Система государственного управления здравоохранением и социальным развитием

1. Содержание управления в области здравоохранения и социального развития

Статьей 41 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными. Обе эти стороны указанного права взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, здравоохранение является одной из важнейших государственных задач, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Правовой основой управления в области здравоохранения являются Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», федеральные законы от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья и долголетия граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти, организаций, независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан*(198) в Российской Федерации существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

К государственной системе здравоохранения относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Управление в области здравоохранения осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данной области осуществляют полномочия также органы местного самоуправления.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения относятся:

проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

организация и обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического

надзора, разработка и утверждение нормативных правовых актов в указанной сфере;

организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

подтверждение соответствия (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, контроль за их производством, оборотом и порядком их использования; сертификация продукции, работ и услуг; выдача разрешений на применение новых медицинских технологий;

установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования; установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации;

координация деятельности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

установление порядка производства медицинской экспертизы;

лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан;

выдача разрешений на применение на территориях субъектов Российской Федерации новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения относятся:

разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

К ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности;

контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

санитарно-гигиеническое образование населения. Социальное развитие как область государственного управления

включает в себя три взаимосвязанные группы общественных отношений: отношения в области труда и отношения, связанные с социальной защитой граждан, и отношения, возникающие в процессе реализации демографической политики.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Статья 39 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция Российской Федерации провозглашает трудовые права граждан и право на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этих прав. Закрепление в Конституции гарантий трудовых прав и права на социальное обеспечение соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, 10), а также Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26).

Основными задачами деятельности государства в сфере защиты трудовых прав граждан являются создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. В сферу этой деятельности входят трудовые отношения, а также иные непосредственно связанные с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешению трудовых споров.

Социальная защита граждан является функцией государства и предусматривает: реализацию права граждан на социальное обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты граждан; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права.

Важным слагаемым социальной защиты является социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого- педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной

Таким образом, реализация социальной защиты граждан как область государственной деятельности включает в себя такие вопросы, как пенсионное обеспечение, обеспечение по государственному социальному страхованию, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, выплату пособий, установление инвалидности, деятельность учреждений социального обслуживания и государственной службы медико-социальной экспертизы, а также ряд других, связанных с социальным обеспечением населения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы социального обеспечения в Российской Федерации определяются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.; Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в данной области.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области реализации социальной защиты граждан относится координация деятельности и методическое обеспечение социальных служб; лицензирование деятельности по социальному обеспечению; разработка и принятие государственных стандартов социального обслуживания и государственный контроль и надзор за их соблюдением; установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности; организация и координация научных исследований в области социального обслуживания, а также развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области социальной защиты населения вне полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

§2. Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физкультурой и спортом, туризмом и социальной защитой граждан

Общее руководство рассмотренными отраслями социально-культурной сферы осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Так, Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции основные направления внутренней политики государства, издает соответствующие указы, которыми регулируются обще­ственные отношения в области здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма и социальной защиты граждан. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-культурной сфе­ре ; разрабатывает и утверждает федеральные программы разви­тия здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма и социального обеспечения; принимает меры по их практической реализации; осуществляет правовое регулирование связанных с этим вопросов и многое другое.

Конституция Российской Федерации и Основы законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляют сложную и неоднородную, с организационно-право­вой точки зрения, систему здравоохранения, в которой в свою очередь в качестве самостоятельных элементов выделяются госу­дарственная, муниципальная и частная системы (вернее — под­системы) здравоохранения.

Государственная система здравоохранения охватывает орга­ны управления здравоохранением Российской Федерации и ее субъектов, а также находящихся в государственной собственно­сти лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и иные учреждения, осуществляющие соответствующую деятельность в рассматриваемой отрасли.

Муниципальную систему здравоохранения составляют муни­ципальные органы управления охраной здоровья граждан и находящиеся в муниципальной собственности учреждения и предприятия, в основном аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

Частная система здравоохранения включает лечебно-профи­лактические и аптечные учреждения, имущество которых нахо­дится в частной собственности, а также лиц, занимающихся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Непосредственное государственное руководство здравоохра­нением возложено на систему специализированных органов ис­полнительной власти, которую образуют: Министерство здравоохранения Российской Федерации; соответствующие ми­нистерства республик, входящих в состав Российской Федера­ции; органы управления здравоохранением иных субъектов Федерации — департаменты, комитеты, главные управления, управления, отделы и т.п.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) — федеральный орган исполнительной вла­сти, призванный обеспечивать в масштабе страны проведение государственной политики в области здравоохранения.

