. хочу знать попадает ли эта статья под амнистию в Республике Казахстан. К сожалению, именно эта часть статьи 177 УК Республики Казахстан под амнистию не попадает (ст. 8 «Об амнистии в связи с празднованием Дня независимости Республики Казахстан»). […]
  • Федеральный закон об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов […]
  • Как написать заявление на налоговый вычет на ребенка образец Стандартный налоговый вычет на детей в 2018 году Стандартный налоговый вычет на ребенка — это сумма заработка, с которой не будет удерживаться подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Эта льгота уменьшает налоговую базу и позволяет увеличить «чистый» ежемесячный доход […]
  • Вступление в брак в рф Возможен-ли брак до совершеннолетия? C каждым годом статистические показатели ранних браков растут. В последнее время дискуссии на тему ранних браков возникают все чаще, и не только российская, но и общемировая юридическая практика идет по пути постепенного снижения […]
  • Агалатово воинская часть связь Воинская часть 28916 — 132-я бригада связи Территориальная 132-я Констанцская бригада связи, или воинская часть 28916, дислоцируется в деревне Агалатово Ленинградской области и принадлежит войскам ПВО. Бригада и еще несколько располагающихся в деревне воинских частей […]
  • Примерная форма договора дарения доли в квартире Договор дарения (дарственная) доли в квартире (бланк, образец) Дарение доли в квартире родственнику осуществляется собственниками имущественных прав на основании соответствующего договора. Как подготовить и заключить договор дарения, все желающие смогут узнать, […]