Право муниципальной собственности понятие содержание субъекты и объекты

Право муниципальной собственности: понятие, субъекты и объекты

Согласно КРФ (ст.130) муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, это самостоятельная форма собственности. В состав МС входят средства местного бюджета, муниципальные ВБФ, имущество ОМСУ, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в МС, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный ЖФ и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п.1 ст.29 Закона об ОПОМСУ).

Ряд объектов, подлежит передаче из государственной собственности в муниципальную и указан в приложении № 3 к Постановлению ВС РСФСР от 27.12.91 г. № 3020-1. Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об ОПОМСУ субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованьями. И напротив, передача объектов (имущества), относящихся к МС, в ГС субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия ОМСУ либо по решению суда. В соответствии с законом споры, возникающие в связи с передачей объектов ГС в МС, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

На практике весьма важен вопрос о передаче из Г в МС нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к МС. В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС от 27.12.91 г. к объектам МС относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим ЮЛ, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в МС лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные.

Права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют ОМСУ (выборный представительный орган, выборный глава МСУ, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами МО, население непосредственно. Хотя МС является самостоятельной формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой собственности во многом схожа с государственной. Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на 2 основные группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями; б) средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная казна).

МО призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их казну. Сюда не включается имущество муниципальных предприятий и учреждений. На практике иски о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями органов или должностных лиц МСУ предъявляемые все чаще и чаще, должны обращаться к МО в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Право муниципальной собственности понятие содержание субъекты и объекты

38. ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами: 1) представительными (выборными органами); 2) органами местного самоуправления; 3) муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Особенности муниципального имущества. 1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. 2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта). 3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).

Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.

Муниципальная собственность: понятие, субъекты и объекты (состав).

В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В настоящее время не существует единого нормативного акта федерального уровня, который бы регулировал вопросы муниципальной собственности. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Содержание права муниципальной собственности

Главная > Реферат >Государство и право

Глава 1. Общие положения о праве муниципальной собственности

1.1. Понятие и сущность права муниципальной собственности 3

1.2. Субъекты права муниципальной собственности 7

Глава 2. Содержание права муниципальной собственности 13

Список использованных источников и литературы

Глава 1. Общие положения о праве муниципальной собственности

1.1. Понятие и сущность права муниципальной собственности

Право муниципальной собственности и муниципальная собственность — это разновидности соответственно отношений собственности и права собственности. Следует отметить, что термин «собственность» появился в Европе еще во II веке, в России — во второй половине XVIII века в указах Екатерины II о передаче земель в частную собственность помещиков 1 . Однако единого определения собственности нет до сих пор.

Ряд философов рассматривали собственность исключительно как продукт юридической системы человеческого общества. Такой точки зрения придерживался, например, И. Бентам, который утверждал, что «собственность есть исключительно создание закона» 2 . Другие связывали собственность с человеческой природой. Так, Тьер А. определял собственность как «естественный инстинкт взрослого человека, ребенка, животного, единственная цель и необходимая награда за труд» 3 .

Глубокое выражение классическая теория собственности получила в «Философии права» Гегеля, в которой впервые в истории эта теория была изложена в форме диалектической системы 4 .

На взгляд автора, собственность — это социально-экономическое общественное отношение, складывающееся между людьми по поводу имущества и характеризующее присвоенность материальных благ определенным лицам или обществу в целом. Это отношение существует до его юридического оформления на основе правовых установлений государственной власти и создает основу для нормального функционирования и развития человеческого общества. Следует признать, что до сих пор данную позицию никто не опроверг. В подтверждение вышеуказанного тезиса хотелось бы отметить неоднократно упоминавшийся в юридической литературе пример с человеком, оказавшимся на необитаемом острове. Очевидно, что говорить о существовании собственности в этом случае будет по меньшей мере странно. Соответственно позиции, которые связывают собственность с инстинктом, другими свойствами человеческой натуры, представляются спорными. Что касается утверждения о собственности как о порождении законодательства, то следует напомнить очевидный факт. Законодательство создается людьми и, следовательно, отталкивается от их потребности закрепить либо исключить те или иные формы взаимодействия друг с другом. Таким образом, человеческие отношения порождают положения законодательства, а не наоборот.

Юридическим выражением отношений собственности является право собственности. Как юридический феномен право собственности возникло с переходом к оседлости и земледелию у древних народов и связано с появлением общинной и семейной собственности. Так, в римском праве существовало квиритское (цивильное) право собственности. Характерными его признаками были: наличие юридического основания (titulus), приобретенного строго установленными цивильными средствами, и господство над вещью в «полном праве». Этот вид собственности — dominium ex jire Quiritium — был закреплен в кодификации Юстиниана. Наряду с правом собственности еще в Древнем Риме сформировались и прошли долгий путь усовершенствования иные вещные права. В русском законодательстве их делили на собственность, владение, право участия и залог.

