Процедура ликвидации юридического лица рб

Статья 59. Порядок ликвидации юридического лица

1. Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган для включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

В случаях и порядке, установленных законодательством, сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет с последующим опубликованием в печатных средствах массовой информации. При этом срок для заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица не может быть менее двух месяцев с даты размещения сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в глобальной компьютерной сети Интернет, если иной момент начала течения указанного срока не установлен законодательными актами.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очереди, установленных статьей 60 настоящего Кодекса, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого юридического лица, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами.

Осуществление операций по счетам юридического лица, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, запрещаются.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, если иное не установлено законодательными актами.

3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном актами законодательства.

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией (ликвидатором) в порядке очередности, установленной статьей 60 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, если иное не установлено законодательными актами.

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается собственнику его имущества (учредителям, участникам), имеющему (имеющим) вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица.

8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из этого регистра.

Ликвидация фирмы, юридического лица, способы, сроки

Ликвидация предприятий ЧУП, ООО, ЗАО

Ликвидация предприятия – это прекращение деятельности предприятия без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Здесь мы говорим о порядке и процедурах ликвидации предприятий в форме ЧУП, ООО, ЗАО по решению учредителей, собственников имущества, по решению регистрирующего органа или по решению суда.

Процедура ликвидации предприятия в данном случае регулируется Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009г.

Просим не путать ликвидацию предприятия по Декрету №1 с ликвидационным производством в рамках процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

Процедура ликвидации фирмы

Процедура ликвидации фирмы стала проще: срок для проведения проверки государственными органами (налоговая инспекция, ФСЗН, Белгосстрах, таможенные органы) установлен в пределах 30 рабочих дней с момента уведомления этих органов исполкомом о начале процедуры ликвидации. Таким образом, собственникам теперь не нужно годами ждать проведение проверки. Процедуру ликвидации фирмы реально провести за 2,5 – 3 месяца. Отдельно стоит рассмотреть как ликвидировать фирму с долгами

Начинается процедура ликвидации юридического лица с принятия решения о ликвидации. Для примера, если решение о ликвидации ООО принимают:

  1. собственник имущества, учредители ООО – это ликвидация ООО в добровольном порядке
  2. регистрирующий орган – это ликвидация ООО по решению регистрирующего органа
  3. экономический суд – это ликвидация ООО по решению экономического суда

Обязанности ликвидатора

  1. разместить сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации
  2. рассмотреть требования кредиторов. Срок предъявления требований кредитора – 2 месяца с момента публикации на сайте журнала «Юстиция Беларуси» сведений о принятии решения о ликвидации
  3. реализовать имущество ликвидируемого предприятия
  4. принять меры по взысканию дебиторской задолженности
  5. составить промежуточный ликвидационный баланс
  6. удовлетворить требования кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством. Если денежных средств и имущества не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор обязан в течение месяца с момента составления промежуточного ликвидационного баланса направить в экономический суд заявление должника об экономической несостоятельности (банкротстве)
  7. вернуть оставшееся имущество или денежные средства учредителям
  8. Внимание! Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, порядке предъявления требований кредиторов размещается на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь и в журнале «Юстиция Беларуси». Сведения о ликвидируемых субъектах хозяйствования доступны неограниченному кругу лиц.

С момента начала процедуры ликвидации предприятия, операции по счету ликвидируемого предприятия прекращаются. Исключение составляют операции, направленные на завершение процедуры ликвидации предприятия.

Собственникам, учредителя предприятия при принятии решения о ликвидации предприятия необходимо проверить включено ли предприятие в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, иначе ликвидация предприятия не возможна до проведения и завершения плановой проверки.

Процедура ликвидации предприятия завершается, а предприятие признается ликвидированным с момента принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении предприятия из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.

Процесс ликвидации предприятия в каждом конкретном случае индивидуален. Иногда выявляются обстоятельства, которые говорят о необходимости проведения в отношении предприятия (юридического лица) процедуры банкротства. В этом случае не обойтись без услуг антикризисного управляющего.

Альтернативным вариантом ликвидации предприятия может быть его продажа или реорганизация.

Особенности прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (ИП)

В отношении индивидуального предпринимателя (ИП) термин «ликвидация» не применяется. Индивидуальный предприниматель не ликвидируется, а прекращает деятельность.

Деятельность индивидуального предпринимателя (ИП) может быть прекращена по основаниям, предусмотренным Положением о ликвидации субъектов хозяйствования, а также в связи с аннулированием государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Документальное подтверждение факта смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), является основанием для внесения записи в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении индивидуального предпринимателя

Порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя схож с порядком ликвидации юридического лица.

Кто не может быть ликвидатором?

Председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть собственник унитарного предприятия, учредитель фирмы, общества, руководитель, если это ликвидируемое предприятие имеет задолженность (не зависимо от личности и статуса кредитора). В случае выявления задолженности в течение месяца необходимо заменить ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) на независимое лицо.

Законодательство устанавливает к кандидатуре председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) определенные требования для ликвидатора – физического лица и руководителя организации ликвидатора — юридического лица:

  • гражданство Республики Беларусь либо постоянное проживание на территории Республики Беларусь
  • достижения совершеннолетия
  • наличие полной дееспособности
  • наличие высшего образования, преимущественно юридическое или экономическое
  • опыт работы в должности специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя или индивидуального предпринимателя не менее 3 лет
  • отсутствие судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности

Дополнительное требование для ликвидатора – юридического лица: наличие в штате не менее двух работников по основному месту работы (за исключением руководителя).

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь — Ликвидация фирмы, юридического лица, способы, сроки
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Ликвидация предприятий

Как пройти процедуру ликвидации самостоятельно? Если Вы обладаете временем и ресурсами для .

Компания «МК-Консалтинг» предоставляет комплекс услуг по ликвидации юридических лиц в Минске и других регионах Республики Беларусь.

Стоимость услуг по ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в РБ

Доступные цены на услуги по ликвидации юридического лица – преимущество сотрудничества с компанией «МК-Консалтинг»:

  • подготовка документации для начала процедуры, юридическая консультация по вопросу порядка прохождения процесса ликвидации предприятия — 360 BYN;
  • проведение ликвидации «под ключ» — от 840 BYN.

Быстро, законно и качественно проводим процедуру ликвидации организаций:

  • любой формы собственности;
  • с разной историей, в т.ч., с долгами, убытками и кредиторской задолженностью;
  • путем чистого закрытия, реорганизации или через процедуру банкротства.

Стандартно процедура занимает около 3 месяцев: именно столько понадобиться нам, чтобы выполнить ликвидацию юр лица в РБ и получить справку из ЕГР, свидетельствующую об успешном завершении процесса.

Этапы проведения ликвидации государственных предприятий и коммерческих организаций в Беларуси

Процесс ликвидации юр лица включает 9 этапов:

  • Принятие решения. Учредителями организации принимается решение о ликвидации и документируется в протоколе.
  • Выбор ликвидатора: физлица (при ликвидации ИП) или юрлица (при ликвидации организаций).
  • Подача заявления. Ликвидатор подает заявление в орган регистрации в течение 10 дней после принятия решения.
  • Взыскание дебиторской задолженности (при её наличии).
  • Принятие требований кредиторов, которые должны быть выставлены не позднее 2 месяцев с начала процедуры. Если финансовых средств предприятия недостаточно для выплат по кредитам, подается заявление о банкротстве в экономический суд.
  • Прохождение проверок. Организация проходит проверки госорганами: ИМНС, таможенной инспекцией, Белгосстрахом, ФСЗН.
  • Составление баланса. Средства, оставшиеся после погашения задолженности по кредитам, распределяются между учредителями.
  • Сдача документации в территориальный архив (приказов, решений учредителей и т.д.).
  • Исключение из ЕГР. Подача заявления на исключение из госрегистра. В течение 1 месяца принимается решение, заявитель получает выписку о ликвидации юридического лица.

Ликвидация ООО в Беларуси

Прекращение деятельности ООО не отличается от аналогичного процесса для юрлица с иной организационно-правовой формой.

Решение о ликвидации ООО должно приниматься на общем собрании участников. Во время собрания ведется протокол, куда вносится следующая информация:

  • решение о проведении ликвидации;
  • дата начала и окончания процедуры;
  • назначение ликвидационной комиссии либо отдельного человека (ликвидатора).

Процедура прекращения деятельности выполняется согласно Декрета «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документом определены права и обязанности ликвидатора, закреплены этапы проведения процедуры.

Чтобы осуществить ликвидацию ООО в Минске быстро, с минимальными временными и материальными издержками, рекомендуем обратиться к услугам адвокатов нашей компании. Большой опыт аналогичной работы и знание всех нюансов процедуры гарантирует максимально быстрый и легкий процесс прекращения деятельности.

Ликвидация фирмы с долгами

В ряде случаев требуется прекратить деятельность убыточной организации, не имеющей возможности рассчитаться с долгами. Тогда ликвидация проводится через процедуру банкротства.

Основные сложности при ликвидации фирмы в Минске — необходимость провести анализ финансового положения при подготовке заявления о банкротстве, а также долгая продолжительность самого процесса (6-12 месяцев). Само банкротство будет осуществляться под контролем хозяйственного суда. Но при всех озвученных сложностях и длительности мероприятия, процедура завершается исключением предприятия из ЕГР.

