Специфика источников муниципального права

Источники муниципального права РФ: понятие, виды.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном юридическом смыслах.

Впервом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде всего. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

Выделяют три группы источников МП с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений:

НПА, принимаемые на федеральном уровне (прежде всего, Конституция РФ – содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ);

НПА, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ – конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме, акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы МП;

НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ – уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие НПА муниципальных образований.

Источники МП также можно классифицировать следующим образом:

общепризнанные нормы международного права;

нормативные акты субъектов;

правовой обычай – правило, сложившиеся в результате единообразного повторения определенных фактических отношений и получившие признание государства.

Международно-правовые акты стали источником российского права только после принятия Конституции 1993 года. Статья 15 закрепила эти акты как составную часть национального права. Международные договоры бывают двусторонние и многосторонние (конвенции, хартии). Для муниципального самоуправления в России наибольшее значение имеет хартия о местном самоуправлении. Деятельность по ней началась в 1968 году. В ней обобщен весь законодательный опыт по МСУ.

15.10.1985Европейская хартия МСУцель: выработка единых стандартов в местном и региональном самоуправлении, которого не было до 1985 года. Была ратифицирована ФЗ от 11.04.1998 №55-ФЗ, а вступила в силу 01.09.1998. Россия принята в Совет Европы в 1996 году. ВСМВВсемирный союз местных властей – принимает в сентябре 1985 года «Всемирную декларацию о МСУ». Задача союза – следить за достижениями в этой области.

«Европейская конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ / властей» – 46 субъектов РФ имеют пограничные территории, конвенция призвана урегулировать эти отношения.

Хартии американских и европейских городов.

Декларация о местном самоуправлении стран содружества.

Федеральные НПА – конституционные основы МСУ:

1 глава Конституции РФ: МСУ – одна из форм власти народа (статьи 3, 8, 9, 12);

деятельность МСУ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (статьи 18, 24, 32, 40, 41, 43, 97 Конституции РФ);

8 глава (статьи 130-133) определяет конституционные основы МСУ.

Среди источников федерального уровня самый главный закон «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28.08.1995 №154-ФЗ и от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Законодательство субъектов федерации. Право принимать законы предоставлено субъектам РФ Конституцией. Законодательство субъектов не должно противоречить Конституции. 4 группы НПА субъектов:

1) Конституции республик, уставы субъектов федерации;

2) Законы законодательных органов субъектов РФ – Закон о МСУ;

3) Указы губернатора, Постановления Правительства;

4) Решения Уставных судов.

Статья 19 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 закрепила право органов МСУ и должностных лиц принимать (издавать) по вопросам своего ведения правовые акты. Правовые акты МСУ в своей совокупности образуют единую, целостную и дифференцированную систему правовых актов МСУ. Их наименование, виды, полномочия по их принятию, а также порядок принятия и вступления в силу определяется муниципальными образованиями, уставами в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации.

Муниципально-правовой акт обязательное для исполнения на территории муниципального образования, документально оформленное решение, принятое населением, органами МСУ, должностными лицами, устанавливающие либо изменяющие общеобязательное правило или имеющее индивидуальный характер по вопросам местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, которые передаются государством органам МСУ.

Виды актов, принимаемых на локальном уровне:

1) Устав – основной нормативно-правовой акт, правоустанавливающий акт общего характера, может быть как нормативного.

2) Решение – НПА ненормативного характера, может приниматься жителями (референдум, собрание или выборным органом МСУ).

3) Постановление – принимается выборным органом и издается главой муниципального образования, может быть как нормативного, так ненормативного характера.

4) Распоряжения и приказы – акты оперативно-конкретного характера, имеющие распорядительное значение, распоряжения издаются главой муниципального образования, приказы издают заместители главы и руководители структурных подразделений.

5) Положения – НПА, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждаемые распорядительным актом).

6) Инструкция – свод правил для выполнения чего-нибудь.

7) Регламент – правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы органов МСУ.

8) Договоры – соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или превращении взаимных прав и обязанностей.

Все локально-правовые акты не должны противоречить уставам и решениям, принятым населением. Эти акты обязательны для исполнения, это законы за неисполнение наступает ответственность, в том числе административная.

Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права»

1.4. Источники муниципального права

Источниками муниципального права являются правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы.

Существует три уровня источников муниципального права: федеральный, региональный, местный.

На федеральном уровне главным источником муниципального права служит Конституция Российской Федерации. В ней впервые в российском конституционном строительстве закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, относящийся к основам конституционного строя, устанавливается принципиальное положение о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, фиксируются исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав.

