Регулируемый перекресток поворот налево

Правила поворота налево на перекрестке по ПДД

Как правильно осуществлять поворот налево на перекрестке – этот вопрос имеет множество ответов, в зависимости от ситуации. Для начала нужно запомнить, что всегда включается левый указатель поворота.

Пересечение потоков машин осуществляется по-разному, поэтому перекрестки тоже бывают разной степени сложности. Они регулируются, если все едут согласно установленным светофорам или по сигналу прегулировщика.

Соответственно, если:

  • не видно светофора
  • светофор неисправен
  • на нем включен постоянный желтый сигнал
  • никто не указывает машинам, куда ехать – перекресток нерегулируемый.

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Здесь проезд перекрестка с поворотом налево осуществляется по правилам для перекрестков, где поток авто организовывается самими водителями — они передвигаются, согласовывая свои действия с размещенными знаками и другими автовладельцами.

Поворот налево на перекрестке со светофором

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Важно знать, кому и когда нужно уступать – основная часть правил состоит из этого. Каждое правило следует разобрать пошагово. Зная, как правильно поворачивать налево на перекрестке со светофором, можно избежать многих дорогостоящих неприятностей.

При повороте, развороте по зеленому свету на перекрестке со светофором водитель уступает:

  • машинам, которые проезжают навстречу или поворачивают направо (ПДД 13.4).
  • начиная ехать по указателю, который включается вместе с желтым и красным светом, уступать нужно всем машинам, которые едут с других полос (так же поступают трамваи); если дополнительная секция выключена, то движение может осуществляться только по основному сигналу.
  • если разрешено движение всех ТС, трамвай получает приоритет – ему обязаны уступить (ПДД 6.); рельсовому транспорту дают преимущество – сначала пропускается трамвай, затем можно ехать через трамвайные пути
  • при включенном зеленом следует двигаться после того, как все машины, еще находящиеся на перекрестке, окажутся за его пределами, и перейдут дорогу все пешеходы (ПДД 13.8) – это требование, которое необходимо для общей безопасности.

После включения зеленого водитель движется в нужном ему направлении, сигналы светофора, расположенного на выходе с перекрестка, его не касаются. Но он должен видеть дорожную разметку – если есть стоп-линии, то на светофоры придется смотреть и двигаться по их сигналам.

Разъезд на перекрестке при повороте налево с такими линиями имеет особую организацию движения, нельзя поворачивать, не останавливаясь, нужно двигаться прерывисто, только по зеленым сигналам (ПДД 13.7). Если был зеленый, то следует переместиться на перекресток и пропустить встречный транспорт, находясь там. На стоп-линиях в такой ситуации останавливаться не нужно, поскольку есть разрешение двигаться – был зеленый.

Что касается приоритета рельсового транспорта, то он действует, если перекресток регулируется одним светофором. Если установлены раздельные светофоры для трамваев и безрельсового транспорта, то водители обоих ТС должны замечать и понимать сигналы двойного регулирования. Соответственно, если для водителя авто загорелся зеленый, то для трамвая будет красный – при таком сочетании водитель авто совершает поворот с трамвайных путей налево, не уступая.

Такова краткая инструкция стратегии водителя при маневрах на перекрестке – следует соблюдать все изначально, чтобы впоследствии следовать правилам инстинктивно.

Не регулируемый перекресток

Двигаясь через перекресток такого типа, автоводителю придется уступить:

  • машинам на главной дороге (если сам он находится на второстепенной)
  • трамваю (если находиться с ним на равнозначной дороге)
  • всем справа, если пересекаются равнозначные дороги; рельсовый транспорт поступает так же, при этом у них приоритет
  • машинам, которые едут по равнозначной дороге прямо или направо, если сам водитель поворачивает налево или планирует развернуться (так же следует поступать трамваям)
  • пешим гражданам и велосипедистам, если те двигаются или пересекают проезжую часть.

Пребывание на главной дороге не означает постоянный приоритет. Если она идет налево, и имеются два знака – главной дороги и поворота, то нужно вспомнить 13.11 ПДД – уступать всем машинам, которые подъезжают справа.

Не следует рассчитывать, что все водители скрупулезно изучили правила. Поэтому при движении по главной дороге, значение имеют не только знаки и сигналы, нужно внимательно следить за маневрами соседних участников движения и поступать соответственно.

На пересечении неравнозначных дорог гражданин, который едет по второстепенной, может попытаться проскочить первым, несмотря на правила. Лучше пропустить его – не всегда рядом инспекция, которая остановит нарушителя. Всегда сначала нужно увидеть, что другой водитель уступает.

Если начинается изменение направления дороги, действуют правила, установленные для проезда перекрестков равнозначных дорог (вне зависимости от того, о какой дороге идет речь, главной или второстепенной).

Если нет обозначенной главной дороги, а разметка на покрытии дороги неразличима, водитель едет как при движении по второстепенной дороге.

Запрещено создавать препятствия для потока с поперечной дороги –при образовании затора нельзя стремиться на перекресток.

Много полос – как повернуть налево?

Если имеются две и более однонаправленных полосы движения, перекресток считается сложным. Полоса — это любое пространство проезжей части, достаточное для проезда авто, может обозначаться или не обозначаться разметкой.

На перекрестке с двумя и более полосами попутного направления с разрешенным поворотом налево, в случае перестроения водитель уступает приоритет тому, кто уже находится на полосе, на которую он перестраивается. Такой же принцип на перекрестках с кольцевым движением – уступить тому, кто находится на своей полосе.