Услуги по ликвидации разумнее доверять профессионалам в этой сфере — юристам компании «МК-Консалтинг». Предоставляем комплекс услуг по ликвидации, включающий:

  • развернутую консультацию адвоката;
  • составление плана процедуры;
  • подготовку документации;
  • сопровождение при проведении проверок государственными органами;
  • передачу пакета документов в регулирующие инстанции;
  • подготовку и передачу бумаг в архив;
  • получение справки о прекращении деятельности.

Если вы планируете ликвидацию предприятия – звоните нам прямо сейчас! Бесплатно проконсультируем по интересующим вопросам!

Новое положение о ликвидации: сроки короче, требования жестче

В этом материале мы продолжаем рассматривать нововведения, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 24 января 2013 г. №2 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г.»

В статье Новые правила государственной регистрации: революции не произошло мы рассматривали изменения в Положение о государственной регистрации.

Сегодня на повестке дня — анализ изменений в Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее – Положение о ликвидации).

Оснований для ликвидации всё больше.

Положение о ликвидации предусматривает различные основания для ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основания для ликвидации юридических лиц можно разделить на 3 группы:

  1. ликвидация по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо соответствующего органа управления юридического лица;
  2. ликвидация по решению хозяйственного суда;
  3. ликвидация по решению регистрирующего органа.

Необходимо отметить, что нововведения коснулись всех трех указанных групп оснований. Итак, посмотрим на них более подробно.

Для первой группы новым стало основание, закрепленное в ч.1 пп.3.1. Положения о ликвидации, а именно в связи с нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством. По всей видимости, это был в определенном смысле «реверанс» в отношении либерализации порядка формирования уставного фонда коммерческих организаций, что закреплено в изменениях и дополнениях в Положение о госрегистрации. Так, напомним, что согласно ч. 2 п. 7 Положения о госрегистрации объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты ее государственной регистрации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен ее учредительными документами.

Можно считать уже традицией, когда в сфере государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования взамен упрощения одних механизмов и требований происходит серьезное ужесточение ответственности за нарушение норм, подвергшихся либерализации.

Указанное выше основание для добровольной ликвидации, ввиду нарушения порядка формирования уставного фонда, было включено также и во вторую группу оснований для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда (абз.2 ч.1 пп.3.1. Положения о ликвидации). Смысл этого видится в том, чтобы появилась некая вариативность при инициировании ликвидации юридических лиц. Так, при наступлении указанного основания законодатель, видимо, предоставляет шанс уполномоченным представителям юридического лица инициировать процесс ликвидации в добровольном порядке.

Аналогичным образом обстоит дело и с ещё одним новым основанием для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда – в связи с признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной. Ранее это основание относилось к первой группе оснований, а сейчас его отнесли одновременно и ко второй.

Абсолютно новым основанием для принудительной ликвидации юридических лиц по решению хозяйственного суда стало нарушение установленных законодательством порядка и сроков ликвидации (абз.6 ч.1 пп.3.2. Положения о ликвидации). Общая картина относительно проводимых ликвидаций юридических лиц такова, что достаточно часто указанные сроки не соблюдаются, порой ликвидация может затягиваться на годы. И, как правило, регистрирующие органы смотрели на такие нарушения «сквозь пальцы». Однако в настоящее время появился инструмент в виде указанной нормы, который должен по идее дисциплинировать как ликвидатора (ликвидационную комиссию), так и сами регистрирующие органы при контроле за соблюдением сроков ликвидации.

Более того, при обнаружении просрочки ликвидации у кредиторов такого юридического лица появилось право обратиться в хозяйственный суд с иском о его ликвидации (абз.2 ч.2 пп.3.2. Положения о ликвидации). Безусловно, данное право обращения в суд направлено как раз на большую защиту прав кредиторов. Ведь не менее часто процедура формирования тех же реестров требований кредиторов и составления промежуточного баланса, необходимых для того, чтобы приступить непосредственно к расчету с кредиторами (если конечно есть на то хоть какое-то имущество у ликвидируемого юридического лица), растягивается на год и более. Поэтому введение указанного права кредиторов можно оценить с положительной точки зрения. Однако всё же непонятно, почему такое право будет отсутствовать у кредиторов индивидуальных предпринимателей, принявших решение о прекращении деятельности и нарушивших сроки данной процедуры…

Также был дополнен перечень оснований для ликвидации из третьей группы (по решению регистрирующего органа). Обращают на себя внимание следующие два основания для такой принудительной ликвидации:

  • непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет (абз.4 ч.1 пп.3.33 Положения о ликвидации);
  • осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации (абз.5 ч.1 пп.3.33 Положения о ликвидации).

