Протокол осмотра места дтп и схема дтп

Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия

На схеме места совершения правонарушения (схема ДТП) и в протоколе осмотра места происшествия неверно указано место столкновения автомобилей. В протоколе написано, что на место столкновения указывают «осыпь грязи и стекла». Однако через 2 месяца «всплыла» видеозапись с видеорегистратора, которую инспектор ГИБДД скрыл по каким-то своим причинам. Обнаружилось, что фактическое место столкновения находится в 50 метрах от указанного на схеме и в протоколе и, следовательно, и адрес столкновения другой. Есть ли в действиях инспектора ГИБДД нарушения?

Добрый день, Ольга. Все зависит от ряда обстоятельств: — откуда взялась видеозапись; — знал ли о ней инспектор ДПС на момент составления документов; — кто указал ему на место ДТП; — и т.д. Исходя из ответов можно говорить про нарушения сотрудника ДПС. С уважением, АА «АБ ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА».

Добрый день! Ваш вопрос носит информативный характер. Поскольку как уже понятно решение по делу административному есть. 50 метров, это не существенно. Главное, установлены фактические обстоятельства ДТП. Инспектор ничего в данном случае не нарушил. И самое главное — ваш вопрос, что вы хотите не совсем понятно. С уважением.

Инспектор фальсифицировал доказательства, а это наказуемо ст 303 УК РФ «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) УК РФ Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 207-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, — (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 71-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

В протоколе осмотра места происшествия дтп, а также в схеме дтп, указаны разные подписи понятых. Расшифровки подписей нет, паспортных данных нет. Законны ли данные документы? В каком документе обязательно должны быть паспортные данные понятых?

Добрый день! Согласно ст.28.1.1 КоАП В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В какой последовательности составляюся документы при дтп: а) протокол, б) акт осмотра места происшествия, с) схема? Или все-таки — 1.-с), 2.-а), 3.-б)? В каком законе порядок и последовательность составления документов?

При выезде на место ДТП в первую очередь составляется схема происшествия. Но одновременно следователь составляет протокол осмотра в присутствии понятых Если вы имеете ввиду протокол за нарушение ПДД, то если работает опергруппа, следователь, значит ДТП не простое и установить вину сразу не возможно. Решение принимается после сбора проверочных материалов. С любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого наилучшего!

При составлении протокола осмотра места происшествия дтп допущены сотрудником гибдд неточности. Как мне обжаловать данный протокол в суде? Спасибо.

В суде обжалуеться не сам протокол а постановление о привлечении вас к административной ответственности Когда вы будете подавать жалобу то в ней отразите все с чем вы несогласны в протоколе

В суде обжалуют не протокол, а постановление, которое будет вынесено на основании этого протокола. Для ответа на сей вопрос нужно изучать материалы дела.

Подделаны схема дтп и протокол осмотра места происшествия. Было 23.08.2008. Два месяца меня не было на этом свете. Скорость а/м 37,8. В момент наезда 24,7 по схеме дтп. Два месяца ни вверху, ни внизу. На настоящий момент инвалид III группы пожизненно. Каким образом определить реальную скорость а/м в момент наезда?

Здравствуйте! Каким образом определить реальную скорость а/м в момент наезда? — скорость можно будет определить на основании технической экспертизы.

Скорость движения можно определить только по одной опробированной методике — исходя из длины следов торможения

Что делать если не отдают потерпевшим протокол об осмотре места преступления при дтп? и законно ли это?

запрос письменный направить, в запросе указать — куда прислать копию протокола и свой номер телефона.

Произошло ДТП, с причинением средней тяжести вреда, должен ли составляться протокол осмотра места совершения административного правонарушения и в какие сроки, если не составлялся данный протокол какие последствия для участников ДТП. я имею в виду статью 28.1.1 КоАП РФ.

Да, такой протокол должен составляться на месте, кроме того к данному протоколу должна быть приложена схема, в которой ставят подписи участвующие лица.

Конечно, должен составляться! Если не составляется протокол, невозможно определить вину!

отсутствие какого-либо документа не влияет на порядок рассмотрения материала ДТП.

Порядок рассмотрения протокола об административном правонарушении при отсутствии протокола осмотра места совершения адм.правонарушения не меняется, также как и при нарушении составления схемы ДТП. Но это даёт Вам шанс прекратить административное дело при его рассмотрении за недоказанностью события (или состава) административного правонарушения.

Поясните, пожалуйста, возможно ли признание протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия недопустимым доказательством,
если перед началом осмотра понятым небыли разъяснены их права и обязанности?
Заранее благодарен, Сергей.

