Приемная семья и ее проблемы

Проблемы правового регулирования порядка передачи детей в приемную семью

(Доржиева С. В.) («Семейное и жилищное право», 2013, N 3) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ

——————————— Dorzhieva S. V. Problems of legal regulation of procedure of transition of children to foster family.

Доржиева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Бурятского государственного университета.

Статья посвящена исследованию актуальных проблем правового регулирования порядка передачи детей в приемную семью.

Ключевые слова: приемная семья, приемные дети, опека и попечительство.

This article is devoted to research of actual problems of legal regulation in procedure of transferring children in foster family.

Key words: foster family, foster children, custody and guardianship.

Порядок передачи детей приемным родителям, ввиду отсутствия правового регулирования этого действия, вызывает как теоретический, так и практический интерес. Связано это прежде всего с противоречием, существующим между ч. 1 п. 7 ст. 145 Семейного кодекса РФ (далее — СК) , который дублирует ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве» по поводу того, что при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и п. 1 ст. 152 СК, по которому приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье… ——————————— Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16. ФЗ «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ от 24 апреля 2008 г. (в ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 28.04.2008. N 17. Ст. 1755.

Отсюда следует, что специальная норма семейного законодательства основанием возникновения приемной семьи считает договор, а норма, регулирующая установление опеки и попечительства, — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Это обстоятельство подтверждает, что «регулируемая на федеральном уровне приемная семья и патронат, во всем многообразии его правового оформления на региональном уровне, искусственно влиты в институт опеки» и это приводит к смешению оснований создания приемной семьи. ——————————— Косова О. Ю. Патронат: состояние и перспективы развития // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 6. С. 107.

Влияние ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ч. 3 ст. 14) на нормы семейного законодательства наблюдается и в ч. 3 п. 7 ст. 145 СК, согласно которой при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора. Рассматриваемая редакция не соответствует интересам приемных родителей, которые, еще не став таковыми, т. е. до заключения договора, должны осуществлять права и нести обязанности по представительству, защите прав и законных интересов приемного ребенка. Однако между заключением договора и передачей ребенка приемным родителям может пройти достаточно долгое время. Так, п. 3 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного предусматривает, что договор о приемной семье заключается по месту жительства приемного ребенка и приемного родителя в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна. На практике не исключено, что срок заключения договора может составить и более 10 дней по различным уважительным причинам. ——————————— Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (в ред. от 14.02.2013)) // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2572.

При этом остается открытым вопрос, когда (после принятия решения органом опеки и попечительства в форме акта или после заключения договора) и в какие сроки приемный ребенок должен быть передан на воспитание в приемную семью. Допустим, после заключения договора. Но законодательно не урегулированы сроки передачи ребенка и в этом случае (в тот же день, на следующий день и т. д.). Здесь перерыв между заключением договора и передачей ребенка на воспитание в приемную семью может также составить продолжительное время (например, ввиду болезни приемного родителя или приемного ребенка и т. п.). В этом случае выплата вознаграждения приемным родителям до передачи им приемного ребенка на воспитание противоречит интересам субъектов РФ, которые осуществляют финансирование приемных семей. Действующую процедуру создания приемной семьи необходимо упростить. Полагаем, что в результате проверки личности гражданина, выразившего желание стать приемным родителем, органу опеки и попечительства достаточно дать заключение о соответствии последнего всем предъявляемым требованиям, после чего и должен быть заключен договор о приемной семье, который влечет за собой передачу ребенка в созданную приемную семью. Это предложение вполне соответствует положениям Указа Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Указ Президента РФ N 1688) об упрощении процедуры передачи детей на усыновление, под опеку… ——————————— Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 7860.