И если для реагирования на решение о постановке на профилактический учет законодатель отвел соответствующим должностным и иным указанным лицам некоммерческих организаций срок в 2 месяца с даты постановки на учет, то относительно осуществления тех или иных видов деятельности учреждениями и ассоциациями (союзами) придется задумываться заранее, насколько такие виды деятельности будут соответствовать уставным целям и предмету деятельности. По всей видимости, при создании таких организационно-правовых форм снова возникнет вопрос о включении в устав как можно большего вида целей и видов деятельности «про запас».

Также необходимо отметить, что при наступлении одного из двух указанных оснований принудительной ликвидации, сама процедура будет проходить в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии, а само решение о начале процедуры ликвидации будет приниматься регистрирующим органом при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа, что также является нововведением (ч.1 п.14 Положения о ликвидации).

При этом необходимо отметить ещё одно нововведение Декрета №2 — срок ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в добровольном порядке не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев (ч.3 п.6 Положения о ликвидации).

Если в комплексе посмотреть на указанное нововведение относительно сроков добровольной ликвидации и последствий их нарушения, то можно сделать вывод что законодатель имел намерение сократить срок проведения данной процедуры, тем самым поменяв уже давно устоявшееся в обществе мнение о том, что ликвидация быстрой и безболезненной не бывает в природе. Однако очевидно, что законодатель в этом направлении мог сделать гораздо больше, нежели сделал (об этом ниже).

Принял решение о ликвидации – не забудь сообщить об этом

Декрет №2 конкретизирует срок, в течение которого необходимо уведомить регистрирующий орган о начале данного процесса. Так, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ч.2 п.6 Положения о ликвидации).

Необходимо отметить, что до указанного нововведения (в т.ч. в настоящее время) все заинтересованные стороны в процессе ликвидации были вынуждены руководствоваться лишь нормой Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающей что собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц (п.1 ст.58). При этом под сроком «незамедлительно» можно понимать что угодно и для каждого конкретного субъекта ввиду определенных обстоятельств данный срок мог быть индивидуален.

Также мы видим, что пока ещё имеет место быть расхождение норм законодательства. Так ГК возлагает обязанность по уведомлению регистрирующего органа на собственника имущества (учредителя, участников). В то же время пока ещё действующая редакция Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования» (в редакции от 28.05.2012г.) возлагает указанную обязанность на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), что конечно, логично (абз.1 ч.1 п.7 Положения о регистрации).

Главное – уложиться в срок

Согласно ч.3 п.6 Положения о ликвидации срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев. Вопрос последствий несоблюдения таких сроков мы уже затрагивали несколько выше (следует принудительная ликвидация по решению хозяйственного суда). Что же касается самого этого нововведения, то очевидно, что оно направлено на улучшение общей картины по ликвидациям субъектов хозяйствования в стране.

Также можно отметить уже сложившуюся тенденцию по оптимизации законодательного регулирования процесса ликвидации субъектов хозяйствования. Это можно увидеть сравнив изменения, которые произошли применительно к срокам по данной процедуре хотя бы за последние 3-5 лет.

Применительно к нововведениям, вводимым Декретом №2 можно отметить сокращение ещё одного срока. Так с 3-х до 2-х рабочих дней сократился срок, в течение которого регистрирующий орган должен внести соответствующие данные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности) и направить соответствующие уведомления в государственные органы и иные организации об этом (п.8 Положения о ликвидации). Срок начинает исчисляться с момента получения соответствующего уведомления о начале ликвидации (прекращения деятельности).

Однако далее все осталось без изменений: государственные органы и иные организации, после уведомления регистрирующего органа о начале ликвидации по-прежнему в течение 30 рабочих дней представляют обратно регистрирующему органу информацию о наличии или отсутствии задолженности перед ними у ликвидируемого юридического лица, а также иные сведения (п.9 Положения о ликвидации). А ведь именно тут имеются значительные временные резервы, за счет которых можно было бы оптимизировать процесс ликвидации субъектов хозяйствования. Будем надеяться, долго ждать этого не придется.

Наделал долгов – уходи в сторону

В соответствии с ч.5 п.6 Положения о ликвидации при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.

А в случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица (ч.6 п.6 Положения о ликвидации).

Вполне логичные нововведения, которые позволят отстранить от непосредственного управления процессом ликвидации юридического лица тех, кто, по сути, привел данное юридическое лицо к пропасти. Более того, в настоящее время достаточно часто при добровольной ликвидации в качестве ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) выступает кто-либо из очерченного выше круга лиц, что в будущем будет уже невозможно. Кто-то даже сможет разглядеть в этом некий потенциал для развития института наемных ликвидаторов (по аналогии с институтом антикризисных управляющих). Благо требования к ликвидаторам на сегодня не такие суровые.