Основными задачами Минздрава России являются: разработка основ государственной политики, целевых и государственных на­учно-технических программ по развитию здравоохранения, профи-• лактнке заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической про­дукции; организация лицензирования и сертификации меди­цинской и фармацевтической деятельности; разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения и контроль за их соблюде­нием; обеспечение «унитарно-гигиенического и эпидемиологическо­го благополучия населения и др.

К основным функциям Минздрава России относятся: разработ­ка целевых программ в области здравоохранения; координация взаимодействия систем здравоохранения; совершенствование про­филактической, лечебно-диагностической и лечебно-оздоровитель­ной работы; решение вопросов медико-санитарной помощи семье, матери, отцу, ребенку; наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды обитания; выявле­ние причин и условий инфекционных и массовых неинфекцион­ных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих сани-тарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприя­тий, соблюдением законодательства о здравоохранении организа­циями и гражданами; применение мер пресечения нарушений санитарного законодательства организациями и гражданами и привлечение к ответственности лиц, их совершивших, и др.

Данное министерство выполняет функции государственного за» казчика по федеральным целевым программам здравоохранения, *

Органы, управления здравоохранением субъектов Российской Фе­дерации в пределах своей компетенции осуществляют аналогичные задачи и функции в рассматриваемой отрасли: обеспечивают реали­зацию федеральных программ по развитию здравоохранения, разраба­тывают и реализуют соответствующие программы на подведомственной территории ; осуществляют меры по развитию сети учреждений госу­дарственной системы здравоохранения; обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие; координируют деятельность субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; реализуют меры, направленные на спасение жизни людей и защиту их здоровья в чрезвычайных ситуациях. Они выдают разрешения на применение новых методов профи­лактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий; осуществляют лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности; контролируют работу муниципальных лицензион­ных комиссий и т.д.

Государственные функции в отрасли здравоохранения реализу­ются также рядом министерств и ведомств, имеющих в своем подчинении медицинские службы и учреждения: Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и др. Подведомственные им учреждения здравоохране­ния осуществляют свою деятельность на основе общих правовых актов, регулирующих правовое положение учреждений здравоохра­нения. Система и структура органов управления ведомственными учреждениями здравоохранения определяется соответствующими министерствами и ведомствами.

Государственный комитет Российской Федерации по физиче­ской культуре и туризму играет важную роль в реализации государственной политики в охране здоровья населения. В соот­ветствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, другими законодательными и подзаконными нормативными актами компетенция этого феде­рального органа исполнительной власти охватывает: разработку и реализацию целевых федеральных государственных программ развития физической культуры, спорта и туризма; разработку государственных нормативов финансирования физической куль­туры, спорта и туризма; прямое финансирование деятельности подведомственных предприятий, учреждений и организаций фи­зической культуры, спорта и туризма федерального значения;

лицензирование международной туристической деятельности; организацию научных исследований в области физической куль­туры, спорта и туризма; разработку нормативов физической подготовленности различных групп населения и установление единой спортивной классификации; научно-методическое обес­печение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и популярной литературы; пропаган­ду физической культуры и спорта среди населения; контроль за исполнением законодательных и нормативных актов в области физической культуры, спорта и туризма и др.

В субъектах Российской Федерации создаются и действуют республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной области, автономных округов, краевые, областные, гг. Москвы и Санкт-Петербурга государственные органы управле­ния физической культурой, спортом и туризмом: департаменты, управления, комитеты, отделы и т.п. Эти органы создаются решением органа государственного управления субъекта федера­ции по согласованию с соответствующим представительным ор­ганом государственной власти. В пределах своей компетенции они осуществляют функции, аналогичные функциям Государст­венного комитета Российской Федерации по физической культу­ре и туризму.

Местные органы управления физической культурой и спор­том создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Существенный вклад в пропаганду и развитие физической культуры и спорта в стране вносят общественные объединения физкулътурно-оздоровительной и спортивной направленности: физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спор­та, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения граждан. В своей деятельности они руководствуются законодательством об общественных объединениях и Основами законодательства Рос­сийской Федерации о физической культуре и спорте.

Государственный Фонд физической культуры и спорта Рос­сийской Федерации оказывает финансовую, материальную, орга­низационную и иную помощь общественным объединениям физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.

Государство поддерживает олимпийское движение в Россий­ской Федерации. Олимпийское движение в стране координиру­ется Национальным олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией, осуществляю-

щей свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации в Олимпийской хартией. Национальный олимпий­ский комитет является официальным представителем Российской Федерации во всех мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, включая Олимпийские игры.