Срок между заключением договора о приемной семье и передачей ребенка должен быть минимальным. Во-первых, это связано с правовыми последствиями, которые должны возникнуть после заключения договора (возникновение прав и обязанностей приемного родителя; права на вознаграждение и получение средств на содержание ребенка), во-вторых, с ожиданием ребенка новой жизни в приемной семье. Заставлять ребенка ждать передачи на воспитание в семью неопределенное время психологически неверно. На основании изложенного предлагаем внести изменения в ч. 1 п. 7 ст. 145 СК о том, что при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства не требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. Соответственно, ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве» нужно изложить в следующей редакции: «Опека или попечительство о возмездном осуществлении опеки и попечительства устанавливается на основании заключенного договора о приемной семье или патронатной семье…» (далее по тексту). В ч. 3 п. 7 ст. 145 СК нужно внести следующее изменение: «При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства (приемную семью, патронатную семью) права и обязанности опекуна или попечителя, а также право на вознаграждение и получение средств на содержание ребенка возникают с момента передачи подопечного опекуну (попечителю)». Часть 3 ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве» предлагаем закрепить в следующей редакции: «При установлении возмездной опеки или попечительства (приемной семьи, патронатной семьи) все права и обязанности опекуна или попечителя по договору, в том числе и право на получение вознаграждения, а также средств на содержание ребенка, возникают с момента передачи подопечного опекуну (попечителю)». Анализ законодательных актов субъектов РФ показывает, что ввиду неясности в правовом регулировании вышеуказанных вопросов в регионах отсутствует однообразие в порядке назначения выплаты денежных средств на содержание приемного ребенка (детей). Некоторые регионы основанием для выплаты считают решение специально уполномоченного органа исполнительной власти ; день издания акта органа опеки и попечительства ; день вынесения решения о назначении денежных средств за период с момента возникновения оснований на их получение ; со дня принятия решения о назначении денежных средств с возмещением расходов с момента возникновения оснований на их получение для расходов на его питание, одежду, мягкий инвентарь и проезд и т. д. Это еще раз подтверждает целесообразность унификации законодательных актов по вопросам порядка создания приемной семьи на основании договора и возникновения права приемного родителя на вознаграждение и получение средств на содержание ребенка с момента передачи его в приемную семью. Как было отмечено выше, между днем принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна и заключением договора о приемной семье может пройти продолжительное время. В настоящее же время субъекты РФ вынуждены выплачивать средства на содержание приемного ребенка, который все еще находится в государственном учреждении до заключения договора. ——————————— Ст. 4 Закона Республики Коми «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью» от 24.11.2008 N 139-РЗ (в ред. от 29.11.2012) // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2008. N 11. Ст. 634. Ст. 3 Закона Томской области «О размере и порядке выплаты опекуну (попечителю) и приемной семье денежных средств на содержание ребенка (детей)» от 15.12.2004 N 247-ОЗ (в ред. от 13.08.2012) // Томские новости. 16.12.2004. N 51. Ст. 4 Закона Республики Тыва «О порядке и размерах выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях и вознаграждения, причитающегося приемным родителям» от 18.06.2007 N 195 ВХ-2 (в ред. от 11.11.2011) // Тувинская правда. 26.06.2007. N 73. Ст. 4 Закона Волгоградской области «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью» от 20.04.2007 N 1450-ОД (в ред. от 09.12.2010) // Волгоградская правда. 25.04.2007. N 75.

Порядок передачи ребенка в приемную семью имеет большое значение как для приемного ребенка, так и принимающей его семьи. По мнению педагогов, психологов и социологов каждая замещающая семья с этого момента нуждается в профессиональном сопровождении. Как отмечает С. А. Ковалев, «принятие должно опираться на хорошее знание психологии ребенка и понимание его потребностей и интересов. К сожалению, в повседневной жизни (тем более в семье) в основе понимания лежат не самые главные психологические факторы, а феномен первого впечатления, сиюминутные эмоциональные реакции, фиксирование случайных поведенческих действий и др. Это не способствует формированию объективного принятия ребенка» . По этой причине ребенок должен регулярно посещать семью до подписания договора, чтобы потенциальные приемные родители убедились в правоте своего выбора, к ребенку привыкли члены будущей приемной семьи, а также для того, чтобы ребенок мог присмотреться к традициям и правилам жизни новой семьи, сформировать свое мнение о желании перейти на воспитание в эту конкретную семью. ——————————— Ковалев С. А. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Под ред. Л. И. Смагиной. Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. С. 64.

Существуют особенности при поступлении детей в приемные семьи не из государственного учреждения, а из кровных семей. Здесь нужно учитывать, что «для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в новую семью. Дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей — тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному и отражаться на формировании привязанности» . По мнению педагога Ж. А. Захаровой, «работа с такой семьей должна учитывать своеобразие опыта проживания приемного ребенка в биологической семье, характер этого опыта, строиться на основе дифференцированных технологий социально-педагогического сопровождения» . ——————————— Пяткина Г. Н. Педагогическое сопровождение социализации детей-сирот в приемной семье: Автореф. … к. пед. н. Томск, 2011. С. 16. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: Автореф. … д. пед. н. Кострома, 2009. С. 13.

