Социальные и культурные права и свободы ребенка

Социальные и культурные права и свободы ребенка

Совокупность социальных, экономических и культурных прав и свобод ребенка имеет своей целью охрану его здоровья, удовлетворение материальных, социальных и нравственных потребностей, обеспечивающих развитие личности и ее достойное существование.
Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Более подробно предпринимательскую деятельность несовершеннолетних регламентирует ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающие полной дееспособностью, вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей; до 18 лет несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью в случае вступления в брак или приобретения полной дееспособности в результате эмансипации.
Ст. 35 Конституции гарантирует право частной собственности, владения, пользования и распоряжения собственным имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Возможностью иметь имущество в собственности ребенок обладает с момента рождения, право на распоряжение имуществом возникает у него по мере взросления и приобретения дееспособности.
Согласно ст. 36 Конституции ребенок вправе иметь в частной собственности землю. Ст. 37 Конституции провозглашает, что труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Несовершеннолетний вправе заниматься трудовой деятельностью при определенных условиях, регламентированных Трудовым кодексом РФ.
Ст. 38 Конституции особо выделяет государственную функцию по защите материнства, детства и семьи.
Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, гарантируется государством (ст. 39 Конституции).
Важную социальную значимость для ребенка имеет право на жилище (ст. 40 Конституции), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции), на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции).
Для развития личности ребенка решающую роль играет образование, гарантированное каждому ст. 43 Конституции, а также общедоступность и бесплатность образования. Отход от принципов общедоступности и бесплатности образования всегда будет являться шагом назад в социальной государственной политике. «Если, по-вашему, образование обходится слишком дорого, испробуйте Невежество», — утверждает американский профессор права Дерек Бок.
Право на участие в культурной жизни общества (ст. 44 Конституции) включает в себя возможность пользования учреждений культуры и доступ к культурным ценностям. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Усвоение с детства особенностей культуры народа и государства, в котором ребенок родился и развивается, имеет первостепенное значение для его патриотического воспитания и становления как гражданина.
Конституционно-правовой статус ребенка следует относить к общему правовому статусу, присущему любому гражданину нашего государства.
Юридическими гарантиями обеспечения гражданских прав и свобод несовершеннолетних является Конституция РФ и иные законодательные акты, соответствующие ей.
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Правовые механизмы предупреждения нарушений конституционных прав и свобод несовершеннолетних предусмотрены в нормах Конституции РФ. В ст. 45 установлено, что государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. На органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений возложена обязанность соблюдения Конституции РФ и ее законов (ч. 2 ст. 15 Конституции).
В правовом государстве наиболее эффективным способом защиты прав и свобод является судебная защита. Такая защита гарантирована каждому гражданину ст. 46 Конституции РФ. В данной статье предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Особенностями защиты прав и законных интересов ребенка является возложение подобной защиты на родителей (лиц, их заменяющих), а в случаях, предусмотренных СК РФ, на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (ч. 1 ст. 56 СК РФ).
В случае нарушения прав ребенка его родителями (лицами, их заменяющими) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Должностные лица, организации и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ч. 3 ст. 56 СК РФ).
Международные стандарты в области прав и свобод ребенка и Конституция РФ в целом определяют направления правовой защиты детства и семьи во всех сферах общественной жизни, однако реальная ситуация с защитой прав детей в России еще далеко не идеальна. Проблемы принятия качественных законов в этой области и их эффективного исполнения еще ждут своего решения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Содержание конституционно-правового статуса ребенка.
2. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод ребенка.
3. Правовые механизмы предупреждения нарушения конституционных прав и свобод несовершеннолетних.
4. Привести примеры логического несоответствия юридических формулировок в Конституции РФ

Социальные и культурные права и свободы ребенка

5. Экономические, социальные и культурные права и свободы

Социально-экономические права (наряду с культурными правами) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты. В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:

распространенность на определенную область жизни человека;

допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов». (Лукашева Е.А. Права человека. – М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1999. – С.159-170).

Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. До этого времени права на собственность и на труд объединялись с правами гражданскими. Но определенные трудности в их признании существуют и сегодня. Так, Европейская социальная хартия, принятая Советом Европы в 1961 г., до сих пор ратифицирована не всеми государствами.