В соответствии с действующим законодательством все госу­дарственные органы управления физической культурой и спор­том, объединения (организации) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, учреждения и организации здра­воохранения совместно с заинтересованными учреждениями, орга­низациями, предприятиями, их объединениями и общественными объединениями обязаны организовывать широкую пропаганду фи­зической культуры и спорта среди населения с использованием средств массовой информации.

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации — федеральный орган исполнительной власти, непос­редственно реализующий единую государственную политику в области труда и социальной защиты населения.

Основными задачами данного министерства являются: разра­ботка и реализация федеральных и отраслевых программ по вопро­сам труда, занятости и социальной защиты населения; разработка в пределах своей компетенции социальных норм, нормативов и стандартов; организация государственного пенсионного обеспече­ния; создание и развитие государственной системы социального обслуживания населения, содействие созданию и развитию муни­ципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения; организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и вете­ранов; участие в урегулировании вопросов, связанных с лицензион­ной деятельностью в сфере социального обслуживания населения; обеспечение контроля за правильным и единообразным применени­ем законодательства Российской Федерации в области труда и соци­альной защиты и др.

В соответствии с возложенными на него задачами Министер­ство труда и социального развития Российской Федерации осу­ществляет многочисленные функции в следующих областях: охраны труда, занятости и социального обслуживания населе­ния; пенсионного обеспечения; медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-орто-педической помощи; социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов, семьи, материнства, отцовства и детства; социаль-

ной защиты граждан.уволенных с военной службы, беженцев, вынужденных переселенцев и членов их семей; международного социально-экономического сотрудничества.

Аналогичные задачи и функции в пределах предоставленной им компетенции возложены на органы управления в области труда и социального развития субъектов Российской Федерации (департаменты, управления, комитеты, отделы) и подведомст­венные им учреждения и организации, осуществляющие прак­тическую деятельность по социальной защите населения. Так, например, участвуя в решении проблем безработицы и занято­сти населения, они осуществляют анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; ведут учет свободных рабочих мест; принимают решение о признании гражданина безработным и ставят его на учет; выдают безработным пособия; оказывают помощь гражданам в выборе подходящей работы; организуют профессиональную подготовку, переподготовку и по­вышение квалификации безработных граждан в подведомствен­ных учебных центрах либо в других учебных заведениях, выплачивая на это время им стипендию и т.д.

Мероприятия, осуществляемые Министерством труда и соци­ального развития российской Федерации по оказанию помощи гражданам в трудоустройстве, финансируются Государственным фондом занятости населения Российской Федерации , средства которого находятся в оперативном управлении и распоряжении данного министерства.

Федеральная миграционная служба России играет важную роль в осуществлении государственной политики по социальной защите граждан. В ее компетенцию входит: разработка проектов федеральных и миграционных программ и обеспечение их реа­лизации; распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции; организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев

1 См.: Положение о государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N° 25, ст. 911.

на территории Российской Федерации; оказание им помощи и содействия в обустройстве на основном месте жительства; защи­та прав мигрантов; подготовка предложений по совершенствова­нию законодательства в области миграции, контроль за его соблюдением и др. .

Система государственного управления здравоохранением и социальным развитием

17.3. Система и административно-правовой статус органов

управления здравоохранением, физической культурой и спортом

Органы государственного управления в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора образуют государственную систему здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относится Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его состав входят: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральное медико-биологическое агентство.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разнообразные функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда .

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, утвердившее Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2004 N 904, от 28.04.2006 N 254, от 13.03.2008 N 168, от 07.04.2008 N 248, от 02.06.2008 N 423, от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 20.11.2008 N 870, от 29.12.2008 N 1052, от 29.12.2008 N 1059, от 27.01.2009 N 43, от 10.03.2009 N 216, от 17.03.2009 N 232).

Основными задачами Минздравсоцразвития России являются: разработка основ государственной политики в области охраны здоровья населения; изучение состояния здоровья и профилактика заболеваний населения, условий его жизнедеятельности, обеспечение населения лекарственными средствами; контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической продукции; организация лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности и др.

В сфере лицензирования и сертификации к его исключительному ведению отнесено установление перечня видов медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения России обеспечивается Минздравом по согласованию с различными федеральными органами исполнительной власти. Эти органы контролируют источники водопользования населения, осуществляют контроль за атмосферным воздухом населенных пунктов и проводят иные мероприятия, целью которых является выявление фактов нарушения санитарных правил — нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих критерии безопасности для человека факторов среды его обитания.

В администрациях субъектов РФ, городов и районов создаются департаменты (отделы) здравоохранения.

Международная система организации руководства спортом

1. Международный олимпийский комитет (МОК) — является центральным элементом международной системы организации и руководства спортом. Он имеет статус международной неправительственной организации, созданной в форме ассоциации, не преследующей цели извлечения прибыли, и является самостоятельным юридическим лицом, признанным Указом Швейцарского федерального совета от 17 сентября 1981 г. Штаб-квартира МОК находится в Лозанне (Швейцария).

2. Международные спортивные федерации (МСФ).

3. Национальные олимпийские комитеты (НОК).

4. Организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ).

5. Национальные ассоциации, клубы и лица, принадлежащие к ним, прежде всего сами спортсмены.

В целях содействия олимпийскому движению во всем мире МОК может признать в качестве национальных олимпийских комитетов организации, созданные в соответствии с Олимпийской хартией и имеющие статус юридического лица в своих странах.

Аналогичным образом МОК может признавать в качестве МСФ международные неправительственные организации, руководящие одним или несколькими видами спорта на всемирном уровне и включающие в свой состав организации, осуществляющие руководство этими видами на национальном уровне.

МОК и международные федерации, некоторые из которых известны не меньше самого Международного олимпийского комитета (ФИФА, УЕФА, ФИДЕ, ФИБА, Международная ассоциация федераций легкой атлетики — ИААФ, Международная федерация гимнастики и ряд других, думаю, в особых представлениях не нуждаются), а также созданные в рамках этих организаций различные органы, в том числе контрольно-дисциплинарные, арбитражные, антидопинговые и т.п. комитеты и комиссии, являются универсально признанными в мире большого спорта механизмами имплементации спортивного права.

Судебные инстанции в мире современного спорта

Высшей судебной инстанцией в мире современного спорта является Арбитражный спортивный суд в Лозанне. Самыми известными арбитражными центрами на сегодняшний день являются Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Belge d’arbitrage pour le sport), Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии (National Sport Dispute Center), Палата по разрешению споров в области спорта в Италии и т.д.(Camera di Conciliazione e Arbitrato per lo Sport). На международном уровне действует Международный спортивный арбитражный совет (International Council of Arbitration for Sport), при котором был создан известный сегодня Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport), который уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне. Отличительной особенностью практически всех спортивных арбитражных центров, в том числе и Международного спортивного арбитражного суда, является их особое место в системе третейских судов. Являясь весьма специфической сферой общественных отношений, спорт занимает также особое место и плане правового обеспечения. Зачастую конфликты, возникающие в области спорта, подлежат разрешению не только в соответствии с действующим законодательством, но и в соответствии с нормами международных и национальных спортивных организаций.

В Российской Федерации сложилась следующая система управления спортом.

1. Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту, определяющий идеологию развития российского спорта.

2. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (создано 12 мая 2008 года). В его состав входят: Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое в октябре 2008 года было ликвидировано .

См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 30.05.2008 N 863, от 06.09.2008 N 1315, от 07.10.2008 N 1445, от 03.12.2008 N 1715, от 25.12.2008 N 1847, от 31.12.2008 N 1883).

3. Национальный олимпийский комитет России, являющийся общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Он возглавляет олимпийское движение России, разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших достижений при взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

4. Национальные федерации, отвечающие за развитие отдельных видов спорта. Эти структуры выстраивают свою деятельность под руководством и в тесном взаимодействии с Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму и ОКР.

5. Спортивные клубы, объединяющие спортсменов, организаторов спорта, тренеров, иных специалистов в целях создания условий для подготовки и участия спортсменов в соревнованиях. Спортивные клубы могут иметь различный юридический статус — от общественных организаций до ООО, ЗАО, ОАО и даже ФГУП. В современных условиях они все чаще выступают в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов.

6. Иные звенья спорта, связывающие в единую цепочку профессионалов и любителей, молодежь, детей, ветеранов и инвалидов, респектабельных болельщиков и подростков-фанатов, а также всех тех, кто более или менее регулярно занимается спортом или просто проявляет к нему интерес.

Спортивный арбитражный суд РФ

Олимпийским комитетом России совместно с Ассоциацией спортивного права России (Ассоциация объединяет ведущие физкультурно-спортивные объединения России с целью развития правовых механизмов защиты прав и интересов всех субъектов спортивной деятельности) было принято решение о создании первого в России специализированного третейского суда, рассматривающего споры, возникающие в области физической культуры и спорта.

Для этого Олимпийский комитет России и Ассоциация спортивного права России выступили учредителями Автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата», при которой в соответствии с ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» был создан Спортивный арбитражный суд РФ.

Решением Президиума Автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата» были утверждены Положение, Регламент и Список арбитров Спортивного арбитражного суда.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» были направлены соответствующие уведомления об образовании постоянно действующего третейского суда с копиями всех необходимых документов в компетентные государственные суды (Арбитражный суд г. Москвы и Хамовнический районный суд г. Москвы).