Фактически невозможно. Во-первых, не докажете, бланк такого протокола имеет запись о том, что права понятым разъяснены, в чем они и подписываются. Во-вторых, фактические обстоятельства (наличие и месторасположение предметов, совершенные действия), зафиксированные в протоколе, не зависят от знания или незнания понятым своих прав.

Как рассматривается судом тот факт, что понятых на месте ДТП не было. В протоколе осмотра места ДТП их подписи сфальсифицированы сотрудниками ГИБДД, а в схеме к протоколу осмотра их нет вообще. Если истец требует возмещения ущерба причиненному его а/м другим а/м в результате столкновения.

Уважаемый Виктор! Согласно ст.56 ГПК РСФСР «Суд оценивает доказательства по внтреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотренииимеющихся в деле доказательств в и х совокупности. Никакие доказетельства не имеют для суда заранее установленной силы». Исходя из этого следует строить свою позицию в процессе. Необходимо тщательно продумать тактику допроса в судебном заседании понятых, которые отсутствовали на месте ДТП. Следует подготовить такие вопросы, на которые они не смогут ответить и тем самым убедить суд в том, что протокол не может иметь доказательственной силы, поскольку сфальсифицирован. Полагаю, что Вам будет необходима помощь квалифицированного адвоката. Желаю успеха! С уважением, Адвокат В.А.Латышев

Протокол осмотра места дтп и схема дтп

Схема ДТП на бланке с миллиметровой сеткой в масштабе (см. приложение N 4 к Методическим рекомендациям) составляется инспектором ГИБДД на основании осмотра места ДТП и показаний водителей и очевидцев с использованием измерительных инструментов, как можно точнее.

На схеме должны быть указаны место и взаимное расположение транспортных средств и объектов соударения после ДТП и примерное положение до ДТП, траектории их движения, а также зафиксирована окружающая обстановка — особое внимание должно быть уделено предметам, ограничивающим обзорность дороги для водителя, — а также должны быть словесные пояснения о погоде, видимости, состоянии искусственного освещения.

В схеме места ДТП следует отражать (п.17 Методических рекомендаций):

  • место ДТП (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
  • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;
  • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления.

Схема выполняется в масштабе. Все координаты расположения транспортных средств должны быть привязаны к неподвижным предметам (дорожным сооружениям, дереву и т.п.). — На схеме указывают размеры:

  • один размер параллельно осевой линии дороги — от переднего или заднего моста транспортного средства до избранного ориентира;
  • два размера перпендикулярных осевой линии дороги — от осей передних и задних колес (или от передней и задней габаритных точек) до границы проезжей части.

На схеме должно быть отображено все необходимое для качественной экспертизы ДТП. От качественного составления схемы во многом зависит качество следствия и справедливость судебного приговора.

Схема подписывается лицом, ее составляющим, а также водителями, понятыми.

Всегда ли схема объективна

К сожалению, схема не всегда объективно отражает все обстоятельства ДТП. Одна из причин — то, что на месте ДТП обычно составляется эскиз схемы, а полностью она составляется много позже, когда многие детали (которые могут оказаться немаловажными для участника ДТП) могут просто быть забыты.

Часто протокол дополняется фото- или видеосъемками, позволяющими более полно и точно восстановить все обстоятельства ДТП.

Протокол осмотра места ДТП содержит

Дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, а в содержательной части — описание всех обнаруженных элементов места происшествия:

участков дорог или улиц с указанием названий, с их проезжей частью, тротуарами и обочинами;

размеров и формы пересечения, ширины и разметки проезжей части, рядности движения, значимости дорог;

характеристики обочин, кюветов, разделительных полос, бордюров, тротуаров, пешеходных тропинок, дорожного покрытия, его состояния — влажное, сухое, обледенелое; особенностей — колеи, ямы, бугры; окружающих объектов — деревья, сараи, ларьки; неподвижных препятствий на дороге — ямы, бугры, “волны” на асфальте;

объектов, являющихся результатом ДТП, — автомобилей, их положения на местности и взаимного; точного места столкновения, его геометрических параметров относительно осевой линии и границ проезжей части (принятое к расследованию положение места столкновения часто решающим образом сказывается на установлении виновного);

средств организации движения — линий разметки, дорожных знаков, светофоров, указателей; расположения имеющих отношение к происшествию дорожных знаков, возможности увидеть их при движении с места водителя перед происшествием, зоны их действия;

состояния погоды и видимости в момент осмотра; положения солнца, видимости и обзорности с места водителя;

Кроме того, в протоколе:

фиксируют все размеры и расстояния, имеющие значение для расследования; в случае сомнения в правильности указанных данных эксперт должен потребовать у назначившего экспертизу лица точные сведения;

перечисляют предметы, изъятые с места ДТП;

указывают действия по фиксированию обстановки на месте ДТП и изъятию предметов — изготовлялись ли слепки отпечатков протектора, фотографировалось ли место происшествия;

излагают заявления по существу осмотра, поступившие от водителей, очевидцев, потерпевших, специалистов и понятых;

указывают время начала и окончания осмотра.