Социально-экономические права играют огромную роль для обеспечения правового статуса личности. Как отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами». Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

Обязанность государств в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство несет ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.

Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст.ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 26, 27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в конвенционных стандартах Международной организации труда (МОТ). В данной области МОТ принято больше 170 конвенций. Важное значение имеют следующие: «О принудительном труде» (1930 г.), «О справедливом вознаграждении» (1951 г.), «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.), «О политике в области занятости (1964 г.), «О трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.), «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) и др. Иную группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г. и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.

Социально-экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности и защиту государства. К ним относятся:

право на жилище;

право на достаточный уровень жизни;

право на охрану здоровья и проч.

Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов.

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд (ст. 43 Конституции Украины), включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.). Это право выражает постоянно действующую потребность человека, необходимую для создания элементарных материальных предпосылок человеческого существования, а также обеспечения условий всестороннего развития личности. Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставляемую государством любому лицу (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека). В Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» отмечается, что в целях «ликвидации безработицы и неполной занятости каждый член организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости» (ст. 1).

Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, гарантированное в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., состоит из следующих аспектов:

а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия;

б) условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены;

в) все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации;

г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.

Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей (ст. 46 Конституции Украины). Данный комплекс прав закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека, ст.ст. 9, 10, 11, 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст. 26 Конвенции о правах ребенка. Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Гарантии обеспечения права на социальную защиту являются предметом ряда международных конвенций и рекомендаций, принятых МОТ. Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» устанавливает обязанность государств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция № 118 «О равноправии в области социального обеспечения» закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства.

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья (ст. 48, 49 Конституции Украины). Согласно ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая «основное право каждого человека на свободу от голода», Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения продуктов питания, более эффективного использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций (среди которых – оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в экономической, социальной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) – один из шести главных органов ООН и ведущая контрольная инстанция в области защиты социально-экономических прав и основной координатор экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений. ЭКОСОС в соответствии с Уставом ООН (ст.ст. 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и т. п., готовить проекты конвенций по соответствующим вопросам, проводить международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию. Однако международный контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и политических прав менее значителен. Он не включает в себя возможность подачи жалобы частными лицами. Согласно положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст.ст. 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25), государства обязаны представлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положений Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, который, в свою очередь, направляет их на рассмотрение в ЭКОСОС и специализированным в данной области учреждениям. Такая процедура является практически единственной формой контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан. Кроме того, контроль в сфере исполнения социально-экономических прав и свобод сталкивается с особыми трудностями, связанными со сравнительно недавним развитием этой группы прав, с некоторой неопределенностью основополагающих дефиниций и гарантий, содержащихся в международно-правовых нормах по данным вопросам. В 1985 г. создан Комитет ЭКОСОС по экономическим, социальным и культурным правам. Его реальная деятельность началась в 1987 г. Комитет является самостоятельным контрольным органом и уполномочен рассматривать доклады государств, принимать по ним общие заключения и сообщать об этом в ЭКОСОС.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством. Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения». Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии. Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено: 1) развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; 2) одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; 3) каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; 4) государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; 5) государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации системы ООН – ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его и др. (Лукашева Е.А. Права человека. – М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1999. – С. 170-172)

§ 4. Экономические, социальные и культурные права и свободы несовершеннолетних

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ РЕБЕНКА – это возможности несовершеннолетнего реализовать свои способности и получить средства существования, а также возможности доступа ребенка к культурному наследию человечества, их освоению и использованию.

В отличие от других видов прав и свобод ребенка особенностями экономических, социальных и культурных прав и свобод являются:

• распространенность на определенную – экономическую, социальную и культурную – область жизни ребенка;

• допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «удовлетворительное существование»);

• зависимость реализации экономических, социальных и культурных прав и свобод от состояния экономики и ресурсов. В ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах специально говорится о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов»[71 — Лукашева Е.А. Структура прав человека и гражданина // Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. – С. 159–160.].

Согласно Конституции РФ к ЭКОНОМИЧЕСКИМ, СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ И СВОБОДАМ РЕБЕНКА относятся:

1) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

2) право частной собственности (ст. 35);

3) право на труд (ст. 37);

4) право на социальное обеспечение (ст. 38 и 39);

5) право на жилище (ст. 40);

6) право на охрану здоровья (ст. 41);

7) право на образование (ст. 43);

8) право на участие в культурной жизни общества и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества (ст. 44).