Есть доверенность – есть право

Актуальное нововведение закреплено в абз.1 ч.1 п.7 Положения о ликвидации, в соответствии с которым право представлять документы в регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации по решению собственника имущества (учредителя, участников) юридического лица может быть у лица, действующего по доверенности (поверенного) от имени ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) (абз.1 ч.1 п.7 Положения о ликвидации).

Аналогичное нововведение закрепляется и в отношении процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, в результате чего представлять документы в регистрирующий орган также сможет поверенный (ч.2 п.7 Положения о ликвидации). Указанные нововведения являются давно наболевшими и их можно оценить только с положительной стороны.

«Запрещено» не значит «не допустимо»

Согласно п.10 Положения о ликвидации, изложенного в новой редакции, осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются. В пока ещё действующей редакции указанного пункта Положения о ликвидации вместо «запрещается» указано «не допустимо».

На наш взгляд указанная замена терминов произошла не случайно и её можно было бы увязать с ещё одним нововведением, закрепленным в ч.1 п.25 Положения о ликвидации, согласно которому собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов. В результате чего видно, к каким последствиям могут привести, в том числе и запрещённые операции по счетам ликвидируемых юридических лиц.

Также установлен срок исковой давности о привлечении указанного круга лиц к ответственности. Так согласно ч.1 п.25 Положения о ликвидации кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При вступлении в силу указанных норм Декрета №2, представляется, должна повыситься дисциплинированность лиц, осуществляющих прежде всего руководство при ликвидации субъектов хозяйствования ввиду появившегося риска быть привлеченным к субсидиарной ответственности. Также в очередной раз прослеживается попытка улучшить ситуацию с защитой прав кредиторов ликвидируемых юридических лиц.

Валерий Ловцов, старший юрист Юридической компании «RAIDLA LEJINS & NORCOUS»

Процедура ликвидации юридического лица рб

Режим работы

Понедельник – пятница:
8:30 — 17:30

Перерыв на обед: 13:00 — 14:00
Выходные дни: суббота, воскресенье

Прием граждан в соответствии
с графиком.

Телефон горячей линии:
(8 0162) 21-25-29

Контакт-центр системы органов принудительного исполнения
понедельник — пятница: 9:00 — 18:00
+375(17)2006778, +375(44)5292000

Напоминания

Официальные ресурсы

(в редакции Декрета Президента

ПОЛОЖЕНИЕ
о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

1. Настоящим Положением регулируются отношения, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности):

1.1. хозяйственных товариществ и обществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, государственных объединений, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций (союзов) — объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, торгово-промышленных палат, учреждений, товариществ собственников (далее — юридические лица);

1.2. индивидуальных предпринимателей.

2. Нормы настоящего Положения не применяются при ликвидации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, третейских судов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, Белорусской нотариальной палаты, Палаты налоговых консультантов, организаций, обеспечивающих проведение медиации, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений).

Ликвидация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования.

Законодательными актами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц могут быть также установлены особенности ликвидации таких юридических лиц.

3. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

3.1. по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием судом, рассматривающим экономические дела, государственной регистрации юридического лица недействительной.

Коммерческая организация подлежит ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд.

В случае, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в план выборочных проверок, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения выборочной проверки;

3.2. по решению суда, рассматривающего экономические дела, в случае:

непринятия решения о ликвидации в соответствии с частью первой подпункта 3.1 настоящего пункта в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием судом, рассматривающим экономические дела, государственной регистрации юридического лица недействительной;

осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим настоящее Положение, соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом части первой настоящего подпункта, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом, утвердившим настоящее Положение, и другими законодательными актами.

При обнаружении основания для ликвидации юридического лица, предусмотренного в абзаце шестом части первой настоящего подпункта, кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о ликвидации такого юридического лица;

3.3. по решению регистрирующего органа* в случае:

неосуществления коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд;

внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием;

непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации.

*Под регистрирующими органами для целей настоящего Положения понимаются государственные органы и организации, перечисленные в пункте 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим настоящее Положение.

При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой настоящего подпункта:

органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации;

регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения).

4. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным настоящим Положением для ликвидации юридических лиц.

5. Документальное подтверждение факта смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является основанием для принятия решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого индивидуального предпринимателя.

6. Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан в порядке, установленном настоящим Положением, уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган.

Срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.

Сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных в частях третьей, пятой, шестой и восьмой пункта 16 настоящего Положения, не включаются в срок ликвидации (прекращения деятельности), определенный в части третьей настоящего пункта.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.