Важным источником муниципального права выступают федеральные законы, которые условно можно подразделить на две разновидности:

1) федеральные законы, специально регулирующие вопросы организации и функционирования местного самоуправления. В их числе — «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г., «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г.;

2) федеральные законы, составляющие законодательную основу других отраслей права (административного, жилищного, налогового и т.д.), но в той или иной мере затрагивающие вопросы местного самоуправления. Например, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г., «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г., «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации. и др. К этой же разновидности относятся федеральные законы, которые наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств.

К источникам муниципального права относятся федеральные подзаконные акты. В их числе: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти.

К источникам муниципального права относятся также постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации; постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

К источникам федерального уровня относятся и законы, принятые до Конституции Российской Федерации 1993 г., которые применяются в части, не противоречащей ей.

На региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Это их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица, о муниципальной службе, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления, о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В группу источников муниципального права на этом уровне входят также акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также решения конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации.

На местном уровне источниками муниципального права выступают уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления.

Кроме того, к источникам муниципального права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Поэтому Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985 г., ратифицированную Федеральным законом от 11 апреля 1998 г., необходимо рассматривать в качестве важного источника российского муниципального права. К источникам муниципального права следует отнести и договоры, заключаемые между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

§ 4. Источники муниципального права

Муниципальное право как комплексная отрасль права обладает своими источниками. Для отрасли права, находящейся на начальном этапе развития, этот вопрос приобретает особое значение. В общей теории права в качестве источников права в юридическом смысле рассматриваются формы, с помощью которых воля государства, народа становится правовой нормой.

Муниципально-правовые нормы возникают по воле государства и воплощаются в нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти; кроме того, такие нормы появляются, с общего дозволения государства, по воле населения муниципального образования, органов местного самоуправления.

Комплексный характер муниципального права, особый характер предмета регулирования и децентрализация регулирования предопределяют особенности источников, их природу и содержание. Но в любом случае результатом нормотворчества является нормативный правовой акт в одной из форм, предусмотренных в государстве.

Анализ источников муниципального права может быть дан как в общем плане, так и применительно к современному их состоянию в Российской Федерации, а также по уровням регулирования. Поэтому в учебнике мы несколько раз обращаемся к нормативной основе местного самоуправления. В настоящем параграфе предлагается только общий обзор возможных источников муниципального права. Более детально нормативно-правовая основа современного местного самоуправления в Российской Федерации освещается в § 3 гл. 5 учебника. А с учетом важной роли муниципального правотворчества его особенности раскрываются в гл. 13.

Понятие, виды и особенности источников муниципального права;

Тема 1.1 Муниципальное право как комплексная отрасль права, наука и учебная дисциплина

Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению

Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы

Ответ на теоретический вопрос на практическом занятии делается в форме устного доклада продолжительностью 5-7 минут. Доклад должен быть строго по существу предложенного в плане вопроса, недопустимо в одном докладе охватывать и раскрывать другие вопросов плана.

Ответ необходимо сопровождать примерами из действующего законодательства или из практики правового регулирования. При ответе можно использовать схемы, графики, иллюстрации. После ответа преподаватель и студенты вправе задавать вопросы по существу доклада. Необходимо помнить, что перечень литературы для подготовки носит рекомендательный характер, поэтому студенты могут использовать другие источники не указанные в плане.

Кроме подготовки теоретических вопросов необходимо также выполнить задание по составлению таблиц, схем, графиков и решить предлагаемые задачи.

Контрольные вопросы приведены для того, чтобы при подготовке к семинару студент мог самостоятельно проверить свою готовность, ответив на вопросы. Кроме этого, указанные вопросы могут задаваться в случае возникающий сомнений по поводу оценки студента.

Раздел 1. Понятие муниципального права и местного самоуправления

Содержание лекционного занятия

Содержание практического занятия

Занятие 1. Проводится в форме разбора домашних заданий и решения практических задач.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Муниципальное право как отрасль российского права, ее особенности.

2. Предмет и метод муниципального права.

3. Система муниципального права. Особенности муниципальных правовых норм и правоотношений.

5. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.

Задания и задачи:

1.На семинаре возник спор, студент Волков утверждал, что муниципальное право является комплексной отраслью права, Медведев настаивал на том, что муниципальное право комплексной отраслью права не является, Лисова считала, что муниципальное право нужно рассматривать как отрасль законодательства, студент Зайцев стоял на том, что муниципальное право является подотраслью конституционного права, а Воронов, ссылаясь на системы права некоторых зарубежных стран утверждал что муниципальное право это подотрасль административного права.

Кто из студентов прав и почему прав? Приведите доводы, опровергающие неверные суждения.

Примечание: для проведения дискуссии группа разделяется на 5 подгрупп, участники которых отстаивают свою точку зрения и пытаются опровергнуть аргументы сторонников иных взглядов.

Рубрикатор

Источники муниципального права: понятие, система, особенности

Источник — форма внешнего выражения и существования норм МП.

Особенности: на природу и содержание источников муниципального права оказывает влияние

комплексный характер муниципального права;

высокий уровень юр децентрализации в муниципально-правовой сфере, а соответственно и в системе источников;

-общеизвестность — важно иметь свой печатный орган, связь с общественностью.

Примечание: обнародование есть понятие более широкое, оно включает в себя и опубликование.

— обязательность независимо от их уровня.

— множественность источников, их иерархия

Юридические прецеденты ( судебные, административные).

Правовые или муниципальные обычаи.

Классификация с учетом уровней.

1 уровень: принципы и нормы международного права, международные договоры: например, Европейская хартия местного самоуправления 15.10.1985, ратифицированная в 1998.

2 уровень: НПА, принимаемые на федеральном уровне — Конституция РФ.

а) нормы конституции;

б) ФЗ, содержащие нормы МП – ФЗ-131

в) иные федеральные нпа ( указы Президента, постановления Правительства)

3 уровень: нпа субъектов РФ — Конституции и уставы субъектов РФ; законы субъектов( например, избирательный кодекс Свердловской Области)

4 уровень: муниципально-правовые акты — это письменный документ, принятый непосредственно населением муниципального образования и\или ОМС или ДЛ по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных гос полномочий, переданных ОМС федеральными законами или законами субъектов, обязательны для исполнения всеми субъектами права на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила.

Классификация по субъектам, принявшим акты: население, ОМС, акты ОИВ.

Классификация по юр природе: Акты, устанавливающие общеобязательные правила,

Смотрите еще:

  • Права супруги при разводе Кому уйдет при разводе квартира, оформленная только на одного супруга? Читатель "Денег" интересуется: 1) как будет разделена двух комнатная квартира при разводе, купленная в браке, но оформленная на супруга(в приватизации только он)В браке 10 лет, двое разнополых […]
  • Внесение изменений в списки избирателей Внесение изменений в списки избирателей _____________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) _______________________________________________________________________ (наименование муниципального образования) УЧАСТКОВАЯ […]
  • Испания получить вид на жительство Вид на жительство в Испании Вид на жительство – это документ, дающий право иностранному лицу на временное/постоянное проживание в государстве, гражданином которого он не является. ВНЖ может быть с правом на осуществление трудовой деятельности или без него. Для […]
  • Как получить свидетельство о рождении ребенка в минске г.Минск: Документы для получения свидетельства о рождении ребёнка. Документы на получение пособия при рождении ребенка и ежемесячных пособий на детей до трех лет. Документы для получения свидетельства о рождении ребёнка. 1) наличие заявления о регистрации […]
  • Доверенность чтобы забрать ребенка из садика Кто может забирать ребенка из садика 1 августа 2014 года был издан Приказ № 01-05/35 «О соблюдении законодательства РФ». На основании этого приказа прописан алгоритм, того кто имеет право забирать ребёнка из детского сада и создано заявление от родителей (законных […]
  • Система исполнительной власти в рф доклад Исполнительная власть в РФ понятие, признаки, принципы и тенденции развития Главная > Реферат >Государство и право ПО ДИСЦИПЛИНЕ Административное право ТЕМА: _Исполнительная власть в РФ: понятие, признаки, принципы и тенденции развития. ______ Глава 1. Общая […]
  • Как правильно уволить работника за прогулы 2014 Как правильно уволить работника за прогулы 2014 ВОПРОС: Работник не появлялся на работе несколько дней. Имею ли я право уволить его за это, если он не предоставил никаких документов, которые бы подтвердили уважительность своего отсутствия? ОТВЕТ: Прежде всего […]
  • Ипотека под материнский капитал сбербанк калькулятор Сбербанк - рассчитайте сумму ипотеки на ипотечном калькуляторе 2018 - 2019 Ипотечный калькулятор Сбербанка поможет рассчитать сумму ежемесячного платежа по ипотеке на 2018 - 2019 год, взвесить шансы на досрочное погашение. Пользоваться официальным онлайн […]