Важно обнаружить и зарисовать следы движения транспортных средств, пока они не уничтожены проезжающим транспортом, лучше всего сфотографировать с разных точек. При зарисовке следов обязательно отмечают место перехода отпечатков протектора в следы скольжения при торможении или заносе, начало и длину каждого вида следов — сплошных, прерывистых, скользящих, их интенсивность, расположение на соответствующей части дороги по ширине, а также различия в следах каждого колеса. Следы торможения от их начала до оси задних колес измеряют с указанием размеров каждого участка, отличающегося по характеру следа, в том числе и из-за различного качества покрытия. Длина следов торможения является базой расчета скорости движения автомобиля.

Протокол подписывают лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре: водители, специалисты и др.

Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносится положение автомобилей, объектов соударения, окружающей обстановки, протяженности и направления тормозного пути. Схема должна обеспечить качественную экспертизу и правильное воспроизведение ситуации ДТП при следственном эксперименте.

Схема фиксирует координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия и их примерное положение перед происшествием, а также траекторию движения. Для точного представления о размерах объектов и расстояний схема должна быть выполнена в масштабе. Графическое изображение необходимо сопроводить пояснениями о климатических условиях, состоянии уличного освещения и видимости дороги.

Особое внимание уделяют положению предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя: домов, деревьев, стоящих транспортных средств. Точно определить расположение транспортного средства на проезжей части при экспертизе можно только в том случае, если его изображение на схеме “привязано” к постоянным неподвижным ориентирам: километровому указателю, зданию, столбу, дереву.

На схеме указывают размеры:

один размер параллельно осевой линии дороги — от переднего или заднего моста транспортного средства до избранного ориентира;

два размера перпендикулярных осевой линии дороги, — от осей передних и задних колес или от передней и задней габаритных точек до границы проезжей части.

В каждом конкретном случае могут быть выбраны свои ориентиры на мести ДТП: бордюр, столб и т. п. — и характерные точки на транспортном средстве; ступицы колес, буксирный крюк и т. п.

Если кромка проезжей части из-за износа покрытия или снега четко не просматривается или отсутствует (на грунтовых дорогах), то перед замерами на местности проводят базовую линию.

Между двумя заметными неподвижными ориентирами натягивают ленту рулетки или шнур и все расстояния замеряют от полученной линии, которую называют базовой. Базовая линия позволяет точно зафиксировать объекты сложной конфигурации, кривизну криволинейного участка дороги и тормозного следа.

Базовую линию разбивают на доли равной длины — 1 м, от концов долей и замеряют расстояния до объектов. Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать ясные характеристики следов колес на покрытии. Если характеристику следа трудно описать целиком, т. к. по нему видны и качение, и юз, и занос, то замеряют длину всех характерных участков следа и описывают каждый.

Схема не всегда объективно отражает обстоятельства ДТП. Одна из причин — на месте происшествия обычно составляют лишь эскиз схемы,. а оформляют ее окончательно на посту ГИБДД, иногда значительно позже, причем ряд деталей восстанавливают по памяти. Другая причина — на схеме предметы изображают в плане, в то время как участники и свидетели ДТП видели их каждый в своем ракурсе и их восприятие различно. Эти причины приводят к ошибкам в схеме и к неверным выводам эксперта.

Фотосъемкой фиксируют общий вид местности в зоне ДТП и наиболее важные объекты — поврежденную часть автомобиля, тело погибшего, вошедшие в кадр общего плана. Детальной съемке подвергают объекты, которые могут стать вещественными доказательствами: части тормозов и рулевого управления, протектор шины, разбитые фары, а также следы шин, повреждения дорожного покрытия и транспортных средств, вмятины на кузове.

Протокол осмотра места дтп и схема дтп

Если Вы стали участником дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

Не смещайте свою автомашину с места, как бы Вас об этом не просили;
Сразу запишите номера автомашин, свидетелей (позже все могут разъехаться);
Примите все меры к сохранению следов на месте ДТП, организуйте объезд следов, накройте от осадков и т.д. ;
Позвоните в Скорую помощь, ГАИ и в свою страховую компанию;
Окажите первую мед. помощь и организуйте отправку раненых в мед. учреждение (по возможности не на своей автомашине — см. пункт 1);
Сообщите знакомым, чтобы они приехали с фотоаппаратом и все сфотографировали (информация о применении фотосъемки должна быть отражена в протоколе осмотра);
Что должно быть отражено в протоколе:

Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

Вводная часть . Основные данные, участники и т.д.