На практических занятиях по вождению водители приучаются к перемещению в крайнюю правую позицию после поворота – такой маневр предусмотрен ПДД , когда нет знаков, разрешающих повороты сразу с двух полос. Этот навык поможет при повороте налево на дорогу с реверсивным движением – перестраиваться можно только убедившись, что разрешено движение и по другим полосам.

Более сложные перекрестки, например, с возможностью перестроения из двух в три полосы после поворота обычно снабжаются разметкой. Если ее нет, следует определить свою траекторию на подъезде к перекрестку и ехать, уже зная, какую полосу занимать: из правой полосы – в правую, из левой – в левую или среднюю. На таких перекрестках крайне нежелательно перестраиваться, так как при повороте нельзя увидеть движение на соседних полосах.

ПДД допускают занятие любой полосы, однако, при попытке двух авто занять одну полосу, нарушителем окажется тот, у кого помеха справа.

Видео: Как правильно выполнять левый поворот

Вывод

На регулируемом перекрестке движение более предсказуемо – зеленый загорается для водителей двух противоположных направлений одновременно, для тех, кто движется по поперечной дороге, горит красный. На перекрестках со светофорами с дополнительной секцией следует быть намного внимательнее – вариативность поведения участников движения возрастает. Абсолютное преимущество при повороте налево у водителя появляется, если он начинает движение по зеленому основному и зеленой стрелке.

Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток

Правила дорожного движения определяют термин «Перекресток» как пересечение, слияние или разветвление дорог на одном уровне (п.1.2 ПДД). Из этого следует, что пересечения дорог на разных уровнях (например, под мостами или путепроводами) перекрестками не являются. Это определение с точки зрения ПДД. А с точки зрения безопасности движения любой перекресток это место концентрации различных конфликтных ситуаций, так как именно на перекрестках пересекаются разные направления движения автотранспорта. Но об этом позже.

Перекрестки бывают самых различных форм и размеров. Простых и сложных, с одним или несколькими пересечениями проезжих частей, с трамвайными путями посередине и сбоку дороги, имеющих как одну, так и множество полос для движения в разных направлениях.

Среди этого многообразия создается впечатление, что проезд перекрестков это какая-то сверхзадача. Но это только на первый взгляд. Безусловно, начинающие водители, по началу, будут испытывать некоторые затруднения – уверенность приходит с опытом. Но наша задача научиться не просто ездить, не нарушая Правила, а научиться управлять автомобилем так, чтобы не создавать помех другим участникам дорожного движения и самому не попадать в аварийные ситуации.

Правила проезда перекрестков регламентированы пунктом 13 ПДД. Но Правила следует не только знать, но и соблюдать. Ситуация может сложиться любым образом – каждый водитель может ошибиться. Поэтому на дороге нужно постоянно анализировать обстановку и стараться учитывать ошибки других водителей.

Любое отклонение от «нормы» движения, как показывает действительность, может оказаться вовсе и не ошибкой, а сознательным нарушением. Следует всегда предполагать подобное развитие событий. Основа безопасного управления автомобилем – это умение предвидеть и предупреждать изменение дорожной ситуации, учитывать намерения других участников движения, даже если кто-то из них нарушает ПДД.

Всех ситуаций, связанных с перекрестками невозможно предусмотреть, так как их великое множество, но, тем не менее, среди них есть типичные, которые мы обязательно рассмотрим в следующих статьях. А начнем мы с так называемого алгоритма проезда перекрестков, следуя которому (разумеется, с соблюдением Правил) вы без проблем сможете проехать абсолютно любой перекресток.

Алгоритм проезда перекрестков

Сначала приведем этот алгоритм полностью, по пунктам, а затем рассмотрим каждый пункт в отдельности.

  1. В соответствии с выбором направления движения, необходимо занять соответствующее положение на проезжей части (перестроиться на нужную полосу);
  2. Определяем, какой перед нами перекресток: регулируемый или нерегулируемый;
  3. Определяем, разрешен ли проезд в выбранном направлении. Необходимо учесть два фактора: разрешение проезда с точки зрения ПДД (например, преимущество движения или разрешающий сигнал) и с точки зрения Безопасности (например, учитывая «мертвые» зоны за крупногабаритным транспортом);
  4. Непосредственно сам проезд перекрестка – въезд и выезд.

Теперь о каждом пункте подробнее. При подъезде к перекрестку перед любым водителем сразу встают две проблемы. Первая — это въезд на перекресток, вторая — это выезд с перекрестка. Согласно того, в каком направлении вы собираетесь продолжить движение, еще на подъезде к перекрестку вы обязаны перестроиться на соответствующую полосу. Как определить такое месторасположение?

Направление движения по полосам регулируется знаками особых предписаний 5.15.1, 5.15.2, а также 5.15.7 которые располагаются над проезжей частью, и дорожной разметкой 1.18, которая дублирует выше названные знаки.

Если никаких знаков, указывающих направление, нет, а дорожную разметку не видно, то запомните простое правило:

  • движения прямо и направо выполняются из крайнего правого ряда;
  • движения прямо, налево и разворот выполняются из крайнего левого ряда вашего направления.

Помните, перестраиваться нужно заблаговременно, соблюдая безопасность маневра. Чем плотнее поток, тем раньше нужно начинать перестроение.

Если дорога узкая и для движения в одном направлении может поместиться только один автомобиль, то здесь все просто: двигаясь по своей полосе на перекрестке можно поворачивать в любую сторону, если дорожными знаками не предписано какое-нибудь определенное направление. Только сам поворот следует выполнять по правилам: не срезая углов и не выезжая на встречную полосу.

Следуя второму пункту алгоритма проезда перекрестков, определяем, какой перед нами перекресток: регулируемый или нерегулируемый. Вспоминаем пункт 13.3 ПДД. Он гласит:

«Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета».

Из этого пункта ПДД следует, что существует всего два типа перекрестков: регулируемые и нерегулируемые и правила проезда таких перекрестков различны.

Таким образом, еще на максимальном расстоянии до перекрестка, стоит поискать светофор. Увидеть его бывает не трудно, так как на регулируемых перекрестках обычно устанавливают несколько светофоров, и хотя бы один из них вы обязательно заметите. Если перед перекрестком установлен работающий светофор (не сам факт его наличия, а работающий в режиме красный-желтый-зеленый) или движением руководит регулировщик, то такой перекресток считается регулируемый. Если ни регулировщика, ни светофора нет, или светофор есть, но работает в режиме желтого мигающего сигнала, либо вообще не горит, то такой перекресток считается нерегулируемый и проезжать его следует, руководствуясь знаками приоритета.

Двигаясь вне населенного пункта, о приближении к перекрестку проинформируют знаки 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» и 1.7 «Пересечение с круговым движением». Знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой», 2.3.2- 2.3.7 «Примыкания второстепенных дорог» и 2.4 «Уступите дорогу» помогут сориентироваться в проезде нерегулируемых перекрестков.

Увидев их, следует сразу подготовиться к проезду и заодно снизить скорость (если необходимо) или выбрать нужную дистанцию. Но помните: выполняя обгон или опережение крупногабаритных ТС, можно за их габаритами не заметить знаков, расположенных справа дороги. Будьте внимательны.

Подошли к третьему пункту алгоритма и теперь необходимо определить, разрешен ли проезд в нужном направлении с точки зрения Правил и с точки зрения безопасности движения. Если перекресток регулируемый, то разрешение проезда определяется сигналами светофора или регулировщика. Если перекресток нерегулируемый и это перекресток неравнозначных дорог, разрешение проезда определяется знаками приоритета , если перекресток равнозначный — правилом правой руки (помеха справа). Можно сказать, что на этом этапе происходит принятие решения – или остановиться перед перекрестком или следует продолжить движение на разрешающий сигнал (или имея приоритет).

Первые три пункта можно назвать подготовительным этапом, а четвертый пункт алгоритма проезда перекрестков — это непосредственно сам въезд и выезд с перекрестка. Это самый сложный этап и простой одновременно. Но так как разновидностей перекрестков существует немало, весь материал в объеме одной статьи получится очень громоздкий. Поэтому четвертый пункт мы постепенно рассмотрим в следующих статьях.

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Поворот налево на перекрестке с разделительной полосой

В комментариях к моим статьям здесь на «Авточеле» меня неоднократно просили рассказать о развороте на дороге с разделительной полосой. Ничего сложного там нет.

Но для полного описания разворота необходимо сначала понять, как следует поворачивать налево на перекрестках с разделительной полосой.

Для начала вспоминаем. «Разделительная полоса» – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств (п. 1.2 ПДД).

Пункт 8.6 ПДД: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».

Если разделительной полосы нет, то ваш поворот налево, представленный на рисунке №1, вполне соответствует ПДД, и со встречным автомобилем вы разойдетесь правыми бортами. Никто не заставляет ни вас, ни встречный автомобиль объезжать центр перекрестка. Такой взаимный поворот налево наиболее безопасен, так как траектории движения транспортных средств не пересекаются.

Аналогично, если разделительная полоса устроена за границами перекрестка. На самом перекрестке имеет место одно пересечение проезжих частей (Рисунок №2). Пример такого перекрестка – пересечение проспекта Ленина и улицы Энгельса.

При наличии разделительной полосы в пределах перекрестка (Рисунок №3) дорога имеет уже не одну, а две проезжие части, и, следовательно, на перекрестке – два пересечения проезжих частей (на рисунке красные прямоугольники). Поэтому объезд центра перекрестка при повороте налево становится обязательным – водитель не должен оказаться между двумя зелеными линиями при выезде с первого пересечения проезжих частей.

Мне доводилось неоднократно читать различные рассуждения, что подобная трактовка определения количества проезжих частей неверна, что на любом перекрестке одно пересечение проезжих частей, и что в автошколах учат неверно.

Все эти доводы разрушаются вопросом: «Как проезжать подобный перекресток, если на нем установлены предписывающие или запрещающие знаки, которые, согласно ПДД, действуют на ближайшее пересечение проезжих частей?» Например, в билете №15 вопрос №2 (Рисунок №4) спрашивается: «В каких направлениях вам разрешено продолжить движение на перекрестке?» Правильный ответ: «A и Б». За разделительной полосой действие знака заканчивается.

Кроме того, именно такое продолжение границ проезжей части на перекресток показано на рисунках В.7, В.10, В.11 в ГОСТ Р 52289-2004. Подобная конфигурация подразумевается при определении перекрестка в Конвенции. Наконец, эту точку зрения поддержал и Верховный Суд.

Чтобы водителям не гадать и не определять, сколько пересечений проезжих частей на перекрестке, стоит ли объезжать центр или нет, в разрыв разделительной полосы наносят сплошную или двойную сплошную линию разметки (Рисунки №5 и №6). Ее объезд обязателен.

Пример – перекресток улиц Каслинской и Братьев Кашириных – рисунок №7. Да-да, нарушитель попал в кадр. И за подобный поворот – штраф 5000 рублей или лишение права управления на срок от четырех до шести месяцев.

Возникает резонный вопрос: «По какой траектории поворачивать, если разметка стерта?» Например, перекресток улиц Воровского и Курчатова – рисунок №8.

Еще раз сравните схемы двух перекрестков – рисунок №9.

Если разделительная полоса в пределах перекрестка (слева) – центр объезжаем, за пределами перекрестка (справа) – центр объезжать необязательно. Потому на перекрестке улиц Воровского и Курчатова при повороте налево «скашивать угол» нельзя даже в отсутствие разметки.

На рисунке №7 не случайно выделены светофоры. Если они есть, то сплошная или двойная сплошная линии разметки должны быть нанесены обязательно.

В реальности при нешироких разделительных полосах в отсутствие разметки многие поворачивают так, как показано на рисунке №2. Такой проезд перекрестка закреплен и в нормативной документации по организации движения. Например, рисунок Г.1 и Г.3 «Указаний по разметке автомобильных дорог» ВСН 23-75.

Если вы поворачиваете точно так же, во избежание конфликта с инспекторами при левом повороте всегда максимально близко подъезжайте к центру перекрестка и расходитесь со встречным автомобилем, который также поворачивает налево, правыми бортами.

Если встречный решил объехать центр перекрестка, то и вы объезжайте. Очередность проезда определяется по помехе справа – рисунок №10.

В точке А дорогу уступает красный, в точке В – желтый.

Если встречного автомобиля, поворачивающего налево, нет, то центр любого перекрестка лучше объехать – вам будет лучше видно встречное движение.

ПДД оперируют понятием «край пересекаемой проезжей части». Сам край – достаточно широкий, поскольку по нему могут передвигаться инвалидные коляски и пешеходы, толкающие мотоцикл, – раздел 4 ПДД. Следовательно, края пересечения проезжих частей – весьма и весьма условны. Из определения перекрестка в п. 1.2 ПДД следует, что проезжая часть и, соответственно, ее края на перекрестке с одной стороны закругляются, а с другой стороны дорога вместе с проезжей частью идет прямо.

Допустим, за поворот налево на перекрестке, подобном приведенному на рисунке №7, инспектор составил протокол за нарушение п. 8.6 ПДД – по его мнению вы не слишком четко вписались в левый поворот. Вызовите инспектора в суд и попросите его нарисовать широкие закругленные края проезжей части, которая идет по перекрестку прямо. Очень интересно, как это будет выглядеть, так как ничего общего с устоявшимся в автошколах определением границ пересечений проезжих частей (см. рисунки №2 и №3) настоящее пересечение проезжих частей не имеет.

Таким образом, само понятие «пересечение проезжих частей» – абстрактно, и не пытайтесь с точностью до миллиметра определить расположение края пересекаемой проезжей части. Как уже было сказано выше, в первую очередь имеет смысл определение количества пересечений проезжих частей.

С траекторией разворота на перекрестках с разделительной полосой определимся через неделю. А пока поищите, что означает «правостороннее движение» из п. 1.4 ПДД?

В статье использованы материалы и рисунки – из «Конспекта лекций для автошкол».

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила

Продолжаем разбирать алгоритм движения через перекресток. В предыдущей статье мы уже ознакомились с первыми тремя пунктами подготовки к проезду через перекресток, и подошли к четвертому – это непосредственно въезд и выезд. Но прежде чем приступить к детальному изучению, следует уяснить некоторые общие правила проезда перекрестков. Они относятся к проезду любых перекрестков: и регулируемых, и нерегулируемых.

Правила дорожного движения определяют всего два таких общих правила. Они изложены в пункте 13 ПДД:

  • 13.1 При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
  • 13.2 Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

На этом сходство правил проезда обоих типов перекрестков заканчиваются. Т.е. во всем остальном правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков различны. Похожими остаются некоторые технические моменты, которые сейчас и рассмотрим.

Что касается техники выполнения поворотов на перекрестке, то уместно будет вспомнить о том, как автомобиль поворачивает. Особенное внимание следует обратить на смещении задней оси к центру поворота. Неплохо также повторить общую технику выполнения поворота, которая включает в себя:

  • подготовку к повороту;
  • сам поворот (вращение руля и движение по дуге);
  • выход из поворота.

Соблюдая безопасность движения, при проезде перекрестков, всегда следует помнить о «мертвых» или «слепых» зонах. С понятием «слепая зона» водитель каждый раз сталкивается при начале движения, отъезде от тротуара, маневрировании. При проезде перекрестков этот термин принимает более обширное значение: «мертвая» или «слепая» зона — это такое пространство, которое в данный момент водитель не может видеть и контролировать. Например, часть дороги может быть закрыта от взора листвой деревьев или зданием. За большегрузным автомобилем или автобусом может находиться (спрятаться) легковой автомобиль, который в данный момент тоже может быть не видно.

Поворот направо на перекрестке.

Можно сказать, что поворот направо является самым легко выполнимым маневром на перекрестке. Все пространство перед автомобилем и справа от него хорошо просматривается и поэтому легко контролируется.

Подготовка к повороту. Перед поворотом направо следует занять крайнее правое положение на проезжей части. Просто перестроиться на крайнюю правую полосу недостаточно. Полосы бывают такой ширины, что там спокойно могут уместиться два автомобиля. А двухколесному мотоциклу нужно еще меньше места. Поэтому следует принять правее на столько близко к тротуару или краю проезжей части, чтобы вас невозможно было объехать справа. Не нужно путать случаи, когда справа от вашего автомобиля имеется широкая обочина. В общем случае движение ТС по обочине запрещается (п.9.9 ПДД). Некоторые водители таким образом (по обочине) пытаются объехать затор и тем самым наоборот, усиливают пробку на въезде на перекресток, потому что пропускать таких «шустриков» никому не хочется. Такой «объезд», к тому же, является нарушением ПДД.

Если движение по полосам на перекрестке обозначено знаками 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе», то нужно перестроиться согласно этим знакам. Бывает, что на больших перекрестках знаками 5.15.2 разрешено поворачивать направо с двух крайних правых полос.

Перекрестки бывают большие и маленькие, соответственно, углы у перекрестков бывают разные, обычно они скруглены, поэтому в зависимости от формы угла тротуара или газона траектория движения автомобиля в повороте может быть плавной (рисунок слева), а может быть «ломаной» (рисунок справа).

Поворот. Двигаться по дуге поворота нужно так, чтобы не наехать правым задним колесом на бордюрный камень и по правилам выполнения поворотов радиус этой дуги не должен меняться до выхода из поворота. Т.е. на входе в поворот повернули руль один раз – вошли в поворот и поехали по дуге поворота.

Выход из поворота. Подъехали к точке выхода из поворота – возвратили руль в прямолинейное положение – вышли из поворота и поехали дальше.

Завершать правый поворот нужно по возможности в крайнюю правую полосу (пункт 8.6 ПДД). Фраза «по возможности» означает, что если возможно, то нужно держаться правее. Несмотря на то, что правый поворот самый простой в выполнении, с этим маневром связано немало ситуационных «сложностей». Подробнее — в статье Поворот направо. Опасные ситуации. А что делать, если в этот момент дорогу переходят пешеходы?

Согласно пункту 13.1 ПДД, поворачивая на перекрестке, вы обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую вы поворачиваете. Ни в коем случае не следует их объезжать. Сзади вас, т.е. за вашим автомобилем и впереди слева навстречу вам (например, на узких дорогах) могут ехать другие машины, и если вдруг вы захотите объехать пешехода, ваше намерение может быть не правильно понято. Такой маневр может закончиться столкновением с другим автомобилем.

Значит, если пешеходы и (или) велосипедисты есть, нужно будет или двигаться с минимальной скоростью, чтобы пешеходы успели пройти, а велосипедист проехать через проезжую часть, или остановиться, чтобы их пропустить. А для этого нужно мысленно отметить место на проезжей части, где вы плавно остановитесь. Возьмите себе за правило: Никогда не останавливайтесь на «зебре» (разметка 1.14.1 и 1.14.2). Лучше до нее чуть-чуть не доехать.

Все перечисленное выше из общих правил проезда перекрестков относится как к повороту направо, так и к повороту налево.

Поворот налево на перекрестке.

Подготовка к повороту. Также как и перед правым поворотом, к повороту налево необходимо подготовиться – занять крайнее левое положение на стороне проезжей части вашего направления. Если дорога имеет разметку и осевую линию, разделяющую встречные потоки, тогда потребуется вплотную прижаться к осевой линии – это и будет крайнее левое положение. Если осевую линию не видно, тогда нужно мысленно разделить дорожное полотно на две равные части и «прижаться» левым боком машины к середине дороги.

Поворот. При повороте налево на перекрестке траекторию движения нужно строить так, чтобы во время или после поворота не оказаться на полосе встречного движения. Проще говоря, при выполнении поворота налево запрещается срезать углы (п.8.6 ПДД).

Правильная траектория поворота должна проходить через воображаемый центр перекрестка. Такая траектория не только обеспечивает безопасность маневра, но и полностью отвечает требованиям ПДД. К тому же двигаясь через воображаемый центр перекрестка, вы все время будете находиться на своей правой стороне дороги. Двигаясь по дуге поворота, также как и при повороте направо, нужно мысленно отмечать точки остановок автомобиля для того, чтобы пропустить встречный транспорт и пешеходов с велосипедистами, когда этого требуют Правила.

Выход из поворота. Дорога, на которой будет заканчиваться поворот, может иметь одну, две, три и более полос для движения в одном направлении. На какую полосу можно выезжать с перекрестка? При повороте налево ПДД не оговаривают этот случай, т.е. заехать можно на любую полосу, а затем перестроиться на ту, которая более удобна для дальнейшего движения. При этом нужно помнить о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (пункт 9.4 ПДД).

Подробнее об осуществлении левых поворотов, а также о некоторых опасных ситуациях, связанных с этими маневрами — в статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Поворот налево на перекрестке. Часть2.

Основная ошибка, которую допускают водители (в основном, в начале своей практики), пропуская встречный транспорт — они не стоят на месте, а медленно движутся вперед. В результате, траектория движения автомобиля выписывает вот такой крюк, как на рисунке. Двигаться не нужно. Т.е. выехали на середину перекрестка – остановились на своей полосе – пропустили встречный автомобиль, который едет прямо или направо, – повернули налево — пропустили велосипедистов, приблизились к пешеходному переходу – пропустили пешеходов (если они есть) — поехали дальше.

Одновременный поворот налево на перекрестке.

Встречный разъезд на перекрестке очень частая дорожная ситуация при одновременном повороте автомобилей налево:

  • на регулируемом перекрестке при движении на разрешающий сигнал светофора;
  • при движении по главной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога не меняет своего направления;
  • при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога свободна и не меняет своего направления;
  • на равнозначных перекрестках при движении навстречу друг другу, если пересекаемая дорога свободна.

Каждая из этих ситуаций будет рассмотрена позднее, когда будем разбирать проезд через регулируемые и нерегулируемые перекрестки. А пока что, согласно общим правилам проезда перекрестков, нужно уяснить саму технику встречного разъезда на перекрестке.

При одновременном повороте налево на перекрестке ПДД не дают ответ на вопрос «кто из водителей имеет преимущество?». Но существует одно неписаное правило – водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках – левыми бортами.

Но это, так называемое правило, нельзя воспринимать буквально. Если с разъездом на больших перекрестках вопросов не возникает, то на маленьких перекрестках это правило может поставить водителей в тупик.

Все дело в том, что на очень маленьких перекрестках одновременный разъезд без того, чтобы не причинить неудобства оппоненту, и не нарушив при этом Правила, почти невозможен. Опять же, понятие «маленький перекресток» довольно расплывчато, и понимается людьми по-разному. Что значит «маленький» и насколько перекресток должен быть маленький?

Большинство современных перекрестков двухполосных дорог (одна полоса ваша, другая навстречу) при одновременном повороте налево позволяют беспрепятственно разъехаться правыми бортами. При этом на выезде с перекрестка левые колеса автомобиля на встречную полосу не выезжают, т.е. за нарушение можно не переживать.

На очень маленьких перекрестках (ширина примерно две длины автомобиля) без нарушения Правил можно разъехаться «налево» двумя путями: первый – названный выше случай разъезд левыми бортами, второй способ – уступить первоочередное право проезда перекрестка своему оппоненту. В таком случае, на маленьком перекрестке (на очень маленьком) первым налево поворачивает ваш оппонент, а ваш авто поворачивает следом, уже после того, как проезд освободится. Если же ваш оппонент уступит первую очередь проезда вам, например, моргнет фарами, или махнет рукой, значит, вы проезжаете перекресток первым.

Центр перекрестка, также как и его категорию (большой он или маленький) определить обычно бывает нетрудно, ну а встречный автомобиль, поворачивая вместе с вами, подскажет вам нужную траекторию.

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Правила проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков

Подъезжая к любому перекрестку, необходимо в первую очередь определить его тип: регулируемый или нерегулируемый (пункт 2 алгоритма движения через перекресток). Это очень важно, так как правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрёстков отличаются друг от друга. Есть, правда, два общих правила. О них говорится в пункте 13 ПДД, мы уже обсуждали в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд. Общие правила. От типа перекрестка зависит последовательность дальнейших действий на въезде и выезде с перекрестка.

Как определить тип перекрестка, указано в пункте 13.3 ПДД. Повторим признаки регулируемого перекрестка:

  • Движение регулируется светофором;
  • Движение регулируется регулировщиком.

Правила проезда регулируемых перекрестков:

  • Правило 1. Работающий в режиме «красный – желтый – зеленый» светофор отменяет действие знаков приоритета.
  • Правило 2. Движение возможно только на разрешающий сигнал светофора. При этом необходимо соблюдать рядность движения, согласно маневру занятьсоответствующую полосу.
  • Правило 3. При включении для вас разрешающего сигнала светофора, необходимо уступить дорогу ТС, завершающим движение через перекресток и пешеходам, заканчивающим переход проезжей части вашего направления (пункт 13.8 ПДД).
  • Правило 4. Если светофор оборудован дополнительной секцией, то на ней стрелкой указано направление. Двигаться в направлении стрелки в такой секции можно, только если она включена.
  • Правило 5. Если зеленая стрелка в дополнительной секции горит вместе с красным сигналом светофора, то движение в направлении зеленой стрелки разрешено, но требуется уступить дорогу ТС, едущим с других направлений.

Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора, в том числе с одной или двумя дополнительными секциями можно посмотреть здесь.

  • Правило 6. Если движением на перекрестке управляет регулировщик, то его действия наделены высшим приоритетом. Это значит, что все его указания по порядку движения для водителей обязательны, даже если они противоречат сигналам светофора, знакам и дорожной разметке. Другими словами, регулировщик на перекрестке главнее светофора, знаков и дорожной разметки.

Разрешенные направления движения при различных сигналах регулировщика можно посмотреть по этой ссылке.

Это были правила проезда регулируемых перекрестков.

Теперь несколько «бытовых» рекомендаций для проезда перекрестка со светофором и вообще для движения на светофорах.

Пункт 6.2 ПДД разрешает движение на зеленый мигающий сигнал и запрещает движение на желтый сигнал, но допускает его, если для остановки потребуется применить экстренное торможение (пункт 6.14 ПДД). Поэтому, если подъезжаете к светофору на зеленый мигающий сигнал (мигает 3 секунды), сразу же определитесь, будете ли вы проезжать или останавливаться (разумеется, в зависимости от расстояния до светофора, вашей скорости и прочих обстоятельств). Ваши намерения должны быть понятны другим водителям, едущим за вами:

  • если решили продолжить движение, ускоряйтесь так, чтобы за вами успел проехать следующий за вами автомобиль (если его водитель изъявит такое желание);
  • если решили остановиться, нажмите слегка на педаль тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы;
  • если же остановка на светофоре требует интенсивного торможения — обязательно контролируйте обстановку сзади в зеркало заднего вида, чтобы избежать наезда на вас движущегося сзади автомобиля. Но такую ситуацию лучше не допускать.

Подъезжая к перекрестку со светофором, на котором только что загорелся зеленый сигнал, всегда снижайте скорость, даже если дорога для движения свободна, потому что существует вероятность столкновения с автомобилем завершающим проезд перекрестка с других направлений, особенно на «закрытых», плохо просматривающихся перекрестках.

Если подъезжаете к светофору с горящим красным сигналом, то заранее снижайте скорость и старайтесь ехать так, чтобы при подъезде к нему уже включился зеленый свет, и вы могли проехать перекресток без остановки.

Если вы стоите на светофоре первым, и собираетесь продолжить движение в прямом направлении, то начинать движение следует с интенсивным ускорением, чтобы не задерживать водителей, который едут сзади вас. Если стоите на светофоре вторым (третьим, четвертым и т.д.), старайтесь начинать движение одновременно или с минимальным отрывом от едущего перед вами автомобиля.

Теперь поговорим о безопасности проезда регулируемых перекрестков.

Перекресток со светофором. Движение прямо на перекрестке

При встречном движении автомобилей на разрешающий сигнал светофора или регулировщика в направлении прямо и направо траектории их движений не пересекаются, поэтому трудностей в проезде перекрестка обычно не возникает. Но существуют несколько видов перекрестков, на которых даже при движении «прямо» требуется активно смотреть по сторонам. Например, на некоторых перекрестках движение организовано таким образом, что для выполнения поворотов организуются дополнительные полосы. Другими словами одна широкая полоса до перекрестка раздваивается перед пересечением проезжей части, а после перекрестка опять переходит в одну полосу.

На таких перекрестках дорожной разметкой 1.18 и знаками 5.15.2 указываются движение по полосе. Но бывает, что разметка стирается или ее не видно, а знаков 5.15.2 можно сразу не заметить. В результате, автомобили с дополнительных полос, предназначенных для поворота, начинают тесниться к центру проезжей части, чтобы поехать в прямом направлении, тем самым вытесняя другие машины, что едут рядом в попутном направлении, на встречную полосу или сами оказываются на встречной полосе. Результат такой невнимательности может иметь грубые последствия.

Вариант выхода из подобных ситуаций. Если вы оказались не на той полосе, что вам нужно, или спохватились поздно, то следуйте указаниям знаков и разметки. Если знаки требуют повернуть – поворачивайте. После этого ищите место, чтобы развернуться и возвращайтесь на этот перекресток, чтобы далее поехать в нужном вам направлении. А если хорошо знаете местность, можете проложить себе другой маршрут.

Проезжая перекресток, еще необходимо понимать следующее: соблюдение ПДД, безусловно, упорядочивает движение, но НЕ гарантирует безопасность. В серии статей Дорожные ситуации. Проезд перекрестка прямо рассмотрены несколько типичных дорожных ситуаций, в которых может оказаться любой водитель, а также даны рекомендации, как избежать неприятных последствий.

Встречаются перекрестки, имеющие два пересечения проезжих частей. Их особенность в том, что на одних перекрестках есть стоп-линия, на других ее нет. Здесь и кроется коварство.

Допустим, вы на зеленый сигнал светофора проехали первое пересечение и собираетесь продолжить движение прямо. Но в этот момент зеленый сигнал меняется на желтый или красный. Как поступить, остановиться, или продолжить движение?

Официальное решение на этот вопрос дает пункт 13.7 ПДД. Если на перекрестке есть Стоп-линия, то обязательно нужно остановиться. Если Стоп-линии нет, значит можно двигаться дальше и проехать следующее пересечение.

А теперь представьте такую жизненную ситуацию. Стоп-линии нет, значит, согласно пункту 13.7 вы обязаны закончить проезд перекрестка независимо от сигнала светофора на выходе. В тоже время, по пересекаемой дороге на зеленый сигнал начинает движение другой автомобиль и, нарушая пункт 13.8 ПДД (возможно, он вас не видит), резко ускоряется вперед. В результате возможно столкновение.

Выход из подобной ситуации будет такой. Выезжая на перекресток, нужно прорабатывать в голове возможное развитие событий. Это называется прогнозирование ситуации с учетом «мертвых» или «слепых» зон. Т.е. того пространства, которое вы не можете видеть по каким-то причинам. При проезде одного и того же перекрестка, каждый раз ситуация меняется. Если вы на пересекаемой дороге справа от себя видите огромный автобус, то обязаны предположить, что за ним, в «слепой» для вас зоне может находиться автомобиль меньших размеров, который также вас не видит. Поэтому в ситуации с нашим перекрестком, даже если Стоп-линии нет, то целесообразно будет остановиться перед вторым пересечением проезжей части.

На видео проезд перекрестка с разделительной полосой. Почти тот самый случай, о котором говорилось выше.

О развороте на перекрестках дорог, имеющих разделительные полосы, можно прочесть в одноименных статьях: Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой Часть1, Часть 2 и Часть 3.

Перекресток со светофором. Поворот направо на перекрестке

Стоя на светофоре в первом ряду и собираясь повернуть направо, всегда обращайте внимание на автомобиль, стоящий слева от вас также в первом ряду. Бывают случаи, когда водитель левой машины при включении зеленого сигнала светофора буквально срывается с места и, подрезая вас, уходит направо, успевая проскочить перед пешеходами. Это нарушение и разбираться в причинах такого поступка нет смысла, просто нужно быть внимательнее. Поворачивая направо, требуется уступить дорогу велосипедистам, которые движутся прямо (если таковые имеются) и пешеходам, переходящим проезжую часть (п. 13.1 ПДД).