Для детей, которые воспитывались в государственных учреждениях, характерно то, что «ребенок не знает новых правил поведения в новой среде и очень хочет быть хорошим, поэтому все свои поведенческие особенности старается скрыть. Когда ребенок привыкает, адаптируется к новой социальной среде, на свет появляется весь «багаж» прошлой жизни, прошлого опыта. Ребенок, лишенный в раннем детстве родительского попечения, попав в нормальную среду здоровой семьи, неосознанно проживает все те моменты из своей жизни, которые упустил» . А ведь наряду с сильными сторонами приемной семьи ей присущи и такие слабые стороны, как «чувство неуверенности и страха замещающих родителей, несоответствие принимаемого ребенка представлениям родителей; проблемы в отношениях между родителями и принимаемыми детьми, между принимаемыми детьми и кровными родителями, дезадаптивная атмосфера в семье, эмоциональная холодность, отсутствие у ребенка специальных традиций, нарушения в поведении ребенка и вредные привычки, эмоциональная неустойчивость принимаемого ребенка, болезни принимаемых детей» . Поэтому трудно не согласиться с мнением, что «для эффективного приема необходимо включение всей семьи в систему социальной и психологической помощи» . С учетом изложенного полагаем, что подготовку для принятия ребенка в семью должны проходить не только приемные родители, но и совершеннолетние члены их семьи, хотя и на добровольной основе. Это позволит создать благоприятные условия для приема нового члена семьи, снизит психологическое напряжение в первые дни создания приемной семьи. ——————————— Осипова И. И. Замещающая семья как формирующийся социальный институт: Дис. … к. соц. н. М., 2002. С. 76. Горбунова Е. А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. к. пед. н. М., 2009. С. 16. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. С. 90.

Приемная семья и ее проблемы

Приоритетным направлением государственной политики в области социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расформирование детских домов, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время развиваются два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое – это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе – краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей) [2].

Важное место в развитии семейных форм устройства являются мотивы. Направленность мотивации принятия ребенка в приемную семью во многом определяет успешность функционирования приемной семьи в будущем. У кандидатов в приемные родители выделяется несколько преобладающих мотивационных комплексов: гармоничный, альтруистический, акизитивный, нормативный и личностный [3].

Не справившись с возложенной ответственностью и новыми обязанностями, значительное количество приемных родителей возвращают детей в интернатные учреждения. Согласно результатам исследований Е.А. Лесиной среди причин попадания ребенка в детский дом 23% составляет возврат ребенка из приемной семьи, а среди 70% возвращенных в интернатные учреждения это дети в возрасте 12-16 лет [1].

Также можно выделить и ряд факторов, припасающих развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– недостаточная социально-бытовая устроенность кандидатов в замещающие родители;

– закрепленность стереотипного представления о детях сиротской категории как о детях с явными признаками дегенерации, врожденных аномалий и патологий;

– социальная незрелость и недостаточная внутренняя готовность граждан репродуктивного возраста к выполнению родительских функций;

– отсутствие комплексной программы сопровождения приемных семей.

Негативным фактором являются также и стереотипы в отношении детей-сирот и приемных родителей, распространенные в современном российском обществе: по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей; стереотипы, связанные с приемными детьми и замещающими семьями; связанные с организацией работы по семейному устройству детей.

В этой связи особую актуальность приобретает работа по подготовке потенциальных родителей к усыновлению ребенка, оставшегося без попечения родителей. Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребенка в семью будет успешным только, если:

– ребенок подготовлен к такому помещению;

– семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка;

– после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей

Таким образом, необходима профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Т.И. Дружинина, старший преподаватель кафедры гражданского права Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, — социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в се­мье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочере­ние), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи 1.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усы­новление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочере­ние), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, по­жизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) — это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей».

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновле­ ние (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невос­требованными и продолжают жить в детских домах либо усыновля­ются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания — опека (попечительство), приемная и патронатная семья — носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемная семья является возрожденной формой семейного вос­питания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечи­вает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ре­бенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспи­татель получал определенное вознаграждение . После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного призна­ния и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания дет­ских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели не­которые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообра­зом современной приемной семьи.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и вос­питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объ­единенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным за­конодательством, а с другой — имеет только ей присущие особенно­сти.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, поже­лавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают слож­ность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаи­моотношения между приемными родителями, а также между прием­ными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моде­лью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор при­емных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают суп­руги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье,

но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершен­нолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каж­дый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет боль­шинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут соз­дать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обыч­ное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает воз­можность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она форми­рует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной ста­бильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, преж­де всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть един­ственным источником их существования.

Цель приемной семьи — создание таких условий, чтобы прием­ный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемны­ми родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родите­лями и приемными детьми строятся на основании договора, истече­ние срока действия договора либо достижение ребенком совершен­нолетия прекращают действие договора. Однако прекращение право­вых отношений между приемными родителями и приемным ребен­ком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не полу­чают, что представляется неправильным.

В п. 35 Типового положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения 2.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Меж­ду ними практически складываются родственные отношения, и пре­пятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждаю­щихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в при­емной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, выраста­ет трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государствен­ных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреж­дений.

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует ре­шению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Поэтому Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа» отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недос­таточно только придания ей правового статуса. На примере этих се­мей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что ус­пех (или неуспех) подобного начинания зависит от позитивного об­щественного мнения и поддержки органами местного самоуправле­ния и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и дру­гие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничи­вающего права приемных родителей в трудовой и социальной сфе­рах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, огра­ничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекла­мируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддерж­кой этого социального института.

Государственная поддержка приемной семьи должна выражать­ся прежде всего в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной се­мье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавлива­ется законом субъекта РФ (п. 32 Положения о приемной семье 3), на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финанси­рование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей ре­акции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, пре­доставляемые приемной семье в зависимости от количества приня­тых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, оп­ределенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и допол­нительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъ­ектов РФ».

1 — См., напр., Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан».

2 — При этом не определены источники финансирования такого проживания и питания бывших воспитанников, что едва ли способствует защите прав бывших выпускников таких учреждений.

3 — См.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829//СЗ РФ. 1996. №31. Ст. 3721.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

МОУ СОШ №2 г.Рузы

Каталог статей

МБОУ «СОШ №2 г.Рузы»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Одной из актуальных социально-педагогических проблем современного российского общества по-прежнему остается проблема детского сиротства. Только в последнее время наметилась положительная тенденция к снижению общего количества детей, находящихся в государственных учреждениях (по Московской области на 1000 человек за период 20010-2012 г.), этот факт напрямую связан с реализацией семейных форм жизнеустройства социальных и биологических сирот, в том числе помещения их в приемные семьи.

Приемная семья — форма семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившая развитие в постсоветской России после принятия Положения о приемной семье, утвержденного Прави­тельством РФ в 1996 году.

В настоящее время в Московской области создано 267 приемных семей, финансируемых за счет федерального и областного бюджетов. В этих семьях воспитывается 415 детей в возрасте от 6 мес. до 18 лет 1 .

Накопленный опыт показывает эффективность практики приемных семей как в социальном, так и в экономическом аспектах. В частности, социальный эффект деятельности приемных семей заключается в приобщении детей к семейным ценностям, повышении их готовности к самостоятельной жизни, расширении социальных связей ребен­ка, уменьшении возможных социальных рисков (преступности, бедности, нар­комании).

Экономический эффект от увеличения числа приемных семей проявляется в уменьшении затрат на содержание зданий, оборудования, коммунальные платежи государственных учреждений для детей-сирот, снижения расходов на содержание административного и обслуживающего персонала, создание дополнительных рабочих мест.

Однако несмотря на значимые позитивные изменения жизнеустройство детей в приемные семьи сопряжено с рядом нерешенных проблем:

Наиболее злободневна проблема жилья для воспитанников приемных семей. В силу его отсутствия молодые люди, вынуждены оставаться в доме приемных родителей и после достижения 18 лет, что создает большую нагруз­ку на семью, не подкрепленную каким-либо финансированием или иной госу­дарственной поддержкой. Приемные родители из профессиональных работ­ников превращаются в добровольных заложников своей гуманистической миссии. Постоянное участие в решении проблем своих взрослых воспитанни­ков не оставляет им возможности полноценно заботиться о других (несовер­шеннолетних) приемных детях.

Отбор и обучение кандидатов в приемные родители не проводится или проводится формально, силами недостаточно компетентных специалистов. Неподготовленность приемных родителей, доминирование материальной мотивации у определенной части кандидатов предопределяет дальнейшие проблемы в детско-родительских отношениях и вероятный возврат ребенка. Травмирующие последствия воз­вратов отрицательно сказываются на дальнейшей судьбе детей.

С отсутствием должной профессиональной подготовки непосредственно связана проблема ощутимого сопротивления и затруднения родителей необхо­димости подготовки регулярных отчетов о структуре расходов на ребенка. Часть затруднений обусловлена объективными трудностями представления финан­совых документов (кассовые, товарные чеки) при покупке потребительских товаров и сельскохозяйственной продукции с рук и в необорудованных торго­вых точках — «палатках».

Расходы на содержание детей превышают положенные государственные выплаты (4 600 руб./мес. по Московской области), осо­бенно затратной является организация летнего отдыха детей, так как в этом вопросе семья не получает ощутимой поддержки от государственных органов.

Не отработаны технологии социального сопровождения приемных се­мей, на практике имеет место подмена помогающих функций социальных служб исключительно контролирующими, что вызывает справедливое недовольств о приемных семей и снижает эффективность их деятельности. В частности, в процессе взаимодействия приемных семей со специалистами соответствую­щих инстанций имеют случаи несоблюдения профессиональной этики и пло­хой организации патронажей, в результате чего контрольные посещения пред­ставителей органов опеки создают в семье стрессовые ситуации.

Приемные семьи, проживающие в сельских районах, испытывают труд­ности с доставкой детей до места учебы и в целом нуждаются в более тесном взаимодействии с социальными и образовательными учреждениями в процес­се воспитания детей-сирот.

Ограниченное взаимодействие специалистов с приемными семьями, про­живающими в отдаленных сельских районах, помноженное на отсутствие над­лежащего предварительного отбора и обучения приемных родителей, стано­вится причиной безнадзорности детей в приемной семье и нецелевого использования государственных средств, выделенных на содержание ребенка (деньги пропиваются новоиспеченными «родителями»).

В государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не проводится психологическая подготовка ребенка к помещению в семью, что осложняет его адаптацию в новых условиях жизни.

Среди кандидатов в приемные родители на сегодняшний день преобла­дают люди, проживающие в сельской местности, имеющие низкие доходы и низкий общекультурный уровень. Увеличение заработной платы приемных родителей, ожидаемое в связи с вступлением в силу новой редакции Закона «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», может обострить эту проблему. (Суть поправок: повышение оплаты труда приемного родителя на 50% (в ста­рой редакции — на 10%) за каждого находящегося на воспитании приемного ребенка, начиная со второго, и на 70% (вместо 20%) относительно детей-инва- лидов.)

В связи с большей финансовой привлекательностью оплаты труда при­емных родителей не получает развития деятельность семейно-воспитательных групп 2 , тогда как именно в рамках семейно-воспитательных групп у специали­стов шире возможности помогать семье в разрешении ее трудностей на на­чальном этапе установления детско-родительских отношений и адаптации ре­бенка в новом социуме. Приемные семьи и семейно-воспитательные группы воспринимаются как альтернативные, а не взаимодополняющие формы семей­ного жизнеустройства детей-сирот.

Рассматривая приемную семью как сложный, многомерный социальный институт в нашем обществе, имеющий духовно-нравственный, социальный, экономический, медицинский, психолого-педагогический аспекты, участники областного круглого стола «Приемная семья: проблемы и перспективы» счи­ тают необходимым предложить:

1. Органам государственной власти:

Оказывать государственную поддержку социальным и научным проек­там, направленным на развитие и укрепление семейных форм жизнеустрой­ства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сделать обязательным обучение приемных родителей, проводимое ком­петентными специалистами с использованием научно обоснованных лицензи­ рованных программ.

Разработать и реализовать систему мер по решению жилищной проблемы для детей-воспитанников приемных семей.

Расширить государственную поддержку приемной семьи в целях органи­зации отдыха и оздоровления ее членов.

Через реализацию целевых программ усилить государственную поддерж­ку приемных семей, проживающих в отдаленных сельских районах.

Оказывать финансовую поддержку общественным организациям, имею­щих опыт успешной работы с приемными семьями.

Нормативно закрепить роль специалиста социальной работы как профес­сионала, координирующего работу различных специалистов, задействованных в отборе, обучении и социальном сопровождении приемных семей.

Доработать нормативные документы, регламентирующие деятельность семейно-воспитательных групп, рассматривая эту форму жизнеустройства детей-сирот как промежуточное, переходное звено на пути создания приемной семьи, облегчающее процесс адаптации приемных детей и приемных родите­лей друг к другу, к освоению новых социальных ролей.

Осуществлять контроль за исполнением норм и социальных гарантий в отношении приемных семей, закрепленных в нормативных документах различного ранга.

Учреждениям системы высшего профессионального образования

Совместно с органами социальной защиты населения, министерством об­разования и заинтересованными общественными организациями разработать и реализовать:

программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих отбор и обучение приемных родителей, а так­же специалистов, осуществляющих дальнейшее социальное сопровождение приемных семей;

методическое обеспечение процесса отбора приемных родителей из чис­ла возможных кандидатов;

программы обучения для приемных родителей;

программы психологической подготовки детей, находящихся в госу­дарственных интернатных учреждениях, к семейным формам жизнеустрой­ства.

Органам и учреждениям социальной защиты населения:

Рекомендовать профильным подразделениям Министерства социальной

В целях увеличения количества потенциальных кандидатов в приемные родители из числа городского населения совместно со СМИ проводить соот­ветствующие информационные компании в городских муниципальных обра­зованиях.

Производить отбор приемных родителей с применением научно обосно­ванного диагностического инструментария, позволяющего установить истин­ную мотивацию и имеющиеся личностные ресурсы кандидатов в приемные родители.

Обобщить опыт работы социальных служб с приемными семьями и, со­вместно с профильными научными подразделениями вузов г. Москвы и Московской области (например, кафедры социальной педагогики и кафедры технологии социаль­ной работы РГСУ) раз­работать рекомендации по совершенствованию организации социального со­провождения приемных семей, исходя из концепции доминирования помогающих, а не контролирующих функций специалистов, работающих с приемной семьей

Совместно с органами образования и здравоохранения разработать про­граммы отдыха членов приемных семей в каникулярное время.

Совместно с органами образования отслеживать дальнейшее жизнеуст­ройство воспитанников приемных семей, содействовать разрешению их соци­альных проблем.

Органам и учреждениям здравоохранения:

Министерству здравоохранения Московской области совместно с Мини­стерством социальной защиты населения разработать программу круглогодич­ного лечебно-оздоровительного отдыха детей и родителей из приемных семей в санаторно-курортных учреждениях области.

Общественным организациям, объединениям и движениям:

Содействовать объединению усилий приемных родителей для взаимной поддержки, обмена опытом и защиты своих прав.

Взаимодействовать с учреждениями образования и социальной защиты населения в процессе отбора, подготовки приемных родителей и дальнейшего социального сопровождения их деятельности.

Средствам массовой информации:

Содействовать реализации в СМИ информации, формирующей благопри­ятное общественное мнение в поддержку семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для создания позитивного образа приемного родительства как особой про­фессии, вносящей весомый вклад в решение проблемы детского сиротства и способствующей благополучию нашего общества, подготовить серию телеви­зионных программ, печатных материалов в популярных периодических изда­ниях Московской области, отражающих опыт и проблемы приемных семей.

В целях привлечения потенциальных кандидатов в приемные родители совместно со органами социальной защиты населения разработать соответ­ствующие варианты уличной и телевизионной социальной рекламы.

Мы полагаем, что реализация этих рекомендаций укрепит формирующий­ся социальный институт приемной семьи в российском обществе и будет спо­собствовать дальнейшему снижению числа детей-сирот, находящихся в госу­дарственных воспитательных учреждениях.

Смотрите еще:

  • Гк рф классификация юридические лица VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: НОВЕЛЛЫ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В данной статье речь пойдет о изменениях, коснувшихся главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской […]
  • Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы Моральные ценности и их роль в современном обществе Автор статьи рассматривает духовность и нравственность как решающие начала, способные повлиять на социокультурную обстановку в России, считает, что необходимо бороться с идейной агрессией, имею-щей целью навязать […]
  • Юридическая помощь гражданский процесс Бесплатная юридическая помощь в гражданском судопроизводстве (Бортникова Н. А.) («Российский судья», 2012, N 5) Текст документа БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ——————————— Bortnikova N. A. Free legal aid in civil proceedings. Бортникова […]
  • Земельный участок под строительство дома омск Продажа земельных участков в Омской области Информация Описание: Продаются земельные участки от 6 до 30 соток в Троицком сельском поселении рядом с Ясной поляной и не только! Большой выбор земельных участков на любой вкус! 66 записей к записям сообщества Построй […]
  • Ст 23 о психиатрической помощи Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон о обязательном государственном страховании Закон о обязательном государственном страховании Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья […]
  • Страхование жизни здоровья военнослужащих Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной […]
  • 6 федеральный закон об актах гражданского состояния Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями от: 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 […]