Президентом Спортивного арбитражного суда Российской Федерации был избран ректор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор Кутафин Олег Емельянович (умер в декабре 2008 г.), вице-президентами — представитель Президента РФ в Государственной Думе РФ Котенков Александр Алексеевич и доктор юридических наук, профессор Мальцев Геннадий Васильевич.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта .

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российского государства» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 10.12.2008 N 948, от 27.01.2009 N 43).

В соответствии с установленным Регламентом Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:

См.: Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 7 августа 2008 г. N 13 «Об утверждении Регламента Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности;

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в ведении министерства федеральных агентств.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта отнесены:

См.: Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

— разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;

— участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях;

— организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

— участие в организации межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятий;

— участие в организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;

— организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям;

— аккредитация общероссийских спортивных федераций;

— организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

— разработка технических регламентов о спортивном инвентаре и оборудовании;

— материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации;

— организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке таких граждан;

— осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

— научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

— организация строительства и реконструкции объектов спорта;

— разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения;

— подготовка военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

— организация научных исследований в области физической культуры и спорта;

— учреждение государственных наград Российской Федерации, иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения Российской Федерации в области физической культуры и спорта (вступает в силу с 1 января 2009 года);

— обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта;

— организация функционирования единой системы учета спортивных паспортов;

— содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;

— иные установленные федеральными законами полномочия.

С 1 января 2009 года вступили в силу полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 7), по оформлению и ведению спортивных паспортов. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся (статья 8):

— определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;

— учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;

— организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно:

а) установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;

б) утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации;

в) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;

г) информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

— утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

— организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах Российской Федерации;

— присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях;

— реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации;

— организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

— обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;

— осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта.

В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления отнесены (статья 9):

— определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;

— популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;

— организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;

— утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

— организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

— содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

— утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;

— участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта Российской Федерации, проводимых на территориях муниципальных образований;

— оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;

— осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Вопросы для закрепления изученного материала

1. Понятие и основы организации системы образования в России.

2. Организационные формы управления образованием.

3. Содержание государственного управления наукой.

4. Система и административно-правовой статус органов управления наукой.

5. Система межотраслевых органов управления наукой (Высшая аттестационная комиссия Российской Федерации; Российская академия наук; отраслевое управление наукой).

6. Система и административно-правовой статус органов управления культурой, социально-культурными учреждениями и организациями.

7. Основы организации управления здравоохранением и социальным обеспечением.

9. Санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

10. Государственное управление физической культурой и спортом в России и за рубежом.

Смотрите еще:

  • Статья 5 фз об оценочной деятельности 1. Признать утратившими силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона: 1) подпункт "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 30 апреля 1993 года N 4919-I "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой […]
  • Юрга воинская часть 21005 отзывы Войсковые части России Все воинские части в одном месте адреса, отзывы и контакты войсковых частей в/ч 21005 Юрга в/ч 21005 74-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада Местом дислокации 74-й отдельной гвардейской Звенигородско-Берлинской ордена Суворова 2 […]
  • Как начисляются северные надбавки к пенсии Почему при начислении пенсии по возрасту гражданам, которые ранее работали в районах Крайнего севера не учитываются денежные начисления с районным коэффициентом и северными надбавками? Я родилась в г.Севастополе в 1956 году. Работала в период с 1988-1998гг в Якутии в […]
  • Юрист панарин Юрист панарин Панарин Василий Тимофеевич - нотариус нотариального округа Город Королев - ведет прием в Юридическом центре "Нотариальная контора Панарина В.Т." В период его отсутствия временно исполняют обязанности нотариуса помощник: Панарина Татьяна Николаевна […]
  • Как встать в очередь на квартиру в гродно Как стать в очередь на квартиру Очередь не стоит на месте На 1 ноября 2009 года в Октябрьском районе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояла 20471 семья, в том числе около 11000 молодых семей. За 10 месяцев нынешнего года принято на учет […]
  • Конфискация имущества может применяться Конфискация имущества может применяться § 6. Исполнение наказания в виде конфискации имущества В соответствии со ст. 52 УК РФ конфискация имущества за­ключается в принудительном безвозмездном изъятии в собст­венность государства всего или части […]
  • Судебная власть конституция 1993 Судебная власть конституция 1993 Судебная власть и механизм ее реализации в современной России Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, […]
  • Конституционное право сивопляс схемы Конституционное право сивопляс схемы Авакьян С.А. Конституция России. Природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД; Сашко, 2000. Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России. – М.: Зерцало-М, 2002. Аверьянов А.Н., Васецкий Н.А., […]