В статье Поворот направо. Опасные ситуации эти самые «нюансы» расписаны более подробно. Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным автомобилям. Эту особенность нужно учитывать, тем более, если есть привычка поворачивать не в крайний правый ряд, как этого требует пункт 8.6 ПДД, а далее правого ряда. Подробнее об этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.

Перекресток со светофором. Поворот налево на перекрестке

Поворот налево, так же как и одновременный, с встречным автомобилем поворот налево на перекрестке уже рассматривался в статье Въезд и выезд. Общие правила, но возвращаясь к безопасности маневров, следует напомнить одну рекомендацию. Поворачивая налево, водитель обязан пропустить ТС, которые движутся навстречу прямо и направо, а также пешеходов, переходящих проезжую часть, на которую поворачиваете. Остановившись у центра перекрестка и пропуская встречные машины, держите передние колеса своего автомобиля в положение «прямо». Рекомендация не обязательная, но желательная. В случае (не дай Бог) наезда или удара в ваш автомобиль сзади, на повернутых колесах автомобиль может выкатить на встречную полосу, где в это время навстречу вам едут другие машины.

Таким образом, порядок действий при повороте налево на регулируемом перекрестке будет следующий — вы стоите в крайнем левом ряду в ожидании разрешающего сигнала, левый «поворотник» должен быть включен:

  1. На разрешающий сигнал выезжаем на середину перекрестка. Останавливаемся, колеса держим прямо;
  2. Пропускаем встречные автомобили, а также встречных велосипедистов, которые движутся по правому краю своей проезжей части. Затем начинаем движение, быстро поворачиваем руль влево и проезжаем пересечение проезжих частей;
  3. Останавливаемся перед пешеходным переходом. Пропускаем пешеходов и продолжаем движение. Выключаем «поворотник».

Что касается техники поворота налево, то особых сложностей она не представляет. А с безопасностью на левых поворотах дело обстоит серьезнее. В статьях Поворот налево на перекрестке Часть1 и Поворот налево на перекрестке Часть 2 рассмотрены несколько вариантов взаимодействия участников, при которых с большой долей вероятности может произойти столкновение.

Если движением на перекрестке руководит регулировщик, то все внимание на него. В силу того, что регулировщик на дорогах встречается не часто, при его виде некоторые водители теряются и начинают лихорадочно вспоминать в какие стороны можно ехать при разных жестах. Все разрешенные направления движения вспоминать вовсе не обязательно. Допустим, вам нужно повернуть направо и вы, соответственно, заняли крайнее правое положение на проезжей части. Подъезжаете ближе и видите регулировщика на перекрестке. Вспоминаете жест регулировщика, разрешающий поворот направо:

  • Р. стоит к вам боком, руки опущены или вытянуты в стороны;
  • Р. стоит к вам левым боком и правая рука вытянута вперед;
  • Р. стоит к вам лицом и правая рука вытянута вперед (указывает на вас).

Ждете разрешающий сигнал и начинаете движение. Все, никакой лишней суеты. С остальными направлениями нужно поступать точно так же. А вообще, регулировщики тоже люди, они способны понять чужую забывчивость, и чтобы не задерживать весь поток часто «объясняют» другими понятными водителям жестами кому и куда в данном случае можно продолжить движение.

Смотрите еще:

  • Кассационная жалоба по уголовному делу образец 2018 года Подача и составление кассационной жалобы по уголовному делу Конституция РФ гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод. Одним из инструментов, обеспечивающих соблюдение данной конституционной нормы, является производство в суде кассационной […]
  • 159 ук рф мошенничество интернет Сатья за мошенничество в интернете и как пожаловаться Уголовный Кодекс содержит статью, регламентирующую порядок наказания, а также меры ответственности за мошенничество. Основой данного преступления является ложь гражданина с целью заполучить деньги. Не имеет […]
  • Декларация 3 ндфл продажа автомобиля 2018 образец Заполнение 3 ндфл при продаже автомобиля Если вы реализовали свою машину дороже, чем покупали ранее, то есть после совершения сделки вы получили прибыль, то вам нужно заполнить декларацию 3-НДФЛ при продажи автомобиля и заплатить налог. Его размер составляет 13%. […]
  • Финансовые преступления ук рф Преступления в сфере экономической деятельности Экономические преступления – это деяние, признающееся противозаконным и приносящее материальный ущерб лицам, организациям, государству. Такие поступки довольно частое явление и проявляются в различных отраслях народного […]
  • Дачная амнистия закон последняя редакция Поправки к Закону о дачной амнистии ФЗ 93: чего ждать дачникам и садоводам от новой редакции Приватизировать дачный участок стало сложнее. Государственные регистраторы больше не верят на слово и вместо декларации просят предоставить технический план строений. […]
  • Заявление о выплате пособия по уходу за ребенком от 15 до 3 лет Как грамотно написать заявление на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет — правильные образцы для скачивания Лицо, осуществляющее уход за родившимся ребенком до момента исполнения тому 3 лет, имеет право пребывать в отпуске. Первые 1.5 года данного периода […]
  • Самоуправство ук рф статья 330 Статья 330 УК РФ Самоуправство Порою граждане считают, что лучше прибегнуть к самоуправству, чем действовать в рамках закона. При этом они не задумываются о предстоящих последствиях. Самоуправство довольно сложно квалифицированное преступное деяние. Определить его […]
  • Как восстановится после развода Как восстановиться после развода Сразу после развала семьи наступает психологически сложный период. К разводу нужно быть готовым психологически В это время важно понять, как восстановиться после развода, чтобы адекватно пережить потерю и с исцеленной душой наладить […]