В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

7. При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо лица, уполномоченного в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), представляются:

заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора, заключении договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) в соответствии с частью первой подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения (в случае его заключения с аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), а также сведений, указанных в части первой пункта 12 настоящего Положения. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;

решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган путем личного обращения индивидуального предпринимателя либо лица, уполномоченного в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью действовать от его имени, представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, подписанное прекращающим деятельность индивидуальным предпринимателем, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, заключении договора, названного в абзаце втором части первой настоящего пункта (в случае его заключения с аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), а также сведений, указанных в части первой пункта 12 настоящего Положения.

При предоставлении документов, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, гражданами предъявляются документы, удостоверяющие личность, документ, подтверждающий оплату услуг, оказываемых в соответствии с частью первой пункта 12 настоящего Положения, а также документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица.

7 1 . Документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде. Целостность и подлинность документов, представленных в электронном виде, должны быть подтверждены электронной цифровой подписью. Порядок и особенности представления электронных документов и порядок их рассмотрения регистрирующим органом устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

8. На основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, регистрирующим органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, представляются:

в Министерство юстиции — сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

в налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение), территориальные (городские или районные) архивы местных исполнительных и распорядительных органов (иной архив в соответствии с законодательством об архивах) (далее — архивы) — уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

в учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» — сведения, указанные в части первой пункта 12 настоящего Положения.

9. В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в абзаце третьем пункта 8 настоящего Положения, в регистрирующий орган представляются:

налоговыми органами — справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей — также сведения о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты — справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

таможенными органами — справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информация о наличии (отсутствии) у этого юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) — справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии с частью первой подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения справки, сведения, указанные в абзацах втором, четвертом и пятом части первой настоящего пункта, представляются в регистрирующий орган налоговыми, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) на основании имеющейся в этих органах (организации) информации о деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо по результатам проверки, проведенной этими органами (организацией), и (или) на основании аудиторского заключения и отчета (в случае заключения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора, названного в абзаце втором части первой пункта 7 настоящего Положения).

В случае установления факта непостановки юридического лица, индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, отсутствия регистрации в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» в порядке, действовавшем до 1 июня 2006 г., в регистрирующий орган представляется информация указанных уполномоченных органов (организации) о том, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель на учете не состояли (не были зарегистрированы).

При невозможности представления налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) справок, сведений, указанных в абзацах втором-пятом части первой настоящего пункта, этими органами (организацией) направляется в регистрирующий орган информация о невозможности представления соответствующих справок, сведений ввиду:

непредъявления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности);

отказа от восстановления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности);

восстановления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации (прекращении деятельности), с последующим проведением такой проверки;

наличия у юридического лица (индивидуального предпринимателя) активов (в том числе дебиторской, кредиторской задолженности), с реализацией (выбытием) которых налоговое законодательство связывает возникновение налоговых обязательств у юридического лица (индивидуального предпринимателя) в процессе его ликвидации (прекращения деятельности);

непредставления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в налоговый, таможенный орган, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению) в срок, установленный законодательством, аудиторского заключения и отчета (в случае заключения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора, названного в абзаце втором части первой пункта 7 настоящего Положения);

проведения налоговым, таможенным органом, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) проверки в случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь, после получения аудиторского заключения и отчета (в случае заключения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора, названного в абзаце втором части первой пункта 7 настоящего Положения).

В случае направления налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) в регистрирующий орган информации о невозможности представления справок, сведений, указанных в абзацах втором-пятом части первой настоящего пункта, эти документы должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее шести месяцев со дня получения уведомления, указанного в абзаце третьем пункта 8 настоящего Положения.

10. Осуществление операций по банковским счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются.

11. При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами. По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.

Требования части первой настоящего пункта не распространяются на случаи ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

12. Сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Порядок размещения в глобальной компьютерной сети Интернет и последующего опубликования в приложении к юридическому научно-практическому журналу «Юстиция Беларуси» сведений, указанных в части первой настоящего пункта, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. При этом сведения, размещаемые в глобальной компьютерной сети Интернет, подлежат ежедневному обновлению с учетом поступающих для опубликования сведений и информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъектов хозяйствования.

Момент начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) определяется датой размещения сведений о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси».

13. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:

оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции.

14. При наличии оснований, предусмотренных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, юридические лица ликвидируются (деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается) регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии. Решение о начале процедуры ликвидации по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа. Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые ликвидируются (деятельность которых прекращается) по основаниям, предусмотренным в абзацах втором, четвертом и пятом части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, размещается Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции. Решение о начале процедуры ликвидации по основаниям, предусмотренным в абзацах четвертом и пятом части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, принимается регистрирующим органом при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.

О принятом решении регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение), архивы. При внесении представления (предложения) в соответствии с частью третьей настоящего пункта выдача справок, сведений, указанных в пункте 9 настоящего Положения, налоговыми органами не производится.