Классическое определение право собственности получило в ст. 544 французского Гражданского кодекса 1804 года, который определял его как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее полным образом». Таким образом, изначально право собственности рассматривалось как абсолютная власть над вещами, хотя уже тогда существовали ограничения права собственности. Впоследствии законодатель пришел к тому, что право собственности не является абсолютным и ограничено законом, а также правами и интересами других лиц. Подобное понимание права собственности представлено в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) 1 .

Одной из важнейших основ функционирования местного самоуправления выступает муниципальная собственность. Следует отметить, что первоначальное признание муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности произошло не в 1991 и 1993 годах.

Признание муниципальной собственности российским законодательством произошло еще в ГК РСФСР 1922 года. Так, ст. 52 ГК РСФСР 1922 года, перечисляя различные виды собственности, прямо называла «государственную (национализированную) и муниципальную» собственность. В ГК РСФСР 1922 года муниципальная собственность рассматривалась как разновидность государственной и не имела самостоятельного значения, однако факт ее выделения в гражданском законодательстве 20-х годов налицо.

Далее происходящий процесс обобществления привел к утрате понятия муниципальной собственности. Так, в Конституции 1936 года отмечалось, что государственная собственность — всенародное достояние, которая составляет единый фонд. Восстановление муниципальной собственности в правах произошло с принятием Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. №443-1 «О собственности в РСФСР» 2 , который указывал на принадлежность имущества государству, муниципальным образованиям, общественным объединениям (организациям), гражданам и юридическим лицам.

Таким образом, именно с принятием данного Закона муниципальная собственность как самостоятельная форма собственности была официально признана и узаконена. Такое признание означало и восстановление исторической преемственности системы местного самоуправления. Во многом законодательное закрепление муниципальной собственности и права муниципальной собственности было продиктовано процессом проводимых в нашей стране демократических, политических, экономических реформ в начале 90-х годов, а также масштабами надвигающегося рыночного хозяйствования. Тем не менее инерция восприятия муниципальной собственности как неотъемлемой составной части государственной собственности, утвердившегося в советское время, дает о себе знать.

Вопрос о целесообразности выделения муниципальной собственности стал дискуссионным в юридической литературе. Рассматривая муниципальную собственность как публичную форму собственности, многие авторы выражали сомнение по поводу ее обособления. Так, Г.В. Мищенко определяет назначение «публичной собственности в виде государственной и муниципальной собственности для сохранения единого экономического пространства, причем их противопоставление или отчуждение крайне вредно, так как их раздельное существование теряет смысл» 1 .

В противовес указанной выше позиции сторонники обособления муниципальной собственности обосновали ряд положительных тенденций. К примеру, Е. Семенова и В. Степанова акцентируют внимание на том, что отношения муниципальной собственности – «это система экономическая, потребляющая ресурсы, создающая продукт постоянно, воспроизводя все условия своего существования» 2 .

Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 года в Страсбурге и ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, указывает на «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» 3 .

Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ) 1 определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

На основе проведенного исследования постараемся дать определение права муниципальной собственности. Итак, право муниципальной собственности — право наделенных государством полномочиями решать вопросы местного значения небольших территориально обособленных коллективов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в целях решения указанных вопросов.

1.2. Субъекты права муниципальной собственности

Субъектами права (субъектами правоотношений собственности) являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур. Не исключение и субъекты права муниципальной собственности. Их состав и принципы формирования определены напрямую в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) 2 . Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Таким образом, из Конституции РФ следует, что основной единицей, где должно происходить осуществление местного самоуправления, являются городские и сельские поселения, а главным принципом формирования муниципальных образований является учет исторических и иных местных традиций, а также мнения населения.

Детально виды муниципальных образований, порядок их формирования и преобразования установлен Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ. Из изложенного следует, что муниципальное образование — не простая административно-территориальная единица, учрежденная государством для обеспечения более удобного управления.

Безусловно, муниципальные образования исторически связаны с существовавшим административно-территориальным делением, но не сводятся к нему. Административно-территориальное деление проводится государством для целесообразной организации работы государственного аппарата. Муниципальные образования — это исторически сложившиеся общности людей, которые в состоянии самостоятельно решать вопросы обеспечения своей жизнедеятельности и потому признаваемые государством в качестве публично-правовых образований. Российское законодательство защищает автономию местных сообществ от государства, предписывая в обязательном порядке учитывать волю местного населения при определении границ муниципальных образований.

Еще одним качеством муниципальных образований, которое позволяет им быть субъектом права, является их самостоятельность, автономия воли. Муниципальные образования в рамках имущественного оборота могут совершать действия по своему усмотрению, независимо от других субъектов права. Гарантией такого положения прежде всего выступают конституционно-правовые нормы. Так, согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.