В описательной части протокола указываются:

место происшествия (название шоссе, улицы, километр, номер дома, расстояние от угла этого дома или другого предмета);

б лижайшие объекты, имеющие значение для выяснения обстоятельств происшествия (перекрестки, дорожные знаки, трамвайные пути, переходы, остановки общественного транспорта, стоящий на проезжей части транспорт, деревья и другие объекты, ограничивающие видимость, и т.п.);

характеристика пути: ширина проезжей части, количество полос движения, тип покрытия, состояние покрытия, план и профиль (прямой участок, поворот, подъем, спуск), дефекты покрытия, дорожные знаки и указатели;

состояние погоды в момент осмотра (ясно, пасмурно, дождь, снегопад, туман) и видимость пути в метрах , видимость на препятствие ;

состояние освещения;

тип, марка, модель, номерной знак, место расположения и другие данные, относящиеся к транспортному средству (если оно отсутствует, то после обнаружения составляется отдельный протокол);

местоположения и поза пострадавшего (обозначается перед отправкой, переносом).

С леды и другие вещественные доказательства (вид, расположение, длина, ширина, начало, кон ец, форма, цвет) :

о сыпь грунта ;

о сыпь лакокрасочного покрытия с обоих автомобилей ;

р оссыпь осколков осветительных приборов и других деталей ;

расположение и характер следов транспортных средств на дороге (при описании следов торможения необходимо указывать какие участки следа проходят по льду, асфальту, грязи и т.д.) ;

следов деталей транспортных средств, поврежденных при ДТП;

следов на транспортных средствах;

следов обуви, одежды, крови пострадавших;

п редметов и веществ, отделившихся от транспортных средств;

вещей пострадавших;

положения транспортных средств на месте ДТП.

При осмотре транспортного средства, необходимо в протоколе зафиксировать:

загрузку автомобиля ( для легковых — количество пассажиров и груза; для грузовых – количество ( объем, масса ) груза и какого груза );

описать повреждения автомашин и груза ;

зафиксировать, в каких положениях находятся переключатели осветительных приборов, коробки передач, поворот руля и т.д.;

проверить исправность рулевого механизма и тормозной системы.

При установлении в ходе осмотра данных о дорожной обстановке определяется и фиксируется следующее:

видимость и обзорность дороги со стороны движения каждого из водителей (Очень важно для определения «момента опасности»);

интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов;

наличие неподвижных препятствий;

наличие дорожных знаков, их расположение и видимость, при движении транспортного средства, зона их действия, перекрытие (маскировка) рекламой;

ориентация дороги по сторонам света и по отношению к населенным пунктам ;

ширина проезжей части, правой и левой обочин;

состояние обочин;

количество полос и рядность движения, разметка проезжей части;

форма перекрестка, его размеры, значимость дорог;

наличие и характеристика кюветов, газонов, бордюрных камней, тротуаров, пешеходных дорожек и т.д.;

наличие светофорных установок и цикл их работы по секундомеру.

При изучении дорожных условий фиксируются:

тип покрытия проезжей части (асфальт, бетон, грунт и т.д.);

качество покрытия (ровная поверхность, наличие выбоин или других дефектов, их расположение);

с остояние покрытия (сухое, мокрое, гололед и т.п.);

наличие наслоений на дорожном покрытии (грязь, песок, гравий, масло и т.п.);

уклон дороги – продольный и поперечный (в градусах);

криволинейность дороги и радиусы закруглений.

При описании предметы должны быть ориентированы по направлению движения транспортного средства (например, с правой стороны по ходу движения).

Если на месте происшествия нет следов торможения, столкновения транспортных средств или следов крови при наезде на человека, а также если вблизи места происшествия нет пешеходных дорожек, дорожных знаков, остановок общественного транспорта, то эти обстоятельства должны быть специально оговорены в протоколе. Отсутствие таких записей может вызвать сомнение: либо указанных следов, пешеходных дорожек, дорожных знаков и т.п. вблизи места происшествия вообще не было, либо на них не обратили внимания при осмотре.

Описательная часть протокола должна содержать объективные и полные данные о происшествии, так как в процессе осмотра не всегда бывает ясно, какие обстоятельства, следы и вещественные доказательства могут сыграть решающую роль. Необходимо отразить все следы, характеризующие движение транспортных средств, а также связанные с действиями водителей и пострадавших.

В заключительной части протокола указывается:

какие следы и другие вещественные доказательства изъяты;

какими способами изымались следы и фиксировалась обстановка места происшествия;

какие заявления поступили от участников осмотра.

Здесь вы можете указать на то, что по Вашему мнению не учтено при составлении протокола. При осмотре места происшествия вы юридически равны с сотрудником ГАИ, следователем и т.д. Ваше мнение должно быть учтено и Вы на этом должны настаивать.

К протоколу прилагаются выполненные при производстве осмотра фотографические снимки и негативы, видеокассеты, дискеты, планы, схемы, слепки и оттиски следов.

Необходимо указать в протоколе, что применялась фотосъемка с помощью например: цифрового фотоаппарата С asio и т.д..

Фототаблица (фотографии) высылается по адресу лица, производящего дознание , административное расследование . Как правило, это лицо в момент осмотра не известно и записываете только адрес и данные начальника отдела . Пример : Начальнику отдела дознания Промышленного РУВД 443087 г. Самара ул. Калинина 13А.

Схема места происшествия . На схеме должны быть указаны: дорога, улица, расположение и направление движения транспортных средств; место наезда, столкновения, опрокидывания и т.п. местонахождение пострадавших; следы и другие вещественные доказательства. Все, что отмечено на схеме, должно быть отражено в протоколе осмотра.

Схему места происшествия целесообразно вычерчивать примерно в масштабах 1:50; 1:100; 1:200. Если есть необходимость, она ориентируется по странам света. Все надписи выполняются так, чтобы их можно было читать не поворачивая схемы.

Особое внимание обращается на точность измерений: радиуса поворотов дороги (улицы), углов пересечения улиц и дорог, указания расположения дорожных знаков, указателей, светофоров, светильников, границ проезжей части, тротуаров, пешеходных переходов.

С хема составляется в вертикальной проекции (в плане). Допускается нанесение отдельных предметов (мачт освещения, деревьев и т.п.) в вертикальной проекции, если это не мешает другим деталям схемы. Нанося на схему транспортные средства, в их длину и ширину необходимо включать выступающие за их габариты грузы.

Если на месте происшествия обнаружено много вещественных доказательств, их контуры следует вычертить на отдельном листе или вынести (в большем масштабе) за пределы места происшествия, обозначенного на схеме. В ряде случаев, для облегчения составления схемы, целесообразно использовать нумерацию изображенных предметов. На схеме указываются необходимые размеры: ширина проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных переходов; расстояние между выбранной неподвижной точкой и отдельными следами, вещественными доказательствами, транспортными средствами и пострадавшими; длина отдельных следов (например, следов торможения, осыпи грунта) и т.д.

Обратите внимание на состояние водителя, частником ДТП. Сейчас наркотики получили широкое распространение. Возможно проведение простейшего теста, а именно, посветить фонариком в глаза человека. У человека в нормальном состоянии зрачки реагируют на свет сужением. Отсутствие реакции или она замедленная, расширенные или суженные зрачки может служить сигналом к обязательной проверке в медицинском учреждении на содержание алкоголя или наркотиков в организме водителя.

Сотрудники ГИБДД обязаны проверить исправность рулевой и тормозной систем автомашины при осмотре места происшествия. Результат проверки отражается в протоколе. Если вы подозреваете, что ДТП произошло в результате неисправности автомобиля, а выявить неисправности на месте не возможно, то необходимо поставить автомобиль на штрафную стоянку — под охрану МВД, в крайнем случае на любую другую охраняемую стоянку для дальнейшего осмотра в присутствии специалистов, которых Вы сможете собрать не сразу, а спустя время.

Здесь мы описали только малую часть того, что необходимо знать и делать при ДТП. Наши сотрудники готовятся для осмотров мест ДТП от 1 до 3 лет и всех нюансов в короткой статье не расскажешь. Мудрость каждого положения доказана многолетним опытом.

Рекомендуем с копиями объяснений сторон, копиями протокола и схемой обращаться к экспертам за консультацией, что позволит значительно ускорить процесс судопроизводства, избежать судебных ошибок и быстрее получать страховые выплаты.

Служба «Аварийного комиссара», это в первую очередь — служба доставки Специалиста к месту осмотра ДТП. Специалист, это сотрудник экспертного учреждения, действующий на основании УПК,ГПК. Он знает, что изложено на данной странице и более в несколько раз. Даже профессионал, становясь участником ДТП, получает стресс и не сделает 10-й части того, что написано в различных инструкциях и наставлениях. В серьезных ДТП вызывайте службу «Аварийного комиссара». Служба «Аварийного комиссара» обязана иметь постоянный договор с экспертным учреждением, для круглосуточного доставления Специалиста к месту ДТП. Страховым компаниям необходимо иметь это ввиду при заключении договора со службой «Аварийного комиссара» и требовать от них действующий договор с экспертной организацией.

© 2004 ЦНЭАТ, г. Самара, ссылка на ЦНЭАТ и страницу обязательны

2.2. Составление протокола. Схема ДТП

Протокол осмотра места происшествия содержит в себе дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, а в содержательной части — описание всех обнаруженных элементов места происшествия:

участков дорог или улиц с указанием названий, с их проезжей частью, тротуарами и обочинами;

размеров и формы пересечения, ширины и разметки проезжей части, рядности движения, значимости дорог;

обочин, кюветов, разделительных полос, бордюров и т.п.;

дорожного покрытий, его состояния (влажное, сухое, обледенелое); особенностей — колеи, ямы; окружающих объектов — деревья, ларьки; неподвижных препятствий на дороге — ямы, «волны» на асфальте;

объектов, являющихся результатом ДТП, автомобилей, их положения на местности и взаимного, точного места столкновения, его геометрических параметров относительно осевой линии и границ проезжей части;

средств организации движения — линий разметки, дорожных знаков, светофоров; расположения имеющих отношение к ДТП дорожных знаков, возможности увидеть эти знаки при движении с места водителя перед происшествием, зоны их действия;

состояния погоды и видимости в момент осмотра; положения солнца, видимости и обзорности с места водителя.

Кроме того, в протоколе;

1) фиксируют все размеры и расстояния, имеющие значение для расследования; при сомнениях в правильности указанных данных эксперт должен потребовать у назначившего экспертизу лица точные сведения;

2) перечисляют предметы, изъятые с места ДТП;

3) указывают действия по фиксированию обстановки на месте ДТП и изъятию предметов — изготовлялись ли слепки отпечатков протектора, фотографировалось ли место происшествия;

4) излагают заявления по существу осмотра, поступившие от водителей, очевидцев, потерпевших и пр.;

5) указывают время начала и окончания осмотра.

Важно обнаружить и зарисовать следы движения транспортных средств, пока они не уничтожены проезжающим мимо транспортом, лучше всего сфотографировать с разных точек место ДТП. При зарисовке следов обязательно отмечают место перехода отпечатков протектора в следы скольжения при торможении или заносе, начало и длину каждого вида следов — сплошных, прерывистых, скользящих, их интенсивность, расположение на соответствующей части дороги по ширине, а также различия в следах каждого колеса. Следы торможения от их начала до оси задних колес измеряют с указанием размеров каждого участка, отличающегося по характеру следа, в том числе и из-за различного качества покрытия. Длина следов торможения является базой расчета скорости движения автомобиля.

Протокол лучше дополнить фотографиями наиболее серьезных повреждений, взаимного расположения транспортных средств и объектов после столкновения.

Справка по ДТП составляется инспектором ГИБДД, осматривавшим место происшествия, на основании данных, полученных в процессе осмотра, предварительного опроса очевидцев, участников и пострадавших. Инспекторы ГИБДД в справке нередко навязывают свою субъективную оценку действий участников происшествия. Объективную оценку можно получить только после тщательного расследования, а порой после автотехнической экспертизы. Справка должна включать лишь объективные обстоятельства происшествия, сведения о месте и времени происшествия, краткое его описание с указанием адресов пострадавших и лечебного учреждения, куда они направлены, информацию об автомобилях, участвовавших в ДТП, и их водителях.

Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события. Показания свидетелей и обвиняемых иногда учитываются, однако к использованию этих материалов следует относиться с крайней осторожностью ввиду возможной их недостоверности, преднамеренной или непреднамеренной, и встречающихся противоречий. Все противоречия в показаниях должны быть устранены в ходе предварительного или судебного следствия. Окончательный вариант указывают в постановлении о проведении экспертизы. Если, например, водитель и пешеход настаивают на разных величинах скорости машины, то эксперт должен исследовать обе версии и дать заключение по каждой. Например: «При скорости 45 км/ч водитель имел «техническую возможность» предотвратить наезд. При скорости 60 км/ч он такой возможности не имел». Суд принимает решение, учитывая заключение эксперта и другие обстоятельства.

Не всегда вещественные доказательства, собранные на месте ДТП, проясняют события во время происшествия; но они помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, а также подтвердить или опровергнуть иные показания, данные другими участниками ДТП. При отсутствии надежных свидетелей вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением ряда более вероятных вариантов механизма ДТП. Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности привязки, фотосъемки и последовательности описания в протоколе осмотра (обнаружения) их нахождения на месте происшествия.

Протокол подписывают лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре: водители, специалисты.

В протоколах о ДТП почти не встречается описаний состояния линий дорожной разметки. А они часто бывают стертыми, скрытыми под слоем снега или грязи. В таких случаях ГОСТ требует: «На участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки *(168).

Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД по возможности точнее с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний его очевидцев и участников. На схеме наносятся положение автомобилей, объектов соударения, окружающая обстановка, протяженность и направление тормозного пути. Схема должна обеспечить качественную экспертизу и правильное воспроизведение ситуации ДТП при следственном эксперименте.

Схема фиксирует координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия и их примерное положение перед происшествием, а также траекторию движения. Для точного представления о размерах объектов и расстояний схема должна быть выполнена в определенном масштабе. Графическое изображение необходимо сопроводить пояснениями о климатических условиях, состоянии уличного освещения и видимости дорог.

Внимание уделяют положению предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя: домов, деревьев, стоящих транспортных средств. Точно определить расположение транспортного средства на проезжей части при экспертизе можно только в том случае, если его изображение на схеме «привязано» к постоянным неподвижным ориентирам: километровому указателю, столбу.

На схеме указывают размеры:

один размер параллельно осевой линии дороги — от переднего или заднего моста транспортного средства до избранного ориентира;

два размера, перпендикулярных осевой линии дороги, — от осей передних и задних колес или от передней и задней габаритных точек до границы проезжей части.

В каждом конкретном случае могут быть выбраны свои ориентиры на месте ДТП: бордюр, столб и т.п.

Если кромка проезжей части из-за износа покрытия или снега четко не просматривается или отсутствует (на грунтовых дорогах, например), то перед замерами на местности проводят базовую линию.

Между двумя заметными неподвижными ориентирами натягивают ленту рулетки или шнур и все расстояния замеряют от полученной линии, которую называют базовой. Базовая линия позволяет точно зафиксировать объекты сложной конфигурации, кривизну криволинейного участка дороги и тормозного следа.

Базовую линию разбивают на доли равной длины — один метр, от концов долей и замеряют расстояния до объектов. Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать ясные характеристики следов колес на покрытии. Если характеристику следа трудно описать целиком, так как по нему видны и качение, и юз, и занос, то замеряют длину всех характерных участков следа и описывают каждый.

Схема не всегда объективно отражает обстоятельства ДТП. Одна из причин — на месте происшествия обычно составляют лишь эскиз схемы, а оформляют ее окончательно на посту ГИБДД, иногда значительно позже, причем ряд деталей восстанавливают по памяти. Другая причина — на схеме предметы изображают в плане, в то время как участники и свидетели ДТП видели их каждый в своем ракурсе и их восприятие различно. Эти причины приводят к ошибкам в схеме и к неверным выводам эксперта.

Фотосъемкой фиксируют общий вид местности в зоне ДТП и наиболее важные объекты — поврежденную часть автомобиля, тело погибшего, — вошедшие в кадр общего плана. Детальной съемке подвергают объекты, которые могут стать вещественными доказательствами: части тормозов и рулевого управления, протектор шины, разбитые фары, а также следы шин, повреждения дорожного покрытия и транспортных средств, вмятины на кузове *(169).

Необходимо всегда внимательно следить за составлением документов сотрудниками ГИБДД. Если вы с чем-то не согласны, вписывайте свои возражения в протокол. Несогласие со схемой ДТП зафиксируйте в объяснениях. Обязательно нужно указать место разлива жидкости, осколков стекла.

Важным действием является определение непосредственного места столкновения, наезда. Их признаками служат осыпавшийся груз, грунт из-под подкрылков автомобиля, разбитые стекла, в том числе фар, зеркал, фрагменты краски и другие предметы. Они должны быть «привязаны» относительно элементов улицы или дороги (обочины, тротуара, пешеходного перехода, остановок проезжей части и т.д.). Обязательно контролируйте от каких колес, задних или передних, сделаны измерения. При определении места столкновения или наезда тщательно проверяйте его отражение на схеме и связанные с этим измерения. Обычно это место указывается крестом, делается соответствующая запись и подтверждающие подписи участников ДТП. Оно может быть указано со слов участников, свидетелей, очевидцев ДТП. Если на месте происшествия не обнаружено место столкновения, наезда, то об этом делается соответствующая запись в протоколе и на схеме. Существенное значение имеют следы торможения, которые описываются в протоколе и на схеме.

В составляемых документах инспектором ГИБДД должны найти полное отражение все характеристики проезжей части, в том числе наличие дорожных знаков, светофора, регулирующих данный участок дороги, ее уклон, наличие разрытий, выбоин (с указанием не только их длины и ширины, но и обязательно глубины), вид ее покрытия (асфальт, бетон и т.д.) и состояние (сухое, мокрое, грязное, покрыто льдом, заснеженная или местами с участками наледи и др.), размеры проезжей части и разметка на ней, какая освещенность, наличие места столкновения (с указанием признаков, следов, а не просто крестик на схеме) и следов торможений (должна быть обеспечена четкая их фиксация).

Как правило, инспектор ДПС на место происшествия приезжает не сразу, поэтому у водителя есть время самому осмотреть поврежденные автомобили, составить предварительную опись повреждений. При таком осмотре не должно быть мелочей. Нормативно-правовые документы, которыми руководствуются при осмотре, не разделяют повреждения на существенные или малозначительные, они все подлежат описанию.

По возможности откройте капот и, если под ним имеются повреждения, то обязательно их зафиксируйте. В каждом автомобиле желательно иметь фонарь, при помощи которого можно осветить нижнюю часть автомобиля и при наличии дефектов их описать.

Обязательным требованием является присутствие понятых с момента начала осмотра места происшествия, автомобилей и до его окончания. Их данные, в том числе паспортные, вносятся в протокол (обязательно проверяйте соответствие паспортных данных с записью в протоколе). При отсутствии паспорта сведения о них выписываются из водительского удостоверения или иного документа.

Все эти несложные, но, как показывает практика, важные действия необходимо знать и выполнять. Это поможет вам защитить себя и отстоять свои права. При этом вас могут подстерегать «подводные камни», хорошие адвокаты вашего оппонента.

Многие водители, впервые став участниками ДТП, не имея необходимых знаний и опыта, совершают иной раз неправильные действия и поступки во вред своим интересам.

Чтобы правильно разобраться в ситуации, надо всегда помнить: чем быстрее вы получите квалифицированную юридическую помощь, проконсультируетесь с адвокатом, тем меньше проблем вам придется решать *(170).

Довольно часто работники ГИБДД не обнаруживают следы торможения автомобиля на месте ДТП, на этом основании они приходят к выводу о том, что водитель не тормозил и, следовательно, нарушил пункт 10.1 ПДД РФ. Но, во-первых, отсутствие на проезжей части видимых следов торможения вовсе не означает, что водитель не тормозил. Такие следы оставляют, как правило заблокированные колеса при торможении на «юз». Когда же колесо находится на грани блокировки, но продолжает вращаться, явных следов торможения на проезжей части не остается. Такое торможение, кстати, является более правильным с технической точки зрения, поскольку в этом случае замедление оказывается выше, а полный остановочный путь короче. Кроме того, тормозящий таким образом автомобиль сохраняет устойчивость и управляемость и у его водителя остается еще и возможность маневра, которой нет при торможении с блокировкой колес. Наконец, следы торможения могли остаться, но были уничтожены до приезда работников милиции.

Во-вторых, в пункте 10.1 ПДД (ч. 2) речь не идет о торможении, а говорится о необходимости принятия водителем «возможных мер» к снижению скорости при возникновении опасности для движения. Но «возможные меры» — это не только экстренное торможение. Сбрасывание «газа», то есть, торможение двигателем, переход на низшую передачу, торможение стояночным тормозом, притирание автомобиля к бордюру — все это также «возможные меры», конкретный выбор которых остается за водителем в зависимости от складывающейся на дороге ситуации. Ничего в Правилах не говорится и об интенсивности снижения скорости, то есть о замедлении.

Смотрите еще:

  • Обзор судебной практики по ст 171 ук рф Судебная практика по ст. 171 Уголовный кодекс Поиск по делам Статья 171. Незаконное предпринимательство Статья 290. Получение взятки Статья 299. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов […]
  • Наказание по статье 303 ук рф Фальсификация доказательств: ст. 303 УК РФ Вменение любой санкции, предусмотренной законодательством, осуществляется на основании доказательств. Действующие нормативные акты устанавливают порядок их сбора и предоставления. Доказательства, добытые с нарушениями правил, […]
  • Адвокат солодов Адвокат солодов Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов […]
  • Ходатайство о выдаче квоты на временное проживание Как правильно оформить ребенку РВП, если у него нет квоты? Подскажите пожалуйста, мой ребенок родился в РФ,согласно закону ему можно оформлять РВП без учета квоты, но нам, как родителям и гражданам др государства нужна квота. Как правильно будет, подать нам документы […]
  • Заказчик и исполнитель гражданский кодекс Глава 63. Услуги. Общие положения. Статья 901. Договор об оказании услуг.1. По договору об оказании услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного […]
  • Защита вещных прав гк рф Глава 20 ГК РФ:защита права собственности и других вещных прав (статьи 301-306) Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. 1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не […]
  • Исковое заявление об истребовании имущества в арбитражный суд Исковое заявление в арбитражный суд об истребовании имущества из чужого незаконного владения и взыскании доходов за все время владения имуществом Исковое заявление об истребовании имущества из чужого незаконного владения и взыскании доходов за все время владения […]
  • Сроки оспаривания коап Комментарии к СТ 30.3 КоАП РФ Статья 30.3 КоАП РФ. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении Комментарий к статье 30.3 КоАП РФ: 1. Данная статья устанавливает десятидневный срок для обжалования постановления по делу об административном […]