В случае внесения налоговыми органами в регистрирующий орган представления (предложения) по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, вместе с этим представлением (предложением) направляются:

акт проверки, подтверждающий факт неосуществления коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательными актами такая проверка не проводится;

справка об отсутствии у данной организации, индивидуального предпринимателя задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей — также сведения о привлечении (непривлечении) индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

После получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) уведомления, указанного в части второй настоящего пункта, осуществление операций по его банковским счетам, совершение им действий, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются.

В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части второй настоящего пункта, в регистрирующий орган представляются:

налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) — справки и сведения либо соответствующая информация, указанные в пункте 9 настоящего Положения;

юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) — оригинал свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии — заявление собственника имущества (участников) организации (индивидуального предпринимателя) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате свидетельства о государственной регистрации.

15. Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, предусмотренных в пункте 13 и абзаце третьем части пятой пункта 14 настоящего Положения, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Запрос не направляется в случае подтверждения налоговыми органами отсутствия сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Архив представляет регистрирующему органу сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

16. Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:

субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) документы, предусмотренные в пункте 13 и абзаце третьем части пятой пункта 14 настоящего Положения;

органами (организацией) не представлены документы, указанные в частях первой, третьей и четвертой пункта 9 и абзаце втором части пятой пункта 14 настоящего Положения, и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) прошло не менее тридцати пяти рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация об отсутствии непрекращенных обязательств перед таможенными органами, информация о том, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не состояли на соответствующем учете (не были зарегистрированы);

соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.

При наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом, по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами.

В случае представления в регистрирующий орган налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) в срок, указанный в абзаце третьем части первой настоящего пункта, информации о невозможности представления соответствующих справок, сведений субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение шести месяцев со дня получения этими органами (организацией) уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя). Если по истечении этого срока не представлены указанные в части первой пункта 9 настоящего Положения справки, сведения о наличии задолженности и обязательств, предусмотренных в части второй настоящего пункта, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования.

Субъект хозяйствования, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, а также субъект хозяйствования, зарегистрированный после 1 января 2003 г., по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине несдачи им на хранение документов по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, не имеющие задолженности и обязательств, указанных в части второй настоящего пункта, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключаются из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае, если субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, включен в план выборочных проверок и выборочная проверка в отношении его не проведена (не завершена), данный субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до проведения и завершения указанной проверки.

В случае, если до исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение двух месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение суда, рассматривающего экономические дела, о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

В случае, если в регистрирующий орган поступила письменная информация от органов Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов в пределах компетенции о выявленных фактах совершения правонарушений субъектом хозяйствования, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о фактах совершения правонарушений его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации (прекращения деятельности), исключение этого субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не производится.

Субъект хозяйствования исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении регистрирующим органом информации от государственных органов, указанных в части седьмой настоящего пункта, о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений субъектами хозяйствования, их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) субъекта хозяйствования (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлении субъектом хозяйствования в регистрирующий орган документов, подтверждающих погашение задолженности, указанной в части седьмой настоящего пункта.

Требования, содержащиеся в частях седьмой и восьмой настоящего пункта, не распространяются на случаи исключения субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидированного (прекратившего деятельность) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

17. В случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органом принимается решение о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) и внесении записи об исключении его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В случае внесения налоговым органом указанного представления (предложения) в отношении коммерческой организации (индивидуального предпринимателя), находящейся (находящегося) в процессе ликвидации (прекращения деятельности) в соответствии с подпунктом 3.1 и абзацем вторым части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, регистрирующим органом принимается решение о внесении записи об исключении коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При принятии решения о ликвидации регистрирующим органом ликвидационная комиссия не создается (ликвидатор не назначается), документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, в регистрирующий орган не представляются, действия, предусмотренные в пунктах 8 и 15 настоящего Положения, не совершаются.

Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основанию, предусмотренному в абзаце третьем части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, размещается Министерством по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства по налогам и сборам.

18. Субъект хозяйствования, не получивший до 1 февраля 2009 г. свидетельство о государственной регистрации, исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по его заявлению. При этом ликвидационная комиссия не создается (ликвидатор не назначается), документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, в регистрирующий орган не представляются, действия, предусмотренные в пунктах 8 и 15 настоящего Положения, регистрирующими и иными органами (организациями) не совершаются.

19. Ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством.