Детальный анализ права ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также права частной собственности ребенка и права ребенка на жилище – в гл. 5 настоящего учебного пособия.

Особенности права ребенка на труд рассмотрены в гл. 8 данного учебного пособия.

Рассмотрим подробнее ПРАВО РЕБЕНКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ и ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I[72 — Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1318.] граждане РФ (в том числе и несовершеннолетние) обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Международно-правовые нормы, регламентирующие право ребенка на охрану здоровья, содержатся в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Государство обеспечивает несовершеннолетним гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане РФ (в том числе и несовершеннолетние) имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь.

В соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан несовершеннолетние имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Дети, подростки и учащиеся, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Согласно ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право:

1) на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ[73 — Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2004 г. № 310 (Российская газета. 2005. 28 июня) утверждена карта диспансеризации ребенка, а от 15 апреля 2010 г. № 340н (Российская газета. 2010. 4 июня) утвержден порядок проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.], и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов РФ;

2) санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

3) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ;

4) получение необходимой информации о состоянии своего здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние – больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения с участием в качестве пациентов детей допускается только с согласия в письменной форме их родителей, усыновителей. Дети могут рассматриваться в качестве потенциальных пациентов такого исследования, только если его проведение необходимо для укрепления их здоровья или профилактики инфекционных заболеваний в детском возрасте либо если целью такого исследования является получение данных о наилучшей дозировке лекарственного препарата для лечения детей. В этих случаях такому исследованию должно предшествовать клиническое исследование лекарственного препарата для медицинского применения на совершеннолетних гражданах (п. 5 ст. 43 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»[74 — СЗ РФ. – 2010. – № 16. – Ст. 1815.]).

Рассмотрим подробнее ПРАВО РЕБЕНКА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Статья 38 Конституции РФ провозглашает охрану материнства, отцовства и детства. Статья 39 Конституции РФ провозглашает, что социальное обеспечение гарантируется каждому по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях.

Данное право закреплено также в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 9-12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[75 — СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.] установлены следующие ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ лицам, которые уже имеют детей:

а) единовременное пособие при рождении ребенка;

б) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

в) ежемесячное пособие на ребенка;

г) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

д) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

А. Единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 11–12 указанного Федерального закона).

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух детей или более указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 тыс. руб.

Б. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (ст. 13–15 указанного Федерального закона).

Право на пособие имеют, как правило, те же категории женщин, которые получают пособие по беременности и родам. Вместе с тем есть и различия в круге обеспечиваемых, в частности отпуск и пособие по уходу за ребенком предоставляются не только женщине – матери или усыновительнице, но также и другим лицам, фактически ухаживающим за ребенком, если они подлежат государственному социальному страхованию. Данное ежемесячное пособие, как правило, выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 тыс. руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 тыс. руб.

В. Ежемесячное пособие на ребенка.

В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Г. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 12^1^, 12^2^ указанного Федерального закона).

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух детей и более пособие выплачивается на каждого ребенка. Размер пособия составляет 8 тыс. руб.

Д. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12^5^-12^7^ указанного Федерального закона).

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют мать ребенка военнослужащего, а также опекун ребенка военнослужащего либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

Матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

Иным лицам ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие выплачивается в размере 6 тыс. руб. на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Важным направлением по обеспечению права детей на социальную помощь является профилактика их безнадзорности и правонарушений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[76 — СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.] ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ являются:

• предупреждение безнадзорности[77 — Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.], беспризорности[78 — Беспризорным является безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.], правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении[79 — Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.];

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Статья 13 указанного Федерального закона предусматривает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

1) социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, осуществляющих профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальных приютов для детей, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенных для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[80 — СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.] определяет принципы содержания и меры дополнительной государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Рассмотрим подробнее ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Основы международных стандартов в области образования сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 28 Конвенции о правах ребенка.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[81 — Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 197; СЗ РФ. – 1996. -№ 3. – Ст. 150.] образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ , которые подразделяются:

1) на общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Основные общеобразовательные программы направлены на

решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К основным общеобразовательным программам относят программы:

а) дошкольного образования[82 — Программы дошкольного образования реализуются родителями (опекунами), а также сетью дошкольных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.];

б) начального общего образования[83 — Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования , начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте (и. 2 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).];

в) основного общего образования;

г) среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К основным профессиональным программам относят программы:

а) начального профессионального образования[84 — Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования (ст. 22 Закона РФ «Об образовании»).];

б) среднего профессионального образования[85 — Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (ст. 23 Закона РФ «Об образовании»).];

в) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры)[86 — Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (п. 1 ст. 24 Закона РФ «Об образовании»).];

г) послевузовского профессионального образования[87 — Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования (ст. 25 Закона РФ «Об образовании»).].

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание разных форм получения образования.

Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом получение основного общего образования обязательно (ст. 43 Конституции РФ). Обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования возложена на родителей или лиц, их замещающих. Данное требование применительно к конкретному обучающемуся сохраняет свою силу до достижения им возраста 15 лет (ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Часть 3 ст. 43 Конституции РФ и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[88 — СЗРФ.– 1996.– № 35. – Ст. 4135.] устанавливают возможность для каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в соответствующем высшем государственном или муниципальном учреждении. Особенности организации приема в высшие учебные заведения регламентируются ст. 11 указанного Федерального закона, приказами Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» [89 — Российская газета. -2009 г. – 16 дек.], а также от 28 октября 2009 г. № 505 «Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию»[90 — Там же.].

Рассмотрим подробнее ПРАВО РЕБЕНКА НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И СВЯЗАННУЮ С НИМ СВОБОДУ ЛИТЕРАТУРНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО, НАУЧНОГО И ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА(ст. 44 Конституции РФ).

В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от его национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст. 8 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1[91 — Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 46. – Ст. 2615.] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре») (далее – Основы законодательства РФ о культуре). Каждый, в том числе и ребенок, имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями (ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре).

Право ребенка на участие в культурной жизни включает в себя право несовершеннолетнего пользоваться учреждениями культуры (в том числе библиотеками (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»[92 — СЗ РФ. – 1995. -№ 1. – Ст. 2.]) и музеями (ст. 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»[93 — СЗРФ.– 1996.-№ 22.-Ст. 2591.])), право на доступ к культурным ценностям.

В соответствии со ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ребенок имеет право :

а) на участие в культурной жизни;

б) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение;

в) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

Авторские права ребенка подробно рассмотрены в гл. 5 настоящего учебного пособия.

Смотрите еще:

  • Личные права человека и гражданина в рф статьи Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы Личные права и свободы человека и гражданина в РФ К группе личных (гражданских) прав Конституция РФ относит (статьи 22, 25, 27, 28, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 47, 48): право на частную […]
  • Экономические права российских граждан примеры Образовательный портал - все для студента юриста. V-4. Экономические права и свободы. Экономические права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества. Виды экономических прав и […]
  • Экономические и социальные права человека и гражданина по конституции рф 1. Экономические права человека и гражданина в Российской Федерации Экономические права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества. Виды экономических прав и свобод: - Право на свободное […]
  • В каком суде происходит развод с детьми Развод, раздел имущества и дети Содержание Брак между супругами может быть расторгнут судом или органом, регистрирующим акты гражданского состояния. Соответственно брак может считаться прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака или […]
  • Мировой суд 10 судебный участок Судебный участок № 10 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Понедельник-четверг 8:30-17:30 , Пятница 8:30-12:30 Прием граждан и документов работниками аппарата мирового судьи осуществляется в течение рабочего времени Территория города […]
  • Все организации красногвардейского района Справочник «Красногвардейский» Каталог организаций — 6.636 предприятий Доска объявлений Красногвардейского района Санкт-Петербурга Красногвардейский Красногвардейский район Санкт-Петербурга образован в 1973 году. Площадь района составляет около 57 квадратных […]
  • Делится ли при разводе квартира полученная по завещанию Делится ли квартира родителей и бабушки при разводе? Здравствуйте. Я хочу жениться на девушке. У моих родителей есть 4-х комнатная квартира где я прописан и родители прописаны. И бабушка на меня написала завещание однокомнатную квартиру. Скажите пожалуйста при разводе […]
  • Ст1416 коап рф практика О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в […]