Как отмечалось выше, наряду с устойчивостью, наличием собственной воли, субъекты права отличает наличие определенной внутренней организации. В случае с муниципальными образованиями внутренняя организация означает наличие системы органов местного самоуправления, составляющих единое целое, способное решать стоящие перед местным самоуправлением задачи.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Применительно к участию муниципальных образований в имущественных отношениях данные положения Федерального закона имеют важное значение. Во-первых, при последовательной реализации они обеспечат большую осведомленность потенциальных контрагентов муниципальных образований о составе и полномочиях органов местного самоуправления. Действительно, устав муниципального образования подлежит регистрации в органах юстиции, а после их регистрации — официальному опубликованию (обнародованию). Кроме того, законодательство о местном самоуправлении предусматривает ведение государственного реестра уставов муниципальных образований, сведения из которого должны быть доступны гражданам и юридическим лицам (ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» 1 ). Таким образом, со структурой и полномочиями органов местного самоуправления можно будет ознакомиться через печатные средства массовой информации, реестр, ведущийся органами юстиции, не используя какие бы то ни было дополнительные источники. Это, в частности, снизит риск признания сделок, совершаемых с муниципальными образованиями, недействительными в силу неправомочности органов, их представляющих.

Рубрикатор

Право государственной и муниципальной собственности: понятие, содержание, субъекты. Объекты. Способы возникновения и осуществления

Содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

ГК устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает либо Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов, кроме земель, находящихся в государственной, частной и коллективной собственности. Земли государственной и муниципальной собственности, как правило, предоставляются юридическим и частным лицам (в качестве объектов хозяйствования) в бессрочное (постоянное) или временное пользование, а также в аренду. Земли частной собственности могут находиться в индивидуальной, коллективной, коллективно-долевой и других формах.

Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, несколько поселений, иная населенная территория и другие муниципальные образования. Об осуществлении прав и обязанностей от имени муниципальных образований говорится в п. 2 ст. 125 ГК. Эти права и обязанности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальная собственность возникает из различных оснований, предусмотренных нормами ГКРФ. Среди них сделки, в том числе договоры; судебные акты о признании права муниципальной собственности, в том числе на бесхозяйное имущество; поступление в муниципальную собственность находок; создание или изготовление новой вещи. На практике право муниципальной собственности возникает на основе специфических институтов, таких как: разграничение государственной собственности; безвозмездная передача имущества из государственной собственности в собственность муниципального образования; безвозмездная передача имущества из собственности одного муниципального образования собственность иного в процессе его разграничения.

Смотрите еще:

  • Кто составляет протокол по ст 561 коап рф Ст. 5. 61 КоАП, рассмотрение инспектором Добрый день! Каким образом полиция рассматривает заявление об оскорблении (ст 5.61 КоАП): в праве ли инспектор по делам несовершеннолетних составлять протокол нарушения, или это должен рассматривать суд? Ситуация: на заявление […]
  • Купить недорогой земельный участок у моря Участки недорого Срочно куплю участок от хозяина в Овидиопольском районе. Земельные участки, Одесская область, Овидиопольский, Большая Долина , Возле воды , Дома, дачи, недорого , Инвестиционные проекты , Недвижимость для бизнеса , Участки недорого Совершенно […]
  • П1 ч1 ст245 коап Постанова № 75611410, 31.07.2018, Петриківський районний суд Дніпропетровської області 1) ДЕРЖАВНА СУДОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ 2) ГОЛОВНЕ УПРАВЛІННЯ ДЕРЖАВНОЇ КАЗНАЧЕЙСЬКОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ У М.КИЄВІ ПЕТРИКІВСЬКИЙ РАЙОННИЙ СУД ДНІПРОПЕТРОВСЬКОЇ ОБЛАСТІ П О С Т А Н […]
  • Моторизированное транспортное средство Моторизированное транспортное средство Заявка Карла Бенца на получение патента от 29 января 1886 г. Этот документ положил начало эпохе скоростного движения – 29 января 1886 г. Карл Бенц подал заявку на получение патента на «транспортное […]
  • Неисполнение договора подряда подрядчиком Глава 61. Подряд. § 1. Общие положения о подряде. Статья 837. Договор подряда.1. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и […]
  • Закон об ипотеке и залоге недвижимости Статья 61. Распределение суммы, вырученной от реализации заложенного имущества 1. Сумма, вырученная от реализации имущества, заложенного по договору об ипотеке, распределяется между заявившими свои требования к взысканию залогодержателями, другими кредиторами […]
  • Сумма имущественного налогового вычета при покупке квартиры это Налоговый вычет при покупке квартиры, дома, земельного участка Онлайн-сервис НДФЛка.ру — ваша помощь при составлении декларации 3-НДФЛ! Этот документ необходим, если вы планируете получить налоговый вычет при покупке квартиры, дома или земельного участка. Что такое […]
  • Как проверить выручку по ндс и прибыли Проверка деклараций по НДС и налогу на прибыль ФНС России регулярно приводит контрольные соотношения к налоговым декларациям. Причем ранее налоговая служба делала это с пометкой для служебного пользования. Теперь данные соотношения выложены в открытом доступе 1 . О […]