20. Деятельность индивидуального предпринимателя прекращается в порядке, установленном настоящим Положением, или приостанавливается в установленном законодательством порядке в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы, нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, в случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В случае призыва индивидуального предпринимателя на срочную военную службу или направления на альтернативную службу индивидуальный предприниматель до даты отправки в воинскую часть, убытия к месту прохождения альтернативной службы обязан прекратить:

заключенные им в связи с осуществлением деятельности трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с работниками (работающими);

деятельность в порядке, предусмотренном настоящим Положением, или обратиться в регистрирующий орган с заявлением о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя по установленной Министерством юстиции форме с приложением копии повестки военного комиссариата (его обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, в которой указан срок явки для отправки к месту срочной военной службы, либо предписания, выданного при направлении на альтернативную службу.

В случае приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном в абзаце третьем части второй настоящего пункта, он обязан подать в регистрирующий орган в трехмесячный срок с даты окончания состояния на военной службе или прохождения альтернативной службы заявление о возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя по форме, установленной Министерством юстиции.

Регистрирующим органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, указанных в абзаце третьем части второй и части третьей настоящего пункта, вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о приостановлении или возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя с представлением данных сведений налоговым органам и органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Порядок приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, а также в случае вынесения ему приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

В случае приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, а также в случае вынесения приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, заключенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением деятельности трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с работниками (работающими) подлежат прекращению.

В период приостановления в установленном законодательством порядке деятельности индивидуального предпринимателя сохраняется регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Осуществление предпринимательской деятельности, операций по банковским счетам индивидуального предпринимателя, совершение им сделок в период приостановления деятельности запрещаются, за исключением операций по банковским счетам, связанных с поступлением денежных средств на счет индивидуального предпринимателя в качестве исполнения перед ним обязательств по договорам, заключенным до приостановления им своей деятельности, и осуществлением расчетов с работниками (работающими), заключившими трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с индивидуальным предпринимателем до приостановления им своей деятельности.

Период приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также неосуществление индивидуальным предпринимателем деятельности в период исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью не являются основаниями для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с абзацем вторым части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения.

21. Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о внесении в соответствии с пунктами 5, 16 и 17 настоящего Положения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет в Министерство юстиции сведения для включения их в данный регистр и сообщает об исключении субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, государственной статистики, обособленные подразделения Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах».

Министерство юстиции включает в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения об исключении из него субъектов хозяйствования датой принятия соответствующего решения регистрирующим органом.

22. Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя — прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.

23. Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель — предпринимательскую деятельность с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица (индивидуального предпринимателя).

24. Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в суд, рассматривающий экономические дела, в течение трех лет с даты принятия решения регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования, совершения регистрирующим органом действий (бездействия), связанных с ликвидацией (прекращением деятельности) субъекта хозяйствования.

25. Собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.

Кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в суд, рассматривающий экономические дела, иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Смотрите еще:

  • Воинская часть белгород адрес Воинская часть белгород адрес 357 учебный центр ВВС в/ч 27898 Белгород Кенгуру-6: 357 учебный центр ВВС в/ч 27898 г.Белгород Учебка готовила специалистов автотракторной службы для Московского округа ПВО. История части начинается в 1949г.- под Наро-Фоминском на базе […]
  • Написать письмо минобороны Департамент жилищного обеспечения Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а […]
  • Как написать письмо собянину через интернет Как написать письмо Собянину? Инструкция С каждым в жизни может произойти какая-нибудь ситуация, разрешением которой сможет заняться лишь руководитель, занимающий высокий пост в городе. Чтобы отстоять свои интересы и законные права, любой москвич может написать письмо […]
  • Как подать заявление в милицию на человека Можно ли анонимно подать заявление в полицию? Если мне известен факт совершения мошенничества в отношении человека недееспособного, но я не хочу фигурировать в заявлении. Могу ли я написать анонимно или под чужим именем. Т.е я знаю, что с убогим человеком подло […]
  • Раздел двоих детей после развода Раздел детей при разводе На вопрос, как делить детей при разводе, возможен ли данный процесс с учетом их пожеланий, и кто проводит процедуру — суд или ЗАГС — отвечают статьи Семейного кодекса номер 24, 54, 59 и 66. Согласно положениям кодекса раздел детей при разводе […]
  • Отказ от имущества в счет погашения долга Могут ли отобрать квартиру или иное имущество в счет погашения долгов по кредиту? После начала диалога заемщика и судебного пристава-исполнителя и при условии отказа должника добровольно погашать ссуду, исполнительное производство переходит в следующую стадию – […]
  • Дома под снос в новокузнецке 2018 год Количество аварийных домов в Новокузнецке за год увеличилось на 40% С весны 2017 года количество ветхого жилья в Новокузнецке увеличилось более чем на 40%. В настоящее время в городе 59 многоквартирных домов, нуждающихся в сносе. Согласно данным комитета ЖКХ по […]
  • Глава 43 трудовой кодекс рф Глава 43 трудовой кодекс рф Статья 274. Правовые основы регулирования труда руководителя организации Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными […]